«Когда это бывает» - 1.
Дидактическая задача.
Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Игровые правила.
Рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.
Игровые действия.
Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.
Ход игры.
Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, может быть изображен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки; кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:
Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам.
Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!
Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.
А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вызванного ребенка.)
После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются а том, что ответ был правильным {или наоборот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.
Примечания . Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времён года, о труде и забавах детей.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
«Когда это бывает» - 2.
Дидактическая задача .
Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Игровое правило.
По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.
Игровое действие.
Передача камешка тому, кто отвечает.
Ход игры.
Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года,
А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.
Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.
«Какое время года».
Дидактическая задача .
Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило.
Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Игровое действие.
Отгадывание времени года по стихотворению.
Ход игры.
У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
Загадки
Дел у меня немало - Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою.
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю, «Купайтесь!» - приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня... Вы все меня. Я...
(Зима). (Лето).
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки. Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но не касаясь сосен
Зовут меня,.. И елочек. Я …
(Весна). (Осень).
«Расскажи без слов»
(с элементами пантомимы).
Цель.
Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры.
Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание № 1. Показать, что стало холодно.
Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.
Дети « открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.
Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.
Дети прыгают, бегают, веселятся.
Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Задание № 5. Усложнение .
Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
Словарное упражнение
«Когда это бывает».
Цель .
Уточнить и углубить знания о времени года.
Ход упражнения.
Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и перелает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.
«Угадайте».
Цель.
Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы.
Оборудование.
Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.
Правила игры .
За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.
Загадки к игре:
1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)
2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен... (Иней).
3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)
4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)
6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)
7. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)
8. Летом бежит, зимой спит, весна настала - опять побежала. (Река)
9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)
12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)
13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
14. Над домом у дорожки висит пол лепешки. (Месяц)
15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)
«Давай пофантазируем».
Ход игры.
Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.
Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? осень? зима? (Лето - день, осень - вечер, зима - ночь.)
Играющие по очереди придумывают маленькие рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень?», «Чем похожи зима и ночь?», «Чем похожи лето и день?», «Чем похожи весна и
« ЭТО ПРАВДА И ЛЯ НЕТ?»
(СЛОВЕСНАЯ ИГРА).
Л.Станичев.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га – га - га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ - это правда или нет?
«Бывает - не бывает».
Оборудование . Мяч.
Ход игры .
Играющие встают в круг, ведущий - посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», - бросает мяч, а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки» дождь, гроза и т. д.
«Что за чем».
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
Играющие встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает мяч по очереди играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: «Зима, а за нею?» Игрок: «Весна», - бросает мяч обратно.
Вопросы задавать о временах года, о последовательности месяцев.
Варианты вопросов :
Зима, а за нею?
Весна, а за нею?
Лето, а за ним?
Осень, а за ней?
Сколько месяцев в году?
Назовите летние месяцы.
Назовите первый месяц весны.
Назовите последний месяц зимы.
Назовите средний месяц лета.
С какого месяца начинается осень?
Каким месяцем заканчивается осень?
«Времена года».
Оборудование .
Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Осени). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего - шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года.
Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.
В эту игру можно играть с одним ребенком. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого, выполняющего роль Красного Солнышка, ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.
Ход игры. Дети сидят вокруг стола, У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, может быть изображен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки ; кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:
Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их еам пока не покажу, п вы их не
показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!
Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.
А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вызванного ребенка.)
После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются а том, что ответ был правильным {или наоборот) . Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.
Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Дидактическая задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.
Игровое действие. Передача камешка тому, кто отвечает,
Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем гада (см, цв. вклейку),
* - А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, **что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.
Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.
КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА? *
Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание» быстроту мышления.
Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.
Ход игры, У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают,
Загадки
Дел у меня немало - я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою.
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю» «Купайтесь!» - приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня... Вы все меня. Я...
(Зима) (Л ето)
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю»
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но не касаясь сосен
Зовут меня,.. И елочек. Я-..
