Как начать домашнюю церковь - простая церковь

Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии зиждется все семейное здание. Производная этой любви - родительская любовь и любовь детей к родителям и между собою. Любовь - это постоянная готовность отдать себя другому, заботиться о нем, оберегать его; радоваться его радостям, как своим, и печалиться его горем, как собственным горем. В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого не только по чувству, но по общности жизни. В браке горе и радость становятся общими. Рождение ребенка или смерть его - все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви.

В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность: в какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче. Любовь к супругу и собственным детям распространяется несколько в иной форме на других людей, которые как бы через наших любимых делаются нам ближе и понятнее.

Монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Одна девушка хотела идти в монастырь, но старец сказал ей: “Ты не умеешь любить, выходи замуж”. Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Человек любит не того, кто его любит, а того, о ком он заботится, и забота о другом увеличивает любовь к этому другому. Любовь внутри семьи возрастает на взаимной заботе. Различия способностей и возможностей членов семьи, дополнительность психологии и физиологии мужа и жены создают настоятельную необходимость деятельной и внимательной любви друг к другу.

Супружеская любовь - очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Человек, по ап. Павлу (1 Фес 5:23), состоит из тела, души и духа. Проникновенная связь всех трех частей человеческого существа с другим возможна лишь в христианском браке, который придает отношениям мужа и жены исключительный характер, не сравнимый с другими отношениями между людьми. Только их ап. Павел сравнивает с отношениями Христа и Церкви (Еф 5:23-24). С другом - духовные, душевные и деловые контакты, с блудницей и блудником - только телесные. Могут ли быть духовными отношения между людьми, если отвергается существование духа и души, если утверждается, что человек состоит только из одного тела? Могут, поскольку дух существует независимо от того, принимаем ли мы его или не принимаем, но они будут неразвитыми, неосознанными и подчас сильно извращенными. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны, что и делает их постоянными и нерасторжимыми. “Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Быт 2:24; см. также Мф 19:5). “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф 19:6). “Мужья, - писал ап. Павел, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…” и далее: “Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…” (Еф 5:25,28‑29).

Ап. Петр призывал: “Мужья, обращайтесь благоразумно с женами <…> оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни” (1 Петр 3:7).

По словам Сент-Экзюпери, в каждом человеке надо видеть посланника Божия на земле. Это ощущение должно быть особенно сильным в отношении супруга.

Отсюда проистекает известная фраза “жена да боится своего мужа” (Еф 5:33), - боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Бояться можно от любви и уважения, бояться можно от ненависти и ужаса.

В современном русском языке слово бояться употребляется обычно в этом последнем значении, в церковнославянском - в первом. От неверного понимания изначального значения слов у околоцерковных и нецерковных людей возникают иногда возражения против текста послания к Ефесянам, читаемого при венчании, где приводятся указанные выше слова.

Хорошая, благодатная боязнь должна жить в сердцах супругов, ибо она порождает внимание к любящему, охраняет их отношения. Надо бояться делать все то, что может обидеть, огорчить другого, и не делать всего того, о чем не хотелось бы сказать жене или мужу. Это - страх, сохраняющий брак.

К телу жены-христианки надо относиться с любовью и уважением, как к творению Божиему, как к храму, в котором должен жить Дух Святой. “Разве не знаете, что вы храм Божий”, - писал ап. Павел (1 Кор 3:16), - “что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа” (1 Кор 6:19). Даже если тело еще только в потенции может стать храмом Божиим, то к нему надо относиться с благоговением. Тело жены должно быть храмом Духа Святого, как и мужа, но оно также есть место таинственного зарождения новой человеческой жизни, место, где созидается тот, кого родители должны воспитывать для участия в своей домашней церкви как члена Христовой Вселенской Церкви.

Беременность, роды и кормление - те фазы жизни семьи, когда либо особенно ярко высвечивается заботливая любовь мужа к жене, либо проявляется его эгоистически-страстное к ней отношение. В это время с женой надо обращаться благоразумно, особенно внимательно, любовно, “как с немощнейшим сосудом” (1 Петр 3:7).

Беременность, роды, кормление, воспитание детей, постоянная забота друг о друге - это все ступеньки на тернистой тропинке в школе любви. Это те события внутренней жизни семьи, которые способствуют усилению молитвы и способствуют вхождению мужа во внутренний мир жены.

К сожалению, о том, что брак есть школа любви, обычно не задумываются: в браке ищут утверждения самого себя, удовлетворения собственной страсти или того хуже - собственной похоти.

Когда брак любви подменяется браком страсти, тогда раздается вопль:

Только слышь,

убери проклятую ту,

Которую сделал моей любимой.

(Маяковский)

Когда в “любви” и в браке ищут собственных интересных и приятных эмоций, возникает профанация любви и брака и закладываются семена ранней или поздней его гибели:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

(Лермонтов)

На арабском Востоке женщина - лишь тень мужчины. За нею, указывает А. Баудата, признается лишь две роли: быть предметом наслаждения и производительницею. В обоих случаях мы имеем дело с женщиной-вещью. “Роль жены сводится к тому, чтобы давать мужу наслаждение, на которое она сама не вправе претендовать”.

На место предмета наслаждения и наложниц древнего мира и Востока христианство ставит жену - сестру во Христе (1 Кор 9:5), сонаследницу благодатной жизни (1 Петр 3:7). Брак может существовать и углублять свое содержание и без физических сношений. Не они составляют основную сущность брака. Этого светский мир часто не понимает.

Всякое отношение к женщине или мужчине (вне брака или даже в браке) лишь как к источнику только плотского наслаждения с христианской точки зрения есть грех, ибо оно предполагает расчленение триединого человеческого существа, делает часть его вещью для себя. Оно свидетельствует о неумении управлять собою. Жена носит - муж бросает ее, ибо она не может с блеском удовлетворять его страстность. Жена кормит - муж уходит, ибо она не может уделять ему достаточного внимания. Грехом является даже нежелание идти домой к беременной и беспричинно (может быть, - только как кажется) плачущей жене. Где тогда любовь?

Брак свят, когда он, освященный Церковью, охватывает все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать и когда их любовь не замкнута только на себе, но, трансформируясь, распространяется на детей и согревает окружающих.

Школу такой любви хочется пожелать каждому вступающему и вступившему в брак. Она делает людей чище, душевно и духовно богаче.

Можно привести много примеров изменения первоначального значения слова: “Господь воцарится - да гневаются людие” значит “Господь воцарится - да радуются люди”. В некоторых старых молитвословах печатается “Напрасно Судия приидет”, что в более поздних изменено на “Внезапно Судия приидет”. У плохо знающих славянский язык вызывают недоумение слова укорми, Господи, живот мой , означающие “направь, Господи, жизнь мою”. Укорми здесь - от слова корма , где располагался кормщик древнерусских ладей и кораблей, определяющий путь. Слово сволоч в древней Руси означало свиту, сопровождающую какое-либо высокое лицо. У лингвистов есть понятие “ложные друзья переводчика”. Учитывая это, не следует легкомысленно бросаться в критику древних текстов и произвольные толкования, так как церковный язык - это не язык нашего повседневного обихода.

Телевизор Праздники Пост VIII. О домашнем богослужении Место богослужения Богослужебные круги Схемы богослужения и пособия IX. Брак честен, ложе нескверно X. Блуд и прелюбодеяние XI. Брак и современное общество (для родителей взрослеющих детей и для духовников) Часть 1 Часть 2 XII. Семья и дом священника Заключение Воспоминания об отце Часть 1 Часть 2

В послании к христианам Рима, – города разврата и власти, – апостол Павел писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ().

Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой – сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию.

Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники.

В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга – не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них – для тех, кто готовится вступить в брак, другие – для воспитывающих детей, а некоторые – для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» – для лиц духовного звания и их жен.

Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию . Если хотя бы для одной зарождающейся семьи – домашней церкви – эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром.

Введение

Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям, – любви созерцательно-молитвенной и активно действующей. Все в Церкви освящается Духом Святым.

