Восточная европа. Страны восточной европы

Внутриполитическая ситуация в Польше по окончании Второй мировой войны была очень сложной. В борьбе за власть противостояли две политические силы, принимавшие участие в антифашистском движении Сопротивления - создан партиями социалистической ориентации Польский комитет национального освобождения, поддерживаемый СССР, и Краевая рада народова, ориентированная на поддержку эмигрантского польского правительства. Каждая из сторон имела значительную поддержку среди населения, поэтому после освобождения Польши Советской армией был образован коалиционное Временное правительство национального единства. Однако за короткое время из него вытеснили буржуазных деятелей во главе с бывшим премьер-министром эмигрантского правительства, лидером "Польского сторонництва людового" (ПСЛ) С. Миколайчи-ком. В 1947 г. на выборах в первый послевоенный польский парламент - Законодательный сейм - победил Демократический блок, состоящий из политических партий социалистической ориентации (в 1948 г. они объединились в Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП)). Новый социалистический режим при поддержке СССР начал преобразования по советскому образцу.

Некоторое время ПСЛ пыталось оказать вооруженное сопротивление новой власти, но силы были неравными. На юго-востоке Польши в 1947 г. действовали отряды В ПА. Польско-украинская резня продолжалась до момента проведения правительством так называемой акции "Висла". Под предлогом борьбы с В ПА власть выселила и разбросала по территории Польши 140 тыс. украинцев, которые испокон веков жили здесь.

Формально в Польше была многопартийная система, но в ее политической жизни доминировала ПОРП, которая копировала опыт КПСС, в частности внедрила систему репрессий. В 1952 г. была принята Конституция Польской Народной Республики (ПНР), ликвидирован институт президентства и создан коллективный орган руководства - Государственный совет. В июне 1956 г. в связи с ухудшением экономического положения в Познани начались антиправительственные беспорядки, которые были жестоко подавлены властями (75 человек убито, около 1000 ранено). Однако новое руководство ПОРП во главе с В. Гомулка вынуждено было пойти на уступки: распустить колхозы, провести реабилитацию невинно осужденных, улучшить отношения с католической церковью.

После массовых антиправительственных выступлений рабочих и студентов в 1970 г. первым секретарем ЦК ПОРП был избран Е. Герека. Отменялось повышение цен, начался процесс обновления экономики, прежде всего за счет крупных кредитов у развитых западных стран, вследствие чего ситуация в стране временно нормализовалась. Однако в начале 80-х годов вновь началась стагнация экономики, внешний долг Польши достиг 27 млрд долл. В 1980 г. ПНС охватила новая, самая продолжительная и острая политическая кризис. Летом по стране прокатилась волна забастовок, рабочие портовых городов перешли к созданию "свободных", не подконтрольных государству профсоюзов. Самой массовой стала Независимый профсоюз "Солидарность", которую возглавил электрик гданьской судоверфи Л. Ва-ленса. Очаги "Солидарности" начали образовываться по всей стране. Уже осенью 1980 г. количество ее членов превысило 9 млн человек. Независимый профсоюз, поддерживаемая влиятельной в польском обществе католической церковью, превратилась в мощный демократический общественно-политическое движение, активно противостоял режиму ПОРП. Очередная смена партийного руководства не стабилизировала ситуацию в стране. Советское руководство, напуганное перспективой прихода к власти в Польше демократических сил, угрожала военным вмешательством в польские дела по чехословацким сценарием 1968 г. и требовало немедленного введения в стране чрезвычайного положения. У1981 г. председателем совета министров и первым секретарем ЦК ПОРП избрали министра обороны генерала В. Ярузельского. Именно он объявил 13 декабря 1981 г. в Польше военное положение: была запрещена деятельность всех оппозиционных организаций, интернированы их руководителей и активных деятелей (почти 6,5 тыс. лиц), введено армейское патрулирование городов и сел, военный контроль за работой предприятий. Таким образом удалось избежать советской оккупации страны, однако это уже была агония коммунистического режима в Польше.

в Течение 80-х годов экономическая и общественно-политический кризис в ПНР углубилась и власть вынуждена была пойти на переговоры с оппозицией (февраль - апрель 1989 г.), которые завершились соглашением о проведении демократических реформ, а именно о легализации всех политических объединений страны, в частности "Солидарности", проведение свободных выборов, восстановления должности президента и двухпалатного парламента. На выборах в июне 1989 г. почти все места в верхней палате - Сенате - получили представители "Солидарности" и других демократических партий. Президентом страны был избран В. Ярузельского, а премьер-министром стал Т. Мазовецкий - один из лидеров "Солидарности". Начался демонтаж тоталитарной государственной модели. В начале 1990 г., окончательно потеряв поддержку народа, ПОРП самораспустилась и Ярузельский сложил свои полномочия президента. В декабре 1990 г. на первых прямых президентских выборах победу одержал лидер "Солидарности" Л. Валенса. Коммунистический режим в Польше потерпел полного краха.