(Весна) (Осень)
игра «Расскажи без слов» (с элементами пантомимы)
в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность,
1 ■.-.. . . .■-.■-■-■■..."
Ход игры
Дета собираются в круг, воспитатель встает в середину круга, Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой яищи жестами рук* движениями.
Задание №L Показать, что стало холодно,
Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание М"2. Показать, что идет холодный дождь.
Дети «открываш 1 зонтики*, поднимают воротники,"прячутся поя крыши.
Задание МЗ* Показать, что вновь светит солнышко.
Дета прыгают, бегают, веселятся*
Задание № 4, Показать^ что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Задание AS? 5, Усложнение, Предложить* одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
Словарное упражнение «Когда это бывает*
Уточнить и углубить знания о времени года.
Ход упражнения
Воспитатель называет время года (осень) и- отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенш, и перелает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.
Угадайте
Цель. Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях
природы.
Подготовка к игре. Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.
Правила игры. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.
Загадки к игре;
1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые,., (Снежинки)
2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен... (Иней)
3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
5. Сестра к брату в гости идет* а он от нее прячется* (Солнце, месяц)
6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)
7. Зимой лежал, а весной в реку побежал* {Ручеек)
8. Летом бежит, зимой спит» весна настала - опять побежала. (Река)
9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)
12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)
13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
14. Над домом у дорожки висит пол-лепешки. (Месяц)
15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег
Игра «Давай пофантазируем»
Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.
Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день» вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? осень? зима? (Лето - день, осень - вечер, зима - ночь.) Играющие по очереди
придумывают маленькие рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень?», «Чем похожи зима и ночь?*, «Чем похожи лето и день?*, «Чем похожи весна и
утро?».
*ЭТО ПРАВДА И ЛЯ НЕТ?» (СЛОВЕСНАЯ ИГРА)
Л.Станине»
Теплая аесна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу* Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га~га-г&» пел соловей. Быстро дайте мне ответ - это правда или net?
(Пер, с болгарского А* Александрова)
Игра * Бывает - не бывает» Оборудование: мяч.
Играющие встают в круг, ведущий - посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», - бросает мяч» а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся» выходит из игры.
Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки» дождь, гроза и т. д.
Игра «Что за чем*
Оборудование: мяч.
Играющие встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает мяч по очереди играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: # Зима» а за нею?» Игрок: «Весна», - бросает мяч обратно. Вопросы задавать о временах года, о последовательности месяцев.
Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна» а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько месяцев в году? Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц весны. Назовите последний месяц зимы. Назовите средний месяц лета. С какого месяца начинается осень? Каким месяцем заканчивается осень?
Игра «Времена года*
Оборудование. Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Омни). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего - шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).
Ход ИГРЫ. Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года.
Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.
В эту игру можно играть с одним ребенком. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого, выполняющего роль Красного Солнышка» ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.
юлия аносова
Дидактическая игра «Так бывает или нет» (подготовительная к школе группа)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ »
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
ЦЕЛЬ : Расширить представления детей о дидактической игре
1. ЗАДАЧИ :
Расширять знания детей об окружающем мире, побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания ;
Создать радостную атмосферу;
Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;
Учить разделять предметы и их функции;
Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях;
Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции.
Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость;
Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.
2. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ :
ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ОБОГАЩЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ ПРИЕМАМ
5. 22.10 1. Тексты небылиц
2. Фотоаппарат 1. Рассматривание иллюстраций к небылицам К. И. Чуковского
2. Рисование «Моя небылица» .
Внимательно слушать текст и выявлять ошибки
Ход ИГРЫ
Игровое правило : кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает .
Педагог : Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает . Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
В начале игры следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.
ОЦЕНКА ИГРЫ
Педагог спрашивает, что детям запомнилось лучше всего, что больше всего понравилось.
