Билли Грэм: Все ли грехи равны в Божьих глазах? Все ли болезни являются следствием наших грехов

Инструкция

Иисус Христос, как говорится в святой Библии, говорил, что всякий грех и любая хула человеку прощаются. Но есть в этой книге и упоминание, что хула на Святого Духа не прощается «ни в сем веке, ни в будущем», в отличие от плохого слова, сказанного о Сыне Человеческом.

Священники, чтобы объяснить подобное противоречие, предлагают разобраться в роли Святого Духа для спасения человечества. Непростительность этого греха не проистекает из того, что это именно «грех» как таковой. Ведь основополагающей основой Библии является именно то, что всякий грех прощается. Для этого нужно только прийти к Господу с искренним покаянием, верой и мольбой о прощении именем Иисуса Христа.

Чтобы понять, почему хула на Святого Духа непростительна, нужно знать о его роли в замысле Божьем. Его миссия — говорить о Христе, вести человека к истине и обличать его грехи. Святой Дух — это совесть человека, укоряющая прегрешения и ведущая к вере. Он наделяет человека силой для жизни,…

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20,28)

…Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф.1,6-7)

…и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. (Евр.9,12)

Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол.1,13-14)

От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1Кор.1,30)

И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. (Евр.9,15)

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
предавший Себя для искупления всех….

См. раздел О ГРЕХЕ

Грех сме ртный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке.

Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу. В этом состоянии человек, как существо нравственно свободное, психологически недоступен действию ниспосылаемой ему Свыше спасающей благодати.

Смертным является любой грех, который поработил волю человека, поэтому смертный грех рассматривается как качественное понятие и «законодательного» списка смертных грехов в Православии нет. В данном смысле перечень смертных грехов очень велик, исходя из склонности конкретного человека к тому или иному…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Непростительный грех (часто непроща емый грех, ве чный грех) - хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.

Происхождение понятия восходит к ответу Иисуса Христа на заявления его оппонентов о том, что чудесные исцеления являются работой Вельзевула:

(предыстория событий освещена в Евангелии от Луки 11:14-23)

Концепция получила дальнейшее развитие в Послании апостола Павла к Евреям:

«Ибо невозможно - однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». (Послание к Евреям 6:4-6)

«Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и…

Грехи перед Богом

Согласно христианским догмам, существует целый ряд поступков, которые являются грехами и недостойны христианина. Классификация этих деяний основывается на тексте Библии и церковном предании.

В тех случаях, когда верующий раскается в грехе на исповеди, тот считается «отпущенным» – прощенным. Ниже мы приводим список различных деяний, которые православие относит к грехам перед Богом:

– гордость;

– неисполнение воли Господа;

– нарушение десяти заповедей ветхозаветных и заповедей евангельских;

– маловерие и неверие;

– отчаяние: отсутствие надежды на Божью милость;

– чрезмерное упование на Божью милость;

– лицемерное почитание Господа, без страха Божьего и любви;

– отсутствие благодарности Богу за Его благодеяния, даже за те, что ниспосланы в болезнях и скорби;

– обращение к астрологам, ворожеям, экстрасенсам и гадателям;

– самостоятельные занятия магией, гаданием,…

Зачем надо исповедоваться?

Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не…

Не помню, где я читала этот рассказ про мальчишку, который, узнав о том, что есть один-единственный непрощаемый грех, страшно мучился, страдал, а потом залез на печку, укрылся тулупом и – ожидая, что на него рухнет небо – и произнес: “Святой Дух дурак”… Небо не рухнуло…

Кстати, в детстве я была такой же, как этот мальчик – услышав от бабушки про этот непрощаемый грех, я целый день боролась с собой, чтобы не сказать того же самого и тоже ждала, что меня или испепелит молнией, или еще чего похуже.

И только очень нескоро, через пару десятков лет, я, наконец, узнала, что ошибалась.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32; сходно в Марк 3:28-29 и Лука 12:10)

Что же это такое? Получается, ругать Христа – можно, а если ругать Духа – тогда…

Г. Гололоб

КОГДА БОГ ПОКИДАЕТ ХРИСТИАНИНА

«Вспоминайте жену Лотову» (Лук. 17:32)

Смертные грехи – что это такое?

Может ли Бог покинуть христианина? Вопрос весьма серьезный, если относиться к нему с позиций сказанного в Библии. В истории Церкви многие верили в возможность утраты спасения христианином, например: Иустин Мученик, Ириней, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Киприан и другие. Однако объяснить возможность отпадения от Бога труднее, чем просто ее утверждать при помощи ссылок на многочисленные тексты Писания или историю богословия. Важно не просто перечислить библейские или богословские доказательства такой возможности, но и дать ей приемлемое для того и другого объяснение.

По этой причине в данной статье мы не станем лишь описывать случаи отпадения от веры и спасения, которыми изобилует Библия: пророк Валаам, левиты Корей и его приспешники, священники нечестивые сыновья Аарона, Илий и его два сына, цари Саул, возможно…

Просмотр полной версии: Какой грех не прощается Богом?

Бог милостив и прощает нам все грехи, в которых мы искренне каемся. Кроме одного единственного. Я, когда узнала, какой именно, была очень удивлена, ведь на него как-то и не думаешь, даже, по сути, не знаешь, что это такое. Мне очень интересно узнать, какие будут мнения по этому вопросу у вас. Нет, я ответ знаю, но не пишу не потому, что такая умная, а просто хочу знать мнения всех, кто на сайте, и опытных, и не очень. Жду комментариев, ребята! Мне правда очень интересно, одна не знала или многие тоже.

Раньше я думала, что непрощаемый грех это убийство и самоубийство. Оказалось, это не так.
Очень интересно, что Вы имеете ввиду?

Убийца может покаяться, а вот у самоубийцы такой возможности не будет, потому Бог может простить убийцу, а самоубийца, отказавшись от жизни, подаренной ему Богом, отвергает и прощение. Потому это непрощаемый грех.

19.08.2009, 17:01

Моё мнение,…

Мы не можем искупить свои грехи, однако у нас есть надежда. Господь Иисус Христос говорит, что пришел именно затем, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45).

Главное — это не человеческие грехи и немощи сами по себе; главное — и первое, и самое важное — то, что мы прежде всего — члены Церкви, члены Тела Христова, а потом уже — больные, немощные, бессильные, грешные, какие угодно. Главное — чтобы как и во всей духовной жизни, так и в покаянии, в центре его, на первом, главном месте был Он — а не какой-то там я со своею будто бы супергреховностью.

Христос совершил искупление наших грехов на Голгофе; мы призваны воспринять Его дар через покаяние и веру. Господь основал Церковь и установил в ней Таинства - особые действия, через которые Он освобождает нас от грехов и дает нам силы для новой жизни. Поэтому нам надо просто прийти в Церковь и принести наши грехи на исповедь. Слово Божие твердо обещает нам, что если исповедуем грехи…

Из всех грехов человеческих хула на Духа Святого — это грех, который особо выделяется в Библии. Первые предостережения о хулении мы встречаем в книге Левит: «… хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею…»

Бог определил строгое наказание за этот грех: «…и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти».

Иисус Христос, придя на Землю, подтвердил опасность хулы на Духа Святого, указывая, что такие люди полностью потеряли шанс на прощение, и теперь их ожидает вечное осуждение: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ; «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не…

Что такое Исповедь?

– Исповедь – это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Исповедь – это не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай».

Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.

Зачем надо исповедоваться?

– А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако о теле, которое живет временно, человек заботится, но еще более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди.

Накопившиеся грехи и прегрешения,…

Обратимся теперь к двоякой теме: о покаянии и об исповеди. Исповедь, конечно, содержит в себе покаяние, но чтобы понять, в чем суть покаяния, надо говорить о нем отдельно.

Аудиозапись беседы:

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/11/penance.mp3

О покаянии

Покаяние заключается в том, что человек, который до того отвернулся от Бога или жил собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он ее переживает.

Покаяние заключается в том, чтобы обернуться к Богу лицом. Это момент – только изначальный, но решительный, когда мы вдруг переменяем курс и вместо того, чтобы стоять спиной или боком по отношению к Богу, к правде, по отношению к своему призванию, делаем первое движение, – мы обратились к Богу.

Мы еще не покаялись, в том смысле, что не изменились, но для того, чтобы это случилось, мы должны что-то пережить: невозможно отвратиться от себя и обратиться к Богу просто потому, что нам…

КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕЗАВИСИМО ОТ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И РЕЛИГИОЗНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ИЗВЕСТНЫ УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ. РАЗВЕ ЧТО ДЕТИ, ПРОЖИВШИЕ ПЕРВЫЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, СВОБОДНЫ ОТ ГЛУБОКОГО ЧУВСТВА ВИНЫ. СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ИЗ-ЗА КАКОГО-ТО «НЕПРОСТИТЕЛЬНОГО» ПРОСТУПКА ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ МОГУТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ! СКОЛЬКО ИЗ НИХ ЗАГЛУШАЮТ ГОЛОС СОВЕСТИ АЛКОГОЛЕМ, НАРКОТИКАМИ, БЕСПУТНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ! А СКОЛЬКО БЫЛО ТЕХ, КТО НЕ ВЫДЕРЖАЛ МУК СОВЕСТИ И ПОКОНЧИЛ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ? И ЛИШЬ МОГИЛЬНЫЕ НАДГРОБИЯ ЭТИХ НЕСЧАСТНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ГЛУБОЧАЙШИХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ НЕ ОСТАВИЛИ НИКАКИХ ШАНСОВ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ДОСТОЙНЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И БОЖЬЕГО ПРОЩЕНИЯ.

Чувство вины относительно

Такие явления, как «грех» и «вина», сопровождают человека на протяжении всей жизни. При этом далеко не все имеют четкие представления о том, что такое грех. Нередко эти представления весьма искажены предрассудками. Следовательно, и чувство вины может быть неоправданным и надуманным. Зачастую нормы, сформированные человеком, несут на себе отпечаток узости и необъективности. Исследователь И. Шабанин отмечает: «Осознание человеком границы дозволенного, за нарушение которой неминуемо следует наказание, приводит к формированию границы запретного, имеющего исключительное значение в развитии представлений о грехе» . В разных странах и культурах нормы поведения варьируются. Поэтому причины для угрызений совести могут разительно отличаться. Например, детская проституция в Индии, в отличие от Украины, не клеймится как грех и не является нарушением нравственности. Если в нашей стране выращивание и распространение опиумного мака карается законом, то в Афганистане это хорошо охраняемые плантации. В некоторых странах разрешены однополые браки, в других это считается безнравственным. Список противоречий в представлениях о грехе можно было бы продолжить, но чтобы узреть истинную картину, лучше обратиться к Священному Писанию. Дадим возможность Божественному слову ответить на вопросы, связанные с определением греха, вины и правом на прощение.

Определение греха

Библия приводит не только перечень того, что называется грехом, но и дает греху определение: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4) . Греческое слово, переводимое как «беззаконие» (сущ. аномия ), буквально означает «без закона» или же «несоблюдение закона». В этом случае внимание акцентируется на образе жизни, который отрицает необходимость в Божьем законе . Согласно Священному Писанию, под беззаконием как грехом подразумевается: супружеская неверность, негостеприимство, сексуальная развращенность, гомосексуализм, нарушение святости субботы (напр., работа по субботам) . Также: отказ в помощи ближним, обращение к волшебникам, ложь, взяточничество, насилие, нежелание заботиться о вдовах и сиротах, извращение суда, поклонение идолам, языческий образ жизни, лицемерие, убийство. Это еще не весь спектр грехов, описанных в Библии. Это только тот перечень, который составляет основное ядро и подразумевается под термином беззаконие. К этому списку еще можно добавить и такие греховные деяния, как непослушание родителям, использование изображений как объекта поклонения, воровство, оскорбления, гнев, скандальность, чревоугодие, гордость… Такое разнообразие грехов затрагивает все сферы человеческой жизни и показывает, что человечество не просто грешно, но весьма грешно! Это имеет отношение к каждому человеку.

