Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Звук и буква ч». Конспект непосредственно - образовательной деятельностиТема: «Знакомство со звуком и буквой Ч.Правила написания сочетаний ча, чу

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Задачи: закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов; упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова); упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить в речи детей понятие «слог»; познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ; совершенствовать навык чтения слогов.

Оборудование:

предметные картинки (бабочка, утюг, корабль, велосипед), буква Ы;мяч; тетради, карандаши красного цвета; коробка, книга; карточки, фишки, домик слогов.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель. -Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне, какое у вас сегодня настроение?
(Хорошее, радостное, веселое.)
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

(Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
.

2.Мотивация.

Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята! Пишет вам Учёная Сова.

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами. В конце путешествия вас ждёт сюрприз»

— Вот какое интересное письмо. Ну что, отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

3.Дид.игра «Прочитай слово»

Показываю детям картинку с изображением бабочки.

Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображена бабочка.

— Какой первый звук в слове бабочка?

Дети: В слове бабочка первый звук б.

(воспитатель просит ребёнка выбрать соответствующую букву и прикрепить её под картинку)

Аналогичная работа с картинками: утюг,корабль, велосипед, буква Ы .

— Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Правильно. Проходите за столы.
4.Основная часть.

И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой из волшебной страны Букварии.

Послушайте скороговорку и повторите её за мной тихо-громко, быстро-медленно.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

Дети: Звук [ч].

Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

а)Характеристика звука [ч].

Давайте вспомним, что звуки мы слышим и говорим.

Произнесите звук ч.

Дети: Ч-ч-ч.

— Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

— Правильно, ребята. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

— Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

— Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, повтори: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

б)Игра «Хлопай правильно»

— Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

в) Игра «Место звука в слове»

Работа с раздаточным материалом

— Ребята,возьмите, пожалуйста карточки и фишки.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] лови

И место звука в слове укажи.

(слова: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

Выходите в круг. Настало время немного размяться и поиграть в игру.

5.Игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель:-Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

(Дети сели за столы)

6. Знакомство с буквой Ч.

Проверяем осанку:

Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спина прямая.

Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

А что такое буква?

Дети: Буквы мы пишем и читаем.

— На что похожа буква Ч?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А попробуйте сейчас выложить букву «Ч» из счётных палочек.

(Дети выкладывают на столах букву Ч.)

7. Деление на слоги.

Ребята, вы помните, что слова делятся на части. Как называются эти части? (слоги)

Как определить, сколько слогов в слове?

(можно похлопать, приложить ладонь к подбородку или посчитать гласные)

Игра «Сколько слогов в слове»

У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4 Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога - табличку с цифрой 2, а если 3 слога - с цифрой 3, 4 слога - с цифрой 4. Задание понятно?

Начали.
Воспитатель показывает картины (сани, шарф, шапка, снеговик, лыжи, коньки, варежки, елка, снегурочка, снежинка) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

8.Чтение слогов.

Слоги в домике живут-

Посмотри, их много тут!

Вы внимательно смотрите,

Слоги с буквой Ч прочтите!

(дети читают слоги: ЧО,ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

Ребята, в этом домике не живут гласные буквы Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА - пишется с А.

ЧУ - пишется с У.

Дополните слог до целого слова.

Давайте составим предложение с придуманным словом.

Составим схему придуманного предложения на доске.

— А что означает первый знак в предложении?

(это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

— Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает?

(точку, что предложение окончено).

— Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?

9.Работа в тетрадях.

А сейчас откройте тетради и выполните задание. Нужно закрасить только гласные буквы. Каким цветом будем это делать? (красным)

(дети работают в тетрадях)

10.Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились со всеми заданиями. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка от Учёной Совы, и раз мы с вами правильно выполнили все её задания, то смело можем открыть коробку. А вот и послание от Учёной Совы.

(достаёт и читает)

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково,

Их поставишь в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка, с лишним.

Ведь для тебя они - ключи

Ко всем хорошим книжкам.

(открываю коробку, достаю книгу)
— И вот какой сюрприз. Это азбука. Она нам поможет выучить все буквы и научиться хорошо читать.

