Славянские государства. Флаги славянских государств. Образование славянских государств.docx - конспект -урока "Образование славянских государств"

1. Расселœение славян. С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. Во времена Великого переселœения народов они продвинулись далеко на запад и на юᴦ. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге. С VII века они стали продвигаться и на восток. Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви: западных, южных и восточных.

Западные славяне - это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы: болгары, сербы, хорваты и другие.

Восточные славяне - это предки трех родственных народов: русского, украинского и белорусского.

2. Занятия и образ жизни славян. Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремеслами.

В серединœе первого тысячелœетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание - вече (от слова ʼʼвещатьʼʼ - говорить со знанием дела).

Во главе племен стояли военные вожди - князья. У них в подчинœении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на сосœедей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: ʼʼНаходящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают

ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзейʼʼ. Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

3. Болгарское государство. Во второй половинœе VII века славяне, посœелившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта͵ были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры откочевали к средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров.

Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных ими славян, переняли их язык, но дали им свое имя. На севере сосœедями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В серединœе IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.

Выдающимся правителœем Болгарии был князь Симеон (893-927). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон мечтал о подчинœении всœего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населœенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя ʼʼцарем болгар и грековʼʼ.

Но долгие войны истощили страну и разорили населœение. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия - кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половинœе IX века в долинœе реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя.их своими сторонниками.

Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Далее он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

В 863 году братья были направлены в Вели-коморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на базе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книᴦ.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителœей. Οʜᴎ создали независимую от немецких епископов церковь.

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Ве-ликоморавская держава распалась.

5. Образование Чехии и Польши. В IX веке образовалось государство восточных славян - Киевская Русь, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половинœе X века при поддержке знати князья чешского племени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля - влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половинœе X века польский князь Мёшко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединœение польских земель, Меш-ко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.

Объединœение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти. Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши.

В серединœе XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Образование славянских государств - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование славянских государств" 2017, 2018.

Образование славянских государств
Цели: рассмотреть причины становления славянских государств; определить особенности
внешнеполитического положения славянских государств; охарактеризовать культуру славянских
государств.
План
I. Проверка домашнего задания.
II. Славяне.
III. Великая Моравия.
IV. Болгарское царство.
V. Чехия.
VI. Польша.
Оборудование: Вед. §8.
Ход урока
Актуализация знаний:
Карточки1.
Как на византийских мозаиках, фресках, иконах изображались люди?
Карточка2
К каким последствиям привела борьба между иконоборцами и
иконопочитателями?
Фронтальный опрос?
1) Расскажите о строении христианского храма?(сначала стали
использовать здания – базилики – прямоугольное здание, разделенное
рядами колонн по три пять проходов эти проходы называли нефами
(корабль) считалось что только корабль церкви может провести
верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу,
воплощение такого корабля и был неф. В восточной части базилики
заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой находился алтарь –
почитаемая часть храма. Позже в восточной части базилики продольные
нефы стали пересекаться поперечным – трансептом.
2) Назовите типы храма(базиликальный, крестово­купольный)
3) Какую технику унаследовала Византия от Древнего Рима (мозаика –
складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков
смальты(сплава стекла с минеральными красками)
4) Что ещё использовалось наряду с мозаикой? Фреска – живопись по
сырой штукатурке.
5) Кто такие иконоборцы и иконопочитатели?
Изучение нового материала:

Атлас стр11
Истоки истории славян. К востоку от империи Каролингов и к северо­западу
от Византии жили многочисленные племена славян. в первые века нашей эры
предки славян занимали территорию от верхнего течения Эльбы (Лабы) до
среднего течения Днепра. Все они пользовались одним языком, и, как считают
многие учёные, именно с этим связано их самоназвание: славяне, словене –
владеющие словом, понятной речью.
Из первоначальных мест расселения славяне начали движение в разные
стороны. Часть переместилась к северо­западу, вдоль реки Эльбы, другая
часть осваивала Восточно­Европейскую равнину, третья же, продвигаясь на
юг, в VI веке достигла Дуная, то есть границы Византии.
Атлас стр11,71учебника
По мере продвижения в разные стороны группы славянских племён
обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных,
восточных и южных славян. Западные – это поляки, чехи и словаки, а
также славяне полабские (то есть жившие по реке Лабе) и поморские
(жившие по побережью Балтийского моря). Восточные славяне – предки
русского, украинского и белорусского народов, к числу южных славян
относились населявшие Балканский полуостров болгары, сербы, хорваты
и некоторые другие народы.
Занятия и общественный строй славян середины I тысячелетия н. э. имели
много общего с германскими: то же племенное устройство с важной, но
уменьшавшейся ролью народного собрания, усиление власти военного вождя­
князя, опиравшегося на дружину, набеги на соседей ради славы и военной
добычи. Раньше всего, в конце VII века, возникает Болгарское государство. В
Великая Моравия,
к северо­
от него появляется

Северо­западу

IX веке к
востоку – Русь
; в X веке – Чехия и Польша
. Найдите на карте первые

славянские государства.стр71 учебник
Государства складываются также у сербов и хорватов.

Славянские государства возникали в условиях острого религиозного
соперничества между Франкской державой (а позже – Священной Римской
империей) и Византией. Обе империи усердно посылали миссионеров в самые
отдалённые славянские земли. От того, в каком именно варианте, западном
или восточном, будет принято христианство, зависело влияние Рима или
Константинополя на обширные земли. Правители славянских стран были
поставлены перед непростым выбором между латинянами и греками.
Расселение славян происходило на балканском полуострове в 4­7 века

Миссионеры – религиозные проповедники, распространяющие свою веру.

III. Великая Моравия. Стр68 69 атлас стр11
В начале IX в. На реке Морава образовалось первое славянское государство
Великая Моравия. Изначально Моравия приняла христианство по римскому
обряду. Но впоследствии, осознав опасность со стороны западной державы,
почла за лучшее заключить союз с Византией.
­ Какой западный сосед угрожал Моравии? (Франкская империя.)
В 863 г. Из Византии в Моравию прибыли миссионеры: братья­монахи Кирилл
и Мефодий. Перед ними встала задача создания славянского алфавита.
­ Как вы думаете, зачем? (Для перевода священных текстов.)
Они создали глаголицу, которой был записал перевод Евангелия. Однако
глаголица оказалась не очень удобной. И вскоре на основе греческого письма
они создали кириллицу, которую многие славянские народы используют до
сих пор. Его создали ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого
письма и назвали в честь учителя кириллицей.
И после смерти братьев в Великой Моравии продолжалась борьба между
сторонниками Византии и Восточно­Франкского государства. В результате
внутренних потрясений к концу IX в. Великая Моравия распалась.
Атлас стр 12 В ходе расселения славян возникло несколько государств.
Одно из государств это Великая Моравия, Болгарское царство, чехия,
польша. Сейчас мы с вами поговорим о болгарском царстве.
IV.

В 681­1018 – первое болгарское царство. Тюркское племя болгар вторглось на
Балканы, объединив славян, проживавших по обе стороны Дуная. Новое
государство оказалось в орбите влияния Византии.
– С какой серьёзной силой славяне столкнулись на Балканах? (С Византией.)
Болгарское царство.
В 864 г. Князь Борис принял христианство восточного обряда. При этом
богослужение в Болгарии шло на славянском языке. В период правления
Симеона (893­927) Болгария достигла пика своего могущества. Византия была
вынуждена считаться с волей своего северного соседа. Симеон даже принял
титул «царь», равный по своему значению титулу «император», «василевс».
Более того, Симеон заметно расширил границы своего царства за счёт
Византии. Внешнеполитические успехи подорвали могущество болгар.
­ Вспомните, какой русский князь совершал поход против
болгар? (Святослав.)

