Пандит неру. Джавахарлал неру - биография, информация, личная жизнь. Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере


1. Введение. Джавахарлал Неру, краткая биография


Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец - Моти-лал Неру - адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 1905-1912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии .

В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (1929-1930, 1936-1937, 1946, 1951 - 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях - панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира - «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни .

Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза - таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру - дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.


2. Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и политические процессы в истории


2.1 Экономические взгляды Джавахарлала Неру


В данном разделе рассматривается вопрос экономической теории и истории финансов в работах Неру, изучаются его взгляды на экономическую сущность капитализма, виденья Неру основных принципов внешнеэкономических отношений; раскрываются историко-экономические основы “курса Неру”.

Экономика, в понимании Неру, является ведущей сферой исторического процесса, который непосредственно влияет на всех, без исключения, области человеческой жизнедеятельности.

Неру отличал экономический рост как сугубо экономическую категорию, связанную с усовершенствованием орудий труда, от экономического роста как социально-экономической категории, которая возникла с внедрением кооперации. Невзирая на то, что Неру пытался преодолеть рьяное отношение к буржуазным коммерческим ценностям, разрушить обветшалые стереотипы периода феодализма и тем самым реформировать культурную традицию Индии, он не смог достаточно глубоко разобраться в некоторых вопросах денежно-кредитной политики, он также не разграничивал макро и микро уровни финансовой сферы. В своих исследованиях Неру хотел раскрыть, в первую очередь, моральную сущность экономических процессов, решить проблему моральной легитимации финансовой и денежно-кредитной политики. Неру определял двойное влияние финансовых олигархов на международную экономическую систему, и потому, с целью поддержки прогресса и финансовой стойкости государств, считал необходимым частично ограничивать и контролировать их деятельность. Неру считал, что побудительным мотивом капиталистического ведения хозяйства является личная выгода, а главными условиями существования капитализма является свободный мировой рынок и конкуренция .

Он указывал на противоречивость капитализма, а также на главную экономическую проблему капитализма – отсутствие взаимосвязи между вознаграждением и услугами, то есть несостоятельностью решить проблему деления снова созданного богатства. Все же таки Неру признавал прогрессивность капитализма, который решил проблему производства и подал много полезных уроков в области управления. Он вывел зависимость “производство - денежное накопление”, которая с учетом его склонности к выявлению взаимосвязей (денежное накопление-производство), позволяет допустить, что у него формировались элементы монетарного подхода. Империализм, по мнению Неру, был естественным порождением капитализма, сущностью которого было нарушение свободной конкуренции и неограничено стремление наживы. Неру выделял три периода в развитии империализма в Индом и отмечал, что с каждым периодом эксплуатация росла и приобретала все более “совершенную” форму, в результате чего Индия отстала в нормальном историческом развитии приблизительно на сто лет.

Обобщая макроэкономические взгляды Неру необходимо отметить: во-первых, он считал, что национальные монополии могут существовать только в пределах государственных образований; во-вторых, занимание государством или транснациональной компанией (ТНК) монополистического положения на любом сегменте мирового рынка Неру расценивал как естественную победу в честной конкуренции; в-третьих, государства, которые желают вступить в конкурентную борьбу с государством-монополистом или ТНК-монополистом, согласно Неру, должны проводить протекционистскую политику с целью создания равноправных условий для всех конкурирующих сторон; в-четвертых, интеграция в мировой рынок стран, которые развиваются, должен происходить постепенно и сбалансировано, чтобы не ослаблять внутренний рынок. “Социализация международной структуры”, по убеждению Неру, будет обеспечивать в будущем координацию, планирование и регуляцию внешнеэкономической деятельности всех цивилизованных стран. В историко-экономическом обосновании своего “курса” Неру акцентировал внимание на иррациональности капиталистической системы, необходимости ограничения конкуренции путем введения планирования, которое воплощает в себе дух науки и попытку применения продуманного научного метода, который обеспечивает широкую регуляцию и координацию. Неру осознавал, что индустриализация требует больших материальных средств, которые на первом этапе не окупаются. Однако, он считал, что единственным путем для решения проблемы безработицы в Индом является развитие новых отраслей промышленности и создания не средних, а больших промышленных предприятий.


2.2 Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру


В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.

Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм обусловило господствующую в историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.

Внутренняя противоречивость мировоззрения Неру оказывается только в конце 20 – в 30-ые годы, что объясняется господством марксистской тенденции в его политических взглядах и унаследованным от фабианского социализма духовным или моральным подходом в исторических взглядах.

В следующий период идейно-теоретического развития исторические взгляды Неру на социализм приобретают последующее развитие за счет послабления его интереса к марксизму. В середине 50-х годов в исторической концепции социализма Неру происходит окончательное смещение акцента из социально-экономических аспектов на социокультурную сторону социализма. В политической сфере Неру принимает концепцию смешанной экономики и склоняется к сочетанию социалистического и капиталистического путей развития, которые должны в единстве обеспечить переход к социально-экономическому расцвету Индии. Таким образом, социализм Неру являет собой сформированную идеологическую концепцию, в которой органически совмещались политические и исторические стороны. Неру отклонял марксистское положение о социальной гегемонии пролетариата и его безусловной исторической прогрессивности. В своих исследованиях он доказывал, что средний класс является движущей силой социального прогресса .

