Заброшенный железнодорожный тоннель в Дидино (Дидинский тоннель, Свердловская область). Заброшенный дидинский тоннель Заброшенный тоннель

Сегодня расскажу вам об одном атмосферном месте, в которое собирался съездить уже более четырёх лет, если не больше лет. Сегодня речь пойдёт об Дидинском тоннеле. В статье узнаете о его истории, как добраться, прогуляетесь с нами внутри его, а в конце статьи вас ждёт небольшой сюрприз! 🙂

История Дидинского тоннеля

Тоннель достроили в 1918 году. В период Гражданских войн имел большое стратегическое значение. Через него же проходили отступающие эшелоны Колчака в сторону Сибири. В связи с этим ходят легенды, что во время отступления Колчак по пути следования прятал несметные богатства, чтобы спасти их от разграбления большевиками.

Тоннель прослужил 77 лет и в 1995 году был закрыт по причине постепенного разрушения из-за грунтовых вод. Гуляя по тоннелю можно заметить, как в некоторых местах прям с потолка льётся вода, а в некоторых местах до сих пор стоит лёд. Новую дорогу проложили южней в нескольких ста метрах.

Имеет высоту 6,1 метр, ширину 4,65 метров, а его длина составляет 1124 метра. Из-за ошибки при расчётах, тоннель получился не идеально прямым — имеется небольшой изгиб. Но всё равно если присмотреться, то можно увидеть свет с другой стороны тоннеля.

Как уже упоминал, объект имел стратегическое значение, и был единственным тоннелем в нашей области, на котором находилась воинская часть. Если побродить по поверхности над тоннелем, можно увидеть пулемётные доты, а в некоторых местах остатки колючей проволоки.

Для отвода воды имеется два дренажных тоннеля, один нижний, второй верхний. В оба можно попасть, но нужны сапоги и грязная одежда. Но там ловить нечего, намного интересней побродить по тоннелю, чем ползать по уши в грязи и воде.

Также в сети нашёл такую легенду, а может быть, и вправду такое было. Тоннель проектировали муж и жена. Во время расчётов они немного ошиблись и поэтому тоннель получился кривым. После того как это обнаружилось, мужчина покончил жизнь самоубийством. Сам покончил или помогли, для нас это останется загадкой.

Дидинский тоннель: карта, как добраться и координаты

Тоннель находится в 60 километрах к западу от Екатеринбурга. Добраться до него можно на электричке Екатеринбург — Дружинино. Электрички ходят минимум раза три в день. Оптимально уехать на первой утренней, затем на второй дневной Дружинино — Екатеринбург обратно. Примерное время между электричками около пяти часов, для прогулки по тоннелю и окрестностям вам хватит с лихвой. Для того чтобы попасть наиболее близко к тоннелю, вам нужно выйти на остановке 1590 километр. Не переходя железную дорогу спуститься к домам и пройти по дороге (которая перпендикулярна остановке) около 150 метров и повернуть направо. Затем через 250 метров вы окажитесь у западного входа в тоннель.

Ниже прикреплю карту, чтобы при планировании поездки вы не заблудились. Для надёжности, можете забить координаты 56°49’07.1″N 59°41’48.9″E (56.818643, 59.696916) в свой навигатор.

Архитектура входных порталов тоннеля выполнена в стиле средневековья, а любители сериала Игры престолов могут здесь окунуться в атмосферу того времени. Кстати, здесь было бы интересно сделать фотосесию с рыцарями, думаю будет очень интересно!

По краям тоннеля находятся вот такие небольшие башенки, скорей всего, раньше в них горели габаритные огни. Если неправ, то обязательно поправьте меня! Когда смотришь на это всё, даже не верится, что это всё было построено вручную без применения техники. Смотря на всю эту красоту и каменные своды внутри, понимаешь, как тяжело всё это было сделать. Не знаю как у вас, но у меня это вызывает огромное уважение к строителям этого места.

Несмотря на температуру на улице +30 градусов, в самом тоннеле температура около +10 градусов. Перед нами велосипедисты заехали внутрь в футболках, но мы с женой не такие горячие ребята и одели кофты, чтобы в разгар лета не заболеть.

Часов в десять утра, внутри стоит туман, что придаёт этому месту свою загадочность и таинственность. Идя внутри тоннеля то и кажется, что позади или впереди кто-то ходит. Привидения? Призраки? Увы, но мы ни одного не увидели.

Планируя поездку сюда, не забывайте взять с собой фонарики. Чем мощней, тем интересней. А если вы фотограф, он вам для съёмки в таком месте просто необходим. Белая точка в конце тоннеля, это и есть выход с восточной стороны.

Ниже пойдут фотографии, которые я сделал на выдержке подсвечивая фонарём важные участки. После съёмки понял все прелести RAW формата, а также то, что совершенно не хватает опыта съёмки в тёмных помещениях. Ну что ж, надо больше тренироваться! =)

На фотографии снизу место, где мог спрятаться путевой обходчик, если его случайно застал идущий по тоннелю паровоз.

Заранее извините за свастику на фотографии, когда фотографировал не обратил внимания. Был сконцентрирован на съёмке слива в дренажную систему. Многие пишут, что это спуск, но на самом деле это слив для воды, через него спускать не очень удобно. Спуск есть дальше.

Вот как раз то помещение, через которое можно попасть в нижний и верхний дренажные системы. В верхний ведёт обветшавшая лестница, в своих кроссовках лезть туда не рискнул. Когда-нибудь приеду сюда в сапогах и поползаю там, а на данный момент мне был интересен сам тоннель.

Место довольно опасное, на фотографии место обрушения стены. Поэтому ходите осторожней и смотрите не только себе под ноги, но и на потолок. С него то и дело либо что-то капает, либо что-то падает.

Так как место давно заброшено, здесь лёд чистить некому. На момент нашего нахождения (13 августа 2016 год), как уже говорил, несмотря на жару на поверхности, здесь очень холодно… По словам товарищей, лёд здесь может пролежать до осени.

До восточного выхода мы не пошли. Велотуристы, которые ушли вперёд нас сказали, что у выхода воды по щиколотку, поэтому ещё немного погуляв, решили возвращаться обратно. Подходя к выходу, ближе к свету, туман становился более видным, это я не мог не сфотографировать.

Пока я ходил по тоннелю и делал нужные для себя кадры, отправил жену к выходу погреться и достать еду. Пока гуляли внутри прилично проголодались!

Возле западного входа, как раз, в который мы входили есть дренажный колодец. А возле него пару костровищь и куча молодых лягушат! 🙂

Как уже упоминал, над тоннелем была военная часть, если хорошенько побродить сверху, можно найти много чего интересного. Вот, например, дот или блиндаж, сейчас уже и не разберёшь что это именно. Но если вы узнали, что это такое обязательно отпишитесь в комментарии! =)

Прогулявшись по территории вблизи объекта, мы решили в ожидании электрички посидеть на одном из «Крыльев» входа и доесть всё что привезли с собой из еды. Стоит отметить, что место популярно у велотуристов. Видели минимум 4 группы, которые приезжали сюда. Также было несколько групп на машинах, одни даже внутрь заехали.

Лучший друг туриста - это его жена, а не сделать с ней здесь было бы для меня очень сильным упущением. Так что ловите наши мордашки! 🙂

Видеоотчёт с посещения Дидинского тоннеля

Помните обещал сюрприз для вас в конце статьи, вот он собственной персоной. Специально для вас снял небольшой видеоролик. Внутри тоннеля не снимал, так как мой фотоаппарат в связке с моим слабеньким фонарём ничего хорошего не заснял. После просмотра не забудьте поставить лайк и подписаться на канал! 😀

На этом всё дорогие друзья, если вам понравилась моя статья, обязательно поделитесь ей в своих социальных сетях, это для меня будет неплохой поддержкой! На этом прощаюсь с вами, всего доброго! 🙂

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


Выезд из Екатеринбурга был запланирован сразу после обеда, а на стоянку предстояло встать за 400 километров от города. Однако, сегодня этому плану не суждено было сбыться, во всяком случае второй его части. Выехав на федеральную трассу мы присоединились к многокилометровой пробке. Колонна не двигалась совсем. Сначала развлекали себя как могли, но когда угроза встать на ночевку так и не покинув города стала вполне реальной, в нашей кампании начал зреть креатив по путям решения ситуации. За всеми этими занятиями незаметно пролетело 3-4 часа и колонна задвигалась.

Ближайшей достопримечательностью на сегодня стал . Ничем не примечательный перекресток с выездом на разбитый проселок, который ведет к месту, находится в 16 километрах от развязки на город Ревда.

Хотя наш авенсис уже «тертый калач» во , но каждый раз он упорно продолжает доказывать свою к ним неприспособленность. В этот раз он тоже сопротивлялся. Сырая грунтовка, ухабиста да еще и шла довольно круто вверх, поэтому, после пары диагональных вывешиваний автомобиля, решили больше не мучить его и спешились.

Расположенный в 6 километрах к северу от , тоннель является излюбленным местом местных поклонников «урбан туризма». Даже в этот хмурый будний день мы встретили внутри группу спортсменов-мотоциклистов на грязных, видавших виды, эндуро.

Само сооружение находится в районе железнодорожного перегона, названного в честь посёлка Дидино, входящего в состав города Первоуральск. Его строительство было закончено в 1918. Оно велось вручную, почти без применения техники. Длина Дидинского тоннеля составляет 1123,7. Он имеет технологический изгиб, обусловленный плавным поворотом путей (Существует байка об изгибе в результате нестыковки при проектировании и строительстве). В эксплуатации строение пробыло 77 лет и в 1995 году было закрыто из-за того, что начало постепенно разрушаться. Причиной разрушения стали грунтовые воды. Рельсы вскоре разобрали, а входы закрыли решетками. Спустя время растащили решетки и в таком виде он стоит по сей день.

Кроме того, что тоннель заброшен, колоритно выглядит, является жильем для летучих мышей, а так же обладает уникальным климатом(лед внутри стоит до октября), он в первую очередь является частью истории нашей страны. Во время гражданской войны, имел стратегическое значение - являясь важной артерией связывавшей Европу и Азию. Армия Колчака, которая в 1918-1920 годах имела существенное преимущество на Урале и в Сибири, не только способствовала возведению этого тоннеля, но пользовалась им.

Не терял он своего стратегического положения и после. В связи с этим, прямо на нем в советские времена располагалась военная часть(кстати уникальный симбиоз). В наследие сверху остались доты, где сидели автоматчики.

Так что для тех кто обожает полазить в этом месте настоящее раздолье: блиндажи, сам тоннель, дренажная система и несколько вентиляционных шахт глубиной до 46 метров. Кроме того для поклонников загадок в окрестностях, по мнению некоторых исследователей, располагается сильная геопатогенная зона: «деревья в лесу стоят с искривленными стволами, кустарники и трава – гигантского размера, животные и птицы избегают этого места, а у людей появляется чувство необъяснимого страха». По отзывам тех кто там бывал, подтвердились только искривленные стволы деревьев, но разумеется лучше проверить самостоятельно.

Подписывайтесь на нашу

Дидинский тоннель — одно из излюбленных мест любителей урбантрипа в Свердловской области. Свое название он получил от станции, в окрестностях которой он находится. Впрочем, идти к нему следует не от станции Дидино, а от платформы 1590 километр.

Координаты для GPS-навигатора

56.817778, 59.715833

Дидинский тоннель на карте

Вход в тоннель представляет собой усеченный снизу овал. Входная арка тоннеля очень красива, напоминает своими очертаниями сказочный замок.

Длина этого заброшенного железнодорожного тоннеля – 1123 метра. Он немного изогнут, но все же проглядывается насквозь. По некоторым данным его прокладывали одновременно с двух сторон и немного не сошлись.

Как удалось выяснить краеведу Борису Майданику, первый поезд прошел по тоннелю в 1918 году, а последний – в декабре 1995 года. Сейчас поезда движутся немного в стороне от тоннеля. Обходной путь был сдан в эксплуатацию как раз в декабре 1995 года.

У входа в тоннель сухо, но дальше в теплое время года стоит вода, а зимой – толстый лед. Также зимой с потолка тоннеля свисают огромные ледяные образования. Лед в тоннеле сохраняется даже летом. Лучше всего в тоннель идти в резиновых сапогах.

В тоннеле была достаточно сложная система водоотведения. Однако без присмотра она частично обвалилась и дает сбои. Поэтому ближе к середине тоннеля всегда много воды. Именно из-за сильной обводненности прекратили его эксплуатацию.

В настоящее время тоннель не безопасен, находится в аварийном состоянии. Кое-где встречаются уходящие вниз колодцы, а сверху местами падают каменные блоки. Небезопасно и снаружи близ тоннеля, поскольку можно провалиться в открытые колодцы, которые плохо видно. Чтобы не пострадать, нужно быть максимально осторожными и внимательными.

При желании можно спуститься в находящиеся в тоннеле колодцы и осмотреть дренажные тоннели. Также по верху проходит вентиляционный канал.

Рельсы и шпалы в тоннели и близ него убраны. От проходившей здесь железной дороги осталась лишь насыпь. Кстати, раньше вход в тоннель с обеих сторон преграждали железные решетки. Однако сейчас о них уже ничего не напоминает и вход в заброшенный тоннель совершенно свободный.

В прошлом тоннель некоторое время охраняла воинская часть. Над тоннелем и сейчас можно найти некоторые ее следы (в том числе доты).









Чтоб найти дореволюционную постройку, надо постараться, тем более в глубинной части России. А найти заброшенный объект, царских времен, в хорошем состоянии, это высший балл. В Свердловской области есть одно такое место, широко известное публике и активно посещаемое. Дидинский железнодорожный тоннель.


Углубимся в историю. Официальное открытие первой железной дороги России состоялось в 1837 году. Поезда начинали курсировать от Петербурга в Царское село. На открытие были видные персоны, в том числе император Николай 1, который сам лично отправился в путь. Поездка от Санкт-Петербурга до Царского села занимала 35 минут, обратный путь чуть быстрее, 27 минут.

Но последующее развитие сети железных дорог не получило массовости. Проекты частного строительства блокировались, а государственные сети развивались крайне медленно. Все изменилось после поражения России в крымской войне. Началось активное строительство сетей железных дорог. В 1861 году начались разговоры о строительстве железной дороги на Урале.

Первоначальный проект должен был соединить Пермь и Тюмень, через Нижний Тагил. В последствии появился еще один вариант железной дороги, от Перми, через Кунгур и Екатеринбург. После длительного обсуждения, было решено реализовывать оба проекта.

К 1909 году на Урале был сделана самостоятельная от центра железнодорожная сеть. Это горнозаводская дорого поражала путешественников множеством трудностей, которые преодолевались при строительстве, — огромные насыпи, выемки и длинные тоннели в толще гор.

Теперь требовалось соединить центральную часть с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Основных вариантов транссибирской магистрали было три:
1. Северный — от Перми до Тюмени, через Нижний Тагил и Екатеринбург
2. Средний — от Перми до реки Тобол, через Кунгур и Екатеринбург
3. Южный — от Сарапульского уезда через Красноуфимск и Екатеринбург до Тюмени.

В результате многочисленных проверок и осмотров было решено реализовать совершенно другой проект, ведущий через Самару, Уфу, Златоуст и Челябинск, а дальше в Омск. Строительные работы были проведены с 1886 по 1892 года.

Таким образом, строительство железной дороги Казань-Екатеринбург откладывалось. Работы на этом участке начались лишь в 1914 году, но сразу в нескольких местах.

Работы производились силами местных деревень, прокладывали тоннели, сооружали мосты, возводили земляное полотно. С началом Первой мировой войны, начали использовать труд военнопленных. В 1917-1918 годах было завершено строительство всех виадуков и тоннелей на линии, в том числе Дидинского. По легенде, главный конструктор Дидинского тоннеля, окончил жизнь самоубийством. Из-за ошибки в расчетах, не произошла состыковка во время пробивки породы. В итоге тоннель получился с изгибом. В те года, для человека возглавлявшего строительство, это была фатальная ошибка.

Работы не прекращались даже во время гражданской войны, тогда эта линия имела очень важное стратегическое значение. Дидинский тоннель был открыт в 1918 году, эшелоны Колчака, отступающие в Сибирь, проходили именно через него.

Линия Казань-Екатеринбург была достроена лишь в 1924 году. Дидинский тоннель активно использовался в советское время. Вплоть до 1995 года, когда по нему прошел последний поезд.

В последние годы тоннель уже был не в лучшем состоянии, его постоянно топили грунтовые воды, движение было ограниченно десятью километрами в час, а обслуживающему персоналу приходилось постоянно счищать лед с рельс. Сейчас этим никто не занимает, так что на входе в тоннель часто можно увидеть море, а в глубине столкнуться со льдом. Например в середине лета в центре тоннеля был ледяной покров толщиной почти в два метра.

Рельсы разобрали сразу после закрытия тоннеля. Рядом провели новую ветку. Внутри можно еще можно найти остатки электрификации.

По данным свердловской железной дороги, длина тоннеля составляет 1123 метра, ширина 4,65 метра, высота 6,1 метр. Помимо основного хода, существуют еще два технических, которые идут параллельно. Один ход идет ниже уровня основного тоннеля, и необходим для отвода воды.

Попасть в него можно в нескольких местах.

По всей видимости он должен был отводить воду из тоннеля до реки. Пройти его полностью довольно сложно, он не очень широкий и не высокий. Слева сбойка с основным тоннелям, прямо уходит в темноту ход дренажного тоннеля, сзади то же самое.

Вот так выглядит ход во второй вспомогательный тоннель, он был необходим для вентиляции.

Если раньше все это обслуживалась, то сейчас в очень плохом состоянии. Поднять наверх сложно, даже при наличии лестниц, трудностей добавляет вечно стекающая вода и лед.

Отсюда уходит наружу вентиляционная шахта, по неподтвержденным данным, ее глубина 50 метров. Вверх действительно очень высоко, еще она уходит вниз, по всей видимости до дренажного тоннеля.

Вентиляционный тоннель выполнен в виде яйца и очень похож на дренажный, только чуть пошире. Он идет параллельно основному тоннелю и имеет тупиковые ответвления в его сторону. Возможно есть еще, но была замечена только одна шахта, которая выходит непосредственно в сам тоннель.

Сейчас это очень популярное место для посещения. Зимой на входе образуются причудливые ледяные фигуры. А летом можно пройти полностью тоннель и технические ходы. Раньше была целая воинская часть, охранявшая Дидинский тоннель, но на данный момент от нее ничего не осталось. Можно найти лишь пару развалившихся дотов.
Так же советую посмотреть видео о моем походе по Дидинскому тоннелю.

Тоннель был построен в 1913 г. (ветка Екатеринбург - Дружинино). Его длина 1126 м. Выведен из эксплуатации в начале 90-х годов, всвязи с аварийным состоянием, (хотя по нему не скажешь). Видимо, основная проблема - в наличии воды в туннеле, особенно в восточной части, с которой не справляется существующая дренажная система. Сам тоннель представляет собой систему из трех тоннелей: основного, по которому ходили поезда, вентиляционного, расположенного над основным, и имеющего выход наружу - шахту, глубиной метров 40-50, и дренажного, выкопанного под основным, и немного левее, если смотреть в сторону ст. Дидино. Для охраны тоннеля в 60-х годах над ним были сооружены ДОТы и сопутствующая инфраструктура. ДОТы сохранились в прекрасном состоянии. Впрочем все сейчас увидите сами.

ДОТ. Прекрасно сохранился, внутри имеются бойницы на все стороны для обстрела прилегающей территории. Мы обнаружили по крайней мере два сохранившихся ДОТа. На одном из них на бетоне дата: 25-07-61.


Выход вентиляционной шахты на поверхность. Мы сейчас находимся прямо над тоннелем. Раньше, видимо, как и положено, выход был закрыт от атмосферных осадков, сейчас сохранился лишь каркас из бревен.


А вот и сама шахта. Смотреть вниз, честно скажу, жутковато. Глубину точно определить невозможно, дно едва просматривается, но думаю, от 40 до 50 метров есть. Некоторые горячие головы спускаются в шахту по веревке, и попадают в вентиляционную систему, из которой можно попасть в основной тоннель.


Вход в тоннель со стороны о. п. 1590 км, западный. Буквально в 100 м находится поселок дачников одноименного названия. Если добираться на электричке, лучше всего как раз ехать до "километра", потому, что от Дидино до туннеля, говорят, идти пару километров.


Своды поражают монументальностью и хорошей сохранностью. Примерно до середины тоннеля - может больше, может меньше, сухо. Под ногами мелкий щебень. (Если идти от 1590 км.) Никаких следов шпал или рельсов. Прямо к тоннелю можно подъехать на машине практически любой проходимости и проехать его насквозь!


Справа и слева архитектурные элементы в виде полукруглых контрфорсов.


Зубцы на верху напоминают средневековый замок.


Справа и слева в стенах имеются ниши, видимо, чтобы укрыться от поезда.


На потолках ниш карстовые натеки.


Свод тоннеля


Дренажный канал.


Здесь дренажный канал "уходит" в дренажный тоннель, который ниже основного тоннеля на 3 - 4 метра.


Спустившись, как раз и попадаем в дренажную систему. Это тоже тоннель, только маленький. Также выложен камнем. Строить его было, наверное, не очень удобно - в полный рост не выпрямишься. Идти по нему можно только пригнувшись. По дну течет вода - не замерзает! Раздолье для любителей лазать по всяким подземным каналам. Причем, выходы из дренажной системы находятся уже за пределами тоннеля рядом с западным и восточным входами.


Примерно с середины тоннеля начинается лед, толщина которого увеличивается. Светлое пятно - это противоположный выход. Его, кстати, видно с самого начала. Но, поскольку тоннель слегка изгибается, светлое пятно имеет форму серпика.


Остатки электроосветительной арматуры на стенах.


Ледовые натеки. Многие из них сломаны, а жаль.


Вот эта ниша дает представление о толщине льда, если помнить, что в ней может стоять взрослый человек.


Квадратная дыра на потолке - это выход (или вход?) вентиляционной шахты, помните, там, на поверхности? Выключив фонари, можно заметить в ней легкий отсвет с улицы.


Еще один интересный объект: квадратный вход, через который попадаешь в небольшое помещение, из которого вверх, по ступеням, можно подняться в вентиляционную систему.


Правда ступени залиты льдом, так, что мы подниматься по ним не рискнули.