У засохшего моря, или внутренний Край Земли. Муйнак. У засохшего моря, или внутренний Край Земли Население и языки

По часовой стрелке: памятник на въезде в город, главный вход муйнакского рыбоконсервного комибината, «Кладбище кораблей», памятник «Ушедшему морю», памятник рыболовецкому судну. 43°46′ с. ш. 59°02′ в. д. H G Я O L Страна Узбекистан Регион Республика Каракалпакстан Район Муйнакский Внутреннее деление Махалли История и география Основан XVII век Город с 1963 год Высота центра 50 м Тип климата Резко континентальный Часовой пояс UTC+5 Население Население 13,500 человек (2018 ) Национальности В основном каракалпаки , также узбеки , казахи , татары и другие Конфессии В основном мусульмане -сунниты Катойконим муйнакцы (муйнакец, муйначка) Цифровые идентификаторы Телефонный код +998 newmuynakcity.uz Медиафайлы на Викискладе

В 1950-е годы Муйнак получил статус посёлка городского типа. В 1963 году Муйнаку был присвоен статус города. Являлся одним из крупнейших городов на берегу Аральского моря.

В 1960-х началось строительство мелиоративных каналов от Амударьи для орошения хлопчатника , в Аральское море стало меньше поступать воды, оно начало мелеть. В 1980-х, чтобы не закрывать рыбоконсервный завод в Муйнаке, сюда привозили замороженную рыбу из России. В начале 1990-х рыбоконсервный завод был закрыт, началась безработица, жители стали покидать свои дома и уезжать в Нукус , Кунград и в другие города. Участилась повторяемость пыльно-солевых бурь, заболевания населения (глазные болезни, болезни желудочно-кишечного тракта, кожные болезни). Уровень грунтовых вод упал, ускорился процесс опустынивания местности. Оставшиеся родники не пригодны для питья из-за высокого содержания пестицидов (которые были смыты с хлопковых полей в Амударью). Порт превратился в кладбище кораблей.

По состоянию на 2011 год от Муйнака около 100 км до западной (глубокой) части Южного Аральского моря и около 180 км до восточной (мелководной) части. Восточная часть моря (за счёт сравнительно небольших глубин) наиболее быстро отступала от Муйнака: ещё в середине 1990-х годов она находилась на расстоянии 45 км от города, а в начале 2000-х годов - на расстоянии 100 км.

В 2008 году компанией «Петро Альянс» были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа на бывшем дне Аральского моря; результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводородов.

20-21 января 2017 года Шавкат Мирзиёев дал старт прокладке водопроводной сети Кунград-Муйнак. Строительство сооружения стоимостью 26,6 млрд сумов и протяженностью 101 км велось пять месяцев. Чистой питьевой водой теперь обеспечены более 25 тысяч человек. Водопровод Муйнак - Учсай будет продлен на 1,51 км.

Начиная с середины 2000-х годов город стал привлекать туристов со всего мира. Поток туристов в Муйнак резко увеличился после 2016 года.

В настоящее время Муйнак является важным перевалочным пунктом для туристов и учёных, которые собираются посетить и изучать отдалённые районы высохших частей Аральского моря. Также именно через Муйнак на внедорожниках туристы попадают на довольно изменчивые берега Аральского моря, которые отошли от Муйнака на несколько десятков километров на север и восток.

Население и языки

Как и в остальном Каракалпакстане, в Муйнаке официальный статус имеют узбекский и каракалпакский языки. Русский язык фактически имеет статус языка межнационального общения. В городе также среди работников туризма и обслуживания распространён английский язык из-за популярности города среди иностранных туристов.

По состоянию на 1 января 2018 года, численность населения Муйнака составляла 13 тысяч 500 человек. В отличие от большинства городов Узбекистана, в Муйнаке имеется стабильная тенденция сокращения численности населения. Основную часть населения города составляют каракалпаки . Также в городе проживают довольно большие диаспоры узбеков и казахов . Из национальных меньшинств также встречаются

Часть 2. ТРАГЕДИЯ ПРИАРАЛЬЯ: УМИРАЮЩЕЕ АРАЛЬСКОЕ МОРЕ И ВЫЖИВШИЙ ГОРОД МУЙНАК

начало

Конечно же, такие перемены не могли не сказаться и на самом городе, жизнь которого напрямую зависела от аральского моря.По сей день на гербе Муйнака - чайки, волны, рыба