Особенное внимание Неру обращал на негативные социальные последствия искусственных реформ, которые не основываются на традициях и особенностях народов, а также на негативную сторону объективно прогрессивных нововведений, которые носили фрагментарный характер и проводились без дополнительных изменений во всех направлениях социально-экономической политики. Неру был уверен, что проведение социокультурной политики, которая ограничивает стимул к стяжиння в обществе, устранит в будущем много препятствований, и, таким образом, обеспечит переход к социальной системе, которая быстро будет развиваться. В истории развития социальной системы Индии Неру видел как периоды большего или более малого прогресса, так и периоды регресса. Идея группы, которая всегда была в основе индийской социальной системы, по мнению Неру, не только не обветшалая, но в перспективе будет приобретать все большую научно-теоретическую и практическую значимость.

Неру считал, что индийская концепция кооперативно групповой социальной системы, которая опирается на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные формы социального уклада общества.


2.3 Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем


В подразделе рассматриваются теоретические аспекты политической истории в трудах Неру, освещают ретроспективные взгляды Неру на демократию и изучение им исторического опыта государственного строительства.

По мнению Неру, социокультурные факторы должны быть движущей силой политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу власти Неру рассматривал как извечно порочную, и был уверен в том, что ни один человек, насколько большой она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский метод”, который заключается в создании широкого массового движения, может не вступать в споры с “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством .

Его категорическое неприятие фашизма объясняется тем, что он связывал либерально гуманистическую традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х – конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием. В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих.

Единственным путем борьбы с бюрократией и коррупцией Неру считал брахманизацию духу государственных служащих, то есть значительное повышение их морально-этического уровня, и потому обнаруживал некоторую склонность к элитаризму. Неру был уверен, что целью любых политических изменений, в конце концов, должно быть повышение жизненного уровня масс, обеспечения промышленного и культурного развития нации .

Он отмечал, что прогресс стал общим делом, и если люди откажутся от международного единства и некоторой международной организации, то, по его мнению, должны возникнуть наднациональные районы, которые будут функционировать как одно огромное государство. На фундаментах своих общественно-политических исследований Неру пришел к выводу, что основой политического единства выступает единство историческая и эмоциональная.


3. Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру


3.1 Джавахарлал Неру и модернизация Индии


Подраздел освещает осуществление социально-экономической модернизации Индии под руководством Неру, изучается связь общественно-политических взглядов Неру с политической модернизацией Индии.

Неру целеустремленно и последовательно осуществлял свой социально-экономический курс на создание государственного сектора и кооперацию сельского хозяйства в Индом.

Под его руководством развернулась широкая индустриализация Индии, создавался мощный государственный сектор индийской экономики. Благодаря осуществлению политики импортозамещения в начале 60-х годов правительства Индии удалось в некоторой степени сократить удельный вес дефицита торгового баланса. Курс Неру на введение сельхозкооперации был магистральным путем проведения ускоренной модернизации сельского хозяйства и должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики и успешное осуществление индустриализации Индии. Неру активно выступал за развитие общей обработки земли, но считал, что на данном историческом этапе коллективная обработка земли менее эффективна в производственном отношении.

Понимание Неру демократического социализма как синтезу политической и экономической демократий наложило непосредственный отпечаток на второй пятилетний план. В нем кооперативное сельское управление (политическая демократия), в сущности, приравнивалось к земледельческим кооперативам (экономическая демократия). Валютный кризис 1957 –1958 гг. не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации – идее, которую он вынашивал в течение 30, - 40-ым гг..

Основная ошибка Неру была в том, что он проигнорировал необходимость размораживания золотого запаса, которое должно было резко повысить инфляционные ожидания и помешать возникновению валютного кризиса. Невзирая на взрыв рождаемости в начале 50-х годов и, как следствие, падения показателя национального дохода (НД), Неру удалось достичь долгосрочного прироста чистого национального продукта (ЧНП), – показателя, который более верно отображает уровень благосостояния людей в условиях дуальной экономики. Неру хотел создать общество, где народ будет выступать инициатором позитивных превращений, а не государство, которое в большинстве случаев является единственным организатором и проводником радикальных превращений.

Наиболее важны рычаги власти приводились в действие под воздействием индийского неотрадиционализма, который способствовал сочетанию принципов традиционной и харизматичной власти и ограничивал потенциальные возможности рационально легальной власти, которая была дискредитированной за годы колониализма. Потому парламентскую демократию (механизм действия политической демократии) Неру решил покорить интересам исполнительной власти, которая, согласно с традицией, была монополией Индийского национального конгресса (ИНК). Неру рассчитывал реализовать свою концепцию демократического социализма не столько путем парламентской демократии, которая для него превратилась в рычаг власти, сколько через развитие демократии на местном уровне. Таким образом, постепенно шел процесс укрепления центральной власти в большей мере, чем это предусматривалось Конституцией Индии. Основными рычагами усиления власти Неру были мажоритарная система и Высшее руководство (High Command) .

Комплексный исторический подход к национализму позволил Неру в период пребывания при власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального самосознания, которое, в свою очередь, укреплялось принципами интернационализма. В исторической перспективе Неру отводил национализму достаточно высокое, почетное место, которое тот должен был занимать в процессе социализации международной структуры.


3.2 Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру


В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства.

Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динамическом ядре цивилизации каждого большого народа существуют “некоторые черты величия”, и потому кратчайшим путем до всестороннего прогресса Индии должно быть взаимное обогащение больших государств (цивилизаций) и Индии. Благодаря цивилизационному подходу Неру определил три приоритетных партнеров Индии на международной арене: Америка, Россия и Китай.

Таким образом, цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения, и позволил Неру более четко увидеть как позитивные, так и негативные черты США и СССР, подталкивал его к привлечению лучшего опыта обоих сверх государств. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая вместе с его методологическими ошибками в исторических исследованиях привело к отрыву политической практики Неру от самодовлиючеи исторической традиции Китая. Наиболее ярко это оказалось в том, что Неру рассматривал Юго-восточную Азию (ПСА) как сферу цивилизационного влияния Индии и не учитывал традиционные геополитические интересы Китая в этом регионе. Вооруженное увлечение португальских колоний Диу, Гоа и Даману в 1961 г. было серьезным внешнеполитическим просчетом Неру, потому что, рядом с разными подходами Индии и КНР к решению проблемы Тибета, это стало одной из причин аннексии КНР части индийской территории в 1962 году.

Цивилизационный подход Неру сыграл определяющую роль в решении правительства Индии оставить связь с Содружеством наций. Кстати, исключительно личная позиция Неру обусловила последующее пребывание Индии в составе Содружества наций. Неру сознательно пытался изменить социокультурную традицию Индии, чтобы сделать ее традиционалистской, то есть, изменив сущность, предоставить ей гибкости и мягкости для взаимодействия с новациями. Неру внес изменения в два последних ведичних ашрами (ванапрастха и саньясин), обращение к которым явно не отвечало современному образу жизни и могло создать определенные социально психологические преграды на пути модернизации Индии. Следует отметить, что он открывал Индию не столько для европейцев, сколько для европеизированной индийской элиты, подобной ему, что была в значительной степени оторвана от своих корней.

Учитывая это, необходимо признать, что Неру не всегда точно интерпретировал социокультурную традицию с целью предоставления ей большей гибкости и способности приспосабливаться к потребностям индийского общества, которое модернизировалось. Он верно нашел единственную для Индии религиозную “сущность”, философскую основу – адвайта веданту – но не смог предоставить ей религиозной “формы”, потому что это нуждалось бы в разрыве с индийской социокультурной традицией, которая освящала плюрализм мыслей и непрерывное развитие путем трансформации, то есть изменения форм. Неру так и не удалось подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, которая отличалась высокой функциональностью, гибкостью, способностью к саморазвитию. Неру смог усилить позиции государства в начальном и среднем образовании, что способствовало послаблению кастовой системы. Он активно содействовал развитию высшего технического образования и фундаментальных наук в Индии.


4. Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру


Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом. Неру сформулировал моральный подход к политике, за которым моральные принципы неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. На основании исторических исследований Неру пришел к выводу, что средний класс является движущей силой социального прогресса, и потому пытался обеспечить благоприятные условия для его развития, как путем ограничения интересов большого капитала, который рвался к власти, так и путем активной борьбы с бедностью большинства индейцев. В процессе своих общественно-политических исследований Неру приобрел твердую уверенность в прогрессивности демократии, и потому отказался от диктатуры или жесткого авторитаризма.

Под его руководством началась широкая политическая модернизация Индии, которая охватила всю общественно-политическую систему страны, включая общественную и государственную идеологии. Особенностью политической модернизации Индии стал курс Неру на укрепление демократии в Индом. Он предусматривал максимально возможную концентрацию власти на высшем государственном уровне при сохранении парламентской демократии в сочетании с максимальной демократизацией и децентрализацией на низших уровнях власти, то есть на уровне местного самоуправления. Неру хотел создать гражданское общество, в котором народ должен был быть источником стабильных позитивных изменений, а не государство, которое, как правило, является главным инициатором и проводником радикальных превращений. Государственной идеологией в Индом стал демократический социализм, которой предусматривал построение смешанной экономики, укрепления демократии и внедрения широких социальных программ.

В качестве общественной идеологии Неру оставил национализм, при условиях его многоуровневого осознания. Комплексный исторической подход к национализму позволил Неру в период пребывания у руля власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального сознания, которое, в свою очередь, он крепил принципами интернационализма. Результатом общественно-политических исследований Неру стало создание собственной концепции социализма. Основным содержанием данной теоретической концепции было создание прогрессивного, гармоничного общества, которое основывается на принципах равных возможностей, социальной справедливости, демократии и общественной (государственной) собственности на основные средства производства .

Особенностью социализма Неру является приоритет в исторической перспективе социокультурных факторов над экономическими факторами общественного развития, что ставило социальный прогресс в непосредственную зависимость от степени духовного и морального совершенствования людей. Основным путем построения более совершенного общества Неру считал сочетание научного подхода, основанного на эмпирическом опыте, с философией, которая опирается на логические выводы, и с религией, которая неразрывно связана с интуицией. Религиозные, философские, исторические, социально-экономические и политические установки Неру создают своеобразную, но непротиворечивую идеологическую систему, которую можно определить как новый социализм или неосоциализм.

