Составить памятку береги зрение. Памятка для родителей на тему: "Здоровье глаз". I. Организационный момент

В наш компьютерный век, этот вопрос, наверное, самый актуальный. Можно сразу сказать, что главный враг хорошего зрения – это вести нездоровый образ жизни.

Жирная и сладкая высококалорийная еда, не содержащая полезных микроэлементов, и витаминов пагубно влияет на глаза. Человеку пора задуматься, что наша жизнь зависит от зрения, 90% всей информации мы получаем благодаря своим глазам.

Поэтому лучше отказаться от фастфуда.

Компьютер.

Компьютер «одаривает» глаза синдромом КСЗ, то есть, компьютерный зрительный синдром. Распознать синдром легко: покраснение, жжение, утомление и помутнение зрения, в особенности при чтении. Если же сидеть за компьютером, не думая о своём зрении, то можно легко «заполучить» синдром «сухого глаза». Работая за компьютером, человек просто забывает моргать, тем самым роговица глаза плохо увлажняется. Хуже, если ещё в комнате при этом работает кондиционер, он сушит не только воздух, но глаза. Отсюда вывод, для глаз хуже всего – это работа за компьютером в офисе с кондиционером.

Вредные привычки.

Курение. «Табачная слепота», так офтальмологи называют синдром, когда табачный дым токсически влияет на сетчатку глаза. Дам также раздражает слизистую оболочку глаза, именно поэтому, у курильщиков глаза слезятся и воспаляются.

Спиртное. «Алкогольная интоксикация зрительного нерва», именно так офтальмологи называют синдром алкоголь, как нейротоксин, поражает кору головного мозга и зрительные центры.

Это совсем не означает, что в праздник нельзя выпить бокал вина. Один бокал вреда зрению не принесёт.

Здоровый образ жизни – залог идеального зрения. Но кроме этого требования, можно также порекомендовать:

Посещение офтальмолога. Лучше всего посещать этого врача раз в год. Ведь год напряжённой работы мог принести глазам вред, который поначалу заметен и не будет. А вот специалист-офтальмолог эти «неполадки» заметит и пропишет лечение.

Не читать лёжа. Дурная привычка, которая чаще всего наблюдается у школьников. Глаза при таком чтении моментально устают. Оптимальное расстояние от глаза до листа книги – 35 см. А читая лёжа, книга находится намного ближе к глазам, отчего они испытывают сильное напряжение.

Освещение. Рабочий стол должен быть освещённым. Ещё в младших классах школы нас учили: у правши свет должен быть слева, у левши – справа. Категорически запрещается читать в комнате плохо освещённой. Также пагубно влияют на глаза – просмотр телевизора в темноте, резкие колебания яркости … Всё это провоцирует зрительные рецепторы.

Защита глаз от уф-лучей. Не стоит заалеть денег на покупку хороших очков со стеклом, а не с пластиком. Пластик уф-лучи пропускает, а вот стекло от них глаза защищает.

Питание. Черника – эта маленькая ягодка увеличивает остроту ночного зрения в разы. И если работа требует постоянного напряжения глаз, то черника поможет. Поэтому нельзя пропускать ни один сезон, чтобы не отъесться вдоволь этой ягодой, и не подготовить её впрок. Ягоду можно заморозить, засушить или пить чаи из ягод и листочков. Достаточно всего двух столовых ложек в день, чтобы получить все витамины и микроэлементы, находящиеся в ней. Если ягода засушена, то вначале её надо на ночь оставить в воде, а потом уже кушать.

А витамин А, столь необходимый нашим глазам, помогут «заполучить» морковь и говяжья печень.

Упражнения. Работая за компьютером, читая или просматривая телевизор, не стоит забывать об упражнениях для глаз. Лучшее упражнение – это смотреть на предметы, которые находятся от нас вдалеке. Можно смотреть на небо, горизонт, рассматривать каждый листочек на дереве … В это самое время глаза отдыхают, напряжение отступает. Просмотр близлежащих предметов только портят зрение.

Вывод: чаще смотрите в окно.

А описывание глазным яблоком круга или восьмёрки помогут быстро снять напряжение тем, кто часто пишет, к примеру, ученикам и студентам.

