Как сшить шторы на окно кухни своими руками. Как сшить теплые шторы на окна своими руками

Трудно представить окна в квартире без штор или жалюзи. Кто-то покупает их в специализированных магазинах или заказывает эксклюзивные, а некоторые мастерицы изготавливают их сами. Рулонные шторы, сделанные своими руками, могут стать интересной альтернативой жалюзи. Они отлично справятся с солнцезащитными функциями и придадут лёгкость интерьеру.

Рулонные шторы-преимущества и особенности

Такие изделия отличаются интересным, стильным видом и подходят практически для любых помещений. Кроме того, что рулонные шторы функциональны и практичны, они способны освежить интерьер и внести в него ноту оригинальности и изысканности.

Основные преимущества:

Рулонные шторы своими руками: фото

Прежде чем приступить к процессу изготовления изделия, следует посмотреть фото и почитать рекомендации, чтобы иметь представление о будущем шедевре.

Рулонные шторы в интерьере помещений










Для работы понадобятся:

  1. Ткань, подходящая под интерьер.
  2. Деревянная планка, которая будет служить для штор карнизом.
  3. Утяжелитель.
  4. Два шуруп-кольца.
  5. Декоративные ленты-подвязки для поднимания штор.
  6. Два шуруп-крючка.

Цветовые решения и выбор ткани

Выбирая ткань, стоит учитывать то, что как она может подходить под интерьер, так и стать интересным акцентом. В современном интерьере очень стильно будут выглядеть изделия с металлическим оттенком. Можно получить эффект витражных окон, если выбрать полупрозрачную ткань с ажурным узором.

При выборе ткани следует учитывать и расположение окон:

  • оттенки холодных гамм (синие, голубые, серые) больше всего подойдут для южных окон;
  • постельные и тёплые тона лучше выбрать для окон, выходящих на север.

Прежде чем покупать ткань и приступать к работе, следует определиться с размерами шторы. Для этого нужно измерить оконную раму: ширина штор должна быть равна ширине рамы, а к значению двойной длины оконного проёма следует прибавить восемь – пятнадцать сантиметров и получить нужную длину шторы.

Перед тем как начать раскраивать материал, на припуски следует прибавить два с половиной сантиметра.

Изделие, предназначенное для большого окна, придётся сшивать из нескольких кусков ткани. В этом случае нужно проследить, чтобы швы точно совпали по центру рамы.

Порядок работ по пошиву рулонных штор

  1. Разложить на столе и выкроить два полотна ткани согласно предварительным расчётам. Полотна сшить с двух сторон по длине и с одной по ширине. Полученный мешок вывернуть и прогладить все швы.
  2. К изделию прикрепить утяжелитель, поместив его внутрь заготовки. Немного отступить и прострочить. Штору зашить полностью.
  3. Разложить штору на ровной поверхности и, отступив от её верха на пять сантиметров, положить деревянный брусок, который аккуратно обернуть тканью. Степлером ткань скрепить с деревом.
  4. Для функциональности и красоты подготовить подвязки, которые будут удерживать штору в свёрнутом состоянии.
  5. Вырезать из ткани две ленты. Их ширина должна быть примерно восемь сантиметров, а длинна на тридцать сантиметров превышать удвоенную длину окна.
  6. С изнаночной стороны ленты аккуратно согнуть вдоль, и прошить по одной короткой стороне и по длинной. Подвязки вывернуть, прошить ещё одну короткую сторону, прогладить.
  7. Подвязки перекинуть через деревянную планку, которая находится вверху рулонной шторы. Прикрепить мебельным степлером. Можно использовать для закрепления не степлер, а крючки или молнии. Это упростит снятие штор для того, чтобы их постирать. Если штора будет крепиться к пластиковой раме, то можно использовать в качестве фиксатора двухсторонний скотч.
  8. Штанга-вал закрепляется над оконным проёмом или к раме.

Как прикрепить рулонные шторы на пластиковые окна своими руками

Крепление может осуществляться множеством разных способов. Рассмотреть следует три наиболее популярных типа крепления, которые можно осуществить своими руками, не имея определённых навыков и знаний.

Крепление на оконный проём. При этом способе установки полотно фиксируется на потолке или на поверхности стены и свободно ниспадает вдоль окна. Для того чтобы закрепить рулонную штору, в потолке или в стене сверлятся отверстия, в которые вставляются профили для закрепления. Во время сверления необходимо быть очень аккуратным, чтобы избежать нежелательных повреждений.

Крепление к оконной раме. По своему принципу этот метод крепления похож на предыдущий. Однако в этом случае полотно крепится к раме, в которой просверливают несколько отверстий и вставляют в них специальные крепёжные детали.

Следует быть максимально аккуратным при этом способе установки рулонной конструкции, чтобы не просверлить поверхность окна и не испортить его. Если нет уверенности в своих силах, то лучше обратиться к помощи специалиста.

Монтаж без сверления

Для крепления штор без риска можно воспользоваться методом монтажа без сверления. Это наиболее безопасный, простой и доступный способ. Для монтажа применяют специальный строительный скотч или клей. На сегодняшний день в продаже можно найти десятки таких материалов. Отличаются они только характерными особенностями и стоимостью.

Лучше всего отказаться от дешёвых составов в пользу надёжного и качественного варианта, способного обеспечить долговечную и прочную фиксацию при установке штор на окно. Прикрепить рулонную штору такими строительными материалами можно на любую поверхность (на раму, стену или потолок).

И в открытом и в закрытом виде рулонные шторы, сделанные своими руками, оконному проёму гарантируют привлекательность. Они легки в уходе и являются лучшим решением для детских, кухонь, лоджий и балконов.

Благодаря эргономичности и разнообразному дизайну рулонные шторы или, как их еще называют роллеты и рольшторы с каждым годом становятся только популярнее. Производство роллетов сегодня очень выгодно и рынок не испытывает недостатка в их ассортименте, но создать свой неповторимый интерьер можно лишь добавив в него элементы ручной работы, например, сделать рулонные шторы на пластиковые окна своими руками. Конечно, они будут напоминать рулонные жалюзи, предлагаемые нам рынке, лишь подъемной конструкцией и лаконичностью, но неизбежно станут изюминкой всей обстановки в комнате.

Пошив таких занавесок не требует больших финансовых затрат и времени, а справиться с ним сумеет даже начинающая мастерица.

Выбор текстиля для изготовления рулонных штор своими руками по пошаговой инструкции, предлагаемой ниже, ничем не ограничен. В продаже можно найти ткани, предназначенные специально для оконных занавесей такого типа: плотные и прозрачные, однотонные и с принтом, гладкие и рельефные, а также светонепроницаемые материалы нового поколения Blackout и Screen, обеспечивающие в комнате полное затенение. Они идеально подойдут для спальни, а если планируете обновить занавески в ванной, отдайте предпочтение ткани с водоотталкивающей пропиткой. Перед тем как сшить рулонные шторы из таких материалов, не забудьте изучить рекомендации по уходу за ними: допустима ли стирка, если да, то при какой температуре и т. д.

При желании сделать роллеты самому можно также из обычных портьерных или хлопковых тканей. Они не обладают высокими антистатическими и грязеотталкивающими свойствами, но и стоят значительно дешевле. Тем более, что мастер класс, который мы предлагаем, не обязывает выбирать для роллетов лишь специальные материалы. Для занавесок, изготовленных по нему пошагово можно выбрать любое текстильное полотно, подходящее для воплощения ваших дизайнерских замыслов: гардинное полотно, сатин, ситец, поплин, лен, хлопок. Главное условие ― ткани для лицевой и изнаночной стороны должны быть одной фактуры и не линять. Иначе при стирке они дадут разную усадку, занавеска перекосится и потеряет привлекательность.

Как изготовить рулонные шторы своими руками за пару часов: пошаговая инструкция

Для изготовления рулонных штор своими руками требуется минимальное количество ткани и при этом получается красивое стильное и максимально функциональное изделие. Такой шторой можно закрыть не только окно, но и стеклянную дверь или использовать в качестве оригинальной дверцы для небольшого шкафчика.


Для того чтобы сшить рулонные шторы своими руками нам потребуется:

  • швейная машинка;
  • два куска однотипной, но разной по дизайну ткани;
  • два деревянных бруска шириной примерно 2 и 1 см и длиной равной ширине готовой занавески;
  • пять шурупов-колец.;
  • три шурупа-крючка;
  • шуруповерт;
  • шнур, тесьма или лента для подъема и опускания шторы;
  • ножницы, сантиметр, нитки, карандаш.