В 1014 г. Византийский император Василий II разгромил Болгарское царство и
присоединил его к империи. Лишь к концу XII в. Болгария вновь обрела
независимость. Это стало началом Второго Болгарского царства.
Материал учебника
Болгарское царство. Уже в VI­VII веках южные славяне пересекали Дунай и
оседали на территории Византии. В 681 году славян, живших по нижнему
Дунаю, подчинили и объединили под своей властью пришедшие с востока
болгары – кочевники тюркского происхождения. Появилось мощное
государство, известное под названием Первое Болгарское царство. Название и
правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они
растворились среди многочисленных славян.
Римские традиции и соседство с Византией способствовали быстрому
развитию Болгарии, особенно после того, как в 864 году князь Борис принял
от византийцев христианство. Византия проводила гибкую политику и не
требовала, чтобы языком богослужения был греческий. Вся христианская
литература переводилась на славянский язык и записывалась кириллицей, что
способствовало расцвету древнеболгарской литературы.
В правление сына Бориса Симеона (893­927) Болгария настолько усилилась,
что стала соперницей Византии. Симеон первым среди славянских правителей
принял титул «царь» (от «цезарь» ­ император), уравнивавший его с
правителями Ромейской державы. Безмерно честолюбивый, Симеон сам хотел
стать византийским василевсом. Около 30 лет он воевал с ромеями и заметно
расширил границы своей державы. Но бесконечные войны истощили
Болгарию. Позже в её отношения с Византией вмешался русский князь
Святослав, нанёсший болгарам несколько поражений. С севера страну
опустошали венгры, с востока – кочевники­печенеги, на юге вновь усилилась
Византия. В 1014 году василевс Василий II разгромил болгар и жестоко
расправился с пленными, получив прозвище Болгаробойца. Болгария надолго
попала под власть Византии. На этом кончается история Первого Болгарского
царства.
В конце XII века Болгария восстала и вернула себе независимость. Но Второе
Болгарское царство никогда не достигало такого могущества, как Первое.
Работа по карте (с. 71)
Перечислите соседей славян.
V. Чехия.стр71
После распада Великой Моравии центром объединения западных славян
станут поселения чехов на берегу Влтавы. К концу IX в. чешский князь
принимает христианство римского обряда. Особые усилия по
распространению христианства предпринял князь Вацлав (921­929). Эта
политика вызвала неприятие родовой чешской аристократии. Заговор

возглавил брат Вацлава Болеслав. Вацлав был свергнут и убит. Болеслав,
подталкиваемый народным возмущением, был вынужден покаяться в
пособничестве в убийстве брата. Тело Вацлава было перенесено в храм
Святого Вита, а сам погибший князь был провозглашён святым. Тем не менее,
правление Болеслава было довольно успешным. Он заметно расширил
границы Чехии, усилил княжескую власть, способствовал ослаблению
влияния Германии. В XI в. Чехия вошла в состав Священной Римской
империи.
­ Как вы думаете, зачем? (Ради покровительства могущественной западной
державы.)
В 1085 г. Вратислав II получил от императора Священной Римской империи
титул короля. В XII в. этот титул стал наследственным.
Материал учебника
Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на
реке Влтава (приток Эльбы), подчинило своей власти соседние племена. Ещё в
конце IX века чешский князь со своей дружиной принял крещение. Новая вера
стала распространяться среди его подданных, однако долго ещё христианство
оставалось очень поверхностным, а язычество сохраняло свои корни.
Особенно усердно распространял христианство в Чехии князь Вацлав (921­
929). Однако усиление власти князя вызвало недовольство родовой знати. Во
главе заговора оказался младший брат князя – Болеслав. Вацлав был
предательски убит, но его смерть вызвала такое возмущение, что Болеславу
пришлось начать своё правление с покаяния. Останки Вацлава были
торжественно погребены в пражском соборе Святого Вита. Причисленный к
лику святых, Вацлав стал небесным покровителем чешского народа и
княжеской власти: не случайно главная площадь Праги носит его имя.
Болеслав оказался незаурядным правителем. Он укрепил княжескую власть,
раздвинул границы своего государства. Хотя в церковном отношении
католическая Чехия зависела от Германии, Болеслав стремился не допустить
усиления политического влияния опасного соседа и с этой целью воевал с
Германией. При его преемнике в Праге было учреждено самостоятельное
епископство, что ослабило церковную зависимость от Германии.
В XI веке страна официально вошла в состав Священной Римской
империи, но при этом сохранила значительную степень
самостоятельности. В 1085 году чешский князь Вратислав II получил от
германского императора королевскую корону, а в XII веке этот титул стал в
Чехии наследственным. Богатое и процветающее Чешское королевство
обладало немалым весом в делах империи и всей Европы.
VI. Польша.стр.72­73

Центром объединения Польши стали поселения вокруг города Гнезно. Вскоре
новое государственное образование контролировало территорию между
Одером и Вислой. В 966 г. польский князь Мешко I принял христианство
римского обряда.
­ Как вы думаете, почему? (Мешко I искал союза со Священной Римской
империей.)
В 1000 г. в Польше появился свой архиепископ, который зависел
непосредственно от Рима. Это заметно ослабило власть Германии. Сын
Мешко I присоединил к Польше Моравию и Чехию. В этот период
внешнеполитическое могущество Польши очевидно возросло. В 1025 г. он
принял королевский титул. Вскоре Болеслав I перенёс свою столицу в
Краков. И хотя после смерти Болеслава Польша теряет многие его
завоевания, речь уже идёт о державе, влиятельной во всём европейском
пространстве.
Материал учебника
Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение
племён полян в районе города Гнезно. Здесь возникло княжество,
объединившее в IX­X веках обширные земли в бассейне рек Висла и Одер.
В 966 году князь Мешко I принял христианство в его римском варианте, что
позволило Польше надолго установить дружественные отношения с империей.
Вскоре в Польше появилось своё епископство, а в 1000 году –
архиепископство с центром в тогдашней столице Польши – Гнезно. Теперь
польская церковь стала полностью независимой от немецкой и напрямую
подчинялась Риму. Папы возлагали на польских князей большие надежды в
деле обращения язычников в христианство.
Сын и преемник Мешко I, Болеслав I Храбрый, объединил все польские земли,
на время захватил Моравию и Чехию, ходил даже в поход на Русь, чтобы
помочь удержать киевский престол своему зятю Святополку. Германские
императоры с большим почтением относились к огромной Польской державе.
В 1025 году Болеслав принял королевский титул. Столицу своего государства
он перенёс в Краков.
После смерти Болеслава его наследники утратили многие завоёванные земли,
а в XII веке, как и соседняя Чехия, Польша вступает в период феодальной
раздробленности.
Таким образом, с VII по X век в Центральной Европе и на Балканском
полуострове возникло несколько сильных славянских государств, правители
которых, а вслед за ними и их подданные приняли христианство либо в
западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло
огромную роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских
народов Европы, укрепив княжескую власть, заложив основы последующего
развития культуры. Христианство принималось в условиях острого

соперничества между Римом и Константинополем, и выбор того или иного
варианта выходил далеко за рамки вопросов веры: это был выбор и
политической ориентации, и письменности, и культурных традиций. В
Польше, Чехии, Моравии, Хорватии возобладали католицизм и латинская
письменность, в Болгарии и Сербии – православие и кириллица. В первом
случае славянские страны оказались включёнными в тесные связи со
Священной Римской империей, во втором – с Византией.
VII. Вопросы самоконтроля.
Славяне.
– Где преимущественно расселились славяне? (Преимущественно в
Восточной Европе.)
– Какие современные страны принадлежат к ареалу расселения
славян? (Россия, Белоруссия, Украина, Польша, Чехия, Словакия,
Болгария, Сербия, Черногория и т. д.)
– На какие «ветви» разделились славяне? (Западные, южные и восточные.)
– Какая ещё сила претендовала на контроль над славянскими
народами? (Римский папа.)
1) Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития
славянской культуры?
2) Выделите основные этапы истории Болгарского царства.
3) Что было общего в развитии Чехии и Польши?
4) Какие способы использовали в борьбе за своё влияние западная и
восточная церкви?
5) Подумайте, какие причины сыграли свою роль в выборе славянскими
государствами того или иного варианта христианства.
Самостоятельная работа
1) Раскройте значение определений «византийский мир» и «славянский мир»
с помощью ключевых слов из учебника.
2) Какие стороны жизни Византии (государственное устройство, вера,
культура) повлияли на развитие большинства славянских стран? Докажите,
что и славяне сыграли немаловажную роль в истории Византии.
VIII. Домашнее задание: читать §8 «Образование славянских государств»;
ответить на вопросы 1,2,3 кон карт

Которые относится к первому тысячелетию н.э., славяне заняли значительную часть территории Восточной Европы и поселились на Балканах. О первых славянских государств известно с 7 века нашей эры. Первопричиной этого послужило государственные образования других народов, которые начали теснить славян.

