Что такое регулярный сад. Регулярный парк. Характерные черты и особенности регулярного сада

Французские регулярные парки в XVII-XVIII вв.

Культура итальянского Ренессанса оказала большое влияние на культуру Франции. Это влияние сказалось и на развитии французского садово-паркового ландшафтного искусства.

В середине XVII в. во Франции укрепился абсолютизм и искусство стало предметом особой заботы короля Людовика XIV, который рассматривал его как средство возвеличения своей власти. Идеи абсолютизма нашли отражение в создании французских регулярных парков, идеология которых была разработана и воплощена Андре Ленотром (1613-1700). Под его руководством были построены и перепланированы парки: Во-ле-Виконт (1656-1661 гг.), Версаль (1661-1700 гг.), Тюильри (1664-1672 гг.), Кланьи (1674 г.), Со, Медон (1680 г.), Сен-Клу, Шантильи, Шуази (1693 г.), Марли (1699 г.) и ряд других.

Французские регулярные парки имели симметричное построение вдоль главной композиционной оси, но в отличие от итальянских террасных садов, где применялся тот же принцип композиционного построения, они располагались на равнинном рельефе. Это позволяло формировать большие открытые пространства. Природа в них была подчеркнуто искусственной: стриженые деревья и кустарники , декоративные партеры с цветниками сложных рисунков, зеркальные поверхности бассейнов.

Первый крупный парковый ансамбль, спроектированный и построенный Андре Ленотром совместно с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебреном для министра финансов Франции Фуке - Во-ле-Виконт . Парк занимает территорию более 100 га, его протяженность - 2,5 км. Центральная часть паркового комплекса имеет четкую регулярную планировку, в которой выделена главная композиционная ось, ориентированная на дворец. Большое открытое пространство перед дворцом хорошо просматривается, в ландшафтную композицию включены партеры, водные плоскости. Периферия комплекса решена как лесопарк.

Вершиной садово-паркового ландшафтного искусства Франции XVII в. считается парк в Версале, созданный для Людовика XIV. Заболоченная плоская местность с мелким лесом превращена в пространственно богатый и разнообразный парковый ансамбль.

Версальский дворцово-парковый комплекс производит сильное впечатление на посетителей, в том числе благодаря своим огромным размерам. Версальский парк занимает территорию 1738 га, из которых передняя часть 100 га. Главная композиционная ось (восток-запад) имеет протяженность 4 км. Вдоль нее расположен Большой канал длиной 1,4 кв. Фасад дворца (архитекторы Луи Лево и Ж. Ардуэн Мансар) имеет протяженность 500 м.

Из главного помещения дворца - спальни короля - открывается грандиозная панорама парка. Парадная часть паркового комплекса - партер перед дворцом. Ниже высокой террасы перед дворцом расположены боскеты - плотные зеленые массивы деревьев, окруженные высокими стенами стриженой зелени. Часть из них внутри решена как открытые пространства. На территории парка 14 тысяч фонтанов, многие из которых украшены скульптурам. Водоснабжение фонтанов сконструировал Пьер де Франсини. В скульптурном оформлении дворца и парка участвовали Марси, Тюби, Лонг, Жирарден.

В Версальском дворцово-парковом комплексе повторен композиционный прием, примененный Андре Ленотром ранее в Во-ле-Виконт - трехлучевая радиальная ландшафтная планировка улиц, ориентированных на дворец. Версаль должен был прославлять «короля-солнце» - Людовика XIV. Улицы символизировали солнечные лучи, расходящиеся от дворца. Центральный луч - улица, ведущая в Париж, что также символично. Аналогичный смысл заложен в радиально-лучевое построение аллей Версальского парка, расходящихся от композиционно важных пунктов - начала Большого канала, Королевской площади.

Основным назначением аллей было раскрытие дальних перспектив, что и определяло их ширину. Поэтому аллеи могли включать газонные покрытия, например Королевская аллея, открывающая перспективу на Большой канал, в который вечерами уходит закатное солнце.

Идеи А. Ленотра оказали большое воздействие на развитие европейского садово-паркового ландшафтного искусства XVII - первой половины XVIII в. Регулярные парки получили широкое распространение во всех европейских странах.


