Империя - это какая форма государства? Самые великие империи мира. Что такое «империя»

от лат. Imperium - империя) - сложное государственное образование (сверхгосударство), унитарное объединение разнородных частей с имперским центром, странойметрополией, создающей империю и управляющей ею и ее составными частями, находящимися на разной стадии формирования собственной государственности и подчиненных метрополии. Империя - ранняя архаическая форма принудительной национально-государственной интеграции, превращенная реализация исторической тенденции единства мира. Древние империи нередко и в самом деле охватывали всю познанную территорию суши и моря, за пределами которой античная геополитика уже не ориентировалась.

Возникновение империй являлось в истории продолжением и развитием более простой, органичной и стабильной государственности типа «государства-нации» - социально-политической конструкции сообщества (племенного, этнического, национального), с единьм правителем, с распределением по всей территории одного типа власти, экономики, культуры, языка. Формирование такого государства и его интенсивное развитие на ограниченной территории (италийской области Лациум с центром в городе Риме, Московского Великого княжества, английского, французского и др. европейских государств) могло привести к его экспансии в более слабое ближнее и отдаленное геополитическое окружение в поисках ресурсов, материальных ценностей и ради усиления военнополитической мощи и, в конечном счете, к образованию империи.

В империи могут входить другие государства-нации с собственной сложившейся государственностью, исторически более древней, чем государственность метрополии (Греция или Иудея в составе Римской империи, Индия в Британской империи и др.), а также народы на разных стадиях догосударственного развития.

Степень подчинения частей империи ее метрополии различна - от союзных и практически равных отношений с метрополией (Австралия, Канада в составе Британской империи) до ограниченного подчинения управлению из центра (протектораты, подмандатные, подопечные и управляемые территории) и полного подчинения (колониальные владения).

Империи могут быть компактными континентальными (Австро-венгерская, Российская), государствами с т. н. заморскими территориями (Британская, Французская, Нидерландская и др.) и смешанного типа (Римская империя). Различаются также колониальные и неколониальные империи. К первым принадлежало большинство империй феодальной и буржуазной Европы, значительно реже колониализм был развит в Древнем мире в силу низкой территориальной мобильности населения. Однако античные империи тоже перемещали свое население в завоеванные земли, создавали там торговые, культурные и административные центры, размещали гарнизоны, дававшие начало целым странам (Галлия, Дакия и др.).

Гетерогенность империй и принудительный характер имперского подданства во все времена неизменно порождали в них внутренние трения, конфликты, восстания и освободительные гражданские войны. Противоречия имперской государственности усугублялись необходимостью единообразно и стабильно управлять народами и территориями, находящимися на разных уровнях развития, и лавировать между двумя историческими тенденциями: концентрацией и централизацией власти и ее децентрализацией, т. е. между стремлением полностью контролировать государство и необходимостью сохранять и поддерживать автохтонное управление, сочетать господство и привилегии властвующей нации с национальной, политической и религиозной терпимостью.

Унитарный характер империй определяется, как правило, единством высших политических и юридических институтов, вооруженных сил и финансовой системы. Внутренние противоречия империй дополнялись на протяжении их истории вооруженными столкновениями между ними, которые нередко завершались крушением более слабой стороны (напр., гибелью Византийской империи в 1453) и войнами за передел колоний, в том числе двумя мировыми войнами 20 в. Кульминацией этой борьбы стало в 20 в. завершение тысячелетней истории империй. Их почти повсеместное крушение объясняется следующими причинами: 1) глубоким историческим кризисом отношений господства с применением вооруженного насилия, наступившим в итоге 2-й мировой войны и обнаружившим, что все имперские цели могут достигаться без захватов и покорении средствами обмена (действиями, трудовыми ресурсами, капиталами, товарами, информацией); 2) общим изменением послевоенных международных отношений, созданием ООН, организованного мирового сообщества, интернационализацией демократического процесса - комплекса политических и идеологических изменений, несовместимых с существованием порабощенных, подневольных и зависимых стран и народов; 3) уменьшением неравномерности развития и международного неравенства; 4) противоречием между либерально-демократическим общественным строем, интенсивным научно-техническим развитием стран-метрополий и положением отсталой и дегенерирующей имперской периферии; 5) несовместимостью этой ситуации с императивами мирового цивилизационного процесса, главенствующей силой которого стремился стать имперский Запад; 6) наглядным уроком имперского анахронизма - крушением попыток создать новые империи (германскую и японскую) в эпоху перехода к новым индустриальным и постиндустриальным обществам; 7) влиянием освободительных социалистических идей, исходивших не только из советского, но и западноевропейского источника; 8) подъемом национального самосознания и освободительного движения в подчиненных частях империй (процесс, начавшийся в конце 18 в. в Америке); 9) восстановлением или созданием заново рациональных конструкций государств-наций (источником антиимперского сепаратизма); 10) внутренним структурным кризисом империй - нарушением допустимых физических пределов сложности, управляемости, целесообразных финансовых затрат, расходов государственных ресурсов на содержание и охрану империй.