Раиля Дюсьметова
Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная группа) «Звук [Ч]»

Этап : автоматизация в слогах, словах.

Цели :

1. Упражнять в правильном произнесении звука [ч ] в слогах , словах.

2. Развивать фонематическое восприятие : определение наличия звука [ч] и места звука [ч] в слове .

3. Упражнять в делении слов на слоги.

3. Совершенствовать грамматическое оформление речи :

Упражнять в образовании формы единственного числа Р. п. ;

Упражнять в подборе слов-антонимов.

4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук.

5. Развивать зрительную память.

6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование коротких линий по дорожке.

I. Организационный момент.

У нас сегодня гости, давай мы с ними поздороваемся и подарим наши улыбки.

Здравствуйте (улыбаемся) .

Самомассаж :

Костя, с добрым утром! Ты готов заниматься? Давай мы с тобой поиграем.

Игра - «С добрым утром» - делаем массаж в соответствии с текстом.

С добрым утром, наши глазки, вы проснулись?

С добрым утром, наши щёчки, вы проснулись?

С добрым утром наши ушки, вы проснулись?

С добрым утром наши ручки, вы проснулись?

С добрым утром, наши ножки, вы проснулись?

С добрым утром солнышко, я проснулся!

II. Основная часть.

Я приготовила для тебя музыкальную загадку, давай, послушаем. (Звучит музыка стука колес паровоза) .

Ты догадался, что к нам приближается? (Паровозик) .

Правильно, это паровозик.

Показ слайда 1.(Паровозик) .

Паровозик хочет показать нам свою работу, как он возит пассажиров и приглашает путешествовать вместе с ним. Ты готов путешествовать?

2. Артикуляционная гимнастика :

Наш паровозик умеет петь знакомую нам песенку. Чтоб в пути нам не было скучно, давай будем петь вместе с ним. А чтобы песенка звучала красиво, сделаем зарядку, не ногами, не руками, а своими язычками.

Показ слайдов на каждое упражнение :

1. «Слонёнок»

2. «Лягушка»

3. «Бублик»

4. «Маляр»

5. «Барабанщик»

6. «Лошадка»

7. «Грибок»

8. «Гармошка»

3. Автоматизация звука [ч] изолированно :

Вот так хорошо размялись наши язычки и готовы петь.

Как поёт паровозик? Ч-Ч-Ч.

Какая красивая песенка! Расскажи, что делают губы, зубы, язычок, когда поёшь песенку паровозика? А как звучит песенка? Какой это звук ? (Согласный, глухой, всегда мягкий) .

Костя, давай нарисуем железную дорогу, по которой поедет наш паровоз. А язычок будет весело петь песенку паровозика. (Ребёнок рисует короткие вертикальные чёрточки «шпалы» - соединяет точки и произносит изолированный звук Ч ). (Со стола убираю ноутбук) .

4. Пальчиковая гимнастика.

Нашему паровозику, чтобы возить пассажиров, надо прицепить вагоны, давай, поможем.

Ехал, ехал паровоз пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повёз сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы

5. Автоматизация звука [ч] в слогах .

Вот вагончики прицепили и наш паровоз подъехал на станцию. (На стол выкладываю плоскостного паровоза, сделанного из картона.)

Перед отправкой надо проверить, исправны ли колёса паровоза, может ли он двигаться дальше. Давай постучим молоточком по колесам.

Звуковые цепочки :

АЧ-ОЧ-АЧ ЧА-ЧО-ЧА

УЧ-АЧ-УЧ ЧУ-ЧО-ЧУ

ОЧ-ИЧ-ОЧ ЧИ-ЧА-ЧИ

ИЧ-АЧ-ИЧ ЧО-ЧИ - ЧО

ОЧ-АЧ-ОЧ ЧИ-ЧА-ЧО

6. Автоматизация звука [ч] в слове , развитие фонематического восприятия :

6.1. Определение наличия звука [ч] в слове .