Город в свое время достаточно процветал, здесь было около 100 тысяч населения. Сейчас от количества жителей осталась лишь четверть. Работы нет никакой, рыбоконсервный завод, как и порт, закрыты. За счет чего здесь живут люди - вообще не понятно. Этому удивлялся даже мой водитель, который, живя в Нукусе, имеет лишь один источник заработка - извоз. Местное население уходит отсюда, бросая дома. Счастливчикам удается продать свои дома на стройматериалы. Им, действительно, повезло. Продать целиком дом здесь - нереально. Прикупить домик в пустыне - желающих нет. В лучшие времена здесь жило очень много русских. Сейчас остались лишь те, кто уже никуда не сможет уйти. Русское кладбище:

Заниматься сельским хозяйством или животноводством здесь тоже проблематично. Почва на многие километры покрыта солью ушедшего моря, которую разнес ветер. А так же она отравлена пестицидами, попавшими в свое время в море с хлопковых полей "благодаря" питающим рекам. Теперь отраву тоже разнесло по всей округе. На фотографии видно белый налет. Это не атмосферные осадки, это тот самый соляной слой.

Всё это сказывается на здоровье живущих здесь людей. Многие страдают различными болезнями легких. В этом регионе самый высокий показатель детской смертности.

В общем, помня информацию из СМИ, посмотрев на Аральское море, а точнее пустыню Арал-кум, картина города мне представлялась удручающей. Дети-оборванцы с голодными глазами и протягивающимися руками "Мадам, мани...", туберкулезники-взрослые со впалыми глазницами, кругом разруха, нищета....

Хоть убейте меня, но город на меня произвел совсем другое впечатление: на улицах чисто, вместо разрушенных домов - белые домики-мазанки, дети в нормальной одежде, смеются, голодными не выглядят, взрослые улыбаются. На главной площади города наряжена Новогодняя елка (дело было 2 января). Ассортимент местных сельпо тоже порадовал. Помимо основных продуктов - сладости, конфеты, печенье и пр. Значит это здесь покупают. А кроме местного населения тут покупать больше некому. Залетных, вроде меня, тут не так много, особенно зимой. Если есть деньги на сладости - значит не так всё здесь печально. Да, богатства тут не ощущается. Но город не сдается. Он не умер. Как мне кажется, просто его жизнь потекла по другому руслу.

Бабулька торгует семечками и тут же с тачки отправляет факсы

Символом города так и остался корабль

Жители города Муйнак

И вот такая интересная вещь. Люди убили местную природу, но природа помогает людям здесь жить. Аральское море ушло, но в паре километров от города образовалось озеро с пресной водой. Это решило проблему с питьевой водой в городе. Здесь много рыбы. И это не микроскопические задохлики, которых рыбаки выпускают, а отличная рыба.

Рыбина около 40 см длиной стоит меньше 100 рублей.

Это то самое озеро. Оно достаточно большое, это его лишь небольшая часть

Место рыбы в Аральском море заняли дикие животные. Теперь со дна Арала можно поиметь такой улов

Ушедшее Аральское море помогло открыть сенсацию. На обнажившемся дне обнаружили древний мавзолей. Т.е. море "гуляло" и раньше. только, вот, вернется ли оно обратно в этот раз?

Каракалпакия. Страна "Черных колпаков", некогда казавшаяся "белым пятном" на карте изъезженного вдоль и поперек Узбекистана. Казалось бы, зачем вообще сюда соваться? Однако есть тут кое что. Все ещё есть. Аральское море. Этот объект сродни снегам Килиманджаро, Большому Барьерному Рифу и Мальдивам. Везде надо успеть побывать... На Арал успел. Хотя поговаривали, что нет тут никакого моря. Оказалось есть.


Мы летели на Чимган в альплагерь. Я летел уже третий раз. Попутчики в первый. Однако удержаться перед соблазном покататься по этой чудесной стране не смогли и спланировали заковыристый и довольно нелепый маршрут. Начинался он в Москве, продолжался короткой остановкой в Ташкенте, где была пересадка на внутренние линии, перебрасывающие на в столицу Каракалпакии - город Нукус. Дальше на четырех колесах Муйнак- Арал-Устюрт-Судочье-Хива. Из Хивы в Бухару (такси), из Бухары в Ташкент (поезд), из Ташкента наконец в Горы. Почему я пишу "начинался он в Москве"? Да потому что можно вывести узбеков из Узбекистана, но вывести Узбекистан из узбеков невозможно...

На этой фотографии посадка на два отбывающих практически одновременно рейса. Справа Франкфурт, слева Ташкент. Посадка еще не скоро будет объявлена, но узбеки уже создали собственную иерархию встали в очередь. Поневоле заражаешься и становишься одним из них.

Приближение солнечной республики ощущается уже в самолете. Ручная кладь переполнена до предела. На пути в Ташкент это телевизоры, компьютеры, ноутбуки игигантские куклы-игрушки. На обратном пути это будут лепешки, ящики клубники и вишни. Едва только колеса приземляющегося авиалайнера касаются асфальта взлетно-посадочной полосы города приземления, как раздаются бурные, заглушающие всё аплодисменты (как известно момент касания - это только начало сложного этапа маневрирования по земле и торможения). Едва начинается рулежка, как все уже вскочили и пытаются выгрузить свою ручную кладь из верхних полок. Ведь надо успеть выстроиться в очередь на выход! Огромного труда стюартам стоит засадить всех обратно. Работать на узбекских рейсах видимо непросто, видно что сотрудники Аэрофлота раздражены, но из всех сил сдерживаются. Профессия обязывает... Стюардессы без устали носятся на вызовы и приносят чай и еще раз чай. Узбеки очень любят чай и еще больше любят халяву. Когда чай в самолете заканчивается, со всех сторон сыпятся просьбы принести им воду. Телефоны включаются еще в воздухе и вниз сыпятся смски и звонки. Те, кто пытаются абстрагироваться от происходящего, одевают наушники и включают максимально громкую музыку. Ребята, что летели утренним рейсом из Домодедово по их словам, вообще так и не поняли, в самолете они или в троллейбусе. Но я не скажу, что все это ужасно или плохо. Это просто необычно нам, это по-узбекски. Акклиматизация начинается еще в самолете.

В Ташкенте встречал нас Алишер, обменял денег и довез до Гнатика, чтобы там поспать 5 часов. Всяческая помощь и восточное гостеприимство - это одна из основных особенностей всех путешествий в Среднюю Азию. Оно всегда оставляло самое сильное впечатление от общения со всеми людьми здесь. Радушные хозяева, столы ломящиеся от еды, при явно не самом большом достатке семьи. Сейчас, спустя пару лет, из деталей вспоминается только четыре черных мешка денег с миллионом сумов под автомобильным ковриком, пересчитывать которые никому не приходило в голову, и ёж, подобранный на улице и поселившийся дома у Гнатиков, на молоке и кефире, развлекающий нашу дочку до момента отъезда в Каракалпакию.

Отъезд вышел фееричным. Мы встретили Алену и Олега, прилетевших утренним рейсом, забрали багаж и попытались сесть на рейс Ташкент-Нукус, который был буквально через час. Тут то и выяснилось, что зарегистрироваться на него не получается, ибо он не из Ташкента-2, а из Ташкента-1. Это рядом, но не тут. Паника-паника, такси стоимостью в 400 русских рублей... Оказывается, что регистрация на внутренние рейсы прекращается всего за полчаса, и мы даже более чем успели.

Это был добрый винтовой Ил-114. Когда мы взлетели, а за окнами неторопливо поползли бахчевые поля, сады и пустыри, стало понятно, почему он летит от Ташкента до Нукуса времени чуть меньше чем в Ташкент мы летели из Москвы. Бизнес классом тут считаются сидения в первых двух рядах, а начиная с третьего занимаются в свободном порядке (наконец-то какой-то смысл в этих очередях нарисовался). В Нукусе нас сразу же встретил человек с удивительным именем Октябрь, с которым мы и согласовали весь маршрут, неторопливо поглощая дары каракалпакской кухни. нукус, хоть и самый населенный в республике, покажется довольно бестолковым и скучным. А мягко говоря - дырой, с убогой полуразрушенной застройкой советской эпохи, аккуратно разрезанной на квадраты улицами с ужасным асфальтом. Все это выглядит угнетающе, если бы не одно но. Музей искусств имени Савицкого. Он тут возвышается подобно Эйфелевой башне Парижа, доминируя над всем остальным, что могло бы привлечь внимание.

Игорь Витальевич - советский художник и, что немаловажно, этнограф. Удачно добившись финансирования от министерства культуры, он прослыл вскоре как советский Третьяков, собирая по всей стране картины художников советской эпохи. Пополнялись экспозиции и за счет этнографических экспедиций. Фотографировать внутри храма искусства запрещено, да и как-то не хотелось нарушать законы великого таинства искусства. Пораженные впечатлением мы покидали музей по истечению двух часов с одно лишь мыслью: "Эх, какую страну развалили!"


вокруг музея Савицкого идет какая-то бестолковая стройка


Передвижная автолавка в Муйнаке

Муйнак

Рассказывая об экологической катастрофе Арала требуется приводить примеры. Единственный толковый и самый понятный пример - это Муйнак. Некогда морской порт и крупный консервный завод на берегу Арала. Когда-то Муйнак находился на острове, потом на полуострове и кажется с тех пор получил свое имя (Муйнак - означает "Белая шейка"). Этот факт и многие, что приведены ниже - не достоверно 100%, а рассказы нашего водителя. Впрочем разумное зерно в них есть, "ак" - это точно "белый". С середины 30-х здесь процветающий рабочий поселок, но из-за обильной мелиорации выше по течению Аму-Дарья начинает не доносить свои воды до Аральского моря. И море, словно обиженное, уходит, уменьшаясь в размерах. Его отступление началось в 60-х, а в 80-х, чтобы не закрывался Рыбзавод и не умирал поселок, сюда стали завозить мороженную рыбу поездами из России. Даже не сюда, а на жд-станцию Кунград, откуда ее еще надо было на сотню километров на автомобилях. Ясное дело, что когда развалился СССР, вся это и без того убыточная схема развалилась вместе с ним. Муйнак стал превращаться в город-призрак, люди спешно покидали его, не имея возможности даже продать свое жилье (оно ж никому не нужно было тут!) В добавок усилились приносимые с бывшего моря песчано-солевые бури, отступили грунтовые воды. Это даже не экологическая катастрофа, это настоящий зомби-апокалипсис (фильмы про зомби можно снимать тут).

И все-таки не все так печально. Люди здесь живут. Никто не знает сколько, в разных источниках от 4 до 18 тысяч человек. Причем надо понимать, что почти все взрослая мужская часть населения сезонами (зависящими от целого ряда факторов) накатывает на заработки в России. А сейчас, возможно, начнется и возрождение всего Муйнака и муйнакского района. Дело в том, что на дне ушедшего моря обнаружился газ. Наш водитель, судя по спецовке, один из бывших рыбаков, ставший теперь газовиком. По дну ушедшего Арала кладут газопроводы и дороги в вышкам. Мы заправляли бензином (или заправлялись?) встреченный экскаватор по пути. И спрашивали состоянии дороги. Дорог здесь вообще-то нет, есть направления. Море по состоянию на 2014 год ушло от Муйнака на 80 километров. И мне постоянно мерещились миражи моря на абсолютно ровном горизонте. в отличии от пустынных миражей, море тут должно было появиться рано или поздно. Хотя после пары часов тряски по пыльным направлениям в это уже не верилось.

Туризм здесь развивать бессмысленно. Максимум на что можно надеяться 1-2 залетные группы туристов в день, в основном на частном такси из Хивы. Реально задолбанные многочасовым переездом и желающие как можно быстрее покинуть это депрессивное место. Пусть и очень известное. Главная достопримечательность - брошенные корабли на вечном причале посреди песков. Полный сюрреализм. Я наверное немного разрушу красоту этого места, если расскажу, что на самом деле все они стащены сюда трактором из различных окружающих мест Арала, так сказать на парад. Более того, как турдостопримечательность они и не планировались. Сдавали на металлалом, все что могли от них отодрать. Мы же лицезрели то, что осталось от некогда Аральской флотилии, чья история и начиналась когда-то в середине 19-го века с того самого контр-адмирала Бутакова.


полноценная пустыня!


еще и цветущая


ан нет, ракушки напоминают, что здесь было море


Очевидно, что это самая популярная детская площадка муйнакских мальчишек.


Титаник по-муйнакски


Морских львов и котиков встречал, про морских коров и леопардов слышал. А вот и долгожданное знакомство с морскими козами


Граффити завораживает


на этой фотографии отлично видно, что не сами они сюда приплыли, а при помощи сухопутных буксиров


Над всем этим кладбищем забытых кораблей возвышается стелла. Монументальное напоминание об экологической трагедии.

Фотопоследовательность изменения форм Арала. Море начало мелеть и постепенно отступать от берегов. Воды Амударьи не доходили совсем, соленость резко возросла, рыбный промысел исчез вместе с рыбой. После развала Союза в Казахстане построили дамбу, разделившую Аральское море на Большой Арал (Узбекистан) и Малый Арал (Казахстан, питается только Сырдарьей). Малый Арал восстановился настолько, что снова появилась рыба и рыбаки. Посреди Арала всегда был остров Возрождения, открытый лишь в 1848 флотилией контр-адмирала Бутакова ("адмирал" и "флотилия" по отношению к Аралу спустя полтора столетия звучит особенно нелепо). Остров постоянно увеличивался из-за снижения моря и превратился в конце-концов в полуостров. Арал к этому времени был уже Большим Аралом и напоминал формой легкие. Теперь "восточное" легкое высохло окончательно, а западное уменьшается и превращается в длинную вытянутую лужу, питаемую только редкими дождями. Интересная история связана с островом Возрождения. Во времена СССР на нем была секретная военная часть, разрабатывающая биологическое оружие. Здесь же была захоронена в специальных контейнерах специально разработанная в лабораториях для военных действий сибирская язва. Место казалось надежным: необитаемый остров посреди моря, посреди пустыни. Однако когда остров стал полуостровом, а потом и просто частью пустыни, а в развалившемся Союзе особо некому стало приглядывать за всем этим хозяйством... В общем, американцы забили настоящую тревогу. На самом деле, отличное начало для фильма-катастрофы. Не пойму, почему сюжет до сих пор не задействован. Хотя какая-то компьютерная игра-шутер уже подхватила тему.

Хорошая инфографика:

Сейчас на месте восточного легкого Большого Арала, окончательно высохшего в 2014, находится пустыня Аралкум. У нее уже с 60-х годов формируется своя флора и экосистема. Так что говорить про безжизненное высохшее дно моря неверно. Оно просто стало другим. Единственно, что по-настоящему тут стало противно, так это пронизывающие песочно-солевые бури. Википедия пишет, что остатки пестицидов, некогда вымываемые водами Амударьи в море, теперь пылевыми бурями разносятся по всему миру (что в общем для пустынных бурь нормально). И вот эти самые пестициды обнаружены в крови антарктических пингвинов!

Несуществующее море-загадка приближается. Полоса за ним на горизонте - плато Устюрт

Разорванная в клочья местными ветрами брезентовая юрта кочевников. Хотя наверное не кочевников.. Ибо они скочевали отсюда на зиму (зимой совсем невыносимо ветренно и холодно) оставив свою юрту стоять. Море тоже откочевало чуть дальше. Водитель предложил заночевать тут, но мы напрочь отказались. К морю, так к морю! Хотя я уже начал подозревать, что романтичной посиделки у костра при закатном море вряд ли получится... Так и оказалось. Берега моря - солончак. Я как человек северный с трудом могу понять что это и какого это. Попросту говоря - соленая грязная трясина. Машина ближе 100 метров к берегу подойти не сможет, увязнет.


Жить будем в современных юртах!
Кстати в качестве подушки я использовал тот самый миллион в черном пакете)


Ближе к морю ракушек поболее и они покрупнее

а вот и само море:


Помочить ноги в нем не получается. Скорее поутопать в жиже вдоль берега. Купаться кстати даже мысли не возникло. Пуская и Средняя Азия, но пронизывающий холоднющий ветер, от которого негде спрятаться и стучат зубы. Континентальный климат... Представляю, каково здесь зимой. Поэтому и покинутыми стоят юрты вдоль берега.

Гонимые ветром волны оставляют обильную пену по самой кромке. Ветер поднимает эту пену и гонит по земле. Получается Перекати-Пена.


Вечерний променад по набережной


Устюрт и Арал


Закат за Устюрт


наш нехитрый бивак


Вот так он устроен, по-кочевнически. Права откуда палки водитель взял - сейчас не вспомню. Кажется подобрал в развалинах той юрты

Надо сказать, что каракалпаки совершенно отдельный народ, ничем на узбеков не похожий. Они гораздо ближе к казахам.


Здесь зачем-то отстаивается морская вода. Само море уже ушло, или ее сюда натаскали? Кажется именно так здесь добывают Артемию (ссылка на википедию , что это такое). Да, нынешний Арал не безнадежен, здесь живет этот ракообразный жаброног. Собственно он и живет только в соленых водах и только при полном отсутствии соседей, его истребляющих. Промысел артемий активно поддерживается (деньгами) кем бы вы думали? Ну, конечно же, китайцами, приписывающими этим артемиям самые удивительные исцеляющие свойства.

Кстати пару слов о солёность. Я так и не понял, что это такое, ну не дружу я с химией!) Все пытался понять, задавал вопросы водителю нашему и потом гуглу. Получается, что изначально соленость Арала была на уровне 10 промилле, но сейчас в Западном Большом Арале она достигает 200 промилле. Водитель, участвовавший в том числе и в научных экспедициях (а собственно, кроме Октября здесь и нет никого, кто бы что-то организовывал) рассказывал нам о цифрах таких: была 14 выросла до 160. Для примера соленость Мертвого моря 300-350, славного 350. Но есть еще более соленые озера: Эльтон, например, в Волгоградской области (до 500 бывает).

Зимой по морю плавают мини-айсберги, холодно все-таки! И что удивительно (а химикам наверное нет) айсберги эти пресные.


Вращающиеся мини-вихри в закатном свете похожи на языки пламени или какую-то еще загадку и мистику (место очень сильное, способствует размышлениям на эту тему)

Больше всего в современном Аральском море поражает факт его существования. Столько всего сказано и написано о его смерти. А вот оно! Накатывает волнами, шумит прибоем. Дальнего берега не видать даже с вершин Устюрта. Водитель наш рассказывал, что есть даже катера и лодки, но дальше на север по устюртовскому берегу. В мире, кстати, всего две столь сухопутных страны, даже все соседи которых не выходят к Мировому океану. Это Узбекистан и Лихтенштейн. И все-таки в Узбекистане есть море. Я сам видел его и трогал руками!

В 1960-х началось строительство мелиоративных каналов от Амударьи для орошения хлопчатника , в Аральское море стало меньше поступать воды, оно начало мелеть. В 1980-х, чтобы не закрывать рыбоконсервный завод в Муйнаке, сюда привозили замороженную рыбу из России. В начале 1990-х рыбоконсервный завод был закрыт, началась безработица, жители стали покидать свои дома и уезжать в Нукус , Кунград и в другие города. Участилась повторяемость пыльно-солевых бурь, заболевания населения (глазные болезни, болезни желудочно-кишечного тракта, кожные болезни). Уровень грунтовых вод упал, ускорился процесс опустынивания местности. Оставшиеся родники не пригодны для питья из-за высокого содержания пестицидов (которые были смыты с хлопковых полей в Амударью). Порт превратился в кладбище кораблей.

По состоянию на 2011 год от Муйнака около 100 км до западной (глубокой) части Южного Аральского моря и около 180 км до восточной (мелководной) части. Восточная часть моря (за счёт сравнительно небольших глубин) наиболее быстро отступала от Муйнака: ещё в середине 1990-х годов она находилась на расстоянии 45 км от города, а в начале 2000-х годов - на расстоянии 100 км.

В 2008 году компанией «Петро Альянс» были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа на бывшем дне Аральского моря; результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводородов.

    Moynaq Boats.jpg

    Кладбище кораблей

    Moynaq Memorial.jpg

    Памятник, установленный на бывшем берегу моря

    Moynaq Placard.jpg

    Артефакт прошлого: плакат с рыбаком

Напишите отзыв о статье "Муйнак"

Примечания

Ссылки

  • (статья о городе Муйнак)
  • (фотоальбом окрестностей Муйнака, апрель 2010 года)
  • А. Паевский. // «Троицкий вариант » № 54, c. 9 (2010)
  • Муйнак - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Муйнак

Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. «Ну, что ж, коли вы все знаете», говорил сам себе Пьер. «Ну, что ж? это правда», и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается.
– Когда же ты получил? Из Ольмюца? – повторяет князь Василий, которому будто нужно это знать для решения спора.
«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон, – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c"est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.

Мой научный труд-

ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ АРАЛЬСКОГО МОРЯ БЫЛ.
У меня был самый оригинальный план по восстановлению Аральского моря еще в конце восьмидесятых годах, когда я самостоятельно приехал в город Аральск на Международный симпозиум по Аральскому морю. Меня не допустили с моим планом выступить, заранее меня спрашивали кто я такой? У меня не было титула тогда да и сейчас, но тогда уже у меня были сотни научных трудов! Теперь конкретно: Все проблемы возникающие скажем в экологии, терроризма и в других всех проблемах нужно установить причину и с начало надо устранять причину, а потом дополнительные действия, тоже самое в медицине с начало надо убрать причину. Причина исчезновения Аральского моря было очень ясной и очевидной и спору на эту тему не было, то есть почти все питания моря отняли на орошение полей особенно в виде огромных оросительных каналов из которых более половины воды впитывалось в землю и испарялась. Вот надо было начинать с этого: Мой план был таков: Во всех районах Туркменской ССР и Узбекской ССР, где использовались воды рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи бурить скважины на воду не только на орошения, но и для питья. Добывать воду скважинами не только там, где нужно, но и за десятки километров и по трубам посылать где нужно. постепенно избавляясь от нужды использования рек, а там где необходимо и далеко до мест орошения доставлять эту воду по трубопроводу в не обходимом количестве, а не пускать воду огромными каналами. Затем основную часть вод каналов вернуть в реки. Далее второй вариант: На всем протяжении бассейна двух основных рек бурить скважины на подземные воды особенно, где были населенные пункты чтоб обеспечить населения качественной водой, а излишки посылать в реки. Самое главное бурить скважины, там где могли быть подземные воды на всем протяжения бассейна двух основных рек, лишь бы эти воды из скважин шли вниз в реки компенсируя воду использованную на орошения. Третий мой способ заключался: Углублять русла рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи на несколько сотен километров от устья выше, то есть углубляя русло рек во столько же уменьшилось бы ихняя ширина и этим меньше воды терялось бы от испарения и поглощения в землю. И даже пойму рек вблизи моря можно было бетонировать бока русла по тихонько по частям. А самая главная и важная часть моего предложения или плана: Основная причина-болезнь заключается в реке Аму Дарья-От него изымается основная масса воды на Каракумский канал и большая масcа воды из реки теряется в районе между Sarybay и Lebar, Danisher. На больших просторах тут река разливается по всяким коллекторам, озерам и прочим болотам где теряется его основная масса на испарения и уходит в грунт. Для этого необходимо прокопать русло реки в глубину хотя на метров в 3-5 углубить больше, чем сейчас и хотя километров на 300 от Lebap, Danisher в сторону устья и желательно выпрямлять русло реки, где это мало затрат. И в конце концов можно просто выпрямить русла рек Сыр-дарья и Аму-Дарья от их устья и на 300 км.в верх-Этим длина рек сократится на 500-700 км! И этим увеличится сток воды в море в два три раза, за счет его потерь на испарения, потеря в грунт и розлива. Прокопать прямо русло по примеру: Урало-Каспийского канала, Который от бывшего города Аральска и до Каспийского моря. Так лучше моего плана разве может быть? Так что Вам еще надо? Вкладывайте деньги в проекты и делайте! Я хочу добавить важные соображения: Пополнять Аральское море морской водой, которой является вода Каспийского моря категорически не допустимо-Поступая такая соленная вода, будет постоянно добавлятся соли в Арал и когда заполнится превратится Аральское море в огромное Мертвое море. Потому, что соли Каспия ни куда ни денутся. Соленность Каспия на немного ниже океанической и только в его северной части от устья реки Волга и Урала пресная. И если бы тогда допустили меня высказать мои планы и реализовали мои предложения вскоре, то уже в настоящее время Аральское море почти было бы восcтановлено. Да и сей час не поздно. Это единственные возможные варианты и можно делать сообща три республики: Узбекистан и Казахстан. И если попросить международные экологические организации, то может тоже помогут. Мой научный труд был написан в конце восьмидесятых годов xx века. Если Вам удастся реализовать пой план думаю вознаградите меня по Вашим соображениям и возможностями. Мой адрес: [email protected] Наберите на Google Зарбаидович и увидите мои сайты с множеством моих научных трудов. Публикую на этом моем сайте в первые 2011 год. Абаев Соломон Зарбаидович.