Бытие утверждает, что изначально животные и люди были вегетарианцами. Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным потопом. Начавшаяся грехопадением человека деградация мира распространилась и на отношения между животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифической, но цитируемой в Hовом Завете (Иуд. 1, 14-15) Книге Еноха, падшие ангелы научили людей мясоедению.
Антропологи утверждают, что человек отошел от растительной диеты и стал употреблять мясо со времен последнего ледникового периода, когда обычная пища, состоящая из фруктов, орехов и овощей, стала недоступна, древним людям пришлось питаться мясом для того, чтобы выжить.
Не так давно, многие ученые пришли к заключению о том, что наши предки были вегетарианцами, не употреблявшими мяса, за исключением периодов чрезвычайных кризисов (когда растительная пища была не доступна).
Считается почти доказанным, что систематическое мясоедение начиналось с каннибализма, и только потом распространилось на других животных. К несчастью, привычка есть мясо сохранилась и после окончания ледникового периода - либо по необходимости (как у эскимосов и племен, живущих на крайнем севере), либо в силу традиций и невежества. Но чаще всего, причина сохранившейся привычки - просто непонимание.
За последние пятьдесят лет известные специалисты в области здравоохранения, диетологи и биохимики обнаружили убедительные свидетельства: для того, чтобы оставаться здоровым, совершенно не обязательно есть мясо, даже напротив - диета, приемлемая для хищников, способна нанести вред человеку.
Согласно теории гиперборейского происхождения представителей белой расы, мы можем смело утверждать то, что изначально действительно все люди на земле не употребляли в пищу продукты животного происхождения. Природные и климатические условия были благоприятны для произрастания растений - заменителей мясной пищи. В наше время подобные растения и плоды остались, но в малом количестве. Даже сейчас, в более тяжелых климатических условиях, природа не забывает о своих детях и обеспечивает их "хлебом насущным".
Охоту выдумали, когда климатические изменения уничтожили источники пищи в северных районах во время ледникового периода. Но с точки зрения эволюции все это происходило совсем недавно, и наши организмы все еще являются вегетарианскими. В действительности, до середины двадцатого столетия мясо было, в основном, прерогативой богатых и имеющих власть, крестьянство ело мясо только во время нескольких религиозных праздников, может быть, три или четыре раза в год. Но поскольку богатые ели мясо, его стали связывать с богатством и постепенно все остальные люди стали подражать богатым. Этика правящей элиты всегда становится этикой всего общества в целом.
Древние греки, египтяне и иудеи считали фрукты основной частью питания. Жрецы Древнего Египта никогда не ели мяса. Такие великие греческие философы как Платон, Сократ и Пифагор активно выступали в защиту вегетарианства.
Плутарх пишет в своем трактате "О мясоедении": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения".
Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: "Если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором.
Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? 3ачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? 3ачем клевещете вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?"
Вегетарианство было распространено среди величайших цивилизаций индейцев Инков. Даосы Древнего Китая также были вегетарианцами. Имеются также достоверные сведения о том, что основная часть человеческой расы, предшествующей нынешнему времени, питалась целиком или в основном растительной пищей.
Племена, потреблявшие исключительно мясную и другую животную пищу, были очень редки или же вообще не существовали. Даже эскимосы употребляют в пищу двадцать четыре различных вида мха и растений, растущих в Арктике, в том числе морошку, барбарис, воронику, олений мох и другие. В настоящее же время человек, вероятно, ест больше мяса, чем в любой другой период истории.
Можно проследить такую особенность в истории: цивилизации были основаны на вегетарианстве, сельском хозяйстве и садоводстве, в то время как племена, зависящие от охоты и скотоводства, не создавали цивилизаций.
"Когда я совершал экскурс, - пишет Хиггинс в "Апокалипсисе II" (с. 147), - в самую далекую древность, я находил ясные и определенные свидетельства следующих важных моментов: во-первых, животная пища не потреблялась, во-вторых, никакие животные не приносились в жертву". Христианский теолог, философ Ориген (ок.184 - 253) оставил запись о том, что "египтяне предпочитали умереть, чем оказаться обвиненными в таком преступлении, как употребление мяса".
Древнегреческий историк Геродот (484 до н. э. - 425 до н. э., известен описанием обычаев разных народов, а также детальной историей греко-персидских войн, был первым серьезным историком Древней Греции, известен как отец истории), писал, что египтяне существовали на фруктах и овощах, которые потребляли сырыми.
Это же подтверждает Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.): "Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими. Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, - бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея".
В Исландии проживали племена, не потреблявшие мясной пищи. Там и сейчас есть народности, которые воздерживаются от мяса по религиозным соображениям. То же самое мы находим в Китае, Индии, Турции, древней Палестине.
Древние цивилизации Востока имели продуманные системы оздоровления, важной составной частью которых была система питания. Примечательно, что древняя восточная медицина, имевшая несравненно больший опыт, чем западная, до сих пор безоговорочно рекомендует растительное питание.
Древней системой оздоровления, созданной в Индии, является хатха-йога, возникновение которой относят к II тысячелетию до н. э.; согласно некоторым источникам, йога появилась еще раньше - в VI тысячелетии до н. э. Хатха-йога является популярнейшей гигиенической системой в мире. Центральное место йога отводит духовным и физическим упражнениям. Однако необходимо напомнить, что йога, будучи системой нравственного и физического совершенствования, не разрешает потребление мясных продуктов. В качестве мотивировки запрещения питаться мясом йога приводит довод о том, что вместе с мясом убитого животного к человеку переходят болезни и страдания животного.
Кроме йоги в Древней Индии существовали и другие руководства по оздоровлению. Индийская священная литература, относящиеся ко II - началу I в. до н. э., - содержит книгу, называемую Аюрведой ("Наукой о долгой жизни"). Это научный трактат о методах лечения, содержащий также подробные указания, как правильно питаться. В Древней Индии были сформулированы этические, оккультные, гигиенические и физиологические принципы, согласно которым человеку запрещено убивать животных и потреблять мясо. Считалось, что плотоядная пища делает людей глупыми и скотоподобными (агрессивными, злыми, психически неуравновешенными); питающийся мясом не может стать философом, мудрецом; интеллект проясняется, утончается и обостряется благодаря растительной пище. Растительная пища, по мнению учителей Востока, в высшей степени благоприятствует возвышенному образу мыслей и божественному созерцанию. Она придает больше жизнеспособности, чем животная пища. Исключительно полезны свежие фрукты, салаты и сырые овощи, сыр, орехи, ячмень, мед, финики, миндаль. От сырой пищи улучшается качество крови, а потому она должна составлять 80% пищи.
