Богоугодное дело фронтовика

Д етская музыкальная школа № 58 имени Глинки в Печатниках в неофициальном рейтинге московских музыкальных школ занимает почетное четвертое место. Многие ее выпускники стали профессиональными музыкантами: преподают, играют в оркестрах, являются лауреатами международных конкурсов. С момента основания 1 школой бессменно руководит Тамара Александровна Караева, дирижер-хоровик, заслуженный работник культуры России. Сейчас у нее не лучшие времена: Тамаре Караевой приходится отстаивать право на существование своей школы, которая располагается в здании, принадлежащем Николо-Перервинскому монастырю.

Забеспокоилась Тамара Александровна еще в 1993 году, когда узнала о том, что готовится постановление правительства Москвы о передаче комплекса монастыря (в который входило и здание школы) религиозной общине. За несколько месяцев до выхода постановления директор ДМШ обратилась к мэру Москвы Ю.М. Лужкову с письмом, в котором попросила столичного градоначальника включить в постановление пункт о строительстве нового здания для школы в муниципальном округе «Печатники», а также о финансировании городом этого строительства. Как говорит сама Караева, в префектуре, узнав об этом письме, удивились: «Что вы так беспокоитесь, это же церковь, сколько надо, столько вы там и будете, никто вас не обидит». Постановление вышло, и действительно, интересы школы в нем были учтены 2 . Здание передали монастырю, но на условиях заключения со школой договора долгосрочной аренды.

Согласно документам, монастырь как арендодатель был обязан заняться обустройством как самого здания, так и прилегающей к нему территории. Однако с 1993 года и по сей день этим занималась, как утверждают, исключительно Тамара Караева. Монастырь тем временем сдал подвал музыкальной школы в аренду коммерческим организациям.

Трубы горят

Вот какие «дивиденды» получила от этого школа: 20 апреля 1999 года по вине арендаторов в подвале вспыхнул пожар. Огонь моментально распространился по всему зданию. Чтобы спасти школу, пожарные в течение 10 часов заливали здание водой. Пожар был потушен, а школа практически уничтожена: мебель, музыкальные инструменты, аппаратура - все погибло. Директор вместе с педагогами расчищали завалы с 9 вечера до 5 утра. Спасли, что смогли. Тамара Караева с горечью говорит: «Я обращалась с мольбами в разные инстанции: помогите хоть кто-нибудь. Отзывались разные люди. Настоятель монастыря не переступил порога школы ни разу».

Работы по ликвидации аварии были завершены лишь в октябре 1999 года, школа облегченно вздохнула, но, как выяснилось, ненадолго. Прогоревшие трубы теплоцентрали, которые идут через чердак и которые тоже должны были быть отремонтированы арендодателем, прорвало 12 марта 2000 года. Здание залило кипятком: мебель, концертный рояль, новая аппаратура, паркет, учебные документы - все было уничтожено вновь. После наводнения директор школы кинулась обивать пороги высоких инстанций, просила, требовала и добилась своего: школа была полностью отремонтирована. С этого момента, как считает Тамара Караева, отец Владимир Чувикин, настоятель Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря, и положил глаз на благоустроенное здание школы.

С 2001 года настоятель то не продляет договор, то повышает арендную плату. В настоящее время школа платит монастырю за аренду около 2 млн рублей в год. Директор школы говорит: «Он умный человек и понимает, что с нас много не возьмешь. Мы бюджетники. Надо нас убрать и вселить в новое, благоустроенное помещение арендаторов».

Коммерческая выгода

Опытный администратор Тамара Караева после выхода постановления правительства Москвы каждый год писала в разные высокие инстанции письма, справляясь о строительстве нового здания для школы. Ответы от всех были однозначными. НИИ Генплана Москвы: «Предусмотрено строительство музыкальной школы»; глава управы района «Печатники»: «Предусмотрено строительство новой музыкальной школы»; районная управа: «Вопросы проектирования и строительства детской музыкальной школы районной управой взяты под контроль ». И вдруг в 2005 году на очередное обращение Тамара Караева получила ответ из управления культуры Юго-Восточного округа Москвы: «Строительство здания детской музыкальной школы не предусмотрено». Начальник управления

Елена Калиничева, за чьей подписью и пришло это письмо, пояснила The New Times : «У нас же принимаются градостроительные планы, а потом в них вносятся многочисленные корректировки и поправки. В последние годы постепенно объекты культуры при детальной планировке просто начинают исчезать. Появляется коммерческая выгода. Городу нужно зарабатывать деньги для нас же, бюджетников. И мы это тоже понимаем, когда нам объясняют в департаменте экономической политики». Калиничева сама обескуражена, вопрос решала не она. Она лишь была вынуждена сообщить директору школы, что строительство данного объекта не является первоочередным мероприятием для властей города. Сейчас для работников управления культуры это один из самых важных вопросов. Как говорит Тамара Караева, они единственные, кто помогает ей спасать школу. Елена Калиничева говорит о батюшке с легким раздражением: «Обязательства свои не выполнял. Назначал встречи - отменял. При встречах вел себя странно: говорил, что в подвале все рушится, коммуникации негодные. Мы провели экспертизу, доказали, что все там работает. У нас в бюджете запланированы средства на аренду этой школы. Изза того, что он не заключает договор аренды, мы не можем эти деньги ему отправить, у нас - неисполнение бюджета».