Действие греха

Важно отметить, что грех это не только поведение, но и состояние ума. Об этом Иисус Христос говорил: «А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Библия. От Матфея 7:18-19) . Греховный импульс формируется внутри человека и лишь затем соединяется с волевым решением, которое порождает греховное действие. Сознание человека становится цитаделью внутренней борьбы. Именно там принимается окончательное решение, быть или не быть проявлению греха. Очевидно, что грех не ограничивается лишь внешним проявлением. Он разлагает человека изнутри.

Всё ли прощает Бог?

Несмотря на испорченность и греховность нашей природы, радостная весть заключается в том, что в Библии ни об одном грехе не говорится как о непростительном! Напротив, Священное Писание говорит: «Он (Бог. - Ред.) прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Псалом 33:9) . Чтобы увидеть свет в фразе: «прощает ВСЕ беззакония твои», необходимо выйти из тени предрассудков.

В каком же случае происходит Божье прощение? Апостол Петр сказал: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Библия. Деяния апостолов 3:19) . Покаяние - это изменение мышления и образа жизни. Это поворот на сто восемьдесят градусов. Это способность, которая является даром, ниспосылаемым Богом для восстановления отношений между Ним и грешным человеком (См. Библия. Деяния апостолов 2:38) . И каким бы тяжким ни был грех, искренне покаявшись - признав ошибочность всей своей прежней жизни - человек получает прощение.

Когда простить невозможно? (или Преграда для прощения)

По большому счету, непростительным грехом можно назвать тот грех, в котором человек искренне не раскаялся. Именно это имел в виду Иисус, когда говорил: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Библия. От Матфея 12:31). Что это значит? Иисус говорит эти слова фарисеям, которые обвинили Его в том, что Он изгонял бесов из одержимых людей не силой Святого Духа, а якобы силой бесовского князя. Другими словами, они назвали Духа Божьего сатаной, а проявление Его силы - деяниями дьявола. Это и есть богохульство на Святого Духа. Это был не просто грех, а наивысшая его точка - хула на Святого Духа. Древнегреческое слово (блэсфэмиа) , переведенное в обличительной речи Христа как «хула», означает «богохульство» или же «бранная, оскорбительная речь» .

Но почему хула на Сына Божьего простится человеку, согласно словам Иисуса, а хула на Святого Духа нет? Стоит отметить, что даже в самый ужасный момент своей жизни пригвожденный ко кресту Спаситель молил прощения у Отца на тех, кто над Ним издевался. С хулой на Святого Духа совершенно иная ситуация. Ведь роль Святого Духа состоит еще и в том, чтобы оказывать влияние на человеческую совесть и вызывать у грешника чувство вины, располагая его сердце к покаянию. Именно Святой Дух влиял на совесть и сознание фарисеев, чтобы они приняли Иисуса как своего Спасителя. К тому же, Он сопровождал служение Христа многими чудесами. Но фарисеи откровенно воспротивились влиянию Духа Божьего и заявляли, что Его действия от дьявола. Итак, почему не простится хула на Святого Духа? Потому что своим упорством фарисеи не оставляли себе шансов испытать необходимость в покаянии, когда оскорбляли Духа Божьего. А как уже говорилось выше, непростительный грех - это грех, в котором человек искренне не раскаялся.

Смертные грехи

С темой непростительного греха связана тема смертельного греха. Согласно Писанию, не исповеданные грехи становятся СМЕРТЕЛЬНЫМИ (См. Библия. Римлянам 6:23) ! Смертельными, то есть ведущими к вечному исчезновению - «второй смерти» - к смерти за грех. Разница первой смерти от второй состоит в том, что первая смерть - это последствия грехопадения, и она касается всех людей. Вторая же смерть постигает беззаконника в качестве наказания Божьего суда непосредственно за сам грех (См. Библия. Откровение 20:14-15) . Поэтому всем, кто когда-либо умер, над кем совершался или не совершался обряд отпевания, надлежит воскреснуть в определенное Богом время и дать отчет за свою жизнь. Тогда человек будет либо оправдан, либо осужден.

В традиционном христианстве были составлены две модели семи смертных грехов. Например, в католицизме выделены семь смертных грехов: гордыня, сребролюбие, чревоугодие, сладострастие, зависть, гнев и, наконец, медлительность, которая позднее преобразовалась в леность. Православное мировоззрение определяет восемь смертных грехов: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордыня. Эти два варианта существенно отличаются друг от друга. Перечень грехов в первом из них расположен по степени тяжести, а во второй модели отсутствуют такие смертные грехи, как лень и зависть. В Библии, конечно, таких классификаций нет. Как уже упоминалось, согласно Священному Писанию всякий грех, в котором не покаялся человек, является непрощенным и смертельно опасным.

На самом деле, классификации по смертным грехам не только не безобидны, но и даже опасны. Ведь, руководствуясь этими представлениями, люди не будут избегать остальных грехов с той же силой, с какой бы избегали их в качестве смертных .

«Он спасет людей Своих от грехов»

Какой бы по степени тяжести ни была вина человека и как бы тяжелы ни были угрызения совести, Бог всегда готов его простить. Нужно только искренне попросить у Него прощения, исповедуя свои грехи: «Если исповедуем грехи наши, то Он (Иисус Христос. - Ред.) , будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (Библия. 1 Иоанна 1:9). Господь в силе не только простить, но и исцелить нашу душу и наш характер. Тогда Его истинный мир может наполнить сердце всякого кающегося грешника. И даже если было совершено преступление, даже если за это нужно понести уголовную ответственность, даже когда катастрофические последствия греха покаянием не исправить, пока бьется сердце в груди, время для возможности получить прощение и мир с Богом еще остается. Никому не стоит медлить. Бог заверяет нас в желании прощать грехи. Он исцеляет душевные раны и освобождает от мук совести. Спаситель ждет тебя! Он для того и родился в наш мир, чтобы спасти грешников. Эту Благую Весть и возвестил некогда могущественный ангел Иосифу: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Библия. От Матфея 1:21) .

  1. Шабалин И. В. Дух: Онто-гносеологическая интерпретация созидательных и разрушительных тенденций (Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Челябинск, 2010): 109.
  2. W. Gutbrod, «nómos, anomía, ánomos…» TDNT, IV, 1036-91.
  3. H. W. Beyer, “blasphēméō, blasphēmía, blásphēmos” TDNT, I, 621-25.
  4. Шабалин И. В., 185.

Здравствуйте, отче! прощает ли Бог любой грех? Какие грехи Он никогда не простит? Можно ли вымолить прощение за осознанный грех? Как понять, что Господь отрекся от тебя? Вознаграждает ли Бог искренне кающихся? Заранее спасибо Вам за ответ... Тимофей.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Дорогой Тимофей!

Да, любой грех Бог прощает, потому что Он есть любовь, по определению. Только один грех, как указывал Иисус, может быть не прощен – это хула на Святого Духа. Но здесь надо понимать, что имелось в виду в евангельском повествовании – это злонамеренная клевета фарисеев на Иисуса, что в Нем был нечистый дух, что Он производил исцеления силой князя бесовского. То есть, когда кто-то выдает Дух Бога за нечистый дух, он сам себя отлучает от благодати и помощи Божией, поэтому его грех, если будет нераскаянным, может закрепиться навечно. Господь ни от кого не отрекается, — это мы можем отрекаться от Него, и именно таким вот образом, как я уже написал. Вознаграждает ли кающихся Бог – скорее всего, да, хотя смотря что понимать под этим вознаграждением.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Читайте также

К огда однажды Билли Грэма спросили: «Какое определение можно дать греху?» он ответил следующее:

Грех — это какая-то мысль, или действие, которое не дотягивает до Божьей воли. Бог совершенен, и всё то, что не дотягивает до Его совершенства — является грехом.