Тексты небылиц :
Огурцы играют в прятки ,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне ,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
Однажды в июле,
В чудесный денек,
Вдруг выпал оранжевый снег на лужок
И в небо над лугом
Привычно и ловко
Взлетела корова,
Как божья коровка
И бабочки гнезда из прутиков вили
и в сети зеленое солнце ловили
Залаяли птицы, запели собаки.
Я вас уверяю, что это не враки
Зажмурив глаза, я улегся в траву
И все чудеса увидал наяву.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит :
«Эй, пожарные, бегите,
Помогите, помогите!»
Перелистывает Боря
Книжку, полную чудес.
Самолет плывет по морю,
А над ним зеленый лес.
На спине лежит лягушка,
Держит лапками бревно.
По веревочке старушка
На руках идет в окно.
«Два весёлых карапуза,
на печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души».
Публикации по теме:
Цель: закрепление представлений о приметах зимы. Задачи: -активизировать словарь по теме; -развивать слуховое внимание, логическое мышление;.
Дидактическая игра «Когда это бывает?» Возраст детей:4-5 лет. Цель:формирование умение ориентироваться в частях суток,различать и называть их. Материалы: -свободное игровое пространство.
Дидактическая игра "Математика вокруг нас" построена по принципу всеми известной телепередачи "Поле чудес". Главная цель создания игры.
Младший дошкольный возраст, это возраст, когда дети впитывают любую информацию как губку. Им интересно все, что происходит вокруг. Это еще.
Дидактическая игра по эмоциональному развитию старших дошкольников «Настроение бывает разным» Выполнила воспитатель 1 кв. категории Садыкова.
Дидактическая игра «Угадай-ка» (средняя группа) Цель: Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. Ход игры: Воспитатель загадывает.
Воспитатель берет на себя роль ведущего, называет какой-либо признак (свойство, качество, внешний признак) фрукта или ягоды, спрашивает «Бывает?», кидает мяч ребенку, который должен сказать, бывает или не бывает, и бросить мяч воспитателю.
Работа с учебным наглядным пособием (с.18).
В.: А теперь посмотрите, что увидел К-М во фруктовом магазине. Назовите фрукты, которые продаются в магазине.
Сосчитайте апельсины, вишни, бананы, груши и в окошко сбоку справа и слева положите карточку, которая обозначает это число.
Чего больше: апельсинов или вишен? Что можно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Соединить парами, сосчитать и сравнить количества.) Поровну, по скольку? Хотя апельсины большие, а вишни маленькие, их поровну, по три.
Чего больше: бананов или апельсинов? Груш или апельсинов? Бананов или груш? Груш или вишен? Вишен или бананов? Какое число больше: «два» или «три»? Какое число меньше: «два» или «три»?
Физкультурная пауза. Пальчиковая гимнастика «Сливы».
Пальчик толстый и большой Средний палец –
В сад за сливами пошел, Самый меткий,
Указательный с порога Он сбивает сливы с ветки.
Указал ему дорогу. Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Работа с учебным наглядным пособием. (с.19)
Воспитатель предлагает рассмотреть сливы и рассказать, в каком месте на салфетке они изображены. Например, фиолетовая слива нарисована в центре, желтая слива – в правом нижнем углу.
В.: Какая слива больше: желтая или фиолетовая? Сравните их, используя предмет-посредник. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение сливы на рисунке. Значит, предметом-посредником будет овал.
Воспитатель объясняет правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить сливу, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение сливы (овалы). Из трех овалов надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей сливой. Переложите ее на изображение большей сливы. Если овал окажется меньшего размера, то выбор был правильным.
Дидактическая игра «Найди свой дом».
Воспитатель предлагает детям найти дома для фруктов и ягод, которые нарисованы на картинках. Показывает карточки-дома, на которых обозначены признаки фруктов и ягод (рис.8): величина (большой домик, значит, живет большая ягода или большой фрукт; маленький домик – здесь живет маленький фрукт или маленькая ягода) и цвет (обозначен мазком желтого, зеленого, красного, оранжевого, фиолетового цвета). Для примера показывает картинку с маленьким бананом и картинку с большим бананом и предлагает найти им дома; объяснить, почему они сделали той выбор.
Карточки-дома раскладываются в разных местах групповой комнаты. Затем раздаются картинки (по одной) и под звуки музыки дети ищут дома для фрукта или ягоды, изображенной на их картинке. После выполнения действий картинки остаются «в домах», а воспитатель раздает следующую группу картинок.
Игра повторяется, пока все картинки (изображенные на них фрукты и ягоды) не найдут свои дома.
Занятие 11
ЛОВИСЬ, РЫБКА…
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета); о числе «четыре»; о цифре 4 как знаке, обозначающем число «четыре» (уровень узнавания);
умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах четырех; определять итог счета; отличать процесс счета от его итога; обозначать количество из четырех объектов словом «четыре», согласовывая его с названием предметов в роде и числе, цифрой 4.
«Величина». Формировать представления: о величине (большой – маленький); о способах сравнения по величине;
умения сравнивать по величине изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (геометрической фигуры такой же формы, как изображение), соблюдая правила использования посредника; использовать слова «больше», «меньше» для обозначения выявленных в результате сравнения отношений объектов по величине.
«Геометрические фигуры и форма предметов».
Формировать представления о геометрических фигур (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), о форме предметов;
умения узнавать геометрические фигуры (треугольник) и называть их; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
Развивать:
внимание, восприятие, мышление, воображение; действия сравнения, умения находить сходство и различия; глазомер; проявления творчества; настойчивость, внимательность, любознательность; познавательный интерес; графические умения (дорисовать, нарисовать).
Воспитывать:
бережное отношение к природным ресурсам; интеллектуальные чувства; аккуратность.
Материал
Для дидактического игрового упражнения «Будь внимательным!» : изображения рыб из геометрических фигур (рис.9).
Рис. 9. Варианты выкладывания изображения рыб из геометрических фигур
Для демонстрационная цифра 4; разрезной материал (цифры и треугольники), цветные карандаши для каждого ребенка.
Для игры «Рыбак и рыбки»:
шнур.
Ход занятия
1.Дидактическое игровое упражнение «Будь внимательным!».
Воспитатель предлагает познакомить К-М с рыбами, которые живут в наших водоемах. Рыб очень много. Чтобы различать их, надо быть очень внимательным. Поэтому давайте вместе поиграем в игру «Будь внимательным!». Воспитатель вывешивает по очереди на доске изображения рыб из геометрических фигур и просит назвать геометрические фигуры, из которых составлено изображение рыбы (рис.9).
После игры рассказывает четверостишие:
Рано утром из реки
Ловят рыбу рыбаки.
Много рыбы наловили
И ее в ведро сложили.
(с. 20).
Воспитатель предлагает рассмотреть рыбу, которую наловили и сложили в ведро рыбаки. Чтобы назвать рыбу, надо отгадать загадки.
Он в самом омуте живет Полосатая, зубастая,
Хозяин глубины. Под водой рыщет,
Имеет он огромный рот Маленьких рыбок ищет(Щука).
И длинные усы (Сом).
Колюч, а не ёж. От зубастых щук таясь,
Для ухи зато хорош. Стороной проплыл … (Карась).
Это рыбка небольшая,
А зовется она – … (Ерш).
В.: Сколько поймали ершей? Сомов? Щук? Карасей?
Воспитатель показывает демонстрационную цифру 4.
В.: Это цифра 4. Люди пользуются ею тогда, когда хотят записать число «четыре». Эта цифра – знак для обозначения числа «четыре». Если мы видим цифру 4, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь четыре предмета.
Предлагается рассмотреть нарисованные с цифрой 4 изображения и назвать предметы с числом «четыре»: 4 щуки, 4 ведра, 4 удочки. Те предметы, которые названы, закрыть карточками с цифрой 4.
3.Физкультурная пауза.
Дети выполняют движения под стихотворение:
Щука в озере жила, Пригласила трех ершей.
Червячок с крючка сняла. Говорили всем ерши:
Наварила щука щей, – Щи у щуки хороши!
4.Работа с учебным наглядным пособием (с. 21)
Воспитатель рассказывает:
Стеклянный домик на окне
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
В.: Что это?(Аквариум). Посмотрите внимательно на рыбок. Одинаковые рыбки или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? Какая из них больше: синяя или желтая? Какая меньше? Чтобы ответить, сравните рыбки, пользуясь фигурой-посредником. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение рыбки на рисунке. Значит, предметом-посредником будет треугольник.
Воспитатель напоминает правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить рыбку, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение рыбки (треугольники). Из трех треугольников надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей рыбкой. Переложите ее на изображение большей рыбки. Если треугольник окажется меньшего размера, то выбор был правильным.
В.:
Нарисуйте в аквариуме еще две рыбки, но так, чтобы они не были похожи друг на друга. Сколько всего рыбок плавает в аквариуме?
Рассмотрите веселых рыбок с зонтиками. Найдите две одинаковые рыбки. Соедините их линией. Найдите зонтик, непохожий на другие. Чем он отличается?
Игра «Рыбак и рыбки».
Проводится подвижная игра, в которой роль рыбака берет на себя воспитатель(кружится на месте со шнуром в руках, пытаясь поймать детей-рыбок, стоящих по кругу).Те дети, до которых дотронулся шнур, выходят из круга. Когда пойманы 4 ребенка, все считают «улов».
Занятие 12
ДЕНЬ И НОЧЬ
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления о порядковом счете (о его цели, правилах);
«Величина». Формировать представления о величине; о сериационных (упорядоченных по величине) рядах;
умения сравнивать на глаз изображения объектов по величине; определять отношения по величине между изображениями объектов; строить сериационные (упорядоченные) по величине ряды из четырех элементов, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения (по величине) между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке.
«Пространство». Формировать представления о пространственном положении «за», пространственных направлениях: «справа налево», «от … к …»;
умения определять пространственное положение объектов, считая справа налево, слева направо, последовательность следования объектов друг за другом.
«Время». Формировать представления о частях суток: «день», «ночь» (действия детей, явления живой природы); о моделировании частей суток при помощи условных изображений.
Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение, память; действия сравнения; умение группировать и классифицировать объекты по одному признаку (что бывает днем, что бывает ночью); умение находить сходство и различия; внимательность; познавательный интерес; графические умения (проводить соединительные линии, стрелки, раскрашивать).
Воспитывать: аккуратность.
Материал
Для дидактической игры «Рассели животных» : два обруча; карточки с условным обозначением леса (рисунок елки) и человека (рисунок фигуры человека); по 13 картинок с изображением диких (медведь, лиса, заяц, волк, лось, олень, енот, бобр, сова, орел, змея, белка, ёж) и домашних (корова, лошадь, свинья, собака, гусь, курица, кошка, индюк, утка, петух, коза, овца, осел) животных.
Для работы с учебным наглядным пособием: карандаши разного цвета.
Для игры-эстафеты «Составь портрет»: магнитная доска (фланелеграф), два демонстрационных изображения совы, составленных из геометрических фигур (рис.10), два комплекта геометрических фигур (соответственно изображению-образцу) на магнитах
(с подклеенной фланелью или бархатной бумагой) для каждой команды.
Рис. 10. Демонстрационные изображения совы
Для дидактической игры «День и ночь»: шапочка совы, два круг (белого и черного цвета) – модели дня и ночи.
Ход занятия
В.: Путешествуя по нашей планете, К-М побывал в лесах, полях, в гостях у разных людей. Видел много разных животных: птиц, зверей. Он подумал: есть дикие животные и домашние, но кто из них кто? Давайте поможем ему разобраться. А поможет нам в этом игра «Рассели животных».
1.Дидактическая игра «Рассели животных». Воспитатель раскладывает два обруча. В них выставляет карточки-модели и объясняет, что елка обозначает место, где живут дикие животные. Рядом с этой карточкой надо положить картинки, на которых нарисовано дикое животное (зверь или птица). Карточка с нарисованным человеком обозначает место, где расположились домашние животные. Рядом с ней надо положить картинки, на которых изображены домашние животные. Переворачивает картинки изображениями вниз и предлагает каждому ребенку взять две картинки, перевернуть их, посмотреть и положить в тот обруч, который подходит этому животному. Можно попросить объяснить выбор.
2.Работа с учебным наглядным пособием (с.22)
В.: Вот однажды К-М приехал в деревню и увидел там… А вот кого он там увидел вы узнаете, если отгадаете загадки:
Шапочка алая, В белом домике он жил,
Жилеточканетканая, Домик носиком разбил.
Кафтанчик рябенький, Стал он по двору гулять,
Детей созывает, Стал он зернышки клевать
Всех под крылья собирает (Курица ). (Цыпленок).
Сколько цыплят гуляет с мамой на зеленой лужайке?
Раскрасьте бантики: у самого маленького цыпленка желтым цветом; у того, что побольше, – красным цветом; у того, что еще больше, – синим цветом, а у самого большого – зеленым цветом. Расскажите про цыплят: «С желтым бантиком – самый маленький, с красным – побольше, … еще больше, … – самый …».
Покажите дорожку (проведи стрелки по порядку) от самого маленького цыпленка к самому большому.
Кто пришел к курице первым? Вторым? Третьим? Четвертым?
А теперь К-М позвал цыплят. Кто пришел к нему первым? Вторым? Третьим? Четвертым?
Сравните два ряда цыплят. Что изменилось?
Мария Алейник
Словесная дидактическая игра «Так бывает или нет?»
Словесная игра «Так бывает или нет ?»
Цель : Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Обогащать познавательную сферу каждого ребёнка через игровое взаимодействие. Воспитывать интерес к речевым играм , эмоциональную отзывчивость и адекватную реакцию на шутку.
Игра «Так бывает или нет ?» может также использоваться как средство коррекции речевого развития в работе с детьми – логопатами с ОНР.
Правила игры : Дети внимательно выслушивают предложение, которое зачитывает педагог и на основе анализа логики ситуации, описанной в данном предложении, дают ответ : так бывает или нет . Если кто- то из детей ошибается, педагог, ссылаясь на
источник информации или на собственную эрудицию, исправляет его, но только в том случае, если дети не могут сделать этого самостоятельно.
Педагог Дети
Кошка по небу летает.
Мама дочку умывает.
Волк на дереве сидит.
А по морю плывёт кит.
Саша в школу сам пошёл.
Молоко даёт козёл.
Платье девочка стирает.
Жучка двор наш подметает.
Сыр всю мышку покусал.
Волк на зайчика напал.
- «Кукареку» - кричал петух.
В школу гнал детей пастух.
Лена ела колбасу.
Вова укусил осу.
В шляпе варится компот.
А по крыше бродит кот.
Мы играем хорошо ?
Будем мы играть ещё ?
У коровы две ноги.
Дети ели пироги.
Зимой бабочка летает.
Летом вьюга завывает.
Спит в норе большой медведь.
Маша может песни петь.
Лошадь меньше воробья.
Больше лошади свинья.
Хвост крючком у поросят.
Есть хвосты и у ребят.
Утром мы ложимся спать.
Зимой любим загорать.
Зайца лось в лесу задрал.
Жёлудь с ясеня упал.
Ласточка зерно клюёт.
Гриб на дереве растёт
Десять – это три и пять
Будем мы ещё играть ?
