Как разбирать морфологический разбор. Как сделать морфологический разбор слова

Хорошо ли мы помним то, чему нас учили в школе? Ну вот, например, можете ли вы сказать, как делать морфологический разбор слова и зачем вообще это нужно? Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда родители пытаются помочь своему ребенку в подготовке к сдаче ЕГЭ. И как ни странно, зачастую их ставит в тупик не физика с химией или математика, а наш родной и любимый русский язык.

Что такое морфологический разбор слова

Морфология – это раздел языкознания, изучающий слово, как часть речи. Морфологический разбор слова, это его полная характеристика именно с точки зрения грамматики русского языка. Делая морфологический разбор слова, нужно уметь определить, какой часть речи оно является, какие у него имеются постоянные признаки, а какие признаки этого слова являются изменяемыми. Нужно также понимать, в какой форме данное слово употреблено в предложении, и какую роль оно здесь играет.

Зачем нужен морфологический разбор слова

Те ошибки, которые обычно делаются в письменной речи, являются не случайными. Многие слова имеют «ошибкоопасные» части, которые при изучении в школе русского языка указываются специальными орфограммами, призванными обратить внимание именно на наиболее вероятные ошибки. Морфологический разбор слова придуман вовсе не для того, чтобы усложнять жизнь ученикам и их родителям. А для того чтобы было легче понять, как именно следует писать данное слово. Например, определяя к какой части речи оно относится, мы можем быстро вспомнить, как именно следует проверять правильное написание, в случае возникших сомнений. Так, прилагательное проверяется путем постановки к нему вопроса, существительное – по падежам и склонениям, окончания глагола в безударной форме – в соответствии со спряжением. Если же это глагол прошедшего времени, то его написание проверяется по роду, к которому его нужно отнести.

Правописание суффиксов и окончаний слова полностью зависит от того, к какой части речи относится данное слово. Вот поэтому в школе уделяют довольно много времени изучению этого момента, а кроме того, морфологический разбор слова обязательно входит в программу экзаменов ГИА в 9 классе, в программу ЕГЭ и в программу вступительного экзамена по русскому языку в высших учебных заведениях.

Давайте вспомним, как делать морфологический разбор слова

Итак, чтобы сделать морфологический разбор существительного, нужно указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.);
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: имя соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное, род, скло­не­ние;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, число;
  • син­так­си­че­ская роль.

Давайте посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, у нас есть предложение: «Я надела шляпу». Попробуем сделать морфологический разбор слова «шляпу».

  • Шляпу – сущ, н.ф.: шляпа.
  • Пост. пр.: на­ри­цат, неодуш., ж.р., 1 скл.;
  • Непост. пр.: В.п., ед.ч.;
  • Синт. роль: до­пол­не­ние.

Как видите, все очень просто.

Это было у нас имя существительное. А теперь попробуем для примера взять прилагательное. Оно разбирается по такой же схеме, однако есть и некоторые отличия. Чтобы сделать морфологический разбор прилагательного, нужно будет указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч., муж или жен.р.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: ка­че­ствен­ное, при­тя­жа­тель­ное, от­но­си­тель­ное.
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: для ка­че­ствен­ных – сте­пень срав­не­ния, пол­ная или крат­кая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).
  • син­так­си­че­ская роль в предложении.

Возьмем предложение: «Впереди мелькнула голубая гладь реки». Что мы можем сказать о прилагательном «голубая»?

  • Голубая – при­лаг., н.ф.: голубая.
  • Пост. пр.: ка­честв.;
  • Непост. пр.: по­ло­жит. сте­пень сравн., пол­ная форма, Им.п, ед.ч.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Ладно, с существительными и прилагательными мы разобрались. А что делать, если нужен морфологический разбор глагола? В принципе, все то же самое. Ну – почти:

часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (ин­фи­ни­тив);

по­сто­ян­ные при­зна­ки: вид, пе­ре­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние;

непо­сто­ян­ные при­зна­ки:на­кло­не­ние гла­го­ла, время, лицо, число, род (если есть).

син­так­си­че­ская роль.

«Слушатели оживились, начали хлопать в ладоши». Разберем глагол «оживились».

Оживились – глаг., н.ф. – оживиться;

Пост. пр.: сов.в., непе­ре­ход., воз­вратн.,ІІспряж.;

непост. пр.: изъ­явит. на­кло­не­ние гла­го­ла, прош.вр., мн.ч.;

синт. роль: ска­зу­е­мое.

Как сделать морфологический разбор числительного и местоимения

Ну вот, мы немного разобрались с основными членами предложения. Но ведь здесь есть и другие части речи, которые тоже являются полноценными словами и играют в предложении весьма важную роль. Поэтому мы сейчас посмотрим, как нужно делать морфологический разбор числительного и местоимения.

При морфологическом разборе числительного необходимо указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: про­стое/со­став­ное; ко­ли­че­ствен­ное/по­ряд­ко­вое/со­би­ра­тель­ное;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род (если есть), число (если есть).
  • син­так­си­че­скую роль.

Возьмем для примера предложение: «Мы выбирали из десяти претендентов».

  • Десяти – чис­ли­тель­ное, н.ф.: десять;
  • Пост. пр.: про­стое, колич.;
  • Непост. пр.: Р.п.;
  • Синт. роль: определение.

Если все понятно, то переходим к морфологическому разбору местоимения. Здесь нужно будет указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: раз­ряд, лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний)
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род, число (если есть), лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний).
  • син­так­си­че­ская роль.

Используем в качестве примера предложение: «В этой книге рассказывается о древнем китайском городе».

  • Этой – ме­сто­име­ние, н.ф.: эта.
  • Пост.пр.: указательное;
  • Непост. пр.: П.п., ед.ч., ж.р.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Очень надеемся, что этот небольшой тренинг поможет вам на предстоящих экзаменах.

Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Имя существительное

План разбора
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

Образец разбора

Тихо льется тихий Дон."

Устный разбор:

Дон-существительное,обозначает предмет,отвечает на вопрос что? Начальная форма-Дон;собственое,неодушевленное;муж.р.;2-е скл.употреблено в форме им.п.ед.ч.(мн.ч. не имеет) в предложении выполняет роль подлежащего.

Имя прилагательное

План разбора
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль в предложении.

Образец разбора

Коля рисовал хлеба, которые были убраны в большие 3 копны.

Устный разбор

Большие – имя прилагательное.
Во-первых, обозначает признак предмет: (какие?) хлеба. Начальная форма: большой.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: качественное. Непостоянные признаки: полное, вин.п., мн.ч.

Письменный разбор:

Большие – имя прилагательное.
I. (Какие?) хлеба. Н.ф. – большой.
II. Пост.п.: качеств.; непост.п.: полн., вин.п., мн.ч.
III. Хлеба (какие?) большие.

Имя числительное

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж).
2. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Школьный участок занимает десять 3 гектаров.

Устный разбор

Десять - имя числительное.
Во-первых, обозначает количество: гектаров (сколько?) десять. Начальная форма - десять.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, обозначает целое число. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже.
В-третьих, в предложении входит в состав дополнения: занимает (что?) десять гектаров.

Письменный разбор

Десять - числит.
I. Гектаров (сколько?) десять. Н. ф. - десять.
II. Пост.п: прост., колич., целое. Непост.п: в вин. пад.
III. Занимает (что?) десять гектаров.

Местоимение

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма.
2. Постоянные признаки: разряд по значению; лицо (для личных).
Непостоянные признаки: падеж; род (если есть); число (если есть).
III. Синтаксическая функция.

Образец разбора

Мой 3 оптимизм родился из занятий наукою, и мне 3 желательно было бы внушить его каждому 3 ... (Д. Менделеев)

Устный разбор

Мой - местоимение.
Во-первых, оно указывает на признак: оптимизм (чей?) мой. Начальная форма - мой.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное; непостоянные признаки: стоит в именительном падеже, в единственном числе, в мужскому роде.
В-третьих, в предложении является определением.

Мне - местоимение.
Во-первых, указывает на предмет: желательно было бы (кому?) мне. Начальная форма - я.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак - личное; непостоянные: употреблено в дательном падеже, единственном числе.

Каждому - местоимение.
В-первых, оно указывает на предмет: внушить (кому?) каждому. Начальная форма - каждый.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: является определительным; непостоянные признаки: стоит в дательном падеже, единственном числе, мужском роде.
В-третьих, в предложении является дополнением.

Письменный разбор

Мой (оптимизм) - мест.
1. (Чей?) мой. Н. ф. - мой.
2. Пост.: притяжательное. Непост.: в и. п., ед. ч., м. р.
3. Оптимизм (чей?) мой.

Мне - мест.
1. (Кому?) мне. Н. ф. - я.
2. Пост.: личное. Непост.: в д. п., ед. ч.
3. Желательно было бы (кому?) мне.

Каждому - мест.
1. (Какому?) каждому. Н. ф. - каждый.
2. Пост.: определительное. Непост.: в д. п., ед. ч., м. р.
3. Внушить (кому?) каждому.

Глагол

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма).
2. Постоянные признаки: вид; возвратность; переходность/непереходность; спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); лицо (если есть); число; род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Будущее принадлежит 3 людям честного труда (М. Горький).

Устный разбор

Принадлежит - глагол.
Во-первых, обозначает действие: (что делает?) принадлежит. Начальная форма - принадлежать.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: несовершенного вида, непереходный, II спряжения. Употреблён в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.

Письменный разбор

Принадлежит - глагол.
I. (Что делает?) принадлежит. Н. ф. - принадлежать.
II. Пост.п.: несов. вида, неперех., II спр. Непост.п.: в изъявит. накл., в ед. ч., в 3-м л.
III. Будущее (что делает?) принадлежит.

Наречие

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Ветер порывисто 3 дул.

Устный разбор

Порывисто - наречие.
Во-первых, оно обозначает признак действия: дул (как?) порывисто.
Во-вторых, является неизменяемым словом.
В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.

Письменный разбор

Порывисто - наречие;
I. Дул (как?) порывисто.
II. Неизм.
III. (Как?) порывисто.

Морфологический разбор особых форм глагола

Причастие

План разбора


II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: залог (действительное или страдательное), возвратность, время, вид.
3. Непостоянные признаки: полная или краткая форма, падеж (если есть), число, род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Первая комната была оклеена 3 по брёвнам старыми газетами (К. Симонов).

Устный разбор

Оклеена (комната) - это причастие.
Во-первых, оно обозначает признак предмета по действию (комната, которую оклеили), образовано от глагола оклеить . Начальная форма - оклеенный.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида. Здесь согласуется со словом комната и употреблено в краткой форме, в единственном числе, в женском роде - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является именной частью составного сказуемого.

Письменный разбор

Оклеена - причастие.
I. Комната (какова?) оклеена - причастие, особая форма глагола оклеить.
II. Н.ф. - оклеенный. Пост.п: страдат., прош. вр., сов. в. Непост.п: в крат. ф., ед. ч., ж. р.
III. Комната (какова?) оклеена.

Деепричастие

План разбора

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь 3 заметить хоть лёгкий след раскаяния (М. Лермонтов).

Устный разбор

Стараясь - деепричастие.
Во-первых, оно обозначает добавочное действие (смотрел и старался заметить). Начальная форма - стараться.
Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: несовершенный вид, неизменяемость.
В-третьих, в предложении является обстоятельством цели: смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.

Письменный разбор

I. (Что делая?) стараясь - деепричастие.
II. Н. ф. - стараться. Пост.п: несов. в., неизм.
III. Смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.

Морфологический разбор служебных частей речи

Предлог

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

По 3 небу метались встревоженные галки.

Устный разбор

По - предлог.
Во-первых, служит для связи главного слова метались с зависимым существительным небу в дательном падеже.
Во-вторых, имеет морфологический признак - неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложениях не является.

Письменный разбор

По - предлог.
I. Метались |по| небу (д.п.).
II. Морф.п.: неизм.

Союз

План разбора

I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
Постоянные: сочинительный или подчинительный; простой или составной; неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.

Образец разбора

Я слыхал о тамошних метелях и 3 знал, что целые обозы бывали ими занесены (А. Пушкин).

Устный разбор

И - союз.
Во-первых, соединяет однородные сказуемые слыхал и знал .
Во-вторых, имеет морфологические признаки: сочинительный, простой, неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложения не является.

Письменный разбор

И - союз.
I. ═══ и ═══ .
II. Морф. п.: соч., прост., неизм.
III. Не является членом предложения.

Частица

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) разряд;
2) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

А тут бы 3 влево лишь принять (И. Крылов).

Устный разбор

Бы - частица, так как:
во-первых, участвует в образовании условного наклонения;
во-вторых, является формообразующей, это неизменяемое слово;
в-третьих, не является членом предложения.

Письменный разбор

Бы - частица.
I. Образует услов. накл.
II. Морф.п.: формообраз., неизм.
III. Не является членом предложения.

Междометие

План разбора

I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) тип по образованию;
2) значение;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора
Эй 3 , добрые люди, кто из вас дома?

Устный разбор

Эй - междометие, так как,
во-первых, выражает побуждение,
во-вторых, является непроизводным и неизменяемым словом,
в-третьих, в предложении не является членом предложения.

Письменный разбор

I. Эй - междометие.
II. Морф.п.: непроизв., выражает побуждение, неизм.
III. Не является членом предложения.

Ссылки

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 191 с.: ил. - ISBN 5-09-008918-3 .

Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.

Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018

2914 229

Содержимое разработки

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

    собственное или нарицательное,

    одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),

    род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),

    склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки:

    в … числе (ед., мн. ),

    в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ).

И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

    в степени сравнения (для качественных);

    в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,

    в … падеже (для полной формы),

    в …числе (ед., мн.),

    в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА .

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

    вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),

    спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),

    возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),

    переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова)

    в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),

    в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),

    в … числе (ед., мн.),

    в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

    разряд по структуре (простое/сложное/составное),

    разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ),

    особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .

5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .

40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .

тысяча скл., как сущ.1 скл.

миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .

сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.

сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • число (если есть),

    род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ .

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

    разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)

    разряд по значению с доказательством:

личное , т.к. указ. на лицо;

возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;

притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;

вопросительное , т.к. указ. на вопрос;

относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;

неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,

отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;

определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.

    лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • число (если есть),

    род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ .

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

)

Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

    действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).

    вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?).

    возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).

    время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

    полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных).

    падеж (только для причастий в полной форме).

    число (ед., мн).

    род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?).

    Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор СОЮЗА .

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ).

    Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)

    Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА .

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).

    Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).

    Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ .

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

    Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).

    Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ .

I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию.

II. Признаки:

III. Не является членом предложения.

14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА .

I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.