Начались экономические реформы, разработанные министром финансов Л. Бальцеровичем, известные как "шоковая терапия". В течение короткого времени был отменен контроль за ценами, введено свободную торговлю, приватизировано большую часть государственного сектора. Ценой значительного падения жизненного уровня населения (на 40 %), увеличение количества безработных (до 2 млн человек) внутренний рынок Польши была стабилизирована. Но недовольство населения проявилось в избрании в парламент в 1993 г. в основном бывших коммунистов - представителей Союза демократических левых сил (СЛДС), а в 1995 г. президентом Польши стал лидер СЛДС А. Квасьневский, который вместе с новым левоцентристским правительством продолжил политику реформ, усилив акцент на социальной защите населения. В апреле 1997 г. парламент принял Конституцию Польши, согласно которой было установлено парламентско-президентскую форму правления с четким разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Главными внешнеполитическими приоритетами Польши в 90-х годах XX века. были определены: развитие всестороннего сотрудничества с США, развитыми европейскими странами, вступление в ЕС и НАТО. В результате целенаправленной деятельности власти Польша в марте 1999 г. стала членом НАТО, а в мае 2004 г. - ЕС.

25 сентября 2005 г. на парламентских выборах в Польше победила партия Ярослава Качиньского "Право и справедливость" с результатом 26,99 % (155 мест из 460), на втором месте - "Гражданская платформа" ДональдаТуска(24,14 %), затем - "Самооборона" Анджея Леппера - 11,41 %.

9 октября 2005 г. Лех Качиньский (брат-близнец Ярослава Качиньского) и Дональд Туск прошли во второй тур президентских выборов. 23 октября 2005 г. Лех Качиньский победил на выборах и стал президентом Польши. За него проголосовали 54,04 % избирателей. Консервативная партия "Право и справедливость" имеет тесные связи с католической церкваю. Сам Лех Качиньский во время пребывания на посту мэра Варшавы запрещал парады сексуальных меньшинств, чем вызвал критику со стороны партнеров Польши по Евросоюзу, а также требовал от Германии возместить ущерб, причиненный Варшаве в годы Второй мировой войны.

Новый президент осуществлял националистическую линию в отношении не только Германии, но и всей объединенной Европы. В частности он объявил, что вопрос о введении в Польше общеевропейской валюты будет вынесен на референдум. С 3 июля 2006 г. правительство возглавил его брат - Ярослав Качиньский.

Досрочные выборы в парламент в октябре 2007 г. принесли победу либерально-консервативной "Гражданской платформе", а правящая консервативная партия "Право и справедливость" потерпела поражение. Премьер-министром стал лидер "Гражданской платформы" Дональд Туск.

Отношения Польши с Украиной имеют богатую и достаточно сложную историческую традицию и современную надежную договорную основу. Польша первой в мире признала независимость Украины. В мае 1992 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Польшей и Украиной. Две соседние крупные государства активно сотрудничают в общеевропейских структурах. Польша традиционно поддерживает стремление Украины к интеграции с Европейским Союз и НАТО.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм.

Страны Восточной Европы после второй мировой войны.

План

Контрольные вопросы.

Список литературы.

Сталинское руководство стремилось после войны создать советскую сферу влияния по всему периметру границ СССР, в первую очередь в Европе. Эта задача включала приход к власти дружественных Советскому Союзу правительств, то есть обеспечение надежной безопасности для СССР. Но не только. Кремль добивался также установления близких ему по духу социально-политических режимов прокоммунистической ориентации. Сталин еще во время войны обращал внимание югославского политического деятеля М. Джиласа на ее особый характер: «Кто занимает территорию, тот и устанавливает свой собственный общественный порядок».
К концу Второй мировой войны Красная армия находилась на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Восточной Германии и Восточной Австрии; она приняла участие в освобождении Югославии и Албании. Сталин стремился так или иначе включить эти страны (возможно, кроме Австрии) в советскую сферу влияния, установить в них просоветские и прокоммунистические режимы. Необходимо учитывать социально-политический кризис в странах Восточной Европы, тягу значительной части населения к глубоким преобразованиям. В большинстве восточноевропейских государств до войны (тем более во время войны) существовали те или иные разновидности авторитарных режимов, поэтому простой возврат к довоенной демократии был невозможен. Конечно, политическая ситуация в странах Восточной и Юго-Восточной Европы была различной: наибольшим влиянием коммунисты пользовались в Югославии, Албании и Болгарии, наименьшим - в Венгрии и Польше, где существовало довольно сильное антикоммунистическое подполье.

Отказ руководителей США признать советскую сферу влияния, и в первую очередь, советское преобладание в Польше, Румынии и Болгарии, вызвал первые столкновения между бывшими союзниками - предвестники холодной войны. Попытки американского руководства изменить политическую ситуацию в этих странах в свою пользу натолкнулись на жесткое противодействие Кремля.
Одной из основных причин стремления руководства США не допустить закрепления советской сферы влияния были опасения ее дальнейшей консолидации и расширения. В целом, с точки зрения американских специалистов по международным делам, разделение Европы на сферы влияния было бы проигрышным для США. Советский режим по своей сути был способен создать в своей сфере влияния монолитный блок, что не удавалось западным демократиям. Вашингтон ориентировался на более благоприятный для себя вариант развития послевоенных международных отношений, хотя реально и не мог предотвратить последующий раскол Европы. Борьба принципиально различных концепций послевоенного устройства стала одной из предпосылок холодной войны.



Сталин использовал для закрепления советского господства в Восточной Европе жесткие недемократические методы. Опорой этой политики стали силы Красной армии и советские органы Наркомата внутренних дел. Имея в виду присутствие Красной армии на территории Польши, Сталин заявил руководителям польских коммунистов в конце сентября 1944 г.: «На вашей стороне теперь такая сила, что если вы скажете, что 2x2= 16, ваши противники подтвердят это. Но так будет не всегда... Если партия не использует нынешний период, не возьмет власть в руки, то партии не будет. Единственный путь - взять ответственность на себя. Не считаясь ни с чем...». С июля по декабрь 1944 г. органы Красной армии и представители НКВД репрессировали тридцать тысяч бойцов подпольной Армии Крайовой (АК), ориентировавшейся на эмигрантское лондонское правительство. В конце марта 1945 г. советские органы арестовали 16 видных военных и политических руководителей польского подполья, выступавших и против нацистов, и против коммунистов. В 1947 г. советскими органами МВД были арестованы на территории Польши около 2,5 тыс. человек и интернированы более 2,7 тыс. бойцов АК «в порядке очистки тыла».
Во всех странах Восточной Европы становление новых политических режимов проходило по указаниям Кремля, а в государствах, являвшихся союзниками гитлеровской Германии, (с.48) под контролем советской военной администрации и многочисленных советников из Москвы. У истоков создания новой системы госбезопасности находились видные представители НКВД, реализовывавшие советскую модель «наведения порядка» жесткими репрессивными мерами.
На первом этапе Сталин добивался формирования в странах Восточной Европы коалиционных правительств, в которых коммунисты играли бы важную роль, в частности, контролировали бы органы внутренних дел, службу безопасности и вооруженные силы. Затем представителей некоммунистической оппозиции вытесняли из правительства путем сфабрикованных судебных процессов и фальсифицированных выборов. В 1947 г. были разоблачены якобы имевшие место в Венгрии, Румынии и Болгарии «антиреспубликанские и антидемократические заговоры». Влиятельных политиков, противодействовавших коммунистам, убрали из политической жизни, а некоторых казнили. Этот процесс перехода власти в руки коммунистов был завершен февральскими событиями 1948 г. в Чехословакии, где также было покончено с режимом парламентской демократии.

Конечно, социально-политические преобразования в странах Восточной и Юго-Восточной Европы осуществлялись с различной быстротой и имели свою специфику. Наиболее интенсивно они осуществлялись в Югославии и Албании (сочетание внутренних и внешних факторов), в Польше, Румынии и Болгарии, которым усиленно навязывались преобразования по советскому образцу; наиболее замедленно - в Венгрии и Чехословакии. Не вдаваясь в более подробный анализ, можно отметить, что к весне 1948 г. во всех рассматриваемых странах были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную модель сталинского СССР.

Одновременно происходили важные социально-экономические преобразования по советскому образцу: национализация крупной промышленности, введение планирования, создание централизованной государственной системы в экономике, аграрная реформа.

Советское руководство во главе со Сталиным упорно осуществляло свою концепцию установления и укрепления режимов «народной демократии» и их сплочения в единый «лагерь». Этому способствовало и то, что Советский Союз заключил с рядом этих государств двусторонние договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Еще до завершения войны соответствующие договоры были заключены СССР с Чехословакией (12 декабря 1943 г.), Югославией (11 апреля 1945 г.) и Польшей (21 апреля того же года). После ратификации мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии СССР в 1948 г. заключил договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Румынией (4 февраля), Венгрией (18 февраля) и Болгарией (18 марта).

Все эти договоры были однотипными. Они отмечали стремление обеих сторон развивать и укреплять дружественные отношения, бороться за упрочение всеобщего мира и международной безопасности. Стороны брали обязательство совершенствовать взаимные экономические и культурные связи в духе дружбы и сотрудничества. Они договорились участвовать во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности народов, и совместно предпринимать все зависящие от них меры к устранению любой угрозы возобновления агрессии со стороны Германии или другого государства, которое объединилось бы с ней. В случае вовлечения одного из договаривающихся государств в военные действия с Германией, которая возобновила бы свою агрессивную политику, другой участник договора обязывался немедленно оказать жертве агрессии военную и иную помощь всеми возможными средствами. Весьма важным было обязательство сторон консультироваться между собой по всем актуальным международным вопросам, затрагивающим их взаимные интересы. По настоянию Сталина, к договорам, не содержавшим подобного обязательства, в феврале 1948 г. были согласованы специальные дополнительные протоколы.

Тем самым стала оформляться система договорно-правовых отношений между странами, образовавшими «социалистический лагерь» в Европе. Центром этой системы стала Москва, на которую и ориентировались страны «народной демократии» в международных отношениях. Таким образом, СССР возглавил группу стран, сплоченно выступавших во внешнеполитической сфере.

После окончательного разгрома фашистов к власти во многих государствах Восточной Европы пришли коалиционные правительства, которые принадлежали к различным политическим силам коммунистам, либералам, социал-демократам.

Первостепенной задачей для лидеров восточноевропейских стран стала ликвидация остатков фашисткой идеологии в обществе, а также восстановление экономики. После начала холодной войны, государства восточной Европы были разделены на два лагеря: те, кто поддерживал просоветский курс, и те, которые отдавали предпочтение капиталистическим путям развития.

Модель развития Восточной Европы

Несмотря на то, что в большинстве восточноевропейских стран в 50-х годах оставались коммунистические режимы, правительство и парламент были многопартийными.

В Чехословакии, Польше, Болгарии и Восточной Германии коммунистическая партия была признана доминантной, но вместе с тем социал-демократические и либеральные партии не были распущены, а наоборот обладали возможностью активного участия в политической жизни.

В начале 50-х годов в Восточной Европе начала устанавливаться советская модель развития: подобно СССР в странах проводилась коллективизация и индустриализация, некоторые лидеры пытались создать культ своей личности.

СССР и Восточная Европа

В послевоенный период все страны Восточной Европы имели статус независимых государств. Однако уже с 1947 года фактическое руководство этими государствами осуществлял Советский Союз.

В этом году в Москве было создано первое Информбюро, в компетенцию которого входил контроль над коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств ликвидация из политической арены оппозиции.

В начале 50-х годов в Восточной Европе еще оставались советские войска, что говорило о фактическом контроле СССР внутренней политики государств. Члены правительства, которые позволяли себе негативно отзываться о коммунистах, принудительно отправлялись в отставку. Такая кадровая чистка широко практиковалась в Польше и Чехословакии.

Лидеров некоторых восточноевропейских государств, в частности Болгарии и Югославии, были подданы резкой критики со стороны КПСС, так как инициировали модернизацию экономики, которая соответствовала капиталистическому пути развитию.

Уже в начале 1949 года, Сталин призвал лидеров коммунистических партий Югославии и Болгарии к свержению руководителей государств, объявив их врагами пролетарской революции. Тем не менее, главы государств Г. Дмитров и И. Тито, свергнутыми не были.

Более того, вплоть до середины 50-х годов, лидеры продолжали строить капиталистическое общество, используя при этом социалистические методы, что вызывало негативную реакцию со стороны СССР.

Резкой советской критике поддавались Польша и Чехословакия, которые в начале 50-х годов также инициировали проведение модернизации. Для этого восточноевропейским странам требовалось объединить свои ресурсы, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

Советское правительство расценивало это как попытку создания новой империи, которая в конечном итоге полностью освободиться от влияния Москвы и в будущем даже может становить угрозу государственности СССР.

29 ноября 1945 г. – провозглашение Федеративной Народной республики Югославия. Югославия была восстановлена после войны как федеративное государство, но всю власть сосредоточил в своих руках авторитарный коммунистический режим Иосипа Броз Тито, который жестоко подавлял оппозицию и в то же время допустил в экономике элементы рыночного хозяйства.

Январь 1946 г. – провозглашение Народной Республики Албания. Захватившие власть в Албании коммунисты во главе с Энвером Ходжей установили диктатуру, физически истребив сторонников других партий.

Сентябрь 1946 г. – провозглашение Народной Республики Болгария. После расправы с оппозицией коммунисты свергли болгарскую монархию и объявили о социалистическом пути развития.

Февраль 1947 г. – провозглашение Польской Народной Республики. Объявив страну социалистической, польские коммунисты изгнали из правительства оппозиционеров во главе с вице-премьером Миколайчиком.

Сентябрь 1947 г. – образование Коминформа. На совещании лидеров стран Восточной Европы был создан новый орган советского контроля над «братскими партиями».

Декабрь 1947 г. – провозглашение Румынской Народной Республики. После свержения монархии румынские коммунисты создали однопартийное правительство и начали массовые репрессии.

Февраль 1948 г. – коммунистический переворот в Чехословакии. Выведя рабочих на улицы, коммунисты заставили президента Бенеша уволить из правительства министров-некоммунистов, а вскоре и уйти в отставку.

Лето 1948 г. – разрыв Югославии с СССР. Югославия, посмевшая ослушаться приказов Сталина, была исключена из Коминформа. Помощь западных стран помешала Сталину расправиться с Тито военным путем, а после его смерти началось постепенное улучшение отношений СССР и Югославии.

Январь 1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Экономическое сообщество СССР и стран Восточной Европы было фактически средством экономического диктата Москвы.

Август 1949 г. – провозглашение Венгерской Народной Республики. После устранения из правительства Крестьянской партии коммунисты узурпировали власть и развязали жестокий террор, заключив в тюрьмы более 800 тыс. человек.

Сентябрь 1949 г. – процесс Райка. Видные венгерские коммунисты, в том числе министр иностранных дел Ласло Райк, были обвинены в шпионаже в пользу Югославии и казнены.

Февраль 1952 г. – процесс Сланского. Суд приговорил к повешению лидеров Чехословацкой компартии, включая ее генерального секретаря Рудольфа Сланского.

Июнь 1955 г. – создание Организации Варшавского договора (ОВД). Военный союз стран социализма предоставил Советскому Союзу право держать на их территории свои войска и ядерное оружие.

Июнь 1956 г. – восстание рабочих в Польше. Восстание в Познани было подавлено советскими войсками.

Октябрь 1956 г. – революция в Венгрии. Революция была направлена против сталинистского режима Ракоши. Восставшие создали правительство во главе с коммунистом Имре Надем, которое объявило о роспуске компартии и выходе Венгрии из Варшавского договора. 4 ноября в Венгрию вступили советские войска, которые после упорных боев подавили восстание. Тысячи венгров погибли; Имре Надь был схвачен и повешен.

1965 г. – приход к власти Чаушеску. Новый румынский лидер Николае Чаушеску объявил о независимом от СССР внешнеполитическом курсе.

Январь 1968 г. – смена руководства в Чехословакии. С приходом нового руководства компартии во главе с Александром Дубчеком началась «Пражская весна» - процесс демократических реформ в Чехословакии.

21 августа 1968 г. – интервенция в Чехословакии. Войска СССР и стран Варшавского договора вошли в Чехословакию и прервали начавшиеся реформы. Вскоре реформаторы в руководстве уступили власть сталинистам во главе с Густавом Гусаком.

Декабрь 1970 г. – снятие Гомулки в Польше. Массовые волнения после повышения цен привели к отставке польского лидера Владислава Гомулки. Вместо него генеральным секретарем компартии стал Эдвард Герек.

Май 1980 г. – смерть Тито. После смерти многолетнего диктатора Югославии главой государства стал коллективный Президиум СФРЮ.

Сентябрь 1980 г. – отставка Герека. Новые народные выступления, возглавленные профсоюзом «Солидарность», привели к отставке Герека и кризису коммунистической власти.

Декабрь 1981 г. – военное положение в Польше. Паралич власти заставил нового партийного лидера Польши генерала Войцеха Ярузельского ввести военное положение, не дожидаясь появления советских войск.

1988 г. – кризис коммунистических режимов. Начало перестройки в СССР привело к кризису в странах Восточной Европы. Коммунистические режимы подвергались все большей критике; отдельные лидеры были вынуждены уступить место реформаторам.


Восточная Европа после второй мировой войны.

Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы, уничтожившие крупное землевладение, конфискована собственность предателей и активных сторонников фашизма.

Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы весьма сходным. Отличие состояло в том, что Восточную Европу освободила Советская Армия, и там гораздо более значительной была роль коммунистических партий.

Во-первых, потому что в некоторых из них(Югославия, Албания) компартии руководили партизанским движением и, опираясь на него, стали самой влиятельной политической силой;

во-вторых, потому что пользовались поддержкой СССР, под его давлением коммунисты вошли в состав всех послевоенных правительств этих стран, занимая, как правило, “силовые” министерские посты.

Когда началась “холодная война”, опираясь на уже завоёванные позиции и прямое давление из Москвы, коммунисты сравнительно легко и бескровно установили свою безраздельную власть в 1947-1948 гг.

Страны Азии.

Примерно также к власти пришли и коммунисты в Северной Корее. В Монголии, Китае, Вьетнаме и Лаосе приход коммунистов к власти, хотя и был связан с поддержкой СССР, но в меньшей степени. В гораздо большей степени это было связано с тем. Что коммунисты в этих странах возглавляли освободительное, антиколониальное движение. Благодаря этому они стали влиятельной политической силой и смогли прийти к власти.

Изменения в политической системе.

Придя к власти, компартии приступили к “строительству социализма”. В качестве образца для подражания брался опыт СССР. Была преобразована политическая система. Многопартийность либо ликвидировалась, либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций и фронтов. Вся полнота власти сконцентрировалась в руках компартий. Судебная и представительная власть потеряли самостоятельность. По примеру СССР проводились массовые репрессии. Все права и свободы граждан были фактически отменены. С демократией было покончено, хотя при этом формально сохранялись конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились “выборы”, а руководители этих стран гордо называли их странами “народной демократии”.

Плановая экономика.

В области экономики “строительство социализма” означало завершение национализации промышленности и финансов, проведение индустриализации, кооперирование сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила место плановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальных структур. Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне. Большая часть взрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики.

Внешняя политика.

Во внешней политике все эти страны в большей или меньшей степени следовали курсу СССР. Всякое неповиновение Москве вызывало поначалу очень жёсткую реакцию. О чём свидетельствует конфликт Тито-Сталин.

Итоги социалистических преобразований.

В результате общественный и политический строй в этих странах был решительно преобразован. И подобно тому, как мы называем сходные процессы в России после октября 1917 года революцией, мы вправе назвать революционными и эти преобразования. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что они утвердили государственную собственность вместо частной. Они привели к формированию в этих странах тоталитарного политического строя. Всё это позволяет назвать эти страны странами тоталитарного социализма.

Политические кризисы.

Смерть Сталина в 1953 году привела к крупным переменам. Освобождение от давящего страха перед ним обнажило глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовое недовольство им. В ГДР, а затем в Польше и Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых оказалось невозможным без применения силы.

Перемены в политике.

В ряде стран Восточной Европы компартии оказались вынужденными изменить политику, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовые репрессии и проведена частичная реабилитация их жертв, внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше оно было остановлено. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса. Позже были проведены экономические реформы, ослабившие жёсткий, административный контроль над экономикой. Во многих странах всё это сопровождалось “оттепелью” в сфере идеологии и культуры.

В других странах критика наиболее неприглядных сторон сталинского режима в СССР вызвала тревогу. Правящие лидеры были обеспокоены возможностью перенесения критики на них. Они не только не поддерживали перемены в Москве и некоторых восточноевропейских странах, но и постарались занять собственную позицию. Появляются первые признаки советско-китайских противоречий. В начале 60-х годов всё больше заявляют о своей самостоятельности Румыния и Северная Корея. Порывает связи с СССР Албания.

Однако. Изменения в СССР и некоторых странах Восточной Европы, которые произошли после смерти Сталина, оказались неглубокими. Тоталитарный социализм там не был ликвидирован, а лишь смягчен, чтобы сделать его более приемлемым для масс. Но даже это послабление режимов через некоторое время стало рассматриваться компартиями как опасная уступка. Ярким доказательством такой опасности для них стали события в Чехословакии.

Усиление тоталитаризма.

После интервенции в Чехословакии во всех странах Восточной Европы, переживших попытки обновления социализма, началось ужесточение тоталитарных черт их строя. Экономические реформы были остановлены. Началось попятное движение. Возникшие кое-где элементы рыночных отношений ликвидировались или ограничивались. Все недовольные стали преследоваться. Во многих странах в связи с этим возникло движение правозащитников, “диссидентов”.

Усиление тоталитаризма началось и в странах, где не было попыток реформ и обновления. Там тоталитаризм принял особо крайние формы. В Албании, например, в 60-е годы были запрещены все религии. В Китае попытались “построить коммунизм”: кооперативы превратили в коммуны, у крестьян отобрали приусадебные участки и личную собственность. В этих странах сложились культы личностей вождей: Ким Ир Сена- в Северной Корее, Мао Цзэдуна- в Китае, Энвера Ходжи- в Албании, Николае Чаушеску- в Румынии. От всех граждан требовалось беспрекословное выполнение их указаний.

Ухудшение экономического положения.

Однако экономическое положение стран тоталитарного социализма, начиная с 70-х годов, стало неуклонно ухудшаться. Многие страны Восточной Европы стали брать кредиты у западных стран, пытаясь на эти средства обновить промышленность и ускорить развитие. Но в итоге появилась проблема внешней задолженности. Надо было платить долги. Это ещё более ухудшало их положение. Обновленное после смерти Мао Цзэдуна китайское руководство было вынуждено принять решение с 1978 года начать рыночные реформы, чтобы преодолеть трудности. В странах же Восточной Европы о реформах даже не помышляли. Экономическое положение там всё более осложнялось. Здесь постепенно стали складываться условия для революции.



Политико-пропагандистский контекст

В 1950-е годы одним из инструментов американской и британской пропаганды стал тезис о том, что по завершении Второй мировой войны руководство СССР в инициативном порядке и силой навязало восточноевропейским странам свою модель развития. Это, мол, явилось причиной враждебного отношения к Советскому Союзу большей части их населения.

После 1985 года, с началом нового этапа "холодной войны", информационно-психологическое воздействие на граждан Советского Союза и стран Восточной Европы было усилено. В одну обойму с вышеприведённым утверждением были заложены тезисы о чуть ли не террористическом характере власти в Советском Союзе, которая в 1930-е и 1940-е годы была якобы однотипна нацистскому режиму гитлеровской Германии. Говорили о "десятках миллионов жертв репрессий", о подавлении попыток национального самоопределения, "навязывании" социалистической ориентации ряду государств так называемого "третьего мира".

Долгосрочная геополитическая цель всей этой кампании стала окончательно ясна, когда после развала СССР началось жёсткое оттеснение России на восток и переформатирование как восточноевропейских стран, так и бывших союзных республик в плацдарм для новых попыток Запада подмять под себя нашу страну.

МИД Латвии вручил приглашения на саммит "Восточного партнерства" Официальные приглашения государствам-партнерам ВП подписали председатель Европейского парламента Дональд Туск, председатель Европейской комиссии Жан Клод Юнкер и премьер-министр Латвийской Республики Лаймдота Страуюма.

Результаты этого очередного "дранг нах остен" мы сегодня особенно наглядно наблюдаем на Украине, но фиксировали их уже и в Прибалтике, Грузии, Молдавии, Киргизии, Азербайджане, Армении, и даже в Белоруссии.

С использованием этого плацдарма — хотя, конечно, не только посредством него — была развернута работа следующего этапа борьбы против России как другой и, подчеркну, противной Западу культурной и политической реальности (как говорят наиболее откровенные из натовских и еэсовских апологетов, единственное, что им действительно нужно от России, — это чтобы её не было вовсе). Тезис об инициированном СССР политико-идеологическом противостоянии в послевоенной Европе стал инструментом дискредитации СССР как ведущей державы-победительницы во Второй мировой войне, искажения смысла и итогов той войны, извращения самой сути мирового исторического процесса в XX веке.

Понятно, что делается это не только из политической и идеологической злобы к СССР. Мы имеем дело с мотивацией другого порядка — культурно-исторического. Соответственно, главная задача Запада заключается не в том, чтобы свести счёты по прошлому веку, а в том, чтобы сегодня, в веке XXI-м, новых альтернатив у так называемого "цивилизованного мира" не возникало, и он мог спокойно, не опасаясь быть остановленным, расширять зону варваризации планеты: от Ближнего Востока в Африку и в Европу, из Афганистана в Среднюю Азию и далее в Россию, от Украины в Россию, и далее в том же духе.

Установки послевоенной политики СССР и "союзников"

Чтобы уяснить, как развивались события на самом деле, надо вернуться, как минимум, в март 1945 года, когда руководство СССР начало в практической плоскости заниматься вопросами послевоенной политики в отношении Германии и её бывших союзников.

На первом же заседании соответствующих комиссий Сталин сформулировал следующую генеральную установку: нам не нужны сателлиты, нам нужны добрые соседи; отношения с ними СССР будет строить в первую очередь на основе взаимной выгоды. Немецкого лидера Вильгельма Пика советский руководитель настойчиво предостерегал от форсированного навязывания немецкому народу социалистических преобразований.

До середины 1947 года правительства в Румынии возглавляли выходцы из Фронта земледельцев, в Венгрии после выборов 1945 года у власти находилась Независимая партия мелких хозяев, президентом Чехословакии до февраля 1948 года являлся Эдвард Бенеш — политик, далёкий от коммунистических идей. В Болгарии правительство возглавлял коммунист Георгий Димитров, но 10 из 20 портфелей были у других партий.

Даже в Польше, где в силу враждебности к СССР контролируемых Лондоном сил послевоенный политический процесс развивался в гораздо более сложных обстоятельствах, правительство до 1947 года тоже было коалиционным.

Москва последовательно стремилась к сохранению единства Германии в нейтральном качестве. Но как было решить эту задачу, если ещё в мае 1945 года и.о. госсекретаря США Джозеф Грю в своём меморандуме президенту Трумэну ориентировал его следующим образом: "Если в мире существует что-то неизбежное, то таким неизбежным является будущая война между Соединенными Штатами и Советским Союзом".

Впрочем, того особенно уговаривать на данный счёт не было необходимости. Неудивительно поэтому, что выдвинутое нами в 1946 году предложение о проведении в Германии по единому для всех зон закону свободных выборов, создании по их итогам общегерманского правительства, заключении с ним мирного договора и выводе в течение двух лет оккупационных войск с немецкой территории было союзниками отвергнуто. К этому же 1946 году относится разработка в США первого комплексного плана атомного удара по СССР — 50 бомбами по 24 городам (план "Пинчер"). Хорошо, что реально в запасе было только 9 зарядов.

Тем не менее, руководство СССР старалось удерживать с так называемыми "западными демократиями" хотя бы минимум взаимопонимания по вопросам управления территорией бывшего противника, но те действовали исходя из совершенно противоположной установки: расколоть Германию, перевооружить оккупированную ими часть и включить её в западный блок.

Управлявший Германией Союзный контрольный совет смог просуществовать только до декабря 1946, когда было создано сначала сепаратное управление американской и английской зонами, а затем и всеми тремя, включая французскую.

Эти практические шаги по реализации мартовской 1946 года речи Уинстона Черчилля в Фултоне, провозгласившей создание "железного занавеса", получили развитие в 1947 и 1948 годах, и спровоцировали первый Берлинский кризис. В 1949 году бывшие "союзники" создали нацеленный против СССР военно-политический блок НАТО. Организация Варшавского договора появилась только в 1955 году.

Форпосты вовне, "чистки" внутри… Дурная неизбежность?

Именно это спровоцированное американцами и англичанами состояние острейшего военно-политического противоборства и формировало в те годы международную стратегию и внутреннюю политику втянутых в это противоборство стран. Впрочем, это состояние не было чем-то принципиально новым. Попытки использования государств, расположенных на западных границах нашей страны, в целях оказания на неё военного и политического давления начались сразу после 1917 года и продолжались до 1939 года.

Не стоит также забывать, что и внутри самого западного мира в отношении политических противников, симпатизировавших СССР, применялись самые жесткие меры. Так, в 1930-е во Франции усилиями местного олигархата при участии союзников был задавлен созданный по инициативе французских коммунистов Народный фронт, сумевший за короткий период своего существования сыграть полезную роль в борьбе с нацистской угрозой. После войны левые настроения во Франции вновь пошли в гору, и это не могло быть иначе, поскольку коммунисты занимали ведущие позиции в движении сопротивления, а стать одной из держав-победительниц Франция смогла только благодаря поддержке СССР. Эти настроения, однако, вновь были подавлены при активном участии США и Великобритании.

Усилиями англосаксов коммунисты и социалисты были после Второй мировой войны разгромлены и в Греции, причём число жертв этой спровоцированной британцами бойни, трансформированной ими потом в гражданскую войну, в сотни раз превосходило число жертв подавления июньского 1953 года выступления противников коммунистического правительства в ГДР и в десятки — венгерских событий 1956 года. Когда к 1967 году левые настроения в этой стране вновь испытали подъём, в Афинах в результате военного переворота у власти был поставлен диктаторский и репрессивный режим так называемых "чёрных полковников".

В условиях нараставшего военно-политического давления США, включавшего появление, в среднем, каждые пять лет новых планов нападения на СССР с использованием атомного оружия, дать странам Восточной Европы возможность "развиваться свободно" было равнозначно тому, чтобы не препятствовать Западу в скорейшем возвращении их в число инструментов враждебной нам политики. То есть в то качество, в котором мы наблюдаем их сегодня.

Но сегодня мы имеем важнейший инструмент сдерживания в виде собственного ядерного оружия, а вот поступи руководство СССР таким образом тогда, и наша страна не успела бы набрать достаточно сил, чтобы быть в состоянии предотвратить горячую третью мировую войну. В этом случае у восточноевропейских стран была бы гораздо более незавидная судьба, чем качество союзников СССР с вытекающими из этого как издержками, так и преимуществами (сравните показатели их промышленного и сельскохозяйственного роста за 1960-1970-е и за 1990-2000-е годы). Этой альтернативой была бы судьба выжженной земли, причём не по вине СССР, а по вине его западных противников.

Депутат: Схетына признал политическую подоплеку в запрете мотопробега Ранее СМИ сообщили, что глава МИД Польши Гжегож Схетына считает, что конфликт вокруг запрета на проезд мотоциклистов клуба закрыт. Саму же акцию он назвал "политической провокацией".

В этом смысле сегодняшнее поветрие использовать сравнение с СССР в критике современной внешней политики Вашингтона, бездумно навязывающего всему миру не то что даже свою общественно-политическую модель, а некий разрушительный фетиш "демократии" и "рыночной экономики", не выдерживает критики.

Искать причины враждебности современных восточноевропейских стран к России надо не в послевоенной политике руководства СССР, а в многовековой враждебности Запада к нашей стране.

Стоит задуматься и о наших собственных ошибках и слабостях периода Горбачёва и Ельцина, задавших принципиально неверную линию позиционирования России в современном мире, которую сегодня мы начинаем исправлять.