Сбежал из ссср с круизного лайнера. Вплавь из ссср: самый дерзкий побег, о котором долгое время молчали

Я буду долго гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю…

А. Барыкин поет о мечте многих диссидентов

В любой стране всегда есть недовольные. Если принять этот тезис на веру, то не такими неожиданными кажутся войны в Ливии, Сирии, Тунисе, Египте и сотни переворотов, случившихся за мировую историю. Как бы ни было «хорошо в стране советской жить» из нее отчаянно пытались сбежать. Некоторым действительно удалось навсегда покинуть «империю зла»…

На какие только жертвы и ухищрения не шли граждане СССР чтобы побывать за границей. Некоторые — чтобы существенно раздвинуть представления о мире, другие — чтобы сравнить. А третьи знали точно — «там лучше» и «туда» надо попасть любой ценой. В случае удачных «прорывов» за кордон американская пропаганда использовало это как следствие зверского и человеконенавистнического режима, царившего в Союзе, а советские СМИ упорно молчали о подобных случаях либо объявляли перебежчиков предателями родины или сумасшедшими. Как же убегали из СССР?

Самый быстрый и дорогой побег

В 6-45 утра 6 сентября 1976-го года 29-летний член КПСС, старший лейтенант и старший летчик истребительного авиаполка 11-й Отдельной армии ПВО, базировавшейся в Чугевском районе Приморского края, Виктор Иванович Беленко, управляющий новейшим советским перехватчиком МиГ-25П взлетел с ВВП аэродрома Соколовка в составе звена истребителей.

Неожиданно для всех, Беленко резко сменил курс и пошел на набор высоты, а затем мгновенно опустился почти до нулевой отметки и полетел над океаном. Менее чем через два с половиной часа по японскому радио передали, что на острове Хоккайдо приземлился летчик из СССР. Посадка была неудачной, длины взлетно-посадочной полосы не хватило и сверхсовременный истребитель, выпущенный всего полгода назад, пропахал 250 метров аэродромной травы. Топлива в баках самолета Беленко оставалось на 30 секунд полета. Буквально в течение 48 часов лейтенант попросил политического убежища в США и 9 сентября оказался в вожделенной стране.

Побег В.И. Беленко стоил СССР 2 млрд советских рублей (т.е. почти столько же в долларах). Самолет был полностью разобран и изучен американскими и японскими военспецами, которые испытали двоякие чувства — наряду с потрясающей авионикой и техническими характеристиками, в истребителе использовалась допотопная электроника и приборы. Самолет вернули в СССР только спустя два месяца. По частям. Попутно пришлось полностью переделать систему опознавания «свой-чужой» в самолетах и у наземных операторов ПО ВСЕЙ СТРАНЕ.

Жизнь в США: по прибытии в Америку больше всего Беленко поразил… супермаркет. Видимо, вдохновившись увиденным, лейтенант несколько лет преподавал в военной академии технику воздушного боя. Заново женился, издал книгу, заработал. Занялся торговлей, побывал в 68 странах мира. Живет и ни о чем не жалеет.

И в нынешней России, и за ее пределами Беленко считали и считают предателем и никаких оправданий тут быть не может. Он вполне мог направить истребитель в скалу и выпрыгнуть с парашютом над японской территорией, но не сделал этого. Заочно приговорен к расстрелу.

Самый элегантный побег

Лилиана Гасинская всегда любила яркие цвета. Наверное потому, что жила на море — да Одесса и сама по себе довольно колоритный город. Также Лили очень любила плавать и свободно держалась на воде. А еще она с 14 лет планировала побег из СССР. Но куда податься маленькой девочке за исполнением своей мечты в пограничной зоне, коей являлось все Черное море? Только стюардессой на круизный теплоход «Леонид Собинов».

Поздним вечером в воскресенье 14 января 1979-го года круизный теплоход причалил в порту Сиднея, Австралия. 18-летняя Гасинская мысленно попрощалась с родными и друзьями, надела ярко-красное бикини, сделала несколько резких вдохов-выдохов, задержала дыхание и изящной огненной ласточкой легко выскользнула из иллюминатора «Леонида Собинова», прыгнув в черную пасть Сиднейской бухты.