Во 2-й пол. 20 в. историческая система мировых империй рухнула, остались лишь некоторые реликтовые следы (КитайТибет, экономический неоимпериализм великих держав и транснациональных корпораций). Распад империй оставил за собой волну послевоенного сепаратизма, которая захватила и целостные унитарные государства - такие, как Канада, Испания, Франция (соответственно квебекский, баскский, бретонский сепаратизм) и др. Имперская государственность и сам империализм как способ интегрирования вытесняются крупными региональными и функциональными союзами государств и принципиально новой формой добровольной интеграции типа ЕС.

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма.- Поли. собр. соч., т. 27; Люксембург Р. Накопление капитала, т. 1-2. М.-Л., 1934; SeeleyG.R. The expansion of England. L., 1883; Hobsoll G. A. Imperialism. A study. L., 1902; Rohrbach P. Deutschland uber den Weltvolkern. Dresden, 1903; Kautsky K. Nazionalstaat, imperialistischer Staat und Staatenbund. Nurnberg, 1915; SchumpeterJ.A. Imperialisme.- «Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialipolitik», 1919, Bd. 46; Einaudi L. La guerra e lunita europea. Milano, 1948.

Отличное определение

Неполное определение ↓

экспансия за пределы длительно устойчивых границ, вызванная перерастанием сложившегося, исторически оформленного организма (Георгий Федотов). После образования каждая империя переживает период расцвета, обусловленный возможностью концентрации значительных ресурсов и установления относительно прочного мира на большой территории. Это воспринимается населением как большое благо. Высвобожденные значительные ресурсы и единая коммуникационная сеть способствует созданию замкнутого самодостаточного государства. Империи средневековья и нового времени мало чем отличались друг от друга по своей внутренней политике. Централизованное управление и затратная экономика, расточительное расходование трудовых и природных ресурсов, реализация дорогостоящих проектов «века», огромные расходы на содержание армии, репрессии по отношению к целым народам.

В истории выделяются монархические государства во главе с императором. Многие европейские империи прошлого вели активную колониальную политику. Одни империи имели многочисленные заморские колонии, у других их не было. Империи по-разному прекращали свое существование. В Британии, Франции и Испании границы империи постепенно сокращались до размеров государства-метрополии, что в значительной степени позволило избежать социальных потрясений и падения уровня жизни. Британская колониальная империя была самой обширной в мире с населением колоний к 1945 г. в 450 млн. человек. Империя постепенно трансформировалась в содружество государств, сохранивших тесные экономические и культурные связи. Крушение Австро-Венгерской, Германской, Российской и Советской империй было стремительным и неожиданным и закончилось изменением их государственного строя. Австро-Венгрия выстояла в наполеоновскую эпоху и выдержала железный натиск Бисмарка, но в 1918 г. распалась в одночасье на отдельные, в том числе многонациональные государства (Югославию и Чехословакию).