Наша рулонная штора будет крепиться на оконном проеме. В развернутом виде она должна на 10-12 см выходить за его границы в ширину, а в длину спускаться до подоконника. Исходя из этого, делаем замеры. К полученным результатам прибавляем 3см к ширине для припусков на боковые швы и 10 см к длине, учитывая то, что штору будем закреплять на высоте 7 см над окном.


Если рольштора устанавливается над верхним откосом оконного проема, ее размер должен быть шире, чем проем как минимум на 10 см и более.

В качестве примера возьмем стандартный оконный проем шириной 146 см и высотой 140 см. Значит нужно выкроить два прямоугольных куска ткани (поскольку планируется шить двойную занавеску) шириной 149 и длиной минимум 150 см или больше. Кстати, если ширина ткани 150 см, совсем необязательно обрезать рулонную штору на этот лишний сантиметр. Просто выкраиваем квадрат 150Х150см. Если же ширина приглянувшейся вам материи меньше полутора метров, придется сшивать занавеску из 4 отрезов (2 для лицевой стороны и 2 для изнаночной), а центральные швы оформить декоративной лентой или тесьмой.

Шаг 1: Шьем штору

Куски материи совмещаем лицевыми сторонами и сшиваем с боковых сторон и сверху, отступив от краев на 1,5см. Нижний край оставляем незашитым. Выворачиваем изделие на лицевую сторону, подгибаем нижний край внутрь на 1,5 см, прострачиваем и хорошенько утюжим то, что получилось с обеих сторон.
Теперь нам необходимо сшить «кармашки» для утяжелительной и крепежной планок. Для этого решаем, какая сторона занавески будет лицевой (смотрящей в комнату), а какая изнаночной и раскладываем ее на ровной поверхности изнаночной стороной наверх. Затем подгибаем верхний край на 3 см, нижний на 1,5 см, прострачиваем и вставляем планки: ту, что шире в верхний кармашек, а ту, что уже в нижний.


Шаг 2: Вкручиваем шурупы-кольца

В верхнюю (крепежную) планку на расстоянии 10 см от краев сквозь ткань вкручиваем шурупы-кольца (два сверху и два под ними с лицевой стороны). Пятый шуруп вкручиваем также с лицевой стороны, с одного края, отступив от него на расстояние 5 см.


Шаг 3: Закрепляем подъемные шнуры

Чтобы свернуть рольштору, нужны шнуры. Какими они будут, зависит только от вашей фантазии: обычный шнур, капроновая лента, декоративная тесьма, лента, сделанный из ткани контрастного к шторам цвета. Перед тем как обрезать их на нужную длину производим нехитрые расчеты. Длина первого шнура равна длине шторы, умноженной на три. Длина второго шнура точно такая же плюс еще половина длины шторы. В нашем случае это будет 450 см и 525 см.

Продеваем оба шнура в кольца-шурупы на верхней планке и закрепляем, как показано на рисунке. При этом шнур, имеющий большую длину нужно привязать к кольцу, расположенному дальше от отдельного, пятого бокового шурупа.


Шаг 4: Штора и оригинальный подъемный механизм готовы

Опускаем оба шнура по изнанке стороне нашей шторы, через низ заводим на лицевую сторону, пропускаем через все три вкрученные на ней кольца и связываем вместе.


Шаг 5: Устанавливаем штору на окне

Перед тем как повесить нашу замечательную штору, над оконным проемом нужно ввернуть два крючка-шурупа. Главное ― вкрутить их так, чтобы они располагались точно напротив верхних колец, закрепленных на крепежной планке. Такой же принцип можно использовать и для того, чтобы сделать не только шторы, но и жалюзи своими руками.

Для этого прикладываем штору к проему над окном и карандашом отмечаем места, где должны быть крючки-шурупы, вкручиваем их и подвешиваем штору. Сбоку от окна желательно ввернуть еще один крючок, за который будет удобно перекидывать шнуры, когда штора поднята, тем самым предотвращая их запутывание.



Идеи с фото и видео для вдохновения

Наш мастер класс о том, как сделать своими руками лишь руководство к действию. С его помощью можно шить шторы совершенно непохожие на предыдущие. Они будут отличаться размером, дизайном, типом подъемных шнуров. Меняя их по настроению, погоде, времени года, вы сможете каждый раз легко и просто преображать интерьер.

Шторы Hand Made привносят в интерьер тепло человеческих рук и ощущение уюта и спокойствия


Крепить такие занавески можно не только на бруске, но и на карнизе с помощью обычных карнизных коле, а если не позволяет ширина ткани сшить не одну широкую, а несколько узких штор


Такие шторки можно устанавливать не только на проем, но и на каждую створку

или в оконный проем. В этом случае придется учесть, что распахнуть окно получится только, когда занавеска поднята до самого верха

или включить фантазию и придумать свое оригинальное крепление

В качестве подъемных шнуров можно использовать обычные капроновые ленты

Вместо колец-шурупов для поддержки подъемных шнуров иногда используют обычные пластмассовые колечки, продетые сквозь тесемки


Если окно небольшое, можно обойтись без подъемного механизма, а шторное полотно сворачивать вручную и фиксировать одной лентой по центру

Создать в своем доме или квартире уютную и неповторимую обстановку под силу каждой хозяйке. Главное что для этого нужно ― желание творить, фантазия и чувство меры. А начать можно с самого простого ― поменять готовые шторы на сделанные своими руками и по собственному дизайну.

Теплой бывает не только одежда, но и… шторы. Специальная «конструкция» таких занавесей позволяет в буквальном смысле слова утеплить окна, защитить их от проникновения холодного воздуха извне.

Для регионов с холодным климатом это особенно актуально. Ведь, какими бы качественными ни были окна, как бы хорошо ни работало отопление, в морозы от оконных стекол все равно веет холодом. Это создает дискомфорт, если сидишь неподалеку. И снижает энергоэффективность жилья, о которой в последние годы говорится много - как с точки зрения экономии средств на обогрев, так и в свете борьбы за экологию.

Теплые шторы на окно. Фото

Как сшить теплую штору своими руками? Узнать о том, что для этого нужно, и в какой последовательности строить процесс, поможет несложный мастер-класс.

Простой рецепт теплых штор

Как известно, чем больше слоев, тем теплее. Этот принцип, справедливый для одежды, предлагается использовать и при создании теплых штор. Их делают из нескольких полотнищ ткани разного типа. Важно следовать рекомендациям специалистов - тогда точно все получится так, как нужно.

Понадобится:

  • материал, который будет создавать декоративный слой; это может быть любая декоративная ткань;
  • материал для изнаночной стороны портьеры (непрозрачный); он тоже может быть декоративным;
  • особая ткань, обладающая свойством отражать тепло - что-то вроде войлока; это поможет сделать по-настоящему теплые шторы на окно.

Теплые шторы на окна, сшитые из таких материалов, будут хорошо защищать от сквозняков и от идущего от стекол холода. Нужна также обычная швейная машина, иголка, нитки, ножницы и портновский метр.

Снимаем мерки будущих теплых штор

Первый шаг в том, как сшить теплую штору - измерить окно. Нужно снять с него мерки по высоте и ширине. Делать это советуют тщательно.

Теплые шторы можно сделать разного размера. Обычно их габариты такие же, как у обычных портьер: длиной до самого пола.
Определившись с шириной и длиной штор, нужно прибавить на припуски еще по два сантиметра - на ткани декоративной и изнаночной. Теплоотражающую ткань отрезают точно по размеру шторы.


Как сшить теплые шторы. Фото мастер-класс

Надеваем чехол

Затем заготовки складывают друг с другом. Сначала материю декоративную и непрозрачную кладут одну на другую так, чтобы лицевые поверхности оказались внутри. Края деталей должны точно совпадать.


Потом на швейной машинке прокладывают строчку на расстоянии по два сантиметра от края по каждой кромке. Выворачивают деталь и проглаживают края хорошенько.



Теперь нужно в этот «чехол» поместить теплоотражающий материал. Это можно делать двумя способами: вставить ткань внутрь или же надеть «чехол» на нее так, как это делают с наволочками и подушкой.


Теплые шторы. Мастер-класс

Когда это проделано, края этого многослойного «пирога» скалывают по лицевой стороне булавками и отстрачивают по периметру.








Теперь нужно пристрочить к верху портьеры тесьму для крючков или оформить его другим образом, например, с помощью люверсов или пришить петли, или сделать что-то другое. Теплые шторы на окна своими руками готовы.

Узнаем подробнее про МДФ - что такое, особен... Что такое МДФ МДФ – один из наиболее востребованных материалов для производства мебели. Но несмотря на то, что это название у всех на...

Мебель шторы, декор или драпировка, вопрос специалистами окончательно еще не решен. Но несомненно одно: красивые шторы становятся эстетически значащим и даже первоопределяющим элементом интерьера, оттесняя корпусную мебель. Которая, соответственно, может стать проще и дешевле. А если сшить шторы своими руками, то к экономии прибавится еще не менее 10 тыс. руб. Плюс, разумеется, вид комнаты точно себе по вкусу. Эти факторы полностью перекрывают повышение сложности ухода за шикарными шторами, пыль-то они собирают. Поэтому хозяйки-мастерицы шьют своими руками шторы самого разнообразного вида, на рис. лишь отдельные островки обширного архипелага штор в океане предметов домашнего обихода. Некоторые из них требуют немалого труда и умения, но профессионального обучения и производственных условий не нужно, достаточно швейной машинки, ножниц и пр.


Почему популярны римские?

Сейчас наблюдается повышенный спрос на римские шторы, и это не просто веяние моды. Римские шторы солидно, изысканно, даже игриво, смотрятся в комнатах любого назначения с интерьером любого современного стиля и, при надлежащем выборе ткани, вида исполнения штор и отделки полотнищ, в интерьерах классических, см. рис. Особенно хорошо они подходят для эркеров. И в то же время римские шторы требуют меньше материала, труда, за ними легче ухаживать. Немаловажно и то, что римские шторы можно шить из тканей, подлежащих стирке и после нее они остаются пригодными для дальнейшего использования по назначению.


Римскими шторами мы еще займемся, а пока имейте в виду, что они совсем не обязательно гармошки на палочках. Собственно, древние римляне делали 3 вида штор: без вкладышей-лат (поз. а на рис. справа), от которых и произошли европейские классические шторы, см. далее, с полотнищем, армированным латами по всей длине, поз. б, или частично, поз. в. Их эксплуатационные качества равноценны, а выбор вида исполнения зависит от того, какой жесткости в вашем распоряжении ткань и хотите ли вы видеть внизу фестон.

Виды и эволюция

Второй пращур евроштор – обычные занавески, появившиеся еще в хижинах каменного века сразу по изобретении ткачества. Первооснова усовершенствований была сугубо утилитарная: для лучшего затенения в тропиках и субтропиках требовалось дотянуть полотнища до потолка. Приточно-вытяжная вентиляцияручным приводом) появилась не ранее XIV в. и в древности даже знать под опахалами летом изнывала от жары. Но в древнем мире ткань была очень дорога, гладкие ровные штанги карнизов тоже, т.к. выстругивались из дерева или выковывались из металла вручную. Хотя первые примитивные токарные станки с лучковым приводом появились еще в первобытные времена, длинномерные детали на них обрабатывать нельзя было. Отсюда – подхваты, позволяющие отводить полотнища, не двигая их по карнизу, и текстильное навершие – ламбрекен – дополнительно затеняющее помещение в самую жару, когда Солнце стоит высоко, поз. 1 на рис. Оставалось только добавить римские шторы из легкой полупрозрачной ткани, пропускающей свежий воздух, чтобы получились классические французские шторы, поз. 2. Им, кстати, не возбраняется быть и асимметричными, исходя из требований дизайна или гигиены, скажем, на кухне, поз. 3.


Легкомысленные галлы предпочитали, чтобы полотнища и опущенных штор оставались собранными в фестоны, поз. 4, даже художественно-беспорядочные, поз. 5. Это требовало большого расхода ткани (до 3-х раз по высоте полотнища), причем тонкой дорогой, чтобы шторы можно было собрать. Плюс, внешний вид непременно фривольный. Чопорным и расчетливым англосаксам то и другое не нравилось, поэтому они уменьшили количество фестонов и доработали конструкцию полотнищ (см. далее), чтобы распущенными они были гладкими, поз. 6. Так появились английские шторы, их и посейчас шьют из тканей довольно плотных и тяжелых.

В XVII-XVIII вв. Лондон оспаривал у Парижа звание столицы мира. Негоже было отставать и по части свободы нравов, хотя бы показной. Коснулось это и штор: фестонов в лондонских (поз. 7) столько же, сколько и во французских. Но либеральную внешность ушлые бритты обеспечили продольными складками; перерасход ткани удалось снизить до 20-35% по ширине отреза. И волки сыты, и овцам невдомек.

Германский мир в лице тогдашнего своего доминанта – Австрии – в ту эпоху активно выпирал свою идеологию где можно и где нельзя. Что, между прочим, началось еще во времена Оттона I, сразу после распада империи Карла Великого. И продолжается по сей день в скрытой форме, судя по деяниям бабули Меркель. Но вернемся к шторам: австрийские, поз. 8, казарменно-лаконичны и конструктивно, и экономически, и эстетически. Один фестон, пара сборящих шнуров в полотнише, а по его краям и на шнурках сэкономили: что-то вроде ламбрекена ездит вверх-вниз вместе с полотнищем (не в тропиках живем); полуфестоны, чем-то напоминающие то ли эполеты, то ли аксельбанты, вполне вписываются в эстетику формулы «Айн! Цвай! Ахтунг! Форвертс! Яволь!» Кто-то из французских обойщиков заметил однажды, что австрийские шторы похожи на подвешенного за ноги расфуфыренного офицерика.

С Востока на Запад

На Востоке (похоже, сперва в Индии) изначальными шторами были плиссированные или наборные из ламелей – тонких пластин твердого прочного дерева. Причем задолго до появления ткацкого станка и даже металлургии: пальмового листа и древесины, по сей день продающейся под названием железной, хватало в избытке. Для тропиков это конструкция исключительно удачная: гармошка задерживает не только видимое, но и тепловое излучение, которое ткань в значительной степени пропускает. Наборные занавеси породили , а шторы-плиссе без принципиальных изменений благоденствуют и производстве и продаже до сего дня, поз. 9.

Примечание: европейцы познакомились с плиссированными шторами во время походов Александра Македонского. Но придумали, как заменить тканью пальмовый лист и железное дерево, только римляне. Листья финиковой пальмы на ламели не годятся, слишком перистые.

Шторы-плиссе по-римски делают многие любители из обоев, поз. 10. Служат они 1-2 года; изготовление шторы на 1 окно занимает менее 1 часа. Шторы из специальных сортов бумаги есть и в производстве; чтобы сменного полотна хватало на 3-5 лет, его набирают из сдвоенных сплющенных трубок, вставляя их друг в друга, поз. 11, либо склеивая в сотовую конструкцию. Первые прочнее, вторые полупрозрачны.

Шторы-гармошки из бумаги появились и в Китае сразу же по ее изобретении. Бумага по сгибам быстро рвется, поэтому сборящие вкладыши из бамбука вставили в нашивные текстильные ленты (количество пригодного для них шелка в Китае было доступно и беднякам), и полотнище собиралось складками округлыми. В таком виде китайские шторы в ходу и сегодня, но, конечно, уже не из бумаги, поз. 13. Самые бедные, использовавшие вместо покупной бумаги непрочную самодельную папку из луба тутового дерева, скатывали шторы в рулон на бамбуковой палке и лентах. Восточная эстетика загадочно-изысканна, поэтому рулонные китайские шторы из ткани любители делают и сейчас, поз. 14. Они же породили рольшторы, о которых см. далее.

В бедной всеми ресурсами, гористой Древней Японии с суровым для ее широт климатом тутовое дерево растет плохо и дает луб низкого качества, поэтому Страна Восходящего Солнца долгое время своего шелководства не имела, а бумагу там делали из рисовой соломы. В китайские шелка одевалась только знать на выход, и вообще с производством текстиля в Японии было слабо вплоть до XVI-XVII вв., когда его там начали развивать европейцы. До того не то что крестьяне, но и рядовые дворяне временами одевались в самую настоящую дерюгу, если не прикрывались рисовыми циновками, см. хотя бы «Семь самураев» Куросавы. Что до штор, то рисовая бумага прочна, жестка, однако ломка не только по сгибам, но и при скатывании в рулон. Поэтому ламели японских штор шире, чем у китайских, расположены вертикально и раздвижные. Современные японские шторы, поз. 15, делают из ткани специальной или особо обработанной.

Ткань и шитье

Для штор используют драпировочные ткани, длинные отрезы которых способны неограниченное время оставаться ровными или держать заданные складки, будучи подвешенными вертикально. Плательные ткани прочнее и дешевле, но, особенно сатинового и саржевого переплетения, при этом самопроизвольно морщатся там, где не надо, поэтому шторы из них не шьют. Исключение – парусина, которая теперь джинсовая ткань. Из нее можно шить шторы на кухню с гребешком (см. далее) или в комнаты деревенских стилей: рустикального, кантри, колониального. Джинсовые ткани могут быть довольно тонкими и яркой расцветки, т.к. из них шьют и легкие вещи. «Джинса» выпускается также не обязательно х/б, но и гладкой синтетической. Мебельные обивочные ткани грубы, жестки и дороги, однако в шторах находят применение в ламбрекенах-бандо, также см. далее.

