Специальная дыхательная гимнастика для детей: секреты использования. Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста: в чем их польза и как их выполнять

Как дышит? как слышит?

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Примеры дыхательных упражнений для детей школьного возраста с нарушениями речи.

1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Подуй на свечку. (2 вариант)

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» - продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза.

10. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Косарь.(2 вариант)

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7- 8 раз в среднем темпе

Вырастим большими.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться - глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» - руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед - усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

Дровосек.

Исходное положение - широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» - поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице - глубокий вдох через нос. «Два» - наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) - усиленный выдох через рот. «Три» - исходное положение. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» - наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

Пилим дрова.

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35-40 секунду в медленном темпе

Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35-40 секунд.

Надуй шар.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Спускай воздух.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» - спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3-4 раза в медленном темпе.

Минуты тишины.

Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров.

Формирование правильного речевого дыхания

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности.

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

Вдох и выдох через нос;

Вдох через нос, выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох и выдох через рот.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем - слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

“Немое кино”. Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

“Зоопарк”. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси - произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова - произнести на выдохе “му”, кошка - “мяу” и т. д.).

“В лесу”. Логопед ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ayf”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!” и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

г) Формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):

“Толстяк” (картинка-образ - мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

“Худенький” (картинка-образ - худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

“Снежок” (картинка-образ - падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

“Дудочка” (картинка-образ - дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

“Пропеллер” (картинка-образ - самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

СИСТЕМА ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ.

Цель: 1. Отработка навыка чтения целыми словами;

2. Сведение к минимуму ошибок при чтении;

3. Осознанность чтения;

4. Выразительность чтения.

Система тренировочных упражнений проводится как обязательный этап каждого урока чтения. (10 –15 минут).

Последовательность упражнений:

  1. Чтение блоков.
  2. Отработка дикции.
  3. Развитие оперативной памяти.
  4. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

  • Задуйте свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

  • Побрызгайте бельё водой

(В один приём, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

  • В цветочном магазине

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом, и выдох ртом (2-3 раза).

  • Выдох со счётом

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором).

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка …

(и т. д. До полного выдоха).

  • Медвежата

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося М .

Мам, мёду б нам,

Мам, молока бы нам.

  • В лифте

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

  • Упражнения на развитие дыхания являются базовыми в любых видах физкультуры и спорта. Они позволяют увеличить объем легких и ускорить процессы оксигенации в организме. Если регулярно делать упражнения для дыхания для детей, то можно уменьшить частоту простудных заболеваний и улучшить состояние иммунитета. Все предложенные упражнения глубокого дыхания насыщают организм кислородом и значительно улучшают состояние головного мозга и сердечной мышцы. Выбирайте подходящие упражнения для правильного дыхания и выполняйте их с детьми регулярно, результата этого не заставит себя долго ждать. Также на странице можно посмотреть упражнения на дыхание на видео, которое иллюстрирует весь процесс их выполнения.

    Как выполнять упражнения на технику дыхания для детей дошкольного возраста

    Перед тем как выполнять упражнения на технику дыхания, следует ознакомиться с начальными анатомическими сведениями и инструкцией по технике безопасности. Мы дышим автоматически, не задумываясь над этим процессом. Нормальный обмен веществ в клетках организма ребенка является основой его здоровья и зависит в первую очередь от дыхания и состава газа, участвующего в акте дыхания.

    Отмечена связь между дыханием и эмоциями ребенка. Мы говорим: «Дыши глубже», - и когда ребенок это делает, его возбуждение исчезает. И если приласкать возбужденного малыша, который прерывисто дышит, его дыхание становится спокойным.

    В разных культурах дыхание является вратами духа и мостом между телом и душой. Есть много древних и современных дыхательных методик. Мы предлагаем простые упражнения на дыхание.

    Эти упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста необходимы малышам, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Обычно малыши с удовольствием выполняют эти упражнения, поскольку они похожи на игру.

    Для оздоровительного эффекта все упражнения повторяют 4 - 5 раз, но не позже чем за 1 час до сна. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружение, поэтому не стоит их выполнять более 5 - 10 минут.

    Все звуки нужно выговаривать четко и громко, а шипение произносить на выдохе.

    Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое) , развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма, способствует развитию речевого аппарата.

    Какие упражнения на развитие дыхания для детей дошкольников

    Какие упражнения дыхания можно выполнять с детками для профилактики простудных заболеваний и развития у них речевых навыков? Дале предложены упражнения на дыхание для дошкольников, позволяющие развивать речевой аппарат и осуществлять постановку глубокого полноценного дыхания. Эти упражнения на развитие дыхания для детей предложены в большом разнообразии – можно ежедневно менять развлекательную программу.

    «Воздушный шарик»

    Если ребенок взволнован или плачет, попробуйте предложить ему «надуть воздушный шарик». Пусть малыш представит, что у него в руках маленький воздушный шарик. Обратите внимание на то, какого цвета шарик, скажите, какого цвета ваш шарик. И предложите вместе надуть ваши шарики - у кого шар получится больше.

    Не надо говорить ребенку: «Давай позанимаемся». Просто предложите поиграть, ведь в детстве основной вид деятельности - игра. Вы можете прокомментировать действия ребенка, выполняя упражнение вместе с ним:

    Воздух мягко набираем -

    Шарик смело надуваем.

    Пусть летит он к облакам,

    Помогу ему я сам.

    «Воздушный шарик» - замечательное упражнение для маленьких детей. Его можно выполнять в любое время.

    Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняемся им.

    Попробуйте подышать с ребенком: глубокий вдох, закрываем одну ноздрю; выдох через другую. Затем наоборот.

    «Пыхтелка»

    Глубокий вдох, выдох. При выдохе громко произносим: «Пых-пых-пых».

    «Бегемотик»

    Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

    Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

    Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

    Сели бегемотики, потрогали животики.

    То животик поднимается (вдох),

    То животик опускается (выдох).

    (Вдох и выдох - через нос.)

    «Качели»

    Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

    Качели вверх (вдох),

    Качели вниз (выдох),

    Крепче ты, дружок, держись.

    (Вдох и выдох - через нос.)

    «Ныряльщики за жемчугом»

    Ребенку говорят, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

    «Дыхание»

    Вам понадобится несколько картинок с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

    Носиком дышу свободно,

    Тише, громче - как угодно.

    Без дыханья жизни нет,

    Без дыханья меркнет свет.

    Дышат птицы и цветы,

    Дышим он, и я, и ты.

    (Вдохи всем телом после каждой строчки.)

    «Воздушный футбол»

    Необходимо подготовить «мячи» из ваты, кубики.

    Из кусочков ваты нужно скатать шарик - «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

    «Листопад»

    Вырежьте листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

    «Снегопад»

    Сделайте из ваты мелкие шарики - «снежинки», положите ребенку на ладонь и предложите «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

    «Кораблик»

    Предложите ребенку пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит:

    Ветерок, ветерок, натяни парусок!

    Кораблик гони до Волги-реки.

    «Лети, перышко!»

    Положите ребенку на ладонь перышко и предложите подуть так, чтобы оно полетело.

    «Курочка»

    Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Разводит руки широко в стороны, как крылья, - вдох, наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «Тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох.

    Комплекс упражнений и игры на развитие речевого дыхания

    Предлагаемый комплекс упражнений на дыхание позволит увеличить жизненный объем легких и ускорит речевое развитие ребенка. Игры и упражнения на речевое дыхание ускоряют психическое созревание, повышают активность малыша. Выполнять игры и упражнения на развитие дыхание следует в спокойной, привычной для малыша обстановке.

    «Жук»

    Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, опустив голову; разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох:

    Жжу, - сказал крылатый жук,

    Посижу и пожужжу.

    Затем разводит руки в стороны, расправив плечи, голову держит прямо - вдох. Повторить упражнение 4 - 5 раз.

    «Трубач»

    Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, проговаривает: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

    «Подуем на плечо»

    Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены.

    Подуем на плечо (поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо, голова прямо - вдох носом),

    Подуем на другое (голову налево - выдох, губы трубочкой),

    На солнце горячо (голова прямо - вдох носом)

    Пекло дневной порою.

    Подуем на живот (опускает голову, подбородком касаясь груди),

    Как трубка станет рот (снова делает спокойный выдох),

    Ну, а теперь на облака (голова прямо - вдох носом)

    И остановимся пока (поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой).

    Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.

    Повторить 2 - 3 раза.

    «Подуй на одуванчик»

    Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем-длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух:

    Подуй на одуванчик,

    Как дует этот мальчик.

    Подуй, подуй сильнее

    И станешь здоровее.

    «Хомячок»

    Предложите малышу вдохнуть и задержать дыхание.

    Пройти несколько шагов (10-15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.

    «Ворона»

    Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки, разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук (р).

    «Булькание»

    Малыш сидит, перед ним стакан (или бутылочка) с водой. Научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку для коктейля, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Вдох - носом, выдох - в трубочку: «Буль-буль-буль».

    «Надуй шарик»

    Ребенок сидит или стоит. Предложите малышу «надуть шарик» - ребенок широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух - ффф. «Шарик лопнул» - ребенок хлопает в ладоши, «из шарика выходит воздух» - произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

    Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. «Мой воздушный шарик»

    Ребенок должен надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Взрослый сопровождает действия детей стихотворным текстом:

    Мой воздушный шарик, раз, два, три.

    Легкий, как комарик, посмотри.

    Носом я вдыхаю, не спешу,

    За своим дыханием слежу.

    «Мыльные пузыри»

    Эта забава известна всем, научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох - через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

    Упражнение с флажками

    Исходное положение прежнее, в опущенных руках - флажки. Ребенок поднимает руки вверх через стороны - вдох, опускает через стороны - выдох через сложенные трубочкой губы.

    Игра «Филин»

    «День» - ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево. «Ночь» - смотрит вперед и взмахивает руками - «крыльями», опуская их вниз, произносит «у...ффф».

    Игры с воздушным шаром, вертушкой

    Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребенка. Предложите малышу сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на вертушку - чтобы она вертелась.

    Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками

    Подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позвольте ребенку дудеть или свистеть столько, сколько он захочет. Это очень полезное занятие.

    КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

    для средней группы.

    Комплекс №1

    1. « Послушаем своё дыхание »

    Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

    И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

    В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

    куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

    какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно) ;

    какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

    какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой) ; тихое, неслышное дыхание или шумное.

    2. « »

    Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

    И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

    Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

    3. « Подыши одной ноздрёй »

    Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

    Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

    Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

    3-4. То же другими ноздрями.

    Повторить 3-6 раз.

    Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

    4. « Воздушный шар » (Дышим животом, нижнее дыхание) .

    Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

    И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

    Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

    Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

    Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

    Повторить 4-10 раз.

    5. « Воздушный шар в грудной клетке » (среднее, рёберное дыхание)

    Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

    И. п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

    Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

    Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

    На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

    Повторить 6-10 раз.

    Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

    6. « Воздушный шар поднимается вверх » (верхнее дыхание)

    Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

    И. п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

    Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

    Повторить 4-8 раз.

    7. « Ветер » (очистительное полное дыхание) .

    Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

    И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

    Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

    Задержать дыхание на 3-4 с.

    Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

    Повторить 3-4 раза.

    Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

    8. « Радуга, обними меня »

    Цель: та же.

    И. п.: стоя или в движении.

    Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

    Задержать дыхание на 3-4 с.

    Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

    Повторить 3-4 раза.

    9. Повторить 3-5 раз упражнение « Дышим тихо, спокойно и плавно ».

    Комплекс №2

    Цель данного комплекса : укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

    Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении .

    1. « Подыши одной ноздрёй ».

    Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

    2. « Ёжик ».

    Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик) , с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

    Повторить 4-8 раз.

    3. « Губы «трубкой ».

      Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

      Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

      Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .

      Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

    Повторить 4-6 раз.

    4. « Ушки ».

    Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

    Повторить 4-5 раз.

    5. « Пускаем мыльные пузыри ».

      При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

      Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

      Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

      Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

    Повторить 3-5 раз.

    6. « Язык «трубкой ».

      Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

      Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

      Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

    Повторить 4-8 раз.

    7. « Насос ».

      Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

      Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов) .

      Выдох произвольный.

    Повторить 3-6 раз.

    Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

    Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник) , делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

    При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

    Повторить 3-5 раз.

    8. « Дышим тихо, спокойно и плавно ».

    Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

    Комплекс №3

    Цель данного комплекса : укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

    Проводится в игровой форме.

    1. « Ветер на планете ». Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

    2. « Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание) .

    Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

    И. п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

    После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

    Повторить 3-5 раз.

    Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

    Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

    Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

    3. « На планете дышится тихо, спокойно и плавно ». Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

    4. « Инопланетяне ».

    Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

    Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

    И. п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

    Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

      Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

      Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

      Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая) ».

      Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

    Дыхательные имитационные упражнения

    1. « Трубач ». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

    Повторить 4-5 раз.

    2. « Каша кипит ». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

    Повторить 1-5 раз.

    3. « На турнике ». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

    Повторить 3-4 раза.

    4. « Партизаны ». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

    Повторять 1, 5 мин.

    5. « Семафор ». Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

    Повторить 3-4 раза.

    6. « Регулировщик ». Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

    Повторить 4-5 раз.

    7. « Летят мячи ». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

    Повторять 5-6 раз.

    8. « Лыжник ». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

    Повторять 1, 5-2 мин.

    9. « Маятник ». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».

    Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

    10. « Гуси летят ». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».

    Повторять 1-2 мин.

    Дыхательная гимнастика для детей – комплекс упражнений, направленных на развитие органов дыхания, укрепление защитных сил организма и улучшение физического состояния малышей. Она специально создана для маленьких пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниям. Кроме того, такие упражнения ускоряет восстановление после воспаления легких или бронхита, помогают облегчить состояние малышей, страдающих астмой и аденоидами.

    Дыхательная гимнастика в детском саду делается под руководством обученных воспитателей. Для того чтобы заниматься дома, необходимо изучить технику выполнения упражнений. При этом нужно обязательно учитывать имеющиеся противопоказания.


    Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы

    Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.

    Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом. Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом. Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.

    Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

    Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.


    Комплекс упражнений Стрельниковой для детей

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей стала применяться относительно недавно. Изначально при создании этой методики автор, Александра Николаевна Стрельникова, был нацелен на иную аудиторию – людей, профессионально занимающихся пением. Специальные упражнения позволяли им восстановить утраченный голос. Со временем выяснилось, что этот комплекс упражнений благотворно влияет не только на поврежденные голосовые связки, но и на организм в целом. Впоследствии Александра Николаевна усовершенствовала методику, благодаря чему она стала широко применяться во взрослой и детской лечебной практике.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует:

    • купированию резких приступов удушья;
    • устранению головных болей;
    • усилению концентрации внимания;
    • улучшению умственного развития;
    • укреплению защитных сил организма;
    • облегчению адаптации в детском саду и школе;
    • снижению гиперактивности, неврозов, стрессов и повышенной утомляемости;
    • восстановлению утраченного голоса;
    • устранению заикания.

    Дыхательная методика Стрельниковой основана на 3 базовых упражнениях:

    1. «Ладошки». В положении стоя малыш сгибает руки в локтях ладонями вниз. Сжимая пальцы в кулачки, он делает глубокий вдох. Повторять эти движения нужно не менее 20 раз.
    2. «Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
    3. «Насос». Малыш стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Медленно наклонившись вперед и коротко вдохнув носом, на выдохе нужно выпрямиться. При наклоне спина выгнута, шея расслаблена. Рекомендуется сделать 5–8 подходов.

    Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

    Для часто болеющих детей дыхательная гимнастика – настоящее спасение. Регулярное выполнение упражнений на дыхание позволяет значительно укрепить защитные силы организма, повысив его устойчивость к воздействию различного рода инфекций. После нескольких месяцев ежедневных занятий иммунитет малыша заметно повысится, он станет бодрее и активнее. К наиболее эффективным общеукрепляющим дыхательным занятиям относятся:

    1. «Большой-маленький». На вдохе ребенок встает на носочки и тянет ручки вверх, словно демонстрируя, каким высоким он хочет вырасти. В этом положении он удерживается в течение нескольких секунд. На выдохе малыш присаживается на корточки, обхватывая колени руками и плотно прижимая к ним головку. При этом он произносит звук «ух-х-х-х». Такая поза означает, что он стал маленьким.
    2. «Паровозик». Упражнение рекомендуется выполнять с участием нескольких членов семьи. Большинству малышей оно очень нравится. Встав друг за другом и хором произнося «чух-чух-чух», нужно ходить по комнате, изображая паровоз. Согнутые руки при этом должны имитировать крутящиеся колеса локомотива. Скорость движений и громкость произношения звуков нужно постоянно менять.
    3. «Летящие гуси». Такое упражнение также наверняка понравится детям. Нужно ходить по комнате, медленно размахивая руками, изображая летящих гусей. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются с одновременным протяжным произношением звука «гу-у-у».

    Упражнения для детей с аденоидами

    Упражнения на дыхание направлены на замедление роста глоточной миндалины и восстановление дыхательной функции. При их регулярном выполнении за 2–3 дня можно устранить у малыша хронический насморк и купировать отек гортани.

    Если делать гимнастику постоянно, можно значительно укрепить местный иммунитет, предотвратить рецидивы инфицирования органов дыхания, насытить организм кислородом.

    В течение 1 месяца приостанавливается разрастание глоточной миндалины 1–2 степени. Дыхательная гимнастика бессильна перед аденоидами 3 степени, однако она позволяет детям ускорить восстановление организма на послеоперационном этапе. Занятия рекомендуется проводить курсами по 1–1,5 месяца. После месячного перерыва тренировки можно возобновить. При этом их количество не должно превышать 10 в день. Для достижения большей эффективности заниматься следует ежедневно.

    Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

    • очищать носовые ходы от скоплений слизи перед каждой тренировкой;
    • начинать выполнение комплекса необходимо с 3 повторов каждого упражнения, ежедневно увеличивая их вдвое;
    • заниматься по схеме «3 повтора – 1 минута отдыха – 3 повтора – 1 минута отдыха».

    Дыхательный комплекс для малышей с аденоидами включает следующие техники:


    Упражнения следует делать 4–5 раз. Выполнять этот комплекс рекомендуется по утрам, при желании его можно повторить за 2–3 часа до сна.

    Как помочь ребенку при частых бронхитах?

    Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью. Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты. Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.

    Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:

    1. «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
    2. «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
    3. «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.

    Повторять каждое упражнение следует не менее 4–5 раз. Заниматься нужно ежедневно, делать это рекомендуется по утрам.

    Особенности дыхательной гимнастики для детей 2–3 и 4–5 лет

    Начинать заниматься с детьми можно с 2 лет. В этом возрасте малыши уже способны повторять за взрослыми несложные движения. Выполнение комплекса упражнений на дыхание с детьми до 4–5 лет имеет ряд особенностей.

    Малышей рекомендуется заинтересовать занятиями, поскольку они еще не способны понять важность тренировок. Проводить их нужно в игровой форме. При этом рекомендуется вовлечь в занятия как можно больше членов семьи. Многие крохи любят находиться в центре внимания, и им наверняка понравится веселье, царящее во время тренировок. Важно поощрять и хвалить кроху после каждого удачно проведенного занятия.

    Категорически запрещено насильно заставлять ребенка выполнять упражнения – это может нанести ему психологическую травму. Если малыш капризничает и не хочет заниматься, не нужно настаивать. Позже можно повторить попытку позаниматься с ним. Каждый родитель знает методы воздействия на своего ребенка. У одних малышей можно вызвать интерес к занятиям, пообещав просмотр любимых мультфильмов чуть дольше обычного, у других желание заниматься вызовет перспектива совместного чтения интересной книги на ночь.

    • тяжелых заболеваний внутренних органов;
    • гипертермического синдрома;
    • повреждений головы;
    • травм позвоночника;
    • хронического шейного остеохондроза;
    • кровотечений различной этиологии;
    • высокого артериального давления;
    • повышенного глазного и внутричерепного давления;
    • миопии;
    • тромбофлебита;
    • глаукомы;
    • желчнокаменной и мочекаменной болезни;
    • поражений сердечно-сосудистой системы.

    Игнорирование перечисленных заболеваний способно привести к развитию последствий, опасных для здоровья малышей. Ответить на вопрос, подходит ли тот или иной комплекс ребенку, может исключительно врач на основании дополнительных обследований. В ряде случаев педиатр может назначить малышу, имеющему особенности организма, щадящие упражнения.

    Совершенно здоровый ребенок сегодня - большая редкость. Это вам подтвердит любой педиатр. Состояние экологии, стрессы, компьютерные технологии, гаджеты практически с пеленок - все это не может не накладывать своего отпечатка на состояние здоровья детей. Поэтому все больше родителей интересуются тем, как улучшить здоровье малыша, усилить его иммунитет и помочь справиться с заболеваниями.

    Одним из эффективных методов, который помогает достичь и лечебных, и лечебно-профилактических целей, считается дыхательная гимнастика для детей. В этой статье мы расскажем, как и для чего ее проводить и можно ли организовать занятия самостоятельно.


    Что это такое?

    Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, основанных на самопроизвольной активизации работы функций органов дыхания. От работы легких, бронхов и верхних дыхательных путей во многом зависит насыщение кислородом всех органов и систем детского организма. Еще врачеватели Древней Греции обратили внимание на то, что от дыхания человека зависит его самочувствие. За несколько тысячелетий медицина выработала большой комплекс дыхательных упражнений, которые могут помочь при самых разных заболеваниях и состояниях.

    Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру. Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии - организм ребенка получает достаточное количество кислорода. В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС.


    Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. Такому ребенку в экстренной ситуации гораздо проще сделать глубокий медленный вдох, чтобы справиться со стрессом. Благотворное действие упражнений на нервную систему замечено давно, а потому комплексы дыхательной гимнастики стали обязательными при заикании, неврастении, истерии.

    Гимнастика позволяет быстрее восстановиться после операции на аденоидах, после удаления аденоидов. В качестве вспомогательного лечения она выступает и показывает отличные результаты при бронхите, пневмонии, при бронхиальной астме, а также на стадии выздоровления после острого периода других респираторных заболеваний.


    Логопедическая дыхательная гимнастика в комплексе со специальным массажем лица позволяет ребенку справиться с такими проблемами, как дизартрия , задержка речевого развития. Поскольку основой любой дыхательной гимнастики являются носовые вдохи и выдохи, в момент которых активно стимулируются рецепторы носа, носоглотки, глотки, то у ребенка повышается как местный иммунитет, так и общий. Уже через несколько месяцев становится заметно, что чадо стало меньше болеть.

    Для детей дошкольного и школьного возраста упражнения дыхательной гимнастики вводят в разминки и физкультурные занятия для восстановления дыхания.

    Детям первого года жизни дыхательная гимнастика обычно не назначается, поскольку малышам в этом возрасте трудно объяснить правила особого, полезного дыхания, но уже с 2,5 -3 лет, 3-4 лет и старше дети прекрасно справляются с заданиями.


    Виды

    Существует несколько основных видов, которые получили наибольшее распространение среди детей. Бесспорным лидером считается дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Педагог-фониатр изначально придумала комплекс упражнения для тех, кто занимается вокалом, но методика оказалась полезной и для лечения - собственная дочь Стрельниковой, страдающая сердечным недугом, смогла заметно поправить свое состояние, пользуясь методикой матери.

    Гимнастику Стрельниковой ценят врачи всего мира, называя ее «русской гимнастикой». Ее рекомендуют для облегчения дыхания при кашле любого происхождения. Гимнастику ценят спортсмены, певцы, актеры. Для детей методика нашла самое широкое применение.

    Метод основан на вдохах разной глубины и частоты, на чередовании носовых и ротовых вдохов и выдохов. Правильные вдохи и выдохи по методу Стрельниковой рекомендуются беременным, чтобы избавиться от токсикоза, освоить дыхание в родах. В детском возрасте такая гимнастика имеет свои показания и противопоказания, о них расскажем ниже.

    Пример занятия по методу Александры Стрельниковой смотрите в видео ниже.

    Еще один вид дыхательных упражнений - гимнастика по К. Бутейко. Константин Бутейко - врач-физиолог, который в середине прошлого столетия открыл собственную методику лечения заболеваний дыхательными упражнениями. Доктор был убежден, что причиной недугов является именно глубокое дыхание, а потому его система основана на подавлении глубоких вдохов и выдохов. Детям метод поверхностного дыхания по Бутейко рекомендуется не с самого раннего возраста. Оптимальным возрастом для начала занятий считается возраст от 4-5 лет и старше. Метод позволяет ребенку не только избавиться от мучащих его респираторных заболеваний, но и от кожных недугов - аллергии, дерматита.

    Также некоторые родители вполне успешно практикуют дыхательные упражнения из хатха-йоги, китайской гимнастики цигун и многие другие.

    По своему предназначению дыхательные упражнения можно условно разделить на:

    • общеукрепляющие, профилактические;
    • лечебные;
    • логопедические;
    • развивающие.

    По технике выполнения все дыхательные упражнения могут быть динамическими и статическими. Первые выполняются строго в движении, сочетаются с зарядкой или гимнастикой. Статические делают в состоянии покоя - дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.



    Противопоказания

    Прежде чем начать заниматься дома с сыном или дочкой дыхательной гимнастикой, маме обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить наличие у дошкольника или школьника противопоказаний. К обстоятельствам, которые препятствуют самостоятельным занятиям упражнениями на дыхание, относятся следующие заболевания и состояния:

    • некоторые пороки сердца (для занятий по методу Стрельниковой);
    • почечная недостаточность;
    • близорукость, глаукома (для метода Стрельниковой);
    • тяжелые заболевания сосудов и крови;
    • психические заболевания;
    • острый период болезни (с высокой температурой, лихорадкой);
    • сахарный диабет (для метода Бутейко);
    • хронический тонзиллит (для занятий по методике Бутейко).


    До 5 лет занятия должны содержать лишь некоторые элементы дыхательных практик. Полноценной дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют заниматься с 5-6 лет, а сложными ее формами, которые присутствуют в некоторых видах йоги - не ранее, чем в 6-7 лет и старше.

    Нельзя начинать занятие, если ребенок не выспался, если он чувствует себя неважно, если у него плохое настроение и он не настроен играть и заниматься. Насильно малыш не станет выполнять упражнение так, как нужно, соответственно, добиться желаемого результата будет практически невозможно.

    Не оставляйте ребенка одного, внимательно следите за его самочувствием в момент выполнения упражнений.


    Если у него бледнеет или краснеет лицо, появляется затрудненное дыхание, головокружение, обморок, дрожь в кистях рук, онемение в конечностях, занятие нужно незамедлительно прекратить и при необходимости вызвать врача.

    Как заниматься?

    Если противопоказаний нет, а лечащий доктор полностью одобрил вашу идею заняться с ребенком дыхательными упражнениями, нужно выбрать программу, по которой вы хотели бы заниматься - несколько видов было описано выше.

    Если остановиться на одном методе не получается, хочется всего и сразу, можно начать занятия по универсальному комплексу, который включает в себя лучшие и самые интересные упражнения для детей из различных методик. Расскажем о нем подробнее ниже.

    Задачей родителей является обучить ребенка дышать так, как подразумевает техника конкретного упражнения. Лучше всего делать это в игровой форме, чтобы чаду было интересно заниматься, иначе достаточно быстро он разочаруется в занятиях и не захочет принимать в них участия.


    Рассмотрим общие правила, которые лучше узнать перед началом практики.

    • Планируйте время так, чтобы к дыхательным упражнениям ваше чадо переходило не раньше, чем через час-полтора после очередной трапезы.
    • Заниматься возможно до двух раз в сутки. Длительность занятия на начальном этапе не должна превышать 10 минут. Постепенно время занятий увеличивают, усложняют и сами упражнения, добавляют новые приемы. Максимальное время гимнастики - 30 минут.
    • Дыхательная гимнастика требует обязательного соблюдения рекомендаций по технике выполнения приемов, но только на начальном этапе. Потом мама вполне может в меру собственной фантазии придумывать любые другие упражнения, которые понравятся ее сыну или дочке, основываясь на изученных и освоенных приемах.
    • Если на дворе стоит лето, отправляйтесь заниматься на открытом воздухе - пользы будет значительно больше.
    • Зимой, когда гимнастику делают в комнате, обязательно проветривайте помещение перед началом сеанса.
    • Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла - интенсивное вдыхание более теплого воздуха может привести к пересыханию слизистых оболочек органов дыхания и развитию или отягощению респираторных заболеваний.

    Лучший пример - это, безусловно, собственный пример. Выполняйте приемы совместно.



    Комплекс упражнений

    Часто мамы интересуются, можно ли самостоятельно начинать практики. Когда есть возможность первый сеанс провести в присутствии педагога, доктора или инструктора по дыхательной гимнастике, воспользуйтесь ею. Если такой возможности нет, ничего страшного - все упражнения довольно простые, их вполне можно начать практиковать самостоятельно.

    Начнем с комплекса для самых младших дошкольников.

    • «Мячик». Это упражнение носит такое название за образ, который малыш должен держать перед глазами. Мячиком станет его собственный животик в момент глубокого вдоха. Попросите малыша принять положение лежа на спине, поставьте на живот маленькую мягкую игрушку. Медленно вдыхая через нос, ребенок должен надувать «мячик» как можно сильнее, а потом так же медленно сдувать его, выдыхая через рот, сложив губки трубочкой.
    • «Аквалангист». Это упражнение можно выполнять в любом положении - стоя, сидя, лежа. Попросите ребенка представить себе, что ему предстоит погружение в воду. Пусть он наберет как можно больше воздуха и удерживает его как можно дольше - мама ведет отсчет вслух, хвалит ребенка, если сегодня у него получилось удерживать воздух хотя бы на секунду дольше, чем вчера.
    • «Легкое перышко». Для этого упражнения вам понадобится самое настоящее перышко из подушки или небольшой воздушный шарик (его, кстати, можно надуть вместе с ребенком!). Цель игры - как можно дольше удержать шарик или перышко в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Все в детстве дули на перышко, а потому больших трудностей техника выполнения этого упражнения не вызовет.



    Упражнения для детей от 5 лет также могут включать в себя вышеперечисленные приемы. Кроме того, добавляют другие упражнения, которые, по своей сути, являются комбинированными.

    • «Ближе-дальше» . Это упражнение можно проводить в положении сидя и в положении стоя. Попросите ребенка втянуть воздух носом так, как будто он вдыхает аромат чудесного цветка. Выдох нужно сделать через рот, сложив губы трубочкой. При этом ребенок должен выдохнуть более интенсивно, как будто он отталкивает от себя какой-то легкий предмет.
    • «Хомяк на охоте». Это упражнение обычно очень нравится детям. Попросите его изобразить хомячка, надув щеки как можно сильнее. Потом малыш выпускает воздух резко, хлопнув по щекам ладошками. За новой порцией «запасов» воображаемый грызун отправляется после предварительного обнюхивания - ребенок делает носом серию мелких и частых вдохов.
    • «Дракоша Тоша». Это упражнение нужно выполнять с детьми, которые прекрасно представляют себе, как выглядит дракончик. Расскажете, что дракон заболел и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. В этом и будет заключаться игра - попеременные выдохи через одну ноздрю (вторую прикрывают пальцем).
    • «Кулачки». Такой прием выполняют одновременно с движением. Попросите ребенка встать и вытянуть руки вперед. Вдох совершают серией в четыре коротких резких вдоха, а выдох - любым удобным способом. Во время вдохов кулачки ритмично сжимают и разжимают.



    Есть и отдельная группа упражнений, которые предназначены для развития речи и улучшения произношения отдельных букв и звуков. Вот несколько из них.

    • «Летят гуси». Мама предлагает ребенку представить себя гусем, который летит высоко. При этом она читает стишок «Гуси, гуси полетят, на Сережу (Марину, Наташу, Ирину, Алешу и т. д.) поглядят». На первой строке ребенок делает вдох и совершает руками движения, как гусь крыльями. На второй строке нужно сделать выдох со звуком «гу-у-у-у-у», руки опустить вдоль туловища.
    • «Часы» . Мама просит ребенка представить, что его руки - это часовая и минутная стрелки. Одну руку поднимают вверх, вторую отводят в сторону (положение «три часа»). Потом меняют (положение «девять часов»). При первой позиции вдох, при второй - выдох. Мама читает стишок: «Время точное покажут, час и день они укажут». При выдохе ребенок должен произносить звук, который дается ему с трудом («ля-ля-ля» или «р-р-р»).