Классифицируя империи, можно выделить древние империи - Египетскую, Персидскую, Римскую и т.д., находившиеся под абсолютной, часто теократической властью одного государя - монарха. Кроме того, существовали колониальные империи "Нового времени" - Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская, явившиеся результатом военно-экономической экспансии стран Европы в различных регионах планеты. Эти империи строились вокруг государственного центра - метрополии, и как правило, имели жестко централизованное управление. "Традиционные" империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская и т.д., представляли собой многоуровневые государственные комплексы, скрепленные идеологическим центром, едиными вооруженными силами и экономическим пространством. Кроме того, по структуре основных коммуникаций следует определить "консолидированные" (континентальные) и "неконсолидированные" (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми составными частями государства, вторые - только морские коммуникации. Надо отметить, что почти все империи (в первую очередь "традиционные") отличались культурным многообразием. "Государство-нация", имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скрепленное только административно-юридическим единством, редко приобретает статус империи. В культурном и этническом плане империя всегда коалиция и сообщество, представляя монолит в политическом контексте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Само понятие "империя" (Imperium) пришло от римлян, которые так называли отражение высшей государственной власти, принадлежавшей народу, в полномочиях сначала царей, затем старших магистратов, то есть консулов, преторов, диктаторов, проконсулов, пропреторов, префекта городского и преторианского, цензоров. Младшие магистраты империи не имели. Империя магистрата в зависимости от ее вида давала широкие военные и гражданские полномочия. Высшая степень империи давалась в республике только диктатору Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М,: Маркет ДС, 2007. - С. 78. . С течением времени смысл понятия "империя" изменился, так стали называть территорию, на которую распространяются правомочия, связанные с этой властью.

В науке существуют сложности в определении понятия "империя". К примеру, в энциклопедии Британика тридцатилетней давности в соответствующей словарной статье приводилось перечисление великих империй. Энциклопедия отказывалась от общего определения. В последние десятилетия феномен империи стал предметом самостоятельных исследований. Ученые, работающие в этой области, говорят о возникновении особой дисциплины - империологии. Однако, проблема общезначимого определения данного понятия не решена до сих пор. Дело в том, что империя - сложный феномен. Она имеет как субъективно внутреннее, так и объективное внешнее измерение. Точно так же обстоит дело с понятием "свобода". С одной стороны, свобода понимается как некоторая характеристика человеческой личности описывающая духовное измерение человека. С другой - свобода имеет измерения внешнее, понимается как сущность юридически-правовая детерминированная социально.

С понятием "империя" происходит нечто подобное. В самом общем смысле империя определяется как крупное многонациональное, а вернее полиэтническое государство, возникшее в результате военной экспансии и объединенное сильной централизованной авторитарной властью Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. - С. 134. .

В.А. Иноземцев определяет империю как политическую систему, которая отличается в первую очередь жестким разграничением центра и периферии, а также четким пониманием господства и подчиненности, то есть центра и зависимых территорий Иноземцев В.А. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. - 2009. - № 1. - С. 27. .

В политологии империя представляет собой одну из исторических форм монархических государств. Понятие имперской власти трактовалось как сосредоточение государственного суверенитета, "высшее" политическое единство. Имперская политика ассоциировалась с высокой централизацией власти в больших государствах, независимых от какого-либо внешнего политического влияния Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2009. - С. 112. .

Но это внешние определения. Идеологи империи отстаивают духовную, а вернее идеологическую суть империи. Если вывести за скобки империи древности (Ассирийскую, Персидскую, Римскую на первом этапе ее существования), то, начиная с эпохи монотеистических религий, империя это Идея Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 34. .

Империя возникает в тот момент, когда большие массы людей уверуют в некоторую идею, притязающую на статус универсальной истины и принимают решение создать праведное и справедливое общество. А дальше они несут эту идею до краев Вселенной, навязывая ее всем тем, кто еще пребывает в косности неведения. Идея универсальной империи мыслится ее адептами как всемирная. Цель империи - приобщение народов, спасение души подданных. В IV веке, в эпоху между императорами Константином и Феодосием, Римская империя как силовая модель интеграции опирающаяся только на силу и блага цивилизации обручились с Идеей. С тех пор разворачивается история универсальных империй. Универсальной империей была Византия. По этой модели строился Халифат, империи Габсбургов, Московия, СССР.