Школа вне закона

В июле этого года Тамару Караеву ждал еще один удар: из-за того что монастырь не заключил договор аренды, лицензионная комиссия отказала школе в выдаче очередной лицензии на осуществление деятельности 3 . Растерянный директор предложила закрыть школу. «Не имеете права», - ответили растерянные же чиновники. Тамара Караева нервно смеется: «Школа не закрывается, платится зарплата педагогам. Меня наказывают за то, что я допускаю это беззаконие».

Отец Владимир Чувикин в августе прислал очередное письмо: «Просим освободить занимаемое помещение … и сдать его нам по приемо-сдаточному акту». Стоит ли говорить, что школа помещение не освободила. Как говорит Караева, настоятель в ответ осенью перекрыл школе тепло. В подвале, виновнике многих бед, находятся задвижки, и монастырские службы получили приказ: школе тепло не давать. Это было, видимо, последней каплей. Тамара Караева посоветовалась с управлением культуры и подала на монастырь в суд.

The New Times долго пытался получить комментарий от настоятеля Владимира Чувикина. Секретарь батюшки сообщила: «У нас проблем нет». Корреспондент журнала пообещал, что в этом случае будет просить комментарий в Московской патриархии. Секретарь настоятеля подумала и сказала: «Надо поговорить с батюшкой. Может, он и не благословит вас обращаться». Пришлось обращаться без благословения. На удивление, все без исключения представители Московской патриархии, к которым The New Times обратился за комментариями, были не в курсе дела.

История грустная. Жителям района «Печатники» и монастырь вроде нужен, и детская музыкальная школа. Но решать, что нужнее, как-то неэтично.

P.S. Когда верстался номер, в редакцию The New Times позвонил отец Владимир Чувикин с комментариями

Бумага все выдержит, эфир тоже. Только у Бога правда, а все остальное выдержит, к сожалению. Как нас только земля-матушка держит, я поражаюсь. Как мы еще ходим и земля не разверзлась после таких наших неправд? Конфликта у нас как такового и не было. Просто-напросто мы не заключили договор аренды с 1 сентября, потому что за четыре года предупреждали музыкальную школу, что здание ветхое, перекрытия деревянные. Это опасно для жизни и здоровья детей. Институт корпоративного управления недавно горел, дома престарелых горят - вон сколько гибнет людей. У нас были нормальные арендные отношения, но когда здание встало на реконструкцию, мы предупредили, что не можем больше продлевать договор. Тем более что там стройплощадка рядом. Зачем рисковать здоровьем детей и безопасностью? Они нас упросили: «Вы нас еще хоть один годик потерпите». Ну ладно, пошли навстречу, на один годик заключили договор. Годик прошел быстро, время летит мгновенно. Опять они со слезами: «Нам некуда». И так мы последних три года шли им навстречу. А уже в этом году мы проявили твердость и сказали: «Нет». Это целая история, целые тома переписки. Всех подняла Тамара Александровна на уши. Это кляузный человек, ее все тут в округе знают. Префектуру тормошила, во все инстанции жаловалась. Мы не ставили вопрос так: «уходите», мы просто-напросто не стали заключать договор аренды. Мы им свет включили, мы коммунальные платежи оплачиваем за счет монастыря. Случись чего, с меня же спросят. Все СМИ, в том числе и ваше, будут трубить и вопиять на все гласы: «Вот какой жестокий, какой негодяй! Детей посадил в ветхое здание, оно сгорело, провалилось. Дети покалечились, не дай Бог погибли. И во всем виноват монастырь, отец Владимир, вот его и четвертуем». Зачем мне такое на старости лет? Мне уже седьмой десяток. Им же лицензия нужна. Не продлевают. Здание находится в собственности монастыря, но мы не выгоняем. Мы не ставим цели выгнать, мы только беспокоимся о здоровье детей. Я представил договор, он их не устраивает. Они начинают опять вопиять, грубить, даже в оскорбительном тоне: «Мы будем драться за каждый пункт этого договора. Все будет по-нашему, а не так, как там». Это уже выкручивание рук. Предмета для суда нет. Какой арбитраж? Договор уже представлен месяц целый - они не хотят его подписывать. Я этим не должен заниматься. Мое дело служить и заниматься пастырскими делами, а не этими бабьими дрязгами. Пусть радуется, пусть торжествует! Чешутся руки у Тамары Александровны? Я против нее ничего не имею, просто обидно, что такую грязь она выливает по всем инстанциям. И в префектуре ее знают как склочную, скандальную женщину, и в управе все знают. Что делать? Приходится нам терпеть. У сильного всегда бессильный виноват.

____________________________
1 ДМШ № 58 основана в 1970 году.
2 Приложение № 2 к постановлению правительства Москвы от 12.10.93 № 918.
3 Ст. 33 п. 9 закона РФ «Об образовании».

В конце весны 2015-го я прилетел в Киев, чтобы ехать дальше работать на восток Украины, но задержался на несколько дней, потому что долго и безуспешно пытался получить аудиенцию у митрополита Онуфрия . Глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) на контакт никак не шел. С представителями других церквей договориться оказалось легче. С военным капелланом греко-католической церкви мы встретились через четверть часа после моей просьбы об интервью. Сидели в кафе "Лось", пили кофе и беседовали. С тех пор я сталкиваюсь с этим священником каждый раз, когда приезжаю в Киев, хотя мы ни разу специально о встрече не договаривались. С митрополитом Киевского патриархата получилось не очень красиво: я срочно уезжал, постоянно переносил встречу, и в итоге он набрал меня сам, когда я уже был в Краматорске. Позвонил, чтобы объяснить, какова позиция его патриархата в военном конфликте в Донбассе. Пресс-служба Московского патриархата в Киево-Печерской лавре все это время была недоступна. В итоге я поехал ловить митрополита самостоятельно.

В этот день после вечерней службы Онуфрий выходит из храма, благословляет толпящихся, которые заранее занимают места поближе к руке владыки. Люди целуют невесомую руку митрополита, он улыбается, как будто смущенно, и, проталкиваясь сквозь толпу обожателей в сопровождении здоровенных мужиков из охраны, садится в автомобиль. Длится все минут пять, не больше. Я занял позицию поудобнее заранее, подождал, пока митрополит выйдет из храма, над которым разносился вечерний перезвон, выстоял под напором первой волны обожателей и, когда лучезарный Онуфрий подошел ближе, руку не поцеловал, а заранее подготовленной скороговоркой представился и попросил пятнадцать минут после службы или когда будет удобно. Митрополит, кажется, удивился, отвечать не стал и так с вытянутой для поцелуя рукой и пошел к автомобилю.

"Куда прешь-то!" – хрестоматийно оскалился на меня один из мужиков митрополита. Стало понятно, что аудиенция закончена. "Это для смирения. Значит, недостоин еще с владыкой встретиться", – утешала меня Наталья. Невысокая женщина в темном платке, ничем не примечательная, она прислуживает в Лавре и знает там все ходы и выходы. Это она посоветовала мне ловить митрополита после вечерней. Я, раздосадованный, ответил ей что-то резкое, Наталья молча укоризненно смотрела на меня. Потом предложила прогуляться к соседним храмам. "Может, вразумит тебя Господь", – прошептала она тихо, но я услышал.

"У нас церковь за мир, – рассказывала Наталья, пока мы шли по лавре. – Вот, например, наши батюшки не благословляют на братоубийство". "Как это? – спрашиваю. – В армию не благословляют идти, что ли?" (в это время началась очередная компания призыва). "Да! – запальчиво ответили Наталья, но тут же осеклась. – Ну, то есть раньше так было". Мы некоторое время шли молча. "А вот на защиту веры христианской благословляют батюшки. У нас многие прихожане в самом начале пошли веру и христиан защищать". "В ополчение, что ли? На ту сторону?" – уточнил я. Наталья кивнула и рассказала историю: "Вот наш прихожанин был, врач. Он пришел к батюшке в самом начале и говорит: "Не могу больше это терпеть, поеду". Батюшка его благословил. И он поехал в Донецк защищать веру православную. Через месяц звонит жене и говорит: "Прощаемся, "Правый сектор" идет, всех нас убьют". А потом взрыв слышно и связи нет. Погиб он там за веру". "А зачем же он туда поехал, если там еще "Правого сектора" не было?" – спросил я. Наталья нахмурилась и досадливо посмотрела на меня. Видно, что я ее раздражал, но христианское смирение заставило ответить: "Да чтобы защитить, когда придут". И мы снова шли молча.

Наша церковь всегда богоугодное делает, а те, кто против нее, они и не христиане, получается

"А ты про Православную армию слышал? – не выдержала Наталья вскоре. – Там много наших было". Про Православную армию я знал: это одно из подразделений сепаратистов, в котором воевали в основном казаки, обвешанные крестами, хоругвями, со священниками в строю. Какое-то короткое время они даже контролировали часть Донецка, пока более прагматичные командиры не объяснили, что потоки российской гуманитарки и оружия эффективнее благодати. Позже, уже в Краматорске и Славянске, протестантские пасторы – те, кто остался жив и смогли уехать из Донецка, – рассказывали, как казаки забрали их церкви. В здание заходили бойцы и непременно православный священник. Пока шло молитвенное стояние верующих, в Донецке захваты были не такие интенсивные, а после разгона стесняться перестали. Здания потом вернули, кроме одного в самом центре, но многие пасторы либо пропали, либо, побывав в плену, уехали на подконтрольную украинским властям территорию.

"Да, – ответил я. – Знаю я про Православную армию. Только вот чего не пойму: против вас тоже православные христиане. А ваши батюшки благословляют на войну с ними". "Потому что воевать за веру – дело богоугодное..." – терпеливо объяснила Наталья. "Вера же одна – христианская!" – перебил я. "Да, но наши батюшки благословляют только на богоугодное дело, на защиту веры и христиан на Донбассе, а на братоубийственную войну не благословляют". "Это же не мир! Вы так войну поддерживаете!" – начал закипать я. Мы остановились под стенами Лавры и смотрели друг на друга в упор. Наталья порывалась что-то сказать, но потом очень тихо прошептала: "Ну, Господь разберется, а только наша церковь всегда богоугодное делает, а те, кто против нее, они и не христиане, получается".

"Это все было предсказано, – сказала она мне, когда мы повернули от лавры по уходящей вдоль тополей вправо улочке. – В Донецке печатали книги, сюда привозили, еще года два назад. Там старец все-все рассказывал о том, что брат на брата пойдет и что нужно будет веру православную защищать. А издательство это было Януковича". Я выразил сомнение, но она убеждала: "И нынешний президент Порошенко тоже постоянно на праздники и на службы к нам приезжал, стоял вместе с нами в храме. А как только президентом стал, сразу веру предал". – "Перестал приезжать?" – "Приехал на Рождество. Постоял, помолился и к другим поехал!" "Ну он же президент теперь, ему теперь никого нельзя обидеть", – пытался я говорить о политике. "Это предательство веры!" – отрезала Наталья.

Когда мы дошли до храма неподалеку от Лавры, спустился вечер. В церкве молча и сосредоточенно наводили порядок, свечи потрескивали перед Пасхальной иконой на аналое, было душно и тихо. Мы немного постояли в сумраке, и Наталья увела меня на улицу. В метро мы попрощались. "Ты не ездий туда, не нужно. Насмотришься там еще", – сказала она мне заботливо, улыбаясь. "Наоборот, хочу все сам увидеть, своими глазами", – отвечаю. "Ничего ты там не увидишь. Приходи лучше завтра на вечернюю, а в воскресенье проповедь слушать приходи: батюшка все как есть объясняет. – Она держала меня за руку и будто не хотела отпускать. Потом взяла за плечи: – Ну, прощай! Бог тебя благословит".

Наталья отказалась записать номер моего телефона и ушла.

Антон Наумлюк – внештатный корреспондент Радио Свобода

«Время собирать камни»

«Азбука паломника» называет нашу родную Псковскую землю Северной Палестиной - по сонму святых, прославленных Русской Православной Церковью, и количеству святынь. Сегодня молитвами и трудами священнослужителей и народа Божия строятся и возрождаются часовни и храмы в нашем великолукском крае, особенно пострадавшем в жестокие годы атеизма.

10 ноября 2016 года, в день святой великомученицы Параскевы Пятницы, великолучанки стали соучастницами святого, Богоугодного дела. Наконец-то сбылась многолетняя мечта жителей села Успенского Великолукского района и близлежащих деревень: на возрождающемся храме во имя Успения Пресвятой Богородицы в этот памятный день обретают зримые черты работы по воссозданию купола!

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать..., время разбрасывать камни и время собирать камни…» (Еккл. 3:1-8). Жители села Успенского называют 2016 год благодатным. Особенно радуются сельчане преклонного возраста. Кое-кто из них помнит древнюю Успенскую церковь, на протяжении 130 лет освящавшую и украшавшую село и окрестности, - любимое местопребывалище народа Божия, другие слышали о святыне по рассказам родных.

Славилась Успенская церковь чудотворной иконой

Об Успенском храме знали во всей Великолукской и Торопецкой округе. Славилась Успенская церковь местночтимой иконой Успения Пресвятой Богородицы. Спешил православный люд к почитаемой святыне. Пред чудотворной иконой Заступницы усердной и горючие слезы проливали, и обеты давали… - здесь пламенные молитвы, сердечные прошения и благодарения страждущих возносились до Небес! Люди чувствовали, зримо ощущали теплый, любвеобильный Покров Пресвятой Богородицы, осушающий слезы, спасающий от горя, несчастий, болезней…

Долгие годы бабушки рассказывали внукам о доброй православной традиции села: 28 августа, в престольный праздник Успения Божией Матери, чудотворную храмовую икону Успения, с любовью украшенную лучшими цветами, несли с благоговением Крестным ходом по селу, заносили во дворы и дома болящих и страждущих - и освящалось все вокруг: улочки-переулки, пути-дороги, дома, огороды, дворы, поля и лес!.. Радовалась природа! Ликовали Небо, Земля и боголюбивые сердца!..

И вдруг в одночасье все рухнуло… Многие искренне горевали, другие поняли не сразу:

Без Бога нация - толпа,

Отягощенная пороком:

Или слепа, или глуха,

Иль, что еще страшней, жестока (иеромонах Роман Матюшин).

Сегодня нам трудно представить, как некогда боголюбивый народ мог своими руками разрушить любимый храм. Горькая участь разорения не минула Успенскую церковь в начале 1930-х годов, когда произошло всеобщее затмение совести и разума, и люди, забывшие Бога, поднимали руки на святыни и друг на друга. Но не могло земное царство долго удержаться на безбожии и неправде…

Верующие жители села Успенского, о чем рассказывают документы Государственного Архива, еще в 1946 году обращались в исполком Великолукского облсовета с прошением об открытии не действовавшего храма, который можно было восстановить, но получили отказ.

Еще недавно не верилось, что к наступлению зимы над древней возрождающейся церковью села Успенского - самой глубинки России! - воссияет купол - красивый, солнечно-золотой! Деревянную основу купола изготовили в Крестовоздвиженском приходе деревни Лукино (мастер - Денис Вагнер). Облицовка специальным металлом «под золото» проводилась в помещении одного из цехов Великолукского опытного машиностроительного завода, ВОМЗ, (мастер-кровельщик - Олег Рябизов). Монтажников для установки и машину для доставки уже не в первый раз безвозмездно предоставил ВОМЗ (руководитель - Владимир Анатольевич Рахманов). Кран для установки благотворительно выделил ООО «Электромонтаж» (руководитель - Евгений Федорович Никитин)

Собравшийся по торжественному случаю народ издали увидел приближающиеся кран и грузовик с подъемником, в кузове которого сиял прекрасный купол! Водители рассказывали как машины, ехавшие по Смоленской дороге, давали «зеленую улицу» грузовику с необыкновенным, святым грузом.

У храма Успения Божией Матери в этот холодный день собрались самые верные. Их не испугали ни мороз, ни пронизывающий ледяной ветер. Волновались, переполнялись духовной радостью сердца - разве можно пропустить такой значимый, долгожданный, поистине исторический день для ставшего дорогим и любимым храма Успения Пресвятой Богородицы?!

Храм залечивает былые раны

С любовью и надежной взирает народ Божий на Успенскую церковь. Она пока еще не оштукатурена. В этом году древнему храму во имя иконы Успения Пресвятой Богородицы исполнилось 215 лет! Она построена в далеком 1801 году, по устному преданию, надворным советником Александром Семеновичем Карауловым - секунд-майором, участником Семилетней войны, - в самом центре села, на красивейшем месте, «как встарь повелось на великой Руси».

И каждый старинный кирпичик этого древнего храма, столько перевидевшего за два с лишним столетия, дороже золота для народа Божия! Сердцем чувствовали православные: осиротело село без церкви, потеряло лицо, не хватало главного, объединяющего, сплачивающего начала, стержня! За этот год благодаря бескорыстным труженикам-бессребникам и милосердным участливым жертвователям сделано так много во славу Божию! И если 2 года назад Успенский храм производил тягостное, горестное впечатление тяжело, смертельно израненного (так что смотреть на него невозможно было без слез), теперь он выглядит иначе - как возвращающийся к жизни, потихонечку выздоравливающий, залечивающий былые глубокие раны. Есть уже и окна, и прочная дверь, и крылечко… Мил и дорог сердцу славный Дом Пресвятой Богородицы! Радуют 3-ярусные леса возрождения!

Согревали молитва и труд

Ловко, быстро, умело провели всю подготовительную работу. …Крановщик начал плавно подъем стрелы. Настоятель иерей Василий (Полежаев) и священник Димитрий (Гильмияров) горячо молились, призывая милость и помощь Божию в добром деле…

Рядом с ними молился первый алтарник храма Николай Леонидович Столбов, уроженец деревни Краснополье, находящейся в 3-х километрах от Успенского. Инициативный, хозяйственный, смекалистый, настоящий русский человек, он искренне обрадовался возрождению храма в 2015 году под руководством иерея Василия (Полежаева), имеющего большой опыт по восстановлению храмов Божиих. Николай Леонидович не пропустил ни одного трудового субботника по четвергам, с радостью и удовольствием трудился во славу Божию, рядом с односельчанами и великолучанами, вдохновляемыми добрым примером батюшки отца Василия.

…Отец Димитрий (Гильмияров) окропил новый купол святой водой. Несмотря на ледяной ветер, батюшка был без головного убора, в одной красной (как на Светлое Христово воскресение!) фелони. Он кропил долго, с искренней любовью и горячей верою. Это передавалось окружающим, которые тоже усердно молились.

Отец Василий (в фелони голубого, небесного цвета - как в Богородичные праздники!) читал молитвы не устами, а сердцем! Все молились соборно и так дружно, что, несомненно, Господь и Матерь Божия слышали молитвы, возносимые «единым сердцем, едиными устами». С благодарностью смотрят жители села на батюшку Василия: рука Самого Господа направила его стопы на благодатный путь служения Богу, матери Церкви, народу Божию, путь тернистый и многотрудный. Благодать Святаго Духа неизменно укрепляет его с юности на ниве великого и ответственного дела - духовного просвещения…

Вместе со всеми молилась великолучанка Галина Клюкина (мама пятерых детей) с дочерью - 7-летней Марией и сыном - 9-летним Василием. Они активно участвовали в трудовых субботниках по уборке храма, расчистке прилегающей территории весь прошлый и нынешний год. И на Богослужения в воскресные и праздничные дни. Галина приезжает с семьей. Ее деточки регулярно исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, любят храм Божий - «земное Небо», терпеливы, добры, уважительны. Глава семьи - Игорь - безвозмедно помогает в работах, где требуется профессиональный экскаваторщик и бульдозерист. И в этот раз он готовил площадку для крана.

На обезглавленном храме воссоздается купол

…Поплыл в небо золотой купол, бережно поднятый стрелой крана! Вдохновляемый батюшками народ Божий дружно, слаженно, умилительно запел Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» А купол плавно поднимался все выше и выше! Казалось, поет большой, хорошо спевшийся, руководимый опытным регентом хор - красиво, славно, очень просительно! Господь и Матерь Божия взирали с Небес на радостное событие, происходящее в сельце Успенском.

Монтажники и крановщик, под руководством Петра Петровича Шарикова в этот день не просто высоко профессионально работали, а несли служение Господу, соучаствуя в Богоугодном деле возрождения поруганной нашими же помраченными умом земляками в 30-е годы… И вот купол красиво и легко встал на положенное место! Обезглавленная церковь, стала оживать (окончательно же оживет тогда, когда будет установлен Крест)! Теперь он виден издали отовсюду, умиляя и радуя сердца и взоры!

Как же преобразилось в эту минуту все вокруг! Соборность молитвы, духовный подъем, торжество события согревали и радовали! Теперь храм предстал в свое великолепной красе, обретя златую главу, прославляя Господа и Его Пречистую Матерь! И снег засверкал, заискрился; деревья, кусты, дома вокруг - все преобразилось и похорошело! А какими прекрасными были неустанно молившиеся люди - в каждой стал виден Образ Божий! Лица добросердечные, счастливые!

Впереди предстоит большая работа. К сожалению, у Успенской церкви нет состоятельных жертвователей-доброхотов. Все серьезные работы осуществляются на малые лепты: народ Божий, участвуя в Богоугодном деле, с удовольствием покупает «Именные кирпичики» и «Именные листы купола» в молитвенную память - о здравии и упокоении своих родных и близких. Пока еще нет средств, чтобы соорудить кровлю на основном большом своде-куполе, а на воссозданном ныне малом куполе установить и позолотить Крест, наладить отопление и выложить плиткой пол. Но с апреля 2016 года в Успенской церкви служится Божественная Литургия, «драгоценнее которой нет ничего на земле!» А каждый православный храм, в котором служится Литургия, - «это лестница, связывающая Небо и Землю, пуповина, питающая Землю благодатью Святаго Духа…»

Настоятель иерей Василий благословил трудившихся и молившихся людей, пожелал им успехов в труде во славу Божию. А люди искренне благодарили батюшек - отца Василия и отца Димитрия - за преумножаемые ими дары Божии - молитвы, вдохновляющего Слова и труда наравне со всеми, любви и терпения, за добрые примеры нравственности в личной жизни и несении своего Креста, за неустанную работу по возрождению Успенской церкви.

Духовная радость

Иерей Димитрий Гильмияров после окончания Свято-Тихоновского Богословского института по благословению владыки Сергия.полгода служит вторым священником в церкви Успения Пресвятой Богородицы

С сияющим лицом батюшка поделился с нами духовной радостью: «Восстает из небытия Успенский храм - это чудо и милость Божия! Вижу, что наши прихожане это осознают, чувствуют - глаза их светятся!

А ныне оживает, восстает из руин! Народ Божий сам захотел возродить родную Успенскую церковь: она стала нужна людям! Радуют пробуждающиеся в сердцах ростки веры, надежды, любви. Люди без чьих-то просьб, приказов пришли по своей доброй воле, горячему желанию, убрали мусор, кирпич, развалины, расчистили все вокруг. Трудились как для Самого Господа, делая на совесть и тяжелую и грязную работу. За два поколения поработали во славу Божию, во славу Пресвятой Богородицы.

Самое главное - восстановить храм Божий в своей душе - и Дух Святой Сам будет действовать в человеке, вдохновляя его идти путем Христовым, устремлять мысли и дела к Богу. Смотришь, приходит человек в храм помолиться, потрудиться - и жизнь его с Божией помощью изменяется к лучшему, происходит воцерковление. Церковь - самый короткий и верный путь к Богу!

Наверное, Господу угоден такой путь возрождения нашего прихода, не быстрый, но зато объединяющий народ в дружную церковную общину. И ширится круг доброхотов, верных, надежных и преданных. Общее, очень важное, святое дело сплотило жителей села Успенского и многих великолучан.

Сегодня для нас - счастливый, торжественный день! На нашем храме появился купол. Народ с любовью называет его «маковкой», «луковкой». Как преобразился наш храм! Слава Богу за все!»

Церковь нуждается в нашей помощи

Дорогие земляки! Впереди масштабные работы по строительству кровли над большим сводом-куполом и сооружение надкупольного креста. Когда эти работы будут выполнены, чин освящение креста перед водружением на верх храма возглавит наш владыка, епископ Великолукский и Невельский Сергий. Просим вас принять посильное участие в сборе средств на продолжение возрождения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском Великолукского района. Пожалуйста, привлекайте своих родных, друзей, коллег к участию в этом святом деле. Церковь Успения Матери Божией строится на крепком, прочном фундаменте любви и веры. Постараемся и мы помочь батюшкам - всем миром, как испокон веков повелось на Руси! Внесем свою лепту в возрождение Успенского храма.

Бог даст, наступит светлый и радостный день, когда над вознесшимся к небу куполом воссияет Крест, в колокольный звон наполнит сердца верных благодатью. Ведь каждого из нас Господь посылает в мир для того, чтобы мы явили людям необходимость постоянного бодрствования и борьбы с грехом, чтобы мы будили уснувшие сердца словом Божиим, предполагая в каждом человеке будущего святого. Спасение осуществляется уже сегодня, здесь, как сказано у Пророка: «Се время благоприятное, се ныне день спасения».

Бескорыстные добрые дела во Славу Божию, участие в возрождении святынь родного края даруют силу, крепость духовную, многая лета в добром здравии и спасительное «чувство постоянного хождения перед Богом».

Мир не без добрых людей - на них всегда стояла и поныне стоит Русская земля. Сегодня у нас есть замечательная, редкостная возможность поучаствовать в Богоугодном деле, оставить добрую память на земле. А дело это очень важное для духовно-нравственного возрождения нашей малой Родины, нашего Отечества. На Божественных Литургиях в Успенской церкви села Успенского и Крестовоздвиженской церкви села Лукино возносятся молитвы о здравии, спасении, помощи в добрых делах благоустроителей и жертвователей святого храма сего.

Мы верим, что только соборно, общими усилиями мирян, прихожан, наших земляков можно воссоздать из небытия святой Успенский храм Пресвятой Богородицы. Прихожане горячо молятся об этом. Святое дело возрождения - социально, общественно значимое!

Будет в селе Успенском церковь - возродится жизнь духовная. Сохранится село. Храм Божий - надежда сельчан. Сюда будут возвращаться коренные жители, как это происходит уже сейчас: «где родился, там и пригодился». А значит, новые поколения не вырастут Иванами, «не помнящими родства», будут возрастать «родителям на радость, Церкви и Отечеству на пользу», учиться вере и любви к Господу и людям, милосердию и сердечной отзывчивости.

К сожалению, жители села Успенского не могут своими силами, без помощи участливых земляков возродить церковь на свои мизерные зарплаты и пенсии. Низкий поклон всем, кто помогает в возрождении святого храма. Это скромные православные люди, которые не хотят, чтобы их фамилии были в газете. Их имена известны Господу и Пресвятой Богородице.

Ольга Конеева

Иногда само дело может быть богоугодным, но совершается небрежно, и потому терпит крах. Слишком много в нем самодеятельности и невнимательности к изначальным требованиям Слова Божьего.
Это напоминает пышную церемонию переноса ковчега Божьего из дома Аминадава в город Давидов. Помните эту прекрасную затею с ужасным концом?

«И собрал снова Давид всех отборных [людей] из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина» (2Цар.6:1-10).

Это яркий пример того, как богоугодное дело совершается не богоугодно, когда творческие инициативы отдельных людей противоречат тому, что определил Творец. С самого начала церемонии все идет наперекосяк, но никто не находит в себе мужества об этом сказать открыто. Никто не желает нарушать праздничной атмосферы и выглядеть выскочкой на фоне «отборных людей», указывая на их ошибки. Я предполагаю, что по мере того как вся эта процессия двигались в направлении Иерусалима, ковчег шатало из стороны в сторону не один раз, и мысль о том, что его надобно носить, «как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах» (1Пар.15:15), уже посетила не одну голову, и, возможно, не раз тихонько обсуждалась. Но, как часто бывает, мы изворачиваемся на виду у толпы, сами себя убеждая, авось в этот раз обойдется. Как-то дотянем. Держа осанку, мы продолжаем шествие, которое стоило бы остановить.
Кто-то спросит: «Неужели лучше допустить, чтобы ковчег упал на землю и разбился на виду у всех, чем поддержать его, пусть и незаконно?» Я бы сказал, что лучше изначально делать все в точности как предписано. А допускает Бог, чтобы подобные казусы имели место для того, чтобы мы не привыкали к тому, что нелегитимно, оправдываясь отсутствием других вариантов на данный момент. Это для того, чтобы все, что с самого начала было не в соответствии со Словом, могло с позором разбиться на полпути к цели. Не удалось Давиду скрыть своей оплошности. Озу похоронили и все тихо разошлись по домам.

Блажен, кто воспитывает детей богоугодно.

Прп. Ефрем Сирин

Чтобы от вашей жизни был какой-то толк, отдайте ее Богу.

Того, кто отдает себя Богу, Бог никогда никому не отдаст.

Бог открывает врата небес всем, кто открывает Ему свое сердце.

Самая богоугодная жертва — это вы сами. Живи в поисках Бога — и Бог не оставит тебя.

Отдайте свою жизнь Богу — Он с ней разберется лучше, чем вы сами.

Христианские афоризмы

Богоугодность как качество личности – способность совершать поступки, которые, несомненно, получили бы одобрение Бога; жить благочестиво, в строгом соответствии с Божьими заповедями.

Заканчивая проповедь, имам предостерег свою паству: – Будьте готовы, дети мои, как только вы вознамеритесь совершить хотя бы малое богоугодное дело, семьсот бесов тут же начнут отговаривать вас. Не соблазняйтесь на их лепет! Один из слушателей, недолго думая, решил: – Пойду-ка я пожертвую бедным немного пшеницы и заодно посмотрю, как шайтаны будут отговаривать меня. Явился он домой, взял в амбаре пшеницу, а тут вдруг, откуда ни возьмись, явилась жена и давай поучать: – Неразумный! Куда ты несешь пшеницу в такой недородный год? Подумай о своих детях! Или тебе наплевать, что они останутся голодными, могут заболеть и умереть?! И она столько еще наговорила, что бедный человек раскаялся и оставил пшеницу дома. Когда же появился опять в мечети, его стали расспрашивать, состоялось ли богоугодное дело. И человек ответил: – Ох, не знаю, что там касается семисот шайтанов, а на меня налетела мать шайтана. Я и не заметил, как забыл себя!

Богоугодный человек порядочен и благочестив. Следуя Божественным заповедям, он идет по жизни ни на минуту не теряя связь с Всевышним. Он уже на Земле учится быть Богом. Каждый свой поступок он соизмеряет с Богом. У него не возникает иллюзии, как у аквариумной рыбки, что его никто не видит. Да и ему не нужно прятаться. Все его мысли и поступки проходят через представительство Бога в человеке – совесть. Имея чистое сознание, он устанавливает крепкую связь с Богом. Богоугодный человек совестлив. Его душа верная единомышленница сверхдуши – совести.

Богоугодный человек живет под влиянием энергии благости. Он не может обидеть тех, кто находится рядом. Уважительный и доброжелательный к людям, он ярко проявляет такие качества своей личности как бескорыстие, доброту, сострадание, милосердие и заботливость о людях. Его не нужно понукать, он сам стремится с любовью, бескорыстно помогать и заботиться о людях.

По сути, богоугодный человек живет перед Богом и для Бога. В молитвах ему и в голову не придет выпрашивать у Бога что-то для себя лично. Он не достает Бога нытьем на свои невзгоды, укорами, что о нем мало заботятся. Обращаясь к Богу, он говорит: «Господи, помоги мне встать на путь духовного развития, чтобы я мог лучше служить тебе. Наставь на путь истинный, чтобы я смог принести больше пользы людям». Преисполненный бескорыстием, он, прежде всего, думает не о себе, а о Боге, о других людях.

Богу угоден тот, кто может постоянно, всю жизнь отдавать что-то богоугодное людям — истинные знания, заботу, теплоту. Может жертвовать на благие цели деньги и материальные блага. Богу не угоден тот, кто отдал всё сразу и остался нищим, а потом сам вынужден молить Бога о помощи.

Грузин молится. Просит у бога, чтобы он ему послал машину, много денег, молодую красивую любовницу. А рядом оборванный нищий усиленно просит, чтобы всевышний послал ему бутылку водки. — Слушай, — не выдержал грузин, — не отвлекай Всевышнего такими мелочами, — на тебе на две и убирайся.

