Почему кошки почитались египтянами как священные животные. Что означает египетская богиня с головой кошки. Домашнее животное - гиена

В Древнем мире представители многих народов приручали кошек и держали их в качестве домашних животных. Однако египтяне, бесспорно, более других восхищались ими, объявив их священными животными.

БАСТ, БОГИНЯ С головой КОШКИ

Богиня Бает, чье имя в буквальном переводе означает «раздирающая», изображалась чаще всего в виде женщины с кошачьей головой. Подобно Хатор, Маат или Сехмет, Бает была дочерью солнца.

Она занимала почетную должность, служа оком Ра, солнечному богу, и участвовала, таким образом, в акте творения, проливая свет на землю и сражаясь с сумерками. Египтяне нередко связывали ее с львицей Сехмет, богиней войны, и обе они, являясь дочерьми солнца, парадоксальным образом воплощали и кротость, и гаев.

В результате археологических раскопок, проведенных на месте Иерихона в Палестине, были обнаружены кости кошек, восходящие к неолиту. Скелет кошки, датирующийся VI тысячелетием до н. э., был найден на Кипре.

Однако ученые не могут прийти к общему мнению по вопросу о происхождении домашней кошки. Некоторые исследователи утверждают, что она произошла от дикой африканской кошки (Felis sylvestris libyca) и была одомашнена древними египтянами около двух с половиной тысяч лет до нашей эры, другие же полагают, что ее предком был дикий азиатский кот (Felis sylvestris manul). Как бы то ни было, судя по всему, кошка была одомашнена около двух тысяч лет до нашей эры, и произошло это в Древнем Египте. До того кошки встречались исключительно в дикой природе.

Разумеется, древние египтяне приручали кошек не только и не столько из-за их красивой наружности, но в первую очередь из-за того, что они охотились на крыс и мышей, эффективно истребляя этих переносчиков чумы, настоящую катастрофу для урожаев зерна.

Роль кошки в повседневной

Начиная приблизительно со второго тысячелетия до нашей эры, дикие кошки, предки кошки домашней, преследовали свою добычу, грызунов, до самого человеческого жилья в долине Нила, привлеченные запахом пищи и теплом от очагов. В ту пору этот край достиг особенного процветания, в основном благодаря развитию сельского хозяйства и хлебным житницам.

Начиная с 1600 г. до н. э. египетские моряки стали брать кошек с собой в плавание, чтобы защитить свои товары и припасы от вездесущих грызунов, нарушая тем самым суровый египетский закон, согласно которому было запрещено вывозить их за пределы страны под страхом смерти. Кроме того, моряки тайно перевозили кошек, чтобы обменивать их из-под полы, как драгоценности, везде, где развивались морские торговые обмены.

Именно так кошки мало-помалу расселились по всему побережью Средиземного моря. Но египтяне использовали кошек не только для ловли грызунов, но и для охоты. Действительно, эти маленькие хищники были незаменимыми помощниками в охоте на птиц. Их держали на поводке, пока охотник убивал птиц при помощи бумеранга, а затем, когда добыча падала на землю, спускали, чтобы они принесли птицу своему хозяину.

И наконец, кошкам приписывали способность защищать людей от огня. Древнегреческий писатель Геродот рассказывал, что египтяне не боролись с огнем, утверждая, что если вдруг начнется сильный пожар, кошки сбегутся к месту происшествия и бросятся в пламя, отдавая жизни, чтобы спасти людей, оказавшихся в огне. Все, присутствующие при этом, оплакивают кошку, и огонь гаснет без чьего-либо вмешательства. Словом, кошки не только играли важнейшую роль в экономической жизни Древнего Египта, но и были настоящими позитивными символами, которым поклонялся целый народ.

Почитаемое животное

Древние египтяне считали, что ко всем животным следует относиться с уважением. Однако кошек, по-видимому, почитали намного больше остальных, потому что египетский закон под страхом смерти запрещал бранить кошек, плохо обращаться с ними и тем более убивать. Ведь египетские кошки были не просто всеми любимыми домашними животными, но прежде всего священными созданиями.