Империями назывались Римское государство (30 г. до Р.Х. - 395 г.), позднее - Западная Римская империя (395-476 гг.) и Византия (395-1453 гг.), Франкское государство (начиная с коронации Карла Великого в 800 г.), Священная Римская империя германской нации (962-1806 гг.).

Россия называлась империей с 1721 по 1917 год, Франция - в 1804-1814, в 1815 и в 1852-1870 гг., Австрия - с 1804 (с 1868 - Австро-Венгрия) по 1918 год, Германия - с 1871 до 1918 года.

Империями были Мексика в 1821-1822 и в 1863-1867 гг., Бразилия в 1822-1889 гг. В 1804-1806 гг. называл себя императором монарх Гаити.

В 1858 году, после упразднения формально существовавшей в Индии империи Великих Моголов, титул императора был перенесен на английского короля, Великобритания стала именоваться Британской империей. С точки зрения формы правления империями были Оттоманская Турция до революции 1922 года, Китай - до революции 1912 года, Корея с 1897 года и до ее присоединения к Японии в 1910 году. Япония до сих пор остается империей.

Помимо традиционных империй, есть еще один класс империй - империи колониальные. Их создавали нормальные буржуазные нации. Колониальная империя - политическое предприятие, предполагающее коллективную эксплуатацию колониальных территорий в интересах нации, создавшей такую империю. Одна из отличительных особенностей колониальных империй - территориальная разделенность колоний и метрополии. Колониальные империи создали Голландия, Англия, Франция. Есть и более сложные случаи, скажем, Испания и Португалия. Это были вполне средневековые государства создавшие традиционные империи, которые вдохновлялись принципом религиозной истины. В Испании и Португалии нации начали формироваться лишь на закате империи. Классические колониальные империи формировали собственную мифологию, говорили о "бремени белого человека", который несет покоренным народам блага цивилизации. Но все эти построения не идут в сравнение с идейными комплексами универсальных империй.

К началу ХХ века большая часть территории земного шара и большая часть ее населения жили в имперских границах. В течение века рассыпались традиционные империи, рассыпались империи колониальные

Итак, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

империя форма государство власть

Слово «империя» в последнее время у всех на слуху, оно даже стало модным. На нем лежит отблеск былого величия и роскоши. Что же такое империя?

Это перспективно?

Словари и энциклопедии предлагают основное значение слова «империя» (от латинского слова «imperium» - власть), смысл которого, если не вдаваться в скучные подробности и не прибегать к сухой научной лексике, сводится к следующему. Во-первых, империя - это монархия, во главе которой стоит император или императрица (Римская Однако для того, чтобы государство стало империей, его правителю мало просто назваться императором. Существование империи предполагает наличие достаточно обширных контролируемых территорий и народов, сильную централизованную власть (авторитарную или тоталитарную). И если завтра князь Ханс-Адам II назовет себя императором, это не изменит сути государственного устройства Лихтенштейна (население которого менее сорока тысяч человек), и нельзя будет заявить, что это небольшое княжество - империя (как форма государства).

Не менее важно

Во-вторых, империями часто называют страны, у которых есть внушительные колониальные владения. В этом случае наличие императора вовсе не обязательно. Например, английские короли никогда не именовались императорами, но почти пять столетий возглавляли Британскую империю, в состав которой входила не только Великобритания, но и большое число колоний и доминионов. Великие империи мира навсегда запечатлели свои имена в скрижалях истории, но чем они заканчивали?

Римская империя (27 г. до н. э. - 476 г.)