Держава Само

Это государство представляло собой племенной союз, который был создан для защиты от врагов и для возможности нападения на другие государства. В него входили земли сербов, чехов, моравов, хорватов и словаков.

Главным городом державы был Вышеград, который был основан на реке Мораве, а название государства обусловлено личностью Само, который стал вождем славян.

Само правил державой с 623 по 658 годы, и за тридцать пять лет царствование он сумел создать обширную державу, которая включала в себя множество земель и народов. Но после его смерти держава прекратила свое существование.

Первое Болгарское царство

Первое упоминание об этой державе относится к 681 году. Болгарское царство представляло собой военизированное объединение, в состав которого входили тюрки и славяне, роль и влияние последних со временем значительно возрастает.

К X веку процесс смешения протоболгар и славян привел к формированию новой этнической общности, которые назывались болгарами. VIII-IX века относят к расцвету Болгарского царства, болгары ведут войны с Византией и славянскими племенами, архитектура и литература развиваются.

Такие правители как Борис I и Симеон укрепляли процветание царства. Последний расширил границы царства до Черного моря, утвердил новую столицу Болгарского царства Преслав. Но после смерти Симеона, земли болгар стали терпеть набеги русичей и византийцев, стали учащаться внутригосударственные раздоры.

Падение Болгарского царства относят к 1014 году, в этот период войска императора Василия II разбили армию болгар, и пятнадцать тысяч воинов были взяты в плен и жестоко ослеплены. Византийская армия захватила Срем в 1021 году, и Первое Болгарское Царство прекратило своей существование.

Великая Моравия

Возникновение этого государства относят к IX веку, это было обусловлено необходимостью защищаться от германских племен и усиленным процессом феодализации. При правлении Святополка территория Моравии включает в себя Словакию, Чехию, Малую Польшу и Паннонию.

У этой державы не было централизованной системы управления, отдельные княжества Великой Моравии было довольно самостоятельным. Столицей Моравского государства был город Велеград. История Великой Моравии значительна для развития религии славянских народов.

Известно, что в 863 году на ее территорию прибыла христианская миссия наряду с Мефодием и Константином, которые и определили дальнейшее развитие славянской письменности и становление богослужения для славян. Примечательно, что как и в случае других славянских государств той эпохи, падение Великой Моравии началось после смерти ее царя Святополка.

На ее земли стали нападать мадьяры, кочевые племена. А Чехия и Словакия окончательно разъединились, первая стал самостоятельным государством, а вторая теперь относилась к венгерскому государству.

Киевская Русь

Это могущественное государство возникло из объединений племен восточных славян на рубеже VIII-IX веков. В древнерусский литературе летописец Нестор описал процесс формирования Киевской Руси и ее становления в «Повести временных лет». История становления Киевской Руси, как одного из самых сильных и влиятельных государств Европы того времени, имеет несколько этапов.

1. Восточные славяне. Образование древнерусского

государства.

Норманнская и антинорманнская теория.

Происхождение славян.

Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.

Летописец Нестор в "Повести временных лет" указал на Нижний Дунай и Венгрию как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

Согласно другой средневековой теории предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад.

Среди других теорий известны азиатская, прибалтийская и др.

Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранее середины II тыс. до нашей эры. Они изначально были расселены от Прибалтики до Карпат.

В истории славян, как и др. народов Европы, большую роль сыграло нашествие Гуннов, которое вызвало массовую миграцию.

Соседи Восточных славян.

Соседями восточных славян были иранцы,финские, балтийские племена.

Образ жизни и верования Восточных славян.

Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. Активно использовались железные орудия, В торговле с развитыми странами Востока и Византией особую роль играл экспорт пушнины.

Они жили оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительныен сооружения. Основной тип жилища - полуземлянка с двух или трехскатной крышей.

