Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно - речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведан - ное. Ему предоставляется, возможность самому найти ответы на вопросы. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации, свободу действий, и в то же время - ответственность. Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно - проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть частью любого занятия (по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Примерные цели экспериментирования.
Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: " Песок, глина, вода ", " Звук ", " Магниты ", " Бумага ", " Свет ", " Стекло ", " Резина " « Дерево » и т. д.)
Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности. - занятия; - беседы познавательно - эвристического характера; - знаково - изобразительные средства; - лабораторные работы; - киносеансы; - прослушивание аудиозаписей; - дидактические и развивающие игры, упражнения; - сюжетно - ролевые игры; - эксперименты и опыты; - рассматривание картин; - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; - экскурсии и целевые прогулки; - работа в уголках природы; - экологическая троп экскурсии и целевые прогулки; - акции добрых дел; - предметные недели; - кружковая деятельность; - конкурсы; - праздники, развлечения, вечера досуга; - театрализованная деятельность; - Дни открытых дверей; - диагностика развития детей.
Психологический комфорт Содержание Материалы меняются, находятся в свободном доступе Комплексно - тематическое планирование Интеграция ОО Педагог – партнер, всегда рядом Поддержание интереса Картотека экспериментов (цель, содержание, оборудование, фиксирование результата) Личностно – ориентированный подход Центры экспериментирования Развивающая среда Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования
Примерный алгоритм проведения занятия - экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики занятия - экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
1. Видеть и выделять проблему. 2. Принимать и ставить цель. 3. Решать проблемы. 4. Анализировать объект или явление. 5. Выделить существенные признаки и связи. 6. Сопоставлять различные факторы. 7. Выдвигать гипотезы, предложения. 8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 9. Осуществлять эксперимент. 10. Делать вывод. Алгоритм организации детского экспериментирования.
Формы фиксации опытов и экспериментов. Календарь погоды. Календарь природы. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении). Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов. Включение в сюжетно - ролевые игры. Картинки, фотографии, схематические зарисовки. Объемные изображения или игрушки. Отдельные буквы и слова. Натуральные объекты. Циферблаты. Записи звуков. Зарисовывание объекта. Схематическое зарисовывание. Использование условных знаков. Обведение объектов. Планы - схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки - прогнозы. Фотографирование. Запись воспитателя.
Организация мини - лабораторий в детском саду В мини - лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол « песок - вода » и емкость для песка и воды и т. д.)
Приборы и оборудование для мини - лабораторий 1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п. 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.) 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Работа по экспериментированию в младших группах. Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1. сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) 2. сравнивать сходные по внешнему виду предметы. 3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. 4. использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Младший возраст (примерный перечень) 1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер - сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 6 «Автошка»
Организация экспериментальной деятельность дошкольников».
Воспитатель
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img1.jpg)
Основной целью экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка.
развитие творческого воображения и мышления
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
развитие коммуникативных навыков
развитие познавательных способностей;
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img2.jpg)
Экспериментирование способствует формированию у детей
развивает наблюдательность
Познавательный интерес
мыслительную деятельность
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img3.jpg)
Исследовательская деятельность в разных областях
Активация мыслительных процессов.
Математические навыки.
Сравнение, классификация, обобщение
Развитие речи.
Изобразительная деятельность.
Рассказ об увиденном, умение сформулировать вывод.
Умение зарисовать ход опыта, результаты
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img4.jpg)
Последовательность детского экспериментирования.
проблемная ситуация
целеполагание
выдвижение гипотезы
проверка предположения
формулировка вывода
возникновение новой гипотезы
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img5.jpg)
Примерная структура занятия - экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img6.jpg)
Формы организации исследовательской деятельности:
По количеству
участников:
индивидуальные;
групповые
По кратности
проведения:
однократные;
циклические .
По характеру
мыслительных
операций:
констатирующие;
сравнительные;
обобщающие .