Джон Харви Келлог, американский хирург, заявлял: "Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека и исторически не входила в рацион наших предков. Мясо - вторичный, производный продукт, ибо первоначально вся пища поставляется растительным миром. В мясе и животных продуктах нет ничего полезного или незаменимого для человеческого организма, чего нельзя было бы найти в растительной пище. Мертвая корова или овца, лежащая на лугу, называется падалью. Тот же самый труп, приукрашенный и подвешенный в мясной лавке, проходит по разряду деликатесов! Тщательное микроскопическое исследование покажет лишь минимальные различия между мертвечиной под забором и мясной тушей в лавке (или же полное отсутствие таковых). Обе кишат болезнетворными бактериями и источают гнилостный запах".
Лев Толстой, знаменитый русский писатель, утверждал: "Было время, когда люди ели друг друга; пришло время, когда они перестали это делать, но продолжают еще есть животных. Теперь пришло время, когда люди все больше и больше бросают и эту ужасную привычку".
"Людоеды выходят на охоту, выслеживают и убивают свою жертву - другого человека, затем жарят и едят его, точь-в-точь как поступили бы они с любой иной дичью. Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма".
Герберт Шелтон, известный американский врач-натуропат ("Совершенное питание")
"Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время?"
Плутарх
В древних писаниях индусов находится очень примечательное высказывание, касающееся того факта, что даже в Индии некоторые из низших каст в ранний период начали питаться мясом. Там говорится, что в древние времена существовало только три болезни, одной из которых была старость, но теперь, когда люди стали есть мясо, возникло 78 новых болезней.
Понимание того, что болезни могут происходить от употребления мертвечины, существовало тысячи лет. В ведический период (времена языческой Руси) люди ведали предназначенье разных тварей. И все животные служили человеку. Кормлением животных человек не утруждал себя - они его кормили. Домашние животные и человек в Ведический период были вегетарианцами и никогда не ели мяса, даже помыслить не могли о такой пище. С животными язычники дружили. А рацион их повседневного питания был многообразен, но состоял он только из растительного. Люди всей языческой Руси ели легкоусваемую калорийную пищу. Пищу мясную внедрили в мир кочевники. В пустынях и степях они могли найти немногое для еды. Вот потому кочевники и убивали скот. И ели мясо тех животных, что с ними вместе переносили тяготы кочевья, возили скарб их, кормили молоком, давали для одежды свою шерсть.
"Велесова книга", сложный и объемный источник о древних славянах, авторство которой приписывается новгородским жрецам, подтверждает, что славяне были людьми ведической культуры, родственной культуре и верованиям древней Индии, а прародиной славян является Семиречье, то есть долина Кулу, окруженная вершинами Гималаев.
Это свидетельство указывает на то, что славяне и в самом деле могли быть вегетарианцами, так как древние ведические тексты, сохранившиеся на родине славян (территории нынешней Индии), указывают на необходимость вегетарианства, как для тела, так и для духа.
"Велесова книга" - источник древних знаний о доолеговой Руси, памятник ведической культуры славян, который опровергает многие устоявшиеся в науке взгляды, так же как и индийские ведические тексты.
"Велесова книга" повествует о многовековой дохристианской эпохе восточных славян и их отношениях с греками, готами, гуннами и многими другими народами. Эта книга дает еще один аргумент в пользу версии о степном центральноазиатском происхождении наших предков. Даты, факты "Велесовой книги" совпадают с данными исторической науки, что подтверждает подлинность книги.
Палеодиета, которая совсем недавно стала популярной в медицинских кругах, была создана еще в 1970 годах гастроэнтерологом Вальтером Вогтлином. Он первым предположил, что пища, которую употребляли наши предки времен палеолита, сможет сделать здоровее современных людей. Возвращение к рациону наших предков, в соответствии с доктором Вогтлином и десятком его последователей, может резко снизить возможность развития болезни Крона, сахарного диабета, ожирения, расстройства желудка и массы других заболеваний. Но действительно ли современная палиодиета похожа на рацион наших предков?
Особенности палеодиеты
На первый взгляд, такая диета имеет общие черты с тем, что мог бы съесть человек времен палеолита. Диета главным образом состоит из мяса и рыбы, которые первобытный человек мог бы получить в результате охоты и рыбальства, а также растений, которые он мог бы собирать, в том числе орехов, семян, овощей и фруктов. Необходимо избегать зерновых культур и продуктов их переработки, так как доисторический период предшествовал выращиванию сельскохозяйственных культур. Молочные продукты также под запретом — первобытный человек не разводил животных ради молока или мяса. Мед является единственным сахаром, который позволено употреблять во время диеты, ведь, как мы знаем, рафинированного сахара в то время еще не существовало. Потребление соли также ограниченно - наши предки точно не имели солонок на столе. Запрещены обработанные продукты в любом виде. Мясо же должно быть получено от тех животных, которых кормили исключительно травой, что максимально приближено к рациону жвачных животных того времени.
Чем на самом деле питались первобытные люди?
Однако критики утверждают, что палеодиета резко упрощает все, что мог есть первобытный человек. На первое место в ней выносят мясо или рыбу, однако нет доказательств, что именно белки составляли основу рациона первобытного человека. Так же, как и современные привычки питания, рацион эпохи палеолита сильно зависел от места жительства людей. Группы, которые обосновались в местах, похожих на современные пустыни, вряд ли смогли бы добывать себе рыбу, да и мясо, скорее всего, нечасто попадало им на обед. Скорее всего, большую роль в их рационе играли орехи, семечки и даже насекомые. Группы, которые жили в холодных регионах, имели ограниченный доступ к свежим овощам и фруктам. Их рацион был практически полностью построен на мясе, и вполне возможно, что они съедали все части животного, чтобы ликвидировать дефицит, вызванный отсутствием свежих продуктов. Критики утверждают, что современные палеодиеты не принимают во внимание такие детали.
