Золотая хохлома роспись. Золотая хохлома – драгоценный народный промысел.…

Выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

История

Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Центры

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Смотреть что такое "Хохломская роспись" в других словарях:

    Хохломская роспись - Хохломская роспись. О.П. Лушина. Чашка. 1972. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел. Возник в 17 в. Ныне фабрика “Хохломской художник” (село Сёмино) и производственное художественное объединение “Хохломская роспись” в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика Хохломской художник (с. Семино Ковернинского р на) и производственное художественное объединение Хохломская роспись (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с.… … Большой Энциклопедический словарь

    По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во второй половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области РСФСР; название промыслу дало село Хохлома той же области центр сбыта изделий… … Художественная энциклопедия

    Русский народный художественный промысел; возник в XVII в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Сёмино Ковернинского района Нижегородской обл.) и производственное художественной объединение «Хохломская роспись» (г. Семёнов Нижегородской… … Энциклопедический словарь

    По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2 й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области центр сбыта изделий Х. р. в… … Большая советская энциклопедия

    хохломская роспись - … Орфографический словарь русского языка

    Орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно прикладного искусства. Важной областью декоративной росписи является архитектурная роспись … Художественная энциклопедия

Хохлома является стародавним народным промыслом, который зародился в округе Нижнего Новгорода в XVII веке. Хохломская роспись представляет собой один из видов декоративной росписи, которая наносится на деревянные изделия – чаще всего это и мебель.

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок. Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности. Традиционными элементами хохломской являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская , как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние , каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской .

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из , ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью , может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает , является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек . А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Хохломская роспись возникла в XVII веке в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино и Хрящи. В Хохломе была крупная ярмарка, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы.

Техника окраски дерева в золотой цвет без применения золота была известна русским иконописцам еще в XII веке. В Заволжье она проникла с иконописцами — «раскольниками», искавшими прибежища в лесах Заволжья, и их сотоварищами — мастерами, которые владели токарным делом и знали рисунки древнейшего орнамента. Таким образом, искусство хохломы формировалась как драгоценный сплав традиций, сложившихся в народных ремеслах и принесенных мастерами древней живописи.

От народных ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянной токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента, основанные на тонком понимании пластики вещи. Иконописцы принесли в хохлому мастерство «тонкой кисти» — каллиграфические навыки свободного письма и рисунка богатейшего растительного орнамента, характерные для декоративной живописи XVII—XVIII веков. В орнаменте этого времени можно увидеть те виды растительных узоров, которые впоследствии получили новую жизнь в искусстве росписи хохломской деревянной посуды.

На основе русского растительного орнамента XVII—XVIII веков и сформировались свойственные хохломе разновидности росписи, сохранившиеся до наших дней.

Вероятно, в тот же период мастера хохломы впервые применили в Заволжье при окраске деревянной посуды приемы, позволяющие получить золотистый блеск без золота.

В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где с XVIII-го века до начала XX-го торговали расписной деревянной посудой, изготовленной в деревнях и селах. Для хохломской росписи характерны золотой, черный, красный, зеленый, иногда коричневый и оранжевый цвета.

Секретом «золота» хохломы является применение алюминиевого (серебряного или оловянного) покрытия. Именно этот металлизированный слой в сочетании с лаковым покрытием и прогретым до высокой температуры, дает впоследствии золотистый эффект.

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь.

Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. Суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию.

Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась по Холмогорскому тракту. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», Или просто «хохлома».


Технология изготовления «хохломы»

Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII—XVIII столетиях. В основном этот процесс сводится к следующему.

1. Сначала из просушенной древесины вытачивают на на токарном станке белую деревянную посулу («бельё»).

2. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — «вапой», как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунал в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирал в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно.

Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

3. Следующий этап — лужение, то есть втирание в поверхность изделия серебра или олова, (в настоящее время используют алюминиевый порошок). Выполняли его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

4. После росписи изделие снова натирали олифой, дважды покрывали лаком и ставили на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 °С. Чтобы краски не потеряли цвет, они должны быть термостойкими. Благодаря прочному лаковому покрытию хохлома не боится ни жара, ни холода, ни воды, поэтому в хохломской посуде можно подавать различные блюда, в том числе и горячие.

Роспись под Хохлому

Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делали из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

В Хохломе используют роспись «верховую» (когда узор наносится красной или черной краской на золотистую поверхность фона) и «фоновую» (наоборот, красным или черным цветом закрашивают золотой фон, а сами узоры остаются золотыми. Его проводят в два этапа: сперва вырисовывают контуры узора, затем закрышивают фон, оставляя сам узор золотистым, под цвет фона. Этот способ еще называют «письмо под фон»).

Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;


Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап» (узор «ягодки»), который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.

Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломские изделия

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды".

Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделияи токарная посуда: чашки, миски, подставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни - подставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В отделке хохломских изделий народные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжительностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.


Процесс изготовления Хохломы

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных "стульчиков", распиленных на толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки и "чураки". В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, "чурак" как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.

Полуфабрикат сушат при температуре 22-28 °С в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушку заканчивают. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.

Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками.Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится 6-8 часов.

Грунтуют изделие льняным маслом, которое наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на 4-6 часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 °С. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 °С. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Следующий ответственный процесс - покрытие изделия олифой. Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его. После сушки в течение 2-3 часов при температуре 22-25 °С, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало, достаточно проолифить изделие два раза. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

Для нанесения полуды применяют с модельные приспособления - куколки, представляющие собой тампон, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полудки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись.


Хохломская роспись

К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.

В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность.

Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи. Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.

Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента -"верховой" и "фоновый".

"Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.


Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.

Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц.

Отделка Хохломы

После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 °С.

Современная Хохлома

В настоящее время хохломская роспись получила большое распространение. Широко известны два ее крупных центра - Семинская фабрика художественных изделий "Хохломской художник" и Семеновское ордена "Знак Почета" производственное объединение "Хохломская роспись", находящиеся в Горьковской области.


Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Семеновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи "под фон". Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. Но наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия "под золото".

Изделия отличаются большим разнообразием. Простые формы деревянной посуды - мисок, чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят к традиционной русской утвари. Красивые по пропорциям, крепкие и устойчивые, они создают в доме атмосферу уюта и праздничности. Сельские мастера не склонны к поискам новаторских, эффектных решений, предпочитая набор привычных предметов, оптимальные размеры и пропорции которых стали классическими. Такую отобранную столетней традицией токарного ремесла и уже обладающую высокими художественными достоинствами посуду мастерицы расписывают растительными узорами.

Живописцы великолепно владеют всеми видами хохломской росписи, они знают и любят золотые узоры кудрины, древнее травное письмо с раскидистыми черными и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически точными мазками. Однако в своей работе мастера отдают предпочтение росписи с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые и столь близкие сельскому жителю изображения садовых и луговых цветов, плодов и листьев. Художницы соединяют в одном произведении красоту весеннего цветения природы и ее осенней щедрости, в поэтических образах воплощая мечту земледельца о богатом урожае, благодаря чему расписываемые ими предметы становятся своеобразными символами пожелания благополучия. Столь любимый мастерицами черный фон помогает им достигать большей звучности цветовой гаммы росписи, и растительный узор четче выделяется на нем.

В своей работе они широко используют особый прием моделировки - наносят на изображаемые растения цветной контур мягкого оттенка, который сиянием обволакивает мотивы, придавая им сказочность. Такой загадочно мерцающий орнамент покрывает не только вещи подарочного назначения, уникальные произведения, которые мастера готовят на крупные смотры народного художественного ремесла, - вазы, братины, ковши, но и массовую продукцию колхозного промысла.

Поверхность ковша-утицы с навесными ковшиками, расписанного ведущим мастером колхозного промысла Антониной Васильевной Разборовой, снаружи и изнутри покрыта узором ветвей лесной яблоньки-дикуши с маленькими румяными яблочками и золотистыми звездочками соцветий. Подобные пятилепестковые цветы, разные по размерам, написаны рядом с земляникой и яблоком, плодами малины, хмеля и крыжовника, гроздьями рябины. Но они настолько органично входят в орнамент, что не возникает сомнений в правомерности таких сочетаний.

Наглядные примеры Хохломской росписи






Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

История промысла

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.

Цвета хохломской росписи

(роспись на белом фоне )

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

(роспись на черном фоне )

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

(роспись на аллом-красном фоне )

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

  1. Черный (#000000);
  2. Красный (#FF0000);
  3. Белый (#FFFFFF);
  4. Оранжевый (#FF4F00);
  5. Отборный желтый (#FFBA00);
  6. Зеленый (#00FF00);
  7. Коричневый (#964B00);
  8. Изумрудный (#50C878);
  9. Голубой (#00BFFF).

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(ветки и кустики )

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(ягодки и листочки )

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(строчки и узоры )

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(растительные орнаменты )

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Техника выполнения хохломской росписи

(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР )

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.

(Городецкая роспись )

В отличие от хохломы у городецких орнаментов напрочь отсутствуют золотые мотивы. Однако, на фоне минималисткой цветовой палитры хохломы, мастера городецкой росписи использовали очень много красок, играясь с оттенками, переливами, белением. Если в росписи под хохлому нельзя встретить ситуационные рисунки, то в городецком промысле популярны были именно изображения различных празднований, увеселительных мероприятий и просто изображения быта.

Данные росписи могут казаться похожими только на первый взгляд. Тщательно изучив особенности промыслов становится понятно, что они кардинально отличаются друг от друга.

Сказка


Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка.

Легенда.

Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Из истории хохломской росписи.

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.


Рисунок хохломы.

Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением.

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.


Процесс производства

Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, то есть блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик.