Правящий архиерей симферопольской и крымской епархии митрополит лазарь. Под святительским благословением

епископ Украинской православной церкви

Биография

15-и лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры.

В 1958-1961 годы служил в Вооружённых силах СССР.

5 марта 1971 года был рукоположён во диакона, 12 марта - во иерея, служил в Покровском женском монастыре и во Владимирском кафедральном соборе Киева.

25 июля 1975 года был назначен в клир Аргентинской епархии, где исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

В 1978 году был возведён в сан протоиерея.

1 апреля 1980 года в Почаевской лавре пострижен в монашество, 7 апреля возведён в сан архимандрита.

18 апреля 1980 года хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского, назначен Патриаршим экзархом в Центральной и Южной Америке .

В 1990 году баллотировался в Верховный Совет Украины в Збаражском избирательном округе (Тернопольская область), за - 38,3 % голосов, 2-е место, уступил литератору Дмитирию Павлычко .

11 февраля 1991 года был назначен архиепископом Одесским и Херсонским . Из-за активной приверженности идеи автокефалии УПЦ «был в буквальном смысле слова изгнан своей паствой с кафедры». Необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефального статуса он обосновывал надеждой на то, что в таком случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви.

В 1992 году был переведён на Симферопольскую кафедру.

Конфликты и скандалы. Общественно-политическая роль

Как епископ Украинской православной церкви, часто оказывается в центре этнополитических конфликтов в Крыму .

В 2007 году был обвинён «Союзом русских православных верующих Крыма » в притеснениях этнически русских священников и замене их выходцами с Западной Украины: «За 16 лет пребывания митрополита Лазаря в Крыму из Симферопольской и Крымской епархии выехали почти все русские священники, имеющие образование Московской и Ленинградской духовных академий и семинарий». Также подвергался критике за якобы неправильную межконфессиональную политику в Крыму , в частности, по отношению к мусульманам; по мнению профессора Московской духовной академии дьякона Андрея Кураева , в Крыму отсутствует мудрая межконфессиональная политика.

Награды

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского III степени;
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени;
  • орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
  • орден прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.
  • орден «Рождество Христово - 2000» I степени;

Государственные:

  • Орден «За заслуги» трех степеней (1997, 2000, 2002);
  • награжден грамотой посольства СССР в Аргентине.
  • правительством Аргентины награжден медалью "Сан-Мартино ";
  • Орден Дружбы народов (СССР);
  • Орден Дружбы (23 апреля 2009 года, Россия) - за большой вклад в развитие российско-украинского сотрудничества
  • Орден в честь 10-летия создания Государственного департамента Украины по вопросам исполнения и наказаний (Украина);
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (21 апреля 2009 года) - за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия

Главу Крымской епархии призывают прекратить контакты с украинизаторами

Симферополь, Апрель 19 (Новый Регион, Михаил Рябов, Анна Сергеева) - В воскресенье 18 апреля исполнилось 30 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

30 лет назад он, уроженец Тернопольской области, был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Из Латинской Америки Лазарь вернется только в 1989 году.

В официальной биографии митрополита Лазаря не указывается, что в 1992 году он был назначен архиепископом Крымским после перевода с кафедры в Одессе, где открыто выступал за предоставление независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата, поддерживая Филарета.

Тем не менее, большинство политиков и экспертов, опрошенных "Новым Регионом", оценивают роль митрополита Лазаря позитивно. Хотя единого мнения, все же, нет.

Кирилл Фролов, эксперт Института стран СНГ (Москва):

"При большевиках Крым стал одним из полигонов атеизма, безбожия. А атеизм - это опиум для народа, фактор слабости русских. Именно потому что русский Крым и Юго- Восток были максимально атеизированы, они до последнего времени проигрывали бандеровской Галиции, ибо еретическая униатская вера и активные действия греко- католиков - это залог западенской активности. Следовательно, русская Победа наступит тогда, когда православная активность, пассионроность будет сильнее униатской. И, соответственно, КПД епископов следует оценивать именно с этих миссионерских позиций.

Итак, каковы же итоги правления митрополита Лазаря? Митрополит Лазарь, несмотря на свое западноукраинское происхождение (надо оговорить, что оно православно-почаевское, а не галицийское), служит русскому Крыму. Он не осудил, не мешал русским силам Крыма, что в условиях диктата Кравчука и Кучмы - уже очень много. Более того, во времена Ющенко он стал активно взаимодействовать с Русской общиной Крыма. В условиях русофобской и раскольничьей истерии митрополит Лазарь делает Крым одной из первых территорий на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви, где повсеместно введены "Основы Православной Культуры".

Несомненным достоинством митрополита Лазаря является то, что он поддерживает таких блестящих интеллектуалов, как настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде о. Николая Доненко, который собрал высказывания святых Новомученников, подавляющее большинство из которых гласно обличали идею отделения Украинской Церкви от Русской. Например, св. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский, на допросе в НКВД (большевики проводили политику украинизации и поддержки автокефалистского раскола на Украине) сказал, что считает разделение Украины с Россией злом, "следствием духовной деградации русского народа".

Митрополит Лазарь благожелательно относится к молодежному миссионерству, не препятствовал миссионерскому рок-концерту в Севастополе и знаменитому миссионерскому рок-туру российских и украинских рок-музыкантов во главе с о. Андреем Кураевым в 2008 году.

Но время требует еще большего миссионерского напряжения Церкви, незамедлительного исполнения решений Священного Синода Московского Патриархата о введении штатных должностей молодежного миссионера, социального работника и катехизатора в каждом приходе, создания Попечительских Советов из пассионарных мирян. Ибо пока еще плотность исламских религиозных организации крымско-татарского меньшинства выше, чем у православных. Чтобы сохранить русское большинство в Крыму, необходим жесткий запрет абортов, пропаганда многодетности, искоренение всякого морального разложения, иначе смерть. А это возможно только в следствии тотальной всеобъемлющей креативной, завлекающей православной миссии, которая должна охватить каждого крымчанина и курортника.

А для этого необходимо превращение каждого прихода и монастыря в миссионерский, необходимо вывешивать в храмах платки для заходящих курортников, а не выкидывать людей из-за отсутствия "православного хиджаба" в 40-градусную жару, что иногда встречается в некоторых прибрежных монастырях; необходимы огромные многотысячные молодежные миссионерские лагеря в Херсонесе и у других святынь Крыма, которые помогут дебандеризировать молодежь Украины; необходима помощь всей Русской Церкви для того, чтобы максимально использовать потенциал Крыма как колыбели Русского Православия.

С этой же точки зрения (КПД) необходимо подходить и к вопросу разделения епархий. Важно, кто станет во главе новых епархий - если это будут молодые бойцы-миссионеры, сторонники единства Русской Церкви, которые все сделают, чтобы воцерковить молодежь и ликвидировать раскол (который держится именно из-за отсутствия массовой православной миссии), то это будет только хорошо".

Сергей Шувайников, председатель "Конгресса русских общин Крыма", экс-кандидат в президенты Республики Крым:

"Деятельность Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря лично у меня вызывает искреннее уважение и признание. Я хорошо помню, как летом 1992 года тогда еще архиепископ Лазарь появился в Крыму. Это было нелегкое политическое время, когда шло формирование Республики Крым, только что в мае была принята Конституция Крыма, которая принципиально утверждала самостоятельность автономной республики по отношению к недавно провозглашенной независимой Украине. Все "украинское" воспринималось в штыки, и появление нового правящего архиерея с гражданским именем Ростислав Швец, уроженца Тернопольской области, было воспринято настороженно и с холодком.

Тем более, что за ним был политический щлейф, когда он высказывал мысли о предоставление УПЦ автокефалии, мотивируя это тем, что раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, была даже личная попытка баллотироваться в 1990 году в депутаты Верховной Рады Украины в Тернопольской области, где он занял второе место, уступив "руховцу" Дмитрию Павлычко.

Придя в Крым, владыка Лазарь не стал вникать в политические проблемы Республики Крым, а выбрал основным направлением своей деятельности возвращение и строительство православных соборов и храмов, защиту духовных ценностей Православия, восстановление соборов, разрушенных в годы войны и большевистского лихолетья. Он не отказался от общения с государственными мужами и политиками, но делает это очень мудро - для укрепления позиций Православной Церкви в Крыму. Именно при нем был восстановлен величественный Собор святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе (Севастополь), а ныне возрождается кафедральный собор Святого благоверного великого князя Александра Невского в Симферополе. Сотни новых храмов на крымской земле появились за 18 лет именно благодаря подвижнической деятельности владыки Лазаря. Его личной заслугой является также возрождение и деятельность на крымской земле около двадцати православных монастырей и скитов.

Деятельность этого православного подвижника получила признание сотен тысяч верующих и представителей других религий, с которыми он умеет находить общий язык и взаимопонимание. Сегодня митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь достойно представляет Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата на крымском полуострове.

Общаясь с ним лично, я могу отметить, что владыка Лазарь обладает незаурядными организаторскими качествами, высоким искусством дипломатии, умением расположить к себе любого человека и понять его проблемы. Он с пониманием отнесся к установке Памятного знака в память жертв, которые понес русский народ и народы России в годы Гражданской войны и политического террора, и благословил русские организации на его создание, также как и строительство часовни на месте расстрела безвинных жертв в районе Симферопольского водохранилища. Многие мероприятия русских организаций Крыма проходят по благословению владыки Лазаря и священников его епархии.

Позволю себе от имени всех русских общественных организаций, которые входят во Всекрымское Движение "Русское единство", поздравить митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с 30-ти летней датой его архирейской хиротонии и пожелать ему здоровья и долгих лет на благо православной Церкви и православной паствы Крыма".

Сергей Цеков, председатель Русской общины Крыма, сопредседатель Всекрымского движения "Русское единство":

"Я абсолютно положительно оцениваю почти двадцатилетний период пребывания владыки Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Это был очень непростой период в истории Крыма, в истории нашего единого Отечества, которое, к сожалению, оказалось разрушенным в 1991 году.

Нужно отдать должное, что митрополит Лазарь сыграл одну из ключевых ролей в восстановлении позиций канонического Православия в Крыму, которое неразрывно связано с Русской Православной Церковью.

За эти годы число приходов Симферопольской и Крымской епархии увеличилось в десятки раз. Восстановлены практически все действовавшие до революции монастыри на территории Крыма. Хочу особо отметить роль владыки Лазаря в восстановлении кафедрального Свято - Александро - Невского собора в Симферополе. Уверен, что Свято - Александро - Невский собор через два-три года станет одним из самых посещаемых храмов в Автономной Республике Крым. Лазарь сыграл значительную роль в восстановлении Свято-Владимирского собора на территории Херсонеса, на священной для Русского Православия земле, где крестился святой равноапостольный князь Владимир.

Владыка Лазарь по своему характеру - человек-созидатель. Где бы он ни был, он ведет активное храмовое строительство, оставляя после себя след на века. Достаточно вспомнить плоды деятельности владыки Лазаря в бытность епископом Аргентинским и Южноамериканским. В частности, даже в непростые годы нахождения у власти небезызвестного диктатора Пиночета, когда храмовое строительство было запрещено, в Чили по инициативе Лазаря был построен церковный зал, впоследствии преобразованный в храм.

Для Русской общины Крыма и движения "Русское единство" особенно значим тот факт, что митрополит Лазарь всегда подчеркивает неразрывную связь Симферопольской и Крымской епархии с Русской Православной Церковью. Вспомните, на каком высоком уровне встречали в Крыму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Лазарь традиционно отмечает вместе с Русской общиной Крыма русские памятные даты, благословляет проводимые нами мероприятия.

В целом деятельность Лазаря заслуживает глубокого уважения. С ранних лет он настроен на служение Богу, на служение Русской Православной Церкви. Еще раз подчеркну - он много сделал для Крыма, для развития Православия на полуострове. Не случайно, что присвоение Лазарю звания Почетного крымчанина прошло единогласно".

Юрий Егоров, Всеукраинское братство Александра Невского:

"Учитывая историю, митрополита Лазаря вряд ли можно назвать ярым сторонником единства Православной Церкви. Хотя он получил награду от Русской Православной Церкви не так давно, но факты говорят за себя. Показательный пример: насколько известно, он благословлял униатов, а именно духовный центр Украинского реестрового казачества, он был заложен под Симферополем, его возглавляет Анатолий Шевченко. На территории университета, который он возглавляет, находится униатский храм. Я считаю, что эта организация занимается украинизацией, а Лазарь ее благословлял".

Атаман Сергей Юрченко, председатель Совета атаманов Крыма:

"Во-первых, от казаков Крыма я бы хотел поздравить владыку Лазаря с 30-летием хиротонии. Крым - довольно сложный регион, мир и спокойствие здесь во многом зависит от позиции священнослужителей. Казаки как военные люди готовы прийти на выручку нашему духовенству, поскольку казаки всегда считались воинством Христовым.

Но мы все помним недавние события, когда к 2000-летию Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия по всему миру устанавливались поклонные кресты. В Крыму со стороны ОПГ меджлис был ряд провокаций. В результате были достигнуты договоренности, и установка крестов прекратилась. Я считаю, что тогда православным следовало занять более жесткую позицию, а мы, казаки, были готовы встать на защиту.

К слову, сегодня появилась масса казачьих формирований. Как председатель Совета атаманов Крыма, хочу попросить владыку Лазаря, чтобы он благословлял действительно казаков, а не псевдоказачьих атаманов, у которых есть лишь огромные звезды и лампасы, но никакого личного состава.

Владыке Лазарю мы желаем здоровья. А на православных казаков он может рассчитывать, мы всегда готовы прийти на помощь".


(C) 2010, "Новый Регион - Крым"
постоянный адрес на сайте | обсуждение на сайте

При использовании информационных материалов
ссылка на "Новый Регион" обязательна

Рождение 22 апреля (1939-04-22 ) (79 лет)
село Комарин , Кременецкий повет, Волынское воеводство , Речь Посполитая

Митрополи́т Ла́зарь (в миру Ростисла́в Фили́ппович Шве́ц ; 22 апреля , село Комарин , Волынское воеводство) - епископ Украинской православной церкви Московского патриархата ; митрополит Симферопольский и Крымский , постоянный член Священного синода УПЦ , ректор .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СТАЛИН БЫЛ ОТРАВЛЕН...заявление М. Полторанина. ВВС США бомбили СССР...

Субтитры

Биография

15-ти лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры , затем два года нёс послушание в Успенском Жировицком монастыре .

Епископ Аргентинский и Южноамериканский

Архиепископ Одесский и Херсонский

В это время был открыт Борисовский женский монастырь, в котором в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария , и другие храмы и здания.

Активно поддерживал идею автокефалии Украинской православной Церкви, что вызвало резкое недовольство среди духовенства и верующих . Ситуация обострилась в 1992 году. Необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефального статуса он обосновывал надеждой на то, что в таком случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви.

Из Одесской епархии в адрес патриарха было направлено обращение с просьбой принять епархию в непосредственное патриаршее управление. Причиной тому стала деятельность правящего архиерея епископа Лазаря, сторонника Филарета: «Для того чтобы сломить нашу непоколебимую позицию, он вызвал на территорию монастыря и семинарии вооруженный отряд ОМОНа . Мы оценили это как вмешательство государства в церковные дела. Не добившись своего, Лазарь приказал… закрыть учебное заведение. Возмущенные бесчинством монахи и студенты выгнали тирана, перед ним закрылись ворота храмов», - говорил в интервью журналистам архимандрит Тихон (Бондаренко), ректор Одесской духовной семинарии .

В 2001 году был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 году в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 году освящён главный алтарь собора.

С 2003 года по настоящее время ведётся восстановление в Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

В 2008 году года из Симферопольской и Крымской епархии было выделено семь районов в северной части Крымского полуострова, которые вошли в состав новообразованной самостоятельной Джанкойской и Раздольненской епархии , а в декабре 2012 года - ещё два района были выделены в Феодосийскую и Керченскую епархию . Наименование Симферопольской и Крымской епархии осталось прежним.

Общая характеристика 20-летнего пребывания на кафедре Симферопольской и Крымской епархии

Прославлены новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), а также сонм крымских святых был внесён в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер.

Ежегодно Митрополит Лазарь участие в международных научно-богословских конференциях, посвящённых памяти святителя Луки (Греция). Так, в 2012 году Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь по благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины принял участие в работе II Международной конференции, посвящённой 50-летию со дня преставления святителя Луки (город Афины): «Святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Величина и значение его научно-человеческой деятельности. 50 лет со дня смерти».

Международная конференция 2012 года, состоявшаяся в Афинах, а также две региональные конференции, которые прошли в Верии и Салониках стали ещё одним свидетельством почитания духовного подвига Святителя Луки не только в тех странах, где проходила его жизнь (Россия, Украина, Узбекистан), но и далеко за их пределами (в Греции и по всему миру).

Во время очередной атеистической волны в 1960-1962 годах в Крыму было закрыто около 50 православных приходов. На протяжении почти 20 лет на полуострове действовало только 14 православных храмов.

На момент назначения Владыки Лазаря на Крымскую кафедру (июль 1992 года) на полуострове, включая г. Севастополь, было зарегистрировано всего лишь 48 православных общин, из которых только 30 были действующими.

В епархии не было ни одного монастыря. Само епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято- Троицком соборе в г. Симферополе. За два предыдущих года до приезда Владыки Лазаря в Крым сменилось три правящих архиерея.

Он практически с нуля начал создавать епархиальные учреждения, возрождать бывшие храмы и монастыри, открывать новые приходы. При этом всегда умело и своевременно находил эффективные формы взаимодействия и сотрудничества с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и широкой общественностью, что позволило коренным образом укрепить материальную базу епархии, создать сеть православных общин во всех уголках полуострова.

За 20-летний период Его правления Симферопольской и Крымской епархией число зарегистрированных приходов возросло почти в 12 раз (с 48 до 564, с учётом 130 приходов вошедших в 2009 году в состав Джанкойской и Роздольненской епархии).

Симферопольской епархии удалось добиться возвращения более чем 90 % бывших церковных зданий и сооружений, которые были национализированы в годы советской власти, среди них комплекс бывшей Таврической духовной семинарии , древнейший храм Восточной Европы в честь Иоанна Предтечи в г. Керчи, Владимирский собор в г. Севастополе, построенный к 900-летию Крещения Руси и множество других храмов, монастырских комплексов и молитвенных домов - всего свыше 80 таких объектов.

