Слайд 1
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Подготовила
воспитатель
Степанова В.П.
2015 г.
Слайд 2
Значение экспериментирования:
- развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность;
- дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- развивает речь (необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы);
- способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Слайд 3
Китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Слайд 4
мини-лаборатория
- приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;
- красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);
- технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;
- медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;
- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилки, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Слайд 5
мини-лаборатория
Слайд 6
мини-лаборатория
Слайд 7
мини-лаборатория
Слайд 8
Направления работы:
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Слайд 9
Младший дошкольный возраст
Рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек"); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись"); 3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, посуда и прочее).
Слайд 10
Средний дошкольный возраст
Рекомендуется решать следующие задачи: 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?); 2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?); 3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
Слайд 11
Старший дошкольный возраст
Рекомендуется решать следующие задачи: 1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?); 2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). 3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). 6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников» Подготовил: ст. воспитатель Недохлебова О.А.
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления
ФГОС Образовательная область «Познавательное развитие» Формы развития познавательно-исследовательской деятельности Экспериментирование; Исследование; Коллекционирование; Проектирование.
ФГОС ДОО Интегративное качество «Любознательный, активный» Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам!!!
Основные характеристики детского экспериментирования: Слово «эксперимент» происходит от греческого слова « ехреriтепtum », что переводится как «проба, опыт». Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников. Формы экспериментирования – (познавательная, продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направлено на получение: Новые сведения, новые знания (познавательная форма); На получение продуктов творчества (продуктивная форма).
Структура детского экспериментирования ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. ЗАДАЧИ: 1. развитие мыслительных процессов; 2. развитие мыслительных операций; 3. освоение методов познания; 4. развитие причинно-следственных связей и отношений. СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах. МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес. СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия. ФОРМЫ: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий, использование проблемных ситуаций. РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили. Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: Особенностями изучаемого явления, Наличием свободного времени, Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.). “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.). “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). “Человек” (функционирование организма и др.). “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).
Последовательность детского экспериментирования
« Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….» П.П. Блонский «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.» К.Е.Тимирязев Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад был подготовлен на основе работы по данной теме в течении двух лет, в нем говорится о том что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социаль...
- 1. Воспитатель: Живаева Ирина ВячеславовнаГБОУ д/с № 58 СВАО г. Москва
- 2. Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников являетсяразвитие свободной творческой личности ребенка. обеспечение развитие творческого психологического воображения и благополучия и мышления здоровья детей Задачи развития развитие коммуникативных развитие навыков познавательных способностей
- 3. Детское экспериментирование является одним изметодов обучения и развития естественнонаучныхпредставлений дошкольников. В ходе опытнойдеятельности дошкольник учится наблюдать,размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делатьвыводы, устанавливать причинно-следственную связь,соблюдать правила безопасности. Освоениесистематизированных поисково-познавательных знанийдетей, становление опытно-экспериментальныхдействий формирует основы логического мышления,обеспечивает максимальную эффективностьинтеллектуального развития дошкольников и ихполноценную готовность к обучению в школе.
- 4. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
- 5. Структура детского экспериментирования - постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов.
- 6. Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- 7. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельныекраски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянныепалочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновыегруши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло,мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.При оборудовании уголка экспериментирования необходимоучитывать следующие требования:безопасность для жизни и здоровья детей;достаточность; доступность.
- 8. Использование мнемосимволов всоставлении описательного рассказа о свойствах воды
- 9. Вода нужна всемРастениям Рыбам Насекомым Птицам Человеку зверям
- 10. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит,видит и делает сам. На этом и основано активноевнедрение детского экспериментирования в практикумоей педагогической работы по теме: "Развитиепознавательного интереса у детей дошкольного возраста впроцессе опытно-экспериментальной деятельности".
- 11. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастаютвозможности познавательной активности ребенка,которая находит выражение в форме поисковой,исследовательской деятельности. Такая активностьобеспечивает продуктивные формы мышления. При этомглавным фактором выступает характер деятельности.Как подчеркивают психологи, для развития ребенкарешающее значение имеет не изобилие знаний, а тип ихусвоения, определяющийся видом деятельности, вкоторой знания приобретались.
- 12. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
- 13. Литература рекомендуемая для детского экспериментирования в ДОУ
- 14. С водой и без воды, что происходит?
- 15. Почему яйцо плавает?
- 16. Посадка фасоли
- 17. Почему так происходит?
- 18. Волшебные чернила
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 6 «Автошка»
Организация экспериментальной деятельность дошкольников».
Воспитатель
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img1.jpg)
Основной целью экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка.
развитие творческого воображения и мышления
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
развитие коммуникативных навыков
развитие познавательных способностей;
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img2.jpg)
Экспериментирование способствует формированию у детей
развивает наблюдательность
Познавательный интерес
мыслительную деятельность
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img3.jpg)
Исследовательская деятельность в разных областях
Активация мыслительных процессов.
Математические навыки.
Сравнение, классификация, обобщение
Развитие речи.
Изобразительная деятельность.
Рассказ об увиденном, умение сформулировать вывод.
Умение зарисовать ход опыта, результаты
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img4.jpg)
Последовательность детского экспериментирования.
проблемная ситуация
целеполагание
выдвижение гипотезы
проверка предположения
формулировка вывода
возникновение новой гипотезы
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img5.jpg)
Примерная структура занятия - экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img6.jpg)
Формы организации исследовательской деятельности:
По количеству
участников:
индивидуальные;
групповые
По кратности
проведения:
однократные;
циклические .
По характеру
мыслительных
операций:
констатирующие;
сравнительные;
обобщающие .
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img7.jpg)
Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img8.jpg)
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность; доступность.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img9.jpg)
ОБОРУДОВАНИЕ В УГОЛКАХ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ ПО ВОЗРОСТАМ
Младший дошкольный возраст
Коллекции: семена разных растений, шишки, камушки, ткани.
Глина, песок, набор игрушек для игр в воде, материал для игр с мыльной пеной
Красители пищевые –непищевые. Персонажи, куклы от имени которого моделируется проблемная ситуация
Книга познавательного характера для младшего возраста, тематические альбомы
Простейшие приборы и приспособления
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img10.jpg)
Средний дошкольный возраст
книги познавательного характера для среднего возраста; тематические альбомы; .
Мини-музей
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани"."Бумага", "Пуговицы"
красители - пищевые и непищевые; некоторые пищевые продукты.
Песок, глина;
набор игрушек для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной;
Простейшие приборы; приспособления.
карточки-схемы проведения экспериментов
Бросовый материал
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img11.jpg)
Старший дошкольный возраст
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
половинки
мыльниц, формы
для льда; проборы-помощники; клеенчатые
фартуки; карточки –
подсказки; мини стенд;
личные блокноты детей
для фиксации результа-
тов опытов
тематические альбомы; коллекции
мини-музей;
природный материал;
утилизированный материал;
серии картин с изображением природных сообществ;
технические
материалы.
красители: пищевые
и непищевые;
разные виды бумаги.
медицинские материалы
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img12.jpg)
Предметно – развивающая среда
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img13.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img14.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img16.jpg)
ТРИЗ в экспериментальной деятельности
Газообразные человечки
Мы малыши газообразные,
Жидкие человечки
И потому своеобразные,
Мы человечки жидкие,
Мы любим, бегать и толкаться,
Спокойные, не прыткие.
Прекрасно уживаемся,
Столкнувшись – быстро разлетаться.
Нас невозможно видеть глазом,
Локтём друзей касаемся.
А называемся мы – газом,
Живём в воде и молоке,
Живём мы всюду и везде
В компоте, море и реке,
Хотя не видно нас нигде.
В бензине, керосине
И в сочном апельсине .
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img17.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img18.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img19.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img20.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img21.jpg)
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