Ленд-лиз. Ленд-лиз – история американской военной помощи ссср

«Мало кто знает, что военные поставки по ленд-лизу (lend — lease), внаём вовсе не были бесплатны - Россия как правопреемница СССР заплатила последние долги по ним аж в 2006-м году», - пишет историк и публицист Евгений Спицын.


В вопросе ленд-лиза (с английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём — ред.) для СССР существует много тонкостей, в которых неплохо было бы разобраться — на основе исторических документов.

Часть I

Не совсем безвозмездно

Закон о ленд-лизе или «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», который был принят Конгрессом США еще 11 марта 1941 года, давал президенту США «право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы, необходимые для ведения военных действий», если эти действия, по определению президента, являлись жизненно важными для обороны США. Под различными товарами и материалами понимались оружие, военная техника, боеприпасы, стратегическое сырье, амуниция, продовольствие, товары гражданского назначения для армии и тыла, а также любая информация, имеющая важное военное значение.

Сама схема ленд-лиза предусматривала выполнение страной-получателем ряда условий: 1) уничтоженные, утраченные или потерянные во время боевых действий материалы не подлежали оплате, а уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита, выданного самими США; 2) сохранившиеся военные материалы могли оставаться у страны-получателя до тех пор, пока США не затребуют их назад; 3) в свою очередь, арендатор обязывался помогать Соединенным Штатам всеми имевшимися у него ресурсами и информацией.





Между прочим, и об этом тоже мало кто знает, закон о ленд-лизе обязывал страны, претендовавшие на американскую помощь, представлять США исчерпывающий финансовый отчет. Неслучайно министр финансов США Генри Моргентау-младший во время слушаний в сенатском комитете назвал это положение уникальным во всей мировой практике: «Впервые в истории одно государство, одно правительство предоставляет другому данные о своем финансовом положении».

С помощью ленд-лиза администрация президента Ф.Д.Рузвельта собиралась решить ряд неотложных задач, как внешнеполитических, так и внутренних. Во-первых, такая схема позволяла создать новые рабочие места в самих США, которые еще не до конца вышли из тяжелейшего экономического кризиса 1929-1933 годов. Во-вторых, ленд-лиз позволял американскому правительству оказывать определенное влияние на страну-получателя ленд-лизовской помощи. Наконец, в-третьих, посылая своим союзникам только оружие, материалы и сырье, но не живую силу, президент Ф.Д.Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание: «Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах».




Первоначальный срок поставок по ленд-лизу был установлен до 30 июня 1943 года, с дальнейшей ежегодной пролонгацией по мере необходимости. А первым администратором этого проекта Рузвельт назначил бывшего министра торговли, своего помощника Гарри Гопкинса.

И не только для СССР

Вопреки еще одному распространенному заблуждению, система ленд-лиза создавалась отнюдь не под СССР. Первыми военную помощь на основе особых арендных отношений (аналога оперативного лизинга) в конце мая 1940 года попросили англичане, поскольку фактический разгром Франции оставил Великобританию без военных союзников на европейском континенте.

Сами англичане, запросившие первоначально 40-50 «старых» эсминцев, предложили три схемы расчетов: безвозмездный дар, оплата наличными и лизинг. Однако премьер У.Черчилль был реалистом и прекрасно понимал, что ни первое, ни второе предложения энтузиазма у американцев не вызовут, поскольку воюющая Англия была фактически на грани банкротства. Поэтому президент Рузвельт быстро принял третий вариант, и в конце лета 1940 года сделка состоялась.



Затем в недрах американского Министерства финансов родилась идея распространить опыт одной частной сделки на всю сферу всех межгосударственных отношений. Подключив к разработке законопроекта о ленд-лизе Военное и Военно-морское министерства, администрация президента США 10 января 1941 года внесла его на рассмотрение обеих палат Конгресса, который и был утвержден им 11 марта. Между тем, в сентябре 1941 года Конгресс США после долгих дебатов одобрил так называемую «Программу победы», суть которой, по словам самих американских военных историков (Р.Лейтон, Р.Коакли), заключалась в том, что «вкладом Америки в войну будет оружие, а не армии».

Сразу после подписания этой программы президентом Рузвельтом его советник и спецпредставитель Аверелл Гарриман вылетел в Лондон, а оттуда — в Москву, где 1 октября 1941 года нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов, британский министр запасов и снабжения лорд У.Э.Бивербрук и президентский спецпредставитель А.Гарриман подписали Первый (Московский) протокол, который положил начало распространению программы ленд-лиза на Советский Союз.



Затем, 11 июня 1942 года, в Вашингтоне было подписано «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии», которое окончательно отрегулировало все принципиальные вопросы военно-технического и экономического сотрудничества двух главных участников «антигитлеровской коалиции». В целом, в соответствии с подписанными протоколами, все ленд-лизовские поставки в СССР традиционно делят на несколько этапов:

Пред ленд-лиз — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 года (до подписания протокола); Первый протокол — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941); Второй протокол — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942); Третий протокол — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943); Четвертый протокол — с 1 июля 1944 по 20 сентября 1945 (подписан 17 апреля 1944).




2 сентября 1945 года подписанием акта капитуляции милитаристской Японии Вторая мировая война была завершена, а уже 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу в СССР — прекращены.

Что, куда и сколько

Правительство США никогда не публиковало подробных отчетов того, что и сколько было отправлено по программе ленд-лиза в СССР. Но по уточненным данным доктора исторических наук Л.В.Поздеевой («Англо-американские отношения в годы Второй мировой войны 1941-1945 гг., М., «Наука», 1969; «Лондон — Москва: Британское общественное мнение и СССР. 1939-1945», М., Институт всеобщей истории РАН, 1999), которые были извлечены ей из закрытых американских архивных источников, датированных 1952 годом, поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись по пяти маршрутам:

Дальний Восток — 8 244 000 тонн (47,1%); Персидский залив — 4 160 000 тонн (23,8%); Северная Россия — 3 964 000 тонн (22,7%); Советский Север — 681 000 тонн (3,9%); Советская Арктика — 452 000 тонн (2,5%).

Его соотечественник, американский историк Дж.Херринг столь же откровенно писал, что «ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».



И это было действительно так, поскольку ленд-лиз оказался неиссякаемым источником обогащения многих американских корпораций. Ведь, по сути, единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей весомый экономический выигрыш от войны, были именно США. Недаром в самих Соединенных Штатах Вторую мировую войну порой называют «хорошей войной», что, например, видно из названия работы известного американский историка С.Теркели «The Good War: An Oral History of World War II» («Хорошая война: устная история Второй мировой войны» (1984)). В ней он откровенно, с цинизмом отмечал: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».

Практически все исследователи этой темы в один голос говорят о том, что программа ленд-лиза заметно оживила экономическую конъюнктуру в США, в платежном балансе которых операции по ленд-лизу стали на время войны одной из ведущих статей. Для выполнения поставок по ленд-лизу администрация президента Рузвельта стала широко использовать так называемые контракты с «фиксированной рентабельностью» (cost-plus contracts), когда частные подрядчики могли сами устанавливать определенный уровень доходов по отношению к издержкам.


В случаях, когда требовались значительные объемы специализированной техники, в роли арендодателя выступало правительство США, покупавшее все необходимое оборудование для последующей передачи его в лизинг.

Только цифры

Конечно же, поставки по ленд-лизу приблизили победу над врагом. Но вот некоторые реальные цифры, которые говорят сами за себя.

Например, в годы войны стрелкового оружия всех основных типов на предприятиях Советского Союза было произведено более 29,1 млн. единиц, в то время как с американских, британских и канадских заводов на вооружение в РККА поступило всего лишь около 152 тыс. единиц стрелкового оружия, то есть 0,5%. Аналогичная картина наблюдалась и по всем типам артиллерийских систем всех калибров — 647,6 тыс. советских орудий и минометов против 9,4 тыс. заграничных, что составляло менее 1,5% от их общего числа .


По другим видам вооружений картина была несколько иная, но тоже не столь «оптимистическая»: по танкам и самоходным орудиям соотношение отечественных и союзнических машин составляло, соответственно, 132,8 тыс. и 11,9 тыс. (8,96%), и по боевым самолетам — 140,5 тыс. и 18,3 тыс. (13%).




И еще: из почти 46 млрд. долларов, в которые обошлась вся ленд-лизовская помощь, для Красной Армии, разгромившей львиную долю дивизий Германии и ее военных сателлитов, США выделили всего 9,1 млрд. долларов, то есть чуть больше одной пятой средств.

В то же время Британская империя получила более 30,2 млрд., Франция — 1,4 млрд., Китай — 630 млн. и даже страны Латинской Америки (!) получили 420 млн. долларов. А всего поставки по программе ленд-лиза получили 42 страны.

Надо сказать, что в последнее время общие поставки по ленд-лизу стали оценивать несколько иначе, но сути общей картины это не меняет. Вот какие существуют уточненные данные: из 50 млрд. долларов почти 31,5 млрд. было потрачены на поставки в Великобританию, 11,3 млрд. — в СССР, 3,2 млрд. — во Францию и 1,6 млрд. — в Китай.

Но, может быть, при общей незначительности объема заокеанской помощи она сыграла решающую роль именно в 1941 г., когда немцы стояли у ворот Москвы и Ленинграда, и когда до победного марша по Красной площади оставалось всего каких-то 25-40 км?

Давайте посмотрим статистику поставки вооружений за этот год. С начала войны до конца 1941 г. Красная Армия получила 1,76 млн. винтовок, автоматов и пулеметов, 53,7 тыс. орудий и минометов, 5,4 тыс. танков и 8,2 тыс. боевых самолетов. Из них наши союзники по антигитлеровской коалиции поставили всего 82 артиллерийских орудия (0,15%), 648 танков (12,14%) и 915 самолетов (10,26%). Причем изрядная часть присланной военной техники, в частности 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась.




Если перевести эти поставки вооружений и военной техники в денежный эквивалент, то, по данным известного историка, доктора наук М.И.Фролова («Тщетные потуги: против принижения роли СССР в разгроме фашистской Германии», Лениздат, 1986; «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в немецкой историографии», С-П., изд-во ЛТА, 1994), которые многие годы успешно и достойно полемизирует с немецкими историками (В.Швабедиссен, К.Уэбе), «до конца 1941 года — в самый тяжелый для Советского государства период — в СССР по ленд-лизу из США были направлены материалы на сумму 545 тыс. долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 млн. долларов. То есть менее 0,1% американской помощи получил Советский Союз в этот сложный период.

К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941-1942 года достигли СССР очень поздно, а в эти критические месяцы русские, и одни только русские, оказывали реальное сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами, не получая какой-либо заметной помощи со стороны западных демократий. К концу же 1942 года согласованные программы поставок в СССР были выполнены американцами и англичанами на 55%. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944-1945 годах, после коренного перелома в ходе войны».

Часть II

Теперь посмотрим, что же представляли собой боевые машины союзных стран, которые первоначально шли по программе ленд-лиза.

Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок», «Томагавк» и «Харрикейн», которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Даже если советскому летчику и удавалось поймать вражеского аса в пулеметный прицел, то их пулеметы винтовочного калибра зачастую оказывались совершенно бессильными против довольно крепкой брони немецких самолетов. Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук. Причем первая «Аэрокобра» прибыла в Советский Союз в разобранном виде, без какой-либо документации и с полностью отработанным моторесурсом.




Это, кстати, относится и к двум эскадрильям истребителей «Харрикейн», вооруженных 40-мм танковыми пушками для борьбы с бронетехникой противника. Штурмовики из этих истребителей получились совсем никчемные, и они всю войну простояли в СССР без дела, поскольку желающих лететь на них в Красной Армии просто не нашлось.

Аналогичная картина наблюдалась и с хвалеными английскими бронемашинами — легким танком «Валлентайн», который советские танкисты окрестили «Валентина», и средним танком «Матильда», которую те же танкисты обозвали еще хлестче — «Прощай, Родина», Тонкая броня, пожароопасные карбюраторные двигатели и допотопная трансмиссия делали их легкой добычей немецких артиллеристов и гранатометчиков.

По авторитетному свидетельству личного помощника В.М.Молотова В.М.Бережкова, который в качестве переводчика И.В.Сталина участвовал во всех переговорах советского руководства с англо-американскими визитерами, Сталин нередко возмущался тем, что, например, англичане поставляли по ленд-лизу устаревшие самолеты типа «Харрикейн» и уклонялись от поставок новейших истребителей «Спитфайр». Более того, в сентябре 1942 года в беседе с лидером республиканской партии США У.Уилки, в присутствии американского и английского послов и У.Стэндли и А.Кларка Керра, верховный главнокомандующий прямо поставил перед ним вопрос: почему английское и американское правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами?


И пояснил, что речь идет, прежде всего, о поставках американских самолетов П-40 вместо куда более современных «Аэрокобр», и что англичане поставляют никуда не годные самолеты «Харрикейн», которые значительно хуже германских. Был случай, добавил Сталин, когда американцы собрались поставить Советскому Союзу 150 «Аэрокобр», но англичане вмешались и оставили их себе. «Советские люди… отлично знают, что и американцы, и англичане имеют самолеты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолетов не поставляются в Советский Союз».




Американский посол адмирал Стэндли не имел сведений на этот счет, а английский посол Арчибальд Кларк Керр признал, что он в курсе дела с «Аэрокобрами», но стал оправдывать их отправку в другое место тем, что эти 150 машин в руках англичан принесут «гораздо больше пользы общему делу союзников, чем, если бы они попали в Советский Союз».

Обещанного три года ждут?

США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов, а послали первых всего 182 и 204, соответственно.

Та же история повторилась и в 1942 году: если советская промышленность выпустила в этот год более 5,9 млн. единиц стрелкового оружия, 287 тыс. орудий и минометов, 24,5 тыс. танков и самоходных орудий и 21,7 тыс. самолетов, то по ленд-лизу за январь-октябрь 1942 года было поставлено всего 61 тыс. единиц стрелкового оружия, 532 орудий и минометов, 2703 танков и самоходок и 1695 самолетов.

Причем с ноября 1942 года, т.е. в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки вооружений практически полностью прекратились. По информации историков (М.Н.Супрун «Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.», М., изд-во «Андреевский флаг», 1997), эти перебои начались уже летом 1942 года, когда немецкая авиация и подлодки разгромили печально знаменитый Караван PQ-17, брошенный (по приказу Адмиралтейства) британскими конвойными судами. Результат оказался катастрофическим: до советских портов дошло всего 11 из 35 судов, что и было использовано в качестве предлога для приостановки отправки следующего конвоя, который отплыл от британских берегов только в сентябре 1942 года.




Новый Караван PQ-18 потерял по дороге 10 транспортов из 37, и очередной конвой был отправлен только в середине декабря 1942 года. Таким образом, за 3,5 месяца, когда на Волге шла решающая битва всей Второй мировой войны, в Мурманск и Архангельск пришло поодиночке менее 40 судов с ленд-лизовскими грузами. В связи с этим обстоятельством у многих возникло законное подозрение, что в Лондоне и Вашингтоне все это время просто выжидали, в чью пользу завершится сражением под Сталинградом.


Между тем, с марта 1942 года, т.е. всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. промышленных предприятий, начался рост военного производства, которое уже к концу этого года превысило довоенные показатели в пять раз (!). Причем надо отметить, что 86% всей рабочей силы составляли старики, женщины и дети. Именно они в 1942-1945 годах дали советской армии 102,5 тыс. танков и самоходок, более 125,6 тыс. самолетов, более 780 тыс. артиллерийских орудий и минометов и т.д.


Не только оружие. И не только союзникам…

Шли по ленд-лизу и поставки, не относящиеся к основным видам вооружений. И тут цифры получаются и впрямь солидные. В частности, мы получили 2586 тыс. тонн авиационного бензина, что составляло 37% от произведенного в СССР в годы войны, и почти 410 тыс. автомобилей, т.е. 45% всего автотранспорта РККА (без учета трофейных автомобилей). Немалую роль сыграли и поставки продовольствия, хотя за первый год войны они были крайне незначительны, а всего США поставили примерно 15% мясных и прочих консервов.

А еще были станки, рельсы, паровозы, вагоны, радиолокаторы и другое полезное имущество, без которых много не навоюешь.




Безусловно, ознакомившись с этим внушительным списком ленд-лизовских поставок, можно бы искренне восхититься американскими партнерами по антигитлеровской коалиции», если не один нюанс: одновременно американские промышленные корпорации осуществляла поставки и в нацистскую Германию…

Например, нефтяная корпорация «Стандарт Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов. А венесуэльский филиал этой же компании ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн сырой нефти, которую мощная химическая промышленность Третьего Рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин. Причем, драгоценным топливом дело не ограничивалось, и немцам из-за океана шел вольфрам, синтетический каучук и масса разных комплектующих для автомобильной промышленности, которыми германского фюрера снабжал его старинный друг Генри Форд-старший. В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахту шло 30% всех автопокрышек, изготовленных на его заводах.

Что касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок нацистской Германии, то полных сведений на этот счет нет до сих пор, поскольку это строжайшая коммерческая тайна, но даже то малое, что стало достоянием общественности и историков, позволяет понять, что торговля с Берлином в годы отнюдь не затихала.


Ленд-лиз — не благотворительность

Существует версия, что со стороны США ленд-лизовская помощь носила чуть ли не благотворительный характер. Однако при ближайшем рассмотрении и эта версия не выдерживает критики. Прежде всего, потому, что уже в ходе войны в рамках так называемого «обратного ленд-лиза» Вашингтон получил необходимого сырья общей стоимостью почти в 20% от переданных материалов и вооружений. В частности, из СССР были отправлены 32 тыс. тонн марганцевой и 300 тыс. тонн хромовой руды, значение которых в военной промышленности было крайне велико. Достаточно сказать, что когда в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции войск 3-го и 4-го Украинских фронтов в феврале 1944 года германская промышленность лишились никопольского марганца, то 150-мм лобовая броня немецких «королевских тигров» стала держать удар советских артиллерийских снарядов куда хуже, чем аналогичный 100-мм броневой лист, который стоял раньше на обычных «тиграх».




Кроме того, за союзные поставки СССР расплачивался золотом. Так, только на одном британском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немецкими подлодками в мае 1942 года, находилось 5,5 тонн драгоценного металла.

Значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по договору ленд-лиза, Советский Союз по окончании войны вернул обратно. Получив взамен счет на круглую сумму в 1300 млн. долларов. На фоне списания ленд-лизовских долгов иным державам это выглядело откровенным грабежом, поэтому И.В.Сталин потребовал пересчитать «союзнический долг».


Впоследствии американцы были вынуждены признать, что ошиблись, но накрутили на итоговую сумму проценты, и окончательная сумма, с учетом этих процентов, признанная СССР и США по Вашингтонскому соглашению в 1972 году, составила 722 млн. зеленых. Из них 48 млн. были выплачены США при Л.И.Брежневе, тремя равными платежами в 1973 году, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (в частности, пресловутой «Поправки Джексона-Вэника» — авт.).

Лишь в июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж.Буша-старшего и М.С.Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга, в ходе которых были установлены новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и оставшаяся сумма долга — 674 млн. долларов.



После распада СССР его технически долги были разделены на долги правительствам (Парижский клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб). Долг за ленд-лиз был долговым обязательством перед правительством США, то есть частью долга Парижскому клубу, который Россия полностью погасила в августе 2006 года.

По собственным оценкам

Президент США Ф.Д.Рузвельт прямо говорил, что «помощь русским — это удачно потраченные деньги», а его преемник в Белом доме Г.Трумэн еще в июне 1941 года на страницах «Нью-Йорк Таймс» заявил: «Если мы увидим, что Германиия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше»…

Первую официальную оценку роли ленд-лиза в общей

Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Для СССР (от англ. lend — давать взаймы, lease — сдать в аренду). Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 г. уполномочивал президента США, когда тот сочтет необходимым, передавать взаймы или в аренду предметы обороны «правительству любой страны, оборону которой президент признает жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов». В тот же день действие закона было распространено на Великобританию, которая стала главным получателем американской помощи, и на Грецию. Решение о распространении закона о ленд-лизе на СССР США приняли 7 ноября 1941 г. Но еще 30 октября Ф. Рузвельт в послании И. В. Сталину сообщил о своем распоряжении начать поставки СССР на основе закона от 11 марта 1941 г. и предоставить для их оплаты заем в 1 млрд долларов. Объем и виды вооружения, сырьевых материалов и продовольствия на период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. определялись Первым протоколом, подписанным 1 октября 1941 г. представителями СССР, США и Великобритании на Московской конференции по вопросу о взаимных военных поставках. В дальнейшем были выработаны еще три протокола. В период действия Первого протокола помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объеме и отставала от запланированных норм. Серьезного материального содействия Московской битве и защитникам столицы ленд-лиз не оказал, хотя некоторые виды поставок (меди, алюминия и др.) компенсировали в кон. 1941 г. редкое падение отечественного промышленного производства. Главное — ленд-лиз имел для советских людей на фронте и в тылу большое морально-психологическое значение. Отправка грузов в СССР по Первому протоколу обеспечивалась главным образом Великобританией и велась в основном через Исландию, Норвежское, Баренцево и Белое моря. Вооружение доставлялось в Мурманск, Архангельск, Молотовск (Северодвинск). Североатлантический путь был самым опасным. В суровых условиях Арктики, при постоянных атаках противника на море и с воздуха, проводка караванов с грузами была сопряжена с большими жертвами. По Второму протоколу (1 июля 1942-30 июня 1943 гг.) поставки из Великобритании и США распределялись примерно поровну; целиком их обязательства также выполнены не были. Но и в 1942 г. в значительной степени за счет западных источников снабжения удовлетворялись неотложные нужды СССР в грузовых машинах, истребителях и транспортной авиации. Крупные потери от вражеских бомбардировок и подводных лодок понес в июле 1942 г. направлявшийся в СССР караван PQ-17 (см. Арктические конвои). В один из наиболее тяжелых для СССР периодов войны отправка грузов была приостановлена. Неполное выполнение условий Второго и следующих протоколов по поставкам вызывалось и рядом других обстоятельств: приоритетными требованиями англо-американской средиземноморской стратегии перед запросами Советского Союза, задержками поставок по вине некоторых правительственных структур западных держав, их недоверием к СССР. Президент Рузвельт неоднократно вмешивался в процедуру оказания помощи Советскому Союзу, когда по тем или иным причинам тормозилось или срывалось выполнение обязательств. Энергично действовал в том же духе советник президента Г. Гопкинс, возглавивший Комитет Советского протокола. В связи с большими потерями на северном пути были освоены и другие, менее опасные, но более длинные маршруты поставок в СССР: Тихоокеанский (во Владивосток, Петропавловск-Камчатский и другие города) и трансафриканский (Америка — Вест-Индия — Африка — Ирак — Иран — Баку). С лета 1942 г. основной поток грузов для СССР направлялся на Дальний Восток и в Иран. Через Тихий океан в СССР поставлялось в 1943-1945 гг. в возраставшем количестве вооружение и продовольствие. Для приемки американских судов «Либерти» и других крупнотоннажных сухогрузов реконструировался порт во Владивостоке, сооружались новые порты. Во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и другие города прибыло ок. 2 тыс. грузов. По трансафриканскому маршруту в СССР направлялись танки, самолеты, автомашины, авиационный бензин и другие важные материалы. Для их доставки был организован сквозной путь по железной дороге и по автомагистрали от Персидского залива до Каспийского моря. Западные специалисты реконструировали иракские и иранские порты, совместно с советскими союзниками американцы осваивали и эксплуатировали пути снабжения через Иран. Важное значение приобрела воздушная база в Абадане, созданная для приемки, сборки самолетов и их доставки по воздуху в СССР. Начиная с Третьего протокола (1 июля 1943-30 июня 1944 гг.), поставки обеспечивались в основном Соединенными Штатами; главная часть поставок пришлась на 2-ю пол. 1943 г. и на 1944 г. По Четвертому протоколу планировалось предоставление помощи в период с 1 июля 1944 г. по 30 июня 1945 г. Ho 12 мая 1945 г. американцы без предупреждения приостановили поставки. После заявленного советской стороной протеста они возобновились, но в ограниченном количестве, и предназначались только для целей подготовки СССР к выступлению против Японии. Последняя партия грузов прибыла в СССР 20 сентября 1945 г. По официальным американским данным, из Западного полушария по всем маршрутам в СССР с июня 1941 г. по 20 сентября 1945 г. были отправлены грузы в объеме 17,6 млн длинных тонн (1 длинная тонна — 1,016 метрической). Из них 47,1% пошли на советский Дальний Восток, 23,8% — через Персидский залив, 22,7% — на север России, 3,9% — в район Черного моря и 2,5% — в советскую Арктику. Победа над Германией была одержана советскими вооруженными силами главным образом с помощью оружия и боеприпасов, произведенных на отечественных предприятиях. Поставки Советскому Союзу по ленд-лизу по первоначальным правительственным оценкам составляли 4% от общего производства СССР. В последнее время уточнено, что применительно к производству военных самолетов (бомбардировщиков и истребителей) эта цифра достигла 16-23%. Ленд-лиз не был, конечно, актом благотворительности. США преследовали собственные интересы, в первую очередь — стратегические (поддержка советско-германского фронта как главного фронта 2-й мировой войны). Весной 1945 г. влиятельные группы давления в США усиливали требования о сокращении масштабов помощи Советскому Союзу и другим странам. Через конгресс была проведена поправка к закону о лендлизе, согласно которой фонды помощи не могли использоваться для целей реконструкции и восстановления хозяйства стран-получателей. Вместе с тем было бы неверно недооценивать значение полученных от США, Великобритании и Канады вооружения, сырьевых материалов и продовольствия (Канада включилась в прямое оказание помощи СССР с Третьего протокола). По всем маршрутам в 1941-1945 гг. в СССР поступило из этих трех стран 18 300 самолетов разных типов, 11 900 танков, 13 000 зенитных и противотанковых орудий, 427 000 автомобилей, а также значительное количество промышленного оборудования, сырья и продовольствия. Предоставленный Соединенными Штатами объем грузов составил в 1943 г. 4,8 млн длинных тонн, в 1944 г.— 6,2 млн, в 1945 г. (по 20 сентября) — 3,7 млн тонн. Из 14 126 американских самолетов (в их числе 76% истребителей «Эркобра») более половины были переправлены по трассе Фэрбенкс (Аляска) — Красноярск, которая действовала в течение почти 3 лет, в т. ч. во время войны СССР с Японией. Существенную помощь наряду с этим оказали полученные из-за океана локомотивы, тракторы, морские суда и автомобильный транспорт (джипы и студебеккеры). Поставки по ленд-лизу содействовали созданию материальных основ победы СССР и других государств, разработке нового механизма экономического и международного сотрудничества, не имевшего ранее аналогов в мировой практике.

Исторические источники:

Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной воины 1941—1945 гг. Изд. 2-е. Т 2. М., 1976.

Как правило в споре о значении Ленд-Лиза для СССР в годы Великой Отечественной войны присутствует лишь две абсолютно «полярных” точки зрения – «патриотическая” и «либеральная”. Суть первой заключается в том, что влияние материальной помощи Союзников было весьма малое и не имело какой-то существенной роли, вторая – о том, что Советский Союз смог выиграть войну исключительно благодаря США.

Итак, Ленд-лиз — это программа, по которой США оказывали различного рода материальную помощь своим союзникам во Второй Мировой. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в конце 1940-го года, когда США и Великобритания заключили т.н. соглашение «эсминцы за базы”, по которому Англии были переданы 50 эсминцев, в обмен на 99 летнюю “аренду» ряда британских баз в различных районах Мирового Океана. Уже в январе 1941-го законопроект о Ленд-Лизе был одобрен американским Сенатом, и фактически был дан «старт” этой программе.

Данный закон предполагал, что США поставляют своим союзникам вооружение, технику и различные промышленные ресурсы. При этом техника, утерянная в боях оплате не подлежит, а оставшаяся техника после окончания войны должна быть полностью или частично оплачена.

Рассмотрим вкратце ситуацию, в которой начиналась данная программа. К началу 1941-го Германия разгромила всех своих противников на европейском континенте, последним «оплотом сопротивления” на тот момент оставалась Англия, которую от захвата немецкими войсками спасало островное положение. Тем не менее, для неё ситуация выглядела совсем не радостной – большая часть имевшейся техники и вооружения сухопутных войск была потеряна под Дюнкерком, экономика едва могла «тащить” войну, в Африке и на Средиземноморском ТВД британские войска не могли противостоять натиску Германии, флот работал в адском перенапряжении, «разрываясь” между несколькими ключевыми «направлениями” и вынужден был защищать предельно растянутые коммуникации, «Империи, где никогда не заходит Солнце”.

Сами же коммуникации находились под угрозой полного перерезания – в Атлантике «зверствовали” «волчьи стаи” немецких субмарин, в этот момент достигших пика своего успеха. В общем, несмотря на победу в Битве за Британию, Англия находилась под угрозой военного и экономического коллапса.

При этом США оставались нейтральной страной, в стране доминирующей являлась политика изоляционизма. С другой стороны, перспектива установления полного контроля Германии над Европой американцев, отнюдь, не прельщала. Логичным выводом было предоставить в большом количестве материальную и военную помощь, необходимую, что бы «удержаться на плаву” Англии, тем более что за спиной Америки была огромная экономическая мощь, и эта помощь могла оказываться без существенного “напряжения». Да, изначально Ленд-Лиз был ориентирован в первую очередь на Британию и в течении всей Второй Мировой она являлась его главным “потребителем”, получив объём помощи в несколько раз больший, чем все остальные страны Антигитлеровской Коалиции вместе взятые.

После нападения Германии на СССР, правительства США и Великобритании одобрили программу помощи для Советского Союза и Ленд-Лиз был «расширен” и на СССР. Поставки начались уже в октябре 1941-го, когда из Англии, на Север СССР отправился первый конвой, получивший обозначение «Дервиш”, следующие «атлантические” конвои именовались аббревиатурой PQ.

Рассмотрим, какое значение для Советского Союза это оказывало. »Основными сторонами” споров вокруг Ленд-Лиза упор делается на те моменты, где вклад Ленд-Лиза был большой, и наоборот. В первую очередь, стоит заметить, что Ленд-Лиз это не столько поставки военной техники и вооружения, сколько поставки различного промышленного оборудования и ресурсов. Когда стартовала программа Ленд-Лиза, ситуация для СССР была практически катастрофической – большая часть «довоенной” армии разгромлена, Вермахт всё ближе и ближе подбирается к Москве, потеряны огромные территории, на которых была сосредоточена колоссальная часть промышленного потенциала.

Сама промышленность по большей части эвакуирована, и разбросана по эшелонам, находящимся на бескрайних просторах страны, продвигаясь в глубинные районы Советского Союза, соответственно возможности восполнения потерь и производства новой техники существенно ограничены. Главным вкладом Ленд-Лиза является то, что в критическое время – конец 1941-го и первую половину 1942-го, он позволил значительно быстрее «развернуться” эвакуированной промышленности, благодаря поставкам дефицитного сырья, станков, оборудования и т.д., что при этом в определённой степени компенсировало «перекосы” советской промышленности, а также неизбежные при её эвакуации потери.

При этом в течении всей войны по ряду ресурсов, поставки по Ленд-Лизу были сопоставимы с собственно производством их в СССР. Это например, производство резины, взрывчатки, алюминия и т.д. Без Ленд-Лиза был существенный риск того, что многие отрасли советской промышленности вынуждены были «раскачиваться” значительно дольше.

Что же касается техники и вооружения, то тут в общей статистике вклад действительно небольшой, однако он был весьма и весьма существенным в первые годы Великой Отечественной. Существовало 4 маршрута поставок военной техники и ресурсов:

1, «Арктический маршрут” . Он является наиболее известным. Этот маршрут проходил из Англии или Исландии (где формировались конвои) в северные порты СССР, откуда уже груз отправлялся к месту назначения. В первые годы войны этот маршрут был самым значимым, т.к. путь по нему занимал всего две недели, а в условиях 41-42 г. на счету был каждый день. Конвои которые двигались по нему, получили наименование PQ — когда конвой шёл в СССР, а когда шёл обратно, аббревиатура менялась на QP.

Первые пять конвоев прошли без потерь, но начиная с конвоя PQ-5 потери стали регулярными. Немцы, быстро осознав значение этого маршрута перебросили в Норвегию все свои крупные надводные силы, а также существенно нарастили группировку подлодок и авиации в Норвегии и начали активную борьбу с союзными конвоями. Их самый крупный успех — это избиение конвоя PQ-17, который потерял 2/3 своего состава и вместе с кораблями которого погибла техника и вооружение, которой можно было бы оснастить целую армию в 50 тысяч человек.

2. Иранский маршрут. Это был самый безопасный, но одновременно и самый долгий путь доставки военной техники. Суммарно, от отправки из США до места назначения путь грузов по нему занимал около 3-х месяцев.

3. Аляско-Сибирская магистраль или АЛСИБ. Данный маршрут использовался для перегона самолётов — американцы перегоняли самолёты на Чукотку, а советские лётчики уже принимали их и перегоняли на Дальний Восток, откуда они уже расходились по нужным частям. Время доставки самолётов этим путём было очень быстрым, но в тоже время этот путь был крайне опасным — если лётчик-перегонщик отставал от группы, заблудился или что-то случилось с самолётом — это была гарантированная смерть.

4. Тихоокеанский маршрут. Он пролегал из портов Западного Побережья США в Дальневосточные порты СССР и был относительно безопасный – идущие через Северную часть Тихого океана транспорты были в существенной безопасности, как правило японские подлодки сюда банально не доплывали, а кроме того, немалая часть грузов возилась и советскими транспортами, атаковать которые японцы не могли. Этот маршрут был относительно долгим, однако именно по нему прибыло свыше половины поставленных ресурсов и материалов.

Как уже говорилось, в конце 1941-го возможности по восполнению потерь у СССР были очень скудные, и тут немалую роль играла Ленд-Лизовская техника. Однако на ключевых направлениях(например под Москвой) её было крайне мало. В конце 19441-го удалось сформировать две резервные армии, оснащённые преимущественно ленд-лизовским вооружением, но они так и не были введены в бой даже в критические моменты Битвы под Москвой, обошлись «своими силами”.

Напротив, на «второстепенных” ТВД процент “иностранной» техники был огромен. Так например, большая часть истребителей на «северном” ТВД Восточного фронта(Ленинград и Север СССР) состояла из «Харрикейнов” и «Томагавков”. Конечно, они уступали в качественном отношении немецким, но в любом случае это было гораздо лучше, чем И-16 и И-153. Ленд-лизовская техника там была очень кстати, особенно учитывая, что именно через Север проходил один из основных маршрутов поставки, а снабжались эти фронты по остаточному принципу.

Особенно большое значение ленд-лизовская техника сыграла в Битве за Кавказ. Из-за критической ситуации под Сталинградом, все советские резервы шли именно туда, а Кавказский фронт получал технику в крайне малых количествах, да и то, устаревшую.

Но к счастью, рядом проходил “Иранский маршрут», что позволяло оперативно восполнять потери. Именно Ленд-Лиз обеспечил 2\3 потребности Кавказского фронта в технике, более того, «увеличивая» её качественный уровень. В частности, приходившие тогда танки «Матильда” и «Валентайн” смотрелись явно лучше безнадёжно устаревших Т-26 и БТ, которыми комплектовался фронт к началу битвы за Кавказ.

Качественный уровень поставляемой по Ленд-Лизу техники в целом был эквивалентным аналогичным советским образцам. Однако можно проследить весьма интересный момент – техника, показывавшая посредственные результаты в армиях “стран-производителей” крайне успешно действовала на Восточном фронте. Например – американские истребители Р-39 «Аэрокобра” на Тихоокеанском ТВД, были весьма посредственными машинами, ненавидимыми лётчиками, а на Восточном фронте они снискали огромную боевую славу, ими вооружалось множество Гвардейских авиаполков, на них воевало множество прославленных советских асов. И именно эти самолёты стали самыми массовыми из “Ленд-лизовских» машин.

Аналогичная ситуация и с бомбардировщиками А-20 «Бостон” – на Тихом океане он показал себя как весьма посредственная машина, а в СССР ими было вооружено до 70% минно-торпедных полков, а сами самолёты стали «любимчиками” советских лётчиков-бомбардировщиков. Напротив, легендарные «Спитфайры” в СССР совершенно «не прижились” и направлялись преимущественно в полки ПВО, фактически не принимая участия в боевых действиях.

Из военной техники, наибольший вклад Ленд-лиза — это грузовики и автомобили. Советская автопромышленность была менее развита в чем других державах, а американцы поставляли их в огромных количествах. К 44-му это позволило значительно повысить манёвренные возможности танковых и механизированных корпусов, в частности. И если по танкам и самолётам доля ленд-лизовской техники составляла около 12%, то тут все 45-50.

В общем, Ленд-лиз да, действительно имел огромное значение в первые два года войны для СССР, и без него действительно было бы как минимум очень плохо. Скорее всего СССР бы и выиграл войну, но с гораздо более тяжёлыми потерями, или не смог добиться столь впечатляющих результатов к 1945-му. Однако стоит заметить следующие моменты:

Как правило, указание процента поставок по Ленд-лизу, служит неким намёком на экономическую слабость СССР, мол, смотрите без Союзников СССР бы погиб и т.д. Однако, стоит заметить, что СССР получил по Ленд-лизу помощь в ЧЕТЫРЕ раза МЕНЬШУЮ, чем Великобритания, которая в отличии от СССР на «ленд-лизовской игле» сидела предельно плотно, а процент американской техники в британской армии был в разы больше. Например, СССР получил 18 тыс. самолётов, в то время как Великобритания, около 32 тыс.

В итоге, если СССР сумел не только выжить в самой кровавой войне в истории человечества, приняв на себя основной удар, но и закончить войну в статусе Сверхдержавы, то Англия наоборот, утратила свой «имперский” статус, после войны быстро скатившись на уровень совершенно рядовой европейской страны, и стала фактически «полу-сателлитом” США.

Вообще, история не терпит сослагательного наклонения, и с не меньшим успехом можно вести спор о том, например, что бы делала Германия без шведской руды и редких металлов.

Самое главное, помогая СССР поставками по Ленд-лизу, Союзники помогали в том числе и себе, т.к. чем успешнее действовала советская армия, и чем больше немецких сил она к себе «притягивала», тем проще было самим же Союзникам. А именно отвлечение большей части немецких сил против СССР позволило добиться побед в Африке и Италии, успешно высадится во Франции, бомбить немецкую промышленность с приемлемым уровнем потерь и т.д.

Оплата долгов по Ленд-Лизу стала существенным камнем преткновения, между СССР и США уже когда бывших союзников разделил занавес Холодной войны. Несмотря на существенную реструктуризацию долгов, тогдашнее советское руководство отказалось по ним платить. Сталин справедливо заявил, что советские солдаты сполна оплатили все долги своей кровью. К сожалению, уже после распада СССР, долги были «переоформлены” на Россию, и в настоящий момент Россия остаётся должна около 100 млн. долларов, срок погашения оставшейся задолженности установлен до 2030-го года.

Ленд-лиз - программа ленд-лизу (от англ. lend - «давать взаймы» и lease - «сдавать в аренду, внаем») была системой, по которой США, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам в Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США.Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года предусматривал:

  • поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
  • переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушимое и не утрачена техника и оборудование должна быть возвращена в США.

Основными клиентами США стали Великобритания, а также СССР и страны Содружества.

В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще, в основном, по идеологическим соображениям умалялась значимость поставок, в то время, как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.

В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал - всего около 4% средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также и на то, что по ряду позиций поставки имели важное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $ 7,8 млрд, из которых $ 6,8 млрд - от Великобритании и Британского Содружества.

Канада имела программу ленд-лиза аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $ 4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.

Значение ленд-лиза в победе Объединенных наций над странами Оси иллюстрирует приведенная ниже таблица, которая показывает ВВП основных стран - участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года.

Данный график демонстрирует отношение ВВП Объединенных наций /стран Оси в течение 1938-1945 гг.

Страна 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Австралия 24 27 27 29 27 28 29 12
Франция 186 199 164 130 116 110 93 101
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117 92
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
СССР 359 366 417 359 274 305 362 343
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1 094 1 235 1 399 1 499 1 474
Объединенные нации всего: 1 629 1 600 1 331 1 596 1 862 2 065 2 363 2 341
Страны Оси всего: 685 746 845 911 902 895 826 466
ВВП Объединенные нации / Страны Оси: 2,38 2,15 1,58 1,75 2,06 2,31 2,86 5,02

Как показывает приведенная выше таблица, до декабря 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и ее европейских союзников как 1:1. Следует учесть, однако, что до этого момента Великобритания была истощена морской блокадой и существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически полностью завязанной на внешнюю торговлю.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 90 млн осталось на оккупированных территориях.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и ее сателлитам как по ВВП (0,9:1), так и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации).В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть повлиять на ход боевых действий в 1942 году. 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Франклин Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в ее битве за Атлантику, оказался критическим фактором, который втянул США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора, как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Весь этот ленд-лиз не был безусловно необходим СССР. Уже с 1943 года, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и др.). и станки для советской промышленности.

Поставки в СССР

Подписание договоров о ленд-лизе

БМ-13 «Катюша» на платформе студебекера

Конференция представителей СССР, Великобритании и США по вопросам взаимных военных поставок происходила вМоскве с 29 сентября по 1 октября 1941 года.

В результате решений, принятых на этой конференции, первой сделки о поставках в СССР была достигнута в феврале1942 года, когда на СССР была распространена действие закона о ленд-лизе.

11 июня 1942 года посол СССР в США Максим Литвинов и госсекретарь США кордель Хэл обменялись нотами, в которых указывалось, что подписанное 11 июня 1942 года «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» заменяет и делает недействительным предыдущее соглашение между правительствами СССР и США по этому же вопросу, заключенное путем обмена посланиями между Рузвельтом и Сталиным в феврале 1942 года.

Маршруты и объем поставок

Основные маршруты и объем поставок транспортных грузов показаны следующей таблице:

Маршруты поставок тысяч тонн % От общего
Тихоокеанский 8244 47,1
Транс-иранский 4160 23,8
Арктические конвои 3964 22,6
Черное море 681 3,9
Советская Арктика 452 2,6
Всего 17 501 100,0

Три маршрута - тихоокеанский, Транс-иранский и арктические конвои - обеспечили в сумме 93.5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был полностью безопасным.

М3 «Ли» танкисты прозвали «братской могилой шестерых»

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40% всех поставок шло именно по этому маршруту, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2-х недель.

Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовской (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой наморожувалы метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР. Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и уничтожались. Морская часть пути от западного побережья СРСС до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.

Студебекеры в Иране на пути к СССР

Транс-Иранский маршрут в августе 1941 года позволял транспортировать всего лишь 10 000 тонн в месяц. Чтобы увеличить объемы поставок необходимо было провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и транс-иранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. К октябрю 1942 года объемы поставок удалось поднять до 30 000, а к маю 1943 - до 100 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, к концу 1942 года, которые подверглись активных атак со стороны немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.

Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. За одним из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другим - через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска - Сибирь»), была переброшена 7925 самолетов.

Номенклатура поставок

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении советской промышленности и армии. Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил:

Программа ленд-лиза была взаимовыгодной, как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.

«Валентайн» «Сталин» направляется в СССР по программе ленд-лиза.

Основным шасси «Катюш» стали ленд-лизинговые «Студебекеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время, как Соединенные Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для советской «Катюши», в СССР было выпущено всего лишь 600 грузовиков. Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, были уничтожены во время войны. На сегодняшний день во всем постсоветском пространстве сохранилось всего четыре аутентичных реактивных минометов «Катюша», созданных на базе советских автомобилей ЗИС-6. Один из них находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй - в Запорожье. Третье миномет в базе «полуторки» стоит как памятник в Луганске. Четвертый - в Нижегородском кремле.

Jeep. В рамках программы ле-лиз в СССР было отправлено 51 000 "виллис" в собранном и разобранном виде.

По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5% от собственного производства), 1900 паровозов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1%), 610 тыс. тонн сахара (41,8%), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108%).СССР получила 427 000 автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945года было выпущено лишь 265,6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов. США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками - 2 млн 586 тыс. тонн) - почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б. В. Соколова «Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941-1945». Однако в самой статье написано, что США и Великобритания поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941 - 1945 гг было сделано 5539 тыс. тонн авиабензина, таким образом западные поставки составили лишь 18% от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таким был в советском авиапарке процент самолетов.

Летательных аппаратов 14 795
Танков 7 056
Легковых джипов 51 503
Грузовых автомобилей 375 883
Мотоциклов 35 170
Тракторов 8 071
Винтовок 8 218
Автоматического оружия 131 633
Пистолетов 12 997
Взрывчатки 345 735 тонн
Динамита 70400000 фунтов
Пороха 127 000 тонн
Тротила 271 500 000 фунтов
Тилуола 237 400 000 фунтов
Детонаторов 903 000
Оборудование зданий $ 10910000
Товарных вагонов 11 155
Локомотивов 1 981
Грузовых судов 90
Противолодочные корабли 105
Торпедных катеров 197
Радиолокаторов 445
Двигателей для кораблей 7 784
Запасов продовольствия 4478000 тонн
Машин и оборудования $ 1078965000
Цветных металлов 802 000 тонн
Нефтепродуктов 2670000 тонн
Химикалий 842 000 тонн
Хлопка 106 893 000 тон
Кож 49 860 тонн
Шин 3786000
Армейских ботинок 15417000 пар
Одеял 1541590
Спирта 331 066 л
Пуговицы 257 723 498 шт.

СССР получила от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомобилей в 1943 году было 5,4%, в 1944 году в СА - 19%, а по состоянию на 1 мая 1945 г. - 32,8% (58,1% составляли машины советского производства и 9,1% - трофейные). США и Британская империя поставили 18,36% авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты поставленные по ленд-лизу, в то время, как советский самолеты могли заправляться советским бензином с меньшим октановым числом.