Возрождена монастырская жизнь в 9 обителях, идёт процесс становления ещё в 4-х средневековых пещерных монастырях, прекративших свою деятельность ещё в конце XV века.

Построено 30 новых храмов и храмов-часовен, в том числе и на территории нынешней Джанкойской епархии как например в городах Армянске и Джанкое, п.г.т. Роздольное и др.

Благодаря возобновлению работы Таврической духовной семинарии епархия теперь способна в полном объёме решать кадровые вопросы по обеспечению приходов священнослужителями.

Общественность Крыма отметила 20-летие пребывания митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря во главе Крымской епархии. В связи с юбилеем владыка Лазарь дал согласие ответить на вопросы корреспондента ИА «ВЕСТИУА», которые мы предлагаем нашим читателям.
Корр.: Прежде всего, разрешите поздравить Вас, уважаемый владыко Лазарь, с 20-летним юбилеем пребывания во главе одной из самых больших в Украинской Православной Церкви епархии. У Вас огромный опыт пасторской деятельности. Вы были епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, занимали Тернопольскую и Кременецкую, а также Одесскую и Херсонскую кафедры. В чем специфика Вашего служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Служение в Крыму особое. И не потому, что здесь большая епархия. Крым, как известно, изначальное место крещения Руси, колыбель духовности русского, украинского, белорусского и других братских народов. По признанию преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века, крымская земля - «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций». Особенностью современного Крыма является и его межнациональное, межконфессиональное разнообразие, где живут люди 133 национальностей. Помимо Православия, здесь представлен Ислам, и многие другие религии. А это требует взвешенной, кропотливой работы по сохранению в регионе мира и стабильности. Крым является и международной здравницей. Здесь миллионы людей ежегодно со всего света пребывают на оздоровление. Однако телесное здоровье невозможно без духовного. Вероятно, именно поэтому на крымской земле воссиял духовный подвиг владыки Луки - архиепископа и одновременно врача, профессора медицины, служившего здесь в самые сложные годы разнузданного атеизма, а сегодня причисленного к лику святых. Можно было бы отметить и много другого, что отличает специфику служения в Крыму, которое многоликое и особо ответственное.
Корр.: Что удалось сделать главного за 20 лет Вашего пасторского служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Ответить на этот вопрос очень сложно, поскольку приходилось работать по многим направлениям, которые были важны как каждое само по себе. Однако хочу верить, что за эти годы удалось значительно поднять величие Православной веры в жизни людей, укрепить христианскую мораль, дать людям духовную надежду, которая, по моему глубокому убеждению, может реализоваться только в Православии. Это - главное. Наряду с отмеченным, удалось расширить количество православных приходов. Если на 1992 год здесь было только 50 действующих Православных общин, то через 20 лет их уже стало 564 (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской и Раздольненской епархии). Возрождены 9 крымских монастырей, идет процесс восстановления нескольких пещерных обителей, прекративших свое существование еще в XV веке, после турецкого завоевания Крыма. Нам также удалось добиться возвращения верующим более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений. Широко развернута работа с молодежью. В большинстве общеобразовательных школ полуострова при непосредственной нашей поддержке преподается предмет «Основы православной культуры Крыма». В городах региона действует 16 православных молодежных центров, духовно окормляемых епархией. Велась и ведется многочисленная другая работа.
Корр.: Ваше служение совпало с жесткими метаморфозами в жизни современного общества - социальными, политическими, межнациональными противостояниями, экономическим кризисом и т.п. В чем проявлялась особенность Вашего пасторского служения в таких условиях?
Владыка Лазарь: Действительно, последние 20 лет являлись необычайно сложными в общественной жизни не только Крыма, но и всего постсоветского пространства. Однако, в таких условиях, как и любых других, церковь выполняла и выполняет свою главную миссию - спасение души человеческой, важнейшего нравственного регулятора в жизнедеятельности людей. В связи с этим, следует специально отметить, что в 2000 году состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял важнейший документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Его уникальность обусловлена тем, что это - первый документ в Православии, регулирующий взаимоотношения церкви и современного общества. В нем говорится, что «Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». Следуя «Основам концепции» и принципам Православной веры, мы призывали и содействовали властям использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра. Форм и методов таких взаимоотношений было много, но цель являлась одной - духовное Возрождение. Как указывает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самое главное, Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях и в скорбях». Именно на таких принципах мы и строим свои взаимоотношения с властью и обществом. И существенных противоречий в этой сфере у нас за последнее 20-летие не было.
Корр.: Владыко! Фактом является церковный раскол в Украине, где существует несколько православных конфессий. Ваша точка зрения на перспективу преодоления такого раскола.
Владыка Лазарь: В Украине существует одна единая каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Другие раскольнические организации, вероятно, следует рассматривать как общественные организации. И не более того. Они не признаны и не могут быть признанными, в принципе, ни одной из православных церквей. А преодоление раскола может идти только путем покаяния раскольников, и возвращения их в лоно матери-церкви. Другого пути здесь не наблюдается. Попытки придать Православию не поместный, а национальный характер в угоду чьих-то интересов - это путь, противоречащий основным канонам Православия и христианства в целом. Православие в нашем крае - это вера многих народов, многих национальностей. И если политики эти народы могут делить по государствам, создавая границы, то границ между душами людей установить невозможно. Особенно среди братских народов Восточной Европы. В свое время преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что: «Россия, Украина, Беларусь - это есть святая Русь! А святая Русь - это не империя, это не союз бывший или какой-то будущий. Святая Русь - это идеал любви, добра и правды. Святая Русь - это непобедимость. Святая Русь - это красота. Святая Русь - это сила. И мы все с вами - единая святая Русь!». Поэтому, повторюсь, следуя именно в фарватере духовного возрождения, следуя канонам матери-церкви и совести каждого, можно преодолеть религиозный раскол в Украине. Другого пути здесь нет.
Корр.: Владыко! Что бы Вам хотелось еще сделать прежде всего в Крыму как правящему Архиерею?
Владыка Лазарь: Прежде всего, довести до завершения все то, что было начато ранее. Убежден, что Крым должен стать одним из важнейших духовных центров. Еще моей сокровенной мечтой является завершение восстановления кафедрального собора Александра Невского в г. Симферополе. Это будет один из величественных православных храмов. Ведется работа и по другим направлениям, которых очень много, и которые требуют своего завершения вовремя и в срок. А еще я хотел бы добиться того, чтобы Крым стал образцом мира, дружбы, духовного процветания живущих здесь людей, а также миллионов тех, кто ежегодно посещает этот богоугодный край. Над этим мы и работаем.
Корр.: Спасибо.
Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви
ИА «ВЕСТИУА»
АР Крым - 26 июля 2012 г.
По материалам сайта

Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь служит Русской Православной Церкви более 60 лет, с тех пор как в 15 лет стал послушником Свято-Духовского скита Успенской Почаевской лавры. На нынешний свой пост он был назначен 24 года назад и стоял у самых истоков возрождения Православия на полуострове. О том, как это происходило, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие главные задачи стоят сегодня перед епархией, митрополит Лазарь рассказал корреспонденту «Журнала Московской Пат-риархии».

Судьбоносная встреча

— Ваше Высокопреосвященство, в этом году отмечается сразу несколько юбилейных дат святителя Луки Крымского. В какой мере вы ощущаете себя его преемником?

— Действительно, этот год — юбилейный для Симферопольской и Крымской епархии. Исполнилось 55 лет со дня преставления и 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки Крымского. В день его памяти во всех крымских храмах прошли праздничные богослужения, в память о нем в городах и поселках состоялись конференции, концерты, тематические выставки и показ фильмов о святителе Луке. Но ответить на вопрос о преемственности довольно затруднительно. Ведь и сегодня святитель Лука, незримо присутствуя везде, управляет Крымской кафедрой. Он оставил нам очень много своих замечательных проповедей и книг, через которые открывается мир святого Православия. Сколько его распоряжений остаются актуальными и по сей день! Например, о совершении таинства крещения полным погружением, о борьбе с сектантством. А его богословские и философские труды для нас и поныне являются весомой помощью в миссионерском служении. Например: «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Симферопольская и Крымская епархия неоднократно организовывала международные и республиканские конференции, посвященные духовному и научному наследию святителя Луки, в которых принимали участие богословы, духовенство, ученые и врачи из России, с Украины, из Австрии и Греции. Я постоянно чувствую его помощь и поддержку.

— Вы были с ним знакомы?

— Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство.

Аргентинская паства

— Вы несколько лет возглавляли Аргентинскую кафедру. Какой пастырский опыт вы вынесли оттуда? Чем запомнилось это служение?

— В 1980 году решением Священного Синода меня назначили епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. Это послушание я нес с небольшим перерывом до 1985 года. Однако мое служение в Аргентине началось еще в 1975 году, когда я стал секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский). Мы и сегодня с ним постоянно общаемся. Буквально в конце мая вместе освящали памятник царю-страстотерпцу Николаю II в Евпатории, а в день памяти святителя Луки совершили Божественную литургию.

