Открытый урок «Байкал – чудо природы. Открытый урок «Байкал – чудо природы Байкал урок

Озеро Байкал – жемчужина Сибири
Цели и задачи урока:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.


Оборудование:

Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, фотографии озера (можно из Интернета).


Ход урока.

2) Прозрачность воды.

3) Химический состав воды.

4) Реки, впадающие в озеро.

5) Реки, вытекающие из озера.

6) Ледовый режим, температура воды.

7) Движение воды.

8) Наука, изучающая природу озер.
3 карточка – историкам .

1) Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2) Когда впервые на берегах озера появились русские?

3) Что такое «Житие протопопа Аввакума»?

4) Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

5) Кто из ученых занимался изучением Байкала?

6) Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время ?

4 карточка – зоологам и ботаникам .

1) В чем уникальность фауны озера Байкал?

2) Какую роль играет планктон озера?

3) Чем уникальна рыбка голомянка?

4) Назовите представителей фауны озера.

5) Какие животные имеют промысловое значение?

6) Что такое эндемики ? Назовите эндемиков Байкала.

7) Каков тип растительности Прибайкалья?


5 карточка – экологам .

1) В чем значение озера Байкал для человека и для природы?

2) Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

3) В чем причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала ?
6 карточка – климатологам .

1) Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2) Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
К карточкам предлагается как источник информации: учебник, хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся информация.

На обсуждение группам дается 10-15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается по подведению итогов задания, т.е. готовится отчет по изучаемым вопросам. Если по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.

После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должен быть краткий план- конспект урока.


4. Домашнее задание .

Выучить параграф учебника по Байкалу.


Дополнительный материал к уроку.
Байкал.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка - просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима Россия,

И ты немыслима Сибирь.

М. Сергеев.


Сибирь.

Край, где несметный клад заложен,

Под слоем – слой мощней вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как донный лед на глубине.

А. Твардовский.


ВАРИАНТ 2.
Я думаю, что на одном уроке ребята не успеют выполнить все вышеперечисленное, поэтому предлагаю провести данный урок несколько по-иному.

1. Дать ребятам задание заранее, предварительно разбив их на группы специалистов, начинают готовиться к уроку за неделю. Таким образом, мы экономим время на уроке, и у ребят есть возможность неторопливо посмотреть различные источники и подобрать более интересный материал.

2. Предложить подготовить не только текстовый материал, но и подобрать к нему иллюстрации, создать слайд-шоу, презентации. Урок станет наглядным и интересным, а, следовательно, более запоминающимся. У ребят появится интерес при его подготовке. Сейчас в Интернете очень много материала по данной теме, поэтому, подготовить такой урок будет несложно.

Содержание

Главная страница

© Кузнецова С.В.

Урок географии - 8 класс

"Байкал - жемчужина Сибири"

Цели урока :

    Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

    формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

    вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету.

Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

личностные раскрыть значимость знаний об озере Байкал

метапредметные Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы

предметные Уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.

Оборудование:
физическая карта России, учебники, энциклопедии, атласы

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

учащихся

Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. А вот куда? Послушайте легенду “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!..

И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”.

Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект?

Отгадывают

Покажите его на карте. «Кто в Сибири не бывал, тот Байкала не видал», - говорят сибиряки. А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях» Кто этот человек? (откройте стр 146)

А еще Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – это чудо природы и неповторимое чудо света, гордость нашей страны

Показывают

Отвечают

В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения говорил Лев Семенович Берг. Девизом путешествия возьмем слова ученого.

Что бы вы хотели узнать об этом озере? Составим план изучения Байкала?

Запись плана на доске

Итак в путь! (магнитофонная запись шума воды)

Записывают в тетрадь девиз.

Составляют план

    Происхождение

  1. Свойства воды

    Животный и растительный мир

Мы с вами далеко от дома С помощью физической карты атласа помогите мне написать письмо домой.

«Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________. В центральной части Байкала находится остров ______________. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину _________. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты.»

Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст

Сибири, с юго- запада на северо-восток

Приморский

Байкальский

Какой пункт плана мы описали в письме? (географическое положение)

Итак поясните слова Берга «Байкал чудо природы в отношении …….. (глубины)

Заполняют схему в тетради

Байкал –чудо природы

самое глубокое озеро

В чем причина такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории?

Анализ тектонической карты

Однако котловина озера появилась 15-20 млн лет назад. Это одно из древнейших озер мира. Его происхождение вызывает споры

(прочитайте 1 абзац стр 227)

Какую версию иллюстрируют схемы (рис 79, стр 226)

Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении ….. (происхождения)

Чтение вслух

Анализ рис 79

Записи в тетради на схеме – самое древнее озеро

Третью особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море (звучит шум воды)

Озеро спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, не то какой то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13- верховик, низовик, сивер, култур, бережник, полуденик, и самый жуткий сарма.

Почему озеро богато ветрами? Подсказку найдете на стр 227.

В какое время Байкал спокоен и ласков, а когда неприступен? Прочитайте задание (стр 227)Какие показатели вы должны определить?

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …………….(климата и ветров)

Находят ответ.

Температуру, осадки Выполняют задание по атласу

Записи в тетради на схеме –самый мягкий и ветренный климат в Сибири

Байкал называют «колодцем планеты» Что это значит?

Рассказ учителя

Соленость воды Байкала 0,01 промиле, если опустить в воду Байкала белый диск его будет видно на глубине 40 метров. Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии и других стран. Продавая эту воду мы получали бы прибыль в несколько миллиардов долларов.

В Байкале вмещается:

    5 американских озер

    2 раза озеро Танганьика

    90 раз Азовское море

На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет.

Каковы источники ее пополнения? Подсказку найдете на стр 225

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …. (воды)

Реки – 336 шт

Запись в тетради на схеме- колодец планеты, вода чистая, не иссякает

Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями озера.

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала.

Учитель раздает кроссворд (приложение 1)

Отгадки поможет найти учебник стр 225

Учащиеся дают самостоятельное определение нового понятия из словаря (эндемики)

Отгадывают кроссворд

Запись в тетради на схеме- музей живых экспонатов

Итак продолжите слова Берга «Байкал – чудо природы в отношении …….

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал. У Байкала уникально многое. Красотою озера любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо – стальной.

Глубины, происхождения, климата, животного мира

Домашнее задание. Стр 228 Заполнить схему «Проблемы Байкала и пути их решения»

Найти в тексте (приложение2) 10 несоответствий используя текст учебника и дополнительный материал.

Приложение 1

1.Организмы, обитающие только на одной территории
2. Байкальский тюлень
3. Промысловая рыба.
4. Чего нет у голомянки?
5. Нежная и приятная на вкус рыба

6. Наиболее интересный эндемик

7. Живородящая рыба

(Эндемики, Нерпа, омуль, чешуи, осетр, бычки, голомянка)

Приложение 2

Байкал

Решаемая учебная задача: найти в тексте 10 несоответствий

Байкал – настолько уникальное явление, что его даже включили в список природного наследия ЮНЕСКО. Но не все знают о причинах, пробудивших признать озеро чудом природы. А их множество.

Байкал занимает первое место в мире по глубине и шестое по площади среди озер планеты. Размеры этого водоема позволяют сосредоточить в себе до 10 процентов всех запасов пресной воды Земли. С огромной территории собирается вода в Байкал, куда несут ее около трёхсот рек, речушек и ручьев. Вытекают же из него всего две реки – Лена и Ангара.

Больших городов на берегу Байкала нет, а поэтому и природа почти нетронутая. Более двух тысяч видов животных и тысяча видов растений обитают в самом озере и вокруг него, даже несмотря на низкую температуру воды летом (около +8…+9 0 С) и толстый слой прозрачного льда, сковывающего Байкал с ноября по май.

Считается, что около 60 процентов животных и 40 процентов растений – здешние эндемики. Именно поэтому на берегах Байкала учреждены три заповедника, два национальных парка и несколько заказников. Самый известный здешний заповедник – Баргузинский. Именно он позволил сохранить байкальскую нерпу – тюленя, давным-давно перебравшегося сюда из арктических морей. Интересно, что и самая крупная здешняя рыба- байкальский омуль – тоже изначально является морским обитателем. Это лосось, сохранивший свои привычки и, как из моря, уходящий из Байкала на нерест вверх по речкам. Впрочем, местные жители называют Байкал не озером, а морем. «Славное море, священный Байкал». Это и понятно, ведь, например, волны во время весенних и осенних штормов здесь достигают истинно морских размеров – до 5-6 метров!

Вообще же Байкал населяет более пятидесяти видов рыб: хариус, сиг, осётр, налим, таймень, щука, вобла, карась, окунь, сом, множество видов бычков и прочие… Но самая известная и самая редкая – это живородящая рыба байкальская голомянка. В её теле такое огромное количества жира, что сквозь рыбу даже можно читать книгу. Это небольшая, обычно до 20 сантиметров длиной, рыбка, стаи которой бороздят озеро на глубинах от 200 до 500 метров. Голомянка – главная пища нерпы и омуля. Людям же она неинтересна, её даже не пожаришь: растекается по сковородке, только кожа и кости остаются!

Полно в Байкале всяких беспозвоночных: моллюсков, плоских и малощетинковых червей, губок, коловраток, различных ракообразных. Но всех перещеголял в количественном отношении ветвистоусый рачок эпишура байкальская, тоже местный эндемик Он составляет до 80 процентов биомассы планктона Байкала, хотя сам по себе невелик – около миллиметра.

Живописны берега Байкала, на которых произрастает около двух тысяч видов растений. Здесь соседствуют береза и лиственница, осина и кедровая сосна, рябина, черемуха, а на сопках ярко синеют цветы даурского филодендрона, а попросту – знаменитого сибирского багульника.

Байкал – жемчужина не только Сибири, но и всей нашей планеты.

Несоответствия

1. В Байкале сосредоточено не 10 процентов запасов пресной воды а около 20 процентов.

2. Из Байкала вытекает только одна река Ангара

3. Байкал покрывается льдом не в ноябре, а в январе и вскрывается в мае

4. Баргузинский заповедник охраняет не нерпу, а соболя

6. Байкальская голомянка не самая редкая а самая распространенная

7. Голомянка не образует стай и скоплений, а ведет одиночный образ жизни.

8. Эпишура байкальская относится не к ветвистоусым рачкам, а к веслоногим.

9. Сибирский багульник это не филодендрон, а рододендрон

10 Сибирский багульник имеет цветы не ярко-синего цвета, а розово-фиолетового.

Цели и задачи урока:

– Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России;

– Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

– Сформировать образное представление об уникальной природной жемчужине России и всей планеты – озере Байкала;

– Дать учащимся представление об особенностях географического положения происхождения, размерах Байкала;

– Познакомить учащихся с историей открытия и изучения русскими путешественниками и учеными озера Байкал;

– Расширить и углубить знания учащихся об основных компонентах природы Байкала;

– Разобрать с учащимися закономерности взаимосвязи компонентов природы и их распределение на примере Байкала;

– Дать учащимся представление о значении озера Байкал и возможностях его использования человеком;

– Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;

– Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

Оформление доски:

“Байкал – жемчужина России”

Ответить на вопросы:

1. Кто мощный очиститель Байкала?

2. Почему в Байкале сохранились живые

организмы давно исчезнувших времен?

3. Почему у Байкала столь преклонный возраст?

Термины и понятия:

– рифтовая зона

– баргузин

– верховик

– култук

– эндемичные виды

– гидрохимические свойства воды

– сор

Учебно-нглядный комплекс:

– Физическая карта России

– Картосхема озера Байкал

Ход урока

Цели урока: проверить природные районы Восточной Сибири в виде

игры “Географическое лото”,а новой темой урока будет еще один природный район Восточной Сибири – озеро Байкал.

Перед игрой повторить определения, которые встретятся в игре.

Отуряхи – трявяные речки.

Тарыны – вода сдавливаемая льдом в русле прорывается сквозь трещины у берегов и разливаясь сразу замерзает.

Лёсс – осадочная горная порода крупно зернистая, которая состоит из кварца и полевого шпата.

“Географическое лото”

Условия игры:

На партах лежат карточки с цифрам и цветные квадратики. После вопроса закрыть соответствующий номер определенным цветом.

Тундра – синий

Тайга – зелёный

Якутия – красный

Минусинская котловина – жёлтый

Алтай – коричневый

1. Какой из природных районов Рерих считал жемчужиной Сибири и всей Азии?

2. Где находятся горы Бырранга?

3. Какой район изучала Мария Прончищева?

4. В каком районе из-за сурового климата у мертвящего холодного ветра от 30 до 80% поверхности грунта полностью обнажено?

5. Южная граница какого района протянулась от Тюмени к Красноярску?

6. Средняя температура января – 40.

7. В летний период покрывается цветущим зелёным ковром незабудок, ромашек?

8. Зима 7 месяцев и короткое лето.

9. Где обитают следующие животные: заяц-беляк, песец, лисица, волк, северный олень?

10. В каком природном районе самые пышные луга, богатая тайга, горные пастбища?

11. В каком районе Обручев выявил новейший этап в развитии рельефа – неотектонический?

12. В каком районе находиться “полюс холода”?

13. “Всюду царит ненарушаемая тишина…”

14. Зима – единственное время года, когда просёлочные лесные дороги становятся проезжими для автомашин, поскольку земля скована морозом.

15.В каком районе речная система густая и реки полноводны круглый год?

16.Окакой природной зоне сказал Чехов: “Сила и очарование не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелётные птицы, знают, где она кончается?

17.Какой район называют “Северной Италией”?

18.Где встречаются такие природные явления как отуряхи, тарыны?

19.Где кроме Якутии наблюдаются температурные инверсии?

20.Где очень хорошо выражена высотная поясность?

21.Где находиться золотое озеро – “Алтынколь”?

22.Где выращивают арбузы?

23.Где распространены чернозёмы?

24.В каком районе большая территория покрыта лёссом?

25. В каком районе обитают следующие животные: волк, рысь, росомаха, соболь, куница и др.

Поле ответов должно выглядеть таким образом

2. Изучение нового материала :

– Проблемные вопросы

– Поделить класс на группы (экологи, промышленники, энергетики, туристическое агенство) , которые должны выполнить следующие задания:

– ответить на вопросы, которые написаны на доске;

– ответить на вопрос “что значит для вас Байкал”?

– расшифровать цифры на доске

– из слова “голомянка” составить как можно больше слов (межпредметные связи)

Что означает слово “Байкал”?(опережающее задание)

“Байкал” – слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит “богатое озеро” (аналогично Иссык-Куль – “теплое озеро”, Кара-Куль – “черное озеро”). Некоторые полагают, что это слово происходит от Монгольского “Байгал” – “богатый огонь” или “Байгал-Далай” – “большое озеро” (море).

Народы, обитающие в Прибайкалье, вероятно, каждый по-своему именовали озеро: эвенки называли его Ламу, т.е. “море”, а буряты “Байгал-Нуур” – “озеро Байкал”.

Впервые Байкал назван Байкалом во втором веке до нашей эры в одной из доисторических китайских летописей. А первая относительно достоверная карта Байкала была подготовлена в 1773 году штурманом Алексеем Пушкаревым.

Характеристика озера Байкал. (Учитель, работа в тетради)

Площадь – 31,5 тыс.кв.км.(8 место в мире) – = площади Бельгии или Дании.

Длина – 636 км.

Ширина – 24-79км.

Объём воды – 23000куб. км.(20 % мировых запасов поверхносных вод)

Объём пресной воды – 1\10 часть пресной воды всей планеты.

Высота уровня воды Байкла – 456м.

Наибольшая глубина – 1637м.(1 место в мире).

Дно Байкала лежит ниже уровня М.О. – на 1181 м.

Полная смена воды в Байкале – 332 года.

В озеро впадает 336 рек(Селенга, Баргузин, Турка, Верхняя Ангара …)

Вытекает одна Ангара.

t воды в открытой части +9…+12 С, у берегов до +20 С.

Замерзает озеро в январе, вскрывается в мае.

Уровень прозрачности – 40м.

Флора Байкала – 1085 видов растений.

Фауна Байкала – 1550 видов животных.

Основные ветра: С-З сарма, С-В баргузин,Ю-З култук, Ю-В шелонник.

Вода Байкала: – химически очень чистая

– слабо миниралезированная (0,1%)

– богата кислородом

В Байкале больше воды чем:

– в Балтийском море;

– в пяти Североамериканских озерах вместе взятых

– в два раза больше, чем в озере Танганьика

– в 23 раза больше, чем в Ладожском озере;

– в 90 раз больше, чем в Азовском море;

Чтобы наполнить водой котловину озера все реки Земли должны были бы течь в него 300 дней!

А Ангара “ опустошила” бы озеро за 400 лет (при том, что ни капли воды не попало бы в озеро).

Главная ценность байкальской воды в её гидрохимических свойствахи качестве. Она может быть использована как в бытовых целях, так и в целом ряде производств.

3\4 видов живых организмов – эндемичны, т.е. не встречаются больше нигде. Наиболее интересны: голомянка, омуль, бычки-подкаменщики.

Голомянка – розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи. это живородящая рыба

т.е. она не мечет икру, а родит живых детенышей.

В озере есть весьма ценные промысловые рыбы и животные: омуль, сиг, осетр, хариус.

Из млекопитающих в озере водится байкальский тюлень-нерпа.

Особенности природы. (Опережающее задание, работа с картой)

Озеро и окружающие его горы находятся в сейсмоактивной зоне. Наиболее сильное землетрясение произошло в конце 1861 года, когда образовался залив Провал. Из 27 островов

Байкала самый большой – Ольхон (длина – 73км, ширина – 11км)

Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров и опасен в штормах. Особенно свиреп ветер сарма. Он налетает с С-З со скоростью 60м\с и сметает всё, что попадается на пути.

Узкая и вытянутая котловина Байкала зажатая между высокими горами, долины рек в прибрежных хребтах влияют на направление ветра над озером. К местным ветрам относятся

Также баргузин, верховик, култук.

По продолжительности солнечного сияния район Байкала превосходит курорты такие как Железноводск, Давос, и др. и не уступает странам Средиземноморья.

Горная тайга Байкала известна ценными породами деревьев, богатством пушных зверей.

Байкальский соболь дает самый ценный мех в Сибири.

История освоения Байкала. (Работа с учебником)

Русские землепроходцы вышли к Байкалу в 17 веке. Первые русские сообщения о Байкале появляются в 1640 году. Любопытные данные о нем содержатся в “Житии протопопа Аввакума”, сосланного в Забайкалье и побывавшего на озере в 1656году. Изучением Байкала

занимались многие крупные ученые (И.Д.Черский) и академики Российской Академии

(И.Г. Гмелин, П.С.Паллас, В.А.Обручев, Л.С. Берг). До сих пор нет единой точки зрения на происхождение Байкала. Одни утверждают,что она возникла врезультате глубоких разломов и последующего опускания земной коры.

Другие считают, что впадина Байкала – следствие медленного прогибания земной коры.

Байкал – зарождающийся океан.(опережающее задание, работа с картосхемой)

Пожалуй, не так уж удивительно оказаться на дне бывшего моря, воды которого схлынули миллионы лет назад. Гораздо труднее вообразить себя на дне будущего океана.

Если внимательно всмотреться в коричнево-жёлтый тон карты Восточной Сибири, можно увидеть извивающуюся, как вытянутая буква S, линию. Она нанизывает на себя врезанные в горные системы впадины. На юге, в Саянах, – Тунгусскую, на северо-востоке – Нижне-

Ангарскую, Шуйскую, Чарскую. И всюду озера, озера…Озерная цепь перепоясывает азиатский

континент. Её общая длина с Ю-З на С-В больше 2 тыс.км. Глубокими трещинами земная кора разломана здесь подобно корочке хлебного каравая. Примерно посередине-гигантская впадина озера Байкал.25-30 млн.лет назад наметился разлом земной коры. И с тех пор, то ускоряясь, то замедляясь, он неуклонно расширяется и углубляется. Постепенно отодвигаются друг от друга Сибирская и Забайкальская тектонические плиты. Медленно расходясь, эти два гигантских “куска” земной коры освобождают пространство для океанской впадины. Плиты двигаются

в среднем на 2-3 мм в год. Вроде бы ничтожная величина. Но перемножьте её, скажем на 300 млн. лет – получится 600 км. Это уже океан. Иногда процесс убыстряется в 5, а то и в 10 раз. Землетрясения – сигналы о том, что приближается “время океана”. Конечно, в наших человеческих масштабах приближается оно очень-очень медленно, совсем незаметно. Но в геологическом понимании времени, где счет идет на миллиарды, это быстро.

Байкал – Атлантида. (учитель)

В истории Байкала была своя Атлантида. Это произошло 144 года назад на глазах бурят-кочевников под новый 1862 год, под воду ушла северная часть дельта реки Селенги – самой большой реки впадающей в Байкал с востока. Это была Цыганская степь площадью около 200 кв. км. Под воду ушло пять бурятских селений, сотни голов скота. Чем не Атлантида?

Байкальская Атлантида – одно из начальных событий истории Великого Сибирского океана.

Вообще-то можно назвать Атлантидой весь Байкал. В настоящее время медленно погружается вся котловина, вместившая грандиозное озеро. И настоящее дно Байкала находится ещё километров на 5-7 ниже озера. Возможно ли, чтобы дно было ниже дна? А дело вот в чем.

В юго-восточной части Байкала на дне накопилась толща ила в 5-7 км. Ежегодный слой в 1 мм

За миллион лет даст 1 км толщи. Если бы впадина не углублялась, озерные отложения давно заполнили бы озеро. Уберем мысленно эти рыхлые остатки – глубина Байкала станет океанической. Донный ил образован из того материала, что приносят с собой в Байкал реки, и из останков завершивших свою жизнь животных Байкала. За миллионы лет всё это медленно осело на дно.

Экологические проблемы. (опережающее задание)

За последние годы принят ряд постановлений правительства по рациональному использованию

природных ресурсов и охране природы в бассейне Байкала – о регулировании использования лесных ресурсов его бассейна, об очистке промышленных и коммунальных стоков, поступающих в Байкал, об организации национальных парков на берегах и склонах окружающих Байкал горных хребтов.

В 1996 году Байкалу был придан международный статус – озеро включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в который внесено всего 107 природных комплексов мира.

В 1998 году комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО был вынужден объявить России выговор за пренебрежительное отношение к Байкалу и рекомендовал правительству РФ незамедлительно перепрофилировать БЦБК снизить загрязнения, поступающие в озеро по реке Селенга. На данном этапе прекращён молевой сплав древесины по рекам. Сокращены площади лесов, в которых размещается промышленная рубка. Запрещена заготовка древесины

На склонах хребтов, обращенных к Байкалу. Изменены методы рубки лесов и перевозки древесины, построены и строятся очистные сооружения на заводах и фабриках, в населенных пунктах. Но остроту проблемы пока снять не удалось. Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения. По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха. В дальнейшем использование этих районов в рекреационных целях возрастает.

В наиболее живописных местах планируется создать природные парки. В бассейне Байкала расположены заповедники: Баргузинский и Байкальский.

Вмешательство человека. (Учитель)

Бассейн Байкала представляет собой сложный природный комплекс, в котором все его компоненты взаимодействуют. Малейшее нарушение взаимосвязей может отразиться на всем комплексе. С постройкой Иркутской ГЭС уровень Байкала поднялся на 1 метр. Это вызвало помутнение вод, что сразу отразилось на планктоне. Уменьшение общей массы планктона вызвало падение численности омуля. Сказался и молевой сплав леса по рекам, впадающих в Байкал. При этом неизбежно часть бревен тонет. Разлагаясь, они загрязняют воду озера.

Эпишура.(опережающее задание)

Особая роль принадлежит веслоногому рачку, которого ученые называют эпишура байкальская. Этот вид встречается ещё только в одном месте на Земле – в глубоком Кроноцком озере на Камчатке.

В каждом литре байкальской воды содержится от 30 до 50 тыс. рачков. По всему Байкалу их масса составляет 4 млн. т.

Именно эпишура – излюбленная пища байкальских рыб, но она же и основной фильтр байкальской воды. Подсчитано, что миллиарды рачков, потребляя микроскопические водоросли водоема, за год “ перерабатывают” в 7,5 раза больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. Так вот кто мощный очиститель Байкала!

Впрочем, эпишура может очищать только такую уникальную воду, как байкальская, в загрязненной воде она задыхается. Губителен для неё нагрев воды: чуть выше 12 градусов – и рачок погибает. Вот почему так важно оберегать байкальскую воду от малейшего изменения её свойств, осторожно поступать со всякого рода строительством на берегах Байкала, защищать его воду от проникновения всевозможных промышленных и бытовых стоков, несущих с собой пусть едва заметное, но несомненно вредное химическое и тепловое загрязнение.

Значение Байкала.(Вывод делают сами ученики)

Неповторимая красота Байкала и живописные берега и острова привлекали и привлекают туристов. Целебный воздух, многочисленные термальные и минеральные источники являются хорошей базой для создания курортов и зон отдыха. Неповторимый животный и растительный

мир озера делают его “музеем живых древностей” Некоторые ученые предлагают объявить Байкал государственным заповедником. Однако понятно, что Байкал не только уникальное природное явление природная святыня России, но и мощный хозяйственный комплекс. Заповедники созданы на бегах и островах Байкала. Старейшим из них является Баргузинский.

Отрицательное влияние на Байкал:

– сооружение Иркутской ГЭС;

– Селенгинского картонного комбината;

– различных промышленных предприятий в Улан-Удэ и Иркутске.

Только разумное, основанное на современных технологиях, освоение природных ресурсов Байкала поможет и получить экономические выгоды, и сохранить эту природную святыню для наших потомков.

Закрепление нового матеиала

– ответить на вопросы, которые написаны на доске;

– расшифровать цифры на доске;

– группы экологов, промышленников, энергетиков, туристического агенства отвечают на вопрос: – что значит для вас Байкал?

– кто больше составит новых слов из слова “ Голомянка”?

Тема: Проблемы озера Байкал (8-й класс)

Технология: интегрированного обучения (широкое применение межпредметных связей), личностно-ориентированного, модульного обучения.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-экспедиция.

Форма работы: групповая.

Оборудование: физическая карта России, карта озера Байкал, фотографии озера, два видеофрагмента, четыре пакета заданий для команд, таблички с названиями команд, флажки красного и зелёного цвета, заготовленные таблички с указанием проблем озера.

Цели урока:

1. Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК, показать значение Байкала для России.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения делать выводы из полученных результатов.

3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.

4. Проанализировать изменения, произошедшие в ПК Байкала и выявить их причины; составить прогноз состояния природы озера и предложить меры по сохранению.

5. Формировать навыки коллективной работы, и умение выступать перед аудиторией.

Эпиграф к уроку: Чудо природы во всех отношениях

Л. С. Берг

Ход урока: (вступительное слово учителя)

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из прекраснейших уголков нашей страны, жемчужине Сибири - озере Байкал. «Как он под стать самой Сибири, величественный, открытый и непокорный», писал А. Твардовский. «Чудо природы во всех отношениях» - говорил Л.С. Берг. Он красив в любое время года. Сейчас весна, просыпается природа, просыпается Байкал, освобождаясь от зимнего ледяного покрывала. Давайте посмотрим, как это происходит (видеофрагмент).

(На фоне видеофрагмента - речь учителя):

Байкал… - «святое море», «святое озеро», «святая вода» - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители и русские, пришедшие на его берега уже в 17 веке и путешествующие иноземцы, все преклонялись перед его величественной, неземной красотой.

Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет места на Земле. Мы с рождения, впитываем в себя картины нашей Родины, они во многом влияют на наш характер и определяют нашу человеческую суть. И все-таки у природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особы м тщанием и наделяет особой властью. Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием. Он же наоборот возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, точно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства. Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных нужд и потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, - главное и бесценное его богатство. Не зря в переводе с бурятского «Бай-Гал» означает «богатое озеро». А богатства этого в Байкале 23000 км 3 50 лет можно поить все человечество, 80% пресной воды России содержит озеро и 20% пресной воды мира.

Ну а остальные цифры может быть прокомментируете вы? 1637 м, 40 м, L=637 км, S=37,5 тыс.км 2 , Ш=29-80 км, 70% животных - эндемики (новое слово). (Данные предварительно записаны на доске).

Озеро Байкал включено в список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО (56 объектов из 105 стран). Несмотря на это озеро в опасности, говорит Гринпис России. Под угрозой экологической катастрофы находится уникальная экосистема священного сибирского моря.

Людям уже известна судьба Великих американских озер, которые были настолько загрязнены, что на берегах стояли предупреждающие таблички «Купаться запрещено!». Но американцы сумели изменить ситуацию. Теперь озера чисты. Мы тоже можем многое изменить, но для этого нужно знать проблемы и причины их вызывающие, чтобы сохранить ПК.

Выяснить почему Байкал назван чудом природы, каковы проблемы озера и в чем их причины - это задачи нашего урока, ведь от того как мы научимся решать эти проблемы во многом зависит наше будущее.

Для этого давайте вместе пройдем путь исследования и изучения проблем озера, отправившись в экспедицию на четырех кораблях.

1. Для изучения истории формирования озера и происходящих изменений отправляются ученые корабля «Рифт» (новое слово).

2. Для изучения уникально чистой воды Байкала отправляются исследователи корабля «Кристалл».

3. Причины уникальности животного мира и проблемы этого компонента ПК выяснят ученые корабля «Биолог».

4. Изучение хозяйственной деятельности на Байкале будут заниматься участники экспедиции «Прогресс».

Перед отплытием выберите руководителей. В их обязанности входит следить за выполнением заданий экспедиции и заполнив алгоритм отчета рапортовать об ее окончании выбросив зеленый флажок. Я как руководитель во время экспедиции буду курсировать по акватории озера и в случае затруднения, вы можете обратиться ко мне за помощью, выбросив красный флажок. Корабль, первый справившийся с заданием получает премию.

Итак, работать вы будете самостоятельно. В пакете у вас карточки задания каждому участнику и материал, который поможет в работе: графики, таблицы, фотографии, дополнительная литература, газетные статьи.

Задача каждого участника: выполнить свое задание и доложить о результатах руководителю. На основе чего он заполняет алгоритм отчета и выступает, оценивая после работу участников.

Итак, выберите из предложенных вопросов те, которыми бы вы хотели заниматься. И в путь! Удачи вам.

После выполнения работы - обсуждение результатов. В ходе обсуждения на доске учитель прикрепляет таблички изменений в ПК.

Ожидаемый результат:

Но мы не можем, ребята, остановиться просто на перечислении проблем и причин, их вызывающих.

Озеро в опасности. Что делать, какие же меры принимать?

Необходим жесткий контроль:

1) за стоками;

2) очистные сооружения;

3) перепрофилировать;

4) создание заповедников и национальных парков;

5) борьба с браконьерами.

Над Байкалом нависла еще одна проблема: строительство нефтепровода «Россия-Китай», который будет проложен через бассейн Байкала. Почему это опасно? Какие природные явления характерны для района озера? Какие связи между компонентами природы существуют?

Совершенно верно. Что делать?

В 2002 году экологи России проводили акцию против нефтепровода «Россия-Китай» компанией Юкос. Они обратились ко всем людям, неравнодушным к проблемам нашей страны писать обращения и письма. Они уверяют, что это не бесполезно. Предлагаю вам принять в этой акции участие.