Но это далеко не все, что мы посетили в Иерихоне. Продолжение следует…. Гора искушения в палестинском иерихоне и мои хождения по ней. Монастырь искушения

Хотя монашеская жизнь на горе Каранталь затеплилась ещё в четвертом веке, нынешний греческий монастырь был построен здесь полторы тысячи лет спустя. Его главная святыня - камень, на котором, согласно Преданию, молился Господь Иисус Христос, когда сорок дней пребывал в пустыне и был искушаем дьяволом перед тем, как выйти на Своё земное служение. И, конечно, святыня не меньшая - это сама пещера, в которой Он пребывал в течение всего периода Своего добровольного удаления от мира.

В Иудейской пустыне, на северо-западной окраине древнего Иерихона, расположилась святая обитель, название которой, как и название горы, в которую она буквально вросла, связаны с хорошо известными событиями Нового Завета, о которых говориться в начале 4 главы Евангелия от Матфея (стихи 1 - 11):

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.»

Никто из евангелистов не считает нужным объяснять, почему Спаситель предпринимает такой шаг как уход в пустыню, и вот почему. На заре христианства длительное пребывание вдалеке от мира было привычным действием для почти любого человека, решившего посвятить себя служению Богу. Да и не только на заре. Еще в XIX веке коптские и эфиопские монахи соблюдали обычай уединенно проводить на горе Искушения время Великого поста. Вот что пишет об этой традиции её современник, русский архимандрит Леонид (Кавелин): «Они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода ».

Сегодня это место не столь безлюдно, как полтора века назад, и попасть сюда можно либо на фуникулёре, либо пешком, предприняв не самый простой получасовой подъем в гору, на котором есть большая вероятность встретить других паломников - из шести святых обителей Иудейской пустыни монастырь Искушения в наше время, пожалуй, самый посещаемый.

Гора Карантали или, по-русски, Сорокадневная гора и монастырь Искушения на ней расположены на территории Палестинской автономии - и, если израильтянину попасть в монастырь довольно не просто, то православным паломникам, которые бывают здесь чуть ли не ежедневно, путь сюда всегда открыт. Ранее это место называлось горой Док (сокращение от Дагон - так называли древнее семитское божество, имя которого происходит то ли от слова «рыба», то ли от слова «злак»). Топоним указывает на весьма и весьма древнее знакомство людей с этой местностью. Гора возвышается на долиной Иерихона на триста восемьдесят метров; из открытых источников воды здесь имеется лишь один крупный сезонный ручей Прат. Учитывая, что Каранталь представляет собой, выражаясь языком военных, господствующую высоту, вполне логично, что во времена хасмонейских царей на ее вершине была построена крепость, из которой осуществлялся контроль над ущельем Фара (или иначе - Вади Кельт) на пути к Иерусалиму с Востока. Крепость эту (вернее, её стены, которые сохранились до наших дней) можно наблюдать и сегодня. Как, кстати, и современную военную базу на соседней возвышенности.

Христианское же название горы - Каранталь - происходит от латинского quarenta, числительного, означающего «сорок». Уже во времена Святой Елены, матери императора Константина Великого, церковное Предание однозначно отождествляло эту гору с событиями искушения Иисуса Христа, поэтому появление здесь святой обители было лишь делом времени. Что, собственно, и произошло в 349 году, когда преподобный Харитон Исповедник, уже известный тем,что основал два других монатыря в Святой Земле, положил здесь начало лавре Дука. До начала седьмого века монастырь был довольно многолюдным и процветающим местом - однако сперва нашествие персов, а затем захват Святой Земли халифом Умаром ибн Хаттабом стали причиной того, что монашеское жительство здесь на долгое время прервалось. В XII веке, во времена Иерусалимского королевства, крестоносцы возводят на Карантале два храма - один в пещере, где молился Спаситель, и второй - на самой вершине горы. После ухода крестоносцев и захвата Святой Земли мусульманами монастырь с кельями, вырубленными в скале, снова перестает действовать, на этот раз - надолго даже по исторической мерке.

Только в 1874 году Греческая Православная церковь приобретает эти земли и при содействии России (финансовом, дипломатическом и прочем), всего за два десятка лет проделывает колоссальный объем строительных и отделочных работ - и восстанавливает древний монастырь. А по сути - строит его заново на прежнем основании: к 1895 году обитель приобретает те черты, по которым она известна христианским паломникам всего мира и в наше время. Правда если в конце XIX века древняя обитель была полна насельников, то сегодня вся братия монастыря в скале, нависающего над древним Иерихоном, состоит всего из одного иеромонаха и его помощника-диакона. По этой причине монастырь охраняется: чтобы попасть внутрь, нужно убедить привратника в чистоте и серьёзности своих намерений. Перед этим придётся стучать в монастырские врата медным кольцом довольно долго: может, пост привратника от них весьма удален, а может, в этом есть свой особый монастырский символизм, кто знает.