Богоугодный человек верен и предан Богу. Бог всегда верен, и Ему угодны те, кто непоколебимо верят в Него. Природе человека свойственна изменчивость и непостоянство. Нужно обрести существенный потенциал веры и духовности, чтобы при любых обстоятельствах оставаться верным Богу.

Шел атеист по обрыву, поскользнулся, сорвался вниз, но успел ухватиться за ветку торчащего в ущелье скалы дерева. Висит он над пропастью. Далеко внизу замшелые валуны. Ветка вот-вот сломается. Осознал он свое безнадежное положение и подумал: — Зря я не верил в Бога-то. В моей ситуации, если и может меня кто-то спасти, так это Он. А вдруг Он есть, и все, что рассказывают про Него, правда? Дай-ка я помолюсь! И взмолился: — Боже, если Ты есть, спаси меня! Кроме Тебя никто меня не спасет. В ответ тишина. — Ну, пожалуйста, Боже! Прости меня, что я в Тебя не верил. Я теперь буду верить, если Ты меня спасешь. В ответ тишина. Руки слабеют. Атеист взмолился еще сильнее. И тут в ответ голос с неба. — Я знаю таких людей, как ты. Даже если Я тебя спасу, ты все равно не будешь верить в Меня. Атеист чуть не выпустил ветку от неожиданности. Он перевел дух, схватился за ветку покрепче и запротестовал. — Нет, Господи. Ты ошибаешься во мне. Если Ты меня спасешь, я буду верить в Тебя. — Не будешь, — ответил Бог, — сколько бы Я тебя не спасал. — Буду, буду, Господи. Только спаси! Атеист умолял, убеждал и, наконец, Бог промолвил: — Ну, хорошо. Я спасу тебя. Отпусти ветку! — Ты что? С ума сошел? А там наверху ещё никого нет?

Богоугодный человек особое предпочтение отдает удовлетворению своих духовных потребностей. В своей духовной практике он вынужден быть самокритичным, совестливым, обязан находиться на евангельской высоте. Поэтому в своей жизни богоугодный человек создает для себя определенные ограничения. Доктор О.Г. Торсунов в книге «Развитие разума» выделяет десять таких запретов – ограничений:

  1. Тщательно избегать общения, оскверняющего сознание (сплетни, грязные телевизионные и радиопередачи, порнографические фильмы и изображения, грубая речь, интриги, пустое времяпрепровождение, обман, лицемерие и.т.д.).
  2. Не давать наставления человеку, агрессивно относящемуся к духовной жизни.
  3. Не увлекаться благотворительной деятельностью сверх меры, особенно если она отнимает все силы и средства. Например, не следует вовлекаться в непосильно дорогостоящее строительство, пусть даже храмов и монастырей. Если такая деятельность будет отнимать все силы, которые необходимы для молитвы и других видов духовной практики, то следует сократить такую деятельность, чтобы поддерживать свою духовную жизнь в порядке. Всё же слуги Бога иногда отдают все свои силы, всё время и все средства на возведение храма, и Бог сполна вознаграждает их за это.
  4. Не стремится прочесть слишком много духовных книг, не сознавая их глубокого значения. Не следует также строить планы заработать на жизнь лекциями по духовному знанию (на духовном наживаться нельзя).
  5. Не относиться пренебрежительно к своим материальным обязанностям (семья, работа, общественная жизнь)
  6. Не сокрушаться о потерях и не радоваться, приобретая что-либо.
  7. Не относиться с пренебрежением к тем, кто старше.
  8. Без нужды не причинять беспокойства ни одному живому существу
  9. Тщательно избегать оскорблений, которые можно нанести при повторении Святого Имени Господа или при поклонении в храме.
  10. Не допускать критики в адрес Верховной Личности Бога или Его преданных.

Богоугодный человек творит добро посредством богоугодных дел. Кто-то распространяет истинные знания, кто-то помогает нищим, кто-то жертвует деньги в детдом, словом, осуществляет бескорыстную деятельность. Человек служит людям, обществу. Бывают, правда, и такие случаи. Некий мирянин сказал старцу: – Батюшка, родители мои все плачутся да бормочут – видно, от старости ум за разум заходить начал. Как мне переносить это, не отправить ли их в богоугодное заведение? – Понимаю, брат, трудно, – покачал головой старец, – но вспомни… когда ты был в люльке, ведь тоже день и ночь хныкал и большим умом не отличался. А отец с матерью тогда брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. И скорее бы с жизнью расстались, чем с тобой.

Богу угодны те, кто раз покаявшись, уже никогда не повторяют ошибки, никогда не встают на те же «грабли». Приходит мужчина в храм на исповедь: - Святой отец, я согрешил: шел я как-то недельки две назад по улице и вдруг смотрю - небо тучами заволокло, подумал к дождю, пошел к куме на чай… и согрешил с кумой. - Бог простит, сын мой. Проходит несколько дней. - А вот вчера иду по парку и опять небо тучами занесло, подумал к дождю, пошел к теще на чай и… согрешил с тещей. - Бог простит, сын мой. Проходит ещё неделя. - Но и это еще не все, буквально два дня назад иду по городу и снова небо тучами затянуло, подумал к дождю и решил к тестю на чай зайти и… согрешил с тестем. Святой отец (подошел к окну и говорит): - Иди-ка ты отсюда, сын мой, по — добру — по здорову, а то, я смотрю, небо тучами затянуло.

Петр Ковалев 2014 год