Главные аргументы критиков
Однако наиболее спорный аспект палеодиеты — это ее способность улучшить здоровье. В то время как большинство современных людей получат неоспоримую пользу, если станут употреблять больше фруктов и овощей, очень трудно сказать, был ли первобытный человек более здоровым, чем наши современники. В конце концов, много детей умирали в возрасте до 15 лет, и немногие взрослые перешагивали 40-летний рубеж.
Кроме того, по результатам недавних исследований, опубликованных в журнале The Lancet, в найденных древних мумиях были обнаружены тревожно высокие темпы развития атеросклероза. Заболевание было обнаружено у 47 из 137 обнаруженных мумий. Это ставит под сомнение теорию, что наши предки были намного здоровее, чем мы сейчас.
ПД 1(17) Тайны диетологии
Питание первобытного человека
врач-диетолог ГБУЗ города Москвы «Психиатрическая больница №13 Департамента здравоохранения города Москвы»
Диетология д ревнего человека — интуиция. Именно это чувство направляло наших предков, помогало им правильно выбирать продукты питания (мясо, свежую и замороженную кровь животных, квашеные продукты и др.), осваивать новые способы приготовления пищи.
В свою очередь, расширение рациона, введение в него таких продуктов, как мясо животных, получение с пищей необходимого количества белков животного происхождения, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов способствовало социально-культурному и интеллектуальному развитию человечества.
Верхней гранью описываемого периода, знаменующего начало нового времени в истории человечества, считается начало отступления ледника, произошедшее 12-19 тыс. лет назад. Согласно археологической периодизации, это время верхнего палеолита (в просторечье — каменного века), согласно геологической периодизации — завершающий период вюрмского, или вислинского, оледенения (на территории Восточной Европы к нему еще применяют термин «валдайское оледенение») четвертичного периода кайнозойской эры.
Социальная функция еды
Что ели люди каменного века, из чего состояла их пища, как они ее готовили и хранили? К сожалению, исследователи глубокой древности мало уделяли внимания таким важным вопросам. Однако эти направления видятся чрезвычайно важными.
Социальная функция еды представляется ключевой для понимания процесса становления древних обществ, в которые уходят корнями многие традиции и ритуалы значительно более позднего времени, вплоть до современности. Понять их, не обратившись к истокам, чрезвычайно трудно. История же по вопросу питания показывает, что еда и связанные с ней традиции способствовали установлению общественных связей в не меньшей степени, чем их трудовая деятельность.
Направления, раскрывающие тему потребления пищи древним человеком, можно разделить на три группы. Первая, наиболее простая, связана с тем, что ели первобытные люди. Вторая и третья более сложные: как готовили и как сохраняли пищу древние люди. Именно об этих трех направлениях далее пойдет речь.
ЧТО ЕЛИ ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ?
Эволюция рациона
Достаточно долгий период древний человек питался плодами, листьями и зернами. Подтверждение его вегетарианства находят в остатках зубов древних людей и в некоторых косвенных свидетельствах, например, об отсутствии больших коллективов древних людей, необходимых для охоты на животных.
Затем изменения в климате привели к сокращению растительной пищи, и человек вынужденно стал питаться мясом, которое в палеолитическую эпоху составило основу его питания. Ну и наконец, изменения климата после отступления последнего ледника привели к тому, что рацион человека значительно разнообразился — мясная и растительная пища дополнилась морепродуктами, рыбой.
Предлагаем рассмотреть ключевые моменты в формировании рациона древнего человека с того момента, когда растительной пищи ему стало недостаточно.
ОХОТА НА МАМОНТА
Чаще всего люди следовали законам логики и практики — добывали пищу и ели то, что водилось и находилось рядом, близко от места обитания — «жилья». Известно, что древние люди старались селиться вблизи мест, удобных для поиска пищи, например около водоемов, где собирались стада животных. Считается, что мамонты были одним из важнейших источников питания древнего человека. Мамонт в пищевом плане привлекал человека массой мяса и жира, последний, скорее всего, был незаменим для древнего человека. С начала таяния ледника, который окончательно отступил в 10-м тысячелетии до нашей эры, в мясном рационе древнего человека происходят частичные изменения. Климат становится мягче, и там, где отступил ледник, появляются новые леса, пышная растительность. Меняется и животный мир. Исчезают крупные животные предшествующих эпох — мамонты, шерстистые носороги, некоторые виды овцебыка, саблезубые кошачьи, пещерный медведь и другие виды животных больших размеров. К сведению, российские ученые в настоящее время не оставляют надежду клонировать древнего представителя семейства слоновых. Был создан проект «Возрождение мамонта» — это совместное детище Якутского НИИ прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета и корейского фонда биотехнологических технологий Soom Biotech.
Переход к мясной пище
Благодаря «инстинкту совершенствования, присущему человеческой натуре», человек стал производить орудия труда и перешел на мясную диету, отмечает французский философ, юрист, политический деятель Жан Антельм Брийя-Саварен в 1825 г. в своем трактате «Физиология вкуса». Переход к мясной пище был закономерным процессом, так как «у человека слишком маленький желудок, чтобы растительная пища могла дать достаточное количество питательных веществ», белков, жиров, по сути, энергии для жизнедеятельности.
Особая роль в формировании общественного поведения в человеческой культуре отводилась мясу, так как мясо с древнейших времен сохранило особое место в питании.
Много мяса
Безусловно, древний человек потреблял мясо и, видимо, много. Свидетельством этому является значительное скопление костей животных по всему ареалу обитания древнего человека. Причем это не случайное собрание костей, так как на костях исследователи находят следы каменных орудий; эти кости тщательно обрабатывали, снимая мясо, а часто и дробили — внутрикостный мозг, судя по всему, пользовался большой популярностью у наших предков.
Охота временами дополнялась собирательством ягод, кореньев растений, яиц птиц, однако оно не играло существенной роли. Эти данные говорят о том, что предположение об исключительно мясной пище древних людей имеет под собой вполне реальную почву и что такая пища может быть вполне достаточной. Если многочисленные народы Севера могли и могут выживать и в настоящее время только на одной мясной пище, то это значит, что только на мясной пище мог выживать и древний человек.
Для людей эпохи позднего палеолита мясо диких животных было основой системы питания и существования. Все эти животные — дикие быки, медведи, лоси, олени, кабаны, козы и другие — для многих народов и сегодня являются основой повседневного питания.
Важную роль в рационе питания древних людей играла кровь животных, которую они употребляли и как свежую, и в составе более сложных блюд. Современными учеными подтверждено, что при исключительно мясном питании она является неоценимым поставщиком витаминов и минеральных веществ.
Особо ценился животный жир, подкожный и нутряной, играющий значительную роль в рационе древних людей. Например, в условиях Крайнего Севера жир был незаменимым и часто был единственным источником различных необходимых организму веществ.
Растительная пища в рационе
У исследователей первобытного общества в настоящее время нет сомнений в том, что пища растительного происхождения и способ ее получения — собирательство, так же как и мясная пища и способ ее добычи — охота, занимали особое место в жизни древнего человека.
Существуют косвенные свидетельства этому: наличие остатков растительной пищи на зубах ископаемых черепов, медицинская доказанная потребность человека в поступлении в организм ряда веществ, содержащихся прежде всего в растительной пище. Более того, чтобы перейти в будущем к земледелию, человек должен был иметь сложившийся вкус к продуктам питания растительного происхождения.
Растительная пища была незаменима для первобытного человека. Древними медиками и философами написано немало трудов об отдельных видах растительной пищи. Основываясь на письменных свидетельствах более поздней эпохи и сохранившейся практике употребления некоторых видов диких растений, можно сказать, что растительная пища была разнообразная.
Например, древние авторы свидетельствуют о пользе и широком применении в тот период желудей. Так, Плутарх превозносит достоинства дуба, утверждая, что «из всех диких деревьев дуб приносит лучшие плоды». Из его желудей не только пекли хлеб, но он также давал мед для питья.
Средневековый персидский врач Авиценна в своем трактате пишет и о целебных свойствах желудей, помогающих при различных заболеваниях, в частности при болезнях желудка, кровотечении, как средство от различных ядов. Он отмечает, что есть «люди, которые привыкли питаться желудями, и даже приготавливают из них хлеб, который им не вредит, и получают от этого пользу».
В качестве главных достоинств древние античные авторы упоминают также арбуту, или земляничник. Это растение, плоды которых отчасти напоминают ягоды земляники. Еще одно теплолюбивое дикорастущее растение, известное с древнейших времен, — лотос. Корень этого растения, круглый, величиной с яблоко, также съедобен.
Разнообразие в питании
Как мы видим, пища древнего человека была представлена как мясными продуктами, так и растительными. Возможно, он вполне осознанно разнообразил свой рацион, дополняя базовую мясную пищу растительной. Это приводит к мысли, что питание древнего человека не было столь однообразным. Он наверняка имел вкусовые предпочтения. Его пища не была направлена исключительно на удовлетворение голода.
К концу палеолита складывается первая «пищевая» дифференциация и связанные с нею особенности социально-культурного развития древних людей. Момент этот особенно важен для последующей истории питания человека.
Во-первых, он со всей определенностью показывает зависимость между потреблением пищи и образом жизни, культурой и в некотором отношении общественной организацией древнего человеческого коллектива. Во-вторых, дифференциация указывает на наличие предпочтений, на некий выбор, а не только на простую зависимость от обстоятельств.
Понимание пользы и вреда
В рационе человека появлялось все больше и больше новых видов продуктов питания. Каким образом древние люди определяли пользу или вред пищи?
Происходило это поэтапно. С появлением огня возникло разнообразие в питании, особенно мясном, рыбном. Затем у человека сформировалось понятие вкуса, что вкусно, а что не вкусно. Затем появились данные из практической жизни, чисто интуитивно, а потом и сознательно, что полезно, а что вредно. Например, люди употребляли свежую кровь, без всякого понимания, но это спасало их жизнь. Можно сказать, что появились интуитивные понятия о «витаминологии».
Кровь вместо соли
Важный вопрос, на котором необходимо остановиться, говоря о питании человека доисторического периода, касается потребления соли. Первобытные люди не имели потребности в соли и, скорей всего, ее не употребляли.
Человек до перехода к земледелию с преобладанием растительной пищи в его диете довольствовался той солью, что получал из свежей крови животных. Кровь поедаемых животных содержит достаточное количество необходимых естественных микроэлементов и минеральных веществ.
Потребление свежей крови и сырого мяса первобытными людьми было необходимо даже и после того, как человек овладел огнем и научился на нем готовить, поскольку в приготовленном мясе нет достаточного количества естественных заменителей соли.
Многочисленные свидетельства русских и иностранных путешественников прошлого говорят о том, что коренные жители Севера России, занимающиеся охотой, соли не знали вплоть до ХХ в. Так, «парная» кровь зверей у северных народов почитается за лакомство. А соль они не употребляли и чувствовали даже к ней отвращение.
Но чем южнее, тем большая обнаруживается потребность в соли. Во-первых, это связано со значительным объемом растительной пищи, потребляемой на юге. А во- вторых, сама по себе жизнь в жарком климате вынуждает организм потреблять больше соли.
Е501 — наследие предков
В древности соль получали из золы при сжигании растений, выпаривании соли из родниковой соленой воды. Вещество, получаемое при сжигании растений, получило распространение и в более поздние эпохи. Называется оно поташ или карбонат калия, зарегистрированный в настоящее время как пищевая добавка Е501 (разрешена к применению ТР ТС 029/2012). Поташ — неплохой природный консервант, и им нередко заменяли соль в тех случаях, когда не было возможности ее достать.
С переходом человека к земледелию древнейших источников и заменителей соли оказалось недостаточно. Так называемая неолитическая революция в числе прочего означала и конец «бессолевого» существования человека, вынужденного начать поиски способов нахождения и получения для своих потребностей соли.
Одомашненные травоядные животные не могли существовать без соли, таким образом, добыча соли в больших количествах стала для человека жизненной необходимостью.
КУЛИНАРИЯ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
С пылу с жару
Также необходимостью для человека стало открытие новых способов приготовления — «кулинарии», если можно применить это слово к человеку эпохи палеолита. Как следствие, пища стала более сытной и обильной. Появилась возможность съедать все части животного, которые раньше выбрасывались, то есть люди стали более рационально использовать результаты добычи. Воздействие человека на пищу для ее преобразования стало носить сознательный характер, а не являлось использованием ситуации.