Формально первым императором в истории цивилизации считается Гай Юлий Цезарь (100 - 44 до н. э.), который до этого был консулом, а затем объявлен пожизненным диктатором. Осознавая необходимость серьезных реформ, Цезарь провел законы, которые изменили политический строй Древнего Рима. Утрачена была роль Народного собрания, сторонниками Цезаря был пополнен Сенат, который и даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Цезарь начал чеканить золотые монеты с собственным изображением. Стремление его к неограниченной власти привело к заговору сенаторов (44 г. до н. э.), организованному Марком Брутом и Гаем Кассием. Фактически же первым императором стал племянник Цезаря - Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). Титул императора в те времена обозначал верховного военачальника, который одержал значительные победы. Формально еще существовала, а сам Август именовался принцепсом («первый среди равных»), но именно при Октавиане республика приобрела черты монархии, подобной восточным деспотическим государствам. В 284 г. император Диоклетиан (245 - 313 гг.) инициировал реформы, которые окончательно превратили бывшую Римскую республику в империю. С этих пор император стал именоваться доминусом - господином. В 395 году государство разделилось на две части — Восточную (столица - Константинополь) и Западную (столица - Рим) - каждую из который возглавлял свой собственный император. Такова была воля императора Феодосия, который накануне своей смерти разделил государство между сыновьями. В последний период своего существования Западная империя подвергалась постоянным вторжениям варваров, и в 476 году когда-то могущественное государство окончательно будет повержено полководцем-варваром Одоакром (около 431 - 496), который станет править только Италией, отказавшись и от титула императора, и от прочих владений Римской империи. После падения Рима великие империи будут возникать одна за другой.

Византийская империя (IV - XV вв.)

Византийская империя берет свое начало с Восточной римской империи. Когда Одоакр сверг последнего он отнял у него достоинства власти и отослал их в Константинополь. На земле только одно Солнце, и император тоже должен быть один - примерно такое значение придавалось этому поступку. расположилась на стыке Европы, Азии и Африки, ее границы простирались от Евфрата до Дуная. Большую роль в упрочении Византии сыграло христианство, ставшее в 381 году государственной религией всей Римской империи. Отцы Церкви утверждали, что благодаря вере спасается не только человек, но и само общество. Следовательно, Византия находится под покровительством Господа и обязана вести другие народы к спасению. Светская и духовная власть должны быть объединены во имя единой цели. Византийская империя - это государство, в котором идея императорской власти обрела наиболее зрелую форму. Бог - владыка всего Мироздания, а император главенствует в царствии Земном. Посему власть императора хранима Богом и является священной. Византийский император обладал практически неограниченной властью, он определял внутреннюю и внешнюю политику, был главнокомандующим армии, высшим судьей и одновременно законодателем. Император Византии - это не только глава государства, но и глава Церкви, поэтому он должен был являть пример образцового христианского благочестия. Любопытно, что власть императора здесь не была наследственной с юридической точки зрения. История Византии знает примеры, когда ее императором становился человек не из-за венценосного рождения, а по результатам своих реальных заслуг.

Османская (Оттоманская) империя (1299 - 1922)

Обычно историки ведут отсчет ее существования с 1299 года, когда на северо-западе Анатолии возникло Османское государство, основанное его первым султаном Османом - основоположником новой династии. Вскоре Осман завоюет весь запад Малой Азии, что и станет мощной платформой дальнейшей экспансии тюркских племен. Можно сказать, что Османская империя - это Турция периода султанства. Но строго говоря империя здесь сложилась только в XV - XVI вв, когда турецкие завоевания в Европе, Азии и Африке стали очень значительными. Ее расцвет совпал с распадом Византийской империи. Это, конечно, не случайно: если где-то убавилось, то в другом месте непременно прибавится, как гласит закон сохранения энергии и власти на Евразийском континенте. Весной 1453 года в результате длительной осады и кровопролитных боев войска турков-османов под предводительством султана Мехмеда ІІ заняли столицу Византии Константинополь. Эта победа приведет к тому, что турки обеспечат себе господствующее положение в восточном Средиземноморье на долгие годы. Столицей Османской империи станет Константинополь (Стамбул). Высшей точки своего влияния и расцвета Османская империя достигнет в XVI веке - во времена правления Сулеймана І Великолепного. К началу XVII века государство османов станет одним из самых могущественных в мире. Империя контролировала практически всю Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию, она состояла из 32 провинций и множества подчиненных государств. Крах Османской империи произойдет в результате Первой мировой войны. Будучи союзниками Германии, турки потерпят поражение, в 1922 будет упразднен султанат, а в 1923 году Турция станет республикой.