Главным заданием “курсу Неру” было преодоление стихийности капиталистической системы путем развития государственного и частного секторов экономики, перехода к плановой регуляции. Понимания Неру экономического роста как социально-экономической категории, сущностью которой является кооперация, обусловило его расположение к идее внедрения кооперативной системы в сельском хозяйстве Индии, поддержку кооперативного движения в кустарной промышленности и малом бизнесе. Курс Неру на внедрение сельскохозяйственной кооперации должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики. Недостаточно глубокие знания Неру относительно основ и опыта осуществления финансовой и денежно-кредитной политики объясняют неудачу в проведении ускоренной социально-экономической модернизации Индии. Валютный кризис 1957-1958 гг. в Индом не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации. Изрыл ускоренной индустриализации повлек в начале 60-х годов неожиданный для правительства Индии рост занятости населения в малом бизнесе, который успешно обслуживал потребности рынка и государственного сектора.

Цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения в мировоззрении Неру. Этот подход позволил Неру увидеть историческую необходимость сохранения связи Индии с Британским содружеством наций, углубить финансово-экономическое и научно-техническое сотрудничество из СССР и США, распространить цивилизационное влияние на ПСА. Политика неприсоединения для Неру была не только наиболее выгодной внешнеполитической стратегией Индии, а также одним из методов построения “современной цивилизации”, которая должна была создать условия для полноценного развития всех наций. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая в сочетании с методологическими ошибками в его исторических исследованиях обусловило отрыв политической практики Неру от самовыключения исторической традиции Китая. Рядом с несостоятельностью Неру подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, к существенным просчетам Неру также следует отнести и то, что он не смог обеспечить преемственность своей идеологической и политической линии.

Модернизация Индии под руководством Неру стала эмпирической базой для формирования более зрелых концепций модернизации, в которых ученые отказались от “вестернизации”, то есть решение проблем модернизации в позитивистском социологическом плане. На фундаментах своих исторических исследований Неру пришел к пониманию специфики, своеобразия и исторического наследия не только Индии, но и других стран и народов. Это позволило ему поддерживать стабильность и удерживать относительное политическое единство индийского общества, контролировать заданный превращением темп при неизменной структуре реформ.

Таким образом, благодаря большому опыту общественно-политических исследований, Неру смог творчески подойти к политике модернизации и в своей политической деятельности превзойти концепции модернизации, которые предлагались социологической и политической науками его времени.


Список использованной литературы


2. Евтушенко А.Б. Трансцендентное в формировании политической культуры государственного деятеля: анализ взглядов и деятельности Джавахарлала Неру // Москва, изд. Лидер 1999 г.

3. Ленько О.В. Джавахарлал Неру о сущности, месте и задании национализма // Восточный мир. – Киев 2000 г.

5. Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год.



Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год.

Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год.

Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру Москва, изд. «Политическая литература», 1989 год.

Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год.

Ленько О.В. Джавахарлал Неру о сущности, месте и задании национализма // Восточный мир. – Киев 2000 г.

Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру Москва, изд. «Политическая литература», 1989 год.

Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Первого премьер-министра освобожденной Индии встретил исключительно теплый прием в СССР. Он сошел с борта самолета, по очереди здороваясь со встречающими. Толпа москвичей, приветственно размахивая флажками и букетами цветов, неожиданно устремилась к иностранному гостю. Охрана не успела среагировать, и Неру оказался окружен. Продолжая улыбаться, он остановился и начал принимать цветы. Позднее в беседе с журналистами Джавахарлал Неру признался, что его искренне тронул такой незапланированный беспорядок во время его первого официального визита в Москву.

Происхождение и семья

Джавахарлал Неру (фото общественного деятеля есть в статье) родился в ноябре 1889 года в Аллахабаде, городе в индийском штате Уттар-Прадеш. Его родители принадлежали к касте кашмирских брахманов. Эта группа ведет свою родословную от первых брахманов с ведийской реки Сарасвати. Семьи представителей касты обычно были многодетными, а из-за высокой смертности среди женщин многие представители сильного пола практиковали многоженство. В семьях особенно ждали мальчиков, потому что считалось, что достичь мокши (освобождения из круговорота рождении и смертей, всех страданий и ограничений существования) можно только при кремации отца его сыном.

Матерью Джо Неру (так его для упрощения называли на Западе) была Сваруп Рани, отцом - Мотилал Неру. Отец Мотилала, Гангадхар Неру, был последним начальником стражи города Дели. Во время восстания сипаев в 1857 году он бежал в Агру, где в скором времени скончался. Тогда семью возглавили старшие братья Матилала - Нандалал и Бонсидхар. Матилала Неру рос в Джайпуре, штат Раджастхан, где его брат занимал должность главного министра. Затем семья переехала в Аллахабад, где молодой человек окончил колледж. Он решил продолжить образование в Кембридже.

Матилал Неру принимал участие в деятельности Национального конгресса Индии, он выступал за ограниченное самоуправление в рамках Британской Империи. Его взгляды значительно радикализировались под влиянием идеологии Ганди. Семья Неру, ранее ведущая западный образ жизни, отказалась от английской одежды в пользу домотканого платья. Матилал Неру был избран президентом партии, принимал участие в организации Конгресса Профсоюзов, пытался организовать крестьянское движение. Его дом в Аллахабаде, где росли дети Неру, быстро превратился в штаб-квартиру борьбы за национальное освобождение всей страны.

В семье Мотилала Неру и Сваруп Рани родилось трое детей. Первенцем стал Джавахарлал Неру, появившийся на свет в 1889 году. Через год родилась Виджая Лакшми Пандит, а еще через семь лет - Кришна Неру Хутисинг. Это была одна из самых известных семей в Индии. Джавахарлал Неру стал первым премьером освобожденной Индии, Виджая - первой индийской женщиной, которая заняла пост в правительстве. Кришна Неру Хутисинг занялась писательской карьерой, в чем преуспела не менее, чем ее родственники на политической арене.

Ранняя биография

Джавахарлал Неру получил начальное домашнее образование. Затем Мотилала Неру отправил своего сына, чье имя переводится как «драгоценный рубин» с языка хинди, в престижную школу в Большом Лондоне. В Великобритании Джавахарлал был известен как Джо Неру. В двадцать три года молодой человек окончил Кембридж. Во время обучения изучал юриспруденцию. Еще во время пребывания в Великобритании внимание Джавахарлала Неру привлекла деятельность Махатмы Ганди, возвратившегося из Южной Африки. В дальнейшем Махатма Ганди станет политическим наставником и учителем Неру. А пока после возвращения в Индию Джо Неру поселился в родном городе и приступил к работе в адвокатской конторе отца.

Молодежный лидер

Неру стал одним из активных деятелей Национального конгресса, который боролся за независимость страны ненасильственными методами. На родную землю он теперь смотрел глазами человека, получившего европейское образование и усвоившего западную культуру. Знакомство с Ганди помогло ему синтезировать европейские веяния с индийской национальной традицией. Джо Неру, как и другие члены Национального конгресса, хорошо знал доктрину Махатмы Ганди. Власти Великобритании неоднократно заключали активного деятеля в тюрьму. В общей сложности в заключении он провел около десяти лет. Неру принимал участие в кампании несотрудничества с колониальными властями, инициированной Ганди, а затем - в бойкоте английских товаров.

На посту председателя

В возрасте тридцати восьми лет Джо Неру был избран председателем ИНК. В том же году он приехал в СССР на празднование десятилетней годовщины Октябрьской революции вместе с женой Камалой, сестрой Кришной и отцом Матилалом Неру. За десять лет численность партии увеличилась более чем в десять раз, но к тому моменту уже четко обозначился раскол между мусульманами и индуистами. Мусульманская лига выступала за создание исламского государства Пакистан, Неру же заявлял, что считает единственным ключом к решению всех проблем социализм.

Первый премьер-министр

В конце августа 1946 года Джо Неру стал премьером Временного правительства страны - Исполнительного комитета при короле, а через год - первым главой правительства, министром обороны и иностранных дел освобожденной Индии. Джавахарлал Неру во главе правительства принял предложение Британской Империи о разделе Индии на два государства, а именно - Пакистан и Индийский Союз. Неру поднял флаг независимого государства над Красным фортом в Дели.

Последние контингенты британских войск покинули бывший доминион в начале 1948-го, но следующие два года были омрачены войной между Индией и Пакистаном за Кашмир. В результате в составе Индии оказались две трети спорного штата, остальные территории были включены в Пакистан. После этих событий большинство населения доверяло ИНК. На выборах в 1947 году соратники Джавахарлала Неру получили 86 % голосов в правительстве. Председателю удалось добиться присоединения практически всех индийских княжеств (555 из 601). Через несколько лет к Индии были присоединены сначала французские, а затем и португальские анклавы на берегу.

В 1950 году Индия была провозглашена светской республикой. Конституция включала гарантии всех основных демократических свобод, запрет дискриминации по признакам национальности, религии или касты. Основная власть в президентско-парламентской республике принадлежала премьеру, избираемому парламентом. Парламент состоял из палаты штатов и народной палаты. Двадцать восемь индийских штатов получили внутреннюю автономию и право на свободу в регулировании экономической деятельности, собственное законодательство и полицию. Число штатов в дальнейшем возросло, так как было создано несколько новых по национальному признаку. Все новые провинции (в отличие от старых штатов) имели более или менее однородный этнический состав.

Внутренняя политика

На посту премьер-министра Джавахарлал Неру стремился к примирению всех народов Индии и индуистов с сикхами и мусульманами, составляющими враждующие политические партии. В экономике он придерживался принципов планирования и свободного рынка. Джо Неру удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций правительства, баланс в политике, избегая радикальных решений. Премьер предупреждал индийский народ, что нищету невозможно сразу же превратить в богатство, применив капиталистический или социалистический метод. Путь лежит через улучшение производительности труда, тяжелую работу и организацию справедливого распределения благ. Цитата Джавахарлала Неру о путях преодоления бедности стала лучиком надежды для многих миллионов граждан. Он верил, что непрерывного прогресса удастся достичь только с помощью планового социалистического подхода.

В любой краткой биографии Джавахарлала Неру всегда упоминается, что он подчеркивал свое стремление сгладить разнообразные классовые и социальные противоречия. Премьер-министр верил, что эту проблему можно решить путем мирного сотрудничества. Нужно пытаться сглаживать классовые конфликты, а не обострять их, чтобы не грозить людям борьбой и уничтожением. Неру провозгласил курс на создание социалистического общества, что означало поддержку мелкого предпринимательства, развитие государственного сектора, создание общенациональной системы соцстрахования.

На первых выборах в 1951-1952 годах Конгресс получил 44,5 % голосов, более 74 % мест в палате. Тогда Неру активно укреплял национальный сектор. В 1948 году он провозгласил резолюцию, согласно которой устанавливалась монополия государства на производство железнодорожного транспорта, атомной энергии и вооружения. В угольной и нефтяной промышленности, машиностроении и черной металлургии только государство могло создавать новые предприятия. Семнадцать ключевых областей промышленности тогда были объявлены национализированными. Также под национализацию попал Банк Индии, был установлен контроль над частными банками.

В аграрном секторе прежние были отменены только в пятидесятых годах. Помещикам теперь запрещалось отнимать у арендаторов землю. Также ограничивались размеры землевладений. На выборах 1957 года Неру снова победил, сохранив большинство в парламенте. Количество голосов возросло до сорока восьми процентов. На очередных выборах партия потеряла три процента голосов, но при этом сохранила контроль над правительствами большинства штатов и парламентом.

Внешняя политика

Джавахарлал Неру пользовался большим авторитетом на международной арене. Он же стал автором политики неприсоединения к различным политическим блокам. Основные принципы внешней политики освобожденной Индии были сформулированы им в 1948 году на съезде в Джайпуре: сохранение мира, нейтралитет, неприсоединение к военно-политическим блокам, антиколониализм. Правительство Джо Неру одним из первых признало КНР, но это не предотвратило острых конфликтов по поводу Тибета. Недовольство Неру внутри страны нарастало. Это привело к отставке членов правительства, которые принадлежали к левой фракции. Но Неру удалось сохранить пост и единство политической партии.

В пятидесятых-начале шестидесятых годов важным направлением работы парламента во главе с Неру была ликвидация анклавов европейских государств в Индостане. После переговоров с правительством Франции в состав независимой Индии были включены территории Французской Индии. После непродолжительной военной операции в 1961 году индийские войска заняли колонии Португалии на полуострове, а именно Диу, Гоа и Даман. Это присоединение было признано Португалией только в 1974 году.

Великий миротворец Джавахарлал Неру посетил Соединенные Штаты Америки в 1949 году. Это способствовало установлению доброжелательных связей, активному притоку в Индию американского капитала и развитию торгово-экономических отношений между странами. Для США Индия выступала противовесом коммунистическому Китаю. В начале пятидесятых между странами был подписан ряд соглашений о технической и экономической помощи, но Неру отверг предложение американцев оказать военную помощь в ходе конфликта Индии с Китаем. Он предпочитал сохранять приверженность политике нейтралитета.

Индия принимала экономическую помощь от Советского Союза, но так и не стала стратегическим союзником, а выступала за мирное сосуществование стран с разным политическим строем. В 1954 году Неру выдвинул пять принципов сосуществования в мире и согласии. На основе этого патча позже возникло Движение неприсоединения. Джавахарлал Неру кратко выдвинул такие тезисы: уважение суверенитета и территориальной целостности государств, ненападение, невмешательство во внутренние государственные дела, соблюдение принципов взаимной выгоды и мирное сосуществование.

В 1955 году премьер Индии нанес визит в Москву, в ходе которого сблизился с СССР. Он посетил Сталинград, Тбилиси, Ташкент, Ялту, Алтай, Магнитогорск, Самарканд, Свердловск (сейчас Екатеринбург). Джо Неру побывал на заводе «Уралмаш», с которым Индия после этого визита заключила контракт. Завод поставил в страну более 300 экскаваторов. По мере усиления противоречий отношения между СССР и Индией становились более хорошими, а после кончины Неру они фактически стали союзными.

Личная жизнь

В 1916 году, в день индуистского праздника, который знаменует приход весны, Неру взял в жены Камалу Каул, которой тогда было всего шестнадцать. Через год у них родилась единственная дочь. Джавахарлал Неру назвал дочь впервые встретилась с Махатмой Ганди всего в возрасте двух лет. Уже в восемь она организовала детский союз домашнего ткачества по его совету. Дочь Джавахарлала Неру Индира Ганди в Оксфорде в Англии изучала управление, антропологию и историю. В 1942 году она стала супругой - однофамильца, а не родственника Махатмы Ганди. Межрасовые браки считались кощунством по отношению к законам и традициям Индии, однако молодые люди поженились вопреки кастовым и религиозным барьерам. У Индиры и Фероза родились два сына - Раджив и Санджай. Дети находились преимущественно под присмотром матери и жили в доме деда.

"Любовница" лидера

Камаоа Каул умерла молодой, а Джо Неру остался вдовцом. Но в его жизни была и другая женщина, с которой он не связал себя узами брака. Джо Неру был глубоко связан с Эдвиной Маунтбеттен, женой лорда Луи Маунтбеттена - британского наместника короля в Индии. Дочь Эдвины всегда утверждала, что отношения между ее матерью и Неру всегда были исключительно платоническими, хотя у жены лорда Маунтбеттена был опыт внебрачных связей. При этом были найдены различные любовные письма, общественности тоже было известно, что эти двое любили друг друга.