Регулярный стиль

Формальный стиль, классический стиль

Регулярный стиль — стилевое направление в ландшафтном искусстве, для которого характерны геометрическая сетка плана (прямолинейная трассировка дорог, геометрическая форма партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси), архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка.

Широко использовался в древних садах Востока, Греции и Рима, садах Эпохи Возрождения, французских регулярных парках XVII в, в России конца XVII- первой половины XVIII в.

Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Основной лейтмотив этого стиля - порядок. Четкость плана и строгость линий - главное, что отличает садовые композиции регулярного стиля. Одно из непременных условий, при которых сад любого размера может быть назван регулярным,— наличие в его композиции того или иного типа симметрии. Слово «симметрия» происходит от греческого symmetria («соразмерность») и подразумевает повторение одного и того же сюжета или конструкции, но не просто в другом месте, а так, чтобы эти элементы можно было наложить друг на друга определенным образом.

Существует три принципиально различных типа симметрии: зеркальная (она же осевая и билатеральная, или двусторонняя), поворотная (или лучевая, из одного центра) и переносная (когда тот или иной элемент повторяется неоднократно в новом месте с определенным шагом).

Но если по какой-то причине организовать симметрию не представляется возможным (например, не позволяют рельеф, или слишком ограниченное пространство, или неправильная форма самого участка), на помощь можно призвать другие средства — ритм и геометрические фигуры.

Ритм — понятие больше музыкальное, но применительно к дизайну это более чем двукратный повтор какого-нибудь определенного «мотива»: формы, цвета, фактуры или их сочетания. В садовом дизайне ритм может быть задан одними посадками: ритмичная композиция из трех-четырех хорошо подходящих друг к другу видов смотрится порой более выигрышно, чем разнообразная, но случайная смесь из многих растений.

Наконец, даже на очень маленьком и неудобном участке, где ни симметрия, ни ритмичные повторы не уместны, можно использовать простые (и не очень) геометрические фигуры.

В регулярном саду широко применяется топиарное искусство. Прежде всего, стричь можно растения с более или менее жесткими и многолетними побегами, чтобы ежесезонные усилия не пропадали даром. В наших условиях это листопадные деревья и кустарники, а также некоторые хвойные породы.

Особенно хороши для стрижки и поддаются формированию деревья и кустарники с компактными кронами, мелкими листьями и не слишком быстрым ростом. Наконец, можно сочетать стриженые растения (например, по краям грядок — в качестве рамки) со свободно растущими (внутри этой рамки). Простейший способ добиться регулярности сада — посадить в различных местах живые изгороди из подходящих для этого пород деревьев и кустарников. Они могут быть разной высоты и ширины. Для небольшого сада они в буквальном смысле панацея — защитят от ветра и от случайного взгляда, разделят сад на небольшие уютные «садовые комнаты», разграничат зоны различного использования (например, хозяйственный угол с компостной кучей отделят от газона и декоративных посадок). Ими можно окружить участок — и тем самым скрыть или даже заменить забор. Изгороди не только придают саду упорядоченность и структурность, они способствуют формированию более благоприятного микроклимата, скрывают недостатки и направляют взгляды гостей в нужном направлении.

Безусловно, за регулярными посадками требуется более кропотливый уход, нежели за свободными. Зато сад, выполненный в геометрических линиях на небольшом пространстве создать проще.

Страничка истории

Регулярный стиль садово-паркового искусства зародился во Франции. Возникновение стиля связывают с именем А. Ленотра — создателя садово-архитектурного ансамбля Версаля, загородной резиденции Людовика XIV. Именно Версаль, а также другие не менее знаменитые творения Ленотра (Тюильри, Марли, Сен-Клу) являются типичными образцами регулярного стиля в его рафинированной форме. Эти роскошные ансамбли были созданы во славу французского абсолютизма и полностью соответствовали его духу.

Еще на эту тему:

Ваш комментарий:

Дорогой гость!

Мы приносим свои извинения, но оставлять свои комментарии могут только члены Сообщества зеленых человечков.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь , чтобы добавить комментарий!

Ваши Зеленые человечки

Чтобы представить сад регулярного стиля, вспомните Петергоф, Версаль, Королевский сад в Ганновере и другие подобные ландшафтные сооружения с четкими, симметричными линиями и аккуратными формами, правильными геометрическими линиями и множеством беседок. В регулярном садовом стиле приветствуются фонтаны и тенистые аллеи и отрицаются всяческие новомодные элементы с экстравагантным дизайном.

Что такое регулярный стиль в ландшафтном дизайне и его фото

Регулярный стиль - порядок и изысканность, четкость и аккуратность линий, красота симметричного рисунка. Красотой пейзажного стиля лучше всего любоваться в больших парках, но и в малом саду возможна свободная планировка. О противопоставлении в европейской ландшафтной архитектуре пейзажного и регулярного стилей написано много. Теперь уже никто не увидит в подстриженном деревце «невольника с золотой цепью» (Карамзин), победу разума над природой или символ абсолютной монархии, мы будем любоваться правильной геометрией кроны и изысканным орнаментом партера. Мы применяем в своих садах элементы обоих стилей, стараясь так воздействовать на «принадлежащую» нам природу, чтобы превратить ее в произведение садового искусства.

Ухаживать за регулярным садом непросто, но, пожалуй, не намного сложнее, чем за садом ландшафтной планировки или природным, хотя методы работы у садовников разные. В регулярном саду нужно стричь живые изгороди и деревья, выстригать причудливые фигуры, выращивать и сажать однолетники в партеры, выпалывать сорняки, но если не ухаживать за миксбордерами или вольно растущими природными цветниками, они тоже быстро перестают создавать то впечатление, ради которого были посажены. Ощущение дикости и запущенности сада в природном стиле - это только иллюзия, он требует особого, но тоже тщательного ухода, никакой сад не может сам о себе заботиться, хотя в регулярном саду огрехи ухода особенно заметны и сразу бросаются в глаза.

Хорошо представить, такое регулярный стиль в ландшафтном дизайне, помогут фото, представленные ниже:

Образцом регулярного стиля в ландшафтном дизайне считается Версаль. Грандиозный по размаху, непревзойденный в своей помпезной красоте, он был достоин великого властителя. Многие венценосные особы пытались создать нечто подобное, наш знаменитый Петергоф, блестящий образец регулярного стиля в России, был задуман как великолепное произведение садового искусства, не уступающее Версалю. Нельзя не восхищаться его дворцами, фонтанами, сложным узором партеров.

Атрибуты регулярного стиля в ландшафтном дизайне

Каковы же атрибуты регулярного стиля и его отличительные особенности? Оформление такого сада невозможно без живых изгородей разной высоты и причудливых топиарных форм, созданных с помощью искусной стрижки, и, конечно, партеров. Тисовая живая изгородь невозможна в Петербурге и Москве, роль французского самшита в России играет липа, «липовый шпалерник».

Ещё один необходимый атрибут участка в регулярном стиле, его композиционный центр - это жилая постройка. Где-то это усадебный дом, а где – то и самый настоящий дворец. Перед ним располагается партер - плоская ровная часть сада (от французского par terre - на земле).

Как видно на фото, в регулярном стиле все дорожки сада - прямые, лучшая форма цветника - прямоугольник. Небольшие регулярные сады были в большинстве русских усадеб, к дому примыкал регулярный французский партер (парадная часть), который переходил в английский пейзажный парк. Может быть, это образ русского сада?

Такой чудо-сад в регулярном ландшафтном стиле посадил и вырастил в деревне Богданиха близ города Иваново Николай Павлович Дементьев. После завершения строительства дома он задумал благоустроить 60 соток вокруг него. Техническое образование приучило к самостоятельному обучению, он проштудировал литературу по ландшафтному дизайну и принял решение делать сад в регулярном стиле. К созданию сада именно в таком духе его подтолкнул и дом в стиле русской усадебной классики.

Чтобы создать гармоничный сад, надо обладать знаниями, фантазией и вкусом. Уход за ним - дело еще более сложное и трудоемкое, требующее ежедневного труда, знаний, терпения и, конечно, любви и таланта. Этим садом можно любоваться в любую погоду его облик меняется от сезона к сезону.

Регулярный дизайн сада был первоначально реализован в Персии и на территории Европы. Регулярные сады отличаются простыми геометрическими формами с четкими краями. Растения, живые изгороди и проходы расположены либо в форме круга, прямоугольника или квадрата, и они всегда симметричны. Читайте дальше, чтобы узнать, как создать свой собственный регулярный сад.

Шаги

Нарисуйте план

    Оцените расположение участка. Дизайн, который вы выберете для вашего сада, будет зависеть от контуров участка, который вы используете. Вы должны также принять во внимание его размещение относительно вашего дома или других близлежащих зданий. Рассмотрим следующие факторы:

    • Является ли используемая земля холмистой или плоской? Это будет влиять на окончательный внешний вид вашего регулярного сада. Регулярные сады легче создавать на плоской земле, так что вы можете рассмотреть возможность выравнивания некоторых холмов на вашем участке.
    • Какова форма участка земли? Работаете ли вы с правильным квадратом или это более продолговатая форма? Вы должны решить, собираетесь ли вы разбивать сад до границ участка, или же вы хотите создать более компактное пространство внутри него.
  1. Решите, как вы будете использовать сад. Вы можете спроектировать сад для визуального удовольствия, или, возможно, вы хотите, чтобы он был более функциональным, т. е. местом для людей, где они смогут расслабиться и поиграть. Это важное решение, так как это будет определять, сколько открытого пространства нужно оставить пропорционально территории с растениями и живыми изгородями.

    • Если вы хотите, чтобы люди спокойно прогуливаясь по саду, наблюдали все его детали, вы, вероятно, захотите сделать много дорожек и сложных по форме насаждений.
    • Если вы хотите, чтобы ваш сад был менее структурирован, запланируйте только одну или две дорожки и больше открытого пространства.
  2. Выберите центральную точку. Регулярные сады, как правило, расположены вокруг впечатляющей центральной точки - подумайте о дворцовом саде с гигантским фонтаном в центре. Во многих случаях фокус расположен в центре сада, но это не обязательно. Рассмотрим следующие идеи:

    • Сделайте небольшую версию дворцовых садов, создав смысловой центр из симпатичного фонтана или даже ванны для птиц.
    • Вашим смысловым центром может быть красивое дерево, которое уже растет в саду.
    • Вы можете купить кованую скамейку и поместить ее на свободном участке в качестве композиционного центра.
    • Создайте арку из шпалеры в центре сада.
    • Используйте свой внутренний дворик или настил в качестве акцента, вместо одного центра сада.
  3. Запланируйте дорожки. Теперь, когда у вас есть смысловой центр, пора запланировать пути, которые ведут к нему. В регулярном саду могут быть мощеные, кирпичные или каменные дорожки. Вы также можете оставить тщательно подстриженные естественные тропинки между живыми изгородями. Вы должны тщательно ухаживать за дорожками, чтобы создать ощущение чистоты и порядка, основных элементов регулярного сада. Создайте карту, которая показывает ваш композиционный центр и различные дорожки, которые ведут к нему.

    Озеленение сада

    1. Учитывайте ваш климат. Может быть, вы посетили сад во Франции, влюбились в его красоту, и хотите воссоздать его в собственном дворе. Первое, что вы должны сделать, это выяснить, является ли ваш климат подходящим для выращивания растений, которые вы видели в других местах. Важно подобрать растения, которые будут процветать там, где вы живете, в противном случае, вы будете иметь дело с больными и умирающими растениями, вместо того чтобы наслаждаться здоровым садом.

      • Выясните, в какой климатической зоне вы живете, так чтобы, когда вы начнете поиск видов растений, вы сможете сказать сразу, подойдут ли они для посадки.
      • Не сбрасывайте со счетов растения, которые являются родными для вашей местности. Регулярные сады могут иметь много различных вариантов, которые изменяются в зависимости от климата. Есть альпийский, пустынный, тропический, умеренный и средиземноморский стили. Посмотрите сады в вашем районе, они могут вдохновить вас идеями.
    2. Выберите соответствующие растения. Баланс и единство являются ключевыми в регулярных садах. Выбирайте растения с формами, которые хорошо сочетаются между собой и с другими элементами в вашем саду. Например, если ваш сад преимущественно квадратной формы, вы можете посадить живую изгородь, которую можно подстричь в квадратной форме. Цветы гортензии являются хорошим выбором для сада преимущественно круглой формы.