У зайчихи длинный хвост.
Через море кинут мост.
У верблюда два горба
У бобров в реке изба.
Гусеница шёлк прядёт
Муравей по льду ползёт
- Ёж всё лето сладко спит
Медведь ульи ворошит
Есть ушастые ежи.
В речке плавают моржи
Совы ночью спят в дупле
Растут шишки на сосне
У змеи нет ушей
И нет глаз у слепышей.
Может твёрдой быть вода.
Где- то горы изо льда.
Восемь глаз у пауков.
Едят люди червяков.
Пять копыт у поросят.
Есть они и у лисят.
У пингвина есть птенец.
А теперь игре конец!
Публикации по теме:
Геометрические фигуры. Дидактическая игра для дошкольников по формированию математических представлений «Угадай, что не так?» Дидактическая игра для дошкольников по формированию математических представлений:"Угадай, что не так?" Цель: Продолжать учить детей называть.
Новикова Рита Дидактическая игра «Когда это бывает?». Цель: - Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной.
Дидактическая игра для формирования (или актуализацию) у детей знаний о величине предметов Дидактическая игра «Волшебные ступеньки» (для детей средней группы). Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать соотношения.
Название игры "Вот так овощ, вот так фрукт" Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, умения составлять описательный рассказ. Задачи:учить.
Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические игры помогают формированию чувства цвета у детей. У.
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка.
Картотека дидактических игр для средней группы
1. Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цели: развивать слуховое внимание.
Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
2. Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра - начинается иг ….
Ры-ры-ры - у мальчика ша...
Ро-ро-ро - у нас новое вед...
Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре - стоит дом на го...
Ри-ри-ри - на ветках снеги...
Ар-ар-ар - кипит наш само....
Ры-ры-ры - детей много у го...
3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»
4. Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий. а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).
Дидактическая игра «Узнай, чей лист»
Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.
Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»
Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
10. Дидактическая игра «Кто же я?»
Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.
Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.
11. Дидактическая игра «У кого кто»
Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».
Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
14. Дидактическая игра «Прятки»
Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.
Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает:
Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
Широким - река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
17. Дидактическая игра «Что это за птица?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.
19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)
Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)
Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)
20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)
Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.
Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
( Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)
21. Дидактическая игра «Игра в загадки»
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»
Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.
Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
24. Дидактическая игра «А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.
Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.
Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
26. Дидактическая игра «Выдели слово»
Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок )
Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»
Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.
Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
28. Дидактическая игра «Где что растет?»
Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.
Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.
29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»
Цель: развивать речевую активность, мышление.
Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.
Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).
30. Дидактическая игра «Лето или осень»
Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.
Ход игры :
Воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).
Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.
31. Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.
Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.
32. Дидактическая игра «Брать - не брать»
Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.
Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.
Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.
33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.
Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.
34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.
Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.
По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.
37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»
Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.
Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
38. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель:
Ход игры
Сахар сладкий, а перец - …. (горький)
(желтые )
узкая )
Лед тонкий, а ствол - … (толстый )
39. Дидактическая игра «Где что лежит?»
Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:
- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).
Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )
Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )
40. Дидактическая игра «Догони свою тень»
Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.
Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?
Я иду - она идет,
Я стою - она стоит,
Побегу - она бежит. Тень
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.
41. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.
Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький)
Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )
Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )
Лед тонкий, а ствол - … (толстый )
42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»
Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.
Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.
43. Дидактическая игра «Какой предмет»
Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.
Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:
Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.
В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
Красный.
Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.
Круглый ( мяч, солнце, яблоко, колесо и др. )
44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»
Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.
Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.
Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.
45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»
Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей ( овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).
46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»
Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.
Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка ( мушка, сушка, кукушка ), зайчик ( мальчик, пальчик ) и т. д.
47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.
Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.
Метель - метет, вьюжит, пуржит.
Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …
Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.
48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»
Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.
Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет - девочка, радио , …
Горький - перец, лекарство , .. и т. д.
49. Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.
Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.
50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»
Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.
Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.
За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.