Оранский монастырь и скит. Мужской монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери, с.Оранки Епархиальный мужской монастырь

История Оранского монастыря неразрывно связана с основной Нижегородской святыней - чудотворной иконой «Богоматери Владимирской Оранской». Икона эта представляет собой довольно близкий к оригиналу список со знаменитой московской чудотворной иконы «Богоматери Владимирской».

Начало этому некогда знаменитому во всем Поволжье монастырю волею Божьей, суждено было дать, простому мирянину. В царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете жил некий благочестивый человек дворянин Петр Андреевич Глядков, который состоял на государственной военной службе. Дослужившись до чина военного головы (иначе капитана), он удалился в свою вотчину: село Бочеево, в Березопольском стане Нижегородского наместничества. Был он человеком глубоко верующим, и, когда серьезно заболел, то решил прибегнуть к ходатайству Пресвятой Богородицы. Между других духовных доблестей Петр Андреевич имел особенное душевное расположение к иконе Богоматери Владимирской, находившейся в московском Успенском соборе и которая по преданию была написана самим Святым Апостолом евангелистом Лукой. К ней-то на поклонение в столицу и отправился болящий Петр Глядков. Молитвы его были услышаны, болезнь отступила, и силы вновь возвратилось к нему.

Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать список с Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни. И тогда, Петр Глядков: «с верою молит в царствующем граде Москве великия соборные церкви честного славного Ее Успения протопопа Кондрата, да подаст помощь вере его и изыщет он ему изографа на прописание того Богородичного образа, подобно первописанному тому образу умерен во всем».

Для исполнения данной просьбы, протопоп Кондрат пригласил искусного московского живописца Григория Черного и вместе с ним изготовил образ Владимирской Богоматери. Данная копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но, несколько отличалась написанием самого лика и в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик. Святители располагались в следующем порядке (слева направо): митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона; князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор; царевич Димитрий, блаженные Московские Василий и Максим, а так же Иоанн, Христа ради юродивый. Четверо из изображенных святых были тезоимениты заказчику Петру Глядкову и его сыновьям: Алексею, Михаилу и Ивану. Произошло это около 1629 года.

По возвращению к себе домой в нижегородскую вотчину - село Бочеево исцеленный Петр Глядков, в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери, который сразу же прославился среди местных жителей своею благодатью. Благоговейные молитвы, им воссылаемые, постепенно возвышали его дух и делали его достойным небесных видений.

В ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый дворянин. Проснувшись, Петр не решался дать оценку увиденному, но был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление.

Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» - пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее, то понял он: это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин - это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.

Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь, не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.

Вернувшись вновь на нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич, взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славенской горе», обозначив тем самым место для строительства храма.

Однако, проживающая в окрестностях будущего монастыря языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством - сбором дикого меда, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья, и пожелала разрушить православный храм. И тогда было явлено первое чудо. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг «Словенской горы», но места святого не смогли отыскать. Тем самым, сама Богородица оградила земли эти, для своей земной обители от неверных.

Между тем, старания Петра Глядкова увенчались успехом. Через три месяца в будущем монастыре, был построен первый деревянный храм, и вскоре освящен. Произошло это 21 сентября (по ст. стилю) 1635 года в день памяти Апостола Кондрата. Сюда же, в новую церковь была принесена чудотворная икона. Появились в обители и первые насельники. Древние акты сообщают о том, что было их восемь человек, а старшим из них значился постриженный из вдовцов иеромонах Феодорит. Сам же основатель нового монастыря - Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по прежнему всячески способствовал устройству Оранской пустыни. С этого времени от чудотворной иконы «Богоматери Владимирской» стали изливаться многочисленные чудеса, привлекавшие в обитель множество верующих для поклонения и возношения перед ней своих молитв.

Не оставлена была тогда новая обитель и без щедрот Российских государей. Непосредственно при самом устройстве монастыря, царем Михаилом Федоровичем, была пожалована ей пахотная и сенокосная земля с лесом, что так же в дальнейшем в 1665 году было подтверждено грамотой от государя Алексея Михайловича. При этом окрестная мордва, отказавшись от мысли совершенно изгнать из своих приделов ненавистных ей поселенцев, не переставала различными способами вредить обитателям монастыря. Неоднократно новой обители пришлось претерпеть разорение и пожары. Ряд случаев нападения мордовских крестьян на Оранский монастырь, зафиксирован в монастырской летописи, но всякий раз силы небесные не оставляли земную обитель без защиты.

Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Уже в 1635 году, спустя пол года после создания монастыря, опять на пятой неделе Великого Поста, во время вечерней службы икона стала мироточить. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.

Слух об Оранской обители и чудесах, творимых у иконы Божьей Матери, быстро распространялся по окрестным селениям, и на поклонение святыне приходило немало народу. Дошла и до Москвы весть о чудодейственной иконе Оранской пустыни. Когда Патриарх Иосаф прослышал об этом, то немедленно послал грамоту архимандриту Нижегородского Печерского монастыря Рафаилу и протоиерею Архангельского собора Иосифу с повелением составить и сообщить ему самое обстоятельное описание всех чудес, являемых от иконы Оранской обители. Расследование было проведено самое тщательное. Расспросы велись в течение четырех месяцев. Затем подробный отчет отослали Святейшему Патриарху и доложили государю о происходящем. В общей сложности в тогда было зафиксировано более 500 чудес от Оранской святыни.

Как уже было сказано, много раз силы небесные спасали Оранскую обитель от набегов нечестивых. Невидимая рать отгоняла врагов от стен ее в тяжелые моменты. Но особая участь была уготована ее основателю. В течение восьми лет, с момента основания Петр Глядков в монастыре не жил, но неустанно заботился о его устройстве. Когда же Петр Андреевич отошел от мирских дел и забот и, желая быть погребенным в основанной им обители, то решил провести в посте и молитве остаток своих дней. В 1642 году он отписал монастырю большую часть своего имения, и принял иноческий постриг, с именем Павел. Не принимая священства, считая себя недостойным, в дальнейшем он управлял обителью в течение двадцати трех лет. Перед самой своей кончиной, инок Павел принял образ большой схимы.

Между тем, молва о многочисленных богомольцах, стекавшихся в Оранский монастырь на поклонение чудотворной иконе, приносимых ими пожертвованиях, вновь породила недобрые намерения то ли у мордвы, то ли у разного разбойного люда, что обитал в соседних лесах. Однажды ночью ворвались злодеи в монастырь и начали грабеж. Восьмидесятилетний старец Павел Глядков, поняв, что творится не ладное, решил взобраться на колокольню и позвать на помощь. Но его заметили, схватили и безжалостно поволокли за ноги по лестнице. Защитить его малочисленная и, в основном беспомощная по старости братия не смогла, и он принял мученическую кончину. Братия похоронили схимонаха Павла на территории монастыря, (однако достоверно место его погребения не установлено).

После смерти основателя, по милости Божьей, Оранская обитель продолжала расти и укрепляться. Монастырских крестьян переселили поближе к стенам святой обители, и так было основано мирское поселение крестьян, которое в ряде документов было названо как деревня Поляна, а в дальнейшем стало именоваться, как и монастырь - Оранки. Теперь мордва и разбойники не решались нападать.

Множество богомольцев приходили поклониться чудотворной иконе, и в знак благодарности за благодать и исцеления делались ими немалые приношения. Наследники основателя, род дворян Глядковых так же считали своей обязанностью продолжать святое дело, начатое их предком. Представители этой династии постоянно поддерживали монастырь щедрыми дарами и вкладами, в виде богослужебных книг и утвари. Среди благодетелей монастырская летопись и синодики сохранили еще ряд известных имен: грузинской царевны Дарьи Арчиловны Имеретинской, князей Одоевских, Черкасских, Щербатых, Бабичевых, Горчаковых, бояр Бутурлиных, именитых купцов Строгановых и многих других.

К концу XVII столетья первые монастырские деревянные постройки постепенно пришли в негодность, а численность братии возросла. В начале 1720-х годов, при архимандритах Афанасии и Иоакиме началась капитальная перестройка Оранского пустыни. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, был воздвигнут каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Появилась каменная же колокольня, а вокруг монастыря, для безопасности была возведена кирпичная стена.

В 1764 году вследствие указа императрицы Екатерины Второй, наряду с другими иноческими общежитиями, Оранский монастырь потерял право владения всеми своими имениями, крепостными крестьянами, и был лишен всех земель. Вследствие секуляризации обитель осталась без всяких собственных средств к существованию, не попала она и в число штатных монастырей Нижегородской епархии, которым выделялись средства из казны. Уповая на милость Божию и щедрость благотворителей, Оранские насельники должны были сами искать себе пропитание.

Встреча иконы Оранской Божией Матери в Нижнем Новгороде

Еще в XVIII веке с началом этих крестных ходов благосостояние Оранской пустыни стало значительно возрастать, увеличивалось и количество желающих поселиться в этой обители иноков, и как следствие возникла необходимость осуществить фактическую перестройку всего монастырского комплекса. Начало этому делу положил строитель Иеромонах Пахомий, который управлял Оранским монастырем в период с 1798-1804 гг. Для этого с благословения Св. Синода в Санкт-Петербурге был составлен новый план застройки Оранского монастыря. В качестве автора-составителя проектных чертежей на строительство храмов, в Главной описи монастырского имущества за 1856 год, был назван «Нижегородской Всесвятской церкви иерей Михайло Семенов».

В соответствии с этим планом, в 1804 году началось строительство нового величественного каменного соборного храма. Возведение этого здания длилось в течение 15 лет. Освящение его состоялось лишь в 1819 году. Благоустройство же всей обители продолжалось еще не один десяток лет. Уже при строителе архимандрите Исаии (1830-1835 гг.) по проекту, утвержденному 2 августа 1833 года Преосвященным епископом Амвросием (Моревым), была построена новая трехпрестольная зимняя церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подклет (подвал) этого храма использовался в качестве родовой усыпальницы для ряда именитых благотворителей, на чьи средства строился монастырь. В фамильных склепах в первой пол. XIX столетия здесь были погребены: Запольские, Карповы, Бравины, Шнитниковы и ряд других династий.

Епископ Амвросий (Морев)

Кроме этого в период управления архимандрита Германа (1837-1855 гг.) в монастыре были выстроены другие постройки: двухэтажные братские корпуса, напротив собора перед святыми вратами двухярусная колокольня, (самый большой из 13 колоколов на которой весил более 400 пудов), часовня над святым источником, здание трапезной с домовой Петропавловской церковью. Вокруг обители возвели каменную ограду с четырьмя башнями, и тремя проездными воротами, разбили фруктовый сад и благоустроили иноческий некрополь. Все это стало возможным благодаря доходам, получаемым Оранским монастырем от крестохождений с чудотворной иконой.

В 1861 году при игумене Лаврентии в обители быть составлен богослужебный Устав «описав в нем подробно все то, что до сего времени в Оранской обители совершалось по преданию». Эти правила и традиции неукоснительно соблюдались все последующие годы.

Все эти преобразования и изменения позволили Оранской обители в 1866 году из заштатного монастыря быть возведенной в степень первоклассного монастыря. И с этого момента по благословению Св. Синода настоятелем монастыря стал священноархимандрит - епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин), а управление обителью было возложено на наместника, в сане архимандрита или игумена.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин)

В 1875 году епископ Иоаким (Руднев) с «целью призрения и обучения ремеслам сирот и таких детей епархиального духовенства, которые оказались малоспособными к поступлению в духовно-учебные заведения» основал в монастыре учебно-ремесленную школу. Первоначально в этой школе в течение трех лет обучали сапожному, портняжному и столярному мастерству, а так же начальным навыкам арифметики, черчения и чтению. Спустя годы, уже по благословению Преосвященного Модеста (Стрельбицкого), начиная с 1888 года, учебная программа была расширена (в рамках курса двухклассной церковно-приходской школы) и обучение длилось уже шесть лет. Помимо вышеназванных ремесел стали учить еще и переплетному делу. По окончании обучения выпускники имели право служить в качестве псаломщиков на приходах. В течение одного года в Оранской школе обучалось более 40 учеников, в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия проводили как насельники монастыря, так и наемные преподаватели.

Как всякий крупный монастырь Оранская обитель имела весьма обширную библиотеку, богатую ризницу и значительное хозяйство. Каталог иноческой библиотеки насчитывал более 2000 книг и различных изданий, среди которых были как рукописные, так и древние печатные книги.

Архив Оранского монастыря. ГУ ЦАНО

В начале ХХ столетия, Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. Наряду с вышеназванными постройками в нем размещалось так же шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства. В 1905 году в монастырском лесу, недалеко от монастыря был основан скит для монахов, испытывающих потребность в уединенной молитве. В двухэтажном, каменном здание скита размещалась домовая церковь в честь Успения Божьей Матери. На территории скита находился небольшой музей церковных древностей, созданный настоятелем монастыря архимандритом Аркадием (Антуфьевым).

Непосредственно в Нижнем Новгороде вблизи Варварской церкви находилось монастырское подворье.

Это была старинная деревянная усадьба, завещанная монастырю еще в 1802 г. статским Советником Виноградовым. Часть квартир этого дома сдавались в наем, а часть использовалась как кельи для монашествующих, сопровождающих икону во время крестного хода в Нижний Новгород, здесь же размещались покои для наместника обители.

Подворье Оранского монастыря в Нижнем Новгороде

Однако, с приходом советской власти ситуация в Оранском монастыре существенно изменилась. В 1917 году настоятелем обители был назначен архимандрит Августин (Пятницкий), который по своим убеждениям был ярым монархистом и близким другом опального епископа Варнавы (Накропина) и Григория Распутина. Когда же в декабре месяце этого же года, во исполнение декрета большевиков «О земле» в Оранский монастырь прибыла комиссия Нижегородской губземуправы по учету монастырской земли с/х назначения, то он наотрез отказался предоставить ей какие-либо документы. Путем колокольного набата иноки собрали большое количество крестьян, и те смогли прогнать из монастыря не прошенных гостей. В результате возникшей смуты в июле 1918 года, за контрреволюционную агитацию и деятельность архимандрит Августин был арестован сотрудниками Губ ЧК. В ночь с 17 на 18 августа решением военно-революционного трибунала он был приговорен к расстрелу, и уже на рассвете в Н. Новгороде приговор был приведен в исполнение.

После революции из более 200 насельников в монастыре осталось только четвертая часть. Большая часть имущества была национализирована, и в обители наряду с насельниками стали размещаться различные вновь созданные Советской властью организации и учреждения. По официальным данным в последний год существования монастыря (1928 г.) здесь под руководством игумена Димитрия (Архангельского) проживало 11 иеромонахов, 3 иеродьякона и 5 иноков.

Оранский монастырь. 1930-е гг.

Но, невзирая на все эти обстоятельства, по-прежнему продолжались крестохождения с Оранской иконой. Даже когда монастырь был окончательно ликвидирован, верующие люди продолжали приходить на святой источник у стен обители, в праздник Владимирской Оранской Божьей Матери и славить ее чудотворную святыню. Согласно архивным документам подобные молебны в Оранках продолжались вплоть до 1954 года.

После закрытия монастыря на его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации. Здесь размещались: дом для престарелых, сетевязальная фабрика и Оранский «Народный Университет», профтехшкола (преподавали столярное и швейное мастерство); колония для детей раскулаченных крестьян, а в дальнейшем мужская трудовая исправительная колония.

Святые врата Оранской обители. 1938 г.

В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.

Затем была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 год находился мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви.

В августе 2004 года по приглашению епископа Георгия восстанавливать монастырь прибыл игумен Нектарий (Марченко). 27 декабря 2005 года игумен Нектарий по прошению епископа Георгия был назначен Священным Синодом наместником монастыря.

К лету 2009 года были побелены все три храма обители, сделан ремонт в братском корпусе. Вокруг монастыря возведена кирпичная ограда, установлены главные ворота. В июне проводилось исследование фундамента колокольни, собирались средства на её строительство.

21 сентября 2011 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Нижегородский и Арзамаский Георгий совершил Великое освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 сентября 2012 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, митрополитом Георгием был освящён соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. А 15 декабря Великим чином митрополит освятил храм святителя Афанасия, Патриарха Царьградского, который располагается в цоколе соборной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

12 декабря 2013 года митрополит Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Затем была освящена новая монастырская колокольня.

26 августа 2014 года митрополит Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобного Нектария Печерского. Обитель возвращает себе былое величие.

В материале использована статья «Оранский Богородицкий мужской монастырь» Дегтеревой О.В. (директора церковно-археологического музея Нижегородской епархии)

В материале использованы фото с сайта turizmvnn.ru

Находится на Нижегородской земле, где бы основан возле села Оранки в средине XVII столетия.

Место, где расположились деревня и монастырь когда-то называлось Славеновой горой и с одной стороны от нее находился непроходимые чащи леса. Когда лес расчистили и землю перепахали, эта местность стала именоваться Орано-полем, что и дало название обители и деревне. В этом регионе проживали язычники, устраивавшие кровавые жертвоприношения. И именно здесь произошло чудесное явление Богородичного образа, и возникла мужская монашеская община.

Итак, Оранскую обитель в 1634 году основал нижегородский дворянин Петр Глядков. После военной службы он ушел в отставку и поселился в своем имении, посвятив себя семье. Петр Андреевич был очень религиозным и особо чтил Владимирский образ Богородицы. Когда он сильно заболел, то заказал себе список иконы из Успенского собора Московского кремля. Этот образ впоследствии стал главной святыней обители. В 1634 году Глядкову во сне было повеление построить храм в честь Владимирского образа на горе. Этот сон совершенно ясно повторялся еще дважды.

По окончании Великой Четыредесятницы Петр поехал искать увиденную во сне гору и узнал ее, когда прибыл в Орано-поле. После успешных поисков Глядков отправился в Москву и на приеме у Патриарха Иоасафа рассказал обо всех предшествующих событиях. Первосвятитель выдал благословенную грамоту на строительство на Славенской горе церкви.

Возвратившись в родные места, Петр Андреевич на месте будущего храма установил крест, а последующие 2-3 месяца занимался возведением деревянной церкви. После ее освящения в 1634 году сюда перенесли и чудотворный образ. Рядом с храмом построили деревянные келии, где поселилось восемь старцев, старший из которых, отец Феодорит, совершал богослужения. Глядков же жил в своем имении и помогал обустраивать Оранскую пустынь.

С тех времен от чудотворного Владимирского образа стали совершаться многочисленные чудеса, что привлекало в обитель многих паломников.

Однако вокруг общины не было все так спокойно, как могло показаться на первый взгляд. Языческое население, занимавшееся здесь бортничеством, усмотрело в действиях Глядкова ущемление прав на земельные угодья. Мордвины решили разрушить церковь, но не могли осуществить намеренное и изумились чудесами от Богородичной иконы. Однажды для реализации злого умысла объединились жители трех сел, но заблудились в лесах и семь дней блуждали, ища православный храм, так его не найдя.

После этого они написали к государю Михаилу Федоровичу и обвинили Глядкова в захвате их угодий. У мордовцев нашлись высокопоставленные защитники, обвинившие Петра Андреевича, что он якобы забрал земли под свои личные выгоды. Тогда над монастырем нависла угроза закрытия, и нижегородский воевода Василий Шереметьев предпринял расследование, выяснив все истинные детали этого дела. Царь издал указ, подтверждавший право на землю. Это не успокоило мордвинов, и они продолжили вредить монастырю, но обитель и его жители были под покровом Пречистой.

Сам же Петр Глядков вел в миру аскетическую и подвижническую жизнь, так что некоторые называли его выше многих монахов. В 1642 году он передал обители значительную часть имущества и, приняв монашество с именем Павел, поселился в основанном им монастыре и фактически стал его настоятелем.

Не оставался Оранский монастырь и без внимания государей. Так, Михаил Федорович передал ему пахотную и сенокосную земли с лесом. При этом местное языческое население, которое уже не ставило цели изгнать поселенцев со своих земель, стали по-всякому вредить. Так обитель претерпевала неоднократные нападения и подпалы.

В 1665 иеромонах Павел принял постриг в великую схиму и в том же году претерпел мученичество. А случилось это так. В то время ближе к монастырю стали переселять крепостных, таким образом, началось новое наступление на земли мордвинов, что, разумеется, вызвало их негодование. Однажды ночью местный народ ворвался в Оранскую пустынь. Отец Павел, которому тогда было около восьмидесяти лет, пытался подняться на колокольню, чтобы звоном позвать крестьян на помощь, но его схватили, и, волоча по ступеням, разбили голову, от чего основатель и настоятель монастыря умер.

Согласно монастырской летописи, с того момента для обители наступило мирное время. Благодаря чудесам, о местной иконе становилось известно все в более удаленных областях. Кстати замироточил образ уже вскоре после основания монастыря. В течении первого года исцеления от самых разных и даже неизлечимых болезней получили около 130 человек. В 1635 году чудеса были освидетельствованы, а икона признана чудотворной. Слух о святыни достиг и Москвы. По просьбе Патриарха Иоасафа в течение нескольких месяцев велись расследование и расспросы. В подробном отчете, в частности, отмечалось, что на тот момент от Оранской иконы зафиксировали 500 чудес.

После гибели настоятеля отца Павла (Глядкова) монастырь продолжал развиваться и крепнуть. Вблизи обители образовался крестьянский поселок, получивший название от монастыря — Оранки. Очень много паломников прибывало к иконе и как благодарность за исцеление или другую помощь приносили щедрые дары. Делали пожертвования обители и представители многих российских и даже грузинских знатных родов. Все это дало возможность братии, число которой значительно возросло, осуществить в XVIII веке крупные перестройки. Вместо деревянной церкви возвели большой каменный храм в честь Владимирской иконы, рядом с которой построили и колокольню. К тому же монастырскую территорию оградили каменной стеной. Над главными вратами обители был построен небольшой Петропавловский храм, в память об основателе монастыря. Корпуса из камня возвели для игумена и братии.

Капитальное строительство истощило монастырскую казну, и он стал переживать материальные трудности. В 1764 году положение оказалось катастрофическим. По указу императрицы Екатерины II обитель лишилась всех имений и крестьян, а соответственно и средств для существования. Монахи оказались в таком положении, что сами стали добывать себе пропитание.

Но, перефразируя русскую поговорку, спасение монастырю пришло он большого несчастья – в 1771 году перенесением чудотворного Оранского образа была остановлена моровая язва в Нижнем Новгороде. С того времени из монастыря стали совершатся крестные шествия с иконой в разные города, доходы с которых позволили обеспечить обитель.

Вместе с тем снова возросло число насельников, и монастырь необходимо было перестраивать. После составления плана застройки в 1804 году было начато строительство нового большого собора, которой продолжалось 15 лет. Еще несколько десятилетий пошло на благоустройство обители. В 1833 году построили теплую трехпрестольную церковь Рождества Христова. В средине столетия построили братские корпуса, колокольню, трапезную с Петропавловским храмом, ограждение с башнями по четырем углам, и тремя вратами.

В то время Оранская обитель была знаменита своим благоустройством: здесь находились ремесленное училище, школа для мальчиков, паломнические гостиницы. В монастырской библиотеке насчитывалось около двух тысяч книг. Здесь была своя больница, сады, мастерские, кирпичный завод и кузня. В обители работал водопровод, и было множество хозяйственных строений: погребки, пасеки, конюшни и другое. Как видно, на начало ХХ века Оранская пустынь процветала.

С установлением большевистской власти тяжелые времена наступили и для Оранского монастыря. В августе 1918 года расстреляли пятнадцать монахов и игумен. Окончательно обитель закрыли в 1928 году. На тот момент из двухсот монахов осталось не более двадцати.

В 1942-1949 годах на ее территории находился лагерь НКВД для военнопленных, в котором одно время число арестованных достигало 12 тысяч. После здесь поочередно находились различные трудовые колонии.

В 1993 году колонию ликвидировали, и началось возрождение древнего монастыря.

К 2009 году были отремонтированы три храма и келейный корпус, возведена новая ограда с главными вратами. В 2011 освятили церковь Рождества Богородицы, а в следующем – собор Владимирской иконы. В том же 2012 году в соборной церкви освятили нижний придел святителя Афанасия Цареградского. В 2013 году были освящены Петропавловский храм и монастырская звонница. В 2016 году освятили надвратную церковь святого Нектария Печерского.

В 2008 году в обитель вернулась и его знаменитая и прославленная святыня – Оранская икона, которая после упразднения монастыря хранилась в музее Нижнего Новгорорда. Немного ранее, с 2002 года, была возобновлены крестные хода со списком этого образа XIX века.

Епархия: Нижегородская.

Адрес: Россия, Нижегородская обл., Богородский р-н, с. Оранки, ул. Почтовая, 2.

Обновлено: Сентябрь 28, 2017 автором: Alexander

Оранский Богородицкий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

17 век. 1629 год. Петр Андреевич Глядков, дворянин по происхождению, страдавший тяжким недугом, поехал к Владимирской иконе Богоматери в Московский Успенский собор... И исцелился. Позднее он заказал копию с чудотворящей иконы, исполненную отцом Кондратом, протоиереем Московского Успенского собора. Через некоторое время после выздоровления Петр Андреевич услыхал во сне голос, повелевший выстроить на холме храм во имя Владимирской иконы Богоматери. После троекратного видения дворянин немедля приступил к возведению церкви. И через три месяца та уже стояла на Словенской горе. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, отказавшись от мирской жизни, взял имя Павел и стал жить в созданной им Оранской пустыни. Это и было начало Оранского Богородицкого мужского монастыря.

Повидать на своем веку обители пришлось многое: чудесные исцеления от Оранской иконы, эпидемию моровой язвы в 1771 г., большое строительство в 19 веке (собор Владимирской иконы Божьей Матери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, корпуса из камня, часовня у святого источника и другое), революцию 1917 г., разрушения и расхищения.

С 1920 г., когда монастырь закрыли, в нем размещались и народный театр, и дом престарелых, и лагерь для арестованных чехов и поляков, и лагерь для пленных немцев, и лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), и колония для несовершеннолетних. Пока в 1993 г. не началось возрождение его облика и воскрешение монашества.

Оранский Богородицкий монастырь, Нижегородская область

Уже на подъезде к Оранскому Богородицкому монастырю, расположенному на живописном холме, открываются чудные виды окрестностей: окруженная лесами возвышенность, а на фоне простых домишек деревни видны ярко горящие купола. У входа расположены познавательные стенды о его истории. За синими вратами обители, обнесенной забором из кирпича, находятся недавно реставрированные функционирующие храмы, в которых проходят службы: собор Владимирской иконы Божьей Матери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Петропавловская церковь. Ежедневно сюда приходит множество прихожан и паломников поклониться главной святыне, хранящейся в обители, - иконе Божьей Матери Оранской Владимирской.

Икону в храме хранят как зеницу ока, под стеклом, руководствуясь датчиками температуры.

Известны случаи исцеления от иконы, особенно болезней спины и ног. Паломники и прихожане могут окунуться в святом источнике на территории монастыря, умыться и попить святой воды.

В этой тихой уютной сельской обители для паломников построено большое административное здание. Монахи ведут свое хозяйство, на небольшом огороде выращивают овощи и разводят цветы. Здесь продают натуральную продукцию (молоко, сливки, творог и другое).

Монастырские места - это же таежный край, полный разнообразных даров леса. А если проехать по центральной дороге на 2-4 км подальше за село, слева находится святой родник с кристальной водой. Здесь скромно, но чистенько, устроена небольшая купаленка.

Оранский Богородицкий мужской монастырь - настоящее сокровище Нижегородщины, о котором мало кто еще знает. Если есть желание встретиться с гостеприимством русской души, чудесными людьми и получить незабываемые впечатления, то нужно обязательно ехать в Оранскую мужскую Богородицкую обитель, что в Нижегородской области.

Паломников и богомольцев с радостью ждут в Оранском Богородицком мужском монастыре Нижегородской епархии в воскресные дни. Вход свободный.

Как добраться

Адрес: Нижегородская область, Богородский район, село Оранки. Можно доехать на автобусе № 232 от ДК автозавода до Богородска или на автобусе № 206 до конечной остановки «Щербинки-2». В Богородске - пересадка на автобус № 115 «Богородск - Оранки», дальше идти пешком. А можно доехать до села Оранки (100 км от Нижнего Новгорода) на машине по Богородской трассе, затем 8 км по трассе на Павлово и налево 36 км по указателю на Оранки.

Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым.

В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Съездив и получив исцеление, он заказал снять с Владимирской иконы точный список.

Спустя несколько лет после чудесного исцеления, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Богоматери и незамедлительно приступил к строительству храма. Храм был воздвигнут на Словенской горе за 3 месяца. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. Обитель называлась тогда Оранской Пустынью.

Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворной иконе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода через чудотворную Оранскую икону. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее существование.

В начале XIX в. в монастыре началось большое строительство - были сооружены большой собор Владимирской иконы Божьей Матери (1804-1819 гг.) , церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837 гг.), каменные корпуса, каменная часовня над источником и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею.

Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущества монастыря реквизировано и разворовано.

В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. Каких только учреждений не видел монастырь с тех пор и до 90-х годов 20 века. В разные годы в нем размещались дом престарелых, народный театр, лагерь для интернированных поляков и чехов, лагерь для военнопленных немцев, колония для несовершеннолетних, лечебный трудовой профилакторий (ЛТП).

В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика, в стенах обители возрождается монашество.

Если при подъезде к Богородску со стороны Нижнего Новгорода свернуть на юг, то спустя немного времени путник может увидеть сверкающие золотом купола Оранского Богородицкого монастыря.

История Оранок уходит корнями в 17 век, когда в 1634 году нижегородский дворянин Пётр Андреевич Глядков (уроженец д. Бочеево Горбатовского уезда), повинуясь услышанному во сне повелению, построил на указанной горе Словенской, возле Орано-поля, храм в честь давшей ему ранее исцеление иконы Владимирской Богоматери. Принесённая в сей храм икона, списанная с Владимирской Божьей матери иконописцем Григорием Чёрным в 1629 году по заказу Глядкова П.А. была наречена Оранской иконой, а монастырь возникший вокруг получил название Оранская пустынь. В 1642 году Пётр Гладков принял постриг под именем Павел и поселился в Оранской пустыни с еще восемью старцами, но вскорости, в 1665 году обитель была разграблена восставшей окрестной мордвой, а её основатель был убит. Лишь в 1700 году после карательной операции монастырь был восстановлен, и со временем превратился в сильнейший центр христианизации окрестного мордовского населения.

С самого начала существования Оранской обители с её главной святыней — иконой начали связывать многочисленные чудесные явления. Особое почитание Оранская икона получила после того, как с принесением иконы в Нижний Новгород в 1771 год в городе прекратилась эпидемия чумы. С тех пор и по наше время, в честь этого события, проводятся ежегодные крестные ходы из Оранок в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас. Данной чудесное избавление придало Оранской иконе широкую известность — к монастырю стали стекаться множество паломников со всей России, что давало Оранскому монастырю большие доходы.



В начале 19 века в монастыре началось большое каменное строительство — перестраивался весь прежний деревянный комплекс строений. В 1819 году был освящён главный храм монастыря — летний собор Владимирской иконы Богоматери. В 1837 году была построена трёхпрестольная зимняя церковь Рождества Пресвятой Бгородицы. Бурное строительство продолжалось еще не один десяток лет в течении которого были также построены: пять каменных корпусов для братии и хозяйственных нужд, над почитаемым источником у стен монастыря была возведена каменная часовня, однопрестольная Петропавловская церковь была пристроена к трапезному корпусу. В 1867 Оранскому Богородицкому монастырю был присвоен ранг первоклассного монастыря, а непосредственное управление было вверено Епархиальному архиерею. К 1875 году в монастыре действовала ремесленное училище и школа, а в монастырской библиотеке насчитывалось более 2000 книг.






Начало 20 -го века монастырь в Оранках встретил бурной хозяйственной деятельностью — в монастыре строились дополнительные корпуса для братии, гостиница и больница для паломников. На благосостояние монастыря работали обширные сады, кузницы и кирпичный завод.

Буря революции оказалась для Оранской обители губительной — в 1918 году на острове Мочальный был расстрелян архимандрит монастыря Августин, а монастырское имущество и часть построек было растащено местными жителями. В 1920 году монастырь был официально закрыт. С тех пор в стенах обители каких только учреждений не находилось: с 1920 года здесь располагался дом престарелых, в 30-х года в здании тёплой церкви действовал народный театр, с 1939 года на территории монастыря организован лагерь для интернированных поляков и чехов, с начала Великой Отечественной войны здесь содержались военнопленные, с 1952 года — колония для несовершеннолетних, а с 1972 году здания бывшего монастыря приспособили под лечебно — трудовой профилакторий, а затем и женскую исправительно — трудовую колонию. Лишь в 1993 году все постройки были возвращены церкви.


Особой страницей в истории монастыря стало время, когда на его территории располагался лагерь для военнопленных под официальным названием «Оранки 74». Самыми первыми пленниками в нём стали финны — пленные с русско-финской войны 39 годов, затем стали появляться интернированные чехи и словаки, бежавшие с территорий занятых немцами, после Сталинградской битвы в лагерь стали поступать пленные немцы и их военные союзники — итальянцы, австрийцы, испанцы, венгры и румыны. Всего на территории лагеря содержалось до 12 тысяч военнопленных, которые занимались заготовкой леса, помощью колхозникам и работой в мастерских. Примечательно то, что большая часть из пленных были высокопоставленными чинами, например в Оранках содержался почти весь состав штаба 6-й армии Вермахта во главе с генералом — фельдмаршалом Паульсом.
Погибших военнопленных хоронили в братских могилах в лесу в нескольких километрах от Оранского монастыря. В 1995 году на месте захоронений, в присутствии приезжих выживших бывших заключённых и родственников погибших, был открыт мемориальный памятный комплекс — стоящие в ряд памятники погибшим финнам, венграм, румынам и итальянцам, а чуть далее вглубь кладбища — памятный крест в память погибших немецких военнопленных.

GPS -координаты мемориала: N55.874189 E43.714227

На данный момент в Оранском Богородицком монастыре идут активные строительно — восстановительные работы. Был обновлён каменный забор вокруг монастыря, почти в полной мере восстановлены здания собора Владимирской иконы Божьей матери и церковь Рождества Богородицы, отреставрирована надвратная Петропавловская церковь, над почитаемым источником построена новая купальня. Ведутся строительные работы над возведением, разрушенной в советские годы, колокольни.

Как доехать до села Оранки

Добраться до Оранского Богородицкого мужского монастыря из Нижнего Новгорода можно двигаясь по трассе в сторону Богородска до поста ГИБДД, где на развилке выбрать главную дорогу на Павлово, через 8 км на перекрёстке свернуть налево по указателю «Оранки». Двигаясь дальше по асфальтной дороге опять следует повернуть налево руководствуясь указателем на «Оранки». На территории монастыря оборудована большая автопарковка.

GPS -координаты монастыря в Оранках Нижегородской области Богородского района: N55.896140 E43.716323


Неподалёку от села Оранки, в лесу находится ещё один почитаемый источник, вода из него отличается своим чудесным вкусом. Доехать до него можно, если двигаться по асфальтовой дороге от Оранок в сторону деревни Ягодное. Там есть поворот налево, на грунтовую дорогу, которая ведет к святому роднику и отстроенной там купальни.

GPS -координаты родника около села Оранки: N55.913738 E43.734089

Карта дороги до монастыря в Оранках :

И вступайте в нашу группу в контакте