Британская империя (1497 - 1949)

Британская империя - это крупнейшее колониальное государство во всей истории цивилизации. В 30-е годы ХХ века территория Соединенного Королевства составляла почти четверть земной суши, а его население - четвертую часть живущих на планете (не случайно именно английский язык стал самым авторитетным языком в мире). Европейские завоевания Англии начались вторжением в Ирландию, а межконтинентальные - захватом Ньюфаундленда (1583), который стал плацдармом для экспансии в Северной Америке. Успеху британской колонизации способствовали успешная империалистическая война, которую Англия вела с Испанией, Францией, Голландией. В самом начале XVII века начнется проникновение Британии в Индию, позже Англия возьмется за Австралию и Новую Зеландию, Северную, Тропическую и Южную Африку.

Британия и колонии

После Первой мировой войны Лига Наций вручит Соединённому Королевству мандат на управление некоторыми бывшими колониями Османской и (в том числе - Иран и Палестина). Однако результаты Второй мировой войны существенно сместили акценты в колониальном вопросе. Британия, хотя и оказалась в числе победителей, вынуждена была взять огромный займ у США, чтобы избежать банкротства. СССР и США - крупнейшие игроки на политической арене - были противниками колонизации. А в колониях тем временем усилились освободительные настроения. В этой ситуации слишком сложно и дорого было удерживать свое колониальное господство. В отличие от Португалии и Франции, Англия не стала этого делать и передала власть местным правительствам. На сегодняшний момент Великобритания продолжает сохранять господство над 14 территориями.

Российская империя (1721 - 1917)

После завершения Северной войны, когда за были закреплены новые земли и выход в Балтику, царь Петр І принял титул Императора Всероссийского по прошению Сената - высшего органа государственной власти, учрежденного десятью годами ранее. По своей площади Российская империя стала третьим (после Британской и Монгольской империй) из когда-либо существовавших государственных образований. До появления государственной думы в 1905 году власть русского императора ничем не ограничивалась, кроме православных норм. Петр I, который усиливал в стране, разделил Россию на восемь губерний. Во времена Екатерины II их стало 50, а к 1917 году, в результате территориальной экспансии, их количество увеличилось до 78. Россия - империя, в состав которой входил целый ряд современных суверенных государств (Финляндия, Беларусь, Украина, Закавказья и Средней Азии). В результате Февральской революции 1917 года правление династии русских императоров Романовых прекратилось, а в сентябре этого же года Россия была провозглашена республикой.

Центробежные тенденции всему виной

Как видим, все великие империи рухнули. На смену создающим их центростремительным силам рано или поздно приходят центробежные тенденции, приводящие эти государства если не к полному краху, то к распаду.

Громким словом «империя» в наши дни называется всё что угодно, вплоть до сетевых магазинов - «Империя вкуса» или «Империя сумок». Немудрено, что смысл этого понятия размылся, и многим неясно, почему Россию до сих пор считают империей (несмотря на отсутствие императора), и хорошо это или плохо для её жителей.

Хотя латинским словом «император» («властитель») впервые назвал себя Юлий Цезарь , империи возникали задолго до него. Историки определяют их как крупные государства с единым политическим центром, объединяющие множество областей и народов. Такими были Ассирия, Рим, Китай, Арабский халифат, Монгольская и Османская империи. При этом их владыки часто не имели императорского титула, зато его смело присваивали правители таких небольших и маломощных государств, как Вьетнам, Эфиопия и даже Гаити (оно побывало империей дважды). Эта путаница заставляет считать империей только те державы, что оказали значительное влияние на мировую историю. К ним, без сомнения, относится Россия-Русь, которая с самого своего возникновения в IX веке занимала громадную территорию и включала в себя разные народности и племена. Был у неё и единый центр, пусть и постоянно смещающийся: Новгород - Киев - Владимир - Москва - Санкт-Петербург.