Начиная с 1567 года до н. э. кот был символом солнца, а кошка — символом луны, так что египтяне почитали этих животных, как богов. Египетские кошки, воплощения Бает, богини женственности и плодородия, или сияющего кота, обеспечивающего возвращение солнца после ночи, занимали завидное положение как в мире живых, так и в загробном царстве Осириса.

Богиня Бает считалась воплощенной кротостью, однако она, как настоящая кошка, вполне могла выпустить когти. Египтяне с нескрываемым восхищением относились к этой богине с головой кошки, которую неизменно сопровождал выводок ее котят. Каждый год в честь Бает совершались жертвоприношения узников. В каждом доме была по меньшей мере одна кошка, а когда она умирала, члены семьи выбривали брови в знак скорби и носили траур на протяжении семидесяти дней. Безутешный глава семейства заворачивал умершую любимицу в полотно и относил ее бальзамировщикам, а затем погребал.

Поскольку бальзамирование обходилось очень недешево, у главы семейства было в запасе целых семьдесят дней на то, чтобы собрать необходимую сумму. Одно из наиболее наглядных свидетельств такого поклонения со стороны египтян находится в городе Бени-Хасане, где археологи обнаружили целое кладбище кошек. Здесь покоились тысячи мумий этих священных животных! Кошки жили при каждом храме, и должность смотрителя кошек была очень завидной; она передавалась по наследству, от отца к сыну.

Держать кошку у себя дома могли только очень успешные египтяне, потому что уход за ней стоил дорого. Они питались не только мышами! Действительно, этих животных так почитали, что кормили первыми, и им доставались лучшие куски мяса или рыбы. Кроме того, когда египтянин стремился снискать расположение богини Бает, чтобы она исполнила его просьбу, он относил лучшую рыбу в дар ее земным воплощениям — кошкам.

Древние египтяне свято верили в то, что каждое животное наделено величайшей силой, поэтому их отношение к ним было наполнено уважением и священным трепетом - как к бережно хранимым реликвиям. Однако самым почитаемым животным считалась египетская кошка-богиня.

Возникновение культа кошек

Сейчас сложно объяснить всю глубину поклонения кошке, которую описывает египетская . Если свести к простейшему, то можно говорить о том, что люди, жившие в те времена, ассоциировали ее со своим жилищем, любовью, браком и, конечно же, своего рода защитой от дьявола.

Первые иероглифы, означающие слова «кот» и «кошка», расшифровываются как «минт» и «миу» соответственно. В русском языке транскрипция этих слов схожа с привычным для нашего слуха «мяукать».

Статуэток и рисунков кошек сохранилось немало. На многих из них можно увидеть, как на груди священного животного размещен жук скарабей. Это еще один почитаемый в Египте символ, с которым связывали понятие жизни.

Как рассказывается в документальном фильме «Кошки Египта: от божества до убожества», эти животные были привезены из Нубии. Прежде чем стать обычными одомашненными животными, которых люди обожают за доброту, мягкость и грацию, кошки были защитницами. Они охотились на мелких грызунов и тем самым спасали провизию, хранящуюся в амбарах. Кошки - переносчиков заразы, например, чумы, и этим предотвращали эпидемии.

Когда Египет превратился в могущественное государство, основу его благополучия составляли зернохранилища. Доверху наполненные пшеницей, они служили гарантом благополучия. Целых четыре месяца, когда Нил разливался, можно было не бояться голода. Для обеспечения сохранности зерна и требовались коты, безжалостно истребляющие крыс и мышей.

Так началось обожествление этих животных как существ, воплощающих в своих образах конкретных богов. Не по этой ли причине верховный бог солнца Ра именовался «великим котом»? Кот-бог Ра победил змея тьмы - Апопа, и часто верховного бога изображали в образе животного, одной лапой держащего нож, второй - придавливающего голову змея.

Увеличивающиеся под воздействием света кошачьи зрачки египтяне ассоциировали с движением бога кошек Ра на колеснице по небесным рекам, а горящие в темноте глаза животного - со знамением огненной колесницы. Когда солнце всходит - глаза кошки становятся меньше, когда клонится к закату - увеличиваются.