Церковь – это также освященное место общей молитвы, место общего участия ее членов в христианских таинствах, и прежде всего в Таинстве таинств – святой Евхаристии. В ней слушают слово Божие, знакомятся с жизнью святых подвижников, праведников и мучеников Христовых, с нравственными заповедями христианства.

В идеале семья – это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Чтобы стать домашнею церковью, она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви.

Через таинство бракосочетания семья освящается благодатью Святого Духа, как освящается ею все входящее в .

Она должна постоянно созидаться на взаимной любви всех ее членов.

Ей следует быть местом совместных молитв супругов и детей.

Необходимо ощущать свою связь с Поместной , а через нее – и со Вселенской.

Семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания , а при возможности – и через ознакомление с творениями Отцов и с церковным уставом.

Семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией («сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»).

Семья – это место творения дел любви каждым ее членом и всеми вместе.

Как упоминалось в «Предисловии», понятие домашняя церковь идет от апостольских времен. Деяния апостолов и апостольские Послания сохранили нам имена Акилы, родом понтянина, и его жены Прискиллы, пришедших из Италии в Коринф (). Ап. Павел называет их сотрудниками своими во Христе, и пишет, что они «голову свою полагали» за его душу и что не один он их благодарит, «но и все церкви из язычников» (). Они приняли ап. Павла в Коринфе по закону христианского братства и ремесленного сотоварищества, сопровождали его из Коринфа в Сирию и проповедовали в Ефесе «путь Господень» ().

В Первом послании к Коринфянам ап. Павел передает приветствие Акилы и Прискиллы с домашнею их церковью (), другой раз он шлет им самим приветствие в Рим (), упоминает он их и во Втором послании к Тимофею (4:19) .

В Послании к Колоссянам упоминается домашняя церковь Нимфана ().

В Послании к Филимону благословение шлется и самому Филимону, «возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной <...> и домашней <...> церкви» ().

В Послании к Римлянам ап. Павел приветствует, по-видимому, супругов Андроника и Юнию, Филолога и Юлию, Руфа с матерью, которую он называет и своею матерью.

К сожалению, Апостольские послания и Деяния почти ничего не говорят о внутренней жизни таких домашних общин: она была и без того известна адресатам.

Домашняя церковь существовала на протяжении всей истории христианства. Было бы радостно и полезно, если бы нашелся человек, который написал бы очерки по истории домашних церквей; причем лучше, если бы за это взялась женщина, ибо женщины более тонко чувствуют дух семьи, они в основном и создают атмосферу домашнего уюта, тепла и любви. В такой книге нашли бы для себя много полезного не только матери и молодые девушки, но и мужчины, и юноши.

В такой книге можно было бы вспомнить мчч. Терентия и Неониллу и их чад (пам. 28. X), препп. Андроника и Афанасию (9. X), мчч. Клавдия и Иларию (19. III), Василия и Эмилию – родителей свтт. Василия Великого и Григория Нисского, Григория и Нонну – родителей свт. Григория Богослова и св. Кесания, Петра и Февронию, муромских чудотворцев, князя Федора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, семейство священников Алексия и Сергия Мечевых (отца и сына) и многих других, причисленных и непричисленных к лику святых.

Скромные огоньки домашних церквей часто не замечали, они терялись в сиянии монастырского благочестия и соборного богослужения. Домашняя же церковь – сокровенная, устроенная по слову Евангелия: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись» ().

Перед христианством всегда стоят две задачи: первая, вечная, внутренняя – стяжание Духа Святого, вторая историческая, внешняя. В первые века такой задачей был апостолат через мученичество, в IV–VIII веках – раскрытие вечной Христовой истины через проповедь и догматы, позднее – возведение народа Божия к благодати и чистоте и его религиозное просвещение через монастыри как центры христианского подвижничества и культуры и т.д., хотя сами монастыри появились много раньше. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей.

Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви – будет существовать Русская , не сумеют – Русская Церковь иссякнет.

В современном секуляризованном мире домашние церкви вообще приобретают особое значение. Но нигде потребность в них не ощущается так остро, как в государствах, где атеизм объявлен официальной идеологией . Христова будет существовать вечно. «И врата ада не одолеют ее» (). Вопрос лишь в том, где будет гореть ее живой огонек, кто войдет в нее.

В значительной мере Русская Православная справилась с выпавшими на ее долю испытаниями, что так неожиданно раскрылось в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси и в чем мы могли убедиться за последующие годы. Сейчас у нас новые проблемы, новые задачи, новые трудности.

Признание Церкви широкой общественностью и властью не только облегчает ее положение в государстве, но и создает новые трудности для ее членов. Оно создает условия для теплохладности в исповедании и делах веры, для компромиссов, для проникновения в церковное общество околоцерковных псевдохристианских взглядов, попыток модернизации православия в угоду миру и его слабостям и т.д., для снижения моральных, нравственных норм, для игнорирования канонических требований, для утраты чувства благоговения перед святыней, что наблюдается во многих зарубежных странах.

Быть верующим недавно было опасным, – сейчас становится модным. К Церкви пытаются примазаться те, кто в годы гонений боялся ходить в ее храмы; те, кто в годы гонений благополучно отсиживался в заграничном комфорте, теперь пытаются разорвать единство Русской Православной Церкви и соблазнить своею проповедью ее верных чад и вновь приходящих под ее благодатный покров. Все это создает новые трудности, новые проблемы в создании домашних церквей – христианских православных семей, и не следует считать, что отсутствие государственного преследования

У Иоанна Златоуста имеется две беседы на слова: «Целуйте Прискиллу и Акилу» (Беседы на разные места Священного Писания . Т. III. СПб., 1862, ее. 417–450). К сожалению, св. отец Церкви не касается их домашней жизни.

В настоящее время период открытых гонений на кончился, и начались гонения скрытые: кампания в средствах печати, по радио и телевидению, цель которых – принизить значение Православия в истории и жизни России, объявить Церковь несовершенной, отсталой, устаревшей, менее «прогрессивной», чем другие религиозные организации. – Изд.

Церковь есть Тело Христово, Богочеловеческий организм, в котором благодать пронизывает и освящает человека. Каждый церковный человек – частица этого Тела, необходимая для полноты целого (1 Кор 12). Лишь находясь в Церкви, можно жить в изобильной благодати Божией. В эпоху бушующей – словом и делом – антихристианской пропаганды необходимы наши значительные усилия и помощь Божия, чтобы войти в это мистическое Тело и сохранить себя в нем: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11:12).

Для тех, кто живет в родительском доме или вступил в брак, первичной клеточкой Вселенской Церкви должна быть семья, – малая, домашняя церковь. В ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. Домашнюю церковь создают двое – мужчина и женщина, любящие друг друга супруги, стремящиеся ко Христу.

Подарок на свадьбу. Приточный рассказ

Подробности Опубликовано 24.12.2017 00:46

Свадьба была в разгаре. Жених не сводил глаз со своей избранницы: ясный взгляд, счастливая улыбка, нежный румянец – никто не мог сравниться с ней в красоте и юности.

Гости кричали «горько!», подарки начали дарить. Много гостей – много подарков. Всё не упомнить. Но один не забыть…

Милок! - какая-то старуха теребила жениха за белоснежную рубашку почти чёрной рукой. Он, увидев бабульку, от неожиданности отшатнулся.

Вы кто, бабушка?

Почти угадал, - засмеялась старуха, - Я пра-прабабушка твоя. Меня к тебе с подарком моя пра-пра-прабабка прислала. Выйдем в парк, подарю.

Жених облегченно вздохнул – очередной свадебный розыгрыш. И артистку наняли хорошую, от старухи столетней не отличить.

Пойдемте, пра-прабабушка.

В лицо пахнуло свежестью зелёного летнего вечера, старуха махнула в сторону ресторана: «Тихо ты!» - и музыка умчалась куда-то вдаль.

Ну, - старуха довольно потёрла руки, - теперь нам никто не помешает.

Она запустила руку в котомку и вытащила фотографию.

Вот тебе первая часть подарка.

Жених посмотрел на снимок. Восемь мужчин стояли плечом к плечу от края до края. Перед ними на стуле сидела женщина – измождённая, но с улыбкой. Видимо, это была их мать.

И при чём здесь я? – жених вернул снимок старухе.

Ты на снимке! Неужели не заметил?

В центре стоишь. А рядом – твои семь сыновей. Впереди невеста твоя. Её через двадцать лет за твою маму принимать будут. Так её жизнь сомнёт.

Но у нас не будет семерых парней. У нас будут мальчик и девочка. Мы так решили.

Лучше послушай. Вот, рядом с тобой ваш первенец. Серая личность. Ни талантов особых, ни красоты. Но благодаря тому, что у него будет шесть младших братьев, вырастет надёжным,трудолюбивым. Карьеры большой не сделает, но уважать его на работе будут. Да и семью создаст всем на зависть. А если младших братьев у него не будет, он вырастет ленивым, никчёмным и просто сопьётся, сидя на вашей шее всю вашу жизнь.

Православный храм - это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.

Домовый храм - чем он отличается от обычного храма?

По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии - это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком - личный особняк или частные хоромы.

Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.

Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей - устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.

Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны - полноценный храм, но по сути он - лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: где они могут располагаться

  • В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
  • В воинских частях. Для военнослужащих.
  • В учебных заведениях. Сейчас - в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах - это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
  • В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
  • В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
  • В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё - человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Домовые храмы в Москве (фото)

Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.

Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:

и выглядит вот так:

Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:

А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)

Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.

Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.

А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.

Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:

Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:

Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:

Домовые церкви: что надо о них знать

Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:

  • Домовые церкви - это абсолютно полноценные храмы .
  • И их единственная особенность в том, что они построены не отдельным зданием, а устроены внутри «обычного» дома.
  • Домовые храмы устраиваются в тех случаях , когда храм нужен, но построить отдельную церковь нет нужды или возможности. Например, в больницах, учебных заведениях, воинских частях. Реже - в частных домах.
  • Домовые церкви не обязательно маленькие и похожие на комнаты. Некоторые по убранству и размерам не уступают церквям.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

-Пять идей на заметку в помощь начинающим насаждать новую церковь

Домашние церкви – это не организации, функционирование которых зависит от людей с административными способностями или безмерной одаренностью для координации и управления группой. Достаточно простых, любящих Иисуса людей. Нил Кол в своей книге «Культивируя жизнь для Бога» верит, что простота является ключом к выполнению Великого Поручения. Он говорит: «Чем сложнее процесс, тем более высокая одаренность необходима для его осуществления». По-настоящему хорошая новость заключается в том, что для создания домашней церкви можно сложить бремена планирования, управления зданиями, программами и стратегиями евангелизации. Не нужно быть влиятельным лидером (хотя, скорее всего вам понадобятся некоторые дары руководителя). Чтобы начать домашнюю церковь достаточно открыть свой дом для друзей и соседей, и потихоньку начать двигаться шаг за шагом.

Прежде всего, молитесь!

Молитва – первый шаг, чтобы начать домашнюю церковь. Служение домашних церквей должно быть рождено в молитве. Хотя это простой шаг, без молитвы и Божьего водительства мы напрашиваемся на неприятности. Начало новой домашней церкви – это не просто хорошая идея; она должна стать идеей Божьей. Если вы чувствуете, что ваше призвание в том, чтобы начать домашнюю церковь, соберите несколько единомышленников и начините молиться, чтобы получить стратегию от Бога. Неудачное начало многих домашних церквей напрямую связано с недостатком молитвы.

Время, посвященное молитве, дает Богу возможность работать в наших сердцах и очищать наши внутренние побуждения. Когда домашние церкви создают вследствие реакции на то, что нам не нравится в официальных церквях, природа домашней церкви формируется на основании протеста и разногласий. Но здоровые домашние церкви должны начинаться с Божьего водительства и желания достичь тех, кто не знает Иисуса. Как учит Библия, что посеет человек, то он и пожнет. Поэтому если вы начинаете домашнюю церковь из-за обиды на существующую церковь или руководителя, вы сеете семена придирчивости и гордости в создаваемой вами церкви.

Кроме молитвы для создания новой церкви также важно обратиться к лидерам местных христианских церквей для получения духовного водительства и совета. С самого начала Сети микро-церквей Ланкастера мы развивали отношения с верующими официальных церквей в нашем районе и за его приделами, отвечая на вопросы и поясняя им концепцию микро-церкви. Народная мудрость говорит: «Один в поле – не воин». Мы соглашаемся. Здоровое движение домашних церквей – это не отделенные группы, отказывающиеся быть подотчетными. Полные жизни сети микро-церквей духовно соединены с лидерами Тела Христа.

Знайте, кого вы призваны достигать

Собирайте вместе людей из вашего окружения. У нас было несколько неверующих коллег по работе, которых мы достаточно хорошо узнали за прошедшие месяцы или годы. Мы пригласили человек двенадцать из них присоединиться к нам для изучения принципов ведения бизнеса, параллельно наслаждаясь пиццей у нас дома, используя книгу притч в качестве учебного пособия.

У нас не было жестких правил, регламентирующих обсуждение; с мнением каждого считались, а неправильных ответов просто не существовало. Постепенно мы начали вместе молиться и поклоняться, а в течение года каждый из них стал христианином. Они сформировали ядро нашей первой домашней церкви.

Когда первая микро-церковь Сети микро-церквей Ланкастера начала собираться в нашем (Ларри) доме несколько лет назад, мы просили, чтобы Бог присоединил к нам неверующих или новообращенных. Мы также просили о помощниках в этом предприятии. Однако мы сразу же столкнулись с проблемами. Во-первых, многие верующие хотели прийти и посмотреть, что это такое. Некоторым из этих христиан были просто интересны последние тенденции в христианстве. Им понравилась идея, что микро-церковь собиралась в среду, а не в воскресенье, и что люди встречались в гостиной, а не в молитвенном доме.

Но мы не начинали что-то новое ради того, чтобы начать что-то новое! Так как у нас было поручение от Господа привлекать новых верующих, мы просили интересующихся христиан не приходить на наши встречи. Большой процент старых верующих в группе заставил бы неверующих чувствовать себя неудобно.

Джим Питерсен в своей книге «Церковь без стен» четко описывает, что может произойти, если «мигрирующее стадо из соседних церквей» начнет наводнять новую церковь просто из любопытства.

У меня есть друг, который был частью команды, решившей начать церковь. Собрание разделили на домашние церкви, за каждой из которых закрепили старшего, в обязанности которого входило пасти членов этой домашней церкви. Централизованные мероприятия сводились к минимуму, чтобы дать возможность людям служить своим семьям и неверующим друзьям.

Еженедельные встречи проходили динамично. Я никогда не забуду свое первое посещение. Там были самые разные люди, начиная от людей в деловых костюмах и заканчивая неформалами. Многие из них были новообращенными. Преподавание Слова было практичным, направленным на нужды людей. Мне понравилось.

Также встречи нравились всем, кто посещал. Новость разошлась, и вскоре начался процесс вливания миграционного стада из соседних церквей. Их нужды поглощали силы лидеров этой молодой церкви. Их желания постепенно начали задавать тон. Традиционные представления этих мигрирующих членов вскоре поглотили это весьма творческое начинание и соответствующим образом изменили его.
Что здесь плохого? ¬– спросите вы. Проблема в том, что первоначальное видение, которое было у лидеров, чтобы распространить церковь в обществе посредством усилий каждого верующего, так и не воплотилось.

Мы с моей женой знали, что наше видение от Господа – достигать молодое поколение – необходимо защищать в начале становления нашей новой сети микро-церквей, и молодые лидеры нашей сети разумно установили четкие границы. Они просили Бога приводить неверующих, новообращенных и тружеников, и Господь выполнил их просьбу.

Размер домашней церкви имеет значение

Вскоре у нас с женой появилась еще одна проблема в нашей домашней микро-церкви. Неверующие участники начали приглашать своих друзей, и через 6 месяцев в нашей гостиной собиралось 50 человек. Это много людей!

Рекомендуется, чтобы одновременно собиралось от 6 до 12 человек. На основании своего опыта могу сказать, что группы меньше 6 человек обычно приходят в упадок и становятся серыми вследствие недостаточного количества взаимоотношений и общения. Однако в группах больше 12, как правило, начинают страдать тесные дружеские отношения и возможность участия каждого члена. Возможно, и неудивительно, что быстрорастущие движения по созданию новых церквей сегодня воспроизводят малые домашние церкви размером от 10 до 30 человек.

Периодичность встреч

Домашние церкви должны встречаться не реже одного раза в неделю, чтобы сохранять ощущение связанности. Хотя, опять же, необходимо подчеркнуть важность оставаться гибкими. Некоторые микро-церкви собираются в одном и том же месте каждую неделю, а другие меняют место встречи, собираясь по очереди в домах членов. Некоторые группы собираются более часто, а другие не так часто. Некоторые домашние церкви собираются среди недели, а другие – по выходным.
Очень важно, чтобы собрания являлись выражением желания членов совместно созидать сообщество, не просто выполнением религиозного долга или добавлением дополнительных собраний к уже и так заполненному расписанию. Если встречи происходят вокруг еды и с целью общения, это способствует раскованности. Выбирайте удобное для всех участников время, а затем постарайтесь поддерживать связь с другими членами (хоты бы только по телефону или электронной почте) за рамками официальных встреч. Для созидания духовной семьи не достаточно одного-двух часов в неделю!

Составные элементы встречи

Одно можно сказать точно о собраниях домашней церкви: они не должны быть мини копиями типичного воскресного утреннего собрания. Старайтесь, чтобы встречи домашней церкви не напоминали «убежавшее собрание, пойманное в гостиной», как один молодой человек описал домашние церкви, дублирующие и повторяющие формат традиционного служения: поклонение, обучение, молитва.

Со временем мы поняли, что встречи микро-церквей лучше всего организовывать с использованием четырех основных компонентов: еда, собрание, малые группы и «собрание после собрания».

1. Еда. Люди, посещающие домашние церкви, любят поесть! Еду должны приносить все.

2. Собрание. Домашние церкви собираются для поклонения, изучения и обсуждения того, как Писание применяется в жизни.

3. Малые группы. Если домашняя церковь состоит больше, чем из пяти или шести человек, мы обнаружили, что малые группы становятся очень эффективными. Для общения в этих группах выделяется специальное время, отдельно от собрания микро-церкви. Когда мы спрашиваем новообращенных об их самой любимой части встреч микро-церкви, то постоянно слышим ответ, что им нравятся малые группы. Именно в контексте малых групп новообращенные рассказывают о своей жизни и учатся впервые молиться с другими.

Еще мы заметили, что отдельные малые группы для мужчин и женщин могут быть очень эффективными. В домашней церкви из восьми или десяти человек могут быть одна или две малые группы для мужчин и одна или две малые группы для женщин. Хорошо, чтобы лидеры домашней церкви встречались ежемесячно с лидерами малых групп для обучения и ободрения. Более того, лидеры малых групп обычно становятся лидерами домашних церквей.

4. Собрания после собрания. В большинстве стандартных церквей люди сразу же уходят домой после собрания. Не так в домашней церкви. Этим людям нравится проводить время вместе. Полная продолжительность встречи может составлять от одного до трех часов и даже дольше, в зависимости от того, сколько нужно времени для участия каждого.

Хотя еда (обычно ужин) – один из элементов встречи домашней церкви, иногда можно от нее отказаться. В какую-то неделю домашняя церковь может помочь подрезать деревья в саду, после чего помолиться вместе, а на следующей неделе организовать «шведский стол» из поклонения, молитвы, учения и общения. Каждая встреча, когда люди собираются для обсуждения жизни Иисуса и жизни с Иисусом, должна быть свежей и неформальной.

Ларри Кридер (Larry Kreider) и Флойд МакКланг (Floyd McClung)
(выдержки подобраны из их только что опубликованной книги «Начало домашней церкви» (Starting a House Church))