Библия на самом деле имеет огромное количество примеров, или «словесных картин» для иллюстрации этого. Например, она показывает нам, что грех — это как непопадание в цель лучником. Он отводит ваш лук и ведет его по своему пути — но вместо попадания в яблочко, отклоняется от курса и не попадает в цель. Стрела может отклониться немного, или очень серьезно, но результат будет тот же — стрела не попадет туда, куда должна.

То же самое можно сказать и в отношении греха. Божья воля как центр этой цели — и когда мы грешим, мы отдаляемся от Божьей воли или, другими словами, совершаем промах. И это то, что мы делаем каждый день; как сказано в Библии: “Потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23). Даже если мы не знаем об этом, мы совершаем грех через то, что мы делаем (или не делаем), или то, как мы мыслим.

Вот почему мы нуждаемся в Христе, только Он может простить нам все наши грехи, и только Он может помочь жить такой жизнью, которой должны. Мы не можем сами простить себя, и не можем поменять свои сердца и сделать их лучше в Божьих глазах.

Грэма также спрашивали, все ли грехи равноценны в Божьих глазах. Его ответ был таким:

Всегда сложно и рискованно пытаться составить список грехов, сортируя их по силе и серьезности. Другими словами, все грехи одинаковы в том, что все они отделяют нас от Бога. Божье утверждение, «Ибо возмездие за грех - смерть» (Рим. 6:23), применимо к каждому греху, будь то мысли, слова или действия.

В то же время, очевидно, что некоторые грехи хуже остальных и в мотивах, и в последствиях, и должны судиться соответственно. Кража ломтя хлеба сильно отличается от уничтожения миллионов людей. Грехи также могут отличаться своим корнем.

Теологи веками стремились определить суть греха. Некоторые называли это чувственностью, вторые эгоизмом, третьи гордостью или неверием. В Ветхом Завете, Бог использовал разные наказания за разные грехи, в зависимости от серьезности каждого из них. Вор возмещал урон; практикующий оккультизм изгонялся из общества Израилева; тот, кто совершал прелюбодеяние или гомосексуальный акт, или злословил (или проклинал) родителей подлежал смерти (См. Исход 21 и Левит 20).

В Новом Завете Иисус сказал, что в день Суда будет отраднее Содому, чем Капернауму, т.к. Капернаум не поверил и не покаялся после явления Им разных чудес (Матф. 11:23-24). Грехи Капернаума определены в Иезекииле 16:15-22 как высокомерие, чревоугодие, безразличие к бедным и нуждающимся, надменность и мерзости.

Подписывайтесь:

Когда Иисус рассказывал о Своем Втором пришествии и суде, Он предупреждал, что некоторые будут биты много, а некоторые меньше (Луки 12:47-48). Он также приберег Свои самые свирепые обвинения, касаясь гордости и неверия религиозных лидеров, а не виновных в сексуальной распущенности (Матф. 23:13-36).

Иеромонах Григорий (в миру Хадзиэммануил Панайотис) родился на острове Метилены в 1936 году, окончил богословский факультет в Афинском университете, затем изучал святоотеческое богословие в Страсбурге. Вернувшись на родину, в 1966 году принял монашеский постриг, был рукоположен во диакона, а спустя месяц – во иерея, и отправился на Афон.

В 1968 году, следуя за святым старцем Паисием и архимандритом Василием, о. Григорий поселился в монастыре Ставроникита. В 1971 году о. Григорий был посвящен в духовники и несет это послушание до сего дня в Греции и в Германии. С 1980 года о. Григорий живет вместе со своей монашеской общиной в святой Кутлумушской келлии святого Иоанна Богослова.