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img7.jpg)
Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img8.jpg)
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность; доступность.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img9.jpg)
ОБОРУДОВАНИЕ В УГОЛКАХ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ ПО ВОЗРОСТАМ
Младший дошкольный возраст
Коллекции: семена разных растений, шишки, камушки, ткани.
Глина, песок, набор игрушек для игр в воде, материал для игр с мыльной пеной
Красители пищевые –непищевые. Персонажи, куклы от имени которого моделируется проблемная ситуация
Книга познавательного характера для младшего возраста, тематические альбомы
Простейшие приборы и приспособления
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img10.jpg)
Средний дошкольный возраст
книги познавательного характера для среднего возраста; тематические альбомы; .
Мини-музей
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани"."Бумага", "Пуговицы"
красители - пищевые и непищевые; некоторые пищевые продукты.
Песок, глина;
набор игрушек для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной;
Простейшие приборы; приспособления.
карточки-схемы проведения экспериментов
Бросовый материал
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img11.jpg)
Старший дошкольный возраст
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
половинки
мыльниц, формы
для льда; проборы-помощники; клеенчатые
фартуки; карточки –
подсказки; мини стенд;
личные блокноты детей
для фиксации результа-
тов опытов
тематические альбомы; коллекции
мини-музей;
природный материал;
утилизированный материал;
серии картин с изображением природных сообществ;
технические
материалы.
красители: пищевые
и непищевые;
разные виды бумаги.
медицинские материалы
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img12.jpg)
Предметно – развивающая среда
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img13.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img14.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img15.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img16.jpg)
ТРИЗ в экспериментальной деятельности
Газообразные человечки
Мы малыши газообразные,
Жидкие человечки
И потому своеобразные,
Мы человечки жидкие,
Мы любим, бегать и толкаться,
Спокойные, не прыткие.
Прекрасно уживаемся,
Столкнувшись – быстро разлетаться.
Нас невозможно видеть глазом,
Локтём друзей касаемся.
А называемся мы – газом,
Живём в воде и молоке,
Живём мы всюду и везде
В компоте, море и реке,
Хотя не видно нас нигде.
В бензине, керосине
И в сочном апельсине .
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img17.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img18.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img19.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img20.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/24/s_58fe0f9eb2fe0/img21.jpg)
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ
Cлайд 1
Детское экспериментирование Презентация подготовлена воспитателем МАДОУ детский сад № 2 ГО город Нефтекамск РБ Поняевой Ириной Ивановной, руководителем кружка «Почемучки» 2012 годCлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26525/389/img11.jpg)
Rufina Fargatovna
Презентация « в ДОУ»
Опытно - экспериментальная деятельность в учреждениях ДОУ позволяет вызвать у детей интерес к исследованию природы, а также развивает его мыслительные операции (речь, рассуждение) . Путем опытно - экспериментальной работы ребенок познает мир исследуя его, что стимулирует его позновательную активность, любознательность. Воспитываются экологические представления. Воспитание экологических представлений, проходит через воспитание экологической любви, которое в свою очередь должно идти через практическое применение знаний о ней. Ребенок дошкольник ориентируется на познания окружающего мира, он познает среду, экспериментирует с объектами, что позволяет ему делать выводы. Опытно - экспериментальная работа дает реальные представления об окружающей среде, расширяется кругозор. Воспитывается позновательная культура, ценностное отношение к окружающей среде.
Публикации по теме:
Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.
Опытно-экспериментальная деятельность 1слайд - Добрый день, коллеги! Сегодня я представляю презентацию своей работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 «Сказка» ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность детей.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.
Опытно-экспериментальная деятельность «Мыльные пузыри» Конспект образовательной экспериментальной деятельности «Изготовление мыльных пузырей» (средняя группа) Цель: обобщить знания обучающихся.
Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский В стране активно происходит процесс.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район.
"Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь" древняя мудрость 3 марта 2017 года состоялся.
Воспитание экологической компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность
- Обобщение педагогического опыта на тему:
- «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
- В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”
- © Прохорова Людмила Владимировна
- воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида № 56 «Гусельки», город Тамбов,
- 2010
- создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента.
- сформировать интерес к исследованию природы.
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.).
- стимулировать познавательную активность
- и любознательность ребенка.
- активизировать восприятие учебного мате-риала по ознакомлению с природными явлениями.
- Формирование у детей представления о явлениях неживой природы.
- Расширение представлений детей о фи-зических свойствах окружающего мира
- Знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, и др.).
- Формирование опыта выполнения пра-вил техники безопасности при проведе-нии экспериментов.
- Цель : развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объек-тами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
- Задачи :
- 1) развитие мыслительных процессов;
- 2) развитие мыслительных операций;
- 3) освоение методов познания;
- 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
- Содержание : информация об объектах и явлениях, предметах
- Мотив : познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В стар-шем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
- Средства : язык, речь, поисковые действия
- Формы : элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
- Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоя-тельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций составляющие целый спектр психических новообразований.
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской рабо-ты, новые знания и умения
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логичес-кого мышления (могут быть организованы до заня-тия)
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размеще-ние детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментиру-ющих ход и результаты совместной деятельности де-тей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
- экспериментирование с песком
- сентябрь 1. «Песчаный конус»
- 2. «Свойства мокрого
- песка»
- октябрь
- 1.«Волшебный материал»
- 2. «Где вода?»
- ноябрь 1. «Ветер»
- 2.«Своды и тоннели»
- декабрь 1. «Песочные часы»
- Экспериментирование с воздухом
- декабрь 2. «Поиск воздуха»
- январь 1. «Живая змейка»
- 2. «Реактивный шарик»
- февраль 1. «Подводная лодка»
- 2. «Сухой из воды»
- март 1.«Свеча в банке»
- апрель 1. «Почему не выливается?
- развитие первичных естественнонаучных представлений;
- наблюдательности;
- любознательности;
- активности;
- мыслительных опера-ций (анализ, сравне-ние, обобщение, клас-сификация, наблюде -ние);
- формирование умений комплексно обследо -вать предмет.
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
- место для приборов
- место для хранения материалов (природного, "бросового")
- место для проведения опытов
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
- эксперимент
- математика
- развитие речи
- музыка
- чтение
- Применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности;
- исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать про-блемы, анализировать объект или явление, выделять сущест-венные признаки и связи, сопос-тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и мате-риалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей раз-личными терминами, закрепление умения грамматически пра-вильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самосто-
- ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности от-
- стаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
- знания детей о неживой природе.
- Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной, не по делу, не вовремя.
- Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, рисует узорчик и т.д.). Помогите организовать эту деятельность (купите книги на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Если вы с уважением отнесетесь к тому, что интересует его, он скорее уважит ваши требования.
- Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов.
- Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
- Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
- Наблюдайте за ребенком, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
- Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы…» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда Вы делаете то, что умете, но и когда ошибаетесь. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
- Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки. Для ребенка важно, что то, что он делает ценится родителями.
- Н.Н. Зубкова «Научные ответы на детские «почему». Ответы и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь, 2007.
- Н.Н. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». », Изд.Речь, 2007.
- Н.Н. Зубкова «Пять тысяч- где, семь тысяч- почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь, 2007.
- Сенчански Томислав «Ставим опыты» 1,2., Изд. Урал ЛТД.
- Джон Кларк, Клинт Пэнг. Энциклопедия. Окружающего мира., Изд. «Махаон», 2000.
- Л.Я, Гальпершнейн. Моя первая энциклопедия., Научно - по- полярное издание для детей, 2005.
- 1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера,2004
- 2.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское эксперимен-тирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
- 3.Организация экспериментальной деятельности до-школьников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
- 4.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процес-се экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
- 5.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001
- 1.http://www.pedagog.kamardin.com
- 2.http://revolution.allbest.ru
- 3.http://vospitatel.resobr.ru
- 4.http://www.ug.ru учительская газета
- 5.http://www/ doshvozrast.ru
- 6.http://school.edu.ru
- 7.http://www.edu.ru
- БЛАГОДАРЮ
- ЗА ВНИМАНИЕ!