Педагогические труды а с макаренко. Макаренко о воспитании. «Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию – все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском ко

Анто́н Семёнович Мака́ренко - советский педагог и писатель, прозаик. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершеннтейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Родился в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге, затем годичные учительские курсы. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение Кризис современной педагогики. Имея реальные перспективы научной карьеры, с 1918, однако, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в г.Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве. С сентября 1920 – заведующий Полтавской колонией для правонарушителей (впоследствии – им. М.Горького), где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 отослал Макаренко на отзыв свой первый рассказ Глупый день, а с 1925 состоял с ним в переписке. В 1928 Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, провидчески заметил в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение». Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического неопросветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспрецедентные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками». В 1927 были написаны первые главы Педагогической поэмы. Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта, однако в связи с нападками со стороны педагогической общественности (основой которых были не столько действительные упущения Макаренко, сколько консерватизм, а то и обыкновенная зависть менее удачливых коллег), после объявления летом 1928 Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской», подал заявление об уходе с работы. В 1932 опубликовал первое большое художественно-педагогическое произведение Марш 30 года – цикл очерков, объединенный основными действующими лицами, пока еще в краткой форме, но уже в свойственной Макаренко документально-«кинематографической», неявно-наставительной манере, лишенной сентиментальности, тяготеющей к юмору как своеобразному «смягчающему» способу передачи остроты внутренних переживаний и внешних коллизий, рассказывающий о жизни воспитательной колонии новаторского типа. С 1928 Макаренко работает над формированием нового коллектива – коммуны им. Ф.Э.Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков в процессе коллективного труда, но и окупала самое себя, давая государству огромную прибыль, и даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – ФД-1 (1932; уцелевшая часть рукописи опубл. в 1950). С помощью Горького в 1933–1935 была издана Педагогическая поэма, вскоре принесшая ее автору всемирную известность и открывшая новую страницу в истории педагогики. Уникальное художественное произведение о научном творчестве в области практического воспитания, оно не только показывало путь должного развития личности, основанный на принципе целеполагания, «положительной» активности, продуктивности, гуманистической взаимопомощи и социальной ответственности и, главное, уважительного доверия к человеку, но и давало живые и убедительные типы воспитанников с разнообразными, зачастую агрессивными задатками и сложными судьбами, эволюцию их характеров, а также подкупающий правдивостью образ самого Макаренко – наставника, организатора, старшего друга, раскрывая процесс воспитания в конкретных (зачастую забавных, заранее проецирующих на «разрешимость» конфликта) ситуациях, психологический динамизм которых проявлялся главным образом в диалогах с их эффектом читательского присутствия и тонкой речевой индивидуализацией. В 1933, после того как Харьковский театр стал шефом руководимой им коммуны, Макаренко пишет пьесу Мажор (опубл. в 1935 под псевд. Андрей Гальченко), нацеленную на передачу бодрого, жизнерадостного настроя коммунаров. Следующей была «производственная» пьеса из жизни заводских оптиков, борющихся за устранение брака, – Ньютоновы кольца (неопубл.), Макаренко написал также сценарии Настоящий характер, Командировка (оба опубл. 1952), роман Пути поколения (незаконч., также из заводской жизни). В 1935 Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 на него из коммуны им. Ф.Э.Дзержинского поступил политический донос (Макаренко обвинялся в критике И.В.Сталина и поддержке украинских оппортунистов). Писателю дали возможность «скрыться», он переехал в Москву (1937), где завершил работу над Книгой для родителей (1937; в соавторстве с женой, Г.С.Макаренко). Повести Честь (1937–1938; основана во многом на воспоминаниях автора о детстве) и Флаги на башнях (1938) продолжили темы предшествующих художественно-педагогических произведений писателя, но уже в романтически-апологетической тональности, акцентируя не столько трудности процесса, сколько блеск успешного результата многолетних усилий и отточенной педагогической техники (в ответ на упреки критики в идеализации изображаемого Макаренко писал: «Это не сказка и не мечта, это наша действительность, в повести нет ни одной выдуманной ситуации... нет искусственно созданного колорита, и жили мои колонисты, представьте себе, во дворце» («Литературная газета», 1939, 26 апр.). «Запрограммированный» оптимизм Макаренко-воспитателя во второй половине 20 в. был скорректирован достижениями современной педагогики, учитывающей и чуждое Макаренко обращение к наследственности, сфере подсознания, к национальному менталитету и т.п. Однако время борьбы с «макаренковщиной» тоже прошло: концепция и практический опыт Макаренко изучаются и поныне, находя отклик у многих педагогов разных стран вплоть до начала 21 в. Активная публицистическая и литературно-художественная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

(1888-1939) советский педагог и писатель

Для современного читателя имя Макаренко Антона Семеновича, связано с определенным периодом нашей истории - тридцатыми годами, когда организовывались первые советские колонии для малолетних преступников. Именно тогда и были написаны основные книги Макаренко.

Он родился в семье мастера-железнодорожника в украинском городке Белополье, неподалеку от Харькова. После школы Антон поступил в одногодичную учительскую семинарию в Кременчуге, а после ее окончания в 1905 году начал работать учителем начальных классов в железнодорожных школах. Там ему приходилось преподавать практически все предметы, а также заниматься воспитанием учеников, поскольку иногда случалось, что в одном классе оказывались учащиеся разного возраста, требовавшие индивидуального подхода.

Девятилетняя работа учителем оказалась хорошей школой, о которой Антон Макаренко с благодарностью вспоминал всю жизнь. Однако он вскоре понял, что имеющихся у него знаний недостаточно, и поступил в Полтавский учительский институт. Там он проучился три года и в 1917 году, когда начались революционные события, вновь стал преподавать.

После Октябрьской революции, Антон Макаренко стал директором школы в городке Крюков на Днепре, а через год перебрался в Полтаву, где также стал заведовать школой. В 1920 году его судьба резко меняется. Началась борьба с детской беспризорностью, и Макаренко получил задание организовать колонию для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Она находилась в деревне Куряж, неподалеку от Полтавы.

Поскольку среди направленных в колонию подростков было много правонарушителей, а также уголовных преступников, Антону Макаренко пришлось разработать систему достаточно жесткого казарменного воспитания. Она основывалась на принципах коллективной педагогики. Единственным инструментом воздействия он считал воспитание коллективного начала, которое и являлось основным средством подавления личности. Этот принцип в середине двадцатых годов подвергся жестокой критике со стороны специалистов-педологов.

Литературной работой Антон Семенович занялся в начале века. Но в то время он практически писал для себя, только в начале двадцатых годов прислал один из своих очерков Максиму Горькому , который приветствовал педагогические изыскания Антона Макаренко, но весьма прохладно отозвался о его литературных способностях. Тем не менее Макаренко продолжал писать и в 1932 году выпустил свою первую книгу - сборник очерков «Марш тридцатого года». Он рассказал в нем историю перевоспитания нескольких беспризорников, а также описал свою систему воспитания.

Книга была послана Горькому в Италию, и после его благожелательного отзыва, Макаренко создал свое основное произведение - «Педагогическую поэму». По форме это автобиографический роман, в котором главный герой занимается перевоспитанием беспризорников. Книга Антона Семеновича Макаренко соединяет черты литературного произведения и научного труда.

Любопытно, что начиная с первого издания она выходила с большими цензурными сокращениями, поскольку издатели старались смягчить жесткую систему воспитания, предлагаемую Макаренко.

Критика со стороны специалистов-педологов привела к тому, что в 1927 году он был отстранен от руководства колонией, однако благодаря контакту с ОГПУ переехал в Харьков, где организовал коммуну им. Ф. Дзержинского, в которой продолжал развивать свою систему воспитания.

Важно заметить, что во время путешествия по СССР в 1928 году Горький посетил колонию Антона Макаренко, а также открытую им к тому времени Полтавскую колонию беспризорников. Писатель пришел в восторг и стал решительным сторонником его педагогических методов.

К тому времени необходимость в этой системе оказалась настолько насущной, что власти практически закрывали глаза на то, что предлагаемая Макаренко теория и практика воспитания - не что иное, как развитие взглядов Троцкого , в свое время раскритикованных еще В. И. Лениным.

Антон Семенович Макаренко соблюдал внешние приличия и говорил о том, что нужно перевоспитывать через труд, поэтому в колонии было организовано производство, в частности, выпускались фотоаппараты ФЭД.

Правда, с 1937 года он уходит с педагогической работы «переезжает в Москву. Там он целиком посвящает себя литературе и в том же году выпускает «Книгу для родителей», в которой предлагает ввести разработанную им систему семейного воспитания. Она основывалась на жестком контроле, а сама семья рассматривалась как одна из форм коллектива. Другие отношения не признавались. Примечательно, что книга Макаренко явилась одним из средств обоснования широко применявшегося в те годы принципа обоюдной ответственности детей и родителей.

В последующие годы Макаренко опубликовал еще одну повесть - «Флаги на башнях» (1938), в которой рассказал о жизни своих воспитанников уже в юношеском возрасте, а также после их выхода из колонии. В отличие от «Педагогической поэмы», в этой книге Антон Макаренко дал сильно идеализированное изображение своих воспитанников.

Последние три года своей жизни он тяжело болел туберкулезом, но продолжал работать до последнего дня: выступал с лекциями, публицистическими статьями в газетах, писал киносценарии по своим произведениям. Последнее из них - автобиографический роман «Пути поколения», в котором он рассказал о своем детстве и юности, - осталось незавершенным.

Еще до Великой Отечественной войны, произведения Антона Макаренко были переведены на немецкий язык, а в начале восьмидесятых годов в Западной Германии было опубликовано полное собрание сочинений писателя без цензурных изъятий и купюр.

1. Лордкипанидзе Д. О. Классик русской педагогики К. Д. Ушинский. М: Педагогика, 1954.

2. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч. / Под ред. Н. А. Сундукова. М: Просвещение, 1968.

4. О педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Под ред. А. Г. Иванова. Ярославль, 1972.

5. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974.

6. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М: Педагогика, 1974.

7. Ушинскии К. Д. / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1977.

8. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения / Под ред. В. Б. Петровского. Киев: Вища школа 1980.

9. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / АПН СССР. М: Педагогика, 1988.


Осмысляя творческий путь А.С. Макаренко, важно осознать, что главные его педагогические идеи (о сущности коллектива и его формировании, о целостном подходе к воспитанию и другие) приобретают в настоящее время особую актуальность и остроту. А.С. Макаренко явился не только теоретиком, но и блестящим практиком, талантливым педагогом-организатором. А.С. Макаренко (1888-1939 гг.) прожил недолгую, но яркую и трудную жизнь.

Основные этапы жизни и деятельности . А.С.Макаренко родился 14 марта 1888 г. в г. Белополье бывшей Харьковской губернии в семье мастера малярного дела железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге, затем педагогических курсов с 1905 года стал работать учителем железнодорожного училища в поселке Крюково. В 1914 году, имея уже десятилетний стаж педагогической работы, Антон Макаренко поступил в Полтавский педагогический институт, который в 1917 году окончил с золотой медалью. В том же 1917 году А.С. Макаренко был назначен инспектором высшего начального училища в селении Крюково.

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей. И он создает свою знаменитую колонию им. М.Горького. С 1928 по 1935 годы возглавлял им же созданную коммуну (под Харьковом) им. Ф.Э. Дзержинского. В 1935 году А.С. Макаренко переезжает в Киев, назначается заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины. Позже, поселившись в Москве, полностью, по совету A.M. Горького, отдается литературной работе.

А.С. Макаренко оставил нам богатое литературное наследие. По своему содержанию его труды можно разделить на четыре основные группы.



К первой группе относятся труды, подготовленные к печати им самим. Они раскрывают принципиальные основы его педагогических взглядов. Это такие статьи, как «Цель воспитания», «Проблемы воспитания в советской школе», «Педагоги пожимают плечами» и другие.

Вторую группу наследия составляют лекции по отдельным вопросам методики коммунистического воспитания. Стенограммы этих лекций были подготовлены к печати и напечатаны в виде статей уже после смерти А.С. Макаренко («Дисциплина, режим, наказания, поощрения», «Методы воспитания», «О трудовом воспитании»).

Третья группа наследия - это ряд выступлений выдающегося педагога перед учителями, студентами, научными работниками, обобщающих его опыт и педагогическую систему. Эти выступления также были опубликованы по стенограммам: «Некоторые выводы из моего педагогического наследия», «Мои педагогические воззрения», «О моем опыте» и другие.

Отдельную группу наследия составляют его художественные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», сценарий к документальному фильму «Именем железного большевика», очерк «На гигантском фронте».

Следует считать, что работу в колонии под Полтавой и коммуне под Харьковом приходилось начинать в невероятно трудных условиях. Воспитанники, с которыми А.С. Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, без всякого представления о дисциплине, не привыкшими к систематическому труду. Работа в этих детских исправительно-воспитательных учреждениях требовала от Антона Семеновича максимального напряжения нравственных и интеллектуальных сил.

В главе «Бесславное начало колонии им. Горького» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко пишет: «Колония все больше и больше принимала характер «малины» воровского притона, в отношениях воспитанников и воспитателей все

больше определяется тон постоянного издевательства и хулиганства. При воспитательницах уже начали рассказывать похабные анекдоты, грубо требовали подачи обеда, швырялись тарелками в столовой, демонстративно играли финками и глумливо расспрашивали, сколько у кого есть добра».

Когда, например, А.С. Макаренко попросил колониста Задорова нарубить дров, тот просто-напросто по-хамски ответил педагогу:

Иди сам наруби, много вас тут.

Можно представить, как «легко» работалось с таким контингентом.

Нервы не выдержали у Антона Семеновича. К серьезному, высокообразованному человеку впервые в грубой форме обращались на «ты». И он, не выдержав, ударил колониста. Это было не наказание, не избиение, это было требованием, предъявляемым к воспитаннику в экстремальной обстановке.

Традиционные педагогические идеи, методы, формы воспитательной работы не давали желаемого результата. Возникла необходимость в создании новой, действенной педагогической теории и системы. «Я сначала даже не понял, - писал он, - просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие» (Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, с. 14).

И он создал подлинно новаторскую систему и концепцию, смело, по-граждански мужественно, разрушив устаревшие теоретические каноны и стереотипы традиционного воспитания.

Педагогическая система А.С. Макаренко стала приносить блестящие результаты. Он умело перековывал за удивительно короткий срок (от двух до четырех лет) правонарушителей в дисциплинированных, любящих друг друга советских граждан.

A.M. Горький, посетив в 1923 году колонию под Полтавой, был поражен результатами педагогической деятельности А. С. Макаренко. В очерках «По Союзу Советов» М.Горький писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С Макаренко. Это, бесспорно, талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем с такой гордостью, как будто они сами создали его». Великий пролетарский писатель отмечает, что А.С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его несколькими словами, как будто делая моментальный фотографический снимок».

Колонию им. Горького посещали многие известные люди: А. Барбюс, В. Пик, другие выдающиеся политические и общественные деятели. Опыт А.С. Макаренко получил прочное общественное признание, но достаточно веско звучали голоса и противников его системы. Специальная комиссия Харьковского окружного комитета комсомола заявила, что в колонии им. A.M. Горького используются антипедагогические методы. Критика в адрес А.С. Макаренко все чаще и чаще звучит в конце 20-х годов прошлого века со страниц московской и харьковской прессы. Известный педагог А.В. Заякинд квалифицирует систему А.С. Макаренко как «вредную» и противоречащую советской педагогике.

В мае 1928 г. А.С. Макаренко вынужден был оставить колонию им. A.M. Горького. Но критика его воспитательной деятельности и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского не прекращалась. 29 января 1933 г. на заседании коллегии Наркомпросса Украины нарком А.С. Скрипкин дал отрицательный отзыв о работе А.С. Макаренко в этой коммуне.

Появление в печати «Педагогической поэмы» было встречено недоброжелательно. На страницах теоретического органа Наркомпросса РСФСР «Коммунистическое просвещение» (№ 4, 1934 г.) появилась рецензия под названием «О буржуазной тюремной педагогике» и «Педагогической поэме». В этой рецензии воспитательная система А.С. Макаренко объявлялась в корне ошибочной. Другая рецензия на «Педагогическую поэму» появляется в 1936 г. на страницах журнала «Книга и пролетарская революция» (редактором этого журнала был нарком просвещения А.С. Бубнов). Она квалифицировалась как «антипедагогическая поэма», и А.С. Макаренко назван в ней основоположником антивоспитания. В 1936 г. вышла «Книга для родителей». В мартовском номере журнала «Советская педагогика» за 1936 г. появляется рецензия под заголовком «Вредные советы родителям» о воспитании детей».

К сожалению, Макаренко А.С. не был при жизни общепризнанным авторитетом в области педагогики. Споры вокруг него сменились молчанием, которое после его смерти длилось больше года. Напомнила об А.С. Макаренко газета «Правда», опубликовав 17 марта 1940 года статью учительницы М.В. Кропачевой «Неиспользованное наследие». Эта статья послужила толчком к острой педагогической дискуссии, начатой «Учительской газетой», где 7 и 8 июня 1940 г. была опубликована обширная статья Н.А. Лялина о системе воспитания А.С. Макаренко. А 27 августа 1940 г. газета «Правда» опубликовала статью М.Мануильского «Дискуссия в советской педагогике», которая подвела итог этой дискуссии. С этого момента А.С. Макаренко квалифицируется как выдающийся педагог коммунистической формации.

А.С. Макаренко сам считал, что разрабатывает педагогику будущего. «Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страстно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности», - так он писал незадолго до смерти (Макаренко А. С. Собр. Соч. М., 1946, Т. 7, с. 143).

А.С. Макаренко - основоположник коллективного воспитания. При жизни "А.С. Макаренко отдельные ученые-педагоги говорили, что он хороший практик, но в педагогической теории разбирается слабо. Глубокое заблуждение! А.С. Макаренко мог бы сказать о себе словами Бориса Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья».

Поставив выдающийся социально-педагогический эксперимент, Антон Семенович совершил немало открытий.

Свои педагогические идеи А.С. Макаренко не изложил в систематизированном виде; осваивать их нелегко ещё и потому, что они принципиально отличаются от традиционных взглядов на процесс воспитания.

Истоки педагогической концепции А.С. Макаренко нельзя рассматривать в отрыве от революционной перестройки системы народного образования в послеоктябрьский революционный период. 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Эта комиссия по просвещению, работавшая под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского, к августу 1918г. подготовила «Декларацию о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В этих документах подчеркивается связь школы с политикой, уделяется особое внимание её демократизации, организации самоуправления с широкими полномочиями учащихся. В старших классах, согласно этим документам, вводился производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве.

Эти идеи реализовывались многими выдающимися педагогами 20-30 годов XX столетия: С.Ш. Шацким, В.Н. Сорокой-Росинским, С.М. Ривесом, Н.М. Шульманом, Б. Сливкиным, Г. Гольдбергом и другими. Однако наиболее яркое, удачное и полное отражение они нашли в педагогической деятельности А. С. Макаренко.

Основы мировоззрения. Раскрыть педагогические идеи А. С Макаренко - это значит охарактеризовать его мировоззрение; указать на отличие его системы от традиционной практики воспитания; показать его отношение к педагогическому наследию, к буржуазной педагогике, к экспериментальной педагогике и педологии; идеям свободного воспитания. Это значит - осветить его учение о целях воспитания; о сущности коллектива и путях создания коллектива; логике и технологии педагогического процесса; семейном воспитании. При этом необходимо продемонстрировать и то, насколько А.С. Макаренко современен.

По убеждению самого А.С. Макаренко, его мировоззрение формировалось в 1905-1907 годы под непосредственным воздействием революционных событий. Большое влияние на Макаренко оказал A.M. Горький. «Максим Горький, - писал он, - сделался для меня не только писателем, но и учителем жизни» (Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М., 1946, Т. 3, с.59).

Отличие педагогической концепции А.С.Макаренко от традиционной состоит в том, что основана она на организации общественно-значимой коллективистской жизни детей, а не на парно-назидательных душеспасительных беседах наставников с воспитанниками. Поэтому его и не понимали ученые-педагоги и руководители органов народного образования. Кроме того, они считали, что А.С.Макаренко недооценивает достижения педагогической мысли. А это не так. Именно он решительно выступал против пролеткультовских тенденций в области педагогики, творчески используя наследие К.Д. Ушинского и революционных демократов.

А.С. Макаренко резко критикует ту педагогику, которая абсолютизирует наследственность, недооценивает социальные факторы и граждански значимую деятельность в развитии ребенка. Он не однажды отмечал, что буржуазные теоретики от педагогики шли от авторитарных средств воздействия на детей к руссоистским идеям удовлетворения всех их спонтанных интересов.

Отрицательно относился он и к экспериментальной педагогике. Как известно, в конце XIX - начале XX веков возникло такое направление в педагогике в ряде зарубежных стран (Германии, Англии, США), которое считало эффективным методом педагогических исследований только лабораторный эксперимент; обучение и воспитание отрывалось от жизни, от влияния общественных факторов. А.С. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта.

«Мы все прекрасно знаем, какого нам следует воспитать человека, это знает каждый грамотный сознательный рабочий и хорошо знает каждый член партии. Следовательно, затруднения не в вопросе, что нужно сделать. Это вопрос педагогической техники. Технику можно вывести только из опыта ведь закона резания металлов не могло быть найдено, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. Только тогда, когда есть технический опыт, возможно изобретение, усовершенствование, отбор и браковка. Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а строилось всегда по логике моральной проповеди. Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструирование работы, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль допуска и браковки.

С вершин педагогических кабинетов не различают никаких деталей части работы - оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов...» (Макаренко А. С., Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, С. 553-554).

Сейчас нередко можно встретить высказывания о том, что не надо навязывать ребёнку волю взрослого, волю преподавателя. «Молодым быть нелегко», - утверждают некоторые представители общественности. Одним из принципов педагогики сотрудничества является учение без принуждения. Наблюдается своеобразное заигрывание с молодежью. Уместно в этой связи поставить вопрос: как относился А.С. Макаренко к ребенку, к идеям руссоистского свободного воспитания?

Педагогические идеи А.С. Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко является высоко гуманной. Веря в лучшее в ребенке, опираясь на лучшее в нем, ставя каждого ребенка в защищенное положение, важным принципом воспитания он считает единство уважения и требовательности. Своим педагогическим опытом А.С. Макаренко доказал, что нет морально дефективных детей, что правонарушения несовершеннолетних - это результат тяжелых социальных условий, в которых дети оказались. Антон Семенович утверждал: «Никаких особых правонарушителей нет, а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве попал в такое же положение и я был бы таким, как они. Всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы -нормальный ребенок будет вести себя так» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.438). В то же время воспитание без принуждения, без требования, без наказания, он считал маниловщиной: «Маниловы от педагогики мечтают о таком идеальном положении: «Вот хорошо бы было, если бы дисциплину поднять и никаких мер воздействия для этого не требовалось». Подобный ложный гуманизм остается до сих пор у теоретиков-педагогов хорошим тоном. Школе же это беспринципное сюсюканье наносит большой вред» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.379).

А.С. Макаренко разрабатывал педагогику руководства , большое внимание, уделяя целенаправленному формированию социально значимых качеств личности. Так, говоря, например, о воспитании дисциплины, он считал, что это, прежде всего моральное качество и воспитывается на протяжении многих лет на основе четко отлаженного режима жизни школы. Цели воспитания исходят из социального заказа. Осмыслению реально достижимых целей А.С. Макаренко уделял большое внимание. В связи с этим он писал: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу четкого человеческого характера, причем в понятие характера вкладываю все содержание личности... В своей практической деятельности я не мог без такой программы обойтись. Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне в той же коммуне Дзержинского дали несколько сот человек, и в каждом из них я увидел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого малыша, девочки воспитать гражданина... » (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.9).

А.С. Макаренко разработал теорию коллектива на социальной основе, доказывал, что гуманного, разносторонне развитого человека можно воспитать лишь в коллективе. «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развить свои особенности, сохранить свою индивидуальность».

Такой организационной формой он считал коллектив, так как социалистическое общество основано на принципе коллективизма. Эта глубокая мысль о коллективности до конца ещё не оценена и в настоящее время.

Ведь и по сей день лучшим способом воспитания социально значимых, гражданских качеств личности (таких как активность, ответственность, чувство долга, дисциплинированность) - это прежде всего организация трудовой, коллективной жизни детей. Эту идею и отстаивал А.С. Макаренко в борьбе со своими противниками.

В главе «У подножия Олимпа» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко приводит следующие слова профессора педагогики: «Товарищ Макаренко хочет педагогический процесс построить на идее долга... Это идея буржуазных отношений, идея сугубо меркантильного порядка. Советская педагогика стремится воспитать в личности свободные проявления творческих сил и наклонностей, инициативу, но ни в коем случае не буржуазную категорию долга». В свою очередь А.С. Макаренко возражал педагогу-олимпийцу: «Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива» (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.6).

Таким образом, не может быть какой-то выхолощенной, освобожденной от труда инициативы, она не придет по мановению волшебной палочки.

А.С. Макаренко, возглавив коммуну им. Дзержинского, организовал завод по изготовлению сложнейшего электрооборудования - такого, в котором «дышит интеграл». То есть он блестяще реализовал идею соединения обучения с производительным трудом. Коммуна им. Дзержинского просуществовала восемь лет; и только один год была на дотации. Тут есть над чем задуматься. Не это ли способствовало тому, что успехи воспитания были налицо? Но именно эта идея А.С. Макаренко порой затушевывается.

«.. .К заветной цели А.С. Макаренко, к воспитывающему обучению не единственный путь ведет, самим Макаренко указанный, а множество дорожек и тропинок, порой очень извилистых», - заявляет С.А. Соловейчик (Соловейчик С. Вечная радость. М., Педагогика, 1986, С. 203). Множество ли? Ю. Бондарев, В. Белов, В. Распутин написали в «Правду»:

«Удивительная вещь: в иерархии детских и юношеских ценностей ныне, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. С недоумением и болью нам приходится смотреть на иных наших туристов, в том числе и молодых, которые, презрев красоты Акрополя, египетских пирамид, шедевров Лувра, носятся по заморским городам в поисках тряпок.

Сотнями, тысячами, по городам и весям страны и мира, мы возим, кормим, одеваем бесчисленные армады юных участников художественной и спортивной самодеятельности. И забываем, что тем самым отрываем их от дела, от учебы, часто приучая к показухе. Забываем, что эта самодеятельность стоит обществу огромных денег, кстати, не ими самими заработанных. Что же касается труда, и не в последнюю очередь труда физического, которым призваны заниматься молодые, то он отодвинут куда-то на второй план. Отодвинут не без помощи отцов и матерей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы, «предки», как нас называют ныне юные, хорошо и трудно работали и работаем. Так пусть же наши дети и внуки отдохнут, рассуждают иные из нас. От чего, спрашивается, отдохнут? От труда. Но ведь без труда человек перестает быть человеком. Нам думается, что отсутствие у многих молодых людей стремления к труду вообще, и к физическому в частности, грозит последствиями неисправимыми!!

Опыт А.С. Макаренко по сочетанию воспитания с производительным трудом и созданию на этой основе коллектива сейчас приобретает особую значимость. Именно он выявил социальную сущность коллектива, раскрыл стадии его развития, разработал теорию первичного коллектива, разработал методику параллельных воспитательных воздействий в коллективе, обосновал роль перспектив, труда, эстетики, игры, мажорного тона, режима и дисциплины в формировании детского коллектива. Все эти идеи применимы к сегодняшнему дню.

Воспитание, по А.С. Макаренко, - это организация жизни детей. Говоря о логике воспитательного процесса, он всегда подчеркивал важность разработки воспитательной системы с позиций целостного подхода к личности и ее целенаправленному формированию. По утверждению Антона Семеновича, человек не развивается по частям, поэтому нужна гармония воспитательных действий, нельзя изолированно использовать воспитательные средства.

В своих работах много внимания уделял он вопросам семейного воспитания; до сих пор не потеряла значения его «Книга для родителей», в которой рассматриваются главнейшие условия успешного семейного воспитания: наличие полной семьи, полного коллектива, где отец и мать живут дружно, где царствуют любовь и взаимное уважение, четкий режим жизни семьи, плодотворная трудовая деятельность.

Очень ценны высказывания А.С. Макаренко о родительском авторитете. Он подробно анализирует главные слагаемые авторитета:

авторитет подавления, чванства, педантизма, резонерства, «любви», «доброты», «дружбы», подкупа. «Главным основанием родительского авторитета только и может быть, - пишет он, - жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение». В «Книге для родителей», в «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил также о важнейшей возможности нравственного и трудового воспитания ребенка в семье.

Идеи А.С. Макаренко в годы Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы достаточно широко использовались педагогами-новаторами. Особенно в этой связи хочется отметить деятельность И.Ф. Свадковского. Осуществляя руководство двумя детскими домами в селе Екатеринском Омской области, И.Ф.Свадковский с успехом применял идеи воспитания личности в коллективе через коллектив. В своей книге «Записки воспитателя» он подчеркивал, «что развитие у детей навыков общественной жизни, деятельности, самостоятельности, осуществляется прежде всего в процессе педагогически правильного подхода к организации коллектива. Выступал против тех случаев, когда форма организации коллектива, управляющие им органы, традиции вырастали не из нужд самого коллектива, а диктовались сверху. Не надо искать лидеров, «социалистических звезд», а следует систематически заботливо выращивать актив коллектива» (Свадковский И. Ф. Записки воспитателя. М., 1959, С. 15).

В 50-60 годы идея А.С. Макаренко о коллективе нашла удачное воплощение и в опыте школы № 58 г. Краснодара, Ново-Полянской школы № 11 Ставропольского края, Павлышской школы Полтавской области.

В 60-е годы на развитие теории коллектива стало оказывать существенное влияние учение о малых контактных группах, которое ориентирует на изучение межличностных отношений людей, вступающих в непосредственный контакт друг с другом. Основоположниками теории малых групп являются американские ученые Дж. Морено и Ш. Шибутах. В нашей стране оно разрабатывается рядом психологов (Н.А. Березовик, Л.П.Буева, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.). Ученые выявляют систему личных отношений в контактных группах, определяют так называемых неформальных лидеров и устанавливают, какое влияние эти лидеры оказывают на коллектив в целом и на отдельных людей. «Настоящий коллектив, - утверждает Л.И. Уманский, - это такая контактная группа, которая обладает всем ансамблем основных свойств, имеет социальное значение, полезные для общества цели, нравственно высокие мотивы и является ячейкой советского общества» (Уманский Л. И. Активность личности и коллектива. М., Молодая гвардия, 1960, С. 260).

Именно это «взаимодействие» и «общие раздражители», которые выдвигались в качестве главных признаков коллектива еще А.С. Залужным в 30-е годы XX столетия, резко критиковал А.С. Макаренко. Такая контактность не является ведущим признаком коллектива. Решающее влияние на его формирование оказывают социально-значимые, а не чисто эмоциональные связи.

Социальные психологи не разработали действенных рекомендаций по формированию коллектива в современной школе. Вместе с тем продолжается противопоставление формальных и неформальных лидеров и структурных объединений в коллективе. Получается так, что активисты - это формальные лидеры, а «социометрические звезды» - это неформальные лидеры. Детские организации, сформированные под руководством учителей, воспитателей - формальные структурные объединения. Группы фанатов, рокеров, брейкеров, люберов - это неформальные организации.

Это не так. Такое противопоставление неправильно и с методологической, и с научной точки зрения. Любые детские организации - это самостоятельные объединения детей и юношества. Если они создаются формально, если ими руководят формальные лидеры, значит просто-напросто воспитатели не нашли верных путей умелого педагогического руководства этими коллективами. Согласно утверждению А.С.Макаренко, не может школьный активист быть формальным лидером. Такого лидера надо убрать, следует вводить подлинное демократическое самоуправление. Важно помнить, что А.С.Макаренко является одним из основоположников теории коллективного воспитания, его педагогические идеи в современную эпоху рыночной экономики приобретают особую актуальность.

Поиски путей реализации его идей по созданию коллектива, связи обучения и воспитания трудом в современной общеобразовательной школе и семье помогут успешному решению проблемы повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях.

Творческое усвоение педагогического наследия выдающегося педагога. Методику коллективного творческого воспитания разработал И.П. Иванов, развивая идеи А.С.Макаренко в современных условиях, раскрывая пути формирования коллективов на основе совершенствования общественно-коллективной жизни школьников. Он построил ее, основываясь на трех объективных закономерностях воспитания: его гуманистической целеустремленности, гуманистическом товариществе воспитателей и воспитанников, гуманизме воспитания.

Первая закономерность - гуманистическая целеустремленность - нашла свое выражение в коммунарском принципе общей заботы об улучшении окружающей жизни, в личной заботе каждого друг о друге как о члене коллектива. В работах А.С. Макаренко этому закону подчинялись все операции (дела государственного значения!) - от охраны леса до выпуска ФЭДов, от зимних вечеров у печурки до великолепных походов по стране коммунаров-горьковцев. В этом законе, по И.П. Иванову, ключ к решению всей проблемы воспитания. Гуманистические нравственные качества коммунаров воспитываются часто независимо от воли воспитателя, так как коммунарская жизнь строится во многом именно на общей заботе, на преодолении общих трудностей, на вовлечении в общую работу. И не случайно в обычных трудовых семьях, живущих по этому принципу, вырастают высоконравственные люди. С ранних лет ребята в этих семьях ведут гуманистический образ жизни, в самом глубоком, точном смысле этого слова.

Вторая закономерность - гуманистическое товарищество воспитателей и воспитанников - проявилась в коммунарском содружестве старших и младших классов. В работах А.С.Макаренко этот закон осуществлялся на первых порах стихийно, интуитивно, затем более осознанно и более открыто, подчиняя себе всю проводимую работу, а позднее был осознан полностью и теоретически обобщен в «Методике организации воспитательного процесса».

Третья закономерность - гуманизм воспитания - воплотился в принципе единства уважения к человеку как товарищу по жизни и совместной деятельности. Этот закон охватывает не только отношения между воспитателями и воспитанниками, но и отношения между самими воспитанниками и самими воспитателями. В принципе взаимного уважения и требовательности ведущую роль играет уважение. Их взаимодействие выражается в реальном, действительно товарищеском общении, а оно достигается благодаря общему делу, общей заботе об окружающей жизни, реальной практической заботе друг о друге.

Эти три закономерности воспитания не были широко осознаны педагогами ни во времена А.С. Макаренко, ни сейчас, находя свое применение лишь в работе педагогов-новаторов. Понимание А.С. Макаренко воспитательного процесса намного шире и глубже понимания сложившегося в практике отечественной школы, оно - в общей творческой жизни, в общей гражданской работе.

В каждом коллективном творческом деле на общее благо осуществляются передача воспитателями готового общественного опыта, творческая его разработка воспитанниками в ходе решения жизненно важных практических задач.

Источник многих бед современного воспитания состоит в том, что воспитательная работа сводится зачастую к односторонней заботе воспитателей о воспитанниках, к воздействию старших на младших, т.е. воспитанники получают готовый общественно необходимый опыт, приучаются быть потребителями духовных и материальных благ.

Методика коллективного творческого воспитания делает ребенка активным участником школьной жизни. Ее смысл состоит в том, что ребят, с первого класса по выпускной, учат коллективному общественному творчеству. В ней реализуется основной принцип работы «по Макаренко»: воспитание - не случайная передача накопленного опыта, а творческая организация совместной жизни и деятельности детей и взрослых. «Методику воспитательной работы можно считать коммунарской, если ее ядром, ее сутью является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» (Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., Знание, 1990, С. 4).

В коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как к товарищу других людей. Осуществляется развитие всех трех сторон личности человека: познавательно-мировоззренческой (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности); деятельной (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера) (Иванов И. П. Коллективное творческое дело. // Учительская газета. 1987, 15 сентября). Коллективные творческие дела предусматривают направления традиционного воспитания идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное, физическое. Современному педагогу необходимо знать основные особенности их организации.

Понятие о коллективном творческом деле (КТД). Это - общественно важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни, это - сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими, так и старшими товарищами по общей гражданской заботе.

Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. Оно - творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в новых вариантах, выявляя новые свои возможности, оно - частица жизни!

Коллективное творческое дело - это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве ее трех сторон: практической, организаторской, воспитательной.

Шесть стадий развития КТД. Первая стадия - предварительная работа воспитателей. На этой стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД - в установочном (стартовом) разговоре с воспитанниками, во время поиска дел и друзей, проводимого по разным, сообща выбранным маршрутам.

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Оно происходит на сборе коллектива, когда составляется план жизни коллектива на очередной период, или на специальном сборе-старте планируется только данное, конкретное КТД. В любом случае воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам (в старших классах - по творческим бригадам, в средних и младших - по звеньям и звездочкам), а затем сообща обсуждают примерно такие вопросы: Для кого провести это дело? Как лучше его провести? С кем вместе? Кто будет руководить - совет коллектива или специальный совет из представителей всех микроколлективов, или командир сводной бригады? Где лучше провести это дело? Когда? Ведущие сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) придумывают вспомогательные вопросы, заслушивают разные мнения, просят их обосновывать, поддерживают и развивают наиболее интересные идеи и полезные предложения. В конце сбора сводят все ценные предложения воедино. В случае необходимости организуется выбор совета дела или командира сводной бригады.

Третья стадия - коллективная подготовка дела. Руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив (или сводная бригада) готовит свой сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и «по секрету» помогают воспитанникам.

Четвертая стадия - проведение КТД. Реализуются предложения, которые были внесены участниками при подготовке КТД. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие при проведении КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств или ошибок, допущенных участниками. Все это - необходимая школа жизни. Главное для участников коллективного творческого дела - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолевать любые трудности.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Проводится сбор участников проведенного дела. Это может быть сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор-«огонек», посвященный результатам данного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД («Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему?»), к недостаткам и ошибкам («Что не получилось? Почему?») и, что особенно важно, к урокам на будущее («Что нам стоит использовать дальше? Сделать традицией? Как действовать по-другому?»). Ведущие сбора направляют коллективный поиск решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают все высказанные мнения и предложения.

Участие воспитанников в оценке КТД можно обеспечивать и другими средствами. Проводятся беседы с такими, например, вопросами: Что нового ты сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил своих товарищей? Также итоги подводятся в стенгазете или на «линейке» с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги на совещании педагогов, на сборе вожатых, на совещаниях родительского актива (старших друзей микроколлектива) или на родительском собрании.

Шестая стадия - ближайшие последствия КТД. Выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективами, задумывается новое КТД и т.п. Учителя используют накопившийся опыт в учебной работе. Предложения, возникшие при обсуждении дела, могут быть реализованы ими в дальнейшей работе.

Особенности коллективной творческой деятельности. В методике коллективного творчества важно то, что собираются ребята с разными способностями. Бывает, что идеи подает один, а другие принимают или отвергают их (тоже творческая роль).

Творческое общение - это способ производства информации. Для успешной его организации нужны два условия: во-первых, дело должно быть поставлено так, чтобы ребятам не хотелось спрашивать: «почему я?», «почему именно мы?»; во-вторых, должен быть дефицит времени (тогда коллективная мысль работает быстрее и лучше).

Коллективная творческая деятельность является сильным воспитательным средством. Ребята, приучаясь совместно обдумывать дела, меняются буквально на глазах.