Корабельные охранники водили по воде прожекторами, в рамках обычного для СССР «контроля». Однако маленькой беглянке удалось сбежать. Через 40 минут она с трудом выйдет на берег, держась за вывихнутую лодыжку и изнывая от царапин и синяков, полученных в попытках выбраться на обросший ракушками каменистый берег. Одинокий прохожий, выгуливавший не желавшего спать пса с удивлением разглядел в темноте девушку модельной внешности в алом купальнике, которая на ломаном английском сообщила ему, что сбежала из России и просит убежища.

МИД Австралии не желал обострения отношений с СССР и долго колебался. Молодая девушка не была спортсменкой, писателем или политзаключенным. Ей предоставили статус беженца, обычного беженца, не политического. Временный, разумеется, который станет постоянным. Это вызвало протесты оппозиции, поскольку в то же время австралийские власти легко отказывали в убежище гражданам азиатских стран, которые действительно в нем нуждались.

Жизнь в Австралии : Гасинская стала настоящей звездой. Рекламировала и свой красный купальник, и снималась для глянца вроде Penthouse. Вышла замуж за фотографа газеты Daily Mirror (мужчина бросил ради «девушки в красном бикини» жену и троих детей). Снималась в сериалах, стала ди-джеем. Впоследствии вышла замуж за бизнесмена, но рассталась с ним в 1990-ом году. С тех пор со страниц австралийских изданий «русская беглянка» пропала.

Можно ли считать справедливым утверждение одного из австралийских журналистов в адрес Гасинской, что «ей просто стало скучно ходить в СССР по магазинам»? Не знаю. Но, Лилиана, видимо, осталась счастлива, а это немаловажно.

Самый спокойный побег

26-летний парень, которому рукоплескали залы в Риге, Ленинграде и других городах СССР, имел в Союзе, казалось, почти все: славу, известность, деньги и поклонниц. Он занимался балетом, снимался в кино. Молодого человека звали Михаил Николаевич Барышников и однажды во время гастролей Большого театра, в котором он танцевал, он решил остаться в Канаде. Во время раздачи автографов Барышников сел к канадским друзьям в машину и уехал. Это произошло в 1974-ом году.

Жизнь в США: у Михаила все сложилось шикарно. 4 года после «невозвращения» он танцевал в Американском театре балета. С 1980 по 1989-й гг. был его директором, балетмейстером и ведущим танцовщиком. Затем возглавлял еще одну труппу и попутно оказал колоссальное влияние на американский и мировой балет. Основал собственный центр искусств, номинировался на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Много снимался в кино, сериалах, выступал по телевидению. Два раза был женат и имеет четырех детей.

В Америке Барышникова называют единственным выходцем из России со стопроцентной узнаваемостью.

Самый кровавый, многочисленный и неудачный побег по совокупности факторов

В 14 часов 53 минуты 8 марта 1988 двое молодых людей, сидевшие в хвостовой части самолета Ту-154, выполнявшего рейс Иркутск — Курган — Ленинград, порывисто встали со своих мест и извлекли из перевозимого контрабаса два обреза. Угрожая ими пассажирам, они приказали всем оставаться на своих местах. В 15 часов 01 минуту они передали бортпроводнице записку с требованием приземлиться в Лондоне или другом британском городе. В противном случае они угрожали взорвать самолет.

Молодые люди были старшими братьями из семьи Овечкиных, более известной в СССР как джазовый ансамбль «Семь Симеонов». На борту самолета находилась почти вся семья Овечкиных — мать Нинель Сергеевна и 10 ее детей (самой старшей было 28 лет, а самому младшему — 9 лет). Все они намеревались попасть за границу. В 15 часов 15 минут с самолета пришло сообщение о том, что топлива осталось на полтора часа полета.

Требование о перелете было получено экипажем. Они решили лететь за рубеж, чтобы не подвергать жизнь пассажиров опасности. Но топлива не хватало даже до Швеции или Финляндии. Захваченный самолет по графику зашел на посадку в Кургане на дозаправку. Топлива залили ровно столько, чтобы хватило до Ленинграда, максимум — до эстонских аэродромов. Террористы не учли, что экипаж внутренних советских рейсов не имеет навыков общения, карт, маневрирования и эшелонирования в условиях чужого воздушного пространства. Да что там — английский язык знал только штурман! Такие «неопознанные» самолеты обычно сбивали…

Летчики пошли на хитрость. Угонщикам сообщили правду о том, что топлива до Англии не хватает и нужна дозаправка в Финляндии. «Семь Симеонов» благосклонно разрешили выбрать нужный аэродром. В 16 часов 05 минут лайнер зашел на посадку на военном аэродроме Вещево, по громкой связи же объявили об успешном приземлении на местном аэродроме финского города Котка. Однако братья внимательно следили за перемещениями в районе аэропорта. Они заметили бегущих советских солдат, которых в Финляндии быть не могло.

Братья взбунтовались, начали ломать дверь в кабину пилотов и требовали немедленно взлетать. Угрожали убить пассажиров и в подтверждение своих слов в нервной перепалке застрелили бортпроводницу. На переговоры «Симеоны» не шли в принципе и самолет пришлось заправить.

В 19 часов 10 минут началась атака на захваченный самолет. Действовала не «Альфа» или другое подразделение, а обычный спецназ ППС милиции ГУВД Леноблисполкома. Террористы открыли огонь из двух обрезов. Видя, что патроны заканчиваются, братья активировали самодельное устройство, которое было спрятано в том же контрабасе. Они надеялись, что от взрыва погибнут сами, но самолет стоял на земле, ему всего-навсего пробило фюзеляж и осколки ушли вверх. Пассажиры запаниковали, ринулись к образовавшемуся отверстию, открыли аварийные выходы и стали прыгать прямо на ВВП. По требованию Нинель Овечкиной старший Овечкин застрелил мать, затем застрелился сам. Его примеру последовали Василий (26 лет), Олег (21 год), Дмитрий (24 года) и Александр (19 лет). Из-за пожара самолет полностью сгорел.

В результате неудавшегося угона и теракта погибли 9 человек (из них 5 террористов), 19 были ранены (из них 2 террористов). Ансамбль, который был победителем в многочисленных общесоюзных конкурса, навсегда стал синонимом самой кровавой и неудачной попытки побега из СССР.

Самый невероятный побег

Стас Курилов родился в городе Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) в 1936-ом году. Детство провел в Семипалатинске, где научился плавать и на всю жизнь полюбил море. Мальчик мечтал о далеких путешествиях, невероятных приключениях и глубоководных исследованиях. В 10 лет переплыл реку Иртыш и пытался убежать юнгой на Балтийский флот. Не повезло — не прошел комиссию по зрению. Однако тяга к морю была сильнее.

Станислав оканчивает штурманское училище и поступает в Ленинградский метеорологический институт на специальность «Океанография». Был консультантом и инструктором по глубоководному погружению. Увлекся йогой и еще больше захотел посмотреть на океан и дальние страны. Увы, в зарубежной командировке ему постоянно отказывали (сестра вышла замуж за индийца и эмигрировала в Канаду).

Станислав долго размышлял о побеге. После анализа обстановки, он пришел к выводу — бежать можно. Из Владивостока регулярно курсировали круизные лайнеры по программе «Из зимы в лето». Они доплывали до экватора и разворачивались обратно. Нет захода в порты — не нужна и выездная советская виза. А значит поехать мог любой. На один из таких кораблей — флагман «Советский Союз» — Курилов и купил билет.

Дальше начинается фантастика. 13 декабря 1974-го года 38-летний мужчина прыгнул с кормы судна (высота пятиэтажного дома) в воду. Его накрыла темнота, бортовые огни теплохода быстро удалялись. Штурман легко ориентировался по звездам, даже впервые вживую увидев Южный крест. Ему казалось, что до ближайшего острова каких-то 50 км. Но неумолимое течение относило беглеца дальше. Земля не показалась ни на утро, ни днем. Из снаряжения у Курилова были только ласты и маска с трубкой. Двое суток без еды, питья и сна его несло течением к вожделенным филиппинским берегам. Его не съели акулы, не ужалили медузы, не свело судорогой ноги и руки, не накрыл зимний шторм.

Почти через 48 часов, проплыв 100 км, он добрался до филлипинского острова Сиаргао.

Жизнь на Филиппинах, в Канаде и Израиле: филиппинцы с осторожностью приняли «белого человека из воды». Он работал там чернорабочим, а потом им заинтересовались канадцы. Там он начал с сотрудника пиццерии, а после перешел на службу в фирму, занимавшуюся океанографическими исследованиями. Наконец-то мечта сбылась — Курилов повидал мир и занялся любимым делом. В 1986-ом году он женился на Е. Генделевой и поселился в Израиле. Затем стал сотрудником Океанографического института Хайфы. Издал книгу о своем побеге.

29 января 1998-го года Курилов погиб во время водолазных работ, освобождая от рыболовных сетей дорогостоящую аппаратуру. Он запутался в сетях, выработал весь воздух и так и не смог выплыть. Таким необычным образом в его таинственной истории была поставлена точка.

Людям, которые не жили в СССР, трудно делать выводы о жизни там. Особенно сейчас, когда и границы открыты, и таких сложностей для организации «невозвращения» нет. Пожалуй, истории наших героев можно рассмотреть только с позиций следования своей мечте и ее достижения, мотиваторов. Судить их или восхищаться их поступками я не берусь.

Идеальные побеги случаются только в кино. В реальной жизни беглецов чаще всего ловят и возвращают обратно в тюрьму. И добавляют от 3 до 8 лет к основному сроку. «Подрывающиеся» на волю прекрасно осознают, что рано или поздно будут пойманы. Но всепоглощающая мечта заключенного о глотке свободы опьяняет и толкает на побег.

Впрочем, бежавшие из мест лишения свободы СССР все же имели шанс «оторваться» – хотя и небольшой, но он был.

«Отрыв» троицы Солоневичей

Иван Солоневич, которого до сих пор считают предателем Родины (в частности, за сотрудничество с фашистами во время Великой Отечественной войны), неоднократно предпринимал попытки бежать из довоенного СССР. Каждый раз они по разным причинам срывались. Третья закончилась арестом Ивана Солоневича, его сыновей Юрия и Бориса и других заговорщиков. Их осудили к разным срокам лишения свободы и отправили в лагерь.

В 1934 году все трое сумели сбежать и перейти на территорию Финляндии – Солоневичам удалось усыпить бдительность лагерной администрации своей активной общественной деятельностью. Побег оказался удачным – никого из троих в СССР не выдали.

Одиссея Равича

Поляк Славомир Равич был военнослужащим польской армии, его арестовали сотрудники советского НКВД, когда Германия и СССР вторглись в Польшу. Офицера обвинили в шпионаже и дали 25 лет сибирских лагерей.

В апреле 1941 года Равич вместе с шестью заключенными бежал из лагеря. К ним присоединилась еще одна беглянка-полька, тоже заключенная. Они пересекли Лену, дошли до Байкала и оказались в Монголии. По пути местные жители помогали беглецам продуктами и одеждой. При переходе пустыни Гоби несчастным приходилось даже есть змей, чтобы выжить. Большинство беглецов погибли в пути, а уцелевшие в октябре того же года дошли до Тибета, а потом и до Гималаев. В марте 1942 года Равич и двое его товарищей оказались в Индии…

Славомир Равич, ставший подданным Великобритании, дожил до 2004 года, у него родились пятеро детей. О своих злоключениях Равич написал книгу «Долгий путь».

Единственный побег с Соловков

Созерко Мальсагов – бывший белый офицер, сдавшийся красным. Его в 1923 году осудили на 3 года лагерей, и Мальсагов попал в печально известный СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. На Соловках убивали и мучили заключенных разными, изощренными способами. Все побеги оттуда были неудачными. Но Мальсагову и его четверым товарищам все же удалось сбежать в Финляндию. Мальсагов из своего срока на тот момент отсидел только год.

В один из майских дней 1924 года группу из заговорщиков направили валить лет на материк. На месте по условному сигналу заключенные набросились на конвоиров и отобрали у них оружие. Беглецы шли на север, не раз натыкались на преследовавших их чекистов и уходили, отстреливаясь. Питались тем, что давали карелы или находили сами в заимках, охотились. В конце июня группа в полном составе перешла границу Финляндии.

Впоследствии Созерко Мальсагов, воевавший в Великую Отечественную в Сопротивлении, также написал воспоминания.

Саша Македонский, трижды беглец

Александр Солоник, киллер, прозванный якобы за умение стрелять «с двух рук» Сашей Македонским, был «профессором» по части побегов – только при СССР «отрывался» дважды – в 1987-м и 1990-м годах. Первый раз ему грозил серьезный срок за изнасилование. Раскидав конвоиров, Солоник выпрыгнул из окна здания суда. Спустя полтора месяца его задержали в Тюмени. Во второй раз Македонский сбежал из колонии в Перми через канализационную трубу – автогеном вырезал в ней дыру.

Самый известный свой побег, по мотивам которого потом даже снимали фильм «24 часа» с Максимом Сухановым в главной роли, Солоник совершил уже после развала СССР, в 1995 году – из «Матросской тишины». Киллеру тогда помог один из охранников, сбежавший вместе с Македонским. Оба гуляли на свободе недолго – и охранника, и Солоника вскоре убили в Греции члены русской ОПГ.


13 декабря 1974 года был совершен самый дерзкий и знаменитый побег из СССР. Ученый-океанолог Станислав Курилов прыгнул за борт с пассажирского парохода в Тихом океане и, преодолев вплавь расстояние более ста километров, добрался до филиппинского острова.

По профессии - океанограф, по натуре - романтик, по призванию - гражданин Вселенной, Слава Курилов был в Советском Союзе объявлен невыездным, но смириться с этим не пожелал.

Пароход "Советский Союз" совершал круиз по Тихому океану из Владивостока до экватора и назад. В связи с тем, что для советских туристов 20-ти суточный вояж проходил без единого(!) захода в иностранные порты, оформление виз путешественникам не требовалось. Для невыездного Курилова участие в этом круизе было единственным способом вырваться за границы СССР и попытаться осуществить свой план бегства из этой страны. В то, что из Советского Союза можно сбежать, не верил никто, никто кроме Курилова.


Круизный корабль, на который Станислав Курилов приобрёл тур, отплыл из Владивостока 8 декабря 1974 года. Он менее всего был приспособлен для побега. Внизу борта закруглялись. Это были цистерны системы пассивного успокоения качки. Кроме того, в эту систему входили подводные металлические крылья шириной около полутора метров. Так что покинуть корабль, прыгнув с борта в сторону, было невозможно. Прыгать следовало только в одном месте, сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Что Слава Курилов и сделал ночью 13 декабря, когда корабль проплывал приблизительно в 100 километрах к западу от филиппинского острова Сиаргао.


100 километров он проплыл чуть менее чем за три дня. Благодаря чему выжил? Благодаря своему здоровью? Или умению держаться на воде не хуже мифического Ихтиандра? Или сила воли не позволила ему испугаться и сбиться с пути, заблудиться среди волн? Или помогло правильно выбранное снаряжение? Думается, что все вместе взятое. А еще Славе Курилову здорово везло. Древние греки сказали бы, что полюбил его великий Посейдон. И шторм прошел стороной, не накрыв одинокого пловца огромными волнами. И солнце два дня почти не показывалось из-за туч, так что обгорел Слава самую малость. Плывя, он только едва задел скопление медуз, прикосновение к которым вызывало паралич. И акулы, которых в этих краях масса, обминули Славу. 15 декабря 1974 года под ногами Славы Курилова оказалась твердая земля. Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли и беглеца обратно не выдали.


Чуть позже в СССР, где Курилов прожил 38 лет, по поводу его побега заседала комиссия, которая постановила лишить его свободы еще на 10 лет, "за измену Родине". Но Славу Курилова это уже не волновало, он начал жить и осуществлять все то, о чем мечтал долгие годы - изучал океан, совершал путешествия и экспедиции, в том числе на Северный полюс.


Из книги Слава Курилов «Один в океане»:
«…Всего один прыжок отделял меня от этой влекущей красоты и свободы. Но нечего было и думать, чтобы среди бела дня оставить судно на виду у сотен глаз – мгновенно будет спущена шлюпка. Ночь – время беглецов! Ночью совершаются побеги из тюрем..

Сердце человека рождено быть свободным - надо только иметь мужество слышать его голос.

Станислав Курилов погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух. Похоронен в Иерусалиме на малоизвестном кладбище немецкой общины темплеров.

Заинтересуют, надеемся, и тех, кто родится в Стране Советов, и тех, кто гораздо моложе.

13 декабря 1974 года был совершен самый дерзкий и знаменитый побег из СССР. Ученый-океанолог Станислав Курилов прыгнул за борт с пассажирского парохода в Тихом океане и преодолев вплавь расстояние более ста километров, добрался до филиппинского острова Сиаргао. Экипированный только ластами, маской и трубкой, без воды и еды, он провел в океане три ночи и два дня.

Станислав Курилов родился во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1936 году, детство провел в Семипалатинске (Казахстан). Там, среди степей, родилась мечта о море. В десять лет Курилов переплыл Иртыш. После школы пытался устроиться на Балтийский флот юнгой. Хотел стать штурманом, но его подвело зрение. Оставался один выход – учеба в Ленинградском метеорологическом институте. Во время учебы освоил акваланг. Получив специальность «океанография», работал в Институте океанологии Академии Наук СССР в Ленинграде, участвовал в создании подводной исследовательской лаборатории «Черномор», работал инструктором в Институте биологии моря во Владивостоке.

С. Курилов с сестрой

С самого начала отношения с морем у Курилова были мистические. Он считал его живым и как-то по особому «чувствовал» его. Со студенчества Станислав Курилов начал активно заниматься йогой, упражнения по которой можно было тогда найти в самиздатовских перепечатках. Он приучал себя к аскетизму, занимался особой дыхательной практикой. Когда к научным изысканиям советских ученых проявил интерес сам Жак Ив Кусто, Станислав Курилов попытался добиться разрешения поехать в зарубежную командировку, но ему отказали. Формулировка не оставляла сомнений: «невыездной». Дело в том, что у Курилова за границей была сестра (она вышла замуж за индийца и перебралась в Канаду), и советские чиновники обоснованно опасались, что Курилов может не вернуться в страну.

С друзьями в Семипалатинске, 1954 г.

И тогда Курилов решил бежать. В ноябре 1974 года он купил билет на лайнер «Советский Союз». Круиз назывался «Из зимы в лето». В южные моря корабль вышел из Владивостока 8 декабря. Станислав Курилов даже не взял с собой компас. Зато у него были маска, трубка, ласты и перчатки с перепонками. Будущий невозвращенец знал, что ни в один из иностранных портов судно заходить не будет.

Дело в том, что «Советский Союз» был построен еще до Великой Отечественной войны в Германии и первоначально назывался «Адольф Гитлер». Корабль был потоплен, а потом поднят со дна и отремонтирован. Если бы «Советский Союза» зашел в иностранный порт, его ждал бы арест. Лайнер был настоящей тюрьмой для пассажиров. Дело в том, что борта шли вниз не по прямой линии, а «бочонком», то есть прыгнуть за борт и не разбиться было невозможно. Более того, ниже ватерлинии судна шли подводные крылья шириной в полтора метра. И даже иллюминаторы в каютах поворачивались на оси, разделявшей отверстие пополам. Казалось бы, сбежать невозможно. Но Курилов сбежал.

Ему повезло трижды. Во-первых, в рубке капитана Курилов увидел карту пути лайнера с датами и координатами. И понял, что бежать надо тогда, когда судно будет проходить мимо филиппинского острова Сиаргао, и до берега будет 10 морских миль. Во-вторых, на корабле оказалась девушка-астроном, которая показала Курилову созвездия южного полушария, по которым можно было ориентироваться. В-третьих, он прыгнул с корабля с высоты в 14 метров и не убился. Для прыжка Курилов выбрал ночь на 13 декабря. Он прыгал с кормы. Там, в промежутке между подводными крыльями и винтом был единственный промежуток, попав в который можно было уцелеть. Позже он писал о том, что даже если бы все закончилось смертью, он все равно был бы победителем. Погода была штормовой, и побег не заметили.

Оказавшись в воде, Курилов надел ласты, перчатки и маску и поплыл прочь от лайнера. Больше всего он боялся, что лайнер вернется, и его поднимут на борт. На самом деле, утром корабль действительно возвращался, Курилова искали, но не нашли. Он осознавал, что шансы достичь земли — почти нулевые. Главной опасностью было проплыть мимо острова. Его могло отнести в сторону течением, он мог погибнуть от голода, его могли съесть акулы. Курилов провел в океане два дня и три ночи. Он пережил дождь, шторм, длительное обезвоживание. И выжил. Под конец он не чувствовал ног, периодически терял сознание, видел галлюцинации. К вечеру второго дня он заметил перед собой землю, но не смог достичь ее: его сносило сильным течением на юг. К счастью, это же течение вынесло его к рифу на южном берегу острова. С волнами прибоя он в темноте преодолел риф, еще час плыл по лагуне и 15 декабря 1974 года достиг берега острова Сиаргао на Филиппинах.

Остров Сиаргао (Филиппины)

Курилова подобрали местные рыбаки, которые сообщили о нем властям. Станислав был арестован. Почти год он провел в местной тюрьме, но пользовался большой свободой, иногда начальник полиции даже брал его с собой в рейды «по кабакам». Возможно, его посадили бы за незаконное пересечение границы, но его судьбой занялась сестра из Канады. Через год Курилов получил документальное подтверждение, что он беглец, и покинул Филиппины. Когда в Советском Союзе узнали о побеге, Курилова заочно судили и приговорили к десяти годам тюрьмы за измену Родине.

Филиппины, декабрь 1974 год.

О своих приключениях Курилов написал книгу «Один в океане», которая была переведена на множество языков. В тексте есть и упоминания о пьяных соотечественниках и концентрационных лагерях, которые якобы были «где-то там, на севере». Получив канадский паспорт, Курилов отправился в отпуск в Британский Гондурас, где его похитила банда мафиози. Выбираться из плена ему пришлось самому. В Канаде Курилов работал в пиццерии, а затем в фирмах, занимающихся морскими исследованиями. Он искал полезные ископаемые у Гаваев, работал в Арктике, изучал океан на экваторе. В 1986 году он женился и переехал к жене в Израиль. Курилов погиб 29 января 1998 года в библейских местах на озере Кинерет (Галилейское море) в Израиле. Ему было 62 года. За день до смерти он на глубине выпутывал из рыболовной сети друга, а в этот день запутался сам. Когда его освобождали от пут, ему стало плохо, а когда вынесли на берег, он скончался. Похоронен Курилов в Иерусалиме на кладбище темплеров.

Памятник Курилову Станиславу Васильевичу.

На экспедиционном судке. Геленджик, 1969 г.

Подводные исследования Славы Курилова

Курилов с женой.

Во вторник, 13 декабря, исполнилось ровно 42 года со дня самого удивительного побега из СССР.

Ночью 13 декабря 1974 года на туристическом круизном лайнере "Советский Союз", курсирующем из Владивостока до экватора и обратно (без захода в порты) пропал пассажир Станислав Курилов.

Океанограф Курилов неоднократно пытался добиться разрешения поехать в зарубежную командировку, но ему все время отказывали. Невыездным он стал еще и потому, что у него были родственники за границей - родная сестра Станислава вышла замуж за индийца и уехала с супругом сперва в Индию, а затем в Канаду.

Увидев рекламу лайнера, курсировавшего из Владивостока до экватора и назад, Курилов спланировал один из самых нашумевших побегов от коммунистического режима. Поскольку за 20 дней путешествия лайнер не заходил ни в один порт, визы пассажирам не требовались.

"Советский Союз" вышел из Владивостока 8 декабря. В ночь на 13-е, примерно в 100 км от филиппинского острова Сиаргао, Курилов прыгнул в воду. Причем из-за особенностей строения корабля прыгнуть можно было только сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Иначе Курилов напоролся бы либо на подводные крылья, либо на цистерны, предназначенные для успокоения качки.

Курилову удалось не только удачно спрыгнуть, но и проплыть 100 км к филиппинскому острову.

Путь к свободе Курилов преодолел за три дня. Без еды и воды, один в океане. Сам он говорил, что преодолеть такое расстояние ему помогли многолетние занятия йогой. 15 декабря 1974 года под ногами Курилова оказалась земля. Поскольку Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли, то беглеца обратно не выдали. Однако Курилова арестовали за незаконное пересечение границы. Позже его депортивали в Канаду, где Курилов получил новое гражданство. На родине его заочно осудили на 10 лет за "измену родине".

В Канаде Курилов успел побывать разнорабочим, потом работал в канадских и американских фирмах, занимающихся морскими исследованиями. В 1986-м женился и переехал в Израиль, стал сотрудником Хайфского океанографического института.

Спустя годы, уже в 2014-м, появилась книга "Один в океане", в которой Курилов подробно описал самое удивительное и опасное путешествие своей жизни.

С точки зрения здравого смысла мои шансы добраться до берега живым выглядели так: если во время прыжка я не разобьюсь от удара о воду, если меня не сожрут акулы, если я не утону, захлебнувшись или от усталости, если меня не разобьет о рифы, если хватит сил и дыхания выбраться на берег и если к этому времени я все еще буду жив - то только тогда я, может быть, смогу поблагодарить судьбу за небывалое чудо спасения.

Погиб Курилов в своей любимой стихии - воде. В конце января 1998-го во время водолазных работ на израильском озере Кинерет (том самом, где по Библии рыбачили будущие апостолы Андрей и Петр) он освобождал вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух.

История помнит и другие, не менее опасные и удивительные побеги.

6 сентября 1976 года из авиабазы "Чугуевка" неподалеку от Владивостока в рамках учебного полета взлетело звено истребителей-перехватчиков МиГ-25. При идеальных условиях для полета самолет под номером 31 резко набрал высоту и скрылся с радаров. Спустя несколько часов поиска кусков самолета - именно крушение было единственным очевидным вариантом событий - в частях японских ПВО была объявлена тревога.

Спустя час самолет сел в аэропорту гражданской авиации Хакодате. Старший лейтенант ВВС СССР Виктор Беленко прилетел в Японию на последней разработке советских авиаторов. Этот случай мог стать началом открытой войны между СССР и США, поскольку засекреченный МиГ-25 был вещдоком в расследовании дела Виктора Беленко, участие в котором принимали эксперты из США. Вскоре именно Штаты стали для Беленко второй родиной. А самолёт разобрали, тщательно изучили и вернули в СССР 15 ноября 1976 года. Из-за того что истребитель был в разобранном виде, СССР получил компенсацию - 7,7 миллиона рублей (около 11 миллионов долларов).

Увы, но не все случаи экстравагантных побегов завершались "хэппи эндом". Так, 27 октября 1970 года 21-летний студент крымского мединститута Николай Гилев и 20-летний студент керченского филиала севастопольского приборостроительного института Виталий Поздеев купили билеты на рейс "воздушного такси" по направлению "Керчь - Краснодар". Самолет "Морава" L 200 на 4 пассажирских места взлетел в воздух, но вскоре резко изменил направление с востока на юг - студенты уговорили пилота лететь в Стамбул, воздушное пространство с которым не так давно открыли. После удачного приземления студентов ждало разочарование: для США, куда они незамедлительно обратились за политическим убежищем, они не представляли большой интереса. Спустя почти год ожидания положительного вердикта от посольства Штатов к Гилеву и Поздееву приезжает корреспондент ТАСС с письмами от родных. Надавив на больные места морально истощенных студентов, "журналист" уговаривает их вернуться, обещая условный срок и мирное возвращение в ряды студентов. Домой беглецов везли через Грузию, где для них даже накрыли банкет. Однако веселье закончилось наручниками и реальным сроком в 10 и 12 лет.