Все ли болезни являются следствием наших грехов? Конечно, нет. Иногда Господь попускает болезнь для воспитания или освящения Своих любимых чад. Как сказано в «Ответе святого великого старца Варсонофия к новоначальному брату, который был болен и не мог терпеливо переносить сей скорби», «бывает болезнь, которая посылается для испытания. А испытание это дается, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими. Муж, не испытанный искушениями, остается неопытным и незрелым. Испытанный же бедствиями бывает опытен и искусен, как и золото, очищенное огнем. Потому что от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5: 4-5) того, кто ее имеет». В этих случаях человек своим терпением приобретает небесную награду. Христос заверил нас, что всякий верующий, когда имеет духовный плод, подрезывается подобно винограднику, чтобы принести еще больший плод (см.: Ин. 15:2). И, как пишет святитель Кирилл Александрийский, «если будет совершено некоторое обрезание ветвей на мысленной лозе, этого не произойдет без боли… Потому что через боль и страдания путеводит нас милостивый Бог наш… Но малое это страдание делает нас блаженными, ибо преподносит Божественное детоводительство. И свидетелем этому пророк Давид, который говорит: Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи (Пс. 93: 12)».

Бог есть любовь, и путеводительство Его чудесно и неизведанно. Преподобный старец Паисий привел очень наглядный пример, когда его спросили, почему Господь некоторым людям дает много испытаний, а другим не дает: «Что говорит Священное Писание? Его же любит бо Господь, наказует (Притч. 3: 12). К примеру, у какого-то отца восемь детей. Пять живут дома с отцом, а трое уходят из дома и об отце забывают. Если дети, живущие с отцом, в чем-то провинятся, он может надрать им уши, или дать подзатыльник, или же, если они благоразумны, приласкать их, дать шоколадку. А вот те, которые живут вдали от отца, не имеют ни ласки, ни подзатыльника. Так же поступает и Бог. Людей, которые живут с Ним, если они допускают погрешность, Он наказывает «подзатыльником», и они расплачиваются за свой грех. Или же, если Он даст им больше «подзатыльников», скапливают себе небесную мзду. А тем, кто живет от Него вдали, Он дает долгие годы жизни, чтобы они покаялись».

Другие причины болезней

Исследуя причины болезней, мы не должны забывать, что характерная черта нашего времени - это уныние и стресс. Наша жизнь полна скорбей. Человек, который относится к сложностям своей жизни без веры и надежды на Бога, живет в постоянном стрессе. Напротив, тот, кто доверяет свою жизнь любви Божией, живет в мире и спокойствии. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «причиной нашей тревоги и беспокойств служит не внезапная перемена внешних обстоятельств, а мы сами и наши мысли. Если они у нас правильные, то мы всегда будем пребывать в спокойствии и тишине, хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури».

Таким образом, совершенно естественно человеку, который не прибегает к Богу, мучиться и пребывать в постоянном волнении, жаловаться на все и на всех вокруг, и в итоге все это может вылиться в какую-нибудь телесную или даже психическую болезнь.

Святитель Иоанн говорит еще о причинах телесных болезней - «чревоугодии, пьянстве и бездействии». Все это «также производит болезни». Действительно, замечено, что человек изнеженный, живущий в роскоши более подвержен болезням и живет меньше, чем человек, любящий труд. Таким образом, умножение разных болезней естественно для нашего времени стремления к легкой жизни и наслаждениям.

* * *

Наконец, существуют случаи среди святых людей, когда человек сам испрашивает себе у Бога болезнь. Просит, чтобы искупить свои грехи, либо чтобы ответить на великую любовь Божию, либо чтобы оказать помощь другим людям. Те, кто просил такой дар от Бога, были движимы большой любовью к Нему и к людям. И эта любовь сделала их любимыми чадами Божиими. С нашей стороны необходимо быть осторожными, чтобы не пытаться им подражать в то время, когда мы находимся на гораздо более низком духовном уровне. Потому что есть опасность возроптать на Бога, Который попустил нам испытание, хотя мы сами об этом просили.

Блаженной памяти старец Порфирий говорил: «Благодарю Бога, давшего мне много болезней. Часто я говорю Ему: “Христе мой, любовь Твоя безгранична!” То, что я живу, - это чудо. Среди моих болезней есть и рак гипофиза… Болит страшно. Но я молюсь, с терпением подъемля Крест Христов… Очень сильная боль, я страдаю, но болезнь моя прекрасна. Я воспринимаю ее как любовь Христову. Прихожу в умиление и благодарю Бога. Это за грехи мои. Я грешен, и Бог пытается очистить меня. Когда мне было шестнадцать лет, я просил Бога дать мне тяжелую болезнь, рак, чтобы мне страдать ради любви Его и прославлять Его в страданиях… Бог не забыл моего прошения и послал мне такое благодеяние после стольких лет! Сейчас я не прошу Бога взять то, о чем я Его просил. Я радуюсь тому, что у меня есть, чтобы по великой Его любви приобщиться к Его страданиям. Бог воспитывает меня. Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6). Моя болезнь - это особое благоволение Божие, которое призывает меня войти в таинство Его любви… Поэтому я и не молюсь, чтобы Бог сделал меня здоровым. Я молюсь, чтобы Он сделал меня благим».

Польза болезней

Рассмотрим теперь пользу, которую приносят нам болезни. Болезнь - это посещение Божие, это выражение Его любви ради исцеления нашей души от болезни греха. «Бог дает болезни для здоровья души», - говорит преподобный Исаак Сирин.

Святитель Иоанн, говоря о расслабленном, который на протяжении тридцати восьми лет ожидал своего исцеления, замечает, что его болезнь «явила человеколюбие Божие. Подлинно самое поражение такой болезнью и продолжение недуга столько времени есть дело величайшего попечения Божия. Как золотых дел мастер, бросая в горнило золото, оставляет его плавиться в огне дотоле, пока не увидит, что оно сделалось чистейшим, так точно и Бог попускает душам людей искушаться бедствиями дотоле, пока не сделаются они чистыми и светлыми, пока от этого искушения не приобретут великой пользы. И это есть величайшее благодеяние».

Слова святителя Иоанна могут показаться нам преувеличением. Тогда мы должны исследовать, почему болезнь считается благодеянием Божиим. Ответ на этот вопрос, согласно богоносным святым отцам, заключается в отеческом человеколюбии Божием, Который с любовью и мудростью находит способ излечить нашу больную душу. Болезни, так же как и другие страдания, которые попускает Бог в нашей жизни, являются, как пишет святитель Феофан Никейский, «лекарствами для нашей души и для искоренения укрепившегося в ней в течение долгого времени греха; эти лекарства имеют в себе горечь и неприятны, но зато обладают силой, большей, чем все иные средства (пост, бдения и прочее), вылечить душу».

Духовную пользу телесных болезней опытно переживали все святые нашей Церкви. Именно поэтому, когда Господь посещал их болезнью, они просили не избавления от нее, но сил ее претерпеть.

Один старец, который страдал от водянки, говорил ухаживавшим за ним братьям: Отцы, помолитесь, чтобы не затронула похожая болезнь моей души. А о телесной болезни молю Бога, чтобы не излечивал меня скоро, ибо, хотя внешний человек и страдает, внутренний обновляется день ото дня (см.: 2 Кор. 4: 16). То есть этот святой старец чувствовал, по примеру апостола Павла, увеличивающуюся пользу для души от этой тяжелой болезни.

Святой старец Паисий после сильнейшего испытания говорил: «Когда тело претерпевает страдание, душа освящается… Христос оказал бы мне великую честь, если бы ради Его любви я пострадал бы еще больше. Лишь бы Он меня укреплял так, чтобы я мог выдержать эту боль. А воздаяние мне не нужно… Я получил от своей болезни такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел». «Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь – это великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда собирает ему небесную мзду. Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, который это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9). Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и святым он становится – лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью… Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом искореняет его душевную болезнь».