Наш паровозик в полном порядке. На перроне пассажиры ждут своего поезда (раскладываю предметные картинки) . Давай поможем контролёрам проверить билеты у наших пассажиров. Потому что, в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч] , а остальные - подождут следующего поезда (убираем лишние картинки) .

6.2. Определение места звука [ч] в слове .

А теперь, надо рассаживать наших пассажиров по вагончикам. В первом вагоне поедут те пасссажиры, в названии которых звук [ч] слышится в начале слова. Во втором - те пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова; в третьем - в названии которых звук [ч] – в конце слова .

(чайка, черепаха, чебурашка; врач, грач, скрипач; мальчик, девочка, бабочка)

7. Деление слов на слоги.

Всех пассажиров посадили в свои вагончики. Осталось только отправить телеграмму для встречающих, чтобы они вовремя встретили наших пассажиров. (Хлопая в ладоши, определяем количество слогов в словах ).

Физминутка.

Девочка и мальчик очень обрадовались, когда узнали, что едут в одном вагоне. Давай покажем, как они играли.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают.

8. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р. п.:

Паровозик отправился в путь. Запомнил, кто едет в нашем паровозике? Вот он въехал в тоннель, кого не стало видно? (Не видно врача, грача, мальчика и т. д.)

9. Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров. А сейчас, давай познакомимся с ними поближе :

Чайка не черная, а (белая) .

Черепаха не быстрая, а … (медленная) .

Чебурашка не большой, а … (маленький) .

Грач не белый, а (черный) .

Скрипач не толстый, а … (худой) .

Мальчик не старый, а … (молодой) .

Девочка не грустная, а … (веселая) .

Бабочка не тяжелая, а … (легкая) .

Врач не злой, а … (добрый) .

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

Паровоз, паровоз,

Далеко нас повёз,

Хорошо прокатил

И назад возвратил.

Вот и наша станция. Нам пора выходить, а пассажиры поедут до своих станций.

Костя, тебе понравилось наше путешествие? Какую песню пел язычок? Молодец, твой язычок стал очень послушным и так красиво научился петь песенку паровозика.

-Занятие окончено , давай попрощаемся с гостями.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]» Цель: Автоматизировать звук Р изолированно, в слогах, словах. Задачи: Коррекционно – образовательные: - закреплять формирование артикуляционного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]», «Наш город» Индивидуальное логопедическое занятие на тему «Звук [ш]», «Наш город» Этап: автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закрепление правильного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Постановка звука (Л)» Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед, ДОУ №7 «Рябинушка».

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [р] в слогах и словах» Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах и словах. Цели: 1)Коррекционно-образовательные Уточнить.

Конспект индивидуального занятия по звуковой культуре речи «Звук [Л]» Тема: звук Л. Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи Задачи: Коррекционно-образовательные: - расширять.

Конспект логопедического занятия «Космос» (подготовительная группа) Конспект логопедического занятия "Космос" подготовительная группа. Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе,.

Конспект занятия «Формирование сенсорных эталонов». Тема «Транспорт». Подготовительная группа Тип занятия: «Формирование сенсорных эталонов» Тема: «Транспорт» Задачи: 1. Обогащение чувственного опыта детей (оттенки, геометрические.

Библиотека изображений:

Анастасия Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Цель : знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч .

Задачи : - закрепить четкое произношение звука (ч) ;

Закрепление умения давать акустическую характеристику звукам ;

Закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

Закрепить навык чтения и печатания;

Закрепление графического образа буквы Ч ; профилактика оптической дисграфии;

Развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

Развитие мелкой и общей моторики;

Развитие слухового внимания.

Оборудование : мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка, мягкие модули, кегли, скакалка, счетные палочки, цветные пробки (зеленые, синие, красные, тетради.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети : Чаще всего слышится звук (ч) .

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч .

Давайте дадим характеристику звуку (ч) . Произнесите этот звук .

Дети : Ч-ч-ч.

Логопед : Звук (ч) можно пропеть?

Дети : Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч) . Наше горлышко спит или работает?

Дети : Горлышко спит.

Логопед : Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети : Звук (ч) глухой.