Орган зрения этого уникального животного египтяне сравнивали с двумя уменьшенными солнцами. Для людей они были мистическими окнами в другой мир, доступа в который простые смертные не имели.

Во времена Древнего Египта кошки считались пришельцами из загробного мира, поэтому жилище, в котором обитало это животное, никогда не потревожит темная сущность. Почему? Потому что кошки чувствуют их и видят даже в темноте, они никогда не впустят никого в тот дом, который они охраняют от дьявола.

Обратите внимание, как египетский сфинкс будто замирает и устремляет взгляд в одну точку, возможно, в эту минуту он контактирует с тем, кто пришел из незримого для человека мира.

Богиня Бастет и ее священные черные кошки

Самым значимым в Древнем Египте был культ богини-кошки Бастет, который длился вплоть до 1 года до н. э.

Древний Египет был одной из первых великих цивилизаций на земле, зародившейся на заре истории человечества. И представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ.

1. Гарем священного быка


Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.

Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров. В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.

2. Домашнее животное - гиена


Прежде чем остановиться на собаках и кошках, человечество экспериментировало с одомашниванием некоторых довольно странных животных. 5,000 лет назад египтяне держали в качестве домашних питомцев гиен. Рисунки, оставленные на могилах фараонов, показывают, что их использовали для охоты.

Однако, египтяне не испытывали к ним особой любви, зачастую их содержали и откармливали только для еды. И все же хихикающие гиены в качестве домашних животных у египтян не прижились, тем более, что поблизости слонялось множество кошек и собак, которые оказались более подходящими.

3. Причина смерти - гиппопотам


Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет. По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.

4. Священные мангусты


Египтяне обожали мангустов и считали их одними из самых священных животных. Они поражались храбрости этих маленьких пушистых зверьков,отважно сражавшихся с огромными кобрами. Египтяне устанавливали бронзовые статуи мангустов, носили амулеты с их изображениями и содержали их в качестве любимых домашних питомцев.

Некоторые египтяне даже были похоронены с мумифицированными останками своих любимых мангустов. Мангусты вошли даже в египетскую мифологию. Согласно одной из историй, бог солнца Ра превращался в мангуста, чтобы бороться со злом.

5. Убийство кошки каралось смертью


В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

6. Траур по кошке


Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.
Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни. Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.

7. Охота с гепардами


На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома. У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.

8. Город священного крокодила


Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

9. Зарождение жуков-скарабеев


Египтяне считали, что жуки-скарабеи волшебным образом зарождались в экскрементах. Египтяне считали, что жуки-скарабеи обладают волшебной силой. И все они, от богатых до бедных, носили этих жуков в качестве амулетов. Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Но они не видели, как впоследствии самки откладывают в них свои яйца, и поэтому считали, что скарабеи появляются из экскрементов чудесным образом и наделяли их волшебной силой.

10. Война из-за любви к гиппопотамам


Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств. Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать.

Это, конечно, была издевательская причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов. Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.

По материалам: listverse.com

Каждый наверняка хоть раз в своей жизни слышал о том, что в Древнем Египте кошек почитали подобно божествам. Их уважали, они считались священными животными, и археологи продолжают находить статуи и изображения кошек на различных ценных предметах. Согласно предположениям историков, в день, когда умирала одна из кошек, живших во дворце фараона, объявлялся семидесятидневный траур, а сам фараон обрезал себе брови в знак уважения. Более того, ни раз были найдены мумии этих животных при раскопках древних пирамид . Считается, что кошки были проводниками фараонов в царство мертвых. Многие из вас наверняка видели мумифицированных животных в Египетском зале Музея истории искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Привыкнув воспринимать все это как исторический факт, задаемся ли мы вопросом - почему так? Вследствие чего и по каким причинам египтяне питали такую любовь и уважение к кошкам?

В Египте кошки появились примерно в 2000-е годы до нашей эры, тогда как одомашнены эти животные были примерно девять с половиной лет назад. Для начала, жители Египта ценили кошек за охрану от мелких грызунов, а благодаря охоте на крыс кошки приобрели еще больше уважения. Уничтожая змей, кошки делали территорию более безопасной для проживания. Помимо этого своей мягкостью, независимостью и грациозностью кошки восхищали. Жители очень сильно полюбили кошек. За убийство животного можно было стать осужденным на смертную казнь.

Впервые в мировой истории именно в Египте кошек наделяли сакральными и божественными качествами. На некоторых изображениях бог Ра (бог солнца) являлся рыжим котом, который каждый день поглощает Апопа, олицетворяющего зло и мрак. Вместе с тем Баст, богиня любви, красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, изображалась в виде женщины с головой кошки. Именно с богиней Баст связано то, что кошек начали мумифицировать: Баст олицетворяли кошками, и почести, которые те получали посмертно, указывали на то, почему кошки достойны этих почестей.

Ради кошек египтяне готовы были совершить героические поступки. Например, бывало, люди бросались в горящие дома, чтобы убедиться: в помещении нет ни одной кошки. Это лишний раз доказывает, насколько уважительно, трепетно, любовно и серьезно относились люди к кошкам в Древнем Египте. Это не были просто одомашненные животные, приятные эстетически и вызывающие умиление. Это были помощники и даже защитники. Но действительно ли только эта помощь людям, о которой написано выше, является главной причиной такого отношения к этим животным? Неужели их невольная и неосознанная помощь человеку привела к целому культу? Увы, точного и полного ответа мы никогда не узнаем.

Серьезного становления на религиозном уровне и своего расцвета культ кошек достиг в 1550-1069 гг. до н.э. Именно в этот период был создан город Бубастис, ставший главным местом поклонения Баст.

В конце 300х годов нашей эры культ кошек был официально запрещен. Так прежнее отношение к кошкам и интерес к ним перешел в любовь к этим животным лишь как к питомцам, которых держали дома, и в распространение этого явления в Египте и за пределами.

Древнеегипетская надпись на обелиске в Небре гласит: "О, чудесная кошка, дарованная навеки". Культ этого маленького хищника начался еще во времена Древнего Царства и длился на протяжении многих столетий. Никогда, ни в одном государстве мира это грациозное животное не почиталось так, как в стране пирамид. Кошки в Древнем Египте не просто были полноправными членами египетских семей и любимыми питомцами фараонов, люди присваивали им божественный статус и возводили в их честь храмы и даже целые города. Это был золотой век в кошачьей истории.

Роль кошки в Древнем Египте: почему этих животных обожествляли?

Древние статуэтки египетских кошек

Прошлое Древнего Египта и история одомашнивания диких кошек неразрывно связаны между собой, поскольку именно в стране пирамид предки современных котов впервые стали обитать рядом с человеком. Об этом говорит множество источников, датированных III тысячелетием до нашей эры.

Уже тогда на росписях в гробницах знатных граждан и даже самого фараона пушистые зверьки запечатлелись живущими в доме в качестве почетных членов семьи и носящими специальные ошейники. Египетские художники старались рисовать священного зверька в любых видах и позах на погребальных плитах или папирусах. Скульпторы ваяли их из золота, бронзы, камня или дерева, лепили из глины, вырезали из слоновых бивней. Юные египтянки всегда держали при себе амулеты с кошачьими образами, которые назывались «утчат» и являлись символом деторождения.

Благодаря фрескам и другим предметам искусства, украшенным грациозными кошачьими фигурками, также стало известно, что египтяне называли своих питомцев «миу» или «миут». Существует предположение, что такое прозвище кошки получили из-за издаваемых ими мяукающих звуков. Это имя давали и девочкам, чтобы подчеркнуть их красоту, грацию и мягкость.

Жители страны пирамид очень чтили пушистых животных. Они восхищались их чистоплотностью и изяществом. Особую тайну для человека представлял тайный сумеречный образ жизни кошки, ее светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, независимый нрав. Эти необычные и необъяснимые качества вызывали трепет у древних людей и вселяли в их сердца безграничное уважение к свободолюбивому зверю. Помимо этого, кошке приписывались и мистические способности - по мнению египтян, она могла посещать потусторонний мир.