Берегите своё зрение! Заботьтесь о своих глазках!


ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКУ


БЕРЕГИ ЗРЕНИЕ

Человеческий глаз - уникальный, исключительно слож­ный прибор. Окружающий мир человек видит ясно, когда все его отделы работают гармонично. Если в каком-либо звене происходит сбой - зрение ухудшается. Сетчатка - внутрен­няя оболочка глаза, воспринимающая свет. При разрушении сетчатки глаз слепнет. Для хорошего зрения необходимо, чтобы световые лучи сходились точно на сетчатке. Когда это­го не происходит, мир вокруг принимает нечеткие, размытые очертания.

Обеспечивает эту точную фокусировку хрусталик - при­родная линза, расположенная внутри глаза. Если человек хо­чет рассмотреть близко расположенный объект, специальные глазные мышцы сжимают хрусталик, делая его выпуклым, как увеличительное стекло, а когда взгляд устремлен вдаль, мышцы расслабляются, и хрусталик становится плоским. В последние годы врачи с тревогой отмечают неуклонный рост нарушений зрения. Идеально созданный природный глаз человека оказался плохо приспособленным к современным непомерным нагрузкам в школе и разрушительным воздейс­твиям окружающей техники (компьютер, телевизор, сотовый телефон и т.д.).

Если не проводить профилактические мероприятия при большой зрительной нагрузке - потеря хорошего зрения неминуема.

Как портится зрение

По данным генетиков, когда зрение родителей в порядке, шанс школьника получить плохое зрение равен 25%. Если близорукостью страдает папа или мама - 50%. Ну, а ве­роятность того, что ребенок обоих близоруких родителей наденет очки, равна уже 80%.

Но даже при наследственной предрасположенности раз­вития близорукости можно не допустить. Дело в том, что человеческий глаз обладает запасом прочности, который спасает зрение в «трудные моменты». Зрение начинает ухуд­шаться, если этот резерв исчерпан.

Что же подрывает запас прочности детских глаз? Это и телевизор, и компьютерные игры, и, конечно, непосильные нагрузки, которым подвергаются глаза школьников. Вред­ное воздействие настолько велико, что за время обучения в школе число близоруких детей увеличивается с 4 до 40%, то есть в 10 раз! Неудивительно, что у большинства людей бли­зорукость начинается именно в раннем школьном возрасте.

При чтении твои глаза находятся в огромном напряже­нии. Глазные мышцы, которые держат хрусталик, сильно на­прягаются и устают. Запас прочности глаз стремительно тает. Начинается и активно прогрессирует близорукость.

Основными факторами, стимулирующими раз­витие близорукости у школьников, считается:


  • Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места и в домашних условиях, во время приготовления уроков и чтения.

  • Неприспособленная или плохо приспособленная ме­бель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстанов­ке размеры мебели соответствовали твоему росту.

  • Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбив­шись, с наклоном в сторону, в неудобном положении, спо­собствует ослаблению зрения.

  • Длительное пребывание за компьютером.

  • Неограниченный просмотр телепередач.

  • Игры в сотовый телефон.
Как правильно сидеть за столом:

Длина сиденья стула должна соответствовать длине твоих бедер;

Высота ножек стола должна равняться длине твоих голеней;

Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;

Между краем стола и твоей грудной клеткой необхо­димо выдерживать расстояние, равное ширине твоей кисти.

При работе книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При этом меньше всего дефор­мируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки. Нужно помнить, что достоверно «опасным» в плане прогрессирования близорукости является зрительное рабочее рас­стояние при чтении и письме менее 20-25 см.

Не рекомендуется читать и играть лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. Дело в том, что в положении лёжа, как правило, не достигается правильная освещённость объекта, а при лежании на боку, кроме того, глаза распола­гаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Вибрация транспорта вызывает зрительный дискомфорт при чтении во время езды.

Просмотр телепередач

Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач-офтальмолог. Но ты должен помнить, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что школьники часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе чем на 3 метра, при этом следует си­деть не сбоку, а прямо перед экраном. Если ты носишь очки для дали, следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

Смотреть телевизор следует в освещенной комнате.

Если тебе до 8 лет, то просмотр телепередач должен быть ограничен 30 - 40 минутами. В более старшем возрасте время можно увеличить до 1,5-3 часов в день, но непрерыв­но не более часа, независимо от типа телевизора (обычный, плоский экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор).

Как это ни печально для школьника, но смотреть теле­визор ты можешь только в выходные дни, когда нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) и два-три часа дома - такую нагрузку не может выдержать растущий глаз.

Компьютерный зрительный синдром

Это заболевание глаз, вызванное постоянной работой за компьютером и приводящее к снижению зрения.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным к работе с компьютером. Его признаки знакомы многим. У некоторых развивается временная близорукость, нарушается работа глазных мышц, снижается зрительное восприятие. Кроме того, появляется жжение, покраснение, чувство «песка» в глазах, боли в области глаз и лба, боли при движении глаз. И эти опасные явления не проходят бесследно - появляет­ся близорукость, а уже имеющаяся близорукость начинает прогрессировать.

Клинические исследования показали: даже один день работы за компьютером вызывает ухудшение зрения! И это не удивительно. Мерцание дисплея и пульсация светящих­ся знаков утомляют глаза. Считывание такого сигнала для глаза - очень напряженный, стрессовый режим работы. Он превышает предел, к которому готово наше зрение. Глаз па­тологически устает. Чтобы компенсировать недостаток кро­вообращения, мелкие сосуды на поверхности глаз расширя­ются, вызывая их покраснение.

Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталос­тью, то постепенное разрушение тканей, и в первую очередь глазных мышц, будет продолжаться. Следствием этого мо­жет стать прогрессирующая близорукость.

ПРАВИЛА СИДЕНИЯ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Правильно подобранный стул и стол помогают сохранить правильную осанку


Ноги должны быть согнуты под пря­мым углом и опираться на пол.

Спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спи­ны.

При работе за компьютером голо­ву держите прямо, с небольшим наклоном вперед.

Верхний край экрана монитора дол­жен быть на уровне глаз, а расстояние до него от 45 до 70 см.

При работе на клавиатуре руки должны свободно лежать на столе, а плечи расслаблены.

Через каждые 15-30 минут необходимо отводить глаза от монитора и смотреть вдаль.

При работе за компьютером пользователю с пло­хим зрением надо обязательно надевать очки или контак­тные линзы.
Длительность безопасной работы школьника за компьютером:


  • В 1 классе - 15 минут в день,

  • 2-5 класс - 15-20 минут в день,

  • 6-7 класс - 20 минут в день,

  • 8-9 класс - 25 минут в день,

  • 10-11 класс - 30 минут на первом часу занятий и 20 на втором.
После работы с компьютером или другой зрительной на­грузки все дети в течение нескольких минут должны выпол­нять гимнастику для глаз, чтобы снять с них напряжение.

Основные упражнения:

Каждое упражнение следует повторять от 30 до 60 секунд.


  • Перемещение взгляда при закрытых глазах: движения глазами направо - налево, вверх-вниз, рисуем восьмёрку и т.п. Это упражнение снимает болез­ненные ощущения (зуд, жжение, сухость), восстанавливает «смаз­ку» глаз.

  • Движение открытыми глазами вверх-вниз и справа - налево.

  • Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

  • Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быс­тром темпе. Это упражнение улучшает кровообращение и доступ кислорода к глазам и лицу, укрепляет зрительную систему, расслабляет глазные мышцы.

  • Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Ана­логично в противоположном направлении.

  • Сведение глаз к носу. Для этого к переносице пос­тавьте палец и посмотрите на него.

  • Частое моргание глазами. Это упражнение облегча­ет затрудненность мигательных движений, расслабляет глаз­ные мышцы.

  • Перемещение взгляда с близкой точки на отдален­ную.

  • Массаж. Поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указатель­ным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю гла­за - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.
Если ты стал замечать, что тебе плохо видно с доски, появились головные боли, быстрая утомляемость глаз, если трудно адаптируются глаза к рассматриванию предметов на различных расстояниях (расплывается изображение при пе­реводе взгляда с близкого расстояния на рассматривание предметов вдали), необходимо сказать об этом родителям и вместе посетить офтальмолога уже в ближайшее время!

Подготовлено специалистами ГУЗ

«Воронежская областная клиническая

офтальмологическая больница».

Человеческий глаз— уникальный, исключительно сложный прибор спомощью которого мыпознаем окружающий мир. Человек видит ясно, когда все отделы этого прибора работают гармонично. Если вкаком-либо звене происходит сбой— зрение ухудшается.

Сетчатка— внутренняя оболочка глаза, воспринимающая свет. Для хорошего зрения необходимо, чтобы световые лучи сходились точно насетчатке. Обеспечивает эту точную фокусировку хрусталик— природная линза, расположенная внутри глаза. Когда этого непроисходит, мир вокруг принимает нечеткие, размытые очертания.
Если человек хочет рассмотреть близко расположенный объект, включается так называемый механизм аккомодации. Специальные глазные мышцы сокращаются, асвязки, переходящее вхрусталиковую сумку рассабляются, делая хрусталик выпуклым, как увеличительное стекло. Когда взгляд устремлен вдаль, мышцы расслабляются ихрусталик становится плоским.

Впоследние годы врачи стревогой отмечают неуклонный рост нарушений зрения. Идеально созданный природный глаз человека оказался плохо приспособленным ксовременным зрительным нагрузкам иразрушительному воздействию техники (компьютер, телевизор, сотовый телефон и т. д. ).
Если непроводить профилактические мероприятия при большой зрительной нагрузке— потеря хорошего зрения неминуема.

Как портится зрение
Поданным генетиков, когда зрение родителей впорядке, шанс школьника получить плохое зрение равен 25%. Если близорукостью страдает папа или мама— 50%. Ну, авероятность того, что ребенок обоих близоруких родителей наденет очки, равна уже 80%.
Нодаже при наследственной предрасположенности развития близорукости можно недопустить. Дело втом, что человеческий глаз обладает запасом прочности, который спасает зрение в« Трудные моменты» . Зрение начинает ухудшаться, если этот резерв исчерпан.
Чтоже подрывает запас прочности детских глаз? Это ителевизор, икомпьютерные игры, и, конечно, непосильные зрительные нагрузки связанные сзанятиями вшколе. Вредное воздействие настолько велико, что завремя обучения вшколе число близоруких детей увеличивается с4% до40%, тоесть в10 раз! Неудивительно, что убольшинства людей близорукость начинается именно враннем школьном возрасте.
При чтении глаза находятся вогромном напряжении. Глазные мышцы, которые держат хрусталик, сильно напрягаются иустают. Запас прочности глаз стремительно тает, может возникнуть иактивно прогрессировать близорукость.

Основными факторами, стимулирующими развитие близорукости ушкольников, считаются:
 Недостаточное освещение рабочего места вшколе ивдомашних условиях вовремя приготовления уроков (особенно при искусственном освещении).
 Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы вдомашней обстановке размеры мебели соответствовали росту.
 Неправильная посадка зарабочим столом. Вредная привычка читать иписать, сильно склонив голову, сгорбившись, снаклоном всторону, внеудобном положении, способствует ослаблению зрения.
 Длительное пребывание закомпьютером.
 Неограниченный просмотр телепередач.
 Игры всотовый телефон.

Как правильно сидеть застолом:
 длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер;
 высота ножек стола должна равняться длине голеней;
 голеностопный, коленный итазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
 между краем стола игрудной твоей клеткой необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.
При работе книгу или тетрадь необходимо держать нарасстоянии 33см отглаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать сподставки. Нужно помнить, что достоверно « опасным» вплане прогрессирования близорукости, является зрительное рабочее расстояние при чтении иписьме менее 20-25 см.
Нерекомендуется читать ииграть лёжа иособенно набоку, атакже втранспорте. Дело втом, что вположении лёжа, как правило, недостигается правильная освещённость объекта, апри лежании набоку, кроме того, глаза располагаются наразном расстоянии отрассматриваемого предмета иэто приводит кзрительной утомляемости иголовной боли. Вибрация транспорта вызывает зрительный дискомфорт при чтении вовремя езды.

Просмотр телепередач
Все рекомендации попросмотру телевизионных передач детям соснижением зрения должен давать врач— офтальмолог.Нокаждый ребенок должен помнить, что наибольшее утомление инапряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии кэкрану телевизора. Это усугубляется тем, что дети иподростки часто смотрят телевизор всамых разнообразных позах. Лучше всего расположиться оттелевизора неближе, чем на3метра, при этом следует сидеть несбоку, апрямо перед экраном. Если тыносишь очки для дали, следует ихнадеть, чтобы излишне ненапрягать зрение.
Смотреть телевизор следует восвещенной комнате.
Если ребенку 8 лет, топросмотр телепередач должен быть ограничен 30- 40минутами. Вболее старшем возрасте время можно увеличить до1,5- 3 часов вдень, нонепрерывно неболее часа, независимо оттипа телевизора (обычный, плоский экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор).
Как это нипечально для школьника, носмотреть телевизор можно только ввыходные дни, когда нет уроков. Пять часов напрягать глаза вшколе (уроки физкультуры ипения мынесчитаем) идва-три часа дома— такую нагрузку неможет выдержать растущий глаз.

Компьютерный зрительный синдром
Это заболевание глаз, вызванное работой закомпьютером иприводящее кснижению зрения. Зрение человека, сформированное входе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным ктакой работе.
Возникает компьютерный зрительный синдром после длительной (втечение нескольких часов без перерыва) работы закомпьютером. Его признаки знакомы многим. Появляется жжение, чувство « песка» завеками, глаза могут покраснеть. Могут также появиться боли при движении глаз. головные боли вобласти лба. Иэти опасные явления непроходят бесследно. Вследствие нарушения работы глазных мышц, снижается зрительное восприятие. Если зрительные перегрузки систематически повторяются— может появиться « временная» близорукость, ауже имеющаяся близорукость начинает прогрессировать.
Клинические исследования показали: даже один день работы закомпьютером вызывает ухудшение зрения! Иэто неудивительно. Глаз патологически устает. Чтобы компенсировать недостаток кровообращения мелкие сосуды наповерхности глаз расширяются, вызывая ихпокраснение.
Если непомочь глазам вборьбе снакопившейся усталостью, топостепенно изменения втканях глаза, ивпервую очередь это глазные мышы, будет продолжаться. Следствием этого может стать прогрессирующая близорукость.
Чтобы сохранить зрение при современном уровне зрительных нагрузок необходимо строго соблюдать определенные правила. Впервую очередь -это максимальное сокращение времени работы закомпьютером иправильная посадка, которая помогает предотвратить еще ивозможное появление болей вобласти спины ишеи.
Длительность безопасной работы школьника закомпьютером:
 В1 классе- 15минут вдень,
 -2-5 класс- 15- 20минут вдень,
 -6-7 класс-20 минут вдень,
 -8-9 класс-25 минут вдень,
 -10-11 класс- 30минут напервом часу занятий и20 навтором.

После работы скомпьютером илидругой зрительной нагрузки втечение нескольких минут необходимо гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение, улучшить кровообращение.

Основные упражнения:
Каждое упражнение следует повторять от30 до60 секунд.

 Перемещение взгляда при закрытых глазах: движения глазами направо-налево , вверх-вниз , рисуем восьмёрку и т. п. Это упражнение снимает болезненные ощущения (зуд, жжение, сухость), восстанавливает « смазку» глаз.
 Движение открытыми глазами вверх-вниз исправа- налево.
 Круговые движения глазами: почасовой стрелке ивпротивоположном направлении.
 Интенсивные сжимания иразжимания глаз вбыстром темпе. Это упражнение улучшает кровообращение идоступ кислорода кглазам илицу, укрепляет зрительную систему, расслабляет глазные мышцы.
 Движение глаз подиагонали: скосить глаза влевый нижний угол, затем попрямой перевести взгляд вверх. Аналогично впротивоположном направлении.
 Сведение глаз кносу. Для этого кпереносице поставьте палец посмотрите нанего.
 Частое моргание глазами. Это упражнение облегчает затрудненность мигательных движений, расслабляет глазные мышцы.
 Перемещение взгляда сблизкой точки наотдаленную.
 Массаж. Поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью илегкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами— указательным исредним— ввиде восьмиобразного движения. Понижнему краю глаза движение кносу, поверхнему краю глаза— над бровями. Такое движение повторяется 8- 16 раз.

Если школьник стал замечать, что стало плохо видно сдоски, появились головные боли, быстрая утомляемость глаз, если глаза струдом адаптируются крассматриванию предметов наразличных расстояниях (расплывается изображение при переводе взгляда сблизкого расстояния нарассматривание предметов вдали), необходимо сказать обэтом родителям ипосетить офтальмолога уже вближайшее время!

Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком! Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей - наличие хронических заболеваний, нерациональное питание, наследственная предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое напряжение, проблемы с позвоночником, несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компъютером является его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей. Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компъютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

Как предупредить нарушения зрения у детей?

Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компъютером : - не допускать детей до 2-х лет к компъютерным играм и просмотру телепередач, сократить длительность работы за компъютером детям после 10 лет до двух часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора компьютера - 40-60 см;

Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизором:

  • сядьте на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже;
  • расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран;
  • не смотрите ТВ в полной темноте, держите включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор.
  • исключите бесконтрольный просмотр детьми телепередач: обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров; ограничить время просмотра телепередач на уроках до 10 мин. - в 1 классе, до 20 мин. в 3-4 классах, до 25 мин. в 5-7 классах, до 25 мин. - в 8-11 классах.

Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий :

  • выполнения домашних заданий для учащихся в 1 классе - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4 классах - до 2 ч, в 5-6 классах - до 2,5 ч, в 7 классе - до 3 ч, в 8-11 классах - до 4 ч.;
  • продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников (чтение, письмо не должна превышать 7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. - для учащихся 5-11 классов.
  • продолжительность непрерывной образовательной деятельности дошкольников не должна превышать: 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; 15 мин. - от 3 до 4 лет; 20 мин.- - от 4 до 5 лет; 25 мин. - от 5 до 6 лет; 30 мин. - от 6 до 7 лет. Общая продолжительность занятий дома для детей младшего дошкольного возраста в течение дня не должна превышать 40 минут, при этом обязательны перерывы для отдыха каждые 10 мин., переключая внимание детей, чтобы ребенок смотрел вдаль; необходимо также чередовать спокойные игры с подвижными, уменьшая время игр со значительным зрительным напряжением.

Соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать, держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во время движения транспорта .

Выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге.

Создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении (левостороннее естественное освещение, достаточное искусственное освещение).

Обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий: расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения.

Вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов, пребывание на свежем воздухе.

Питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны.

Соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха .

Соблюдение рекомендаций и гигиенических правил позволит сохранить зрение детей и подростков на долгие годы!

Гимнастика для сохранения остроты зрения

Предложить ребенку :

  1. Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10 раз.
  2. Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин. Повторить 4 раза.
  3. Выполнить упражнение «сон». Выполняется после каждого упражнения. Ребенок закрывает глаза, потирает ладони друг об друга и кладет их на лицо. Сидит так, глубоко дыша, 1-2 мин.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления

Упражнения выполняются сидя, в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут .

  1. Взгляд направить влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо без задержки (от 3до 10 раз).
  2. Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - вправо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но надо следить, чтобы оно не задерживалось (3-10 раз).
  3. Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее, потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).
  4. Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).
  5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).
  6. Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз.
  7. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).
  8. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7 раз).

С момента, когда ребенок становится школьником, его зрение начинает подвергаться усиленным нагрузкам, которые дополняются просмотром мультфильмов и затяжными компьютерными играми. В этот период жизни развитие еще не полностью сформированных органов зрения очень легко нарушить, особенно если отсутствует режим труда и отдыха. Как правило, так и происходит: по статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый ребенок школьного возраста имеет те или иные заболевания глаз, среди которых наиболее распространена близорукость. По убеждению врачей, проблемы со зрением лишь в некоторых случаях носят наследственный характер – большинство детей страдают по вине родителей, неправильно выстроивших режим дня.

Специалисты не рекомендуют подвергать детей школьным нагрузкам раньше, чем будет сформирована цилиарная мышца глаз, отвечающая за способность видеть предметы на разных расстояниях. Ее развитие, как правило, заканчивается к 7-8 годам, а до этого возраста испытывать ее на прочность не стоит. Ведь, согласно статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6-летнем возрасте, близоруких в два раза больше, чем среди школьников, отправившихся в первый класс в 7 или 8 лет.

Источник: depositphotos.com

При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, а при близорукости – каждые полчаса. Во время 10-15-минутного отдыха нельзя смотреть телевизор, читать, играть в компьютер и заниматься другими видами деятельности, связанными с напряжением глаз. Лучше поиграть в подвижные игры.

Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов – 2 часа. Если ребенок посещает дополнительные занятия, стоит помнить, что они не должны длиться свыше 1,5 часов в учебные дни и 3 часов в выходные. При этом факультативы не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позднее 20.00.

Чтобы укрепить иммунитет, ребенку желательно каждый день бывать на свежем воздухе, играя в подвижные игры или занимаясь спортом, но при этом следует избегать травматичных видов спорта. Ушибы головы разной степени тяжести могут вызвать близорукость или усугубить ее, если она уже существует.

Источник: depositphotos.com

Компьютерные игры – излюбленное времяпрепровождение современных детей. Если не контролировать такой досуг, может возникнуть компьютерный зрительный синдром: нарушение, которое выражается в сухости, покраснении глаз, частых морганиях, трудностях с фокусировкой зрения на разных расстояниях и т. д. Длительное напряжение зрения, в том числе из-за световой пульсации экрана, нередко становится основой развития спазма аккомодации либо удлинения глазного яблока и, как следствие, близорукости.

Чтобы предупредить усталость глаз и связанные с ней заболевания, ребенок должен соблюдать нормы непрерывной работы за компьютером (СанПиН):

  • для младших классов – 15 минут;
  • для средних классов – 25 минут;
  • для старших – 40 минут.

«Коварство» компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети не замечают усталости, хотя установлено, что первые симптомы переутомления зрения (рассеянность, снижение частоты морганий) возникают уже после 15 минут работы, а по истечении 25-30 минут определенные признаки нарушения зрения уже могут быть зафиксированы специалистом.

Родителям, обеспокоенным здоровьем своего ребенка, не стоит позволять ему играть на компьютере в общей совокупности свыше 1 часа в день, по возможности следует отвлекать школьника другими занятиями.

Источник: depositphotos.com

Правильная организация рабочего места позволит несколько снизить нагрузку на зрение:

  • линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину экрана;
  • оптимальное расстояние до монитора компьютера – 60-80 см. Лучше выбрать монитор с высокой разрешающей способностью, чтобы снизить эффект мерцания экрана;
  • на монитор не должны падать свет и прямые солнечные лучи;
  • нельзя работать за компьютером в темноте или сумерках. Лучше, если источник освещения при этом находится слева от ребенка.

Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено. Кроме естественного освещения, в комнате нужны искусственные источники света – основной (люстра) и дополнительный (настольная лампа мощностью 40–60 Вт). Располагать настольную лампу для ребенка-правши лучше слева, для левши же, наоборот, справа. При этом важно правильно сочетать источники освещения: в темное время суток недопустимо заниматься только при свете люстры или лампы, а днем желательно включать только лампу.

Оптимальное расстояние до глаз при чтении и письме – не менее 35-40 см, что надо учитывать при выборе письменного стола для ребенка. Кроме того, во время работы он не должен сутулиться, поэтому стул не должен быть слишком высоким и мягким.

Источник: depositphotos.com

Не секрет, что крепкий, выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и заболеваниям глаз. Рацион, богатый витаминами и микроэлементами, обеспечит оптимальные условия для сетчатки глаза и поддержит зрение. Наиболее полезны для этих целей творог, кефир, говядина, мясо кролика, продукты с высоким содержанием витамина А (морковь, абрикосы, тыква, цитрусовые), отварная рыба, а также ягоды (черника, клюква, брусника) и зелень (укроп, петрушка).