Прародителем богов считался бог неба Сварог. Покланялись так же таким Богам как Мокошь, Хорс, Даждь.

Были развиты культы русалок, водяных, славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Поклонялись также духам деревьев. Для освобождения души от тела совершалось трупосожжение. Поклонялись идолам, носили обереги.

Предпосылки образования государства.

В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности. Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. У славян выделились вожди с наследственной властью.

К IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. На место родовой общины приходит соседская /территориальная/ община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти в руках родовых и племенных вождей,

озникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей,

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей-все это создавало предпосылки для появления государственной власти.

Первые шаги к развитию начал государственности относятся у славян к VI в.

Центрами образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород.

В 882 г. преемник Рюрика Олег совершает поход на Киев и захватывает его. Произошло объединение киевских и новгородских земель в одно государство со столицей в Киеве.

НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ

Впервые "норманскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер.

Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами-скандинавами.

Хотя еще М.В.Ломоносов убедительно продемонстрировал научную несостоятельность норманской теории, она неоднократно реанимировалась противниками России для обоснования утверждения о том, что славяне якобы неспособны к самостоятельному историческому развитию - им необходимо иноземное руководство. В частности, эту теорию активно пропагандировали в нацистской Германии.

Варяги сыграли роль эпизодическую, хотя, как распорядилась история, и важную в деле создания ЕДИНОГО Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли.

Так же существует вторая версия:
Рюрик не был норманом, он был родственниом одного из иевсих бояр, которй и пригласил его на княжение.

862 г. - начало княжения Рюрика в Новгороде
882 г. - объединение Руси под властью князя Олега

2.Золотая орда и Русь: особенности взаимоотношений. Последствия для исторического развития.

В начале XIII века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы.

Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имели равных.

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соответствовало европейскому понятию "варвары".

Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что "нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитывала 75 тыс. жителей.

В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов.

Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники.

Взаимоотношения между Русью и Ордой

В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока.

Более двух третей всех поселений было уничтожено.

Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Когда начался сбор систематизированной дани отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века.

Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.

Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением.

Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину.

В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения значительная часть городов золотордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.

Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

В середине XIII века Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян, монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли.

Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Руси.

Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.

Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, выступило против ордынского темника Мамая. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь.Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности.

Киевская Русь

Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную , племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную .

На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности. В результате объединения их племен на территории от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев северной Двины на севере возникла Киевская Русь . О её истории мы узнаем из древнерусских летописей, в частности из "Повести временных лет" , в которой летописец подробно рассказывает о славянских племенах, местах их обитания, первых правителях, дает свою интерпретацию происхождения термина Русь. По мнению, Нестора, само слово "русь" имеет скандинавские корни и тесно связано с приходом в Древнерусское государство варяжских князей и их племени. Концепция средневекового летописца в XVIII веке была поддержана Г.-Ф. Миллером, В.Н. Татищевым и отвергнута М.В. Ломоносовым , который связывает термин "Русь" с названием реки Рось, являвшейся южной границей первоначального расселения славянских племен, и с этнонимом роксоланы. О.Н. Трубачев полагает, что в основе этих онимов лежит индоевропейский корень, значение которого определяется как «светлый». Северное Причерноморье традиционно называли «белой, светлой стороной». Обе концепции имели и до сих пор имеют своих сторонников и противников. Первую из них отстаивают М.П. Погодин, Ю. Венелин, С.М. Соловьев, А.В. Муравьев, Д.А. Мачинский и др.; вторую разделяют и развивают Д.И. Иловийский, А.Н. Носов, О.Н. Трубачев .

Карта 8. Киевская Русь в IX веке.

Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. История его проходит несколько этапов . До 882 года происходит объединение под единой властью племён полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и словен . Завершается этот этап слиянием Киева и Новгорода. Это событие летопись связала с именем Олега и его походом из Новгорода в Киев. После захвата Олегом власти в Киеве начинается новый этап развития Древнерусского государства – расцвет раннефеодальной монархии. В 981 году к Киевской Руси были присоединены восточнославянские земли до реки Сан; в 992 году в её состав вошли земли хорватов, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор; в 989 году русские дружинники ходили на ятвягов, и русское население, заселявшее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси . В 981 году к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости; спустя три года власть Киева распространилась на радимичей. К 1054 году Киевская Русь охватила почти все восточнославянские племена, а Киев стали называть «мати городомъ русьскымь ». Во второй половине XI века проявляется тенденция к распаду Киевской Руси, однако в первой половине XI века вновь происходит усиление феодальной монархии, так как в связи с натиском половцев князья стремились объединить свои силы. Киевская Русь на какое-то время вновь становится более или менее единым государством, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 году Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.
До нашего времени дошло мало свидетельств о жизни восточных славян в дохристианский период. Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливались предметы быта, изображения богов и богинь, жилые и хозяйственные постройки, было дерево – очень податливый и удобный для обработки, прочный, но в то же время легко уничтожаемый огнем и сыростью материал. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х годов XX века был известен всего один целый памятник древнерусской каменной скульптуры - Збручский идол. Памятник Х века, он был найден в 1848 году в реке Збруч (приток Днестра) у села Гусятин. После принятия христианства он, подобно идолу Перуна в Киеве, был, вероятно, сброшен в воду. Идол с реки Збруч представляет собой высокий (2,67 м) четырехгранный столб с тремя ярусами рельефов. В нижнем ярусе изображены подземные божества, которые держат на себе землю и людей (средний ярус), в верхнем – боги с их главными атрибутами – мечом и конем. Такое разделение изображений символизирует представление славян о строении вселенной. В верхней части идола одной княжеской шапкой увенчаны четыре бога, изображенных в рост. На главной лицевой стороне – богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник-круг, сложенный из булыжников. Ров образует восемь дугообразных лепестков, в каждом из которых во время праздника горел ритуальный огонь. Збручский идол хранится сейчас в Краковском музее; копия в натуральную величину - в Историческом музее в Москве.

О древней культуре славян многое рассказывают и языческие капища, которые встречаются в местах расселения славян. Они представляют собой небольшие (14-30 м) площадки со рвом или валом. Капища располагаются на естественных или специально насыпанных возвышениях. В 1908 году на Андреевской горе, в самой середине княжеского двора было открыто так называемое Киевское капище VIII – X веков. Повторно оно было исследовано в 1937 году. Оно образует неправильный четырехугольник с четырьмя прямоугольными выступами и сложено из неотесанных камней без соединительного раствора. Размеры капища – 4,2х3,5 м., высота – 0,4 м. Неподалеку от площадки обнаружен слой пережженной глины с костями домашних животных.

Рис. 84. Киевское капище. VIII – X вв.

В 1951-1953 годах на левом берегу реки Волхв в 4 км от Великого Новгорода обнаружено Перынское капище (IX – X вв.). Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна (согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году она была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров – восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.

Рис.85. Перынское капище. IX – X вв.

Кроме этих капищ, в разное время были обнаружены святилища в Северной Буковине (Ржавинское капище, VIII – X вв.), в урочище Гнилой Кут в Подолии (Гнилокутское капище, V – VII вв.), в Смоленской области (Красногорское святилище, VIII – X вв.), близ Житомира (Шумское святилище, VIII – IX вв.). В святилищах и близ них находят кострища, обожженные кости домашних животных и птиц, черепки сосудов, наконечники стрел, оружие. В единичных случаях археологи обнаруживают и обгоревшие фрагменты человеческих черепов. Таково, например, капище Головно (Волынская обл., Украина).

Археологическое исследование содержимого капищ и располагающихся около них древних поселений показывает, что дохристианская Русь знала литье, чеканку, керамику, вышивку, владела тонким искусством эмалей. Древнерусские мастера делали искусные ювелирные вещи - бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны, осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры.