Сравнительные данные роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны такие как:

Материалы Производство СССР (без учета имеющегося в начале войны) Ленд-лиз Ленд-лиз/Виробництво СССР, в%
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53%
Медь, тыс. тонн 534 404 76%
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106%
Олово, тыс. тонн 13 29 223%
Кобальт, тон 340 470 138%
Авиатопливо, тыс. тонн 4700 1087 23%
Автомобильные шины, млн. штук 3988 3659 92%
Шерсть, тыс. тонн 96 98 102%
Сахар, тыс. тонн 995 658 66%
Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480%
Животные жиры, тыс. тонн 565 602 107%

Долги по ленд-лизингу и их выплата

Сразу же по завершении войны США направили странам, получавших помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и другого оборудования, которое находилось в странах получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. По ту военную технику, которая была уничтожена фашистами в ходе боев, США не потребовали ни цента.

Великобритания

Объем долгов Великобритании перед США составил $ 4,33 млрд, перед Канадой - $ 1,19 млрд. Последний платеж в размере $ 83250000 (в пользу США) и $ 22,7 млн (Канада) было проведено 29 декабря 2006 года.

Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составила $ 187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Однако, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврат долга по ленд-лизу. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Российская Федерация)

На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемую отказ американской стороны. Переговоры1949 года тоже ни к чему не привели. В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $ 800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $ 300 млн. По мнению советского правительства, расчеты должны были вестись не в соответствии с реальной задолженности, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, который был закреплен еще в марте 1946 года.

Соглашение СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. Согласно этому договору СССР обязался до 2001 года заплатить $ 722 млн, включая процентами. До июля 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму $ 48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с введением американской стороной экономических мер в торговле с СССР (Поправка Джексона-Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год, и сумма - $ 674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на российскую федерацию (Борис Ельцин, Андрей Козырев), по состоянию на 2003 й год российская федерациядолжна примерно 100 млн. американских долларов.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-byrnes accords) регулирован французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

Лендлиз (англ. «lend» - давать взаймы, «lease» - сдавать в аренду) - программа помощи Советскому Союзу от Соединенных Штатов Америки, Канады и Англии в годы Великой Отечественной войны. Лендлиз действовал не только в рамках США, Англия, Канада - СССР, но и в направлении США - Англия, США - Франция, США - Греция, правда, помощь последних трёх случаях - мелочь по сравнению с объемами поставок военной техники, продовольствия, горючего и многого другого, осуществленного союзническими державами Советскому Союзу.

История лендлиза для СССР

Уже 30 августа 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль писал министру своего кабинета лорду Бивербруку:
«Я хочу, чтобы вы отправились в Москву вместе с Гарриманом, чтобы договориться о долгосрочных поставках русским армиям. Это можно осуществить почти исключительно за счет американских ресурсов, хотя у нас имеется каучук, сапоги и т. д. Необходимо сделать большой новый заказ в Соединенных Штатах. Темпы поставок, разумеется, лимитируются портами и недостатком судов. Когда весной будут проложены вторые пути узкоколейной дороги от Басры к Каспийскому морю, эта дорога станет важным путем подвоза. Наш долг и наши интересы требуют оказания всей возможной помощи русским, даже ценой серьезных жертв с нашей стороны» .

В тот же день Черчиль написал Сталину
«Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении впредь до осуществления рассчитанных на более длительный период мероприятий, по поводу которых мы ведем переговоры с Соединенными Штатами Америки и которые послужат предметом Московского совещания»

Московский договор о снабжении СССР был подписан 1 октября 1941 года. Потом были заключены ещё три договора: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский

Письмо Сталина Черчиллю 3 сентября 1941 года :
«Приношу благодарность за обещание, кроме обещанных раньше 200 самолетов-истребителей, продать Советскому Союзу еще 200 истребителей… Должен, однако, сказать, что эти самолеты, которые, как видно, могут быть пущены в дело не скоро и не сразу, а в разное время и отдельными группами, не смогут внести серьезных изменений на восточном фронте…Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30 — 40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних) »

Черчилль Сталину 6 сентября 1941 года .
«…3. По вопросу о снабжении. Мы…приложим все усилия к тому, чтобы Вам помочь. Я телеграфирую Президенту Рузвельту…и мы попытаемся еще до Московской конференции сообщить Вам о количестве самолетов и танков, которые мы совместно обещаем Вам посылать ежемесячно вместе с поставками резины, алюминия, сукна и прочего. Со своей стороны мы готовы посылать Вам из британской продукции половину того ежемесячного количества самолетов и танков, которые Вы просите…Мы приложим все усилия к тому, чтобы начать Вам отправку снабжения немедленно.
4. Мы уже отдали приказы о снабжении персидской железной дороги подвижным составом, с тем чтобы поднять ее нынешнюю пропускную способность с двух поездов в каждую сторону в сутки… до 12 поездов в каждую сторону в сутки. Это будет достигнуто к весне 1942 года. Паровозы и вагоны из Англии будут посылаться вокруг мыса Доброй Надежды после переоборудования их на нефтяное топливо. Вдоль железной дороги будет развита система водоснабжения. Первые 48 паровозов и 400 вагонов вот-вот должны быть отправлены…»

Пути поставок по лендлизу

  • Советская Арктика
  • Арктические конвои
  • Дальний Восток
  • Черное море

Больше всего грузов по программе лендлиза (46%) было перевезено из Аляски через Советский Дальний Восток

Сталин - Черчиллю 13 сентября 1941 года
«…Приношу благодарность за обещание ежемесячной помощи со стороны Англии алюминием, самолетами и танками.
Я могу лишь приветствовать, что Английское Правительство думает оказать эту помощь не в порядке купли-продажи самолетов, алюминия и танков, а в порядке товарищеского сотрудничества…»

Закон о лендлизе был подписан президентом США Рузвельтом 11 марта 1941 года. На Советский Союз он был распространен 28 октября 1941 года. Согласно этому закону страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, ни во время войны, ни после за эту помощь не платили и не должны были платить. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло бытьиспользовано

Поставки по лендлизу в СССР

  • 22150 самолетов
  • 12700 танков
  • 13000 орудий
  • 35000 мотоциклов
  • 427000 грузовиков
  • 2000 паровозов
  • 281 корабль военный
  • 128 судов транспортных
  • 11000 вагонов
  • 2,1 млн. тонн нефтепродуктов
  • 4,5 млн. тонн продовольствия
  • 15 млн. пар обуви
  • 44600 металлорежущих станков
  • 263000 тонн алюминия
  • 387000 тонн меди
  • 1,2 млн. тонн химических веществ и взрывчатки
  • 35 800 радиостанций
  • 5899 приемников
  • 348 локаторов
    О пользе СССР поставок по лендлизу историки спорят до сих пор. Значение помощи оценивается от непринципиальной до важнейшей

Долг Великобритании перед США в конце войны составлял 4.33 млрд долларов. Полностью был погашен в 2006 году. Франция расплатилась с Америкой в 1946 году. СССР отдавать долг в размере 2,6 млрд. долларов отказался. Переговоры по этому поводу с переменным успехом велись вплоть до настоящего времени, как сказано в Википедии, частично Россия всё-таки долг выплатила. А окончательно она должна рассчитаться с США в 2030 году