Относительно способов приготовления еды достаточно археологических и поздних этнографических данных для восстановления объективной картины:
- простое поджаривание мяса на открытом огне;
- запекание мяса в золе;
- запекание мяса на углях, в шкурах, в листьях, глине, в собственном панцире;
- приготовление пищи на раскаленных углях;
- приготовление мяса, зажав его между раскаленными камнями;
- приготовление пищи в посуде, сделанной из шкур животных, частей их тела (например, желудка, желчного и мочевого пузыря), выдолбленных из дерева углублений, сплетенных из разных частей растений — коры, стеблей, ветвей сосудов, естественных сосудов — раковины, черепа, рога.
Данные археологии указывают на наличие различных типов печей для готовки пищи в эпоху позднего палеолита:
- приготовление пищи в выкопанных углублениях в земле, где сверху разводился огонь;
- приготовлении пищи в ямах, выкопанных в земле, где сначала разводили огонь и после прогорания костра золу разгребали к стенкам, а на освобожденное дно выкладывали пищу для приготовления;
- ямы — печи, обставленные камнями.
Топливом для костров нередко служили кости самих животных, особенно в зимнее время, когда в холодных регионах достать дерево было сложней, а также в тех регионах, где наблюдался недостаток дерева.
Сознательное преобразование пищи, помимо физиологической пользы от лучшего усвоения питательных веществ, сказалось и на физическом развитии человека, а это не могло не привести к появлению вкуса к пище, стремлению ее разнообразить для получения удовольствия.
ХРАНЕНИЕ ПРОДУКТОВ
Деликатесы древних
Древнейший и простейший способ обработки пищи без использования каких-либо дополнительных приспособлений связан с ее сбраживанием и ферментацией. Причем первоначально это происходило без добавления соли или других реагентов, провоцирующих и усиливающих процесс. Такой способ приготовления пищи вел к размягчению и улучшению ее вкуса, увеличению срока годности продуктов, даже к превращению несъедобного в съедобное. Этот способ приготовления пищи был весьма распространен у первобытных племен, так готовили и мясо, и рыбу, и растения.
Для сквашивания пригодно все: и травы, и мясо, и отдельные части животных, и рыба, даже кровь животных. Конечно, археологических следов сквашивания продуктов в первобытную эпоху не найдешь. Но то, что этот метод заготовки продуктов сохранился у многих народов мира, вряд ли является случайным.
В России, где довольно продолжительный период в большинстве регионов наблюдался дефицит свежих овощей и фруктов, был освоен способ сквашивания продуктов питания. Знаменитая квашеная капуста — незаменимый источник витаминов в русской деревне на протяжении почти всего года, а также квашеные огурцы, свекла, яблоки, ягоды, зеленые травы и другие растения по сей день остаются на нашем столе.
Справедливости ради скажем, что сквашивать, например, рыбу принято у многих народов — не только на Крайнем Севере и Скандинавии. В России этот способ готовки был широко распространен у поморов, квасивших рыбу в бочках до состояния полного размягчения. Таким образом рыба не только сохранялась долгое время, но и получала дополнительные полезные свойства.
Точно так же готовят мясо акул в Исландии. Правда, польза этого блюда для здоровья сомнительная — продукт содержит аммиак и сильно им пахнет.
Одним словом, сбраживание — это простая технология, отсутствие каких-либо особенных приспособлений или дополнительных сложных ингредиентов, даже соли, максимально доступный способ приготовления пищи для древнего человека.
Технологии на века
Другой весьма распространенный способ сохранения продуктов, доставшийся нам от наших предков, — заморозка.
В древности занимались и консервированием продуктов питания: существовали ямы вокруг древних жилищ, которые могли использоваться и как своеобразные герметические контейнеры — «консервы».
Широко применялись другие известные нам способы обработки продуктов — сушение и вяленье мяса, рыбы и растений.
Все упомянутые выше способы приготовления пищи: на огне, в подобиях печей, в вырытых в земле ямах и др. — довольно-таки просты, не требуют особых сосудов.
«Гастрономическая» судьба человека
Конечно, современные знания о питании древнего человека очень ограниченны. Еще предстоит провести более масштабную междисциплинарную работу по изучению данного вопроса, тем более что человек очень сильно изменился за 10 тыс. лет. К тому же научно доказано, что в современном мире потребности в белках, жирах и углеводах различаются от культуры к культуре. Сейчас невозможно восстановить те продукты питания, которые составляли пищу древности: одомашненные животные мало напоминают своих далеких предков, в том числе и по химическому составу мяса и жира. То же самое можно сказать об окультуренных растениях.
Нельзя не учитывать и изменения, произошедшие в воде, воздухе и прочих важнейших элементах среды обитания человека. Изучение начального этапа истории человечества представляется крайне важным для понимания того, что происходило в дальнейшем. Именно в древности были заложены многие основы, определившие дальнейшую «гастрономическую» судьбу человека. Важнейший момент здесь заключается в складывании к концу каменного века весьма развитой системы питания, с определенными принципами приготовления пищи, приспособлениями для этого и вкусовыми предпочтениями. В этот период были заложены и основы социального поведения, как правило, связанные с добычей, приготовлением и приемом пищи. Ведь отношения между членами сообщества, представителем своего коллектива с представителями других коллективов базировались в значительной степени на «пищевой основе».
Интуиция — диетология древних
Если говорить о диетологической стороне, то, конечно, ни о какой диетологии в то время говорить не приходится. Древние люди чисто интуитивно, а затем сознательно применяли в питании свежую и замороженную кровь, квашеные продукты (квашеную капусту, квашеные рыбные продукты, медовые напитки, свежие ягоды и фрукты). Не было данных и понятий о составе продуктов (белках, жирах, углеводах), об ее энергетической ценности (калораже), о витаминах и минеральных веществах, в силу того что еще не было таких наук, как химия, биохимия, физика. Но древние люди уже хорошо понимали, какие продукты приносили пользу здоровью человека, а какие вред.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Козловская М. В. Феномен питания в эволюции и истории человека, М., 2002. — 30 с.
Козлов А. И. Пища людей, Фрязино, 2005.
Добровольская М. В. Человек и его пища, М., 2005.