Хотя российский царь принял титул императора лишь в 1721 году, осмысление «имперского» статуса шло в нашей стране давно. Как, впрочем, и в других крупных государствах, входивших в орбиту Римской империи и (или) возникшей на её руинах христианской цивилизации. В отличие от восточных империй, спокойно сосуществовавших друг с другом, Римская претендовала на статус единственной, считая весь остальной мир «варварским», ждущим покорения и окультуривания. Правда, империя то и дело впадала в нестабильность, а в 395 году раскололась окончательно, дав начало не просто двум конфессиям христианства, но и двум воплощениям имперской идеи. На Западе Рим, утратив роль политического центра, остался средоточием сакральной власти, где короновались вначале Карл Великий , а потом правители Священной Римской империи германской нации. При этом западная империя так и осталась идеей, венчавшей собой сперва феодальную вольницу, а потом, на закате Средневековья, - становление новых национальных государств.

На Востоке события развивались иначе: Второй Рим, позже прозванный Византией, медленно отступая под натиском иноверцев, не только хранил политические и религиозные традиции, но и транслировал их в области, не затронутые римским влиянием, прежде всего на Русь, куда в X веке византийские миссионеры принесли христианство. И новая вера помогла соединить разноплеменное население державы Рюриковичей в единую общность, пережившую и раздробленность, и страшное ордынское нашествие, сменившееся многолетним игом. Впрочем, есть версия, что именно влияние Монгольской империи, заимствование её традиций единой централизованной власти избавило Русь от раскола на мелкие государства, происшедшего в Западной Европе. Ордынцы беспечно способствовали объединению русских княжеств (так им было удобнее собирать дань), не заботясь о том, что это единое государство их неизбежно погубит. Так и случилось в правление Ивана III , когда, говоря словами Маркса, «изумленная Европа, едва замечавшая существование Московии… была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах».

Незадолго до этого, в 1453 году, Константинополь пал под натиском турок-мусульман, захвативших к тому времени все православные государства, кроме Руси, которая и стала восприниматься законной наследницей Второго, а значит, и Первого Рима. Считается, что концепцию «Москва - Третий Рим» впервые сформулировал в 1523 году псковский инок Филофей , однако известно, что похожие мысли ещё за 30 лет до этого высказывал московский митрополит Зосима . Идея, что называется, носилась в воздухе. Тогда же возникли легенды о том, что когда-то византийский император передал киевскому князю царские регалии, включая знаменитую шапку Мономаха (на самом деле изготовленную где-то в Средней Азии), и о том, что Рюрик происходит от Пруса - брата императора Августа . Нужно отметить, что в то время Запад, до смерти напуганный натиском турок, вполне одобрял притязания Руси на византийское наследство. Зато в наше время зарубежные историки (прежде всего, что неудивительно, поляки) заявляют, что теорию Москвы как Третьего Рима придумали лишь в XIX веке, а Филофей ничего такого не говорил.

Череда внутренних смут и военных поражений на время остановила имперские амбиции Московии. Однако в сер. XVII века она возобновила натиск на всех рубежах. На востоке дойдя до границ Китая, а на Западе присоединив «мать городов русских» Киев, держава Романовых громко заявила претензии на особую роль в мировой политике. Настало Новое время, и религиозные основания власти снова уступили место политическим, что не могли не учитывать русские идеологи.

В их сочинениях Москва чаще сравнивалась не с Константинополем, а с Первым Римом - носителем универсальной светской власти. Эта мысль особенно активно внедрялась в правление Петра Великого , обновившего идейную жизнь России не менее существенно, чем материальную. Яснее других её сформулировал бывший молдавский господарь Дмитрий Кантемир , изложивший в трактате «Монархий физическое рассуждение» теорию о смене четырёх империй - восточной персидской, южной македонской, западной римской и северной российской. Он же (впрочем, далеко не первым) называл Петра «новым Константином», подчёркивая его роль защитника как имперской власти, так и христианской веры. Известно, что в преддверии провозглашения Петра императором его корону хотели изготовить по образцу Константиновой, притом выдав за чудесным образом найденную древность.