Как и князья других славянских государств, русские правители ищут поддержку своей власти и международного признания в религии. В русских летописях рассказывается, что около 955 года при дворе византийского императора приняла крещение княгиня Ольга с христианским именем Елена. В 986 году князь Владимир призвал ко двору представителей разных религиозных конфессий: католических послов с Запада; хазар, исповедовавших иудаизм; булгар, исповедовавших мусульманство; византийцев. При выборе веры существенную роль сыграли торжественность и великолепие византийского богослужебного обряда и церкви в целом. Посланцы князя Владимира, побывав в Константинополе, восторженно описали князю Софийский собор и действо, происходившее во время богослужения. 988 год стал официальным годом крещения Руси. Незадолго до этого, в 986 году в Византии крестился и сам Владимир. Он принимает христианское имя Василий и вместе с крещением заключает выгодное политическое соглашение: Владимир женится на сестре византийского императора.

Источники сообщают, что крещение русичей проходило принудительно. По приказу князя всех киевлян согнали к Днепру и крестили, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. В Новгороде язычники оказали сильное сопротивление прибывшему туда епископу Иоакиму (991 г.), в Ростове только четвертому епископу удалось крестить жителей. Дольше всех славянских племен сохраняли язычество вятичи; здесь, на севере Черниговской области, в восточной части Орловской и южной части Калужской областей, христианство утвердилось только в XII веке. После татаро-монгольского нашествия христианство утвердилось не только в городах, но и в сельской местности. Впрочем, некоторые элементы язычества остаются сильными у восточных славян и по сей день.

Вместе с распространением православия в Русскую землю проникло кириллическое письмо. Археологические раскопки в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске и других древних русских городах показывают широкое распространение грамотности на Руси того времени. Исследователи находят огромное количество берестяных грамот, написанных не князьями или дружинниками, а обычным посадским людом; берестяные грамоты мальчика Онфима помогают установить, как шло обучение письму детей. О распространении грамотности среди народа свидетельствуют и надписи на найденных при археологических исследованиях предметах быта: пряслицах, бочках, сосудах и т.д. Понятными и абсолютно правдоподобными становятся слова летописца Нестора (988 г.), что Владимир

Князь Владимир открывает при монастырях и церквях школы. Князь Ярослав Мудрый создает огромную библиотеку, в которой находится множество книг, в том числе и переведенных с греческого языка на русский. В 1037 году при Софийском соборе (Киев) открывается училище для трехсот детей из знатных семей, а в 1086 году княжна Анна Всеволодовна организовала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. С падением Первого Болгарского царства центр славянской книжности перемещается в Киевскую Русь. Из Болгарии и Сербии книжники устремляются сюда, где создаются все условия для развития славянского письма и славянской культуры.

Искусство Киевской Руси после принятия христианства впитало в себя византийские и южнославянские традиции, сохранив при этом и дохристианские мотивы: сказочные птицы, и звери, растительные орнаменты. Несмотря на запрет изображать на стенах храмов что-либо, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Ярким примером такого искусства является церковь Покрова на Нерли , построенная близ г. Владимира в 1165 году. На стенах церкви можно увидеть не только пилястры и аркатуру, характерные для византийских храмов, в закомарах сделаны и лепные украшения, изображающие человеческую фигуру с музыкальным инструментом, по бокам которой располагаются львы, грифоны, ниже - загадочные женские маски. Похожая, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь как олицетворение природных сил можно обнаружить и старые божества – фантастические твари, которые встречались на дохристианских украшениях «звериного стиля». Они и потом, спустя столетия, вплетаются в заставки и буквицы рукописных евангелий.

Соборы новгородские отличаются от владимирских и Киевских своей приземистостью, скупостью на украшения. В Новгородской земле большее развитие получила фреска, располагающаяся не снаружи, а внутри храма. Сохранилась незначительная часть фресок храма Спаса на Нередице (XII в.), погибшего во время Великой Отечественной войны. Они представляют собой своеобразную галерею новгородцев в облачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики - родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы «дедов-сказителей», которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники.

Таким образом, древнерусская культура не только впитала традиции византийского искусства, но и создала собственные традиции, объединившие языческие и христианские мотивы. На стадии раннего средневековья Киевская Русь по типу культуры и направлению исторического развития была близка другим европейским государствам. В дальнейшем от этой близости остается очень мало. Обусловлено было это расхождение разделением церквей на западную и восточную, произошедшим в 1054 году.

В середине XII века Киевская Русь распадается на отдельные княжества. Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (он перевез с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). На смену Киевской Руси приходит период феодальной раздробленности.