2 августа (20
июля по старому стилю) - День Ильи Пророка, принадлежащего к самым популярным
святым. В славянской традиции – Перунов день. У многих народностей Илия
считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая
ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии, мчась по небу, издает
громкий звук. А молния - это стрелы, ими Илья поражает злую силу.
К святому Илье-пророку
всегда обращались, прося помощи и в лечении, и на охоте, и даже в любви. Считалось,
что Илья-пророк всемогущ и может карать нечистую силу и поражать молнией дурных
людей. По народной примете, этот день должен быть дождливым: хорошая погода
предвещает пожары. В праздник Ильи-пророка нужно обязательно умыться родниковой
водой для предохранения от болезней и порчи. Если же в этот день кто-нибудь
выйдет работать в поле, Илья-пророк может поразить его молнией или спалить сено.
Днем Ильи-пророка
заканчивалось настоящее лето: "На Илью до обеда - лето, после обеда - осень".
С этим днем связано множество примет.
По одной из них, в
Ильин день открываются звериные норы и волки выходят на охоту. Поэтому люди
опасались выгонять в поле домашний скот. Но многие связывают Ильин день прежде
всего с тем, что в средней полосе заканчивается купальный сезон. По народной
примете, после Ильина дня вода становится холоднее. Приближение осени
чувствуется и в том, что дни укорачиваются, а ночь длится дольше уже на два
часа.
В Ильин день
обычно произносили заговор на семена: "Батюшка Илья, благослови семена".
Считалось, что тогда урожай на следующий год будет хорошим.
В народном
представ лении Илья - святой грозный, суровый, кара ющий, но в то же время
щедрый, наделяющий. Он могучий распоряди тель самых страшных сил природы. В его
под чинении дожди, гром, молнии.
Считалось, что в
его силах послать на землю плодородие или вовсе лишить людей урожая.
Илью Пророка
молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о пре кращении дождей (Илья сухой). К
нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении
урожая хлебов и лекарственных растений.
Он помогает
кладоис кателям, охотникам на пушных зверей.
Защищает и
исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает
от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию
Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают
его своим покровителем - оберега ющим их в небе. Но Илья пророк может и справед
ливо наказать - продав цов, которые обвешива ют.
На Ильин день вся
не чистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных
зверей - отсюда пошел обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы
не навести на избу грозу и молнию.
На Илью
обыкновенно бывают «воробьиные ночи» - когда в течение целой ночи раздаются
оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаря ет все небо, испуганные
птицы постоянно мечут ся, вспархивают. В та кую ночь беспокойно ве дет себя
скот, да и чело век от страха страдает бессонницей.
По характеру
грома и дождя в этот день можно сделать прогноз на бли жайшее будущее:
· Гром гремит долго и не резко - к ненастью;
· Если же отрывисто и непродолжительно - бу
дет ясно;
· Дождь на Ильин день предвещает обильный
урожай пшена.
В эту пору
крестьянин с особым страхом смотрел на небо: урожай уже готов к жатве, и доста
точно ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться всего хлеба. Чтобы отвести
беду от своего огорода, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали
в поле: «На Ильин день стогов не мечут - спалит грозой».
Но хотя на Ильин
день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались
высушить сено и убрать его в стога.
Единственная
работа, которая допускалась в этот день, это осмотр ульев и первое подрезвание
сотов на пчельнике.
Множество других
примет и поговорок сопровождали этот день на Руси.
С Ильина дня вода
остывает, купаться нельзя. «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».
И в наши дни после второго августа многие с опаской заходят в воду, так как, по
поверью, с этого дня в воде правят нечисти.
С Ильина дня мухи
и комары перестают ку саться, так что можно смело, не боясь укусов, отправляться
на природу, чтобы не упустить последних летних лучи ков солнца. Еще одна
примета гласит: после Ильи Пророка не ешь землянику - сонным будешь. А еще
принято счи тать, что с этого времени лист на деревьях желтеет.
В день памяти
пророка Илии всегда идет дождь. Этот дождь благодатный, нужно умыться целебным
дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев
существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорогого вина
для Ильи Пророка и, открыв дверь, произнести: «Излей гнев свой на язычников, которые
не знают Тебя». Илья непременно посетит этот дом.
«К Ильину дню
заборанивай пар. До Ильи хоть зубами надери! К Ильину дню кнутом прихлыстни, да
заборони!»
Делали постели из
новой соломы.
«Ильинская
соломка - деревенская перинка»
В народном
представлении Илья Пророк не только носитель небесного гнева, но и благоде тель,
дарующий изобилие плодов, прогоняющий нечистую силу.
«Илья лето
кончает, жито зажинает; первый сноп - первый осенний праздник».
«На Илью до обеда
лето, а после - осень».
«У мужика та и
обнова на Ильин день, что новинкой сыт».
«Илья Пророк - косьбе
срок».
«После Ильи
комары перестают кусаться».
«С Ильина дня
вода стынет».
«До Ильина дня
дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома».
«С Ильина дня
ночь длинна и вода холодна».
«До Ильи поп
дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком на гонит».
«Илья грозы
держит, Илья хлебом наделяет».
«До Ильина дня в
сене пуд меду, после Ильна - пуд навозу».
«На Ильин день
снопов не мечут: грозой спалит».
«До Ильи мужик
купается, а с Ильи - с рекой прощается».
Публикации раздела Традиции
Ильин день. Праздник грозы и первого урожая
Н ародный праздник Ильин день приходится на 2 августа (20 июля по старому стилю). Что означает этот день и как его отметить по древнерусским традициям.
Илья-громовержец
История пророка Илии рассказана на страницах Ветхого Завета. Святой жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова, обладал властью над силами природы и был ревностным служителем Господа Яхве.
На Руси культ Илии зародился также до принятия христианства. Пророку, который был властителем воды и огня, молились чаще, чем многим славянским богам, даже громовержцу Перуну. Земледельцы просили у «плододавца» Ильи дождя во время вызревания хлеба, хорошего урожая. К нему с молитвами об удачном замужестве обращались девушки на выданье. К XVII веку в каждом русском городе была церковь, посвященная Илье-пророку, а в Новгороде их было даже восемь. Древнейший храм на территории России, посвященный Илье-пророку, построен в Х веке и находится на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника .
Гулянья в «грозный праздник»
Ильин день называли «грозным» праздником. Если 2 августа начиналась гроза, говорили, что «Илья громы и грозы держит», «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит» . Двери и окна плотно закрывали, во двор в качестве громоотвода выбрасывали ухват, клюку или сковородник. Всю порожнюю утварь переворачивали, чтобы гонимая стрелами Ильи «нечистая сила» не спряталась в избе и не привлекла в дом грозу. Но если уж возник пожар, зажженный «небесным огнем», тушить его считалось грехом.
Отмечать Ильин день часто начинали заранее: прекращали полевые работы, пекли обрядовое печенье. В Ильин день устраивали братчину - коллективную трапезу, крестный ход, массовые гулянья. В Псковской области их называли «ярманки» . На улицах играли на народных инструментах - гармони, балалайке, гуслях, тальянке, дудках. В Коми в Ильин день женщины открывали сезон игры на чипсане - разновидности флейты Пана . А в Пермском крае 2 августа «закрывали сезон» весенне-летней игры на семиствольных флейтах-пэлянах.
На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски - ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.
Ильин день - конец лета и начало жатвы
C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль: «На Илью до обеда лето, а после - осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает - жито зачинает» . Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах - в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В северных районах Псковщины вечером 2 августа хозяйки выходили в поле, чтобы сделать из трех колосков или трех пясток (пучков колосьев) крест и оставляли его на поле. В деревне Мутовозово Пустошского района в первый день жатвы пекли каравай, затем молились и отправлялись в поле на работу, оставляя хлеб с солью на столе. Жатва хлеба сопровождалась многочисленными обрядами и особыми жнивными песнями: их пели и перед началом трудового дня, и в поле, и на отдыхе. Они помогали жнецам не сбиваться с ритма во время работы и меньше уставать.
Жнивная песня «Соловейко, не летай по полю» в исполнении У.В. Поздняковой и Е.В. Поздняковой из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл.
Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол - «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.
А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».
Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода - на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города» .
День Ильи-пророка всегда отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю). Для православных Илья – один из величайших пророков. Верующие обращались к Илье-пророку, прося помощи в лечении и в любви. Славяне 2 августа праздновали Перунов день. О традициях, обычаях, приметах этого дня читайте в нашей постоянной рубрике "Вопрос-ответ".
Верующие 2 августа отмечают День Ильи-пророка. Это один из наиболее почитаемых святых. Пророк наставляет заблудших, покровительствует верным Господу. В подчинении святого – дожди, гром и молнии. От Ильи зависит урожай и земное плодородие. Илья считается покровителем воинов, авиаторов и десантников.
История праздника
Илья-пророк родился за 900 лет до Рождества Христова в Фесвии Галаадской в колене Левиином. Когда младенец появился на свет, его отцу Соваку пришло видение: благообразные мужи беседовали с мальчиком, пеленали огнем и питали пламенем огненным. Видение оказалось пророческим. В юношестве Илья удалился в пустыню. Он ревностно молился и соблюдал строжайший пост.
Пророк был примером целомудренной жизни. Он боролся с идолопоклонничеством, совершал чудеса во имя Господа.
Илья был призван служить царю Ахаву, который поклонялся Ваалу (солнцу). Илья, по слову Господа, призвал людей обратиться к истинному Богу, иначе царство постигнет голод. Царь не послушался пророка, и в стране наступила засуха. Через год Илья вновь объявил людям о том, что все беды происходят из-за поклонения Ваалу. Чтобы "разбить" заблуждение израильтян, Илья предложил сделать два жертвенника: один Ваалу, а другой Богу, и сказал: "Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол".
Согласно преданию, пророка живым забрали на небо. Туда он умчался на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями, оставив после себя своего духовного ученика Елисея. Считается, что на небе Илья ждёт второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на землю.
Первый православный храм на Руси был построен в Киеве именно в честь Ильи-пророка ещё до официального Крещения Руси.
Как отмечает церковь Ильин день?
В храмах 2 августа прославляют Илью молитвами и богослужениями как одного из наиболее почитаемых святых угодников Ветхого Завета. В некоторых храмах проводятся божественные литургии и крестные ходы.
Как праздновали Ильин день наши предки?
Славяне считали Илью повелителем дождя и грома. Ему молились, когда приходила страшная засуха. Также Илью просили о хорошем урожае и плодородии. В этот день было запрещено работать. Особенно строгий запрет был на работу в поле.
Жители деревень праздновали этот день сообща. К празднику готовились за несколько дней. А 2 августа все собирались вместе, водили хороводы. Главным блюдом был молодой барашек или бык, которого символично приносили в жертву Илье. Женщины пекли хлеб из муки нового урожая.
Почему на Ильин день нельзя купаться?
В этот день было запрещено купаться. Этому есть несколько объяснений. В народе считалось, что нечисть прячется от Ильи в воде. Тех, кто осмелится зайти в реку, русалки и водяные утаскивают на дно. Также предки верили, что купание на Ильин день чревато тяжелыми болезнями.
Также считалось, что со 2 августа заканчивается лето: "До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою прощается" или "На Илью до обеда – лето, после обеда – осень".
Обряды, приметы и традиции на Ильин день
Илья-пророк – исполнитель Божьего закона и проявление гнева Божьего. Особенно строг он к нечистой силе, которую поражает стрелами-молниями.
Существует множество обрядов и примет, связанных с этим днем.
Считалось обязательным в этот день умываться родниковой водой – это уберегало человека от болезней и порчи. Тех, кто на Ильин день выходил работать в поле, пророк мог наказать. Например, поразить молнией или спалить сено.
Народная примета гласит, что погода в этот день должна быть дождливой. Яркое солнце предвещало пожары.
Предки были убеждены, что в этот день заканчивалось лето. По народной примете, после Ильина дня вода становится холоднее.
Люди верили, что в Ильин день нечистая сила, спасаясь от гнева пророка, обращается в различных зверей. Поэтому 2 августа люди не пускали в дом собак и кошек, чтобы не навести на себя гнев Ильи.
В Ильин день предсказывали погоду на ближайшее время: гром гремит долго и не резко – к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно – будет ясно, а вот дождь на Ильин день предвещает обильный урожай пшена.
Пословицы и поговорки
"С Ильина дня мухи и комары перестают кусаться",
"На Илью до обеда лето, а после – осень",
"У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт",
"Илья-пророк – косьбе срок",
"После Ильи комары перестают кусаться",
"С Ильина дня вода стынет",
"До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня – из закрома",
"С Ильина дня ночь длинна и вода холодна",
"До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит",
"Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет",
"До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина – пуд навозу",
"На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит",
"До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается".
Ильин день (болг. и макед. Илинден , серб. Илиндан , осет. Уацилла ) - традиционный народный праздник в день памяти пророка Илии 20 июля (2 августа) у восточных и южных славян, греков, грузин и некоторых других народов, принявших православие.
Дата праздника
В древневосточных (дохалкидонских) церквях память пророка Илии празднуется как 20 июля, так и в другие дни. В средневековых Минологиях (агиографических сборниках житий святых) фигурируют даты: 3(4) апреля, 6-й день месяца тобе (1 янв.). В Коптской православной церкви как день памяти пророка Илии утвердилось 6 тобе. В Армянской Апостольской Церкви память Илии - 1-е воскресенье после Пятидесятницы.
В ряде православных календарей IX-XI веков день памяти пророка Илии приходился на 7 августа, то есть на следующий день после праздника Преображение Господне, что по всей видимости было связано с его явлением вместе с пророком Моисеем во время этого евангельского события.
Римско-католическая церковь отмечает память пророка Илии 16 февраля (в числе других пророков).
Возникновение праздника
Ильин день отмечают также жители окрестностей горы Кармель - христиане, иудеи и мусульмане, которые почитают эту гору «святым местом» - на ней, согласно Священному Писанию, он скрывался, молился и победил жрецов Ваала.
Власть пророка Илии над дождём и засухой признавалась ещё в Греции и на Ближнем Востоке, где зародился его крестьянский культ. Представления эти связаны со свидетельствами Библии:
В 968 году Лиутпранд Кремонский наблюдал в Константинополе театральные представления по случаю Ильина дня. Пышные празднования с участием императора и патриарха были установлены веком ранее Василием I Македонянином, особо чтившим пророка. По мнению С. А. Иванова, в его же правление (867-886 годы) была построена киевская церковь Илии пророка «на ручае» - первый христианский храм на Руси, которым пользовались крещёные варяги и где они клялись соблюдать русско-византийский договор 944 года. По альтернативной версии, поскольку в других источниках этот храм не упоминается, речь скорее всего идёт о константинопольской «Новой церкви» (греч. Νέα Ἐκκλησία) в Большом дворце, где хранилась милоть (накидка) пророка. Возможно, место клятвы было обусловлено тем, что произошло это в Ильин день 944 года, и император (как и крещёные варяги-русь, служившие его телохранителями) участвовал там в торжествах.
После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка, благодаря сходству функций, органично заменил громовержца Перуна, почитавшегося, по свидетельству Прокопия Кесарийского, ещё древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X века. А. Н. Веселовский приводит мнение греческого исследователя Николая Полита, согласно которому на святого перешли некоторые черты Зевса (которому тоже поклонялись на горных вершинах) и Гелиоса (благодаря омонимии, наличию огненной колесницы и др.), хотя сам критикует последнюю точку зрения.
Славянские традиции
рус. Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья немилостивый, Илья сердитый ; укр. Громове свято ; серб. Илиjа громавник ; болг. Гръмовник, Гръмоломник, Гръмодол .
Ильин день - один из крупнейших и особо почитаемых общерусских народных праздников. В отличие от многих других крупных праздников, в Ильин день не совершалось сколь бы то ни было значительных обрядов; в то же время к нему приурочено множество верований, мифологических представлений, календарных и хозяйственных примет, запретов и т. п.
Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна - особое значение придавалось четвергу и пятнице на неделе, предваряющей праздник перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Мари́ны лазо́ревой, когда переставали заниматься полевыми работами. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа, так как считалось что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.
Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или «мольба» - коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сел и связанная с жертвенным закланием животного «Илье». Основными организаторами и участниками братчины выступали мужчины. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи: играми, хороводами, песнями и плясками.
Ильин день считался календарной границей лета («Илья лето кончает»), когда в природе появлялись первые признаки осени и изменение в поведение зверей и птиц, меняется погода: «До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает». Болгары в Страндже говорили, что в этот день Илья надевает первый из своих 7 кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето а после обеда осень».
Считалось, что в ночь на Илью бывает «воробьиная» или «рябиновая» ночь, когда всю ночь сверкают молнии и раздаются оглушительные раскаты грома, а испуганные птицы мечутся и натыкаются на разные предметы.
В народном календаре отмечали не только день Ильи, но Ильинскую пятницу. В Вологодской губернии большое значение отводили также четвергу на Ильинской неделе, который называли «баским», то есть красивым, и отмечали приготовлением особого обрядового пирога с саламатой.
Илья-пророк принадлежит к самым популярным святым, наряду с Николаем Чудотворцем. В славянской народной традиции он - повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья - «грозный святой». У славян считалось что в день Ильи вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел святого, обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, волков, кошек, собак и др.
У других народов
На Ильин день (Илля лун) у коми-пермяков в честь пророка Ильи было принято кататься на лошадях (так как считалось, что тот ездит на колеснице, запряженной вороными конями, во время грозы). Также в Ильин день не выгоняли скот на пастбище, поскольку считалось, что хищные звери получают в этот день от Ильи-пророка право делать всё, что они захотят. Во многих коми-зырянских и коми-пермяцких селениях, как и у славян, существовал обычай забоя скота с жертвованием части мяса церкви, и совместной трапезы на берегу реки. После Ильина дня снимался запрет играть на народных духовых инструментах. С этого дня разрешалось собирать лесные ягоды, начинали убирать хлеб.
Важное значение имел Ильин день и у оленеводов, у северных коми-зырян и ненцев, могли устраиваться гонки оленьих упряжек, готовился праздничный обед. После завершения праздника оленеводы начинали понемногу двигаться в район зимних пастбищ вблизи своих селений.
В Греции день памяти пророка Ильи 20 июля совпал с пиком июльской жары, когда поклонялись «приносящему дождь» Зевсу на вершинах гор (чей образ вместе с Гелиосом и Фебом повлияли на народные представление об Илье). В ряде регионов Греции (особенно на Пелопоннесе) вечером в канун праздника разжигали костры, девушки гадали о женихах, совершались и другие обряды. По свидетельствам XVIII века, греки в Ильин день взбирались на гору святого Илии (греч. Αγιολιάς) - высочайшую вершину хребта Тайгет - и с наступлением вечера разводили там костры, в которые бросали ладан. Увидев их, окрестные жители поджигали ворохи сена и соломы, плясали вокруг них и прыгали через огонь.
Святой Илья на осетинском языке называется Уацилла. У осетин праздник в честь «Уацилла» носил земледельческий характер и отмечался в понедельник третьей недели после Пятидесятницы.
Пророк Илья был исполнителем воли Божией, поэтому в его власти наказывать грешников, не давать нечисти куролесить. Для этого у него есть стрелы из молнии. Илья — мудрый и суровый, но в тоже время справедливый пророк, который благосклонен к праведникам и честным людям, не таящим зло и обиду в себе. Благочестивым крестьянам Илья помогает содержать скот и выращивать культуры. К грешникам Илья безжалостен — поля таких людей страдают от нашествия насекомых, травы, ветра, града, дождей и .
История праздника Ильи
В Давным-давно, точнее в IX веке до нашей эры, за 900 лет до того, как родился Иисус, в одном из еврейских городов родился мальчик, которому пророчили великое будущее. Ему суждено было стать пророком. Имя ему Илья. Если верить легенде, во время рождения ребенка, его отец увидел сон — ангелы закутывали мальчика в огненные пеленки и кормили огненным пламенем.
Позже выяснилось, что сон был вещим. Илья подрос и ушел в пустыню, где соблюдал все проповеди Божие, строгий пост и ежедневно молился Богам. После отшельничества в пустыне, Илья продолжал вести праведный образ жизни, боролся с грехами, противостоял нечистой силе и боролся с идолами.