В итоге царь отказался от коронации и поступил иначе. 30 августа 1721 года был заключён Ништадтский мир со Швецией, увенчавший победой самую долгую и тяжёлую из петровских войн. По этому случаю Сенат и Синод преподнесли царю титул Императора Всероссийского, оправдав это опять-таки римскими традициями:

«Как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены».

22 октября (2 ноября) в Троицком соборе новой столицы - Санкт-Петербурга - ещё один идеолог империи Феофан Прокопович в своей проповеди обосновал новый титул Петра, который был тут же принят новоявленным императором под гром сотен пушек Петропавловской крепости и военных кораблей, стоявших на Неве. По словам очевидца, «всё казалось объято пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы разрушиться». Что касается императорской короны, то её впервые изготовили для жены Петра Екатерины; в 1724 году её, безродную прачку, торжественно короновали в московском Успенском соборе.

Новый титул Петра оперативно признали европейские державы, включая побеждённую Швецию. К тому времени в Европе имелся только один император - римский, сидевший в Вене, хотя на эту роль претендовали монархи Франции, Англии и Испании, захватившие в ходе заморских плаваний обширные колонии. Войдя в семью великих держав, Россия активно включилась в колониальную гонку, которую пыталась обосновать имперскими традициями. Если западные державы стремились - и тогда, и позже - к захвату природных богатств (и рынков сбыта изготовленной из них продукции), то Россия, где этих богатств и так хватало, рвалась к торговым путям и морским портам.

Эта экспансия превратилась в осознанную политику в царствование Екатерины II , которая не просто присоединила Крым и Новороссию, но и вызвала к жизни «Греческий проект», объявив устами своих идеологов о стремлении вернуть православный крест на купол константинопольской Святой Софии. Второй внук императрицы, получивший знаковое имя Константин, готовился в будущие правители Греции. Другим направлением политики Екатерины стало собирание славянских земель. Оба проекта - «греческий» и «славянский» - прочно вошли в политическую повестку империи, что вызвало резонные опасения западных стран.

В борьбе с внешними вызовами России требовалось внутреннее единство. В царствование Николая I его попыталась обеспечить «теория официальной народности». Этот апофеоз казённой мысли объявлял «становым хребтом» государства самодержавие, которому подчинялись православие и народность, означающая «историческую самобытность России» - под этим министр понимал «беспредельную преданность самодержавию». Беда даже не в том, что эта теория подменяла власть единого для всех закона волей монарха, а в том, что вопреки всем благолепным теориям государство подтачивало неравенство народов и религий, не говоря уже о быстрорастущем социальном неравенстве. Эти проблемы и погубили в итоге державу Романовых, как и древние империи Востока - Османскую и Китайскую.

В ХХ веке с карты мира исчезли не только «отсталая» Российская империя, но и её европейские «сёстры» - Германская и Австро-Венгерская империи. Причиной стал нараставший уже давно натиск революционного движения, объявившего монархическую власть наряду с религией пережитком прошлого, оплотом реакции. Либеральная идеология осуждала одни империи, ничего не имея против других, поднявших на щит республиканские и демократические идеи.

О США как «империи свободы» первым заговорил президент Джеймс Монро , автор известной доктрины, но лишь век спустя западные политологи озаботились отличием «хороших» империй от «плохих». Классики геополитики, немец Карл Шмитт и американец Хэлфорд Маккиндер , разделили все империи на «сухопутные» и «морские» (позже их назвали «теллурократическими» и «талассократическими», или же «евразийскими» и «атлантическими»). Для первых характерны будто бы захват больших территорий, деспотическая власть, техническая отсталость, «переваривание» покорённых народов. Для вторых - опора на прибрежные торговые фактории, демократия, научный и технический прогресс. В списке «сухопутных» империй, сформулированном идеологами «холодной войны», наряду с Ассирийской и Монгольской державами видное место занимает Россия.

Понятно, что эти теории высосаны из пальца, а геополитика в изложении многих её корифеев не наука, а скорее, оккультное учение. Понятно и то, что западные геополитики не видят особой разницы между царской и советской системами власти. Эта пропагандистская канва не соответствует исторической истине.

Вадим ЭРЛИХМАН