Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства. Как возникают эмоции, о существовании которых мы не подозреваем

Случилось давать супервизию молодым, начинающим коллегам.

Обнаружился ярко выраженный культ чувств. «Давай, чувствуй уже чего-нибудь» - казалось, именно такой призыв звучал от терапевтов. Когда клиент что-то таки начинал чувствовать, у терапевта на лице читалось облегчение и удовлетворение, что-то вроде: «Фффух. Работа сделана».

Господа, ну не является это самоценностью - чувствовать чувства. Это лишь инструмент. Вспомогательный. Не более.

Если бы человек все время «шел за своими потребностями», он бы вообще не испытывал никаких чувств. Как? Ну, например, вот так .

Идет человек, никого не трогает. Вдруг - хоп - на него кто-то налетает, махает руками и громко ругается. Появляется потребность: восстановить безопасность. Методы (т.е. желания) - убежать, или уничтожить опасность. Если сразу, вслед за выстрелом адреналина, убежать или ударить (или иначе устранить орущего), - будут только разнообразные ощущения и эмоции. Чувства появятся, если свой порыв остановить. И это совершенно нормально, что мы себя останавливаем, - иначе всем вместе, в обществе, было бы трудно ужиться.

Вернемся к примеру. Предположим, что человек хотел бы убежать, но как-то было неудобно это сделать, кроме того, он был еще и зол, за то, что пришлось дослушать, и не удалось заткнуть. Дослушивая орущего до конца, он, конечно, не показал ни что напуган, ни что зол, и пошел дальше своей дорогой, стараясь поскорее забыть о неприятном инциденте (естественно, неприятно же, - даже стыдно!, - что взрослый человек - и боится!). У него это получилось - забыть. И осталось только ворчливо-злобно-раздраженно-тревожное возбуждение. В этом состоянии он пообщался с сыном, который ему почему-то нагрубил в ответ на простой вопрос, а потом - с женой, которая была чем-то недовольна, и вечером пришел к своему психотерапевту с таким вот текстом: «Мне сегодня жить тошно, никто меня не любит, и вы вот тоже сидите и ждете, пока я уйду».

Отлично, можно работать. Причем, в каком угодно направлении. Можно, полюбопытствовать - на кого тошнит клиента, или кто именно не любит, и что в нем такого есть, что терапевту обязательно захочется сбежать… Можно вообще не трогать «текст» и расспросить - как прошел, собственно, день. Не суть. Но тут легко завязнуть в отношениях с женой, сыном, и т.п., - а дело-то не в них. Вопрос же о чувствах позволяет локализовать проблему. Если бы в ответ на него клиент смог ответить, что испытывает стыд - то, поблуждав какое-то время промеж фигур, с помощью терапевта выбрел бы на свою злость и испуг после встречи с крикуном. При необходимости, что-то отреагировал бы, и стал бы работать всерьез над темой: как он делает себя таким беззащитным в подобных ситуациях и т.п.

Но.

Большинство специально не обученных распознавать свои чувства людей, а, наоборот, обученных их «забывать», будут сильно упорствовать, если терапевт попытается извлечь это «грязное белье» на свет белый. Они будут говорить: «Да я понятия не имею, что я чувствую, да я и не хочу это знать». Видимо, именно в этом месте у терапевта рождается желание убедить клиента, что знать свои чувства - это очень-очень важно. Просто жизненно необходимо. То есть, прямо стоит только что-то почувствовать, как сразу мир засияет новыми красками. А как его иначе мотивировать к этой непростой работе? Клиент ворчит, но верит, засучивает рукава, и начинает учиться чувствовать. Узнает о себе много разных малоприятных вещей (то есть до этого, он преимущественно считал, что это «мир такой», оказалось, что и он сам - такой же)… А терапевт поддерживает: «Лучше день потерять, потом за полчаса долететь» (С) мультик. Что-то меняется по ходу, но не критично.

И, вот, наконец- то клиент научается что-то устойчиво чувствовать.

И что вы чувствуете по этому поводу?

Ммм.. Я злюсь…

Ага. Побудьте с этим (вариант - «Побейте подушку»).

Все терапии конец. Катарсис.

Я сидела и думала, отчего в этом месте у некоторых терапевтов - точка? Не обучены долгосрочной работе? Может, их собственная терапия (обязательные 50 сессий) как раз в этом месте и закончилась, когда они свои чувства научился распознавать, а если, по ходу, и получалось что-то, то дальше «побудьте с этим» дело не шло? А потом, неожиданно, на одной из супервизий вышла, - да, именно через чувства, - на стыд и вину. Терапевту было, неловко, стыдно сказать клиенту, что «чувствовать чувства» - это не все. Это вообще всего лишь начало. Он чувствовал себя виноватым за то, что так напирал на чувства в начале работы, и так сильно поддерживал их чувствование и выражение. И останавливал свою активность, - тот же способ, кстати, - стараясь, игнорировать чувства - свои вину и стыд за ту, якобы, ошибку в начале (в смысле ошибка, что был такой сильный акцент на чувствах).

§ Но это же совершенно естественно - начать с одного важного, потом перейти к следующему важному! Не ожидают же люди, что выучив буквы или цифры (что для начала очень даже важно), они сразу станут писателями или математиками?

И дальше в своей собственной терапии, этому терапевту неплохо бы поработать с темой вины, с темой принятия своей способности к ошибкам, имеющей место быть и у любого другого человеческого несовершенного существа.

Ладно. Оставлю в покое терапевта с клиентом, и вернусь к чувствам.

Итак, некоторые чувства, очевидно, глушатся потому, что чувствовать их стыдно.

§ Злиться стыдно на того, кто слаб или желает добра, или обращается за помощью.

§ Стыдно пугаться, если ты мужчина или мужественная женщина.

§ Стыдно испытывать жалость, если ты не можешь помочь.

§ Стыдно быть добрым, потому, что нужно быть твердым, а доброта «мягчит».

§ Стыдно испытывать «неправильные» чувства, т.е. не те (или даже противоположные тем, которые ожидает увидеть собеседник).

§ Стыдно вообще чувствовать, потому, что чувства - это слабость и уязвимость.

§ Стыдно испытывать вину и стыд, потому что это значит, что мы недостаточно хороши! J

И т.д. список, как обычно, можете продолжить сами. Откуда он? Из детства, ясное дело. Наследство, так сказать. У каждого - свое (это важно).

Чем более стыдно чувствовать что бы то ни было, тем быстрее, полнее и качественнее человек научается «избавляться» от своих чувств. Забывать их, не видеть, игнорировать, рационализировать и так далее. Но от того, что человек их не распознает, они не перестают им управлять. Наоборот. Когда человек осознает, что именно он чувствует и к кому, он в состоянии контролировать выражение этих чувств. Если не осознает, - они контролируют его. Вы можете закидать меня тухлыми яйцами, но я скажу это: хуже всего сознают истинные мотивы своих действий и поступков эмоционально холодные, ничего-не-чувствующие люди. Ими управляют их неосознанные чувства. (К тем, кто захочет спросить меня в комментариях: «А что же делать с этими холодными людьми?» - у меня просьба: прежде всего, попробуйте определить, какие чувства они сами вызывают у вас, что вам хочется их изменить).

§ Если кто-то, прочитавший эти мои слова, испытает немедленно вину , за то, что не «просветлен» в достаточной мере, и попытается немедленно исправиться, - он будет действовать по описанной схеме, и будет изо всех сил стараться избавиться от той самой вины , а не «просветляться» .

Это не такое уж частое явление - даже для специально обученных людей, - что вдруг мгновенно приходит и осознание трудного чувства, и понимание того, к кому оно адресовано. Иногда, да, приходит все и сразу, иногда - лишь в отдаленных фантазиях, оговорках и в странных мыслях «не по делу». И чем больше человек узнает тех самых своих особенностей (о которых я парой абзацев выше сказала, что «это важно»), тем легче ему сориентироваться, распознать свои чувства, и сделать дальше свое поведение осознанным. Важно само стремление, намерение, желание идентифицировать свои переживания, а не «безошибочность и мгновенность» их определения.

Пример. Сидит, скажем, терапевт перед клиенткой, и хочется ему иронизировать и никак не удается с этим желанием справиться. Он знает про себя, что иронизирует тогда, когда избегает каких-то «неправильных чувств». Останавливается, набирается мужества, и осознает, что.. чувствует к ней нежность. И давно боится влюбиться в клиентку. То есть уже романтические чувства испытывает, сопротивляется им, а они им управляют! Но, как только осознал, - все прошло. Больше ему не хочется иронизировать, а хочется пойти на супервизию. J И даже испытываемые чувства уже не мешают работать, а даже добавляют вводную: интересно, что клиентка делает, чтобы он так реагировал? Есть ли в этом ее вклад? Какой?

Итак, снова оставлю в покое пример, и возвращусь к теме чувств.

Продолжение следует…

Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе. Большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами. Бессознательный (совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета) страх отвержения не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Из-за чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье подавление собственных чувств? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетического анализа (от греч. bio - "жизнь" + energeia - "деятельность" и analysis - "расчленение", разновидность психотерапии) А.Лоуэна.

В данной статье целесообразно опираться на определение эмоции страха, как отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели (К. Изард).

Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств (психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами), страдают сердце , желудок и спина , в некоторых случаях появление лишнего веса . Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств (основной вид эмоций, характерных для человека, они являются врожденными) и эмоций (непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства) идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.

В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. По мнению А. Лоуэна, одна из причин - это потеря любви одного из родителей ребенка, оставляет отпечаток на всю жизнь.

Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая не доступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль (состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека) и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем.

Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины ( сочетание чувств страха, автоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины - «Я - плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного).

А.Лоуэн в своих работах пишет о происхождении чувства вины у ребенка: «....чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ-ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к телу, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения , особенно в верхней части спины . Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго (по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром), которая часто действует вопреки же-ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот-реть.....»

Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «...скрываясь за фасадом нарциссизма (низкая самооценка; компенсаторное высокомерие; тревожность; страх провала; страх успеха; потребность быть всегда правым; трудности в принятии решений; отсоединение от собственных чувств; потребность в непрерывном восхищении; страх близости) , цель, которого с одной стороны - получение одобрения и восхищения, а с другой - компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго (лат. ego — «я»), как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом.....» .

Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность . Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.

В заключение можно сделать выводы мы живем и принимаем фальшивые ценности эго, и не осознаем этого. Возможно причин, деструктивного не проявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего нам необходимо осознать, что голова - служит не для добывания денег, половые органы - не для развлечения, сердце - не изолированно от головы и удовлетворения плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе эмоции страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем чувство любви и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви .

Список литературы:

  1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфар-кта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума-нитарных Исследований, 2004 — 224 с.
  2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 - 256с.
  3. Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт - терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. - М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с..

У нормальных людей отход от истины и честности приводит к накоплению чувства вины, затем подавляемого из- за своей неприятности и болезненности. Таким образом, со временем чувством вины наполняется обширный резервуар, который таится от внимания и сознания и обнаруживается только при бесстрашных исследованиях. Это очень распространенное состояние, вносящее свой вклад в развитие социальных конфликтов. Моральным/этическим промахам часто находится оправдание при помощи рационализации, но подсознание не обмануть: оно знает, когда лгут ему или другим.

Распространенным источником социальных конфликтов является всепроникающая политизация всех аспектов общества, требующая рациональных объяснений. Это приводит к искажению свидетельств, которые могли бы ослабить из

бранные позиции. Примером может быть довод за то, чтобы публично не упоминать о религии или Божественном. Когда приводится цитата из Конституции: «не должно издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии», упускается «либо запрещающего свободное ее исповедание». Конституция деистическая, а не теистическая, вот в чем разница.

Прибегание к полуправдам ради получения положения рационализируется, и вина подавляется. Есть множество примеров противодействия социальным программам, о которых оппоненты намеренно не упоминают, или поддержки прав преступников при одновременном попрании прав жертв. Накопление социальной вины проявляется в публичных обвинениях или поношениях, которые затем требуют дальнейшего оправдания, создаваемого на основе тонких искажений и умелого использования риторики.

Вина и ненависть смягчаются принятием ограничений эго/ разума с его внутренней структурой и дефектами. Вместо ненависти приходит грусть при виде того, как люди разрушают свою собственную жизнь, а также жизни других. Также достаточно очевидно, что ненависть к ним не несет в себе никакой выгоды. Способность к прощению возникает из принятия с честным смирением ограничений, присущих человеческой природе, которая, в конце концов, опирается просто на кривую научения в эволюции сознания. Лишь в последние 20 лет общий уровень человечества поднялся над уровнем Истины 200, и 78% мировой популяции все еще находятся ниже 200 (49% в Америке).


ЧУВСТВО ВИНЫ И ПРОЦЕСС ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Духовные искатели часто спрашивают, как начинать внутреннюю работу и к чему стремиться. Во-первых, обычно существует период накопления духовного знания путем учения, посещения духовных групп или лекций, встреч и семинаров. Затем приходит сосредоточение на внутреннем путешествии к самопознанию, которое для того, чтобы быть успешным, должно иметь некое направление, а не состоять из хаотичных движений, что слишком часто приводит к разочарованию и отказу от проекта вообще.

Очень важно, прежде чем начать внутреннее моральное исследование, узнать больше о собственной совести и том, как она действует. Важно, чтобы она смягчилась и использовалась конструктивно, так как, если она не пересмотрена таким образом, она приводит к самообвинениям или нарастанию чувства вины, стыда или потере самоуважения. Должно быть отчетливо видно, что все дефекты присущи внутренней структуре самого эго - наивного и не умеющего отличить внешность от сущности. Оно не обладает способностью разделять истинное и ложное - ни в отношении мира, ни в отношении личного «Я».

Лучше всего говорить с внутренней совестью и убедить ее стать надежным союзником и учителем, а не мучителем. Важно решительно сделать ее целью научение. Человек должен принять решение, что зрелая совесть - это полезный инструмент и проводник, быть в согласии с которым человек решил по собственной воле. Волевым усилием затем совести можно запретить становиться потакающим своим желаниям, наполняющим чувством вины, парадоксально эгоистическим агрессором.

Важно осознавать, что одеваться в рубище и посыпать себя пеплом очень мелодраматично, но все это не несет пользы миру и не способствует духовной целостности и, на самом деле, является ловким потворством своим прихотям. Чувство вины может смениться сдержанным сожалением о природной человеческой ограниченности, в сравнении с которой совершенство является в равной степени нереалистичной идеализацией. Чувство вины облегчается принятием ограниченности, которая, в свою очередь, является позитивным следствием человеческого состояния. Таким образом, чувство вины может быть отброшено как еще одна форма потакания себе.

Честность с собой требует смелости, смирения, терпения и сострадания к незрелым аспектам совести, которые, в конце концов, оказываются заложенными еще в детстве. Следовательно, она обычно либо разрастается, либо от нее отказываются, если она препятствует проявлению импульсивности. Задача состоит в том, чтобы честно признать внутренние дефекты характера, не допуская приступов чувства вины в виде ненависти, гнева или сожаления о себе или других.

Эго/разум представляет собой набор приобретенных видов поведения, и конечной целью является преодоление его программы и функционирование посредством силы Сияния «Я», которое милосердно помещает жизнь в новый контекст. Присутствие «Я» переживается как сострадание ко всему живому во всех проявлениях, включая эволюцию личного «Я». В результате прощение сменяет порицание, и это является признаком того, что теперь, при отсутствии ненужного стресса, можно безопасно погрузиться в серьезное внутреннее исследование.

Описанный выше процесс представляет коллективную мудрость всех успешных 12-шаговых групп самопомощи. Он представляет также исходное допущение, за которым следует углубленный анализ, такой как психоанализ, где основное правило состоит в том, чтобы всегда подходить к исследованию внутрипсихических конфликтов со стороны суперэго. Полезно также помнить, что миру необходима мудрость, а не ненависть, порицания или чувство вины. На пути к внутреннему открытию человек встречается с воспоминаниями и событиями, которые заслуживают сожаления и просто приводят к решению впредь поступать лучше.

Другим очень полезным инструментом в духовной и терапевтической работе является чувство юмора, проявляемое в отношении изнанки мирового театра абсурда. Юмор является следствием способности видеть сквозь иллюзии парадокса.

В то время как великие учителя считали основным человеческим недостатком невежество, еще более полезно видеть человеческое ограничение в наивности. При достаточной подготовке внутренняя работа и честность перед собой могут быть безопасными и не вызывать стыда, отчаяния, безнадежности, самопорицания, депрессии или потери самоуважения. Как заметил пойманный с поличным преступник: «Что ж, мы все несовершенны, не так ли?»

В то время как в мировых религиях существуют формальные периоды покаяния и размышления, их часто разделяют и рассматривают также как нечто неприятное. Зрелая духовная работа приводит в результате к росту и обучению, а затем - к радости и счастью. Покаяние носит эпизодический характер; духовный рост - постоянен.


ТЕОЛОГИЯ И ЧУВСТВО ВИНЫ

Человечество представляет собой прогрессивно эволюционирующий вид, предки которого были весьма примитивными и ничего не знали о реальности. Теологические верования древних цивилизаций были рождены из мифов дремучего воображения, которое имело склонность к негативности, соответствовавшей низким уровням сознания. Иносказание об Адаме и Еве имеет уровень 70, а уровень истины идеи, что человек был «рожден в грехе», составляет всего 30. Божественное воспринималось как нечто подавляющее и пугающее.

Альтернативное представление, которое опирается на исследования сознания, гласит, что люди появились невинными, но невежественными, и имеет уровень 200. Существует также мнение, выраженное Сократом, что все люди внутренне невинны потому, что они могут сделать выбор лишь в пользу того, что воспринимают как добро, но они неспособны отличить истинное добро от ложных иллюзий мира (утверждение Сократа находится на уровне 700). Исследования, а также клинический и духовный опыт подтверждают мнение Сократа.

Так как человек не обладает способностью отличить истинное от ложного, была введена система добра и зла, которая была практической и имела социальную ценность для детей и большой части населения, уровень сознания которой был ниже 200. Так как неразвитые или незрелые не имеют чувства духовных/этических/моральных стандартов, их направляют «правила добра и зла». При уровне сознания ниже 200 забота о других отсутствует, и, следовательно, «нормы добра и зла» компенсируют недостаток осознанности. То, что вводит в искушение незрелого человека, бывает немыслимым для людей более развитых (например, убить кого-то ради денег и т. д.). Преступность напрямую связана с личным уровнем сознания (заключенные в тюрьмах обычно имеют уровень сознания 50). Таким образом, чувство вины выполняет важную функцию там, где это необходимо, в качестве социального противовеса выражению примитивных инстинктов.

Чувство вины играет сходную роль у детей, которые, не имея достаточного чувства реальности, не различают добро и зло (например, «плохо» тискать новорожденного котенка). В этом случае чувство вины имеет положительный аспект уравновешивания примитивных инстинктивных стремлений неразвитого, «нецивилизованного» эго.

Более зрелые люди могут неожиданно пережить прорыв примитивных инстинктов, преодолевающих защиты, в форме импульсивности, о которой впоследствии сожалеют или считают глупой ошибкой и, следовательно, полезным предупреждением, которое повышает осознание и внимательность. Взросление - это процесс длиною в жизнь, и, как гласит пословица: «Время вплетает серебряные нити в волосы». Некоторая степень сожаления о совершенных ошибках прошлого неизбежна и даже необходима для развития сострадания к себе и другим. Прощение ошибки человека свидетельствует о милосердной, реалистичной совести.


ДУАЛИЗМ НЕНАВИСТИ И ЧУВСТВА ВИНЫ

Последствия - как для себя, так и для других - чувства вины и ненависти, вне зависимости от того, направлены они внутрь или вовне, заслуживают серьезного внимания. Эти усилия окупятся ощущением счастья. Освобождение от чувства вины и ненависти - благо на всех уровнях жизни, так как эти позиции эго несут вред и для человека, их переживающего, и для других. Стойкость негативности объясняется тем тайным удовольствием, которое эго получает из нее.

Дуализм ненависти и чувства вины

Влечение Неприятие
Судить Оставлять право судить Богу
Наказывать себя или других Прощать себя или других
Отказываться от милосердия Принимать милосердие и сострадание
Оправдывать негативность Отказываться от тайного удовольствия
Проецировать чувства Принимать ответственность
Выбирать впечатление Выбирать суть
Закостенелое,узкое видение Гибкое всестороннее видение
Сожаление, потакание себе Служение другим
Приверженность своей позиции Прошение Бога о чудесах
Оправдывать Смягчаться, делать выбор
Выражать Выходить за пределы
Наслаждаться грубостью Наслаждаться милосердием к себе/другим
Действовать против себя и других Действовать, помогая себе и другим
Выбирать негативное Выбирать позитивное
Быть «правым» Ошибаться
Беспомощность, застревание Гибкость, рост
Поддерживать Выходить за пределы
Застревать в прошлом Жить в настоящем
Злоба, жестокость Мягкость, милосердие
Скупость Щедрость
Проецировать ответственность Выбирать авторство
Мстительность Прощение
Быть маленьким Быть «больше этого»
Накопительство Щедрость

АПАТИЯ (Уровень 50)

ВСТУПЛЕНИЕ

Уровень Апатии характеризуется небрежностью, равнодушием, бедностью и, на самых последних уровнях, отчаянием и безнадежностью. Мир и будущее выглядят тусклыми; основной темой жизни становится печаль. Это состояние беспомощности. Его жертвы не имеют не только ресурсов, но и энергии для того, чтобы воспользоваться тем, что доступно. Если окружающие люди не проявляют к ним заботы, в результате пассивного суицида может наступить смерть. Без воли к жизни погруженный в безнадежность человек равнодушно смотрит и не реагирует на стимулы. Глаза перестают моргать, и энергии не хватает даже на то, чтобы проглотить предложенную еду.

Это уровень бездомных и бродяг. Таковы судьбы и многих пожилых людей, а также тех, кого изолировала хроническая или прогрессирующая болезнь. Апатичные люди зависимы; они «тяжелы» и чувствуют себя бременем для окружающих. Они являются человеческим выражением тамас - одного из трех классических индуистских качеств: тамас (инерция, сопротивление), раджас (высокая энрегия) и саттва (умиротворение), которые существуют в этом мире.

Обществу часто не хватает достаточной мотивации для того, чтобы оказать реальную помощь культурам или отдельным людям на этом уровне, так как оно считает это расточительством ресурсов. Это уровень улиц в Калькутте, где отваживались бродить лишь святые - такие, как мать Тере-


Незамеченная апатия лежит в основе многих социальных, а также личных проблем. Неспособность бюрократических/государственных служб «позаботиться» и принять ответственность может привести к массовым катастрофам. Существует множество примеров неспособности действовать или функционировать, например, таких как неготовность к нападению на Перл Харбор, «слепота» во время Корейской войны, предупреждения перед террористическим актом 11 сентября и другими атаками Аль-Каиды, бездействие после нападения на американский эсминец «Коул», неготовность военных к боевым действиям в Ираке, запоздалая реакция на ураган «Катрина» и многое другое.

Апатия указывает на низкий уровень энергии и интереса. Она может быть присуща культурам и регионам, включая мегаполисы и бедные территории. Равнодушие может незаметно передаваться культурально разными способами. «Что толку?» - заразная позиция.

Леность является одним из семи смертных грехов, потому что представляет собой отказ от Божественного дара жизни и потакание себе в отсутствие любви. В этом состоянии не существует заботы о благополучии других или даже должной заботы о качестве собственной жизни. Такое же отношение часто проецируется на Бога, который считается отвергающим, недоступным и равнодушным. Пустая трата собственной жизни приводит к созданию концепции Бога как далекого, осуждающего и недоступного. Это вызывает безнадежность и пессимизм.

Апатия часто становится основой пассивности и самоосуждения, приводящих к низкой самооценке и отрицательному

образу себя. Чувство никчемности подкрепляет негативные социальные позиции и поведение, что порождает бедность и низкое качество жизни. Безнадежность ведет к дальнейшему спаду, который затем используется в качестве рационализации, призванной «сохранить лицо». Суть в том, что ответственность отвергается и сменяется хронической позицией жертвы, которая стремится избежать встречи с настоящими проблемами путем проецирования предполагаемого источника во внешний мир, который удобно винить как «причину». Двойственное разделение жертва/агрессор подкрепляется также и современными «постмодернистскими», релятивистскими теориями, которые поддерживают иллюзию.

Ошибки родительского воспитания, такие как недостаток любви и обычных мотивирующих поведенческих факторов, оказывают сильное влияние на формирование поведения в раннем возрасте. Все это приводит к неадекватной внутренней системе вознаграждения и низкой самооценке, а разочарование углубляет проблему. Хотя «эго-идеал» может развиваться, героические фигуры могут вызывать восхищение, из-за безнадежности и скептицизма существует внутреннее убеждение в том, что идеализируемое недостижимо. Нормальный человек получает некоторое признание за усилие и попытки, даже если они не оканчиваются успехом. Человек, переживающий безнадежность, не видит смысла в том, чтобы хотя бы попытаться действовать на более высоком уровне.

Энергетическое поле аттрактора апатии притягивает к себе другие выражения энергетического поля такого же низкого уровня (хорошо известный принцип «разбитого окна»). Оно может также стать причиной ипохондрии, хронического нездоровья и зацикленной на себе личности, которая пассивна, нефункциональна и стремится к зависимым отношениям. Пристрастие к наркотикам может также служить способом избегания внутренней бедности. Когда временная, вызванная наркотиками эйфория заканчивается, возвращение в прежнее состояние становится непереносимым, поэтому наркотическая зависимость - это не только зависимость, но и стиль жизни. Самоподдерживающаяся нисходящая спираль может привести к отчаянным попыткам выжить, включая проникнутые жестокостью отношения. Самопорицание проецируется на Бога и общество, на которое, таким образом, возлагается вина за существующее положение дел.

Сущностью расстройства является неспособность или отказ принять личную ответственность, что приводит к чувству вины, стыда и низкому уровню энергии и, в итоге, возможно, к бездомности, бродяжничеству и социальной зависимости. Недоразвитость жизненных навыков ведет к периодическим провалам в глубокую депрессию, которая может стать причиной суицида.


ПРЕОДОЛЕНИЕ АПАТИИ

Моменты или даже целые периоды апатии, когда охватывает уныние, могут случаться в жизни почти любого человека. Весь стиль жизни становится отрицанием ценности жизни и Божественности как ее истока.

Единственным выходом является Воля, только она имеет потенциальную силу компенсировать нехватку интрапсихиче- ской энергии. Волю, духовную по природе и происхождению, не стоит путать с «силой воли» - духовной и психологической. В состоянии апатии личная воля слаба и неэффективна. Из этого состояния можно выйти, только обратившись к Божественной Воле, которая имеет уровень 850 и обладает силой восстановления. В то время как эго/я привычно приписывает себе заслугу выживания, на самом деле она принадлежит присутствию Божественного как «Я». И именно благодаря «Я» эго способно быть самостоятельным. Оно только принимает жизненную энергию, а не является ее источником, как само считает.

Просьба к Божественному может привести к желаемому результату, а может и не привести, потому что для «Я» несчастье или даже физическая смерть может быть единственным способом побороть эго. Для «Я» отказ от личного мира или физического тела может быть необходим как трансформация души. Таким образом, в этом мнимом парадоксе разрушение эго/разума/тела является, на самом деле, жертвой временным - ради вечного (эволюция души) и, следовательно, кармическим приобретением.

В то время как личная воля находится на том же уровне, что и сам человек (крайне низком в состоянии апатии, примерно 30), Воля имеет очень могущественный уровень. Эти условия демонстрируют динамические силы, скрытые за истиной, «несчастье для человека - возможность для Бога».

Пробуждение для Божественного можно наблюдать на примере двенадцатишаговых групп, первые шаги в которых примерно таковы: «Мы приняли свое бессилие в жизни и то, что только Бог может вернуть нам здравомыслие». Признание личного бессилия и отказ от эго означают решение направить свою жизнь к Богу. Вслед за этим происходит бесстрашное моральное исследование и поиск помощи в молитве и установлении закономерностей духовной жизни («Двенадцать шагов и двенадцать традиций», 1996).

Описанный выше процесс оказался эффективным при работе со многими очень сложными и безнадежными человеческими проблемами миллионов людей по всему миру. Происходящие трансформации часто описываются как чудо из-за своего масштаба. Эта простая программа изначально родилась в Оксфорде (Англия) и была привезена в США Роландом, безнадежным пациентом известного шведского психоаналитика Карла Юнга, честность которого помогла Роланду достичь дна, когда он сказал: «Алас, ни я, ни мое искусство не можем помочь тебе, твоя единственная надежда - полностью отдаться духовной программе, так как в истории были случаи, пусть и редкие, когда выздоровление наступало при таких обстоятельствах». В конце концов, выздоровление Роланда положило начало парадигме того, что сегодня стало мировым 12-шаговым движением, а также другими основанными на вере программами, и доказало свою эффективность в 35% случаев закоренелых преступников.

Апатия лежит в основе кажущихся безнадежными состояний, которые человеческая воля и человеческое общество не в силах решить. Выходу из таких состояний способствует участие в духовных группах, так как их общая энергия находится на уровне 540, уровне Безусловной Любви, редком для популяции в целом (0,4%).

Другой не духовной, но сильной программой, посвященной восстановлению и улучшению человеческой жизни путем принятия ответственности, является ОСЭ (Обучающие Семинару Эрхарда), уровень которых составляет 400. Техника заключается в постоянной конфронтации с безответственностью и отказе от всех оправданий, рационализаций и уклонений.

В том, что кажется апатией, присутствует, на самом деле, упорное внутреннее противостояние завуалированно проявляющейся гордыни и эгоизма в виде «я не могу» или «я не хочу». Эго так упорно, что часто необходима масштабная катастрофа, такая как война или землетрясение, для того чтобы заставить его сдаться. Таким образом, через коллективную карму целые группы людей притягивают определенные ситуации, которые могут казаться катастрофическими, но несут незримое кармическое благо.


СЛУЧАЙНОСТИ

Бесконечное поле сознания Вездесуще, Всесильно и включает все Мироздание. Таким образом, ничто не может произойти вне его бескрайней сферы, потому что это Источник Мироздания. В его бесконечном поле существуют нисходящие уровни энергетических полей. По мере того, как они все в большей степени обретают выраженную форму (линейность), их относительная сила снижается до уровня индивидуума. Гигантское поле можно сравнить с колоссальным электростатическим полем, в котором индивидуум подобен заряженной частице, благодаря бесконечной силе поля непроизвольно ориентирующейся в нем в соответствии со своим индивидуальным «зарядом». Заряд кармического духовного тела задается намерением, решением и целенаправленной ориентировкой. Неискушенному восприятию кажется, что не имеющее интеллектуального объяснения является «случайным», особенно тогда, когда событие непредсказуемо. Так как бесконечное поле сознания не ограничено, ничто не может случиться вне его. Все, что происходит внутри, управляется его воздействием, и, следовательно, в Реальности нет ничего «случайного».


АПАТИЯ У ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Периоды апатии происходят, время от времени, в жизни практически каждого человека в качестве временного и преходящего феномена. Для тех, кто ориентирован духовно, проникновение в суть феномена ради понимания его происхождения приводит к положительному результату. Апатия у нормального обычного человека, как правило, касается определенных сфер жизни, в отношении которых проявлялось пренебрежение, самоустранение или же человек отказывался брать на себя за них ответственность. Все это выражается также и в неприязни, и в ощущении привлекательности, которые, как видно после изучения, основаны на иллюзиях. Почти любые сопротивление, отвращение или иллюзия могут исчезнуть благодаря полному и абсолютному отказу от них и готовности оставить иллюзорные цели. Практически это может быть описано как отказ от линейного (эго) ради нелинейного (Божественности).


ДИХОТОМИЯ ПАССИВНОСТИ/АГРЕССИВНОСТИ

Стыд, апатия и чувство вины являются формами агрессии, направленной на себя, выражающейся в ненависти к себе, обвинениях и осуждении. Альтернативные стороны этих механизмов используются в защитных маневрах проецируемых, экстернализированных обвинений и ненависти. Апатия также представляет собой форму сопротивления процессу взросления и является формой отрицания и отказа, то есть скрытого упрямства.

Этими механизмами личная ответственность вновь отвергается, и кажущиеся во всех остальных отношениях нормальными люди могут периодически проявлять крайнюю агрессию к другим. Когда червь ненависти к себе с нападения на «Я» переключается вовне, он выражается в брани, злобе, злорадстве, клевете и даже общественных злодеяниях.

Ненависть к себе, выражающаяся вовне, имеет очень низкий уровень, потому что представляет собой отрицание истины на глубоком уровне и является разрушительной для общества и его стандартов. Эта направленная вовне агрессия находит социальное одобрение и, следовательно, выражается в войнах, действиях преступных банд, терроризме, поджогах, давках, возникновении Ку Клукс Клана и тому подобном. Эти проекции возможны, только если совесть либо отсутствует, как в случае психопата, либо успокоена рационализациями (борцы за освобождение оправдывают месть, «священные» или политические войны и т. д.).

Нахождению оправдания способствует накопление недовольства, искаженная интерпретация общества и «накопление» несправедливостей. Когда этот психологический механизм действует через харизматичного лидера, тысячи или даже миллионы людей периодически умирают. Этот синдром называется «опасным мессианским нарциссизмом» и подробно описан в книге «Истина vs ложь» (см. главу 15). О крайности патологии таких людей свидетельствуют убийства их сограждан, на которых обращается ненависть и которые считаются «псами», пушечным мясом или «заслуживающими смерти». Такие извращенные личности презирают любовь (и, следовательно, женщин), считая ее слабостью и проявлением внутренне страшащей их уязвимости. Когда эти проецируемые механизмы не могут найти внешнего выхода, происходят внутренние конфликты в сознании, и такие мессианские лидеры часто лишают себя жизни.

Эти же механизмы действуют бессознательно, но более ограниченно и скрытно, в стремящихся к известности враждебных личностях, проявляясь в обвинениях и искажении событий.

С психоаналитической точки зрения происходит отрицание сильной негативности путем проецирования ради того, чтобы поддержать иллюзию «хорошего Я», несмотря на прозрачность такой маскировки. Следствием нечестности часто является высокое самомнение и представление о себе как о человеке, превосходящем других. Эго также в бастионах своей защиты использует духовные образы и концепции, которые, таким образом, превращаются в свою полную противоположность, оправдывающую убийства неверующих, язычников, еретиков и т. д., которые «заслуживают» смерти. Проекция презрения к себе за мнимую внутреннюю слабость была драматически осуществлена японскими солдатами в отношении американских заключенных и в Маньчжурии, и Китае, когда они предали смерти всех сдавшихся солдат.

Поля очень низкой энергии могут рационализироваться интеллектом, который затем считает псевдорелигиозные искажения истиной и странным образом приветствует мученичество и самоубийство. Харакири является классическим примером внешнего выражения и преувеличенного представления того, что в случае обычных здоровых людей было бы подавлено как внутренний конфликт.

Внутрипсихическое подавление неприемлемых побуждений и конфликтов истощает психическую энергию, приводя к ее нехватке для обычных адаптивных действий. Это вызывает апатию, выражающуюся в истощении, усталости и неспособности получать удовольствие от жизни (агедония).

Неспособность получать удовольствие от жизни нормальными способами может искусственным образом компенсироваться через различные зависимости. Когда бегство от жизни невозможно, внутренняя депрессия возвращается, что может привести к использованию отчаянных мер избегания. Многие предпочитают смерть встрече с внутренними конфликтами и признанию ответственности либо за сам конфликт, либо за поиск помощи в решении.

Нисходящая спираль часто в итоге приводит к таким социальным кризисам, как арест, развод, потеря работы, банкротство, госпитализация и бездомность. Следовательно, конфронтация является одним из положительных следствий того, что может казаться бедствием, а в действительности является скрытым спасением.

Статистически успешнее всего выход из разрушительного образа жизни происходит в условиях духовных групп, так как честность перед собой является сложным, если не невозможным процессом для большинства людей в отсутствие надежной поддержки. Восстановление требует наличия поддержки и опытных советчиков, и пример восстановившихся членов группы обычно воодушевляет, как и приверженность моральной честности и признанию негативных черт характера без ощущения вины. Кроме того, помощь другим благотворна и повышает самооценку.

Хотя исключительно психологические меры могут приносить временное облегчение, эти расстройства обычно имеют хронический характер, и восстановление требует духовных по своей природе программ, так как они работают с самой сутью, а психологические и поведенческие проблемы рассматривают как вторичные. Лежащая в их основе ненависть к себе требует вмешательства сознания очень высокого уровня, такого как уровень Безусловной Любви, составляющий 540. Психологическим мерам, которые имеют уровень 400, не хватает силы для того, чтобы произошло внутреннее исцеление. Процесс исцеления требует наличия советчика или консультанта, который будет наставлять и станет примером любви и уважения. За десятилетия работы таких групп было показано, что только выздоровевший и укрепившийся член группы обладает необходимым влиянием, которое вызывает уважение и, следовательно, терапевтический перенос или отождествление. Через этот механизм любовь возвращается в приемлемой форме, и ее принятие облегчается реалистичным, духовно искренним смирением.

Духовное смирение не стоит путать с его социальной интерпретацией - «унижением». Парадоксально, но духовная скромность не может быть унижена, и, следовательно, ошиб ки могут быть приняты без потери самоуважения. Принятие своих собственных недостатков позволяет уважать без осуж­дения других и сострадать всему человечеству.


АПАТИЯ И МОТИВАЦИЯ

Человеческое поведение может направляться инстинктами или же притяжением или мотивацией позитивных, идеализированных целей. «Эго-идеал» Фрейда представляет собой интернализацию качеств, достижений, героических персонажей, вызывающих восхищение и предоставляющих возможность для роста и развития. Вызывающие восхищение фигуры выбираются в соответствии с индивидуальным уровнем сознания, поэтому для каждого уровня существуют свои соответствующие лидеры. Отсутствие такой интернализированной фигуры может объясняться недостатком или отсутствием родительской заботы или низкой самооценкой, или недостаточным чувством собственного достоинства, что приводит к ожиданию провала, пессимизму и «синдрому отсутствия мотивации».

Построение уверенности в себе обычно лучше всего проводить поступательно, при поддержке и воодушевлении со стороны. Негативный образ себя мог сложиться под влиянием провалов прошлого или неодобрения сверстников или родителей, приводящего к ощущению того, что «я не могу» или «я не достоин этого». Старая поговорка: «Если успех не пришел сразу, пытайся снова и снова» не находит отклика потому, что апатия обычно защищена множеством рационализированных оправданий, помогающих избежать стыда. В некоторых своих проявлениях апатия может следовать за клинической депрессией, вызванной нарушением химии мозга и требующей применения антидепрессантов для коррекции дисбаланса в качестве, по крайней мере, временной меры для реорганизации психики.

Классическими противовесами апатии и негативного образа себя являются «вера, надежда и любовь». В обществе отчетливо видна польза помощи другим, осуществляемая в результате сознательного выбора, вдохновения или даже принуждения. Часто для того, кто упал очень низко, даже простая помощь животным может стать хорошим началом, о чем свидетельствуют программы дрессировки собак-поводырей, которые весьма успешно проводятся в среде заключенных- рецидивистов, и кто-то из них даже решает задержаться после освобождения, чтобы завершить работу со своими собаками. Апатичные пожилые люди оживляются при появлении собак в доме престарелых. Современные исследования показывают, что простое наличие в доме животного снижает уровень депрессии и напряжения и оказывает положительное воздействие на здоровье в целом. Следовательно, забота о другом живом существе приносит терапевтический эффект, что подтверждают случаи безнадежных алкоголиков, которые начинают помогать новичкам и подавленным спортсменам оставить позади пораженческие настроения, искренне подбадривая других членов команды.

В духовной работе участие в группе возвращает мотивацию как следствие внутренней духовной энергии группы. Таким образом, помогающие организации служат великой цели, как и наставники, инструкторы, мотивирующие ораторы, гуманитарные организации, духовенство и учителя. У среднего человека обычно имеются ограниченные зоны апатии, по крайней мере, на протяжении ограниченного периода времени, это зоны пренебрежения, возникающего из-за экономии времени, энергии или интереса.

Достаточно распространена также духовная апатия, являющаяся следствием избегания и нежелания встречи с внутренними конфликтами, что становится препятствием на пути прогресса и роста. Такие замедления можно преодолеть при помощи молитвы и вдохновения, присущего активным духовным группам. Мотивация практически в любом человеческом действии усиливается при наличии наставника, доверенного человека или друга. Апатия часто является результатом изоляции и излечивается вовлечением в позитивные отношения, являющиеся источником заботы. Апатия свидетельствует об отсутствии любви, которая и есть самое действенное противоядие. Это состояние может быть ситуативным или же являться следствием отвержения любви из-за эгоизма или низкой самооценки, возникающей из-за нехватки любви и заботы в детстве.

Выбор любви к Богу приводит в действие любовь Бога с помощью молитвы и служения. Следовательно, уныние может быть тем, что откроет путь к духовному интересу и развитию. Многие пришли к Богу только в тисках отчаяния и безнадежности. Эго настолько сильно, что иногда, лишь оказавшись «на дне», человек решает отказаться от господства эго. Если это происходит, дух внутри обновляется, и апатию сменяет надежда. «Непрестанная молитва» может быть единственным доступным способом выхода из тяжелых или длительных периодов кармического долга. Иногда его называют «проверкой веры», которую можно выдержать, помня о том, что «и это пройдет» и «те, что стоят и ждут, тоже служат».

Метки: Управление эмоциями

Сегодняшняя статья посвящена управлению своими эмоциями. Хочу признаться, что писать на эту тему мне совсем не легко: она очень объемна и многослойна. В ней нет линейных решений и простых рецептов. Нет простого алгоритма, следуя которому каждый человек может научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Слишком все индивидуально, слишком много нюансов.

Именно поэтому я подхожу к этой теме с разных сторон, и в моем блоге уже довольно много статей, посвященных этому вопросу. Сегодня я делаю новый подход к этой теме и хочу показать еще один ее пласт. Этот пласт - осознанность.

Перед тем как перейти к теме осознанности, я хочу предложить следующую метафору. Всем водителям знакомо такое понятие как слепая зона. Это зона, которой не видно по зеркалам заднего вида. Может случиться так, что водитель не заметит другой машины на дороге потому, что она попала в слепую зону. Естественно, что такая ситуация аварийно-опасна.

Подобные слепые зоны встречаются не только на дороге. Каждый раз, когда я провожу с человеком психологическую консультацию, я задаю себе вопрос: где у него слепая зона? Что присутствует в его душе, эмоциях, убеждениях, внутреннем мире такого, чего он не видит и не замечает? Как правило, такие слепые зоны (по-другому их можно назвать зонами неосознанности) являются причиной сложностей психологического характера. В том числе, наличие слепых зон приводит к неспособности управлять собственными эмоциями.

Таким образом, если у Вас есть эмоции, являющиеся источником внутренней дисгармонии, очень важно разобраться, какие слепые зоны (зоны неосознанности) за этими эмоциями скрываются.

Итак, будем разбираться, как увидеть свои зоны неосознанности, скрывающиеся за эмоциями. Сегодня я предложу теоретическую информацию для размышлений, а на следующей неделе напишу статью, где будет подробно описано практическое упражнение.

Какие зоны неосознанности бывают?

Их разновидностей настолько много, что вряд ли можно перечислить все возможные варианты. Я расскажу о часто встречающихся видах неосознанности, которые приводят к неспособности управлять своими эмоциями.

1 Тотальная неосознанность своих эмоций
К сожалению, такое встречается совсем не редко. Многие люди практически полностью игнорируют свои эмоции. Если их попросить описать собственное эмоциональное состояние в тот или иной момент времени, они испытают большие сложности. В одной из прошлых статей мы уже обсуждали, что эмоции - это ценный источник информации, игнорирование которого неминуемо приводит к проблемам. Поэтому тотальная неосознанность эмоций - это серьезный фактор риска.

Если Вы чувствуете, что тотальная неосознанность эмоций - это история про Вас, обязательно прочитайте статью .

2 Неосознанность какой-то конкретной эмоции
Случается такое, что по каким-либо причинам в зону неосознанности попадает какая-то одна эмоция. К примеру, если у человека стоит внутренний запрет на проявление агрессии, то он может не осознавать собственной злости. Ему искренне может казаться, что он практически никогда не раздражается и не злится, в то время как внутри на самом деле присутствует очень много невыраженной агрессии.

Если переживание каких-то эмоций человека пугает или кажется ему мучительным, он может начать избегать встречи с ними и, как следствие, перестать их осознавать. Некоторые боятся своей боли настолько, что перестают ее осознавать.

Итак, мы видим, что причин, по которым какая-то эмоция оказывается неосознанной, может быть масса. Эмоции, скрывающиеся в зоне неосознанности, никуда не деваются. Они продолжают жить своей собственной жизнью, порой доставляя серьезный дискомфорт их обладателю.

3 Скрытый слой эмоций
Нередко человеку кажется, что он прекрасно понимает свои эмоции в той или иной ситуации, а на самом деле, он видит только верхний слой эмоций, под которым скрывается еще один слой эмоций, которые остаются неосознанными. О причинах такой неосознанности мы поговорили в предыдущем пункте.
Например, часто за агрессией скрывается неосознанный страх. И, наоборот. За страхом может скрываться неосознанная агрессия. 4 Неосознанность причин своих эмоций
Человек может хорошо осознавать, какие эмоции он испытывает, и при этом не понимать причин их возникновения. Не понимая механизмов возникновения, причин какого-либо явления, у нас нет возможности на него воздействовать. Лучше понять причины своих эмоций поможет статья . 5 Неосознанность действий, к которым подталкивают эмоции
Внутри любой эмоции скрывается импульс к действию. Это очень важно. Эмоция - это подсказка, как нам стоит действовать в той или иной ситуации. Далеко не всегда такие подсказки нужно сразу же брать на вооружение и воплощать в жизнь. Но осознавать их нужно обязательно. Сделать это поможет статья . 6 Неосознанность мыслей, которые стоят за эмоциями
Порой образ наших мыслей очень сильно влияет на наши эмоции. Например, если кто-то думает о себе, что он - никчемный человек, это будет вновь и вновь рождать у него внутри чувства вины и стыда. Если кто-то убежден, что окружающие люди обязаны выполнять все его просьбы, он будет чувствовать раздражение или обиду каждый раз, когда его просьбы не выполняются.

Нередко люди хорошо осознают свое эмоциональное состояние, но плохо понимают, какие неконструктивные мысли являются причиной эмоций. Либо они могут даже осознавать свои мысли, но не видеть, что они неконструктивны.

Когда мы чего-то не осознаем, мы не в силах что-либо поменять. Осознание - это первый шаг на пути к изменениям.
О том, как влиять на образ своих мыслей, читайте .

7 Застревание в какой-либо эмоции, неспособность увидеть более широкий контекст
Погружаясь в какую-то одну сильную эмоцию, человек нередко начинает видеть только ее.
Например, часто человек, находящийся в плохом настроении, все видит в негативных тонах и перестает замечать хорошее.