Колпаков Е. М. Питание древнего населения Европейской Арктики // В сб.: Научно-практическая конференция. Питание и интеллект. Сборник трудов. — СПб. — 2015. — с. 29-33.
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
Хотя бы в том плане, что у них практически не было выбора в питании. Это сейчас можно , а тогда любая еда уже была счастьем. И сайт сейчас расскажет вам о некоторых фактах, касающихся того, что и как ели наши далёкие предки.
Сбалансированная диета
Вопреки расхожему мнению, что древние предки человека были активными мясоедами, археологический анализ показывает, что мяса и растений они ели примерно поровну. Причём как кроманьонцы, так и неандертальцы.
Горшки
Создавать глиняные горшки человечество научилось чуть ли не 18 тысяч лет назад. Вот только использовались они исключительно для хранения продуктов, поскольку были хрупкими и тонкостенными. А первый горшок, который оказался настолько прочным, чтобы в нём можно было что-то тушить, был найден в Ливии и относился к шеститысячному году до нашей эры.
Специи
Одно дело - приготовить еду хоть как-то, чтобы не умереть от голода. Совсем другое - сделать это так, чтобы было вкусно. И по археологическим свидетельствам от шеститысячного года до нашей эры, стало понятно, что люди уже тогда начали использовать специи. Дикую горчицу и чесночницу черешковую.
Зубочистки
Археологами были обнаружены зубы, относящиеся к 14 тысячелетию до нашей эры, на которых отлично прослеживались следы примитивного стоматологического вмешательства. То есть - аккуратно обточенная дырка в зубе, из которой остатки пищи нужно было доставать простейшей зубочисткой. Кстати, вопреки расхожему мнению, зубы у наших предков болели лишь немного реже, чем у нас.
Злаки
Ещё задолго до появления оседлого земледелия, люди активно употребляли в пищу дикорастущие злаки. Древнейшее свидетельство этого - шлифовальный камень 32 тысяч лет, на котором были обнаружены частицы примитивной овсяной муки.
Сыр
Приготовление сыра - сложный процесс, поскольку подразумевает разделение творога и сыворотки. И согласно исследованиям, древние люди 5,5 тысячелетия до нашей эры уже это делать умели. И крайне активно этим занимались, поскольку сыр было переваривать намного проще молока.
Черепахи
В пещере Кесем были обнаружены останки доисторической черепахи примерно четырёхсот тысяч лет, которую багополучненько сварили в собственном панцире. Это, конечно, не черепаховый суп, но отличное свидетельство того, люди в те времена предпочитали разнообразную диету. Это, кстати, даже ещё не неандертальцы были.
Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать, что начала развиваться задолго до появления человека дважды разумного. Уже неандертальцы кое-что в лечении и диагностике понимали.
Однажды, когда я была маленькой девочкой, отец взял меня на археологические раскопки неподалеку от Азов-ского моря. Ученые отрыли там древнегреческий город Танаис, датируемый пятым столетием до нашей эры. Нам было удивительно, что этот древний город оказал-ся глубоко под землей. За последние 25 столетий он по-степенно покрылся почти 10 метрами земли. Нам при-шлось долго спускаться по ступеням, чтобы попасть на его узкие улицы и увидеть крошечные каменные дома, окруженные каменными оградами. Танаис так хорошо сохранился, что нетрудно было представить его полным людей. Я была заворожена ощущением физической бли-зости к античной жизни.
Нам позволили не только побродить по улицам Танаиса, но и потрогать некоторые свежевыкопанные предметы. Множество мелких черепков и других незначительных вещей осталось лежать в стороне после того, как ученые тщательно все осмотрели. Мы обнаружили среди них множество кусочков керамических блюд, покрытых любопытными узорами. Но особенно мне запомнилась очень необычная окаменевшая рыба, которая выглядела так, словно ее недавно засушили. Я сразу же представи-ла, как я принесу с собой в школу эту рыбу, которой два тысячелетия, но как только я к ней прикоснулась, она рассыпалась в порошок.
Не так давно я испытала неменьшее волнение, читая о недавних археологических открытиях. Статья расска зывала о 13 самых древних останках людей, найденных в Восточной Африке. Ученые определили их возраст в 3,6 миллионов лет и назвали их «первой семьей». Эти первобытные люди имели округлые фаланги пальцев и, по-видимому, хорошо лазали по деревьям. Их крупные коренные зубы покрывал прочный слой эмали, подобно зубам животных, которые жуют много зелени. Ученые полагают, что первые люди проводили большую часть своего времени на деревьях, где они были лучше защи-щены от хищников и вдоволь снабжены пищей - фрук-тами и листвой. Поэтому они приспособились лазать по деревьям.
Эти первые люди, известные как австралопитеки, оби-тали в Восточной Африке. В то время эта местность была покрыта тропическими лесами. Понятно, почему наши предки жили в тропиках - частые дожди, вы-сокая влажность и теплая погода круглый год обеспе-чивали обилие еды. От людей, побывавших в тропиче-ских лесах, я слышала удивительные истории о бесчис-ленном разнообразии фруктов - об их причудливых формах, размерах и цветах. Говорят, некоторые из них даже растут прямо из стволов деревьев. Разнообразие фруктовых растений в тропических лесах достигает почти 300 видов, причем очень немногие из них были культивированы.
Сладкие сочные плоды привлекают не только птиц и зве-рей, но даже рыбу, когда фрукты случайно скатываются в воду. Благодаря такому изобилию многие наземные животные тропиков живут в кронах деревьев. Там для них круглый год такая благодать, что некоторые живот-ные никогда не утруждают себя поиском пищи на земле. (Я думаю, я бы тоже смогла так жить, если бы только смогла взять с собой компьютер!)
Опираясь на существующие исследования, логично предположить, что пища первых людей состояла из сле-дующих компонентов:
* фрукты, в силу их изобилия и разнообразия;
* зеленые листья, поскольку тропические растения в своем большинстве - вечнозеленые, имеют широкие листья, съедобные и исключительно богаты пита-тельными веществами;
* соцветия, поскольку большинство фруктовых деревь-ев цветут яркими цветами, сладкими и питательны-ми;
* семена и орехи, поскольку они - важный источник протеина;
* насекомые, так как они составляют боее 90% всех видов животных тропического леса,и большинство из них съедобны и питательны. Часть насекомых по-падала в пищу первобытных людей непосредственно с фруктами;
* кора, поскольку тропические деревья имеют исклю-чительно тонкую и гладкую кору, которая зачастую съедобна и ароматна (один из примеров - популяр-ная у нас корица).
Первобытные люди были более разумны, чем другие обитатели тропических лесов, - они забирали наиболее ценные плоды и другие виды пищи, чем могли добыть себе остальные животные. Поскольку еды у людей было больше, они размножались быстрее. С ростом числа лю-дей неизбежно наступала нехватка еды. По мере того как растительная пища становилась все более скудной, первобытные люди стали есть сначала мелких живот-ных, а затем перешли и на крупных.
Инстинктивное стремление обладать пищевыми ресур-сами глубоко заложено в сознании большинства жи-вых существ на нашей планете. Мы можем найти массу примеров рефлекторной защиты территории у самых различных обитателей Земли. Не так давно я посетила одну птицеферму в Калифорнии. Меня удивило то, что кончики клювов у птиц были обрезаны. Фермеры мне объяснили, что такая мера была необходима, так как всякий раз, когда курам становится тесно в клетке, они начинают беспрестанно жестоко клевать друг друга. Я обратила внимание, что, даже несмотря на принятые меры, некоторые птицы продолжали драться и многие из них истекали кровью. Я вспомнила, как в детстве на-блюдала за курами во дворе моей бабушки. У них было достаточно места, и они никогда не клевали друг друга.
Однажды я участвовала в семинаре, посвященном пове-дению диких шимпанзе. Докладчик Хоган Шерро имел докторскую степень Йельского университета по антропо-логии. Он описывал, как жил в джунглях Африки, на-блюдая за поведением этих животных. Шимпанзе оказа-лись любящими и заботливыми в повседневной жизни, но все менялось, когда дело доходило до защиты своей территории. Приблизительно каждые 10 дней самцы шимпанзе отправлялись «в дозор», обходя границы сво-их «владений» и жестоко убивали любых пришельцев из других семей шимпанзе, которые посягали на их тер-риторию. Я полагаю, что подобным образом вели себя и первые люди.
По мере того как численность первобытных людей уве-личивалась, количество потребляемой пищи стреми-тельно росло. В течение 3 000 000 лет некогда обильные источники питания истощились, а территории Восточ-ной и Центральной Африки стали сильно перенаселены. В конце концов люди были вынуждены перемещаться во всех направлениях, за пределы тропических лесов. Ко времени формирования вида человека разумного (Homo sapiens ), около 120 000 лет назад, наши предки были вынуждены мигрировать на Средний Восток, в Южную Африку, Европу, Центральную Азию и, наконец, в Но-вый Свет. Это перемещение длилось много веков. Иссле-дователи подсчитали, что люди мигрировали на новые территории, перемещаясь примерно на 1,5 км каждые 8 лет.
Чем дальше люди отдалялись от тропиков, тем скуднее становилась наиболее питательная растительность, к тому же ее наличие стало зависеть от времен года. По-добно всем живым существам, пытающимся выжить, организм первобытных людей стал приспосабливаться к изменяющемуся климату и доступной пище. Часто можно услышать дисскуссии по поводу того, ели ли пер-вобытные люди мясо. В том, что они ели мясо, сомне-ний быть не может. Думаю, мы с вами тоже бы ели, если бы нам пришлось столкнуться с подобными жестокими условиями.
В наши дни мы время от времени слышим истории вы-живания людей, которым случилось затеряться в дикой природе. Из этих рассказов мы узнаем, как тем, кому удалось выжить, пришлось есть непривычную пищу - насекомых, ящериц, сырую рыбу, грибы, а иногда даже собственную обувь. Большинству этих людей удалось продержаться всего несколько недель. Для сравнения, 200 000 лет назад людям приходилось выживать длин-ные, холодные зимние месяцы год за годом. Они были вынуждены преодолевать длительные периоды голода, и многие из них умирали от истощения. У древних людей не было выбора, кроме как использовать любую пищу, чтобы выжить. Нет сомнения в том, что они пытались есть все, что ползало, летало, бегало или плавало. Пой-мать птицу (или полакомиться ее яйцами), насекомое или другое мелкое животное было намного легче, чем добыть крупного зверя, но мелкой добычи было недоста-точно даже для того, чтобы прокормить одного человека, не говоря уже о многочисленной семье. Мяса крупного животного хватало, чтобы прокормить большую группу людей в течение несколько дней. Так древние люди вы-нуждены были овладеть различными навыками охоты.
Тем не менее первые люди всегда инстинктивно тяго-тели к растительной еде, когда она становилась доступ-ной, потому что растения, особенно зелень, как доказы вает современная наука, являются жизненно-важным источником питательных веществ для человека К тому же, сбор растений был не таким трудным и опасным, как охота. Люди собирали и употребляли в пищу боль-шое количество различных растений, включая листья, фрукты, корнеплоды, орехи, семена, ягоды, соцветия, грибы, ростки, кору, водоросли и многое другое. Мы мо-жем только гадать, сколько разных растений они упо-требляли, возможно, тысячи. Профессор антропологии Даниел Моерман в своей книге «Этническая ботаника американских индейцев» описывает 1649 видов съедоб-ных растений, которые использовались американскими индейцами Вот почему в учебниках истории первобыт-ных людей называют не только «охотниками», но и «со-бирателями».
Чтобы представить, как первые люди открыли злаки, а позже и хлеб, я воображаю себя в лесу 200 000 лет на-зад. Я босая, мне холодно, голодно и страшно. Что бы я делала? После неудачной охоты на насекомых я, навер-ное, просмотрела бы сухую траву. Пожалуй, я нашла бы там несколько разных зернышек. Я, наверное, их попро-бовала бы на вкус. Наверное, эти зерна были бы лучше, чем ничего, но некоторые из них могли быть слишком твердыми, чтобы жевать. Если бы я была достаточно сообразительной, я бы нашла камень и попробовала бы раскрошить зерна, чтобы их было легче съесть. Если бы мне случилось проделать это под дождем, со временем я бы поняла, что раздробленные зерна, смешанные с во-дой, вкуснее. Я повторяла бы этот процесс снова и снова, пока не изобрела бы лепешку, хлеб, кашу и другие про-дукты. Тысячелетиями люди ели свой «хлеб» сырым. Первый хлеб был не чем иным, как толчеными семена-ми трав, смешанными с водой и «запеченными» на кам-нях, нагретых солнцем.
Поскольку первобытные люди имели ограниченные средства хранения растительной пищи в холодное вре мя года, они были вынуждены зимой охотиться боль-ше. Я предполагаю, что большая часть мяса достава-лась самцам, в то время как самки, которые были почти всегда беременны или кормили грудью, не могли много охотиться (как не могли и маленькие дети). Если они не наедались остатками мяса после самцов, им приходи-лось дополнять свой рацион растительной пищей даже зимой, когда она была скудной и менее питательной.
Интересным является тот факт, что окультуривание растений началось на четыре с лишним тысячи лет раньше, чем одомашнивание животных, несмотря на то что процесс выращивания растений был намного более сложным, чем приручение зверей. У первых людей не было ни грабель, ни лопат, не говоря уже о средствах орошения полей. Собранные семена было очень труд-но защитить от грызунов и птиц. Но каким-то образом первые люди ухитрялись и пахать, и сеять, и полоть, и поливать, и жать, и переносить выращенное задолго до того, как они смогли воспользоваться помощью до-машних животных. Сравните, насколько проще было бы приручить несколько диких козлят.
Тем не менее первые признаки культурного огородниче-ства относятся к XI веку до нашей эры, а возможно, и раньше, в то время как животных стали приручать на 4000 лет позже, в VII веке до нашей эры.
Таким образом, растительная пища, скорее всего, яв-лялась наиболее существенным компонентом рациона наших предков. Антропологические исследования по-казывают, что сельское хозяйство быстро развивалось одновременно в разичных регионах. Это подтверждает ценность растительных продуктов для древних людей. Например, в XI веке до нашей эры для сбора диких зла-ков люди стали использовать деревянные косы, окайм-ленные кремнием.
Восемь тысяч лет назад в Древнем Египте выращивали дикую пшеницу и ячмень. В это же самое время обита тели (современной) Швейцарии выращивали чечевицу, а на острове Крит древние фермеры выращивали мин-даль). Семь тысяч лет назад мезоамериканцы начали выращивать тыкву, перец и авокадо. Пять тысяч лет на-зад китайцы начали культивировать сою. В своей кули-нарии они использовали 365 видов трав (что примерно в 10 раз больше, чем может предложить наш местный магазин здоровой пищи). Четыре тысячи лет назад фер-меры Месопотамии выращивали лук, репу, фасоль, лук- порей и чеснок.
Растительная пища, особенно зелень, оставалась важ-нейшим компонентом рациона человека с древнейших времен до недавнего прошлого, особенно для людей с ограниченным достатком. Крестьяне употребляли в пищу большое количество зелени. Классик русской ли-тературы Лев Толстой в своей известной книге «Война и мир» писал: «Русский крестьянин не тогда голода-ет, когда нет хлеба, а когда нет лебеды» (сейчас лебеда считается сорняком). Еще один пример можно найти в книге немецкого поэта И.-В. Гете, который сделал такое наблюдение: «Крестьяне повсюду едят чертополох».
В русском и болгарском языках человек, который про-давал зелень, назывался «зеленщик». В настоящее вре-мя это слово полностью забыто и может быть найдено только в старых книгах и словарях. Тот факт, что тер-мин все еще присутствует в словарях, указывает на его относительно недавнее употребление. Из классической литературы известно, что зеленщики процветали всего лишь 150 лет назад, а сейчас они исчезли.
Можно найти множество других фактов, которые непо-средственно указывают на популярность свежих расте-ний в рационе наших предков вплоть до недавних столе-тий, когда употребление вареной и рафинированной еды резко возрасло.
На протяжении многих веков люди считали мясо самой здоровой пищей, возможно, из-за его стимулирующее го вкуса и длительного чувства сытости. Однако боль-шинство людей не могли позволить себе мяса и ели его только изредка. Люди высшего сословия ели животную пищу - дичь, рыбу, говядину, свинину, баранину, пти-цу и яйца почти ежедневно; поэтому они часто имели избыточный вес и страдали многими дегенеративными заболеваниями. Но даже самые богатые люди употреб-ляли большое количество фруктов, овощей и зелени в разных видах, что очевидно из приведенного ниже ре-цепта XIV века.
Перевод рецепта
Салат. Возьмите петрушку, шалфей, зеленый чеснок, лук-шалот, салат латук, лук-порей, шпинат, огуречник, мяту, примулу, фиалки, зеленый лук, молодой лук-по-рей, фенхель и садовый кресс-салат, руту, розмарин, портулак; чисто их вымойте. Почистите (удалите стебли и т. д.). Порвите руками на мелкие кусочки и хорошо смешайте с сырым растительным маслом; добавьте ук-сус и соль и подайте к столу.
Этот рецепт, дошедший до нас из XIV столетия, являет-ся самым ранним примером, составленны на английском языке. Большинство рецептов в то время создавалось для меню высшего сословия. Согласно строгому этике-ту, который соблюдался в Средневековье, меню включа-ло необходимую «последовательность подачи к столу», согласно которому большинству домочадцев полагалась только первая перемена блюд. Наиболее деликатесные блюда подавались только для главных членов семьи. Любопытно, что естественным было есть наиболее по-лезную еду вначале (салаты), оставляя более тяжелую и сладкую еду на конец трапезы.
В дополнение к свежим фруктам и овощам, которые в Средние века люди употребляли в пищу в летнее вре-мя, они заполняли свои погреба фруктами и овощами на зиму. Они заквашивали бочки капусты, мариновали грибы, засаливали помидоры, огурцы, морковь, яблоки, свеклу, репу, клюкву, чеснок, и даже арбузы. Заготов-ленные овощи обычно хранились в деревянных бочках в погребах. Как богатые, так и бедные люди запасали корнеплоды, сушеные грибы, сушеные травы, яблоки, орехи и сухофрукты на зиму. Из животной пищи заго-тавливали сушеную рыбу, вяленое мясо и соленое сало. Важным источником витаминов были соки различных моченых фруктов и ягод и вина. Большинство продук-тов в погребах были сырыми.