Кстати, даже те из паломников, кто поднимается к монастырю по канатной дороге, финальную часть пути преодолевают пешком по широкой восходящей тропе, получая возможность немного потрудиться. Что же касается фуникулёра, он сам по себя является достопримечательностью. Во-первых, это самая длинная подвесная дорога на Ближнем Востоке: ее протяженность составляет 1330 метров. Во вторых, это дорога, расположенная в самом низком месте на планете: ее нижняя точка располагается на отметке в триста метров ниже уровня моря.

Однако вернемся в монастырь. По сути, он представляет собой длинную узкую галерею, протянувшуюся вдоль восточного склона горы. Проходы - с открытыми сводами; по одну сторону - природная скальная фактура, по другую - пристроенные стены. Лестницы, спуски, подъемы. Пустующие кельи, довольно просторные, очевидно, для гостей - а может, в расчете на будущих насельников обители. Даже в жару за сорок по Цельсию в монастыре Искушения царит живительная прохлада.

Главный монастырский храм расположен в пещере - но, чтобы достичь главных здешних святынь, нужно идти дальше. Конец пути - небольшой пещерный храм (его называют Часовней Искушения) на том самом месте, где Иисус Христос находился во время Своего добровольного сорокадневного поста, искушаемый поочередно славой, богатством и властью - и отвергнувший все эти соблазны. Эти события в монастырском храме изображены многократно, на иконах и на картинах. Камень, на котором молился Спаситель, также здесь: как правило, все пришедшие благоговейно прикладываются к нему.

Интересно, что в деревянной резьбе иконостаса храма можно увидеть не только орлов (тот самый исторический «российский след» в истории обители?), но даже драконов. О символизме этих фигур, если повезёт, можно расспросить у здешнего хранителя - отца Герасима, который служит в монастыре Искушения уже больше тридцати лет. Либо у диакона Онуфрия, который честному отцу во всём посильно помогает.

Какие молитвы приходят на ум паломникам в Часовне Искушения? Самые разные, но всем без исключения - главная: «Отче наш», которая звучит над вырубленными в скальной породе сводами на самых разных языках. Помолившись, многие из пришедших подают в этом храме записки о здравии и упокоении родных и близких - кстати, писать их здесь следует только печатными буквами.

Как уже было сказано, святая обитель фактически представляет собой двухэтажную галерею, пристроенную к горе, основательно прорезанной пещерами, большими и поменьше. У многих посетителей возникает закономерный вопрос: а как же на такой высоте с водой? На нижнем этаже, в главном холле монастыря имеется колодец, вода в который подводится из источника Елисея в Иерихоне. Черпают её в из монастырского колодца чайником, привязанным к веревке. Однако монастырь мужской, и право зачерпывать здесь воду имеют только мужчины. Поэтому паломницам приходится порой подождать, пока появится кто-нибудь из мужчин и наполнит им бутылки.

Если выйти на длинный и узкий балкон монастыря Искушения, можно увидеть те самые кельи, в которых жили средневековые монахи, а также преодолевали искус во время Великого поста их духовные потомки уже в новое время. Выйти на балкон духу хватает не у всех, но те, кто все же решился, бывают в полной мере вознаграждены открывшимся им видом. Самые потрясающие фотографии с Каранталя делаются именно отсюда.

Если путь по широкой тропе к воротам монастыря Искушения занимает около получаса, то спуститься вниз к основанию горы можно вдвое быстрее. И уже здесь с удовольствием подкрепить свои силы в заведении под вывеской с русскими буквами: «Кафе горы». Русских паломников здесь больше всего - и, как и сотню с лишним лет назад, отношение к ним самое благожелательное.

В. Сергиенко

Поистине загадочное место недалеко от Иерихона, окутанное тишиной и благодатной аурой. Для христианских паломников это одна из наиболее популярных достопримечательностей . Это место, где Иисус провел 40 суток в размышлениях. Ныне здесь располагается мужской монастырь, высеченный в скале. Он включен в по версии нашего сайта.

Свое название монастырь получил в честь события, описанного в Евангелиях, а именно искушения Иисуса Христа дьяволом на протяжении 40 дней. Многие называют это место Каранталь (в пер. с арабского «сорок»). Имело ли это событие место или нет, сейчас сложно сказать, но ученые склоны считать, что «искушение» в этом случае означало борьбу с собой, со своими страхами и сомнениями.

Главный храм располагается в труднодоступном месте, но паломников это не останавливает. До скальной пещеры на вершине горы Каранталь нужно подниматься пешком, как минимум, полчаса. Есть возможность добраться на канатке из Иерихона, и даже после этого минут 15 нужно идти в гору.

Главной достопримечательностью монастыря является кусок скалы, который хранится в невзрачной, маленькой комнатке при вечно горящей лампадке. По Библии именно на этом камне Иисус провел все сорок дней в молитвах. Есть здесь и собственная обзорная площадка, откуда можно полюбоваться долиной реки Иордан. Нужно иметь в виду, что площадка всегда обдувается сильными ветрами.