      Соблюдайте симметрию. Как только вы выбрали растения, решите, где посадить их. Ваш сад разделен дорожками на несколько частей; оцените каждое пространство отдельно, и в рамках всего сада, когда вы решаете, что где посадить.

      • Посадите вдоль дорожек один вид растений. Это выглядит красиво, и свяжет в единое целое все части сада.
      • Если вы посадите что-то в одной области, посадите то же самое на противоположной стороне. Например, если у вас есть группа из тюльпанов в левом углу сада, посадите аналогичную группу в правом углу для баланса и симметрии.
      • Садите в массовом порядке. Классической характеристикой регулярного сада является поразительный вид большой группы растений. Квадратные секции, посаженные вплотную с гиацинтами, например, могли бы придать вашему саду желаемый внешний вид.
      • Создание шаблонов. Чередуйте формы и цвета растений, посадив ряд одних цветов, ряд других цветов и так далее.
    3. Убедитесь, что сад будет выглядеть красиво круглый год. Термин "хороший костяк" используется ландшафтными дизайнерами, чтобы описать структуру сада, который радует глаз круглый год, после того, как цветы завяли, и трава не такая зеленая. Выберите живые изгороди, которые останутся зелеными круглый год, посадите зимостойкие растения. Вы также можете использовать ограждения и другие постоянные сооружения, чтобы дизайн вашего сада был идеальным.

      Создайте открытые пространства. Не забудьте оставить некоторые области открытыми. Открытые пространства контрастируют с посадками, и они также уместны, если вы хотите, чтобы люди могли отдыхать в саду. Посадите на открытых пространствах траву или засыпьте их гравием в зависимости от ваших предпочтений.

    Добавление деталей

      Используйте водные объекты. Во многих регулярных садах есть фонтаны, небольшие ручьи и другие водные сооружения, чтобы сделать планировку более интересной. Рассмотрите возможность установки водных сооружений в вашем саду, либо в качестве композиционного центра или простой декорации.

    1. Добавьте каменные вазы и статуи. Бетон часто используется в саду в форме ваз и статуй. Еще один классический камень, который можно использовать, это мрамор или искусственный мрамор, если вы ищете более доступный вариант.

      • Одна красивая статуя, используемая в качестве центрального элемента вашего сада, может иметь огромное значение. Посетите садовые магазины и питомники для поиска наружных вариантов статуй.
      • Если вы решили использовать вазы, купите четное количество и расставьте их по всему саду. Например, если ваш сад разделен на четыре сектора, в каждом должна быть ваза, и все вазы должны содержать одинаковые растения или цветы.
    2. Добавьте мебель. Если ваш сад находится во дворе, скорее всего, вы будете проводить там много времени. Вам нужна садовая мебель, которая соответствует дизайну вашего сада.

      • Кованое железо является хорошим выбором для этой цели. Вы также можете выбрать другой материал и покрасить его в темно-зеленый или черный цвет, чтобы соответствовать дизайну сада.
      • Избегайте пластиковой мебели, так как регулярный сад должен выглядеть вне времени.

Его называют классическим, формальным, геометрическим, садом в стиле барокко, а ещё французским парком, хотя все эти названия довольно сомнительны. Особенно последнее, ведь корни регулярного парка – не в пышном и страстном французском барокко, а в итальянском Ренессансе. В эпохе, впитавшей в себя отчетливость, ясность и безупречность античной культуры.

История

В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.

Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.

Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.

Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.

Версаль

Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.

Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.

Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.

На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?

Концептуальные особенности регулярного стиля

Планировка

Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.

Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.

Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.

Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.

Перспектива

Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.

Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.

Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.

А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.

Боскеты

Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.

Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».

Аллеи

В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.

А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.

Топиар

Топиар - это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.

Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.

Водоёмы

Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.

Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.

Гроты

Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.

Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.

Скульптуры

Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.

«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.

Зодчество и сценичность

Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.

При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.

Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.

Деревья и цветы

До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.

Регулярный ландшафтный стиль сегодня

Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».

Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами