Общие принципы, стратегии и техники работы с метафорическими картами

8.3.1. Назначение и краткая характеристика топографических карт

Топографическая карта - основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа. На топографических картах местные предметы изображаются условными общепринятыми знаками, а рельеф - горизонталями.

Топографические карты предназначены для работы командиров и штабов всех степеней при подготовке и ведении боевых действий. По ним изучают и оценивают местность, решают различные расчетные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот, превышений и взаимной видимости точек местности, крутизны и видов скатов и т. п. По топографическим картам планируют марш и готовят данные для движения по азимутам.

Карты позволяют точно определять свое местоположение, координаты ориентиров и целей.

На топографических картах с помощью графических, буквенных и цифровых обозначений показывается местоположение объектов местности и передаются их качественные характеристики. Условные знаки подразделяются на масштабные, внемасштабные и пояснительные. Масштабные (контурные) условные знаки состоят из контура (внешнего очертания объекта), изображаемого сплошной линией или пунктиром, внутри которого значками, цветом или штриховкой обозначается характер объекта.

Условные линейные знаки применяются при изображении объектов линейного характера: дорог, линий электропередач, границ и т.п. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. Например, условный знак шоссе на картах масштаба 1:100 000 преувеличивает ее ширину в 8-10 раз.

Внемасштабные условные знаки используются при изображении объектов, плановое очертание которых не может быть предано в масштабе карты. Местоположение таких объектов определяется: геометрическим центром, вершиной прямого угла у основания знака, серединой основания знака или геометрическим центром нижней фигуры.

Условные пояснительные знаки применяются для дополнительной характеристики объектов местности. Например, стрелка на реке обозначает направление течения и т.п.

Кроме условных знаков, на карте применяются полные и сокращенные надписи , а также цифровые характеристики некоторых объектов. Полностью подписываются собственные названия населенных пунктов, рек, гор и т.п. Сокращенные пояснительные подписи, сопровождающие условные знаки, стандартны, как и сами знаки, для всех топографических карт. Они применяются для дополнительной характеристики изображаемых на карте предметов.

Сокращенными подписями поясняются также некоторые местные предметы и ориентиры, не имеющие своих условных знаков, но выделяющиеся по своему значению. Например, у здания школы ставится подпись шк., у казармы – каз., у сарая – cap. и т.п.


Цифровые обозначения применяются для указания числа жителей в населенных пунктах, высот, наиболее характерных точек рельефа и т.п.

Топографическая карта, содержащая подробные сведения о местности и позволяющая точно определять координаты точек местности и расположенных на ней объектов, является секретным документом. Поэтому в любой обстановке все военнослужащие обязаны бережно обращаться с полученными картами, хранить их как важные документы. При совершении прыжка с парашютом карта укладывается во внутренний карман куртки (комбинезона).

Полнота, подробность и точность изображения местности на карте зависят, прежде всего, от ее масштаба.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50 000 означает, что все линии местности изображены на карте с уменьшением в 50 000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на отрезках которого подписаны соответствующие им расстояния на местности. Здесь же ниже линейного масштаба указывается величина масштаба - расстояние в метрах (километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части численного масштаба зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет величину масштаба карты.

Пример. Масштаб карты 1:50 000, получаем в 1 сантиметре 500 метров.

При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого число в правой части отношения меньше. Так, при изображении одного и того же участка местности на картах масштабов 1: 25000, 1: 50000 и 1: 100000 масштаб 1: 25000 будет самым крупным, а масштаб 1: 100000 - самым мелким. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность. С уменьшением масштаба карты уменьшается и количество наносимых на нее деталей местности.

Подробность изображения местности на топографических картах зависит от ее характера: чем меньше деталей содержит местность, тем полнее они изображаются на картах более мелких масштабов.

Для топографических карт России установлен масштабный ряд (табл. 8.3.).

Карта масштаба 1:10 000 – в таком масштабе создаются планы городов (крупных поселков городского типа, железнодорожных узлов). Они применяются для детального изучения городов и подступов к ним, ориентирования в населенном пункте и целеуказания, управления подразделениями в ходе боя за город, выполнения точных измерений.

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Конечно, для самостоятельного применения можно купить колоду МАК, кое-что почитать о том, как с ними работать, освоить по информации, выловленной из Интернета пару несложных техник – и применять МАК в своей жизни в свое удовольствие.
Но, если вы специалист, который применяет метафорические карты в профессиональной деятельности, то надо освоить инструмент глубже.

Как минимум, необходимо пройти . Никакое количество статей, книг и постов из социальных сетей не даст вам такой глубины понимания вопроса, структуры, прочной основы, как несколько дней обучения у хорошего специалиста. Даже если речь идет о том, что можно прочитать в открытом доступе, то очень разные вещи – прочитать или посмотреть на работу специалиста, попробовать своими руками, обсудить и тот и другой опыт с группой или тренером.
А ведь есть нюансы, о которых просто нигде не пишут. Это – не формат для постов, статей и кратких инструкций. Этому можно научиться только в обучающем процессе. И это – необходимый минимум для начала применения МАК в профессиональной деятельности.

Обучение метафорическим картам

Видимая на первый взгляд, кажущаяся простота работы с метафорическими ассоциативными картами может спровоцировать и иногда действительно вызывает «несерьезное» отношение к этой форме работы. Эффект усугубляется возможностью применения МАК «для себя» людьми без психологического образования.

Но здесь специалисту необходимо удержать себя от искушения и провести границу между игровыми формами работы с МАК, приятными открытиями о себе, сделанными самостоятельно и действительно глубокой психологической работой, которой ожидает от нас клиент.
Специалисту, который претендует на проведение серьезной работы, необходимо профессионально владеть всеми инструментами и методиками, которыми он пользуется. А профессиональное овладение невозможно без прохождения обучающего процесса.

Далее стоит четко позиционировать: что такое метафорические ассоциативные карты в моей практике? Если это – вспомогательный инструмент, а в основном специалист опирается в работе на другие методики, в которых он прошел обучение и сертифицирован, то краткого базового обучения работе с МАК может быть вполне достаточно.

Но если метафорические ассоциативные карты – основной или один из основных инструментов работы специалиста, то кратким, «общим» обучением МАК ограничиться не получится.

Метафорические карты в краткосрочной консультации: Проведение психологических игр с помощью МАК. Применение МАК в работе с парами. И чтобы научиться хорошо решать каждую такую задачу, этому надо обучиться. Только после этого специалист действительно понимает, что происходит, чувствует все нюансы ситуации, понимает значение проекций клиента и умеет на них профессионально реагировать.

И значит, чем глубже метафорические ассоциативные карты входят в работу специалиста, чем сильнее он на работу с МАК опирается или планирует опираться, тем более подробно и серьезно ему понадобится обучиться работе с МАК. И тем эффективнее будет работа и серьезнее результаты.

Врач-психотерапевт, сертифицированный тренер, арт-терапевт, специалист по телесно-ориентированной психотерапии и психотерапевтической кинезиологии, член Ассоциации профессиональных кинезиологовэАвтор программы по психотерапевтической работе с лишним весом и пищевым поведением. Ведущий обучающих программ и семинаров. Практикующий психотерапевт (частная практика) - индивидуальное консультирование и групповая работа.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – сравнительно новый, но от этого не менее действенный инструмент в руках грамотного психолога, психотерапевта. Существует множество наборов различных карт, и их количество постоянно увеличивается. В чем их сходства и отличия, каковы терапевтические возможности, особенности использования в работе, каким образом с ними вообще работать, каким клиентам и когда предлагать, что можно ожидать в результате работы – все это мы будем изучать, пробовать и исследовать на семинарах программы.

Метафорические ассоциативные карты (проективные, терапевтические карты) – это наборы фотографий, рисунков, картинок, подобранные таким образом, что неизменно вызывают у каждого из нас внутренний эмоциональный отклик, то или иное ощущение, воспоминание, ассоциацию. Карты позволяют обращаться к себе, к своему внутреннему миру, учиться слышать, узнавать и познавать себя; помогают увидеть, что мешает нам стоить отношения с собой и окружающим миром; искать и находить выход из травматических переживаний, жизненных ситуаций, помогать себе и принимать себя и мир все более целостно. Выступая неким посредником-переводчиком между человеком и его внутренним миром, карты позволяют снизить или обойти сопротивление в психотерапевтической работе, развивают творческое видение и глубинную креативность.

Программа построена таким образом, что независимо от уровня подготовки и опыта, позволяет каждому участнику знакомиться с МАК, методами и способами работы с ними, их терапевтическими возможностями в том режиме, который ему подходит. У каждого участника будет возможность побывать и в позиции клиента, и в позиции терапевта, и в позиции супервизора (наблюдателя). Это позволяет специалисту получать «объемное» представление и более глубинное понимание внутренних процессов и переживаний, происходящих у клиента, и более осознанно вести и сопровождать психотерапевтический процесс, помогая клиенту.

Цель программы:

  • Познакомить участников с возможностями, способами, техниками и особенностями использования Метафорических ассоциативных карт в режиме глубинной психотерапевтической работы.
  • Научить грамотному и безопасному построению терапевтического процесса; видению, слышанию и осознаванию того, что происходит с клиентом – и возможности эффективно, качественно и ответственно вести терапевтическую работу.

Для кого программа предназначена: для специалистов - психологов, психотерапевтов, консультантов; для представителей смежных профессий; для студентов психологических вузов, а также для всех, кто интересуется психологией, саморазвитием и личностным ростом.

Программа семинаров

Работа с Метафорическими ассоциативными картами(МАК) в психологическом консультировании и психотерапии


МАК. ОСНОВЫ РАБОТЫ

16.02 с 10-00 до 17-30

Выступая неким посредником между человеком и его внутренним миром, Метафорические карты позволяют снизить или обойти сопротивление в психотерапевтической работе, вывести на уровень осознания глубинные переживания; развивают творческое видение и глубинную креативность. Посредством работы с метафорическими картами специалист помогает клиентам развивать осознание себя, обнаруживать устойчивые паттерны поведения и защитные механизмы, прорабатывать и отреагировать заблокированные эмоции, исследовать возможности изменений, которые приведут к более адаптивному функционированию.

Цель

Познакомить участников с Метафорическими ассоциативными картами, их возможностями в работе психолога, психотерапевта, консультанта в групповом и индивидуальном режиме; показать основной алгоритм работы с картами в сессии; дать возможность исследовать особенности процесса, запускаемого использованием карт, отработать на практике полученные навыки

Программа

    Метафорические карты (МАК) - краткая история их появления и использования в психотерапии

    Виды МАК, особенности наборов и их психотерапевтические возможности

    Алгоритм ведения и структура сессии с использованием МАК

    Показания, противопоказания и техника безопасности при работе с МАК

    Знакомство с отдельными наборами карт – индивидуальная (демонстрация и отработка в парах) и групповая работа

Техники

    «Давайте познакомимся»

    «Знакомство с проблемой в трех картах»

  • «Что я хочу»

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСА С ПОМОЩЬЮ КАРТ

29.09 с 10-00 до 17-30

Как правило, клиенты приходят на прием к психологу, психотерапевту с жалобами - на жизнь, на работу, на семью. Задача специалиста – помочь трансформировать жалобы и поток переживаний пришедшего человека в запрос. Запрос - это то, что структурирует процесс психотерапии и делает возможным целенаправленное движение к поиску выхода из проблемных ситуаций, искаженных представлений о себе, нескладывающихся отношений и т.п. Формирование запроса - основной момент в работе психолога, психотерапевта, консультанта. Работа, ведение клиента без запроса - в лучшем случае, дело бесполезное, в худшем - вредное. На семинаре мы будем знакомиться с тем, как можно использовать метафорические карты в формировании запроса.

