Бальная оценочная система по физической культуре. Система оценивания по предмету «Физическая культура

Оценивание на уроках физической культуры

ТЕМА:
Оценивание

Новые системы оценивания

1. Разноуровневая система оценивания.

Я начинал преподавать еще в Куйбышевском районе (ныне это Восточный округ) в школе № 1080. В школе два больших спортивных зала, и уроки для мальчиков и девочек мы проводили отдельно. Например, в школьное расписание одновременно вносились уроки в 4-м «А» и 4-м «Б». Мальчики обоих классов занимались в одном зале с одним учителем, девочки – в другом зале с другим преподавателем. Тогда направлением работы всей нашей школы было разноуровневое обучение.

Мне стало интересно, как его можно организовать на уроке физкультуры? Я начал строить его на основе результатов тестирования учащихся. Ведь результаты тестов в первую очередь должны быть нужны нам, учителям физкультуры. Кроме того, между уровнем физической подготовленности и способностями детей к обучению, освоению двигательных навыков существует тесная связь.

Я создал рейтинг физической подготовленности учащихся: выписал все результаты детей в параллели по проводимым в школе тестам: челночному бегу, подтягиванию на перекладине, подниманию туловища за одну минуту, наклонам вперед, прыжкам в длину с места и бегу на выносливость (в дальнейшем почти все эти виды испытаний составят батарею тестов мэра Москвы), а затем составил рейтинг тестирования. Принцип был самый простой – по наименьшей сумме мест, занятых учащимся в каждом тесте. Занятые места по всем показателям суммировались, и тот, у кого сумма была наименьшей, занимал первую строчку в рейтинге. Остальные места распределялись по возрастанию суммы набранных баллов (мест). Работа была проделана большая, притом, что компьютеров тогда не было.

Затем все мальчики двух объединенных классов (например, 32 человека) делились на 4 группы (отделения). Группу «А» составили сильнейшие ребята, занимающие места с 1-го по 8-е. Группу «Б» – мальчики, занимающие места с 9-го по 16-е, группа «В» – для мальчиков, занимающих места с 17-го по 24-е, и в группе «Г» – замыкающие список рейтинга. В своей работе мы с коллегами практически постоянно использовали метод круговой тренировки.

Такое деление по группам нам очень помогло в работе. Нам не приходилось теперь каждый раз делить детей на подгруппы. Каждый из них знал свою группу и занимался с ней. А мы благодаря такому делению стали использовать различные упражнения для групп на каждой «станции». Естественно, что группе «А» упражнения подбирались с опережением программы, а для группы «Г» – наоборот, облегченный вариант, да и дозировка упражнений у них была меньше. При этом описание упражнений находилось на каждой «станции», где было четко написано, что здесь необходимо выполнять ребятам из группы «А», что – ребятам из группы «Б» и т. д. В зависимости от задач урока учитель мог больше уделить внимания то одной, то другой группе. Вы бы видели, как загорелись глаза детей при появлении рейтинга! С каким усердием стали они относиться к тестированию, которое мы проводили каждую четверть! Все хотели добиться лучшего результата по сравнению с предыдущим тестированием и повысить свой рейтинг.

А как же оценивание? Такое деление детей на группы позволило учителю не только подбирать разноуровневые задания, но и соответственно оценивать детей внутри своих групп. При таком подходе выполнение разных упражнений разными детьми не создает никакой дискомфортной ситуации на уроке. Никто не посмеется над твоей ошибкой, и в то же время все упражнения становятся доступными, и у ребят появляется желание добиться большего и перейти в другую группу. Кстати, при итоговом оценивании высшим баллом всегда отмечается ученик, который по результатам очередного тестирования перешел из одной группы в другую. Сумел удержаться в своей группе – тоже хорошо, опустился вниз, – значит, хорошей отметки у тебя не будет. Таким образом, само по себе пребывание в сильнейшей группе еще не гарантирует высокой отметки по предмету и наоборот. Надо сказать, что в наше время, время всеобщей компьютеризации, эта система оценивания стала более доступной. Но сразу подчеркну, что лучше всего ее использовать при работе в начальной школе или с детьми не старше 6-го класса.

Как и в предыдущей системе оценивания, в основе ее лежит так называемый рейтинг учащихся. Варианты рейтинга могут быть самыми различными. В предыдущей системе оценивания в основу рейтинга были положены результаты тестирования. Для варианта рассмотрим другой пример составления рейтинга. В его основе будут лежать отметки учащихся за выполненные зачетные работы.

Рассмотрим на примере первой четверти. За 18 уроков ученики могут выполнить 6 контрольных работ (зачетов), подлежащих оцениванию. Например, выполнение контрольных нормативов (тесты мэра или президентские тесты), бег на короткую дистанцию, метание малого мяча на дальность, легкоатлетический кросс, подача мяча и техника передач мяча в волейболе. Максимально возможное число баллов, набранное учеником за четверть, может быть равно 30 (если за все зачетные упражнения ученик получит «пятерки»).

Для того чтобы в четверти итоговая оценка была отличной, ученик должен набрать не менее 85% от максимального числа баллов рейтинга, в нашем случае – не меньше 25 баллов, то есть от 26 и выше.

Для получения «четверки» за четверть ученику нужно набрать не менее 70% баллов, то есть рейтинг ученика должен составлять от 22 до 25 баллов.

Отметка «3» (от 40 до 70% от максимума) должна укладываться в диапазоне от 13 до 21 балла.

На первый взгляд нет никакой разницы с общепринятой (нормализованной) системой оценивания. Однако это не так. Во-первых, ученик должен выполнить все зачетные упражнения, так как невыполнение хотя бы одного зачета не дает ему возможности претендовать на высокую отметку. Таким образом, ученик не должен пропускать уроки, а в случае отсутствия по уважительной причине – получить возможность пропущенный зачет сдать. Это, кстати, прибавляет забот учителю, но, поверьте, это того стоит.

Во-вторых, по набранным баллам можно определять лучшего ученика или ученицу класса, параллели и т. д. Кстати, во второй, третьей, четвертой четверти рейтинг суммируется с рейтингом первой четверти, и тогда оценивание по физкультуре превращается в своеобразное состязание. При равном количестве зачетов у всех классов можно сопоставлять рейтинг учащихся даже всей школы.

В-третьих, итоговая отметка ученика за четверть становится «прозрачной», особенно если рейтинг учащихся вывешивать в коридоре перед входом в спортзал и после каждого зачета вносить в него изменения, а заодно и ближайшие зачеты и требования к учащимся по их выполнению. Этот вариант рейтинга более прост по сравнению с предыдущим. Он не вносит никаких изменений в содержание урока и не влечет дополнительных записей в школьный журнал. Но имеет смысл пользоваться отметками «1» и «2», так как каждый балл, набранный учеником, очень важен.

Предложенная система оценивания работает лучше в среднем и старшем звене (с 5-го по 11-й класс), но, к сожалению, не учитывает формативного (текущего) оценивания.

В ее основе также лежит рейтинг учащихся. Здесь каждую четверть ученик стремится набрать 100 баллов. В конце четверти набранные баллы по известной уже схеме переводятся в нужную нам шкалу оценивания. Для «пятерки» надо набрать больше 85 баллов, для «четверки» – более 70 и для тройки – больше 40. Как происходит набор баллов? Рассмотрим это на примере все той же первой четверти. До осенних каникул на уроках физкультуры дети изучают легкую атлетику и спортивные (подвижные) игры. Кроме того, нам рекомендовано именно в первой четверти (примерно в конце сентября) провести контрольное тестирование. Таким образом, на всю первую четверть мы выделяем три больших контрольных работы (кстати, за четверть их должно быть от двух до пяти) и 100 баллов равномерно распределяем между ними: 30 баллов – на легкую атлетику, 30 – на игровые виды и 30 – на тестирование. А где же еще 10 баллов? Оставшиеся баллы учитель оставляет на текущее (формативное) оценивание. Эти баллы набирает или не набирает ученик за активность на уроке и вне него, за помощь учителю, добросовестное отношение к работе и т. п.

Теперь вернемся к суммарному контролю. Как здесь выставляются баллы? Оценивание учащихся проводится по определенным критериям, которые заранее сообщаются детям. Рассмотрим это на примере контрольного тестирования.

Итоговая отметка ученика складывается из четырех составляющих (критериев). Критерий А. Физическая подготовка учащегося. Непосредственно сами практические результаты учащегося очень важны.

Контрольное тестирование

Критерий Б. Техническая подготовленность учащегося.

Техника выполнения упражнений

Критерий В. Прогресс в результатах тестирования. На самом деле именно этот критерий представляет особый интерес для ученика и для учителя, так как он позволяет анализировать динамику физического развития учащихся. Очень важна положительная оценка даже небольших успехов детей.

Прогресс достигнутых успехов

Критерий Г. Отношение к работе. К сожалению, ученики не всегда в тестировании проявляют свои максимальные возможности, а некоторые учащиеся выполняют задания спустя рукава. А при введении оценивания по этому критерию ребята стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой потенциал. Максимум по этому критерию – 5 баллов. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов учитель принимает не субъективно, а на основании предложенного описания, с которым также дети знакомятся заранее.

Отношение к работе

Однажды мне довелось оценивать одно состязание, в котором были предложены критерии для оценивания, но не было описания. И как можно оценить конкурсанта, скажем, по критерию «артистичность», не имея подобного описания? И если он недостаточно артистичен, то скольких баллов из 10 возможных он заслуживает? 9, 7 или 3? Такая критериальная система оценивания становится полностью субъективной. При использовании же описания подобная ситуация недопустима.

Итоговая сумма баллов – от 0 до 30

Так же, как и предыдущие системы оценивания, критериально-рейтинговая позволяет ввести элемент состязания между учениками одной параллели и даже всей школы. Наиболее эффективно данная система оценивания работает в среднем звене (с 5-го по 8-й класс).

4. Критериальная система оценивания.

Эту систему оценивания используют в школах, работающих по программам Международного Бакалавриата, многие школы за рубежом и отдельные школы России. На первый взгляд она достаточно сложна, но давайте попробуем в ней разобраться.

По каждому критерию существует заранее предписанное количество баллов. Так, по критерию А (техника выполнения упражнений) ученик может набрать максимум 10 баллов, по критерию Б (артистичность) – 10 баллов, по критерию В (физическая подготовка) – 6 баллов, по критерию Г (тактическая и теоретическая подготовка) – 6 баллов. Дескрипторы по баллам предлагаются заранее или разрабатываются совместно с учениками. Рассмотрим систему подробнее вновь на примере четверти.

Окончание изучения одной темы предусматривает итоговую работу, скажем, зачет по пройденной теме. В первой четверти это легкая атлетика и спортивные игры. Желательно, но отнюдь не обязательно, чтобы зачет по пройденной теме оценивался по всем вышеперечисленным критериям. Так, по легкой атлетике мы оцениваем физическую подготовку, технику, знание и понимание правил. А на уроках спортивных игр мы также оцениванием технику овладения отдельными элементами, тактическую подготовку. Можно еще разработать специальные тесты по физической подготовке.

Сложнее всего оценить артистичность, но, я знаю, отдельные учителя имеют опыт разработки и таких заданий. Выполнение определенных баскетбольных упражнений под музыку, конкурс эффектных бросков в прыжке, с отскоком от щита, хитроумные комбинации в парах и т. п.

По каждому критерию ученик получает определенное количество баллов (используя дескрипторы). После оценивания по всем критериям баллы суммируются, а затем делятся на максимально возможное число баллов. Полученная цифра (в процентах) переводится в итоговую отметку за зачет на основании рассматриваемой выше переводной шкалы. Например, на зачете по легкой атлетике ученик по критерию А набрал 8 баллов из 10 возможных, по критерию В – 5 баллов из 6 и по критерию Г – 3 балла из 6. Таким образом, сумма его баллов – 16 из 22 возможных. Путем деления и перевода в проценты получаем 72,7%, что соответствует отметке «4» по нашей общепринятой пятибалльной шкале.

Баллы по критериям на каждом зачете фиксируются в школьный журнал. Также заносится в журнал через дробь соотношение набранных баллов от максимально возможного числа. И в самой последней графе – итоговая отметка за зачет. При выставлении итоговой отметки за четверть суммируются баллы, набранные учеником по каждому критерию отдельно, а уже затем вся сумма делится на максимально возможное количество баллов за всю четверть.

Такой принцип при выставлении итоговой отметки является более правильным, так как позволяет объективно учитывать возможность «спорных» отметок. Кроме того, использование критериев и запись их в журнале позволяет найти слабые и сильные стороны каждого ученика. Это, в свою очередь, может оказать помощь в корректировке упражнений, домашних заданий.

Конечно, предлагаемый список может быть более обширным, но это зависит от нас с вами. Ведь за многие годы у населения страны выработался определенный стереотип учителя физкультуры как человека со свистком, ходящего по коридору с мячом, постоянно кричащего на детей и оценивающего их только по нормативам. Давайте же попытаемся изменить его. Если каждый из нас изменит свое отношение к оценке ученика и постарается найти свой вариант решения проблемы, то, может, и отношение к физкультуре в школе изменится. И пусть не остановят нас некоторые трудности.

Алексей МАШКОВЦЕВ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ___________ Бачина Н.В.

приказ по МБОУ «СОШ №16»

от. .2013 г. №

Положение

о системе оценивания по предмету «Физическая культура»

I . Общие положения

1.1. Настоящее Положение о системе оценивания и нормах оценок по предмету «Физическая культура» в МБОУ «СОШ №16» (далее - Положение) разработано в соответствии с п.3 статьи 15 «Общие требования к организации образовательного процесса» и п.13 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, письмом Минобразования России от 19.11.98г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», письмо Минобразования России от 20.04.01г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», письмом Минобразования России от 30.10.03г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», письмом Министерства образования РФ от 21 мая 2004г. № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

1.2. Целью принятия настоящего Положения является упорядочение деятельности учителей физической культуры по оцениванию результатов обучения учащихся.

1.3. Данное Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора школы. В случае необходимости в данное Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые также принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора школы.

1.4. Под оценкой в настоящем Положении понимается определение качества достигнутых школьником результа­тов обучения по предмету «Физическая культура». Нормы оценок по предмету представляют собой набор требований к различным видам деятельности.

1.5. Под системой оценивания в настоящем Положении понимается система оценивания качества освоения образовательной программы учащимися по предмету «Физическая культура». В МБОУ «СОШ №16» применяется традиционная (оценочная) пятибалльная система цифровых отметок.

1.6. Данное Положение регулирует нормы оценок по предмету федерального компонента учебного плана школы.

II . Системы оценивания, применяемая в школе

2.1. Безотметочное обучение по предмету «Физическая культура» осуществляется в 1 классе.

2.3. Во всех остальных классах во 2 со второй четверти-11 применяется традиционная (оценочная) пятибальная система цифровых отметок.

При проверке усвоения материала по каждой контролируемой теме обязательным является оценивание 3-х основных составляющих:

    теоретические знания;

    двигательных умений;

    динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.

IV . Оценивание результатов обучения по предмету физическая культура.

4.1. Оценивание двигательных умений.

Критерии оценивания знаний учащихся в школе абсолютно одинаковы для всех учебных дисциплин. Однако оценивание двигательного умения производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. При этом эталон для различных видов движений будет различаться. Например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движение, четкому прохождению всех фаз, точности выполнения движений. В игровых видах баскетбол, волейбол положение рук и ног, контроль мяча, уверенность выполняемого упражнения; в метаниях - дальность и точность полета снаряда. В любом случае движение, близкое к эталонному, максимально эффективно решает двигательную задачу

«5» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно, оценивается движение максимально приближенное к технике эталонного. Выполненное без ошибок, с максимальной амплитудой и устойчивым ритмом.

«4» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно; движение выполнено приближенно к эталонному, но в процессе выполнения возникли незначительные ошибки, которые не повлияли на результат.

«3» - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, выполненное упражнение имеет сходство с эталонным, допущены грубые ошибки, искажающие технику движения.

«2» - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; при выполнение допущены значительные ошибки, полностью искажена техника выполнения, в результате чего нет сходства с эталоном. Упражнение не выполнено.

4.2. Оценивание теоретических знаний.

«5» - вопрос раскрыт полностью, учащийся использовал при ответе дополнительные сведения из области поставленного вопроса.

«4» - вопрос раскрыт полностью, но в ответе содержатся незначительные неточности, или нарушена определенная последовательность ответа (последнее свойственно при объяснении техники упражнений).

«3» - вопрос раскрыт, но в ответе есть грубые ошибки, или ошибок очень много.

«2» - вопрос не раскрыт. Значительные ошибки при ответе. Искажена суть поставленного вопроса. Учащийся без причины отказывается отвечать на вопрос.

4.3. Оценивание динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.

Тестирование физических качеств учащихся производится с 1 класса по 11 класс. Контроль ведется в течение всего учебного года. Оценивание производиться на основе сравнения полученных результатов тестов с показанными результатами учащихся, который были выполнены в прошлом учебном году, четверти (далее - исходный результат).

"5"- выставляется тем учащемся, у которых результат показанный в контрольном упражнении при сравнении с исходным является выше.

"4" - выставляется, если учащийся повторяет исходный результат.

"3" – выставляется, если учащийся показывает результат ниже исходного.

4.3. Оценивание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Итоговая отметка по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

Принято педагогическим советом

(Протокол № ___ от ___.____.2013г.)

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры.

Михайлин Антон Геннадьевич

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №45, Калининград

«Везде, где это только возможно,

учащимся должен предоставляться выбор,

они сами должны нести ответственность за свое обучение»

« Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей. »
Сократ

Прежде чем говорить о контроле и оценке успеваемости по физической культуре нужно четко определить, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «четверки», «тройки» – это все отметки. Оценка же может быть самой различной.

Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили. Постоянно используются на уроках и словесные оценочные выражения: «Как считаешь, ты справился с заданием?» И если наше определение совпадает с мнением ученика, что он справился с заданием, то какой восторг можно увидеть в его глазах. А когда ученик начинает справляться с ранее очень трудными для него физическими упражнениями, то подбадриваем его: «Вот видишь, успех есть! Ты молодец, достиг хороших результатов! Главное – никогда ничего не бойся!»

Знак внимания. Да, это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие, улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.

Анализ. В короткой беседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.

Ну и, наконец, отметка . Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный!

Оценка должна быть комплексной.

В отличие от других общеобразовательных предметов особенностями оценки успеваемости по физической культуре являются:

необходимость более полного и глубокого учёта не только психических качеств, свойств и состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья учащихся;
более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности, способности использовать знания и физические упражнения, изученные в школе, в нестандартных условиях;
наличие объективных количественных слагаемых оценки, которые позволяют более объективно и точно вести контроль за ходом индивидуального физического развития и подготовленности

Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим нецелесообразно.

Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность общеучебных умений и навыков.

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры:

На «2» (неудовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

    Учащиеся не имеют спортивную форму, соответствующую погодным условиям и видам спортивных занятий или урока, не выполняет требования техники безопасности;

    Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем;

    Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии морально-волевых или физических качеств;

    Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «3» (удовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

    Учащийся выполняет все требования по технике безопасности и правила повеления в спортивном зале и на стадионе, соблюдает гигиенические требования;

    Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях, которые могут быть замечены учителем;

    Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;

    Учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры.

На «4» (хорошо) в зависимости от следующих условий:

    Учащийся имеет спортивную форму, выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;

    Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем;

    Учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;

    Учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «5» (отлично) в зависимости от следующих условий:

    Учащийся имеет спортивную форму, выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;

    Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;

    Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;

    Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;

    Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Индивидуальные особенности.

Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика.

Индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать, можно разделить на две большие группы: телесные и психические.

Телесные - это особенности физического развития (длина и масса тела), тип телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный и мышечный).

Наиболее внимательного и деликатного отношения к себе при выставлении оценок требуют дети дигестивного (с избыточной массой) и астеноидного (слабого) типа телосложения. В ряде случаев следует обращать внимание на особенности строения тела, костно-мышечного аппарата, также влияющих на овладение отдельными разделами программы или на выполнение нормативов.

При оценке успеваемости учащихся не меньшее значение имеет также учёт психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысления заданий учителя, подготовки к ответу, выполнения упражнения. Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы или отдельные детали осваиваемых движений. Эмоциональным, легковозбудимым учащимся следует создать спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Нерешительным, с недостаточно развитыми волевыми качествами учащимся необходимо дать время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надёжную страховку и помощь и т. д.

При учёте индивидуальных особенностей учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинство учащегося, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала повышению и дальнейшему развитию интереса учащихся к физической культуре.

Динамика изменения результатов.

Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей. Я думаю, что в своей работе вы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями.

Успешно нами используются такие действенные приемы самовоспитания как «задание самому себе» или самообязательства. Например, принимая тест по подтягиванию детям, особенно мальчикам, которые не подтягиваются ни одного раза, даю задание: «с помощью специальных упражнений ты должен к концу четверти научиться подтягиваться хотя бы один раз, тогда получишь за этот тест 4».

Приведу ещё несколько примеров, как ставится мной большое количество «5» (кстати, это можно подвергать большой критике…).

Все игроки команды победительницы получают «5», независимо от вклада в окончательный результат. Возьмите команду профессионалов. Вся команда работает на игрока, который обладает талантом голевого чутья, данный игрок забивает гол, но не говорят, что выиграл отдельный игрок, а признают, что выиграла вся команда. Так и в ситуации с миникомандами на игровой площадке урока физической культуры. Главное при этом не убивать желание двигаться всем ребятам с разной подготовленностью.

Тяжело учащимся даются циклические виды, где должно проявиться физическое качество выносливость. Я ставлю «5» всем, кто сумел преодолеть заданную дистанцию, при этом, кто преодолел её в числе первых (их можно определить любое количество из числа участвующих) ставлю ещё одну бонусную «5». Таким образом, поощряется желание детей (у кого от природы, у кого от возможности) быть лучшим.

Методы оценки техники владения двигательными действиями.

Основными методами оценки здесь являются следующие методы: наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.

Оценивание учащихся специальной медицинской группы.

1)выполнение теоретических заданий на уроках (правила игры, техника безопасности, и т. д);

2) подготовка и проведение разминки;

3) подготовка реферата;

4) Одной из наиболее популярных форм контроля в образовании в настоящее время является тестирование, основа которого – тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.

В настоящее время очень часто возникает необходимость оценивания знаний освобожденных от занятий физической культурой учащихся, поэтому возможность применения тестовой технологии является наиболее грамотной и рациональной.

Тестирование учащихся можно организованно провести на уроке физической культуры, заранее приготовив бланки для ответов. Особенно такая форма проведения урока актуальна при подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. в экзаменационном материале по физической культуре за курс 9 класса содержится достаточно большой теоретический материал.

Примеры наиболее простых тестов, можно рекомендовать

учащимся на удовлетворительную отметку.

1.Когда в нашей стране проводились олимпийские игры?

2.Назовите основателя современных олимпийских игр?

1. Архимед

2. Пьер де Кубертен

3. Н.Озеров

4. Пифагор

3. Назовите самый старейший вид спорта?

2. баскетбол

3. Шахматы

4. настольный теннис

4. Что за спортивная игра «бенди»

1. волейбол

4. Хоккей с мячом

5. Какой способ плавания не является спортивным?

3. баттерфляй

4. по- собачьи

Способы оценки сильных учащихся.

Но в любой школе есть учащиеся для которых выполнить школьный норматив не составит особого труда. Для того чтобы они развивались и у них не пропал интерес к физической культуре, нужно по другому подходить к их оцениванию:

1)использование таблиц по лёгкой атлетике и многоборью. Когда эти ученики сдают зачет, я их результаты перевожу в очки.

2)бонусные пятёрки. Например, за лучший результат ученик получает ещё одну пятёрку. Если норматив по подтягиванию 5 раз, а он подтянулся 15,то получает 3 пятёрки.

3)заочное соревнование. Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими. С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. После проведения тестов дети всегда делятся впечатлениями с учащимися из другого класса в параллели и стремятся или покорить полученный результат, или улучшить его. Порой этот вид оценки детям наиболее важен

4)усложнённый норматив. Этот подход для тех, кто дополнительно занимается.

Оценивание – процесс ответственный.

Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. ?

Никто не отменял индивидуального подхода к каждому ученику. Поощряйте любое успешное действие, помогите быть успешным любому ребёнку, исходя из его уровня физического и двигательного развития. Применяйте систему бонусного поощрения действий учащихся. Дух соперничества заложен природой, и необходимо его не угасить и направить в правильном направлении развития. Игры, соревнования способствуют этому.

Я не ставлю «2», ни при каких обстоятельствах. Тем более если ученика нет на уроке (это противозаконно) или за то, что ученик не держит необходимую дисциплину. Есть один принцип в таких случаях: «Я на «3 - » научил любого, кто хотя бы иногда посещал мой урок физической культуры.».

Занимательные задания по теории и истории физической культуры и спорта

Прочитайте текст.

Легендарный спортсмен-легкоатлет. В 1983 году стал заслуженным мастером спорта. С 1983 по 1997 гг. шесть раз завоёвывал звание чемпиона мира. Победитель Кубков Мира и Европы (1985), чемпион Европы (1986). В 1988-м стал победителем ХХІV Олимпийских игр в Сеуле. Неоднократно становился обладателем гран- при Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). На протяжении спортивной карьеры установил 35 мировых рекордов. В 1984-м установил свой первый рекорд мира на соревнованиях в Братиславе, взяв высоту 5 м 85 см. Первым в истории легкой атлетики преодолел высоту 6 м (13 июля 1985-го в Париже).

О каком спортсмене идёт речь?

      Юрий Барзаковский (3) Сергей Кирдяпкин

      Сергей Бубка (4) Рено Лавиллени

    В прыжках в высоту можно начать соревнование с любой высоты.

Решите задачу по определению победителей.

Петров Иван, Иванов Сергей и Сергеев Петр взяли одинаковую высоту 1 м 95 см. Однако у каждого было разное количество попыток при взятии данной высоты. Петров выполнил три попытки, и последняя была удачная. Иванов С. воспользовался только одной попыткой, которая была удачная. Сергеев П. на второй попытке взял высоту 195 см. Определите, в каком порядке ребята займут 1, 2, 3 места на соревнованиях.

      Иванов С., Сергеев П., Петров И.;

      Иванов С., Петров И., Сергеев П.;

      Петров И., Иванов С., Сергеев П.;

      Петров И., Сергеев П., Иванов С.

Таким образом, главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств. В связи с этим необходимо изменить подход к оценке учащихся на уроке к конструированию самого урока.
Необходимо также понимать, что мотивация нужна не только тем учащимся, у которых слабо развиты физические качества, но и тем, которые уже занимаются спортом самостоятельно, ведь без постоянного стимула любой человек может потерять интерес к чему-либо и задача учителя – не допустить этого.

Список использованных ресурсов.

    Днепров, Э. Д. «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки»

    Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е. «Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе»

    Усов И.Н. "Здоровый ребёнок"

    Интернет-сайт: http://gigabaza.ru/doc/66304.html

    Интернет-сайт: https://ru.wikipedia.org

Как будет использоваться система МРКО при планировании независимых диагностик в новом учебном году рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин на еженедельном семинаре по вопросам внедрения и эксплуатации информационных систем.

Важнейшим направлением работы образовательных организаций является грамотное выстраивание внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Значимый элемент такой системы – это независимые диагностики.

Первые обязательные диагностики – это диагностики в 4-х классах. Они пройдут по отдельному графику, согласованному с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. В обязательные диагностики входят русский язык, математика, окружающий мир.

В 7 классе обязательные диагностики будут проводиться в феврале и марте 2016 года. Выбор диагностик из предложенного перечня планируется осуществлять не позднее, чем за 2 недели до дня проведения, в рамках открытой жеребьевки на еженедельном городском видеоселекторном совещании.

«Мы предполагаем, что, возможно, один из учащихся города Москвы в процессе прямой трансляции из перечня образовательных организаций случайным образом выберет соответствующий предмет. Этот процесс увидит вся Москва. Я думаю, что этот селектор особенно внимательно будут смотреть все школы города», – пояснил П.Кузьмин.

«Мы готовы предоставить вам площадку для проведения подобной жеребьевки», – ответил директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков.

Следующие – это корректирующие (вспомогательные) обязательные диагностики по русскому языку и математике в 9-х и 10-х классах. Диагностики в 9-х классах запланированы на начало учебного года (чтобы оценить ситуацию с подготовкой к будущему ОГЭ), а в 10-х классах - в ноябре (чтобы посмотреть, насколько эффективно идет процесс коррекции «провалов» на ОГЭ по математике и русскому языку).

Вспомогательные обязательные диагностики по математике и русскому языку в 9-х и 10-х классах проводятся в тех образовательных организациях, которые продемонстрировали результаты статистически значимо ниже результатов по городу на ОГЭ. Эти диагностики направлены на помощь школам.

П.Кузьмин рассказал и о процессе регистрации на диагностики через МРКО: «Работа с системой МРКО понятна и проста: нужно найти вкладку "2015 год", зарегистрироваться. Такая же система заполняется и на вспомогательные диагностики. Регистрироваться на обязательные и дополнительные диагностики можно с 31 августа по 16 сентября».

Московский центр качества образования проводит независимые диагностики по большинству школьных предметов для всех параллелей: по русскому языку, математике, истории, географии, биологии, химии, обществознанию, иностранному языку, информатике и пр. Для того чтобы принять участие в диагностике достаточно подать заявку в МЦКО.

Сделать это в скором времени будет возможно через сайт или мобильное приложение. По желанию школы результаты диагностик могут быть сохранены в МРКО, а при желании будут учитываться при аттестации педагогов.

Посмотреть выступление П.Кузьмина на еженедельном семинаре по вопросам внедрения и эксплуатации информационных систем можно на сайте Департамента образования г. Москвы в разделе

Текущее оценивание

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.

Оценивание учащихся 1 класса - словесное.

Оценка по физической культуре во 2-4 классах должна складываться главным образом из качественных критериев уровня достижений обучающегося. К ним относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания; способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (стандарт по физической культуре). Особого внимания при оценке должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умение самостоятельно заниматься и уровень знаний в области физической культуры. Оценивая достижения обучающихся, следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов.

Оценка успеваемости в 5-11 классах включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение . При оценивании в большей мере учитывать не столько высокий исходный уровень (что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках), сколько индивидуальные темпы продвижения обучающегося в развитии своих двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний и ведению здорового образа жизни.

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти. Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки - не менее 6.

Итоговая оценка выставляется обучающимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

Критерии оценивания, обучающегося на уроках физической культуры

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 5 (отлично)

стандартами школы

2. Выполняет все в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 4 (хорошо) , в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Выполняет все в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.

4. Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий:

1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Не выполняет на уроках физической культуры.

3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры.

4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.

5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Оценивание обучающихся освобожденных от занятий по физической культуре по болезни или после неё

Если ученик освобожден от занятий по физической культуре по болезни или после нее, оценивание проводится по разделу «Теоритические знания» в виде устного опроса по учебнику физической культуры , тестирования или написания сообщений (2-3 класс в объеме 2 страницы), докладов (4-5 кл. в объеме 3 страницы), рефератов (6-11 кл. в объеме 5-7 страниц).

Годовая отметка по физической культуре выставляется на основании четвертных, а четвертные отметки - на основании текущих, которых должно быть не менее 6 в четверти.

Критерии оценивания теоретических знаний

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.

Оценка 5: За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

Оценка 4: За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка 3: За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Оценка 2: За незнание материала программы.