Как обозначается второстепенные. Члены предложения

Содержание статьи

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, грамматически значимые части, на которые подразделяется предложение при синтаксическом анализе; могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний, т.е. групп синтаксически связанных слов. Члены предложения выделяются не по признакам их внутренней структуры, а на основе той функции, которую они выполняют в составе более крупных синтаксических единиц . В предложении обычно выделяется группа подлежащего и группа сказуемого, связанные между собой предикативным отношением. Подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения; в их составе выделяются и другие члены, называемые второстепенными: определения, дополнения, обстоятельства.

Наиболее важную роль в предложении играют подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащим обычно называется существительное (с зависимыми словами или без них), которое играет наиболее важную грамматическую роль в предложении: в русском языке оно стоит обычно в именительном падеже , с ним согласуется сказуемое, оно чаще всего выражает тему (то, о чем говорится в предложении); только оно может соответствовать возвратному или взаимному местоимению, только подлежащее может совпадать в главном предложении и в деепричастном обороте. Имеются, однако, и такие единицы, в которых наблюдается лишь часть перечисленных признаков, например налицо косвенный падеж (Ему дверь не открыть, Мне холодно ), отсутствие согласования со сказуемым (А царица хохотать ), затрудненность контроля деепричастного оборота (? Оказав сопротивление, преступник был убит ). Иногда выделяют нулевое подлежащее, которое контролирует согласование со сказуемым, но не имеет внешнего выражения (В пять часов утра, как всегда, пробило подъем (А.И.Солженицын); Двор засыпало снегом ). В некоторых германских и романских языках подлежащее должно быть выражено обязательно, в связи с чем наблюдается явление пустого подлежащего, т.е. имеющего форму, но не имеющего значения: англ. It is raining «Идет дождь», There is a book on the table «На столе книга». Нередко выделяют подлежащие – придаточные предложения (Что он опоздал – плохо ), реже – обстоятельственные группы (От Москвы до Тулы недалеко ) и другие единицы.

Сказуемое

Сказуемым называется та часть предложения, которая выражает его основное содержание – то, что является предметом утверждения (с большей или меньшей степенью уверенности), отрицания или вопроса. Сказуемое обычно выражается глаголом, иногда с зависимыми словами (Мальчик идет в школу ; Хочу встать пораньше ), реже – именем существительным или прилагательным с глаголом-связкой или без нее (Он болен ; Я был студентом ).

Определение

Определением называется слово или группа слов, которые синтаксически зависят от существительного и дополняют или уточняют его значение; синтаксическая связь между определением и существительным называется атрибутивной. В роли определения могут выступать существительные (такие определения обычно называются несогласованными, так как в русском и других индоевропейских языках они не согласуются с определяемым существительным): дом отца ; прилагательные, в том числе отглагольные (причастия): красивый дом ; относительные придаточные предложения: человек , о котором ты говорил . Особой разновидностью определений являются указательные местоимения, числительные и артикли.

Обстоятельство

Обстоятельством называется член предложения, который не заполняет никакой смысловой валентности (т.е. не восполняет смысловой недостаточности) никаких других слов, но выражает пространственную, временную или тематическую рамку обозначаемого в предложении события, его причину, условие, цель и т.п.: Приду в три часа ; Сядь здесь ; Когда ты позвонишь , я приду . Обстоятельство может находиться не только непосредственно в предложении, но и в группе существительного, ср. Он приехал в понедельник и Его приезд в понедельник .

Дополнение

Дополнение, которое традиционно относят к группе сказуемого, обозначает лицо, предмет или событие, которое предусмотрено словарным значением слова, которым выражено сказуемое. Дополнения, выраженные существительным, подразделяются на прямые (выражают объект воздействия: вижу стол ) и косвенные (обычно выражают объект, частично затронутый действием и стоят в дательном падеже: отдал книгу девочке ). Дополнение может быть также выражено инфинитивным оборотом или придаточным предложением: собирается уходить домой ; знаю , что он умен . В отличие от обстоятельств, дополнения обладают жестким пассивным сочетаемостным признаком на управляющее слово; в языках с жестким порядком слов их линейная позиция в предложении, в отличие от позиций обстоятельств, строго ограничена. Дополнение, так же как и обстоятельство, может быть зависимым не только от глагола, но и от существительного (сдал город и сдача города ); группа существительного, управляемая предлогом, является дополнением этого предлога: на широком диване .

Вопрос о том, целесообразно ли выделять члены предложения во всех без исключения языках и везде ли одинаков их набор, остается спорным. Главный аргумент в пользу их существования как особых синтаксических, а не семантических единиц заключается в том, что при залоговых преобразованиях одни и те же семантические сущности, такие, как действующее лицо (субъект) или объект воздействия, выражаются разными членами предложения, ср. активную конструкцию Рабочие строят дом и пассивную Дом строится рабочими. Этот аргумент как будто утрачивает значение для языков, в которых категории залога нет. В этих языках выделение членов предложения оказывается ненужным в силу того, что синтаксические единицы в них могут получить чисто семантическое определение. В некоторых синтаксических теориях, например в порождающей грамматике, понятия членов предложения не используются вообще или используются только как вспомогательные, тогда как для отображения иерархического строения предложения применяется другой понятийный аппарат, основанный на категориальных (т.е. относящих слово к той или иной части речи) признаках лексем, входящих в состав предложения; иногда эти признаки называют также частеречными.

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а следует воспользоваться таблицей-подсказкой.

Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

Второстепенные

Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

  • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
  • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
  • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.

Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

Есть разобрать предложение по членам, получится так:

(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

Как распознать

Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

Второстепенные члены
Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
Вопросы

Какой? Какая, какое, какие?

Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий
Чем выражено

Прилагательное

Причастие

Количественное числительное

Падеж совпадает с падежом главного слова

Существительное (как с предлогом, так и без него)

Местоимение

Падеж может быть любым, кроме именительного

Существительное

Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Сложные случаи

Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

  • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
  • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
  • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.

Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.

Сегодня, я расскажу вам о таком понятие как «Второстепенные члены в предложении». Начну я с второстепенных членов под названием «Дополнение».

Дополнение в русском языке

Дополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта.

Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными.

Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них.

Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог.

Например:

Построить (что?) здание

Починить (что?) компьютер

Поцеловать (кого?) маму

Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях:

1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом

А.Съесть суп не съесть суп

В.Заработать не заработать

2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть

Например

А.Купить хлеб купить хлеба

Б.Выпить молоко выпить молока

В.Отсыпать рис отсыпать риса

Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия.

Обстоятельство в русском языке: 7 видов

Обстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие.

Существует 7 видов обстоятельств:

1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия)

А.Работать с утра до вечера

В.Уйти поздно

2.Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего)

А.Двигаться влево

В.Жить в лесу

3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего)

А.Дважды выстрелить

В.Триста тридцать два килограмма

3.Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия)

А.Отвечать чётко

В.Жить спокойно

4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия)

А.Не прийти из за болезни

В.Проспать из за кино

5.Обстоятельство цели (указывает на цель)

А.Ехать отдыхать

В.Прийти учиться

6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия)

А.Не приехать из-за снегопада

В.Не плавать из-за холода

7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается)

А.Ехать вопреки воли

В.Несмотря не на что прибежать первым

Определение: согласованные и несогласованные

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные:

1.Согласованные определения - согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным.

Членами предложений (ЧП) занимается синтаксис . Каждый ЧП выражен определенной частью речи и передает определенное содержание. При этом каждый ЧП связан с другими ЧП в рамках структуры отдельного предложения. Он может занимать фиксированное или непостоянное место в немецком предложении (НП) и практически всегда отвечает на определенный вопрос. Однако к некоторым ЧП могут быть заданы разные вопросы. К подлежащему безличного предложения, к примеру, вопрос задать вообще невозможно, например:

  • Es ist sehr ungemütlich hier. – Здесь очень неуютно (в немецком — безличное подлежащее).
  • Gestern hat es nicht geschneit. – Вчера снег не шел (в немецком – безличное подлежащее).
  • Die letzten Artikel sind nicht so interessant. – Последние статьи не такие интересные (Welche Artikel? – Какие статьи? / Wie sind die letzten Artikel? – Каковы последние статьи?).

Сказуемые в НП имеют личную форму, подлежащие – форму именительного падежа, дополнения стоят в косвенных падежах, обстоятельства также могут стоять в косвенных падежах или выражаться наречиями. Подлежащее указывает на предмет соответствующего высказывания, сказуемое – на то, что об этом предмете говорится. Прочие члены предложения вступают в различные синтаксические отношения с подлежащими или сказуемыми. Именно по этой причине одни ЧП подчиняются подлежащим, а другие – сказуемым. Существительные характеризуются определениями, а глаголы управляют уточняющими их дополнениями и обстоятельствами, например:

  • Auf dem Tisch stand ihre neue Vase. – На столе стояла ее новая ваза („ihre neue Vase“ – определение к подлежащему; „stand auf dem Tisch“ – обстоятельство, относящееся к глаголу.
  • Peter hat seinen Freund selbst abgeholt. – Петер сам встретил своего друга („hat seinen Freund abgeholt“ – дополнение, относящееся к глаголу; „hat selbst abgeholt“ – обстоятельство образа действия, относящееся к глаголу).