Своей главной задачей там я считал созидание православной веры в душах многих соотечественников, которые были еще далеки от Православия. Милостию Божией мне удалось построить храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также зал для торжественных приемов и квартиры для священников. Был переоборудован храм в честь Преподобного Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. В Буэнос-Айресе построил пятиэтажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом. При этом главная задача для меня тогда и сейчас осталась в созидании людских душ. Потому что Церковь Христова — это не стены с куполом, украшенные росписями, а живой богочеловеческий организм, глава которого — Христос.

На наши общественные рождественские праздники всегда приходили представители Министерства по делам религий Аргентины. Я неоднократно встречался с президентами Аргентины. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Господь сподобил переименовать площадь Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому, который и поныне благословляет своим крестом столицу Аргентины, где проживает немало наших соотечественников. В провинции Лянус была переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. Я, как Патриарший Экзарх, открыл в Бразилии храм в честь Святой Троицы.

— Почему аргентинцы согласились на все эти переименования? Неужели для них — католиков — так много значит святой князь Владимир?

— В общей сложности я жил в Южной Америке 14 лет. За это время там удалось объединить вокруг православного храма в Буэнос-Айресе многих наших соотечественников. Приходилось много встречаться с местными властями, чтобы положительно повлиять на их отношение к Православной Церкви, а также убедить их к 1000-летию Крещения Руси разрешить переименования и установить памятник святому князю. Благодаря чему всё это происходило? Благодаря милости Божией. Ибо будем помнить слова Спасителя, обращенные к нам и сегодня: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Но, конечно, недаром у нас в народе говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Приходилось много и кропотливо трудиться, изучать язык, особенности жизни этой страны… Слава Богу за всё!

— Что вам вспоминается из жизни эмигрантов, которых вы окормляли?

— Скажу сразу: на чужбине им жилось очень трудно. Но, невзирая на препятствия, славянский человек в основной своей массе демонстрирует всему миру не только выносливость, но и трудолюбие, а еще стремление к духовному общению со своими соотечественниками. Последнее обстоятельство я и решил использовать. Так, в Аргентине на базе литературных клубов для соотечественников появились православные приходские общины и архиерейский хор из 40 человек. А начинался он всего с одной певчей — 90-летней рабы Божией Матроны. Царство ей Небесное, всегда поминаю ее, как и многих других своих «аргентинцев», когда служу Божественную литургию.

«Крестоповал»

— Вы возглавляете Крымскую кафедру с 1992 года. Как возрождалась здесь православная жизнь?

— Без преувеличения скажу, что руководство Симферопольской и Крымской епархией по благословению священноначалия Господь судил мне принять в сложный исторический период. Тогда здесь было около 50 приходов и ни одного монастыря. Епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято-Троицком соборе в Симферополе. В течение двух лет сменилось три правящих архиерея.

С первых месяцев много сил и времени было положено на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Свято-Александро-Невский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, в который вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для сквера послужили деревья, которые росли на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и обелиск в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был включен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.

В 2005 году мы столкнулись с явлением, которое журналисты назвали «крестоповал». Всё началось с села Морского, где хулиганы повалили 10-метровый поклонный крест. Затем похожие случаи произошли в ряде других районов. Иногда это делалось открыто руками активистов крымско-татарского меджлиса, которые заявляли, что вид крестов оскорбляет их религиозные чувства. В Судаке же, на горе Ферейная, возле санатория для военных, был сожжен двухметровый поклонный крест. Но казаки вместо него установили новый — сварной пятиметровый — и стали его охранять.

Вопрос о недопустимости таких провокаций мы решали с местными и республиканскими властями. И с помощью так называемой мягкой силы Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий», созданного в 1992 году. С самого основания и до настоящего времени я являюсь его сопредседателем. Благодаря межрелигиозному диалогу в Крыму и нашей совместной работе «крестоповалы» больше не повторяются.

Молодежь — наше будущее

— Как изменилась духовная жизнь епархии за последние два года?

— Возрождение православной веры на Крымском полуострове довольно сложно разделить на какие-то периоды или по годам. Сегодня, как и прежде, мы открываем храмы, восстанавливаем крымские обители, в том числе древние пещерные, куда устремляются десятки тысяч паломников. Так, у нас действует 16 монастырей, 8 из них — пещерные. В любом, кроме Симферопольского Свято-Троицкого, можно остановиться на 2-3 дня. Но следует учитывать, что условия проживания там скромные.

Много времени и сил мы уделяем духовно-патриотическому воспитанию молодежи, ведь она — наше будущее. Продолжают работу воскресные школы, но главный акцент в религиозном образовании мы ставим на взаимодействие с общеобразовательными учреждениями и с Министерством образования и науки Республики Крым. Причины две: первая — воскресные школы посещают практически дети уже воцерковленные, а вторая — значительное число крымчан и их детей не переступили еще порог храма.