Самый первый монастырь на горе был построен еще Св. Харитоном в IV столетии. Он просуществовал довольно долго, но потом был разрушен персами. Новая лавра строилась по инициативе православной церкви прямо в скале над Иудейской пустыней.

Фото достопримечательности: Монастырь Искушения

Иерихон считают самым древним городом мира. При раскопках древнего Иерихона археологи обнаружили 23 слоя цивилизации.

Самый нижний относится к каменному веку (первые следы жизни людей здесь относятся к VIII тыс. до н. э.).

Руины древнего Иерихона лежат к западу от современного города. Здесь открыты мощная башня эпохи неолита, захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что пали от громких труб израильских воинов ("иерихонские трубы"), руины дворца Ирода с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V-VI вв.).

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши (Елисея), который, согласно Библии, очистил его "горькие воды".

В 3 км. севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд-эль-Малика (VIII-IX вв.). К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения). Ученые предполагают, что в окрестных холмах ещё скрываются археологические ценности, сравнимые с "долиной царей" в Египте.

Сорокадневная гора (или гора Искушения или гора Каранталь) находится в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, на северо-западной окраине Иерихона.

Суровая скалистая гора как бы нависает над Иерихоном и долиной реки Иордан. С её вершин открывается широкий панорамный обзор живописных оазисов Иерихона, реки Иордан и дальше - Мертвого моря и гор.

На этой горе, по преданию, Иисус после принятия им крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан, постился сорок дней, искушаемый дьяволом, "и был со зверями". Гора изрыта пещерами, одна из которых - на середине горы - считается местом пребывания Господа.

На вершине 380-метровой горы были найдены развалины византийской церкви. Ниже расположен вырубленный в скалах монастырь Искушения (Каранталь), основанный в IV веке.

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь - православный греческий мужской монастырь. В 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался. В последний раз он был восстановлен в конце XIX-го века при содействии России.

Русские богомольцы поднимаются на гору в молчании в честь сорокадневного поста Иисуса.

Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.

А посему я, isr_max , который вообще ничего не боится, а также raul22 , который уже просто привык, пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.
NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.





Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. ????????? ??? ?????????; араб. ??? ?????????, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.
Над монастырем расположены развалины хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.

Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…" . Брали ли монахи в то время с собой плеер и свечку, по примеру монаха Ефрема из Мар Сабы, Леонид не сообщил.


А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.
"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".




Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.

Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.

Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.


Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.





Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водо" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.



Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).



Доска объявлений.

Космо.

Интересный элемент декора.


Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.

Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:
- Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.


Как я и обещала, балкон с видом на тренировочную армейскую базу. С которой "все видят".



На юго-западе от Иерихона расположена гора Искушений. Именно на нее Христос пришел после своего Крещения и был искушаем дьяволом в течение 40 дней. Также, ее называют Сорокадневной горой.

Внутри живописной горы вырублен внушительный греческий мужской монастырь, который получил одноименное название – монастырь Искушений. Там вы увидите иконы разных эпох, кресты и алтари, которые причудливо сочетаются с грубыми каменными стенами. Греческий монах сегодня является единственным насельником монастырь Искушений, и с его позволения в нем можно отслужить молебен.

Так как большей соей частью монастырь расположен прямо внутри горы, он надежно защищен от капризов погоды и природы. В его залах всегда царит приятная прохлада и неяркий свет.

История монастыря Искушений

Еще с древних времен на горе Искушений селились монахи, они строили свои монастыри частично внутри скалы. Первый был возведен еще в 340 году, во время персидского нашествия он был разрушен и вновь восстановлен только к 19 веку.

Сейчас в этот одноименный монастырь, греческий мужской монастырь Искушений, ежедневно приезжает множество паломников со всего мира. Главной святыней, поклониться которой все и приезжают в далекий монастырь, является камень, на котором молился Иисус Христос во время того, как к нему явился дьявол и искушал его.

Стоимость билетов

Посещение монастыря совершенно бесплатно, так что вы свободно можете приехать и осмотреть его многочисленные залы и религиозные достопримечательности на безвозмездной основе. Однако, по желанию, вы можете оставить смотрителю пожертвование.

Как добраться

  • Гора расположена к северо-востоку от Иерусалима, так что добраться до нее можно в течение часа на арендованном автомобиле.
  • Святая земля является одним из пунктов в паломнических экскурсиях по Израилю, так что вы сможете осмотреть достопримечательность, приобретя такой экскурсионный тур.
  • Так как монастырь Искушений расположен на возвышенности, вам нужно будет пройтись пешком в течение 25 минут по серпантинной горной дорожке, либо подняться по канатной дороге из Иерихона.

Контакты

Адрес: Deir Al-Quruntul Monastery, Гора Искушений, Израиль?

Что стоит посмотреть? Главной достопримечательностью квартала является величественный храм Гроба Господня, который представляет собой внушительный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, ротонду с Гробом и несколько зданий храмов и монастырей, а также галереи и вспомогательные помещения.