Создать царское великолепие, что выше на рис., не так-то просто. О раскрое речь пойдет далее, но и пошив штор имеет особенности вследствие большой длины швов. Рыхлый шов сам не держится и ничего не держит, а напряжения в нормально натянутом шве накапливаются по мере его удлинения и могут потянуть ткань. Поэтому, принимаясь за шторы, соблюдайте следующее:

  • Устанавливайте иглу, подбирайте нитки, регулируйте выступ зубцов и прижим лапки точно под ткань, которая в работе. Подшить трусы после демисезонной юбки при одних и тех же настройках машины можно, но на шве длиной 1-2 м ненастроенная машинка либо нить пойдет рвать, либо иглу сломает, либо ткань потянет. А если машина старого типа с челноком, не на рапирах, то поломка может быть и посерьезнее.


  • Лишки отреза даже воздушнейшей органзы или муслина не оставляйте лежать как попало, а скатывайте в рыхлые рулоны, поз. 1 на рис. Если подшивается край и рулон единственный, располагайте его под консолью машины, чтобы не спихнуть случайно на пол.
  • Срезы лучше всего заделывать оверловкой; аренда машинки-оверлока стоит недорого и научиться пользоваться ей очень просто.
  • Если края будете подшивать сами, шейте косой бейкой; в крайнем случае – вподгибку.
  • При шитье ни в коем случае не подтягивайте ткань на столике машины и не подталкивайте ее под лапку. Слегка раздвинутыми пальцами левой руки расправляйте ткань на столике, а правой пододвигайте лишек синхронно с тягой зубцов, поз. 2.
  • Чтобы вести шов непрерывно, рулоны/рулон лишка подталкивают оттопыренными мизинцами или, если ткань плотная, пододвигают локтями. То и другое требует определенного навыка.

Примечание: а вообще-то, если вы ранее шили только мелкие вещи время от времени, полезно будет, прежде чем браться за шторы, почитать руководства по шитью парусов. Парус геометрически сложнее шторы. Он должен держать форму под давлением ветра от легкого бриза до урагана, при его порывах и менять ее сообразно силе ветра. Уж там раскрой так раскрой, швы так швы. В монархической Франции, давшей миру лучшие образцы штор, придворные обойщики (шторы находились в их ведении) поддерживали тесные профессиональные контакты с парусными мастерами военного флота. И немало у них позаимствовали.

Еще о римских шторах

Полотнища римских штор, как вы, вероятно, уже догадались, собираются/распускаются сборящими шнурами, пропущенными в кольца. К нижней лате шнур крепится глухо, а на карнизе (простого деревянного бруска достаточно) отдельные шнуры пропускаются каждый в свое кольцо и собираются сбоку в один шнур, который тянут/отпускают. Его наматывают восьмеркой на прикрепленный к стене челнок.

Для каждого полотнища римской шторы нужен отдельный карниз. Крепят полотнища к нему липучками или снизу деревянной рейкой и гвоздиками. Декоративный вариант – спереди мебельными гвоздями, тогда карниз не будет виден.

Шьются римские шторы с латами двояко. По первому способу кармашки для лат (кулиски) образуются подворотами ткани полотнища. Так шить проще, а перерасход ткани ничтожен. Но тогда лата будет все время тереться о шов и сгиб кулиски, отчего те быстрее протрутся.


Второй вариант – накладные кулиски, см. рис. Труда больше, но латы в них почти не шевелятся, и кольца не отрываются. Собственно же латы лучше всего брать/делать круглыми диаметром 3-6 мм; если они плоские, ребра полоски нужно закруглить. Очень хорошие латы получаются из стеклопластиковых кончиков удилищ (продаются отдельно). Они слегка конические, поэтому кулисок на полотнище должно быть четное число, а латы вставляются в них тонкими концами попеременно вправо-влево, иначе штора будет собираться косо.

Шторное творчество и начинать лучше всего с римских, а их тех – для кухни или на дачу. Прочувствовав, как взаимодействуют штора, карниз и окно, легче будет освоить сложные шторы из дорогих материалов. На такой случай предлагаем мастер-класс по изготовлению простых римских штор из подручных материалов:

Видео: пошив римских штор из подручных материалов

Классика во всем великолепии

Шторы восточного происхождения придется оставить на потом: это отдельная не то что тема, но круг тем. Пока же займемся классическими европейскими, позволяющими получить потрясающий эстетический эффект.

Кроме карниза, который тоже требует отдельного разбирательства, классические 3-слойные шторы состоят прежде всего из занавеса (поз. 1 на рис.), притеняющего помещение, не нарушая по возможности воздухообмена через открытое окно. На занавес пускают тюль, органзу, муслин и др. воздушные ткани. 2-й слой составляют гардины (поз. 2), их задергивают/распускают, если нужно совсем укрыться от посторонних глаз (guard – стража, сторожить, защищать). Соответственно, ткань гардин плотнее, и, для экономии тепла зимой, воздух не пропускает. В продаже ткани такого типа и называются гардинными.


Поз. 3 – портьеры; название подчеркивает их декоративно-психологическое значение. Портьеры придают всему ансамблю штор видимость входа в коридор, и пространство комнаты зрительно не уменьшается, а вроде даже и расширяется. Сравните, port – вход, гавань; portlier – портье в гостинице; portiere – портьера шторы. Для усиления эстетического эффекта портьеры снабжаются подхватами, поз. 9. Если шторы 2-слойные, без гардин, то в подхваты вводят/выводят из них гардины. В таком случае подхваты делают расстегивающимися. Портьерные ткани бывают и плотными, и воздушными, но обязательно упруги: высвобожденная из подхватов портьера должна повиснуть свободными плавными складками без мятых морщин.

Ламбрекен может быть простой полосой (бандо, от band – лента), о чем см. далее. В данном образце ламбрекен сложный, из кокилье (поз. 4), отдельных или образованных переходами из перекидов (поз. 6), свагов, поз. 5, и жабо (поз. 7) с колокольчиками (поз. 8). Иногда жабо (де жабо) обзывают джаботом, но это, простите, глупая двойная калька с французского de jabot на корявый английский и оттуда на русский.

Примечание: также в рунете и даже коммерческой практике часто путают жабо и кокилье. Но кто где когда носил косой воротник-жабо?

О ламбрекенах мы далее поговорим подробнее, т.к. на них приходится не менее половины эстетики штор. А пока отметим, что технически общее для всех составных частей штор, кроме подхватов – их подвески к карнизу. С чего и начнем обстоятельное рассмотрение.

Подвесы

Шторы чаще всего подвешивают на люверсах, слева на рис., петлях, в центре, и кулисой (рукавом полотнища, надетым на штангу карниза) с гребешком, справа. Кулисой без гребешка подвешивают простые занавески на пол-окна, т.к. она не заедает только если полотнище двигать по штанге за верх. А если двигать за середину, гребешок служит своего рода ребром жесткости и вероятность заклинивания кулисы на штанге меньше. Но все равно, шторы на кулисе с гребешком лучше раздвигать/собирать специальным шестом с плавно загнутым концом – водилом. Водило вешают на карниз, и за полотнищем его не видно.


Люверсы

Люверсы обеспечивают шторам широкие плавные складки одинакового размера. Гардина на люверсах с боковым подхватом (поз. 1 на рис.) может собранная выглядеть почти как люмьер, см. далее. Но, во-первых, на люверсы можно вешать только достаточно плотную ткань, а занавес подвешивают на петлях или кулисой с гребешком, поз. 1 и 2. Если же по дизайну вверху нужен сплошной ряд широких волн (это позволяет снять зрительные акценты с карниза, не прибегая к требующему довольно сложного ухода ламбрекену), то верхний край занавеса обшивают карманом, т.е. обязательно с 2-х сторон, из плотной жесткой ткани, поз. 3. «Бюджетный» вариант с полосой прозрачного упругого пластика в кармане, образованном перегибом полотнища, выглядит неаккуратно, см. след. рис. справа.


Во-вторых, за установку люверсов в мастерской нужно платить. Правда, в продаже есть наборы заготовок люверсов с матрицей и пуансоном для развальцовки, они обойдутся дешевле. Технология похожа на установку джинсовых пуговиц, но требует большей силы и точности, т.к. люверсы с широким отверстием и узким ободком. Если в семье нет никого, кто хорошо умеет обращаться с металлом и слесарным инструментом, то самостоятельно люверсы лучше не ставить. Поэтому самодельные шторы подвешивают преимущественно на петлях, к которым мы и обратимся подробнее. А на всякий случай на рис. ниже – схемы подшивки штор под люверсы и кулису с гребешком.