Застревание на эмоциях часто свидетельствует о наличии психологической травмы.
К примеру, в детстве ребенка воспитывали очень строго. Родительская агрессия вызывала у него страх, панику, ощущение беспомощности и бессилия. Ребенок вырос, и уже взрослый человек продолжает испытывать страх, бессилие и беспомощность каждый раз, когда он сталкивается с агрессией других людей. Он застревает в этих эмоциях, переставая в такие моменты осознавать, что уже давно вырос, обладает силой и ресурсами взрослого человека, способен себя защитить и дать отпор. Это происходит автоматически и, к сожалению, волевому контролю не подчиняется.

Что делать с зонами неосознанности?

Очевидно, что зоны неосознанности нужно осознавать.
В советской психологии был гениальный ученый Лев Семенович Выготский. Ему принадлежит простая и очень глубокая фраза: «Осознание и овладение идут рука об руку». Если мы применим эту фразу к теме управления эмоциями, то мы поймем, что для овладения эмоциональным состоянием необходимо развивать осознанность. Необходимо осознавать все нюансы возникающих эмоций: что это за эмоции, почему они возникают, к каким действиям стимулируют, какие мысли и убеждения скрываются за эмоциями и т.д.
О том, как развивать осознанность, поговорим чуть позже. Перед этим я хочу сделать небольшое предостережение.

Осознанность и самокопание. В чем разница?

Во-первых, мне хочется сказать, что осознанность - это далеко не всегда результат усиленной работы мысли. Нередко случается так, что человек, регулярно занимающийся самокопанием, обладает низким уровнем осознанности. И, наоборот, человек с высоким уровнем осознанности, скорее всего, редко занимается самокопанием.

Конечно же для развития осознанности очень важно проводить самоанализ. Порой такой самоанализ требует внутренних усилий. Те люди, которые впервые начинают заглядывать внутрь себя, и до этого никогда этого не делали, говорят о том, что поначалу им приходится очень тяжело: сложно понять, что происходит внутри, если никогда раньше об этом не задумывался. Но такой анализ не является самокопанием, потому что в данном случае человек осваивает что-то новое и незнакомое.

Что же такое самокопание? Приведу такое сравнение.
Я думаю, что у каждого в жизни хотя бы раз была такая история, когда Вы потеряли какую-то вещь и очень долго искали. Вот Вы ищете, тратите на это кучу сил и времени, нервничаете, перерываете все дальние полки, заглядываете в самые укромные места, а потом неожиданно находите пропажу на самом видном месте.

Самокопание похоже на такую интенсивную и бесполезную поисковую работу. Наше мышление так устроено, что оно использует в своей работе шаблоны и стереотипы. Когда мы размышляем о чем-то, мы как будто бы ходим по привычным протоптанным тропкам, не замечая, что можно свернуть со знакомой дорожки и оказаться в новом неизвестном месте. Самокопание - это интенсивное хождение по привычным тропкам, и пользы оно не принесет.

Осознать - это порой также легко, как вдруг заметить пропажу на самом видном месте или свернуть со знакомой тропинки в неизвестное место. Это просто и сложно одновременно. Сложность заключается в том, что исхоженные тропы полностью поглощают внимание и не дают заметить новых возможностей.

Будьте бдительны! Развивая осознанность, не попадайтесь в ловушку самокопания!

Как выйти за пределы шаблонов, найти новые тропы и заметить то, что, возможно, находится у Вас перед носом?

Самый простой и эффективный способ - это обратиться к психологу. Психологов специально учат тому, чтобы помогать людям осознавать то, что неосознанно.

Существуют также эффективные инструменты, которые каждый может использовать самостоятельно. Одним из таких инструментов является медитация. В следующей статье я расскажу о том, как использовать практику медитации для развития осознанности собственных эмоций.
На сегодня у меня все. Поделитесь возникшими в результате чтения статьи мыслями и идеями в комментариях!

Человек может гармонизировать себя, доведя свои бессознательные эмоции до сознательного состояния. Таким образом, наша задача – выявить её, довести до осознания, найти пути разрешения этой эмоции и удалить.
Конечно, эмоция останется, но она уже не будет для нас разрушительной.

Шаг 1. Найти и обезвредить

Первый шаг на пути спасения – распознать и признать наше бессознательное. Когда мы понимаем, что та или иная эмоция овладела нами и периодически портит кровь, тем самым выводим ее на сознательный уровень. И враг теряет свою безграничную власть над человеком. Но имейте в виду: за первой эмоцией может проявиться следующая, а потом ещё одна и ещё. Проработать надо все. Только в этом случае можно стать хозяином своих эмоций. И, зная об негативном воздействии именно бессознательных эмоций, научиться ими управлять.

Шаг 2. Устраняем неполадки

Но распознать и признать негативную эмоцию недостаточно. Особенно, если разбушевавшееся бессознательное успело натворить бед. Надо помочь ослабленному организму прийти в норму. Немного теории, чтобы понять, на чем основываются приемы работы с бессознательным.

Эмоциональные расстройства всегда имеют под собой почву изменения химических процессов, то есть сбои в выработке и распаде определенных нейромедиаторов (белков, которые производятся в нервной системе). Это серотонин, известный всем “гормон счастья”, дофамин, дающий чувство возбуждения, ацетилхолин, отвечающий за повседневную активность и другие. Та или иная эмоция, чересчур выраженная, “кричит” о том, что в организме человека имеются биохимические неполадки. Моторчик заржавел и нуждается в хорошей смазке. Цель: восстановить работу “моторчика” – химических процессов. Как? Прежде всего, с помощью “пищевой фармацевтики”.

Шаг 3. Выбор меню доверяем… мозгу

Одно блюдо может изменить биохимический состав мозга - повысить или понизить уровень определённых нейромедиаторов. Когда мы чувствуем себя подавленными и уставшими, то к чему тянемся? Правильно, к шоколадке. А в минуты внутреннего беспокойства и сильного раздражения “охладить” свой организм можно, съев что-нибудь кисленькое: ягоды крыжовника, клюкву, квашеную капусту, всевозможные кисломолочные продукты и т.д. И неспроста! Именно эти продукты в большом количестве содержат вещества, которые требует разбалансированный организм.

Скажем, вы испытываете сильнейшие стыд и унижение. Один из нейромедиаторов, которого в организме крайне не хватает при данной эмоции, – серотонин. Вспоминаем, какие продукты способствуют активной выработке в организме “гормона счастья” – молоко, индюшатина, яйца, лесные орехи, семечки, миндаль, морские водоросли и, разумеется, сыр и шоколад. Если включить эти деликатесы в свой рацион, можно очень помочь себе поправиться. Но дать такие рекомендации для каждой эмоции нельзя: слишком много факторов приводят к эмоциональным дисфункциям, разобраться в которых может только опытный врач. Зато в наших возможностях чутко прислушиваться к своему мудрому организму. Он обязательно подскажет, чего вам стоит есть побольше и в чем необходимо себя ограничить.

Шаг 4. Исключаем “искусственную” еду

“Полезно все, что в рот полезло” – не наш девиз. Сейчас прилавки заполонены различными продуктами быстрого приготовления. Поставил в СВЧ – раз и у тебя получается торт, рыба или запеченное мясо. “Эти продукты содержат большое число так называемых ксенобиотиков – искусственно созданных биологических гормонов. Они крайне негативно воздействуют на психику человека”, – рассказывает Татьяна Чернышева. Ксенобиотиками могут кормить курей, других животных, мясо которых потом ест человек. Очень многие полуфабрикаты, различные подсластители, вкусовые добавки содержат эти химические гормоноподобные вещества. Пища, напичканная ксенобиотиками, – лакомство для бессознательного, а для здоровья – самый настоящий бич. Не злоупотребляйте!

Шаг 5. Ограничиваем “гормоны счастья”

С кофе, колой, шоколадом, мороженым, сыром и бананами следует быть начеку. Если человек съедает чрезмерное количество этих продуктов, у него может возникнуть даже состояние невменяемости”, – предупреждает Татьяна Чернышева. – Он будет неадекватно вести себя, дурить и не сможет сам объяснить, почему поступил таким образом. То есть не только наркотики, алкогольные напитки могут вызвать неконтролируемые действия, но и увеличенное потребление в организм веществ, вызывающих перевозбуждение нервной системы”. Поэтому помним: от пользы до вреда – один шаг. Шоколад, бананы, сыр в последнее время все чаще позиционируются как чуть ли не панацея от всяческих эмоциональных расстройств, особенно от депрессии. Не увлекайтесь!

Шаг 6. Придерживаемся рационального питания

Если хотите повысить свой психоэмоциональный статус – придерживайтесь рационального питания. Это не какая-то специальная диета. А питание, которое подходит для нас как индивидуумов на данный момент нашего развития, в зависимости от уровня нагрузки и, конечно, учитывая наш метаболический конституциональный тип”. У людей от рождения разные конституциональные типы обмена веществ. В Аюрведе, древнеиндийской оздоровительной системе, – это три доши (вата, капха, питта), в китайской традиционной медицине – влажные и сухие типы. Еще одна классификация антропометрическая. Все люди делятся на: нормостеников (рёберный угол равен 90 градусов): гиперстеников(реберный угол больше 90 градусов), у таких людей кишечник относительно длиннее и обмен веществ медленнее; гипостеники (реберный угол меньше 90 градусов),кишечник относительно короче чем у нормостеников,обмен веществ более ускорен. Поэтому и нельзя дать универсальный совет, какую пищу лучше есть. То, что одному лекарство, для другого может оказаться вредным.

Шаг 7. Вдыхаем нужный сигнал

Еще один друг сильного тела и бодрого духа – ароматерапия. Доказано, что ароматы растений стимулируют или подавляют выделение различных нейромедиаторов. Сигнал запаха идет в лимбическую систему мозга, которая созидает эмоции. Итак, подбираем необходимые масла, чтобы привести организм в равновесие. Ваши постоянные спутники – злость и страх? Подойдет эфирное масло «роза натуральная». Не дает покоя чрезмерная гордость и презрение? Пополните домашнюю аптечку маслами сандалового дерева, розы, мяты, корицы и жасмина. В аннотации к аромамаслам всегда можно прочитать об оказываемом ими эффекте. Но все же прежде чем сделать покупку, хорошенько к ней присмотритесь, точнее принюхайтесь. Если аромат нравится, скорей всего, ваш организм нуждается именно в тех компонентах, которые содержатся в данном масле. Запах не приятен, несмотря на многообещающие характеристики? Такое масло может и навредить – лучше продолжить поиск! А теперь вдыхаем! На подушку перед сном пару капелек. С утречка зажжем аромалампу с живительным ароматом и помедитируем.

Шаг 8. Медитируем и смеемся

Медитация - это необыкновенно действенный способ обрести гармонию внутри себя и с внешним миром. Книг, обучающих различным медитациям, бесчисленное множество. Но одну хотим выделить особо – «Книга медитаций» Хосе Л.–Фуэнтеса. Она представляет собой мини-энциклопедию – все о медитации. Тоненькая книжечка, но информация в ней – на вес золота. Это десятки целительных медитаций, лечение смехом, цветотерапия и другие помощники в оздоровлении. «Человеческое существо соскальзывает в болезнь тогда, когда теряет контроль над своим бессознательным», – пишет Хосе Л.-Фуэнтес. Автор объясняет, что бессознательное разговаривает с нами на языке болезней. Различные недуги - это подавленные нами чувства вины, страха, гнева и т.д. Автор предлагает медитации к болезням горла, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, астме, онкологическим заболеваниям и другим, в основе которых лежат эмоциональные нарушения. Медитация – очень эффективный способ работы со своими эмоциями.

Шаг 9. Находим свою тональность

Музыкотерапия – естественный метод оздоровления, доступный всем. Хорошая музыка – настоящий бальзам для души и, разумеется, эмоций. Благо, музыкальных произведений, избирательно действующих на психику, сейчас на любой вкус и слух. Неплохой вариант – слушать звуки природы: шум прибоя, дождя, пение птиц и шелест листвы. Благодаря такой природной музыкотерапии можно легко привести в порядок свои эмоции и чувства. Записи флейты, рояля, классические произведения (Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие), древнеиндийская музыка Гандхарва Веда, которая воплощает самую утонченную технику изменения психологии – выбор огромен.

Психоаналитик Станислав Мицкевич также советует учитывать тональность музыкальной композиции. Правильно подобранное произведение может оказать воистину целительное воздействие на организм. Вегетативной нервной системе (которая поддерживает наш иммунитет и которую мы ослабляем своими негативными бессознательными эмоциями) соответствует тональность «СИ». Это – 6-я симфония Чайковского, 2-ой концерт Паганини, «Неоконченная симфония» Шуберта и т.д. Тональности «До» принадлежит психика (2-й концерт Рахманинова, «Большая симфония» Шуберта и 5-я симфония Бетховена). «Ми» – эмоциональная сфера. Это произведения: «Весна» Вивальди и «1-я симфония» Скрябина. Если вы чрезмерно возбуждены, то помогут минорные тональности: они действуют седативно. Но, как и с ароматерапией, доверьтесь своему чутью. Если рекомендуемая музыка режет слух и вызывает раздражение – она не для вас. Удалось найти свою музыкальную «таблетку»? Отлично, но не впадайте в крайности. Нет надобности слушать одну и ту же композицию денно и нощно. Лучше часто, да небольшими порциями питать свой слух музыкальными изысками. Превращать оздоровление в пытку – глупо и бессмысленно.

Шаг 10. Освобождаемся от негатива

Учеными доказано, что всего лишь одна негативная эмоция вызывает более ста (!) биохимических сдвигов в организме. Вы можете не придать особого значения, что где-то там позлились на старушку, которая отдавила вам ногу в автобусе. Или испытали стыд за свое поведение. Но, увы, эти негативные эмоции часто уходят на бессознательный уровень. И в один «прекрасный» день дают о себе знать в виде острой болезни или серьезного психического расстройства. «Ни в коем случае не надо «впускать» в себя отрицательные эмоции и настроения, – советует целитель Геннадий Малахов. – Они подавляют и разрушают жизнедеятельность организма». Контролируя свои эмоции сегодня, мы творим для себя счастливое завтра.

Шаг 11. Обретаем контроль над собой

К тому же существует достаточно много хороших способов научиться этому самому контролю. Для любителей восточной экзотики прекрасно подойдет китайская оздоровительная гимнастика ЦИГУН, которая учит человека владеть собой в любых жизненных ситуациях. «Выдрессировать» свое бессознательное также поможет йога и различные психотренинги. Действенная техника тренировки эмоций дается в книге ученого-исследователя, доктора психологии Мирзакарима Норбекова «Тренировка тела и духа».

И в заключение небольшое напутствие от д-ра Кристофера Смита.
– По своей природе организм всегда может сам себя вылечить за счет действия вегетативной нервной системы, если только будут устранены все токсины, которые создают проблему. Эти токсины могут носить и эмоциональный характер. Поэтому контролируйте свои бессознательные эмоции и будьте здоровы!

К сведению:

Как говорили древние…

В последние годы все больше ученых и светил мировой медицины приходят к выводу, что человек своими эмоциями формирует большинство недугов. Интересно, что никакой сенсации в этом нет. Знание об огромном влиянии эмоций на здоровье своими корнями уходит в древние века. Индийская система оздоровления Аюрведа, которой уже 5000 лет, гласит: сознание оказывает сильнейшее влияние на тело. Освобождение от болезни зависит от того, войдем ли мы в контакт с собственным сознанием, приведем его в равновесие, а затем сообщим это равновесие своему телу. А войти в контакт со своим сознанием – как раз и означает побороть свое бессознательное, подняться над ним.

В основе китайской традиционной медицины также лежит знание о влиянии длительных и сильных эмоций на физическое здоровье. Скажем, селезенка реагирует на повышенную тревожность. Гнев и раздражительность разрушают печень. И до тех пор, пока не разобраться с эмоциональными нарушениями, лечить болезнь бессмысленно.