Помимо праведного образа жизни, святой совершал различные чудеса, помогал людям (в частности израильскому царю Ахаве), пророчествовал, призывал дождь, солнце, грозы и молнии, разделил , воскресил мертвого отрока… В конце своего жизненного пути, Илью забрали на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Умчался он на них живым на небо, оставив на земле своего ученика — Елисея.
Почитать Илью стали очень не скоро — лишь с IX-X века н.э. В Византии в его честь устраивали целые пиры и представления. Чуть позже, Илья потеснил стража небес Перуна, забрав его характеристики и полномочия себе. В Киеве даже поставили храм в честь Ильи, который теперь именуется Свято-Ильинской церковью. В настоящее время, пророк Илья считается покровителем воздушных воинов (летчиков, авиаторов и десантников). Видимо, не зря, праздник Ильин день и день десантников отмечается 2 августа.
Нельзя купаться в Ильин день: почему
По народным приданиям, считается, что после 2 августа стоит закончить . Это связано с тем, что 2 августа заканчивается лето, мол природа готовится к наступлению осени и пророк Илья пописал в воду, остудив ее. Еще по одному приданию, Илья ездит по небу на своей белой огненной колеснице и роняет в воду подкову, которая остужает воду.
Есть еще один вариант, почему нельзя купаться после Ильина дня, потому что вода начинает цвести, что неблагоприятно сказывается на . Так же считается, что в ночь на 2 августа возле водоемов собирается всякая нечистая сила (в воде правят водяные, черти, морские цари и русалки). Искупавшись после праздника Ильина дня в открытом водоеме, можно накликать на себя беду или вовсе утонуть (русалка заманит и утащит).
Еще один вариант, почему в Ильин день нельзя купаться связан с тем, что возле водоема можно запросто встретить диких зверей. Поэтому и говорят: "В Ильин день — олень воду переплыл, купаться не стоит", намекая на то, что во время своего заплыва олень пописал в воду, остудив ее.
Чтобы защитить свой дом от попадания молнии, когда Илюша будет сердиться, люди окуривали перед праздником дом, скотину, поля ладаном. Чтобы защитить урожай, из окна домов выставляли угощение, которые вечером спускали по воде. В этот день нечистая сила прячется в диких и домашних животных, поэтому народ не пускал никаких животных в свой дом. Рыбаки боялись рыбу с красными глазами, поэтому отпускали ее обратно в воду.
Если 2 августа была гроза, обязательно собиралась дождевая вода и хранилась в доме. Считалось, что такая вода обладала целительной силой и оберегала от злых духов целый год. Во время дождя и грозы нельзя было шуметь, веселиться, находиться в воде, стоять под деревом (особенно под сосной, у которой две верхушки). Во время грозы жители плотно закрывали двери и окна, а перед иконами зажигали лампадки и свечи (по возможности, произносились молитвы).
Перед Ильиным днем целую неделю нужно было соблюдать пост. Накануне праздника обязательно наводился . В сам праздник умывались дождевой водой и устраивали гуляния для всех жителей деревни. Подготовка к празднованию начиналось задолго до Ильина дня — готовилось очень много разнообразной еды, пеклись ритуальные хлебцы из муки нового урожая.
Главным напитом было пиво, а блюдом — . Перед тем, как подать мясо к столу, животное ритуально приносили в жертву. Считалось также, что Илья пророк может помочь не только с плодородным урожаем, но и помочь излечиться от тяжелой болезни, наказать обидчика, найти клад, спасти молодых от несчастливого брака, порчи и сглаза.
Что можно и нельзя делать в Ильин день
Современные обычаи и традиции значительно отличаются от древних, но и в наших условиях можно соблюсти каноны и отпраздновать Ильин день. Разницу также можно заметить в делах, которые либо можно, либо запрещено делать на Ильин день 2018 . Например, вам никто не мешает и умыться дождевой водой, если пойдет дождь (эту традицию же не зря придумали, наверняка, она помогает сберечь себя от сглаза, да и силу мысли никто не отменял). из сезонных овощей и фруктов, хлебной корзины, мясного блюда, пирогов, грибов и пива. Плясать, петь песни и развлекаться вам тоже никто запретить не может, только помните, что 2 августа — Ильин день в 2018 году — рабочий, и следующий день — тоже рабочий, так что не переусердствуйте.
Фото: открытые источники в Сети