Петли

Схемы подшивки прямых (открытых) и обратных (скрытых) петель приведены на рис.:


В схеме обратных петель светлая полоса – тесьма из плотной жесткой ткани. Обратные петли имитируют кулису и гребешок, они прочнее, но шить их сложнее. Начинающим мастерицам лучше укрепить прямые петли, эстетически введя их заодно в полотнище, т.е. чтобы петли смотрелись на нем «как родные». Простейший, но при наличии художественного вкуса достаточно эффектный способ – обвязка корней петель, поз. 1 на след. рис.


При наличии достаточного умения полную, и даже выдающуюся, эстетику дают накладные петли из гардинной ткани, поз. 2. А при отсутствии умения, но наличии некоторого избытка денежных средств – накладные металлические или пластиковые с пружинами петли, поз. 3, потомки уродливых совковых «крокодилов». Теперешние выпускаются разнообразного дизайна и не рвут ткань. В помещениях служебных или оригинального/нетрадиционного дизайна хорошо смотрятся и очень прочны петли на пуговицах, поз. 4, и застежках для одежных лямок, поз. 5. Последние – разъемные.

Следующий способ – прикрыть корни петель, что даст и дополнительную прошивку. Первое, что приходит на ум – банты. Но, во-первых, банты очень уж хорошо собирают пыль и цепляются за что угодно. Во-вторых, много бантов сразу вместе – свидетельство не то чтобы дурного, но не вполне развитого вкуса, см. рис. слева.

Поэтому банты лучше заменить лаконичными и не менее элегантными, но куда менее цепкими галстучными узлами, поз. 6 и 7. А поскольку галстуки-бабочки у нас не очень в ходу, на рис. справа – схема вязки галстука-бабочки. Начальная разбежка концов ленты – на пядь.

Меньше всего подходят шторам сквозные петли, поз. 8. Без люверсов или прошивки полотнище скоро порвется, т.е. в сквозных петлях сочетаются все сложности и тех, и других. Сквозные петли ради дизайна применяют изредка для полотнищ не раздвижных, а опускных в шторах без карниза. В таком случае петли глухо крепят к потолку, поз. 9.


Полотнища

Общая схема устройства полотнища европейской шторы показана на рис. справа. Кружками отмечены места, где в английских, лондонских и австрийских шторах пришиваются кольца для шнура, а во французских самый шнур. Сборящую тесьму на легких полотнищах делают из основной (той же, что и на полотнище) ткани, а на плотных – двойной, из миткалевой ленты и накладки из основной или, если так задумано, контрастной по расцветке ткани. Схемы разметки полотнищ французской и английской штор показаны на рис. ниже.


О размерах полотнищ

Габаритные, т.е. в подвешенном виде, размеры штор снимают по окнам. Если занавес в его проеме, габаритную ширину и высоту полотнища берут на 2-3 см меньше, чтобы не трепались и пачкались края. Для штор перед окном габаритную ширину берут на 20-30 см больше, а высоту смотря по тому, ляжет полотнище на пол или не достанет до него.

Сложнее с расчетом ширины и, для французских штор, также длины отреза. Какие под какую отделку (см. далее) и подвороты давать припуски, знает любая швея, ими указано на выкройках. Но как учесть складки, чтобы изделие смотрелось, как задумано? Для воздушных тканей уширение отреза лондонских штор берут приблизительно 1,25. Для французских из воздушных тканей уширение 2,5 и удлинение 2, т.к. в очень высокие складки они все равно не сложатся; для них же из плотных тканей – соответственно 3 и 2,5. Однако это без учета свойств конкретных тканей.

Но лучше всего еще в магазине определить размеры отреза на опыте, только покупать придется вдвоем или у знакомого продавца, готового помочь. Нужно на аршин (линейку для отмеривания ткани) набросить ее около 0,5 м, чтобы не соскальзывала. Прихватывать и прижимать нельзя! Затем приподнять ровно (вдвоем), чтобы, нижний край отгиба-«хвоста» был не менее чем в 0,75 м над столом, и аккуратно (приблизительно симметрично обеим) свести перегиб, следя за складками не выше чем в 0,25 м под «хвостом». Получилось примерно так, как хочется? Смотрим, сколько на аршине между пальцами вашими и ассистента; удлинение берем как обратную величину.

Допустим, когда складки вышли как надо, пальцы ваши встали на 26 см, а помощницы на 73, т.е. сдвинулись на 27 см. Стало быть, от метра осталось 100-26-27 = 47 см или 0,47 м. 1/0,47 = 2,12, это и будет нужный коэффициент уширения для данной конкретной ткани.

Подхваты

Гардины 2-слойных штор вводят в боковые, или стенные, или косые подхваты, поз. 1 на рис. Портьеры, ради эстетики, в подхваты-канзаши, поз. 2. Если полотнище тройное, применяют те и другие, поз. 3. Особенно солидный облик придают шторам, но требуют высококачественной гардинной ткани, подхваты-пряжки, поз. 4.


Нечто любопытное

Между прочим, канзаши значит кандалы. Территория французской Луизианы Канзас (теперешний штат Арканзас) получила свое название оттого, что туда ссылали самых отъявленных каторжников. А потом Наполеон I (так денег на войну хотелось!) продал Луизиану янки за… 15 миллионов франков! А это весь теперешний Средний Запад США, от канадской границы до Мексиканского залива. Что там какая-то Аляска… Выходит, прославленный император хотя бы однажды оказался глупее распоследнего из русских царей.

Боковые подхваты штор бывают мягкими, гибкими и жесткими. Эластичные теперь встречаются редко: они делались из китового уса, которого в продаже давным-давно нет, а пригодный на замену ему пластик – неблагородный материал.


Мягкие подхваты шьют из гардинной ткани гладкими, поз. 1 на рис., или гофре, поз. 3. Часто отделывают кистями, бантами, поз. 3, сутажем с подвесками, поз. 2 в общем стиле со шторами; подробнее об отделке штор см. далее.

Примечание: «сутажом» – неправильно, и это еще не самый «крутой» ляп в модулях проверки грамматики MS Word.

Гибкие подхваты делают цепными, поз. 4 или в виде бус из искусственного жемчуга, поз. 5, бижутерии, стразов, поз. 6. Жесткие чаще всего литые или кованые из цветных металлов, поз. 7, но дома можно обойтись и проще, если есть старая столовая утварь. Ложек из мельхиора или нейзильбера жалко, они почти не ломаются и весьма ценны. А вот из вилок с отломанными зубцами получаются отличные жесткие подхваты, см. рис., и к стене их крепить легче.

Есть еще способ получить высокий респект штор бесплатно: подхваты-пряжки из компьютерных дисков. Кроме того, понадобятся (на шпильку) плетельные или паклюжные коклюшки или выструганные самостоятельно деревянные палочки. Технология проста, а декор – на ваш вкус, поз. 8-10.

Наконец, любители делают и самые разные оригинальные подхваты: вязаные, плетеные (поз. 11 и 12), из мягких игрушек на проволочном каркасе, поз. 13, и др. Напр., в кухню – из чашек, поз 14. Только изымать из обихода дорогие фаянсовые или фарфоровые, да еще и платить в стекольной мастерской за то, что их продырявят, не нужно. В продаже полно дешевой пластиковой посуды, внешне неотличимой от фаянсовой. Но небьющейся, а ее донышко легко вырезается перьевым сверлом по дереву.

Примечание: как сшить подхваты для штор простые из подручных материалов и посолиднее из шторной ленты, см. видео ниже:

Видео: подхваты для штор — мастер-класс

Видео: подхваты для штор на шторной ленте

О рулонных шторах

Рулонные шторы древне-китайского типа широко применяются на дачах или как временные вследствие своей простоты и дешевизны: пара палок, 2 кронштейна, 2 ленты, а полотнище из чего угодно, от парчи до склеенных газет. В жилых помещениях не намного дороже обойдутся их потомки – рольшторы, см. рис. Механизм (продается в комплекте с нижней рейкой-пригрузом) прост и технологичен и потому недорог, а полотнище опять же любое, лишь бы не рвалось при скручивании.


Ламбрекены

Древнейший лабрекен-бандо тоже развивался художественно и применяется там, где требуется солидность, лаконизм, монументальность, поз. 1-3 на рис., или, наоборот, в примитивистском дизайне, поз. 4. В первых 3-х случаях основа бандо – П-образная штанга (поз. 1) или коробчатый карниз, поз. 2 и 3. Последний может отделываться и без обшивки тканью, поз. 3.