Цели

Показать важность постоянной работы с запросом клиента, роль терапевта в этом процессе

Обозначить формы и виды работы с запросом

Познакомить и отработать на практике техники формирования запроса с помощью МАК

Программа

    Что такое запрос, чем он отличается от жалобы

    Как с помощью МАК перейти от жалобы к формированию запроса

    Понятие «линия движения по запросу», виды запросов и работа с ними

    Технические приемы, которые помогают формированию запроса

    Отработка упражнений

Техники для формирования запроса

    Что меня тревожит?

    Мостик

    Карта помощи

Метафорические ассоциативные карты. Работа с чувством вины

29.06 с 10-00 до 17-30 стоимость 3500 рублей

Чувство вины знакомо каждому человеку, и неразрывно связано с темой ошибок и ответственности. Зачастую взрослые используют чувство вины для управления и манипуляцией ребенком, даже не отдавая себе в этом отчета – и в результате ребенок вырастает с ощущением собственной «виноватости» и несоответствия, со страхом и ожиданием наказания за любое свое действие/бездействие. Работа с темой вины в психотерапии имеет свою специфику; знание видов вины и особенностей работы с ними позволяет строить терапевтическую гипотезу и более эффективно вести процесс

Цель семинара: познакомить участников и отработать на практике (в групповом и индивидуальном режиме) техники и приемы использования Метафоричеких карт в работе с чувством вины

Программа

  • Понятие «ВИНА» в психотерапии
  • Виды вины, механизмы возникновения и действия на человека
  • Показания к работе с темой вины
  • Техники работы с виной посредством Метафорических карт
  • Практическая отработка техник (демонстрация, работа в группе и индивидуально)

Упражнения

  • Знакомство с виной
  • Работа с виной
  • Моя поддержка

Метафорические ассоциативные карты. Работа с травмой

18.05 с 10-00 до 17-30

Работа с психологической травмой является неотъемлемой частью психотерапевтического процесса, ведь не существует человека, который не переживал бы в своей жизни психотравмирующих ситуаций различной степени тяжести. Важно знать и чувствовать специфику работы с травмой, видеть ее симптомы и уметь бережно и экологично проводить к лиента по этапам отработки травмирующего материала к выходу из травмы и исцелению.

Цель семинара: познакомить и отработать на практике приемы использования Метафорических карт в психотерапии травмы

Программа

  • Понятие «психологическая травма», виды травм и механизм их воздействия на человека
  • Отличия в работе с острой и застарелой психологической травмой
  • Профилактика проф. выгорания психотерапевта при работе с травмой
  • Возможности использования Метафорических карт
  • Отработка технических приемов по работе с травмой с помощью МАК (демонстрационная работа и работа в групповом и индивидуальном режиме)

Упражнения

  • Состояние. Контакт с собой
  • От чего к чему
  • Карта помощи

РАБОТА С СИМВОЛИКОЙ и МЕТАФОРОЙ ДЕРЕВА В ПСИХОТЕРАПИИ


12.05-13.05 СБ-ВСК С 10-00 до 18-30 стоимость 6000 руб

ДЕРЕВО - один из универсальных символов человечества, присутствует в культуре и мифологии практически каждого народа. В первую очередь, дерево означает жизнь. Но, как и каждый символ, дерево имеет множество значений. Корни дерева, уходящие в землю, символизируют земную жизнь, а ветви, тянущиеся в небо – связь с нашим «высшим Я». В зависимости от состояния дерева (старое-молодое, цветущее-обнаженное и т.д.), меняется и значение символа. Образ и метафора дерева используются в разных направлениях психотерапии – в психосинтезе, в символотерапии, в телесно-ориентированной терапии, в арттерапии и др. Символ дерева позволяет погружаться в глубинное бессознательное и обращаться к различным тематикам – от рождения до смерти, к поиску выхода из тяжелой ситуации, к вопросам саморазвития и реализации. Работа с символикой дерева учит настраиваться на себя, слышать и регулировать внутренние ритмы и циклы, «возвращаться к природе». Сама растительная символика, работа с образами различных деревьев вызывают интерес как у взрослых, так и у детей и помогают обойти сопротивление в работе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Познакомить со значением символики деревьев на архетипическом и культуральном уровне

    Изучить психотерапевтические возможности работы с символом и метафорой дерева с различными категориями клиентов

    исследовать личностное значение символики дерева с помощью различных техник (работа с метафорическими картами, кельтским древесным алфавитом, фотографиями; с пластилином);

    Соприкоснуться с глубинными переживаниями, возникающими при работе с символом и использовать их для расшифровки значения символа в настоящий момент

    На практике отработать технические приемы работы в групповом и индивидуальном формате

ПРОГРАММА

    История использования символики деревьев

    Дерево как символ жизни

    Части дерева как отдельные символы

    Этапы и уровни работы с символами

    Варианты работы с символикой дерева

    Основные архетипы деревьев

    Преимущества работы со сложными клиентами и с психосоматическими проявлениями

    Формы сопротивления

    Практическая отработка предложенных техник

ТЕХНИКИ

    Я как дерево

    Внутренний ритм

    Моя природа

    Корни дерева

    Время года

    Знак исцеления

На семинаре потребуются следующие материалы

    Пастель масляная

    Гуашь

    Пластилин

    Кисточка, баночка для воды

  • Повязка на глаза

Метафорические карты в психотерапевтической работе

РАБОТА С ТЕМОЙ ЗАВИСТИ

16.06 с 10-00 до 17-00 стоимость 3500 руб

Разрешите представить-ЗАВИСТЬ

  • одна из 10 заповедей
  • входит в число 7 смертных грехов
  • ее невозможно утолить
  • под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги
  • ее история насчитывает многие тысячелетия
  • идеальное орудие для отравления своей жизни и окружающих

На семинаре будут рассмотрены возможности работы МАК с этой непростой темой.

Цель семинара

Познакомить участников с возможностями работы с темой зависти с помощью метафорических карт, дать возможность на практике исследовать запускаемый при работе с тематикой зависти процесс переживания подавленной агрессии, боли, страха и никчемности и обучить мягкой бережной работе по продвижению к самоценности, уникальности, глубинному ресурсу и потенциалу

Программа

    Зависть. Понятие, определение и смысл зависти

    Истоки зависти, глубинные причины возникновения

    Зависть и психосоматика

    Зависть как проявление блокировки/запрета на собственные желания

    Возможность работы с завистью как с «направляющей» к истинным желаниям и потенциалу

    Понятие «мягкой» работы, правила и техника безопасности

    Требования к специалисту (готовность работать со страхом, болью, агрессией)

    Особенности сопротивления при работе с тематикой зависти

Техники

    Мягкая работа

    История зависти

    Работа с ресурсом зависти


РАСПИСАНИЕ 2018-2019

Дата время

семинар

ведущий

17.08- 19.08

пт. вск. с 10-00 до 19-15
сб. с 18-00 до 21-15

Основные правила супервизии.
Арт-терапия.
Выходцева В.Н. 9000

с 10-00 до 19-15

Работа с пластилином и глиной. Телесная метафора

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с запросом

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

Работа с психосоматикой. Основные принципы и техники

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа с конструктом «Я и Мир»

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа с темой желаний

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Глина и пластилин. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа со сказкой

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Психотерапевтическая работа

с картами Таро

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Работа с мандалой в арттерапии

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с символами

Антипова А.М.

3500

с 10-00 до 17-30

МАК. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с темой отношений

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

Форма записи на семинар

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
  • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.