Поэтому кошки и были желанными гостями во многих храмовых комплексах Древнего Египта. Там их кормили свежей рыбой, которую специально разводили в прудах. Уход за храмовыми животными осуществлялся жрецами - «стражами кошек» и являлся одной из самых почетных служб в государстве. Причем эта уважаемая профессия с гордостью передавалась по наследству от отца к детям. Суеверные египтяне считали, что храмовые зверьки способны предсказывать будущее. Потому жрецы внимательно следили за каждым их жестом, а потом истолковывали знаки, считая, что так с ними общаются сами боги.

Практическая сторона вопроса

Почитание кошки в Древнем Египте имело и экономические предпосылки, помимо мистических. В те далекие времена государство занималось исключительно аграрной деятельностью и славилось на весь мир своим богатым урожаем зерновых культур. Фактически жизнь страны пирамид напрямую зависела от количества выращенной пшеницы и ее сохранности.

Но урожай нередко подчистую уничтожался несметными полчищами грызунов. Именно тогда древние египтяне и обратили внимание на пушистых зверьков, каждому из которых было под силу спасти до десяти тонн зерна в год. Таким образом, кошки являлись жизненно необходимыми животными для выживания целой нации.

А еще маленькие хищники ловко уничтожали ядовитых рогатых гадюк, которых в тех землях водилось великое множество. Кошек брали и на охоту в качестве охотничьих животных, они добывали птиц и рыбу.

Благодаря дошедшим до наших дней кошачьим мумиям, археологам и ученым удалось выяснить, как выглядели эти зверьки в те далекие времена. Они были небольшого размера, худощавые, грациозные и в основном однотонного красноватого окраса.

Значение богини Бастет в религиозном культе


Археологи предполагают, что в древнеегипетском пантеоне значились имена нескольких сотен богов. Но одним из самых популярных божеств, входящих в «священную девятку» (девять верховных божеств), считалась молодая и прекрасная девушка с головой кошки - богиня Бастет (Баст).

Ее статуи высекались из камня, изготавливались из золота или бронзы. В руках она держала систр (музыкальный инструмент), а у ног богини резвились четыре котенка. На основаниях этих статуй и обелисках высекались священные молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца».

Кошки Египта почитались и в двояком обличии: самого бога Солнца часто запечатлевали в образе рыжего кота (мужская ипостась Бастет). А в древнеегипетской Книге мертвых изображен Великий Мату – кот белого цвета, который спас человечество от змея Апопа.

Иногда богиню изображали и со львиной головой, чтобы подчеркнуть двойственность натуры. Это связано с одной интересной легендой о дочери верховного бога Ра, которая могла принимать облик львицы, - Сехмед (или Муут). Она была владычицей пустыни, грозной и беспощадной богиней войны и палящего солнца. В качестве оружия у нее были знойные ветры самума и стрелы, поражающие врагов в самое сердце.

Несмотря на вздорный характер, Сехмед считалась хранительницей мира и защитницей людского рода. К ней возносили молитвы тысячи верующих в минуты опасности и просили защиты от недоброжелателей.


Если доверять мифу, Ра отправил Муут на землю, чтобы наказать непокорных людей. Но попав однажды к простым смертным, жестокая богиня вкусила людской крови, обезумела и перешла все дозволенные границы. Она начала беспощадно истреблять человечество. Тогда бог Онурис решил обмануть львицу и облил землю пивом, подкрашенным в красный цвет (по другой версии красным вином).

Перепутав напиток с кровью, она принялась лакать его и вскоре опьянела. Именно тогда боги и обратили кровожадное дикое животное в пушистую миниатюрную кошку. Поэтому кроме утонченной кошачьей сущности, Баст имела и вторую темную натуру жестокой хищницы Сехмед. Со временем этот миф забылся, и после 2000 года до нашей эры изображения Бастет значительно изменились – ее стали изображать исключительно в образе грациозной кошки.

В стране пирамид Баст олицетворяла саму жизнь, плодородие женщины и земли, являлась покровительницей домашнего очага и защитницей фараона и его семьи. Кроме того, царственную богиню связывали с солнечным и лунным светом. Ей была дана власть открывать зарю нового утра.

Также богиня-кошка чтилась как покровительница беременных и рожающих девушек, поскольку именно эти животные легко котятся. Древние египтяне верили, что Баст оберегает детей от укусов ядовитых змей и скорпионов, а также тяжелых недугов. Поэтому для новорожденных изготавливались амулеты с изображением кошки, а детям постарше наносились соответствующие татуировки.