Глагол выступает ядром НП, вокруг которого расстанавливаются все прочие ЧП. Его законным местом в НП является вторая позиция . От места ЧП в предложении зачастую зависит их смысловая нагрузка. Немецкий язык характеризуется достаточно регламентированной позицией главных членов и относительно свободной постановкой второстепенных членов. Когда первое место в НП отводится подлежащему, порядок слов является прямым ; когда подлежащее располагается после глагола, порядок слов считается обратным . Под местом в НП понимается не отдельно взятое слово, а соответствующий член предложения вместе со всеми словами, которые к нему относятся, например:

  • Diese braune Lederjacke hat Olga im vorigen Jahr gekauft. – Эту коричневую кожаную куртку Ольга купила в прошлом году (НП с обратным порядком слов: 1 место – дополнение с определениями; 2 место – сказуем. (изменяемая часть – начало рамочной конструкции); 3 место – подлеж.; 4 место – обстоятельство; в конце – конец рамочной конструкции).
  • Diese hübsche junge Frau ist eine begabte Lehrerin. – Эта красивая молодая женщина – одаренный учитель (НП с прямым порядком слов: 1 место – подлеж. с определениями; 2 место – глагол в личной форме + именная часть).

НП всегда имеют два главных члена – подлежащее и сказуемое , поскольку двусоставность – отличительная черта немецкого синтаксиса. Там, где в русском подлежащее отсутствует, в немецком присутствуют либо безличное „es“, либо неопределенное „man“, например:

  • Es war lustig gestern. – Вчера было весело.
  • Hier wird man ein modernes Hotel bauen. – Здесь построят современный отель.

Особенностью немецких сказуемых, если сравнить их с русскими, является обязательное присутствие глагола и глагольной связки в именном сказуемом. В русском же языке связки в настоящем времени опускаются, например:

  • Er ist sehr bescheiden. – Он очень скромен (именное сказ.).
  • Peter ist unser Kunde. – Петер – наш клиент (именное сказ.).
  • Das Kind sitzt nicht richtig. – Ребенок сидит неправильно (глагольная форма).
  • Dein Kuchen riecht echt gut! – Твой пирог действительно хорошо пахнет (глагольная форма)!

Еще одной важной особенностью немецкого языка является возможность присутствия в высказывании только одного отрицания, например:

  • Dieses Buch hat er nie gelesen. – Эту книгу он никогда не читал (одно отрицание в немецком против двух отрицаний в русском переводе).
  • Im Wald hat er keinen einzigen Menschen gesehen. – В лесу он не видел ни одного-единственного человека (одно отрицание в немецком против двух отрицаний в русском предложении).

Немецкие подлежащие могут быть выражены существительными , местоимениями , любыми субстантивированными частями речи – причастиями, прилагательными, глагольными инфинитивами и пр., числительными, инфинитивными группами. Они всегда имеют форму именительного падежа, например:

  • Der Junge sah komisch aus. – Мальчик странно выглядел (подлеж. = существительное).
  • Er sah komisch aus. – Он странно выглядел (подлеж. = местоимение).
  • Grün war ihre Lieblingsfarbe. – Зеленый был ее любимым цветом (подлеж.= субстантивированное прилагательное).
  • Fleißig zu sein ist deine allererste Aufgabe. – Быть прилежным – это твоя первоочередная задача (подлеж. = инфинитивный оборот).
  • „Sieben“ ist ein Film von Fincher. – «Семь» — это фильм Финчера (подлеж. = субстантивированное числительное).

Немецкие сказуемые могут быть глагольными и именными , при этом глагольные сказуемые бывают простыми и сложными. Простые глагольные сказуемые выражаются глаголами в любом времени активного и пассивного залога. Сложные глагольные сказуемые состоят из двух глаголов, каждый из которых обладает самостоятельным значением; один из этих глаголов имеет изменяемую форму, а другой – форму инфинитива. Именные сказуемые всегда состоят из изменяемой связки и именной части, например:

  • Anna besuchte ihre Schwester im Krankenhaus. – Анна навестила свою сестру в больнице (простое глагольное сказуем. в имперфекте активного залога).
  • Anna hat ihre Schwester im Krankenhaus besucht. – Анна навестила свою сестру в больнице (простое глагольное сказуем. в перфекте активного залога).
  • Dieser Bericht wurde von unserem Kollegen korrigiert. – Этот отчет был исправлен нашим коллегой (простое глагольное сказуем. в имперфекте пассивного залога).
  • Sie wollen hier übernachten. – Они хотят здесь переночевать (сложное глагольное сказуем. в настоящем времени активного залога).
  • Er soll diese Aufgabe selbständig machen. – Он должен выполнить это задание самостоятельно (сложное глагольное сказуем. в настоящем времени активного залога).
  • Ihre Kinder sind immer ehrlich gewesen. – Ее дети всегда были честными (составное именное сказуем. в перфекте активного залога).
  • Petra wird Russischlehrerin. – Петра будет учительницей русского языка (составное именное сказуем. в будущем времени активного залога).
  • Deine Cousine scheint ruhig. – Твоя двоюродная сестра кажется спокойной (составное именное сказуем. в настоящем времени активного залога).
  • Sie heißt Monika. – Ее зовут Моника (составное именное сказуем. в настоящем времени активного залога).
  • Sie sind hungrig geblieben. – Они остались голодными (составное именное сказуем. в перфекте активного залога).