Создана целая система сотрудничества священнослужителей, педагогов и представителей органов власти в решении важнейшей задачи духовно-нравственного воспитания детей и внесения православных ценностей в учебно-воспитательный процесс. У нас активно работает общество православных педагогов республики, в котором уже более тысячи человек. Между епархией и Минобразования Крыма подписаны договоры, утверждена учебная программа «Основы православной культуры Крыма», а также программы «Возрождение духовных ценностей семьи». В некоторых школах курс ОПК введен с 1-го по 11-й класс. Например, в Таврической школе-гимназии № 20 Симферополя. Есть такие школы в Севастополе и Ялте.

Работает также расширенная программа повышения квалификации преподавателей курса ОПК, включающая в себя краеведческие экскурсии, паломнические поездки, конференции по истории Православия в Крыму совместно с Малой Академией наук школьников Крыма, конкурсы «Учитель года» и «Урок нравственности», «Семейный очаг» и многое другое.

— Расскажите о ваших совместных проектах с близлежащими епархиями?

— Конечно, Симферопольская и Крымская епархия активно сотрудничает и с другими епархиями. Главным образом, мы всех приглашаем к себе приобщиться к духовному наследию епархии, к святыням и ее истории. Епархия организует и паломнические поездки, и различные конкурсы, музыкальные и кинофестивали. Кроме того, в Крыму проходит республиканский и международный телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», на который приезжают команды одноклассников из многих стран. В 2015 году по инициативе Краснодарской епархии осуществился проект «Поезд творческих идей»: православные учителя Краснодара приехали к нам для обмена педагогическим опытом.

Милостию Божией сегодня православная жизнь в Крыму получила широкие возможности для плодотворного развития. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем мы смогли также исполнять свой долг духовно-нравственного воспитания, возрождения духовности и культуры.

Счастливый человек

— Вы в храме с детских лет и, наверное, не раз сталкивались с притеснениями за веру.

— Однажды, еще в начальной школе, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Попом!» После этого школьные учителя старались не пускать меня в церковь, но моя мама всегда меня защищала. Сейчас ей уже 102 года, дай Бог ей здоровья. Пришлось выдержать давление и в армии, куда меня призвали в 1958 году после окончания 1-го курса Минской духовной семинарии. Нас, семинаристов, трое ушло в армию, а вернулся в семинарию я один. Двоих удалось морально сломить. Меня тоже пытались соответствующим образом «обработать» — направили в роту, где были ребята из разных вузов, интеллигенция, — для того, чтобы они меня «перевоспитали». А мы с ними подружились. В моем домашнем фотоальбоме до сих пор хранится подаренная одним из них на память фотокарточка с благодарной надписью «Спасибо тебе, Ростислав, за то, что ты помог мне стать верующим человеком».

Я служил в Подмосковье, в Ногинске, и мечтал попасть в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Но командование ни разу меня туда не отпустило. Когда демобилизовался, не дали на руки паспорт, чтобы я сразу ехал домой, а не в семинарию. Но Господь меня сподобил перенести все искушения и продолжить обучение.

— Кто еще помимо святителя Луки служит вам духовным маяком?

— Мой небесный покровитель — преподобный Лазарь Муромский, к которому я постоянно обращаюсь за благословением. В этом году наша епархия торжественно отмечает 625-летие со времени его отшествия ко Господу. В моей жизни был случай, когда помощь Божия была явлена мне, возможно и по его молитвам. В пору служения в Аргентине мне часто приходилось летать туда и обратно. И однажды с самолетом, на котором я летел, случилась авиакатастрофа. Наша первая остановка намечалась в Люксембурге. Но, заходя на посадку, самолет напоролся на водонапорную башню и был вынужден сесть на поляну в лесу. Еще в небе, при приземлении, трижды прозвучала команда пристегнуться. Я хотел пристегнуть ремни, но что-то меня удержало. Во время удара самолета о землю меня перебросило через кресло и я ударился спиной о бортовую стенку. Ничего не сломал и даже сознание не потерял. Когда самолет приземлился, вместе со мной вышли лишь те, кто мог идти. И тут раздался сильный взрыв! Часть самолета разлетелась вдребезги! Пассажиры, пристегнувшие ремни, получили тяжелые травмы, и многие из них погибли при взрыве, не успев выйти.

В госпитале на осмотре мне сказали: «Вы — счастливый человек!» А представитель « Аэрофлота» , который потом ко мне приходил, очень удивлялся, что этот самолет с горящим хвостом не взорвался еще в воздухе. Я считаю, что это спасение только милость Божия! Действительно, перст Божий спас меня в ту минуту для моего же, наверное, покаяния. Из всего объемного багажа для церковных нужд сохранились лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, остальное полностью сгорело. Они и сейчас хранятся у меня.