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Илья, дай полную характеристику звука (ч) .

Илья : Звук (ч) согласный, глухой, всегда мягкий.

Основная часть

1. Логопед : Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч) . Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч] , слог со звуком [ч] , слово со звуком [ч] .

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

2. Логопед : дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч) . Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч) . Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч) .

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком (ч) логопед предлагает назвать предмет и определить место звука (ч) в слове :

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи .

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)

Логопед :. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч) .

Дети называют слова.

3. Логопед : Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково :

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

4. Логопед – а давайте мы превратимся в птичек

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Рот открыл.

Смотрю я в небо.

Вправо-влево,

Здесь я не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх!

Крылья вниз!

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

5. Логопед : Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?

Дети : Мы знакомимся со звуком (ч)

Логопед : А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме

Дети : да/нет

Логопед : ребята, кто уже знакомы с буквой Ч , помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули) ; кеглей, скакалки.

Дети знакомые с буквой Ч выкладывают ее из предложенных предметов, остальные дети помогают им.

Логопед : как хорошо вы справились с заданием. Какие буквы вы выложили .

Дети : буквы Ч .

Логопед : предлагаю вам пройти и сесть за стол.

Перед каждым ребенком на столе из счетных палочек выложена фигура

Логопед : ребята, уберите три лишних палочки так,

чтобы у вас получилась буква Ч .

Артем : какая буква у тебя получилась .

Артем : буква Ч .

Слава, а у тебя какая буква получилась .

Слава : тоже буква Ч .

Логопед : дети, у всех получились буквы Ч ?

Дети : Да.

Логопед : перед вами лежат счетные палочки. Выложите справа от буквы Ч букву А .

Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.

Логопед : Алена, какой первый звук в слоге ?

Алена : первый звук (ч) .

Логопед : а второй звук :

Алена : второй звук (а) .

Логопед : ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?

Илья : получится слог ЧУ.

Логопед : замените букву А , на букву У .

Логопед : Дима, прочитай, какой слог получился.

Дима : читает. Получился слог ЧУ.

Логопед : а теперь поменяйте буквы местами . Выложите букву У слева от буквы Ч .

Логопед : Артем, какой слог теперь получился?

Артем : получился слог УЧ.

Логопед : Алена, а кокой слог у тебя получился.

Алена читает УЧ.

Логопед : Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.

Логопед : Дети, выложите слева от буквы У букву Л .

Дима, какое слово у тебя получилось.

Дима : ЛУЧ.

Логопед : Слава : а у тебя какое слово получилось?

Слава : ЛУЧ.

Логопед : Алена, Илья, Артем, прочтите какие у вас получились слова.

Читают хором ЛУЧ.

Логопед : сколько слогов в слове ЛУЧ.

Дети : один слог.

Логопед : А сколько звуков в слове луч ?

Дети : три звука .

Логопед : возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед : Алена, какой первый звук ?

Алена : первый звук (л) . Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.

Логопед : Слава, какой второй звук ?

Слава : второй звук (у) . Он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед : Дима, какой третий звук в слове ЛУЧ .

Дима : третий звук (ч) , он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.

6. Логопед : ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.

Дети : да, мы согласны

На доске две картинки точка и тучка.

Логопед просит детей написать в тетрадях слово точка.

Логопед : а как же нам теперь точку превратить в тучку?

Дети : предлагают свои варианты.

Логопед : (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке» , чтобы получилась «тучка»

Артем : звук (о) надо заменить на звук (у) .

Логопед : да, дети, Артем прав.

Один ребенок выходит к доске и записывает слова, остальные дети пишут эти слова в тетрадях.

Подведение итогов :

Логопед : Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.

Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились ?

Дети : Да, со звуком и буквой Ч .

Логопед : На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в группу , проверим, как хорошо вы запоминаете.

Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч) .

Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.

Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивает звукослоговый анализ и синтез, фонематический слух и восприятие. Ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы игровые моменты, повышающие интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах,

преобразование слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | звук | скачать звуки | [ч] | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч] Буква Ч Детский сад