Джавахарлал Неру был старше Эдвины на двенадцать лет. С четой Маунтбеттен их сдружили схожие либеральные взгляды. В дальнейшем супруга лорда сопровождала премьер-министра Индии в самых его рискованных поездках. Она ездила с ним в разные части страны, раздираемой религиозными противоречиями, страдающей от нищеты и болезней. Супруг Эдвины Маунтбеттен спокойно относился к этой связи. Его сердце было разбито после первой измены, но он был адекватным и разумным политиком, который осознавал масштаб личности Неру.

На прощальном обеде по поводу отъезда четы обратно в Великобританию Неру практически признался леди в любви. Народ Индии и так уже полюбил Эдвину. Но теперь она и Джо Неру жили в разных странах. Они обменивались письмами, наполненными нежностью. Послания женщина не скрывала от мужа, потому что они с Луи расстались. Тогда леди Маунтбеттен поняла, как сильно она успела полюбить Индию. Бывшую колонию для нее олицетворял именно Джавахарлал. Народ Индии тоже отмечал, как сильно постарел их лидер после отъезда Эдвины. Леди Маунтбеттен умерла в возрасте пятидесяти восьми лет в 1960 году.

Смерть Джо Неру

Отмечается, что здоровье Неру сильно пошатнулось после войны с Китаем. Он ушел из жизни в конце мая 1964 года в городе Дели. Причиной смерти Джавахарлала Неру стал сердечный приступ. Прах общественного, политического и государственного деятеля был развеян над рекой Ямуной, как и было указано в завещании.

(1889 – 1964 гг.)

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в семье, принадлежащей к высшей индуистской касте брахманов. Его отец – Молила Неру получил прекрасное образование, руководил своей адвокатской конторой, держал скаковых лошадей и владел фешенебельным домом с электрическим светом, бассейном, теннисным кортом и полем для крикета, что для Индии тех времен было верхом роскоши. Молила назвал его «Обитель радости» и часто принимал там гостей, среди которых была не только местная интеллигенция, но и англичане, уважавшие хозяина. Семью обслуживало несколько человек, так что жизнь будущего премьер-министра Индии протекала в безоблачной атмосфере.

В 1905-1912 годах Джавахарлал отправился учиться в престижную английскую школу Харроу, которую, в свое время, закончил Уинстон Черчилль, а затем продолжил образование в Кембриджском университете. Но, входя в число «золотой молодежи», Неру думал не только о развлечениях. Воспитанный в семье, где категорически осуждались кастовые различия, он все чаще задумывался о печальной судьбе своей родины – огромной страны, вынужденной служить придатком далекой метрополии. Он прекрасно осознавал экономическую отсталость Индии, которой двести лет командовали иноземцы. Результатом грустных мыслей стало вступление молодого человека в 1912 году в партию Индийский национальный конгресс (ИНК).

Закончив образование Неру возвратился домой, поступил в адвокатскую контору отца и начал активную политическую жизнь.

После Первой мировой войны в Индии поднялась волна сопротивления, которую возглавил Махатма Ганди. Среди его ближайшего окружения появился молодой адвокат Джавахарлал Неру, которого Отец нации считал своим другом и преемником.

Протесты против засилья англичан приняли форму ненасильственного сопротивления, согласно теории, разработанной Ганди. Люди отказывались сотрудничать с колониальными властями в любой форме, будь то работа на предприятии, где хозяин – англичанин, или покупка английских товаров. По всей стране запылали костры, на которых сжигались вещи, произведенные за границей.

Неру трудился как одержимый. Бывало, что он выступал на двенадцати митингах в день. В то время он был самым популярным членом Национального конгресса. На его выступления собирались гигантские толпы народа, который дал ему прозвище «Жемчужина Индии».

Джавахарлала во всем поддерживала семья. Его отец Матилал подарил свой дом партии, сестры сменили роскошные наряды на простую одежду, жена вместе со свекровью организовывала массовые демонстрации в родном Аллахабаде, и даже совсем юная дочь Индира (будущая любимица всего народа Индира Ганди) сожгла любимую куклу, сделанную во Франции.

В 1921 году Неру впервые арестовали за антианглийскую агитацию, а всего за свою жизнь он отсидел в тюрьме около десяти лет.

Радикальные взгляды Неру и его активная жизненная позиция способствовали выдвижению его на роль одного из лидеров левого крыла ИНК. С 1923 года он не раз избирался секретарем Исполкома, а затем генеральным секретарем партии.

В 1927 году Неру участвовал в Конгрессе угнетенных народов в Брюсселе, затем активно сотрудничал с созданной на этом конгрессе Антиимпериалистической лигой.

В 1946 году Неру вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром считался вице-король лорд Маунтбаттен) и министра иностранных дел. Руководил работой Межазиатской конференции в Дели.

В 1947 году по плану Маунтбаттена Индия получила независимость, но при этом была разделена на индуистский Индийский Союз и мусульманский Пакистан. С этого момента и до самой смерти Неру бессменно занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел.

Раздел страны проходил «по живому»: погибло много народа, огромные массы населения снимались со своих мест, чтобы переехать в другую страну, разрушились десятилетиями налаживаемые экономические и культурные связи. Неру делал все возможное, чтобы наладить мирную жизнь, но вскоре случилось непоправимое: индуистский религиозный фанатик убил Махатму Ганди, который призывал сограждан к веротерпимости. Гибель друга потрясла Неру и показала всю хрупкость достигнутого мира.

В это трудное время и особенно после смерти Сталина Индии очень помогал огромными кредитами Советский Союз, где начался «индийский бум»: один за другим на экраны выходили индийские мелодрамы, где блистал Радж Капур, в газетах печатались новости из этой далекой экзотической страны. Когда Неру в 1955 году приехал в Москву, полгорода высыпало ему навстречу. Люди махали руками, дарили цветы, радостно улыбались… Так не встречали ни одного политика ни до, ни после индийского гостя.

В апреле 1958 года Неру выразил желание временно отойти от дел, чтобы «собраться с мыслями», однако отказался от своих планов и остался на посту премьер-министра.

В 1962 году пограничный спор Индии с Китаем едва не привел к большой войне, одним из поводов к которой послужило предоставление индийским правительством убежища далай-ламе, который бежал из Тибета после захвата его китайскими войсками. Стороннику ненасильственных действий пришлось занять жесткую позицию и заявить, что Индия готова оказать отпор агрессору.

В последние годы жизни Джавахарлала Неру ему оказывала огромную помощь его дочь – Индира Ганди, к тому времени успевшая выйти замуж за однофамильца его погибшего друга. Кстати, ее замужество вызвало в обществе скандал, потому что ее супругом стал парс, а не индус, но Неру поддержал свою дочь.

Умер Неру в Нью-Дели 27 мая 1964 года, завещав придать его прах земле. Народ Индии выполнил последнюю волю своего любимца. После кремации, его прах был развеян с самолетов над страной, которой он отдал всю свою жизнь.

Среди его книг – «Взгляд на мировую историю», «Автобиография», «К свободе» и «Открытие Индии».

Цитаты из Джавахарлала Неру:

«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям».

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших».

«Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение».

Джавахарлал Неру – политический деятель мирового масштаба, премьер-министр Индии, соратник М. Ганди , министр иностранных дел, лидер индийского национального освободительного движения (левого крыла). Его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди были премьер-министрами Индии (третьим и шестым соответственно).

Родился в Аллахабаде 14 ноября 1889 г. Его отцом был известный адвокат Мотилал Неру, который стал одним из первых индийских политических деятелей. Джавахарлал Неру получил домашнее образование, продолжил обучение в Харроу, а также в Кембриджском Университете (Тринити-колледже). По завершении образования вернулся на родину, работал юристом.

В 1916 г. состоялось его знакомство с Мохандасом Ганди, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии. Впоследствии Неру превратился в его ближайшего соратника, пользовавшегося теми же методами в борьбе за независимость Индии от британских властей (ненасильственное сопротивление). Неру стал членом Индийского национального конгресса (ИНК); наставничество Ганди помогло ему выдвинуться на пост генерального секретаря ИНК, который он занимал на протяжении 1923-1925 гг.; в тот же период он был и сопредседателем Аллахабадского муниципалитета.

В 1929 г. Дж. Неру был провозглашен лозунг о независимости своей страны, еще через два года на съезде партии в Караги он стал во главе создания всеиндийской программы по развитию в социальной и экономической сферах. В 1930-ых гг. был среди тех, кто занимал резко негативную позицию по отношению к милитаризму и фашизму. За период до 1947 г. ему пришлось в общей сложности более десятка лет провести в тюремных застенках.

С 15 августа 1947 г., после того, как его страна стала независимой, он занял пост премьера-министра Индии, и первым государственным деятелем на этой должности он пробыл до самой смерти. Остался Неру на этом посту и в результате первых всеиндийских выборов (1951-1952), по итогам которых Индийский национальный конгресс вернулся к власти.

Джавахарлала Неру неслучайно называли строителем новой Индии, ведь именно ему принадлежала заслуга разработки главных принципов становления и развития государства, его как внутренней, так и внешней политики. Они получили известность как «курс Неру». Первый премьер-министр придерживался позиции, что государство должно активно вмешиваться в национальную экономику, но при этом не недооценивал значения для социального и экономического развития страны частной инициативы, считая ее главным двигателем и стимулом. Под его началом индийское правительство провело ряд масштабных мероприятий, направленных на ликвидацию отсталости населения и страны в целом. Экономика Индии развивалась по разработанными под руководством Неру планам на пятилетки, которые были реализованы на протяжении 1951-1966 гг.

В апреле 1954 г. индийский руководитель провозгласил «панчашилу» - так назывались пять принципов, на которых основывалось мирное сосуществование разных социальных систем. Индия выбрала для себя курс позитивного нейтралитета, который предусматривал независимость страны в равной степени от восточного и западного блока. В то же время Неру был сторонником активного развития дружеских отношений с Советским Союзом. Индийский лидер был участником трехсторонних консультаций вместе с Иосипом Броз Тито и Гамалом Абдель Насером, после которых возникло Движение неприсоединения, куда вошли страны, чья экономика кардинально отличалась от советской и капиталистической модели.

Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец -- Моти-лал Неру -- адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 1905--1912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год..

В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (1929--1930, 1936--1937, 1946, 1951 -- 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях -- панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира -- «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год..

Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза -- таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру -- дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.