Коллективное творчество исключает принудительное пересечение тех или иных идей. Сотрудничество, взаимная поддержка и умение прислушиваться к идеям друг друга намного плодотворнее спора.


13 марта исполняется 129 лет со дня рождения Антона Макаренко. На Западе его давно признали классиком мировой педагогики, а на родине отношение к нему менялось кардинально: от апологетики его методов воспитания до попыток разоблачения тайн и обвинения в жестоком обращении с воспитанниками. Его семья действительно на протяжении многих лет хранила одну тайну, о которой долгое время не знали даже знаменитые внуки Макаренко – режиссер, преподаватель ВГИКа Антон Васильев и актриса Екатерина Васильева.


Братья Виталий и Антон Макаренко

Во всех советских биографических изданиях умалчивался один важный факт из жизни Антона Макаренко: у него был родной брат, белогвардейский офицер Виталий Макаренко, который, спасаясь от гибели, в 1920 г. был вынужден эмигрировать за рубеж.


Легендарный педагог Антон Макаренко

Когда у него появился брат Виталий, Антону было 8 лет. Окончив Чугуевское военное училище, Виталий стал офицером царской армии. Отвоевав три года, был контужен и получил несколько ранений. Вместе с братом он работал в школе, преподавал физкультуру и военное дело. Во время гражданской войны Виталий служил в белогвардейской армии Деникина. Если бы он остался на родине, его ждала бы неминуемая смерть. Виталий Макаренко бежал сначала в Турцию, потом в Болгарию, а в 1923 г. поселился во Франции. Там он сначала устроился чернорабочим на металлургический завод и в судоремонтную мастерскую, а позже стал фотографом и открыл собственное фотоателье.


Братья Антон и Виталий Макаренко, август 1914

За переписку с братом пелагогу грозил арест, и в 1928 г. он перестал отвечать на письма Виталия. В СССР у него остались жена и дочь Олимпиада, воспитанием которой занимался бездетный брат. Жена Виталия Макаренко умерла в 1953 г., так и не дождавшись от него вестей. Их дочь Олимпиада отца никогда не видела – когда тот уехал, она еще не появилась на свет.


Писатель, режиссер, преподаватель Антон Васильев, внук Виталия Макаренко

До 9 лет сын Олимпиады, Антон Васильев, был уверен в том, что знаменитый педагог Макаренко – его родной дед, в честь которого он был назван. Но потом он узнал, что на самом деле приходится ему внучатым племянником. И только в 1962 г. родственники получили известие о том, что Виталий Макаренко жив. В течение многих лет он пытался разыскать их, но все его попытки были тщетны. Антону Васильеву удалось приехать во Францию только в 1988 г., спустя 5 лет после смерти его родного деда.


Внучка Виталия Макаренко, Народная артистка России Екатерина Васильева

Виталий Макаренко так никогда и не увидел ни дочери, ни внуков. Свои последние дни он провел в полном одиночестве в доме престарелых. Он умер во Франции в 1983 г., пережив брата на 44 года. А вот со смертью педагога Антона Макаренко связано много загадок и предположений. Он умер внезапно от сердечного приступа в вагоне поезда по дороге в Москву в 1939 г. По одной из версий, там его должны были арестовать. На тот момент его считали контрреволюционером из-за неосторожной фразы: «И если даже товарищ Сталин сделает тысячу ошибок, мы всё равно должны идти за товарищем Сталиным». Возможно, он узнал об аресте – и сердце не выдержало. По другой версии, его отравили. Официальной причиной и по сей день считается сердечный приступ. Его хоронили как писателя, а классиком советской педагогики Антона Макаренко провозгласили уже после его смерти.


Антон Макаренко со своими воспитанниками

С тех пор о знаменитом педагоге были написаны десятки работ. Пытаясь «разоблачить миф» о выдающемся советском воспитателе, в последнее время нередко публикуют статьи, в которых обвиняют Макаренко в чрезмерной жестокости. Он действительно был строгим, однако лишь однажды, на заре своей деятельности, он позволил себе ударить воспитанника. В этом он сам признался в своей «Педагогической поэме». Однажды в Горьковской колонии он предложил воспитаннику нарубить дров. Тот ответил: «Сам наруби, много вас тут». Макаренко не выдержал и три раза ударил его по лицу. Это вызвало возмущение Надежды Крупской, которая назвала его систему воспитания «несоветской». Педагог часто подвергался критике руководства и за то, что «учебнику политграмоты в колонии предпочитали драмкружок».


Легендарный педагог Антон Макаренко

В наши дни оспариваются и заслуги Макаренко в педагогике. Говорят, его методика оказалась неприменимой в дальнейшем. Однако его достижения в 1920-х гг. вряд ли можно отрицать. Война оставила после себя 7 млн беспризорников, которые часто становились правонарушителями. Их отправляли в детские дома для «морально дефективных детей». Макаренко же превратил их в трудовые колонии, где у каждого подростка был шанс начать новую жизнь. Они производили электроинструменты и фотоаппараты ФЭД, и своим трудом зарабатывали деньги. Сегодня эту систему называют моделью акционерного общества с участием на паевых началах всех работающих. Но труды Макаренко в настоящее время пользуются большей популярностью не на родине, а за рубежом – например, в Германии и Японии, где систему педагога рекомендуют изучать руководителям предприятий.


Антон Макаренко и Максим Горький с воспитанниками колонии

Макаренко Антон Семенович - советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

Макаренко Антон Семёнович

В 1920-1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Макаренко Антон Семёнович

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта он определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Макаренко Антон Семёнович

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремленность», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других), Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко Антон Семёнович

Литературная деятельность Макаренко - редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-ученого.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

Наши дети - это наша старость.

Макаренко Антон Семёнович

Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.