Храмы, построенные в честь женщины с кошачьей головой

В религии Древнего Египта божественная кошка имела огромное значение и влияние. В ее честь недалеко от дельты Нила был построен религиозный центр поклонения - город Бубастис, в котором находился прекраснейший храм, посвященный кошачьей богине, если верить описанию древнегреческого историка Геродота. Именно здесь проходили ежегодные религиозные торжества, связанные с кошачьим культом, куда стекалось множество паломников со всей страны. Археологи даже нашли в древнем городе крупнейшее захоронение мумифицированных пушистых зверьков (около трехсот тысяч мумий).

Также известно, что в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в честь кошки египтяне воздвигли большое святилище. В его центре возвышалась статуя Бастет гигантских размеров, изготовленная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время религиозных торжеств изваяние выносили из храма, погружали в ладью и провозили вдоль речных берегов.

Историки связывают подобное возвышение богини с кошачьей головой с серьезными политическими изменениями в стране пирамид, когда центральная власть перешла из Верхнего Царства в Нижнее, а у государства появилась новая столица - Пер-Баст (дом Баст). Культ Бастет продержался на египетской земле вплоть до IV века нашей эры.

Малоизвестные факты

Потомками священных нубийских кошек являются современные египетские мау, которые прославились на весь мир благодаря своему природному леопардовому окрасу. Существует также версия о том, что первые кошки страны пирамид были потомками камышовых и степных котов. Особую роль при дворе фараона играли и бесшерстные животные - сфинксы, которые со временем исчезли с территории Египта и возродились к жизни в Канаде только в 70-х годах XX века.

Интересные факты о древнеегипетских кошках, которые лишь подчеркивают их значимость для жителей страны пирамид:

  • Почти у всех простых египтян была своя пушистая любимица. Для нее оставляли в качестве угощения свежую рыбу, ухаживали, как за самым почетным членом семьи, и верили, что за это она будет защищать всех жильцов дома. Если внезапно начинался пожар, питомицу выносили из пылающего здания первой и только потом детей.
  • Египтяне оберегали священную кошку и препятствовали ее вывозу за пределы страны, поскольку зверек являлся собственностью самого фараона. Нарушение этого правила каралось смертной казнью, а животные, покинувшие государство, возвращались обратно домой с помощью выкупа или похищения.
  • Даже за неумышленное убийство маленького крысолова преступник расплачивался собственной жизнью. Греческий историк Диодор Сицилийский засвидетельствовал случай, как один из римлян случайно проехал по зверьку на колеснице и был за это растерзан разгневанными египтянами.
  • Если пушистая любимица погибала, ее похороны проходили с большими почестями и погребальными песнями, а хозяева сбривали брови и волосы на голове в дань уважения и погружались в длительный 70-дневный траур.

Умерших животных мумифицировали, оборачивая в льняную ткань с орнаментами и священными молитвами и умащивая тело благовониями и маслами. Считалось, что душа питомца благодаря этому обряду обретет способность возрождаться в новом теле. Богатые граждане надевали на мумию золотую маску, помещали ее в деревянный, бронзовый или золотой саркофаг и оставляли в гробнице любимые игрушки и забальзамированные тушки мышей.

Фото мумии кошки, выставленной в Лувре

Но поклонение пушистой любимице некогда сыграло с египтянами злую шутку. Если верить записям историка Птолемея, в 525 г. до н.э. кошки отрицательно повлияли на результаты осады персидскими войсками пограничного города Пелузия. Обстоятельства вынудили персов встать под стенами, поскольку они не отличались умением штурмовать хорошо защищенные города.

Тогда царь Камбиз II приказал поймать множество кошек и привязать их к доспехам и щитам воинов, шагающих впереди всего войска. Увидев это, египтяне не осмелились применить копья и стрелы, чтобы не покалечить ни одно священное животное. В результате битва была проиграна. Но несмотря ни на что кошки продолжали обожествляться в Египте вплоть до завоевания страны греками, а чуть позднее римскими легионами.