Сложные ламбрекены невероятно разнообразны, поэтому мы задержимся на самых простых и распространенных их элементах. Симметричные, или прямые сваги сами по себе могут составить хороший ламбрекен, см. рис. Справа там дана половина выкройки; другая зеркально-симметрична. Ориентация выкройки – прямая, т.е. сгибом по основе ткани (вдоль отреза). Цифрами в кружках обозначены задаваемые параметры: (1) – 0,5 длины наименьшего сегмента; (2) – плечо свага, равное половине его полной длины; (3) – глубина свага; (4) – длина измеренной длины нижнего провиса; обычное значение (4) = 2,96(2), т.е. для свага полной длины 1 м (4) = 1,48 м. По (4) определяется требуемая длина отреза.


Симметричный сваг

Пошаговая инструкция построения выкройки прямого свага заданных размеров такова:

  1. по направлению утка ткани откладываем АА1 = (1);
  2. от А1 откладываем А1А2 = 15 см, что составит припуск на обработку;
  3. по сгибу откладываем АБ = 2х(3);
  4. также по основе откладываем БВ = 0,5(3);
  5. из точки Б по утку восстанавливаем перпендикуляр БГ = 0,5(4);
  6. замыкаем основу линией А2Г;
  7. соединяем точки В и Г плавной кривой (в идеале – полудуга параболы).

Примечание: как найти параметры параболы по высоте ее сегмента БВ, можно отыскать на математических сайтах, но ни к чему. Проще дать снизу 5-7 см лишку материала, прикрепить вырезанный кусок булавками к карнизу или доске, обрезать ножницами по нижней складке и прошить или оверловать срез.

Косой сваг

Несимметричные (косые) сваги также могут составлять весь ламбрекен симметричный (в четном количестве) и асимметричный (в любом количестве). Построение выкройки косого свага отличается прежде всего диагональным кроем, т.е. вертикальная ось детали ориентируется под 45 градусов к основе и утку, см. рис. (1) – левое плечо; (2) – длина срединного сегмента; (3) – правое плечо; (4) – измеренная длина нижнего провиса, равная 1,48[(1)+(2)+(3)]; (5) – глубина свага. На 1 длины готового свага обычно берут (1) = 35 см, (2) = 15 см, (3) = 50 см, тогда (4) = 148 см.


Алгоритм построения сводится к 2-м для прямых свагов с разными плечами и одинаковой высоты по сгибу:

  1. строим квадрат со стороной, равной ширине отреза;
  2. строим его диагональ, это будет сгиб свага;
  3. находим величину А1А+АБ+ББ1 = L = 5 см + (2) + 5 см, где 5 см – припуск на обработку;
  4. на линейке от середины откладываем и отмечаем карандашом по 0,5L;
  5. прикладываем линейку у угольнику так, чтобы середина линейки пришлась на прямой угол угольника;
  6. передвигаем угольник с линейкой по диагонали, пока отметки не придутся на стороны квадрата, и отмечаем линию А1АББ1;
  7. из А1 под 15 градусов к утку строим левое плечо свага А1Г = 5х(1);
  8. из Б1 под 15 градусов к основе строим правое плечо свага Б1В = 5х(3);
  9. на диагонали откладываем ДД1 = (5);
  10. плавной кривой соединяем точки Г, Д1 и В.

Перекиды

Перекиды в сущности сваги с вырезанным наименьшим (верхним) сегментом и кроятся похожими способами, см. рис. У прямого АД = (5) – 8 см, учтен припуск на обработку; (5) – глубина верхнего провиса. Измеренная длина верхнего провиса (6) = 32 см/1 м длины перекида. У несимметричного глубина перекида (5), а (6) – глубина верхнего провиса; ДД2 = (6) – 8 см.



Однако из-за выреза вверху напряжения в ткани перекида распределяются по-иному, чем в свагах, и скроить перекид так, чтобы не потребовалась подрезки, не зная точно свойств ткани, невозможно. Описывать же построение выкроек с учетом свойств ткани долго и потребует от читателя ряда профессиональных знаний. Поэтому на рис. справа мы просто даем выкройки косых атласных перекидов разной глубины. Привести их к заданному размеру можно, меняя шаг координатной сетки. Учтите, крой диагональный!


Жабо и кокилье

Выкройки жабо и кокилье просты, см. рис. слева. Единственное условие – L, длина отреза, должна быть не менее 3l, где l – длина готового изделия. Крой может быть прямым, ортогональным (ось детали по утку) или диагональным; внешний вид складок от этого меняется. Попробуйте на обрезке и выберите, какой вам лучше подойдет.

Колокольчики

Построение выкроек простого и двойного колокольчиков показано на рис. ниже. Для простого ОД = 3l2+2,5 см, КЕ = 3l1+1 см, ОА = 0,5l1, ОБ = H, БК = 0,0375H, А-1 = 1-Г = 0,5l2, Б-1 = 1-В = 0,5l1. Точку Д находим как пересечение продолжения линии ЕГ и прямой ДОД. Отрезки Б-1-Е, А-2 и 2-Д – дуги окружностей. По линии 1-1 пройдет складка колокола. По линии АБ добавляем 1 см материала на сшивку.


Примечание: припуски для ОД и КЕ даны для l1 в пределах 7-10 см и l2 в пределах 15-20 см. Для других размеров нужно считать ОД = 3,14l2 и КЕ = 3,14l1.

Алгоритм построения выкройки двойного колокола следующий:

  1. откладываем ОА = h1 и ОБ = h2;
  2. строим перпендикуляр БК = 0,5l1;
  3. строим вспомогательный перпендикуляр АГ;
  4. откладываем на нем отрезки А-1 = 1-2 = (0,5l2–1 см) и 2-3 = 3-Г = 0,5l2;
  5. строим вспомогательный перпендикуляр БВ и откладываем на нем Б-1 = 1-2 = 2-3 = 3-В = 0,5l1;
  6. через точки Е, В и Г (при точной разметке лягут на 1 прямую) строим линию до пересечения со вспомогательным перпендикуляром (1) в т. Д;
  7. точки Б и Е соединяем дугой окружности;
  8. точки 4, 5 и 6 строим по проекции внешнего вида колокола в масштабе и соединяем плавной волной (точно – синусоидой).

Примечание: можно не мучиться с начертательной геометрией. Обрезки ткани сворачивают кульком, обрезают ножницами, как нравится, и обметывают края. Атласную ленту для полосы точно так же подрезают по месту и пришивают к сшитому колоколу.

А к чему и как это все крепить?

К полосе грубой техткани, надетой кулиской на дополнительную штангу карниза. Как? Пришивать по месту наверху. Сложный ламбрекен, детали которого прибиты на полу к доске мебельным степлером, будучи поднятым наверх, способен вызвать у хозяйки неудержимую икоту. Элементы ламбрекена пришивают на одном уровне и места подшивки прикрывают бандо, накладным кантом или доской карниза.

Украшения и отделка

Полотнища штор отделывают преимущественно бахромой и рюшами. Иногда украшают вышивкой, аппликациями или разрисовывают набивкой по трафарету. Но сведущие обойщики идут на это редко, т.к. местные изменения жесткости ткани портят складки, в которых и есть главная красота штор. Исключение для гардин – обшивка по краю сутажем, тесьмой, плетеной из шелковых шнуров. Гардины солидных дорогих штор сутажем отделывают очень часто; как правило, сутаж берут с кистями (поз. 5 на рис.) или другими подвесками.


Чаще всего дополнительно украшают подхваты: бантами простыми (из цельной ленты, поз. 1), сложными в виде цветов и др. фигур, поз. 2, кистями, поз. 3. Подхваты из умело подобранной бижутерии сами по себе украшение, поз. 4. Из бижутерии нередко набирают полотнища занавесей (поз. 6) и кокилье ламбрекенов.

Из лабрекенов под дополнительный декор годятся бандо; сложный ламбрекен большей «красивости» не требует. В таком случае используют накладной, подвесной декор и, возможно, вспомогательные элементы сложных ламбрекенов: кокилье, поз. 7, косые сваги и перекиды. Не возбраняется отделка сутажем, поз. 8.

Центральные и прямые элементы, способные быть ламбрекенами самостоятельно (см. рис. справа), не ставят, т.к. по законам эстетики это вызовет «спор за доминирование», а зрителю, не искушенному во всех этих тонкостях, ламбрекен просто не понравится. По той же причине в середину лабрекена не вводят банты: они в декоре всегда играют вторую скрипку. Бантами в ламбрекенах допустимо прикрывать переходы свагов и перекидов в жабо и кокилье, поз. 9. Наконец, ровный ламбрекен-бандо вполне может быть и расписным, поз. 10.

Это еще не все…

Изложенное выше в основном рассчитано на швею-домохозяйку среднего уровня. Переходы, о которых упомянуто выше, уже сложнее и требуют отдельного описания наряду с изготовлением кистей, бантов и т.п. Но и это еще не все в шторах.



Как вам, к примеру, люмьер? Слева на верхнем рис. Или двойной сваг с колоколом, справа там же? Схемы выкроек приведены, чтобы показать сложность работы. А есть еще, см. рис. справа, стрельчатые сваги, веерные ламбрекены, буфы и многое другое.

Примечание: говорят (в официальных источниках подтверждения не отыскивается) что шторы-люмьеры придумали те самые братья Люмьер для своего синематографа. Первые сеансы кино вводили зрителей в такой экстаз, что, если гардина случайно вываливалась из подхвата и прикрывала экран, разъяренная публика разносила зал.

Возможно, вы захотите попробовать себя в море шторного эксклюзива. Для этого в рунете найдутся источники, дающие информацию по шитью штор бесплатно. А мы будем рады, если сведения из этой статьи помогут вам разобраться в них со знанием дела и сшить-таки роскошные шторы себе по вкусу.

Рулонные шторы подойдут для ценителей простых форм, четких линий и лаконичного дизайна. Они превосходно справляются с основным предназначением занавесей – закрывают оконный проем от солнечных лучей и любопытных взглядов, но при этом занимают минимум места и не перегружают интерьер обилием драпировок, многослойными конструкциями, рюшами, воланами, буфами и прочими элементами декора. Кроме того, можно создать уникальные рулонные шторы своими руками – пошаговую инструкцию прилагаем.

Но прежде чем рассказать, как сделать рулонные шторы, ознакомимся с принципом их работы. Как и все гениальное, принцип их устройства максимально прост: гладкая ткань с вшитым утяжелителем, подвешивается на окно и при натяжении шнурапросто накручивается на барабан.

Преимущества рулонных конструкций:

  • Плотно закрывают оконный проем, исключая возможность заглянуть в комнату снаружи.
  • Можно крепить на обычный карниз, металлопластиковую или деревянную раму – в любом случае, такие занавеси занимают меньше пространства, чем стандартные шторы.
  • При монтаже на раму не преграждают доступ свежему воздуху при проветривании помещения.
  • Подходят для любых комнат и станут прекрасной альтернативой жалюзи, которые многие до сих пор считают исключительно офисным элементом декора. Тканевые шторы выглядят более уютными и «домашними».
  • Можно использовать как отдельно, так и в комплекте с другим текстилем – гардинами, портьерами, ламбрекенами, тюлем.
  • Огромный выбор текстиля и его расцветок позволяет найти оптимальное решение под любой интерьерный стиль.

Тканевые ролеты можно установить отдельно на каждую створку

Рольшторы в различных стилях интерьера кухни:

Но есть у таких занавесок и свои минусы. В отличие от тех же жалюзи, регулировать направление и интенсивность света получится только частичным подъемом или опусканием – создать легкий полумрак можно только при помощи специальной ткани со вставками различной степени прозрачности. Кроме того, любой текстиль впитывает запахи и требует регулярного ухода – многочисленных стирок, чистки и глажки, особенно если речь идет о кухне. Но самым значимым недостатком называют сбои в работе механизма и частые перекосы ткани при открывании/закрывании окна, поэтому рассмотрим детально, как должен работать механизм рулонных штор.

Типы конструкций и устройство подъемного механизма

Основной элемент рольштор –штанга с круглым сечением, собирающая ткань в рулон, и декоративный шнур или цепочка, натяжение которого и приводит валик в действие. Удерживаются шторы в распрямленном состоянии при помощи утяжелителя, а в сложенном – фиксируются подвязками или другими декоративными элементами. В зависимости от типа конструкции, штанга может одновременно играть роль и груза, и валика, если будет размещена внизу, либо крепиться к карнизу или раме.


Хотя принцип работы у всех рольштор одинаков, их конструкции могут различаться дополнительными элементами, предназначение которых – улучшить внешний вид или обеспечить более комфортную эксплуатацию. Самое практичное, пожалуй, дополнение – это использование специальных направляющих или магнитных лент, которые исключают перекосы и щели при работе занавесок. Неплохо смотрится и закрытый короб, в который «прячется» валик с тканевым рулоном – помимо эстетической функции, он еще и защищает текстиль от различных повреждений и скоплений пыли.


Шторы с закрытым коробом называют кассетными

Различаются и системы управления подъемным механизмом:

  • Цепочная – регулировка рулонных шторосуществляется вручную при помощи обычного шнура, веревки или пластиковой цепочки, перекинутой через барабан и закрепленной к нижнему краю полотна. При натягивании шнура валик начинает вращаться, наматывая или распрямляя штору. Но для удерживания полотна нужно дополнительно использовать клипсы, подвязки или другие держатели. Несмотря на всю простоту устройства, такая система считается наиболее надежной и доступной по цене.


Цепочный механизм – простой и долговечный

  • Пружинная – система устанавливается в верхней или нижней части занавески и быстро закрывается при распрямлении пружины. При этом материал фиксируется автоматически и не нуждается в дополнительных манипуляциях с держателями. Правда, пружины быстро изнашиваются и требуют частой замены.


Тканевые ролеты с пружинным механизмом можно устанавливать как в верхней, так и нижней части окна

  • Электроприводная –самая дорогая и сложная в работе система, зато наиболее простая в эксплуатации. Полотно в таких шторах сворачивается усилиями электромотора, который можно запустить дистанционно или щелкнув кнопкой выключателя. Этот подъемный механизм просто незаменим для больших и высоких проемов, на потолочных или мансардных окнах.


Схема устройства электроприводных штор

Простейший механизм для рулонных штор своими руками можно сделать из круглого бруска дерева или металлической штанги, снабдив его шнуром или пластиковой цепочкой, которую можно приобрести вместе с крепежной фурнитурой. Но если вы хотите более функциональные занавески – пружинные или электроприводные, то стоит купить готовую систему и прикрепить к ней понравившийся материал.

На заметку! Рулонными часто называют еще и римские шторы. Но это не совсем правильно. В закрытом состоянии они действительно похожи, но при подъеме рулонные конструкции накручивают ткань на вал, а «римские» — собираются в горизонтальные складки.

Материалы для практичных штор

Сделать рулонные жалюзи своими руками можно из деревянных дощечек или тонких бамбуковых планок. Такой материал не выгорает на солнце, надежно защищает от света и обладает устойчивостью к механическим повреждениям. Но у него есть два значимых недостатка: шумовые эффекты при сквозняке и внушительный вес (даже легкий бамбук требует глубоких отверстий для надежной фиксации конструкции – липкая лента его долго не удержит). Кроме того, несмотря на всю экологичность и естественную красоту дерева, таким разнообразием цветовых решений как текстиль, оно похвастать не может.


Поэтому самыми популярными материалами для рулонных занавесок являются ткани: полиэстер, лен, хлопок и нейлон. Отлично себя зарекомендовали и комбинированные полотна — фибергласс, полиэстер с добавкой вискозы, сатина или хлопка, «скрин» (полихлорвинил со стекловолокном). Все эти ткани достаточно практичны, легко стираются и долго служат. Оттенок и орнаменты можно подобрать любые, в зависимости от стиля и цветовой гаммы оформления комнаты.

Стоит уделить внимание и степени прозрачности – для гостиной, кухни и кабинета подойдут тонкие ткани, хорошо пропускающие свет. А вот для спальни или детской лучше отдать предпочтение плотным занавесям, которые надежно защитят сон от ярких лучей утреннего солнца, света фонарей и отблесков фар ночью.


Занавески «блэкаут» — лучшая защита от яркого света

Важно! Учтите, что когда занавесь опущена, ее изнаночная сторона видна с улицы. Поэтому стоит выбирать двустороннюю ткань, либо сшивать два односторонних слоя в одно полотно.


Виды тканевых ролет по степени затемнения помещения

Ткани со светоэффектами:

  • Прозрачные и полупрозрачные ткани (хлопок, сатин, шелк) – хорошо рассеивают солнечные лучи, но плохо затемняют комнату, поэтому для комнат отдыха их желательно комбинировать с плотными гардинами или портьерами.


Прозрачные и полупрозрачные рольшторы защитят от посторонних глаз в светлое время суток при выключенном в комнате свете

  • «Блэкаут» – светонепроницаемый текстиль с полным затемнением идеально подойдет для спален, мансардных или потолочных окон, домашних кинотеатров. Такие шторы обеспечат идеальный отдых даже в солнечный летний день.


«Блэкаут» – ткань с эффектом полного затемнения

  • «Димаут» – задерживает свет на 70%, поэтому считается универсальным решением для спальни, гостиной и детской. А вот для кухни, где важно хорошее освещение днем и не требуется полного затемнения ночью, лучше подобрать более тонкую ткань.


Димаут: среднее затемнение

  • «День-ночь» или «зебра» – этот текстиль создан при помощи чередования матовых и прозрачных полос, что позволяет регулировать степень затемнения в комнате по принципу жалюзи.


Рулонные занавески из ткани с эффектом «день-ночь»

Важно! Рольшторы на кухню можно сделать из ткани, пропитанной специальными составами, уменьшающими впитывание жира, запахов и прочих издержек готовки. Для жилых комнат подойдут занавески с антистатическим эффектом, отталкивающие пыль и отражающие тепло. Такой текстиль помогает создать воздушную прослойку у стекла, которая задерживает зимой холод, а летом – тепло солнечных лучей. Но для тканей с пропиткой рекомендуется только сухая чистка.


На кухне лучше использовать ткани с грязеотталкивающими пропитками

Самостоятельный пошив занавесей – реальная экономия при декорировании комнаты, ведь на каждом окне можно выиграть около 2-3 тысяч рублей (по сравнению с готовыми моделями). Поэтому рассмотрим детально,как сделать рулонные шторы своими руками.

Правильные замеры – залог успеха

Чтобы рольшторы плотно закрывали окно, важно не только тщательно замерить параметры самого проема, а и учесть следующие нюансы:

  • Определитесь с площадью, которую должна закрывать занавесь, – это может быть весь проем, только стекло или отдельные створки (последний вариант удобен для проветривания, но более трудоемок в исполнении).


Варианты крепления рольштор на окно

  • Длина отреза ткани вычисляется как сумма высоты окна (или проема), припуска в 3-4 см на обработку срезов и 15 см на «карманы» для штанги и утяжелителя.
  • Для ширины полотна делаются замеры стекла или рамы плюс припуск в 3-4 см (по 15-20 мм с каждой стороны)для загибов.


Замеры для шторы, перекрывающей оконный проем

Материалы и инструменты для работы

Чтобы сделать рольшторы своими руками и собрать конструкцию практически «с нуля», потребуется следующий набор инструментов и расходных материалов:

  • Алюминиевая штанга, отрез карниза или деревянный брус с сечением круга 2,5-3 см — это будущий валик, на который будет накручиваться полотно. Важно, чтобы его длина была приблизительно на 1,5-2 см меньше ширины полотна (припуск на шов).
  • Крепление на раму или оконный проем, например, деревянная рейка с парой саморезовили металлических уголков для обычной рамы или двусторонний скотч (вариант для пластикового окна).
  • Швейная машинка и нитки.
  • Отрез полотна по сделанным замерам.
  • «Липучка» или лента-ворсянка по длине планки.
  • Пластиковые/металлические кольца и декоративный фиксатор (шелковая, атласная лента или декоративный шнур), длина которого в 3 раза больше длины шторы.

На заметку! Процесс изготовления всегда можно упростить: купить готовый механизм с барабаном, кронштейнами и цепочкой в строительном магазине и прикрепить к нему на липкую ленту ткань, обработанную в ателье по вашим замерам (к некоторым валикам специальная «липучка» уже идет в комплекте). Так вы сможете создать уникальный дизайн занавесей по своему проекту с минимумом трудозатрат.


Комплектующие для рольшторы

Пошаговая инструкция по пошиву штор

После сделанных замеров и подготовки всего необходимого для работы можно приступать к сборке самой шторы.Удобней всего заниматься раскроем и пошивом на ровной и гладкой поверхности – столешнице, широкой гладильной доске или полу.

Рулонные жалюзи своими руками – подробный мастер-класс:

  1. Ткань раскраивается по предварительно сделанным замерам. Если это материал с односторонним рисунком – нужно прострочить два отреза лицевой стороной друг к другу по длине и с одной стороны по ширине, затем получившийся «мешочек» вывернуть и зашить. Если полотно двустороннее – достаточно обработать края с учетом припуска. После этого ткань отпаривают утюгом, особое внимание уделив уголкам.
  2. Внизу будущей шторы нужно наметать «карман», поместить в него утяжелитель и затем прострочить на машинке, закрыв со всех сторон.


На заметку! Если материал штор не пропитан никакими специальными средствами и не предназначен для сухой чистки, стоит позаботиться о том, как вынимать утяжелитель перед стиркой. Самый простой вариант – не зашивать «карман» наглухо, а закрыть с одной стороны на небольшую молнию, пуговицы или крючки.

  1. Деревянную планку-держатель можно обернуть тканью, зафиксировав ее мебельным степлером или ниткой с иголкой. Второй вариант — просто приклеить с лицевой стороны одну часть ленты-ворсянки (вторую нужно пришить к верхнему краю шторы).



На заметку! Если процесс изготовления самодельного держателя кажется слишком долгим, всегда можно заменить его готовыми креплениями и трубой карниза, на которую надевается ткань.

  1. В деревянную планку вкручиваются крючки, к которым привязывается лента или декоративный шнур. Фиксатор протягивается по длине ткани, выводится через кольца, пришитые к верхней части шторы, и закрепляется на крючок, вкрученный в стену. При натягивании шнура занавеска будет заворачиваться на валик.


Штора с декоративным шнуром

Важно! Чтобы ткань легко собиралась в рулон, кольца должны быть подвешены на расстоянии 15-20 см от боковых сторон и 5-7 см от штанги. Для этого используются 2 узкие полоски ткани, которые и пришиваются к верхней части шторы. Еще один вариант – сделать сквозные отверстия в самой ткани и закрыть их декоративными кольцами-люверсами. В этом случае можно использовать вместо длинного шнура две ленты, завязывая их на красивые банты.

  1. Теперь нужно подвесить держатель на окно. Для этого следует прикрепить планку, обернутую тканью, к раме, стеклу или оконному проему. Для разметки места крепления желательно воспользоваться уровнем, чтобы не испортить внешний вид конструкции. В деревянной раме просверливаются отверстия под саморезы или крепятся уголки, для металлопластиковых окон можно использовать двусторонний скотч или специальные пластиковые крепления.


Крепление рулонных штор на пластиковые окна

  1. Осталось совместить две части ленты-ворсянки и подвесить ткань с утяжелителем на декоративную планку.

На заметку! Если рулонная штора неравномерно разворачивается, следует заменить нижнюю планку на более тяжелую.

Видео мануал по изготовлению тканевых ролет

Чтобы рулонные шторы, сделанные своими руками, гармонично вписались в интерьер комнаты, воспользуйтесь рекомендациями дизайнеров.

  1. Для комнат, выходящих на южную или восточную сторону, идеально подойдут ткани из холодной гаммы. Изумрудный, бирюзовый, фиолетовый, пепельно-розовый привнесут немного прохлады и рассеют слепящий свет. А вот окна с северной и западной стороны лучше украсить шторами теплых оттенков.


Холодные и теплые оттенки цветовой гаммы

  1. Желательно, чтобы цвет ткани был или темнее, или значительно светлее стен, иначе шторы «потеряются» на фоне отделки.


Яркие шторки станут превосходным акцентным элементом

  1. При выборе орнамента не стоит копировать уже присутствующий в интерьере узор – выберите похожий по форме или цвету. Но если рисунок нанесен на всю поверхность стен, шторы лучше подобрать монохромные, но в одной цветовой гамме с отделкой или другими элементами интерьера.


Эффектный полосатый паттерн штор «День-Ночь»

  1. Хотя дизайн рулонных штор довольно лаконичен, его можно разнообразить с помощью различных декоративных элементов, например, кружев, воланов, бахромы, игривых бантов, металлической цепочки. Даже штанга-утяжелитель может стать интересным акцентом для оформления окна.


Кованая штанга в роли утяжелителя


  1. Для жилых комнат можно использовать различные комбинации, сочетая рольшторы как с плотными гардинами, так и прозрачными занавесками из органзы, вуали. А можно ограничиться эффектным ламбрекеном – все зависит от интерьерного стиля и ваших личных предпочтений.

Интересный ансамбль из рулонных штор и занавесок:



  1. Если хотите превратить окно в оригинальную картину, то вспомните о технике фотопечати – с ее помощью можно нанести на ткань любой рисунок.



Ткани с фотопечатью станут изюминкой интерьера любой комнаты

Рулонные шторы – отличное решение для современного интерьера. Надеемся, что наши советы помогли вам не только определиться с расцветкой и моделью подъемного механизма, а и вдохновили на творчество своими руками. Если же самостоятельный пошив вас не привлекает – всегда можно купить готовую модель или заказать понравившийся дизайн занавесок у мастеров.