Публичное выступление на 5 минут. Успешное публичное выступление: пример текста

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Многие из вас задаются вопросом: как выбрать тему для выступления в Ораторском Клубе?

Есть как минимум 2 способа:

Ораторский клуб знает удачные примеры выступлений, подготовленных и тем и другим способом. В любом случае, тема вашего выступления должна увлекать вас, вдохновлять вас и конечно же должна быть связана с искусством публичных выступлений, риторикой, красноречием, общением, чтобы заинтересовать других участников клуба.

Кроме того, помните, что люди приходят в Ораторский клуб, чтобы научиться выступать публично, поддерживать себя в форме, тренироваться и совершенствоваться, поэтому с особой благодарностью встречают тех ведущих, которые предоставляют возможность выступить каждому.

Мир ораторского искусства прекрасен и многогранен, и вы можете сформулировать бессчетное множество тем, интересных для выступления, изучения, обсуждения, полемики.

Мы приготовили подсказку, которая поможем вам сориентироваться.

5 основных разделов, в каждом из которых калейдоскоп важных подразделов и увлекательных тем:

1. Контроль состояния оратора
— Как не волноваться во время публичных выступлений?
— Энергетика оратора

2. Звук (Как мы говорим?)
— Звучание речи (дыхание, голос, темп речи, артикуляция, дикция, интонации и пр.)

3. Видеоряд (Что мы показываем и как выглядим?)
— Сценическое движение, жесты, манера держать себя, имидж
— Как использовать наглядные материалы (проектор, доска, etc)

4. Что мы говорим?
— Культура речи + Стиль (это мы понимаем оч. широко: чистота и грамотность, красота, выразительность, креатив)
— Импровизация (как словесная, так и просто реакция на непредвиденные обстоятельства. Здесь же юмор и умение шутить)
— Структура выступления (Законы композиции)
— Содержание выступления (Изобретение идей, топосы, законы логики)
— Выразительность речи (лексическая, синтаксическая, фонетическая).
— Лаконичность
— Логика

5. Взаимодействие с аудиторией
— Привлечение и контроль внимания аудитории
— Ответы на вопросы, управление сложной аудиторией, нейтрализация публичных террористов
— Теория спора (аргументация и пр)
— Действенная речь (как сделать свое выступление эффективным, добиться желаемой цели – убедить, побудить к действию)

Сейчас список самых актуальных тем для выступлений в Ораторском Клубе таков:
1. Энергетика публичного выступления
2. Скорость речи
3. Роль пауз в публичном выступлении
4. Лексика оратора – залог успеха
5. Способы изобретения идей для публичных выступлений (Топосы)
6. Как отвечать на вопросы (в том числе «сложные»)?
7. Сторителлинг
8. Как правильно делать комплименты

Не всегда тема выступления дается нам кем-то заранее. Часто

приходится ораторствовать на свободную тему, и тут возни-

кает вопрос: а какую же тему для публичного выступления выбрать?

О чем поведать аудитории? При выборе темы очень важно баланси-

ровать между интересом предмета обсуждения для вас и для ауди-

Во-первых, безусловно, тема должна быть интересна и значима

для вас. Знаете, почему обычно первое выступление бывает самым

удачным и эмоциональным? Потому что оратор заряжает аудиторию

своим восторгом, азартом и интересом к теме, в которой он толь-

ко недавно разобрался. Потому что оратор передает свой восторг

от новизны материала, который он только что изучил.

Искренний интерес к теме нельзя имитировать, изобразить

или подделать. Любая аудитория без труда почувствует, насколько

вам близко и интересно то, о чем вы сами повествуете. Поэтому ин-

терес к теме выступления - ключевой фактор успеха.

тельно интересны. При этом я понимаю, что тренинги по менеджмен-

ту или построению дистрибуции могут быть более востребованными,

но не возьмусь за них. Не потому, что мне лень или не нужны деньги.

Я должен гореть темой тренинга, это должно быть мое на 100%, это

должно быть мне близко. В противном случае эффекта не будет, вы-

ступление ярким и запоминающимся не получится и, как следствие,

результата от обучения не будет.

Как-то от одного из специалистов и тренеров по публичным высту-

плениям я услышал, что слушатели - это сосуд, который надо запол-

нить. Если уж и пользоваться метафоричными описаниями, то, на мой

взгляд, публика - это не сосуд, а скорее факел, который нужно за-

жечь. И вовлеченность в тему, искренний интерес к ней, обширные знания по теме и являются тем самым огнем, которым можно раз-

жечь чувства аудитории. Не заполняйте, лучше разжигайте».

«Что делать, если тема заранее установлена, но она явного ин-

тереса не вызывает?». Друзья, ответ на-

прашивается сам собой. Единственный способ - заинтересовать

себя, найти что-то новое и необычное в теме выступления. Вам дали

тему «Контроль производства дюкер-гвоздей и распорочных дю-

белей в условиях плохой видимости на предприятии»? Хм, сочув-

ствую. Постарайтесь подойти к этому вопросу чуть шире, чем обычно.

Посмотрите историю этого вопроса, изучите инновационные техно-

логии в данной сфере, найдите забавные истории, приключившие-

ся на производстве. В любой теме можно найти интересные и увле-

кающие аспекты.

Если же приходится выступать с одной и той же темой, как «Ла-

сковый май» с «Белыми розами», то постоянно вносите что-то новое

в выступление. Новые факты и примеры, свежую статистику, актуаль-

ные образы. Даже известные музыканты, выступая с одним и тем же

хитом много лет подряд, из концерта в концерт меняют аранжировку

своего шлягера. Иначе можно сойти с ума.

Во-вторых, конечно же, тема должна быть интересной и для ауди-

тории. Мы выступаем для аудитории, поэтому ее интересы первичны.

Именно прогнозирование слушателей поможет определить, какую

тему выбрать для конкретной публики.

При этом помните, что любую тему можно повернуть таким об-

разом, чтобы удовлетворить интересы самой разной аудитории.

Вопросы отмены моратория на смертную казнь будут интересны

юристам, судьям и правозащитникам в первую очередь. Однако

если повернуть тему в русло того, что каждый из нас может стать

жертвой судебной ошибки, интерес и внимание к теме проснутся

у любого человека.

В-третьих, необходимо подумать над формулировкой темы.

Название выступления должно быть кратким, емким, ярким, образ-

ным, привлекающим внимание и, конечно же, интригующим.

Рано или поздно каждому человеку приходится выступать перед публикой. И поскольку последняя настроена весьма эгоистично, это занятие может доставить уйму хлопот. Но как говорил Марк Твен: «Публика изначально от вас ничего не ждет», - так что не стоит нервничать, однако неплохо будет воспользоваться несколькими полезными советами и пересмотреть примеры публичных выступлений.

С чего начать?

Любой пример публичного выступления начинается с правильной подготовки речи. Каким бы чудесным ни казался текст оратора, нужно понимать, что за ним стоит недюжинный труд и долгие часы практики.

Каждый успешный пример публичного выступления начинается с подготовки речи. Марк Твен в свое время не зря говорил, что необходимо около трех недель для подготовки экспромта. Любое выступление, вне зависимости от своего вида и преследуемой цели, должно готовиться заранее. Сперва необходимо сделать так называемый «скелет» выступления. Для этого нужно определиться со следующими позициями:

  • Понять мотивацию людей, которые пришли слушать речь.
  • Определить основную идею выступления.
  • Разделить эту идею на несколько составных частей (подзаголовков).
  • Обозначить ключевые слова. Их необходимо будет повторить несколько раз в выступлении, чтобы слушатели лучше запомнили о чем, собственно, идет речь.
  • Каждая речь должна иметь четкий план и структуру. Выступление должно состоять из вступления, основной части и выводов.

Мускулы

Когда оратор определился с основной структурой своего выступления, на этом «скелете» необходимо нарастить «мышцы». Из чего они могут состоять?

  • Можно воспользоваться яркими примерами из жизни или литературы, главное, чтобы они соответствовали основной тематике.
  • Чтобы помочь слушателю зрительно закрепить полученную информацию, стоит подготовить графики, слайды, картинки, видео и т. д.
  • К аудитории можно обратиться с вопросом в ходе выступления, это поможет удержать внимание публики на основной теме.

Вступительная часть

Особое внимание стоит уделить началу и окончанию выступления. Именно они играют основную роль при общении оратора и слушателя. Введение помогает составить первое впечатление о выступающем, а подведение итогов дает возможность слушателям закрепить полученную информацию.

Во время подготовки выступления может возникнуть множество вопросов. К примеру, как начать публичное выступление? Здесь главное с самого начала заинтересовать публику. Первое впечатление об ораторе будет сопровождать его на протяжении всего выступления, и если допустить ошибку, сложно будет потом ее исправить.

К примеру, вступлением для публичного выступления может стать остроумная шутка или какой-то интересный факт. Можно озадачить публику вопросом или заинтриговать паузой. Главное - привлечь к себе внимание. Только не стоит начинать извиняться за то, что голос охрип, это первое выступление и т. д. Оратор всегда должен был уверенным в себе, а каждую неприятность обернуть себе на помощь. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно.

Конец выступления

Что касается окончания, то здесь важно подвести итоги всего выступления, выделить основные мысли и вспомнить затронутые проблемы. Последние фразы должны иметь определенный эмоциональный посыл и быть выразительными, только так слушатель сможет не только наградить выступающего аплодисментами, но и станет приверженцем его идей. Хотя, сколько ни говори о правильном конструировании выступления, проще будет рассмотреть примеры публичных выступлений.

Разновидности публичных выступлений

Примеры публичных выступлений делятся на несколько видов:

  • Информационные . В большинстве своем это доклады, лекции, устные ответы.
  • Протокольно-этикетные. Такие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, траурную речь или открывают новое заведение.
  • Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады Е. Петросяна, Е. Степаненко, М. Задорнова и других.
  • Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков. К примеру, Авраам Линкольн в 1863-м произнес Геттисбергскую речь, где уверил граждан, что ни один солдат не погиб зря, и это нужная жертва на пути к свободе.

Успеть за три минуты

В целом внимание аудитории сохраняется только 15-20 минут, это обусловлено психофизиологическими причинами. В зависимости от разновидности, устные выступления могут длиться от нескольких минут до 1-2 часов. Однако есть и такие речи, которые нужно успеть произнести за 3 минуты. В большинстве случаев этими выступлениями являются свадебные тосты или пресс-конференции. В общей сложности длина речи должна составлять от 200 до 405 слов. Вот пример публичного выступления на 3 минуты:

«Сегодня Далай-Лама впервые дал уникальное интервью российскому блогеру. Для своего канала на YouTube бизнес-блогер Дмитрий Портнягин первый в СНГ взял интервью у Далай-Ламы. Общение с известным буддистом происходило в отеле Дели, где монах часто останавливается вместе со своими последователями. Прежде чем приступить к общению, помещение дважды проверили: первой это сделала индийская охрана, возглавляемая сикхом, а после - личная охрана его Святейшества.

Интервью длилось всего час. За это время участникам беседы удалось обсудить политические проблемы, включая вопросы компетентности Горбачева, Ельцина и Путина. Спрогнозировать будущее России, поговорить о материальных и духовных ценностях, взаимопонимании между людьми и секретах успеха. Каждый вопрос получил развернутый ответ. Далай-Лама разговаривал открыто и с юмором. В конце он дал несколько советов для предпринимателей и рассказал о личной безопасности.

Дмитрий Портнягин не оставался безучастным во время разговора. Он показал Далай-Ламе фотографию своего дедушки, рассказал, что в его кабинете всегда висела фотография верховного главы Тибета, поэтому он тоже заинтересовался этой темой. Прощаясь с его Святейшеством, Дмитрий подарил Далай-Ламе на память шапку-ушанку. Монах сразу надел на себя обновку и предстал в таком виде перед объективами фотокамер. Полную версию интервью можно посмотреть на канале «Трансформатор».

Подходит или нет?

Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.

В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.

Александр І

Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:

«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».

Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».

Стив Джобс

Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком - это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:

Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!

Правильное решение

С речью можно выступать на любую тему. Примеры публичных выступлений несложно найти в печатных и других средствах массовой информации. Обычно ораторы затрагивают важные социальные, политические и экономические проблемы. В последнее время стало модным давать тренинги по способам заработка в Сети, презентовать разнообразные обучающие программы или привлекать внимание к рекламным акциям. Иногда спикеры проводят психологические тренинги, обсуждают религию или философию. Но о чем бы ни говорил оратор, его основная цель - увлечь за собой аудиторию.

Оратор - это не тот человек, который профессионально манипулирует пафосными речами, а тот, кто способен вести одновременный диалог с тысячами слушателей. Он должен говорить на языке людей, которые его слушают, понимать их проблемы, находить точки соприкосновения и умело подводить к принятию правильного решения.

Деловая коммуникация

Может показаться, что она разнообразная и не имеет четких границ, эта публичная речь. Примеры выступлений, представленные выше, дают ложное представление о том, что тексты спикеров не имеют ничего общего. На самом деле все они преследуют одну цель: слушатель должен согласиться с точкой зрения говорящего. И сделать это можно совершенно разными методами, вплоть до провокации. Хотя такой метод используется в основном на судебных разбирательствах.

Основатель русской адвокатуры А. Ф. Кони однажды защищал инвалида-горбуна. На протяжении долгих лет над ним насмехался сосед, и вот однажды не выдержав, горбун схватил камень и бросил в него, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение. В своем публичном выступлении А. Ф. Кони был оригинален, как никто другой. Он, как и полагается, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» После выдержал паузу и повторил эту фразу еще четыре раза, делая после каждого обращения минутные остановки. После четвертого обращения один из присяжных не выдержал и яростно выпалил: «Вы что, издеваетесь?!» А. Ф. Кони не растерялся, именно такой реакции он и ожидал: «Я обратился к Вам вежливо и всего 4 раза, и Вы уже начали нервничать. Мой клиент долгие годы выслушивал оскорбления в свою сторону. Что он должен был чувствовать?»

Это выступление достигло своей цели - подсудимого оправдали.

Кто вас, товарищи судьи, кормит?

История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.

Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.

Процветание страны

Заканчивая статью, хотелось бы привести еще один вариант публичного выступления. Пример текста на тему «Воровство в Японии».

«На процветание страны влияет множество человеческих и экономических факторов. Среди них есть один, почти несущественный факт, который нам покажется фантастической нелепостью.

В Японии не воруют. Вообще не воруют. Никак не воруют. Никогда не воруют. Люди не запирают квартиры и автомобили. Магазины без опаски выставляют на улицы лотки с товарами и благополучно о них забывают. Они знают: никто не возьмет чужого.

В этой стране вы можете забыть что угодно и где угодно, а потом прийти за пропажей спустя несколько дней. Она так и останется нетронутой. Каждый японец знает: если что-то пропало, оно наверняка лежит там, где потерялось, а значит, найдется. Будь-то мобилка или кошелек, все равно любая вещь найдется.

В Японии не принимают чаевых. Продавец или официант будут бежать за вами несколько кварталов, чтобы отдать сдачу. Большинство жителей столицы передвигаются на велосипедах, и никто их не привязывает. Угнать велосипед?! Это же смешно!

Здесь знают: брать чужое - позор. После него человеку уже не будут доверять, он от него никогда не отмоется.

И кстати, об экономике. Чиновники свято следуют этому правилу: брать чужое - табу. Не так давно повесился японский министр, которого подозревали в вольном обращении с финансами. Даже не в воровстве. Из-за этой истории ушел в отставку и предыдущий премьер.

Итак, от чего зависит процветание страны? Правильно, от воровства, а если точнее - от его отсутствия».

Оратор - это своеобразный стрелок. Он либо попадает в цель и заставляет всех склонить перед ним головы, либо мажет, и тогда приунывшая толпа начинает заниматься своими делами, игнорируя слова спикера. Поэтому, прежде чем выступать перед публикой, нужно навести прицел на конкретную цель. Примеры публичных выступлений лидеров помогут.

Самый важный аспект любого выступления – его тематика. Часто подобрать точную тему речи бывает сложно, так как выбор направлений очень широк. Интересные темы для выступления можно найти во всех областях знания – главное, чтобы то, о чем идет речь, было понятно и близко слушателю.

Основной критерий, по которому можно определить качество выступления – его простота для восприятия аудитории и увлекательность. Добиться этого можно разными способами.

Среди них:

  • использование интонационных акцентов в речи – важные моменты необходимо выделять голосом или делать паузы;
  • отсутствие волнения, дрожи в голосе;
  • присутствие информации только из достоверных авторитетных источников;
  • введение в речь элементов художественной выразительности (важно притом сохранить информативность изложения);
  • отказ от избыточного употребления отрицаний (частиц «не», «нет» и т. д.);
  • правильное построение доклада – самые увлекательные факты должны стоять в начале, а самые важные – в конце.

Важно также не забывать про чувство юмора – на любую тему с шутками станет красочной и интересной. При этом главное не переборщить с юмористическими вставками, иначе выступление не будет восприниматься серьезно.

Ключевым моментом для интересного изложения также является тема.

Что важно при выборе темы для выступления

Перед тем как выбрать узкую тему, на основе которой будет построен доклад, нужно учесть несколько важных фактов – без этого выступление не будет успешным у слушателей.

Повод выступления

Не только тема, но и информация по ней подбирается в зависимости от повода, который послужил причиной выступления. Это может быть официальное, торжественное, праздничное или печальное событие. Само сообщение, как и тема, зависит от повода встречи:

  • если мероприятие деловое, идея не должна выходить за рамки конкретного рабочего вопроса;
  • если поводом послужило праздничное событие, интересные темы для выступления могут быть разными, но они неизменно должны быть эмоциональными, иногда – юмористическими, а в некоторых ситуациях – серьезными;
  • если событие траурное, направленность должна быть полностью официальной (конкретный ее выбор зависит от повода встречи).

На веселых мероприятиях тема должна быть легкой и интересной, можно включать в речь различные шутки и смешные истории.

Цель речи

Предмет речи неразрывно связан с целью выступления – можно стремиться поднять публике настроение, донести до нее важные факты или в чем-то их убедить. Среди целей преобладают такие:

  1. убеждение;
  2. развлечение;
  3. информирование.

Каждая цель требует своих фактов и своих речевых навыков.

Нежелательные темы

Даже в рамках интересной и актуальной темы могут найтись факты, которые лучше обойти стороной. Они могут показаться аудитории скучными или стать обидными для слушателей.

В вязи с этим полезно отказаться от:

  • непонятных или слишком простых тематик, так как это рассеивает внимание;
  • слишком острых или резонансных тем, так как это может вызвать слишком бурный ответ слушателей;
  • направлений, которые не соответствуют настроению аудитории (то есть поводу встречи).

Аудитория

Важно представлять образ своего среднестатистического слушателя, чтобы правильно подобрать тему – нужно понимать, что интересно этому человеку, чем он увлекается, какого он возраста, пола и к какому социальному слою относится. Тематика должна соответствовать этим критериям, иначе она не будет воспринята должным образом.

Важно также не акцентировать внимание на слишком простых и общеизвестных моментах, о которых слушатели уже имеют представление.

Образование лектора и аудитории имеет важное значение – перед людьми определенной профессии лучше оперировать их специальными терминами, а перед детьми – изъясняться просто, обыденно и понятно.

Ключевым моментом являются интересы аудитории – важно, чтобы основной вопрос выступления с ними соотносился. Для того, чтобы прочувствовать слушателей, говорящий должен поставить себя на их место – например, представить, что он школьник, если доклад адресован детям до 16-17 лет.

Тогда нужно обратить внимание на те моменты, которые интересуют именно эту группу населения, а не самого лектора.

Важно подобрать актуальную тему для слушателей исходя из их демографических данных:

  • пожилым людям лучше подобрать актуальные для них темы (например, о пенсии), а молодым – те, которые будут понятны и близки им (мода, высокие технологии);
  • многонациональной аудитории лучше подобрать нейтральные, но интересные темы для выступления либо те тематики, которые затрагивают межнациональное взаимодействие. Эти темы не будут популярны у слушателей одной национальности;
  • для чисто женской или мужской аудитории лучше подобрать ориентированные на женский либо мужской пол темы соответственно. Естественно нужно учитывать контекст встречи.

Может иметь значение и то, из какого города или страны слушатели и в своем докладе затронуть темы, волнующие представителей этой области проживания.

Аудитория также может быть близкой говорящему (обычно это родственники и друзья), деловой (коллеги) или незнакомой. Проблематика, как и наполнение доклада, может от этого меняться. С друзьями общение более личное, а с начальниками или подчиненными – исключительно деловое.

Как удачно выбрать тему речи

Во-первых, выбранная тематика должна быть интересна самому говорящему – в противном случае он не сможет ее хорошо и увлекательно для слушателей воспроизвести. Даже если тема специфическая и не очень интересная, нужно ее сузить до тех моментов, которые каким-то образом привлекают говорящего. Тогда найти контакт с аудиторией будет намного проще.

Во-вторых, лучше, если лектор очень хорошо знает предмет, о котором он говорит (либо нужно заранее глубоко изучить его перед выступлением). Иначе ораторская речь на любую тему не вызовет ответа даже у тех слушателей, которые ничего о ней не знают, потому что они ощутят, что лектор некомпетентный в той сфере, о которой он говорит.

Даже если человек не очень хорошо изначально знает тему, важно, чтобы ее для него было просто изучить и понять. Обычно это лучше получается, если направление речи связано с профессиональной деятельностью или интересами говорящего.

Не так важна область разговора – это может быть и поэзия, и театр, и политика. Лектор должен сразу спланировать, что интересного он по этой теме может сказать слушателям.

Лучше, если получится найти середину – выбрать тему, в которой говорящий разбирается и которая ему интересна одновременно.

Всегда успешна ораторская речь на тему, которая актуальна для всех, особенно если в этой области есть какие-либо спорные вопросы.

Чтобы актуализировать выступление, можно:

  • просмотреть новостные ленты или послушать радио – так можно узнать о самых последних новостях;
  • обратиться к газетам и журналам, выпускаемым в городе на социальные или политические вопросы;
  • узнать о социальном статусе, возрасте и интересах публики;
  • просмотреть тематические сайты и изучить последние новости оттуда.

Это позволит подобрать информацию, актуальную для конкретной аудитории. Например, будущим студентам можно рассказать про поступление в вузы или рассказать смешную историю из студенческой жизни, а будущим матерям – о новорожденных и проблемах воспитания.

Лучше всего получается говорить о вещах, связанных с личным опытом человека – тогда он сможет более понятно это объяснить на личных примерах.

При этом важно следить за повествованием и не говорить лишних фактов или данных, которые на данный момент аудитории не нужны.

Наиболее интересные темы выступлений

Не так важна конкретная тема, сколько важно то, чтобы лектор ее грамотно преподносил – тогда практически любое направление будет увлекательным и понятным для слушателя.

Аудитория должна получить новые мысли и идеи касаемо вопроса, осознать разные позиции, с которых можно смотреть на проблему.

Формулировать проблему нужно лаконично, четко и интригующе. Всегда интересны темы, затрагивающие запоминающиеся факты:

  • самый легкий металл на Земле;
  • каково состояние самого богатого в мире человека;
  • самый крупный цветок;
  • самые необычные рекорды из книги рекордов Гиннеса;
  • самые дорогие фрукты в мире.

Интересны для людей и темы, основанные на необычных фактах, к примеру:

  • как готовят мороженое из медуз;
  • как проходит самая необычная в мире война без оружия;
  • как резко происходит развитие технологий.

Особую популярность снискали спорные интересные темы для публичного выступления, так как чаще всего они предполагают дискуссию, например:

  • как стать уверенным в себе;
  • что делать при необоснованной критике;
  • можно ли побороть зависимость от алкоголя;
  • как быстро прийти в хорошую физическую форму без диет.

Для школьников и студентов тем может быть очень много – они ограничиваются только предметом занятия. Всегда актуальны такие проблемы:

  • простые способы сохранить экологию окружающей среды;
  • смертность и рождаемость: от чего зависит соотношение;
  • можно ли устранить безработицу;
  • как говорить красиво и убедительно.

Существует много общих интересных тем для выступлений:

  • как преодолеть лень;
  • чему в школе не научат;
  • в чем секрет семейного счастья;
  • как выражается духовность человека;
  • что такое настоящая любовь.

Для праздников подойдут более простые темы, которые можно разбавить анекдотами, смешными рассказами, шутками.

Можно подготовить интересное ораторское выступление на тему из любой области. Главное – четко определить целевую аудиторию и сформировать повествование таким образом, чтобы каждому слушателю это было доступно и интересно.