Французский поэт XV в. Шарль из Орлеана писал в одном из своих стихотворений: «Нет ни одного зверя, ни одной птицы, которые не пели бы или не кричали бы на своем языке!» Но ученых интересует, конечно, не всякий звук, издаваемый животным, и не всякий сигнал, в той или иной форме «передаваемый» им. Нас волнует, как из звуков и других сигналов, присущих животным, мог возникнуть человеческий язык - величайшее достижение человеческой истории. Ведь язык - это не просто орудие общения; весь накопленный человечеством общественный опыт, почти все научные, …
практические и «житейские» знания хранятся и передаются от поколения к поколению в языковой форме. Каждый человек, входящий в мир и овладевающий его материальными и духовными богатствами, использует при этом язык и заменяющие его вспомогательные средства - письмо, чертежи, карты. Само сознание человека существует благодаря языку. Одним словом, человеческая культура и вообще все человечество может существовать и развиваться только потому, что человек владеет языком.
Секрет здесь в том, что язык имеет важную особенность, отмеченную еще основоположником научного языкознания Вильгельмом Гумбольдтом: он «умудряется» быть одновременно и общественным явлением, отражая достоинства коллективного знания, и не зависит от воли и сознания каждого отдельного человека; но он является в известном смысле и индивидуальным - той формой, в которой только и может протекать логическое мышление, внутренняя речь, поэтическое творчество каждого отдельного индивида. Выступая как орудие мышления, язык, однако, сохраняет и свою объективность, свой общественный характер: благодаря языку человек всегда как бы меряет свое поведение общественной меркой, членит и воспринимает окружающую действительность так, как диктует ему при помощи языка общественный опыт человечества, и т. д.
Еще в античности люди ломали себе голову над вопросом: почему и как мог возникнуть язык? Ученые Древней Греции выдвинули две противоположные точки зрения, две теории. Одна из них называлась теорией «фюсей», что значит «по природе, естественно» (от того же греческого корня произошло название науки физики); другая называлась теорией «тесей», что значит «по установлению, искусственно». Согласно первой из них, язык возник сам по себе, без сознательного вмешательства человека, в силу действия законов природы. Согласно второй теории, язык появился в результате соглашения или договора людей: этот предмет давайте назовем вот так-то, а тот - так-то.
Совершенно ясно, что теория разумного договора неверна - она предполагает, что люди уже имели сознание к тому времени, как у них появился язык. А современная наука совершенно точно установила, что человеческое сознание невозможно без языка. Только общество делает человека человеком, и делает это при помощи языка.
Итак, теория «тесей» ошибочна, и язык возник в силу естественных закономерностей.
Но, в таком случае, какие причины привели к возникновению языка? Как выглядел первобытный язык?
С полной уверенностью ответить на эти вопросы наука пока не может! Но благодаря совместной работе ученых разных специальностей - философов, антропологов и этнографов, археологов и лингвистов - в последние годы стало возможным, опираясь на объективные научные факты, выдвинуть некоторые предположения, касающиеся происхождения древнейшего языка.
Вы знаете, что труд создал человека и что членораздельная речь возникла благодаря трудовой деятельности; в процессе труда, как писал Энгельс, у первобытных людей появилась «потребность что-то сказать друг другу». Но потребность эта появилась не на голом месте. Не существует ни одного вида животных, у которого не было бы собственной системы сигналов, используемых для коммуникации, для общения. Например, в стаде павианов-гамадрилов используется более десятка различных звуков, каждый из которых вызывает у гамадрила совершенно определенную реакцию.
Но в отличие от людей, сознательно воспринимающих речь, понимающих то, что им говорят, гамадрилы ничего не могут понимать. То или иное поведение в ответ на услышанный сигнал возникает у них благодаря простейшему условному рефлексу. Скажем, если гамадрил услышит, как другой гамадрил кричит «ак, ак!», то он автоматически обратится в бегство, потому что в его психике этот звук условно-рефлекторно связан с представлением об опасности. И наоборот: всякий страх, всякое ощущение опасности вызовет у гамадрила непроизвольный крик «ак!». В этом отношении звуковые сигналы гамадрилов напоминают междометия человеческого языка: мы с вами одинаково вскрикиваем «ой!», независимо от того, обожгли мы палец, укололи или прихлопнули дверью.
Вот такие-то звуковые сигналы, наверное, и послужили основой для формирования человеческого языка.
Известно, что речь современного человека членораздельна. Это значит, что в ней можно выделить предложения, слова, морфемы (т. е. корни, приставки, суффиксы и окончания), слоги, наконец, звуки. Внимательное изучение механизмов речи и того, как ребенок овладевает языком, показывает, однако, что не все эти единицы человеческой речи возникли одновременно.
Почти с уверенностью можно сказать, что речь древнейшего человека не распадалась на звуки - слог был самой меньшей частицей его речи. Эта особенность первобытного языка отразилась, - правда, не непосредственно - в строении некоторых современных языков и в особенности в закономерностях овладения языком. Например, ребенок, еще не знающий грамоты, как правило, не умеет выделить в слоге гласные звуки - они для него слиты вместе с согласными в слоги. Его приходится специально учить, как говорят психологи, звуковому анализу слова.
Очевидно, что разделение речи на морфемы - дело довольно позднее. Ведь есть языки, почти совсем не имеющие ни приставок, ни суффиксов, ни окончаний. Большую часть морфем в самых различных языках можно возвести к полнозначным словам - обычно наречиям или местоимениям. Очень вероятно, что в первобытном языке морфемы не выделялись.
В современном языке слог, слово и предложение совпадают только в редких случаях (например, если мы окрикнем кого-нибудь: «Стой!»). А в первобытном языке, по всей видимости, слог был одновременно и словом, и предложением. А в дальнейшем первобытные слова-предложения стали по-разному разлагаться на звуки и слоги, по-разному сочетаться в речи, что привело к разнице в звуковом и грамматическом строе разных языков.
Но все описанные черты характерны только для «настоящего» человеческого языка.
В сигналах, используемых животными, нет ничего похожего на это. И не так легко ответить на вопрос: что должно было произойти с нашими обезьяноподобными предками, чтобы их система коммуникации получила новое качество и смогла стать орудием мышления?
В поисках ответа на него ученые обратились к исследованию живущих сейчас обезьян. Изучая высших, человекообразных обезьян, или антропоидов, они выдвинули гипотезу о том, что человеческий язык возник из так называемых жизненных шумов- непроизвольных звуков, биологически не существенных и сопровождающих различные действия шимпанзе или орангутанов. Однако эта гипотеза имеет одну слабую сторону: ведь шимпанзе, орангутан и другие антропоиды - животные не общественные, они живут в одиночку или небольшими семьями. А наш предок был, конечно, стадным животным, напоминая этим гамадрилов, макак, т. е. «низших» обезьян.
Между тем у гамадрилов и других обезьян, живущих стадами, существуют совершенно особые звуковые сигналы, служащие специально для общения внутри стада. А так как человеческий язык возник, без сомнения, в обществе, для целей общения в процессе труда, то вероятнее всего, что основой для его формирования послужили не «жизненные шумы», а средства сигнализации в стаде.
Например, у питекантропа большую роль играла совместная трудовая деятельность, положим, охота. И нужны были такие средства общения, которые помогли бы регулировать поведение, направлять его тем или иным образом, а не просто сигнализировать о чем-то.
Но человек на этой ступени, вероятно, еще не располагал сознанием. Оно появилось позже, когда потребовалось обозначать уже не отдельные действия, а отдельные предметы. «На известном уровне дальнейшего развития, после того как умножились и дальше развились… потребности людей и виды деятельности, при помощи которых они удовлетворяются, люди дают отдельные названия целым классам… предметов, которые они уже отличают на опыте от остального внешнего мира» (К. Маркс).
Теперь человек, слыша звуки речи, уже не слепо реагирует на их звучание, а осознает значение, содержание речи. Язык приобрел знаковый характер.
Происхождение языка пока еще не объяснено окончательно, и требуется большая и серьезная совместная работа ученых разных специальностей, чтобы ответить сколько-нибудь определенно: так это было или не так? Но во всяком случае проблема интересная.
Задания по обществознанию 10 класс. Муниципальный этап.
Время на подготовку 3 часа. Всего 70 баллов.
1. Выберите правильные ответы . Запишите их в таблицу (всего 5 баллов).
Что из нижеперечисленного относится к признакам экономической культуры?
а) уровень и качество экономических знаний, б) электоральная активность,
в) политический абсентеизм.
Социальный конфликт - это ….
а) особый вид кооперативной деятельности,
б) особое взаимодействие индивидов, групп и объединение при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов,
в) элемент культуры компромисса.
1.3. Общими чертами демократического режима являются:
а) парламентаризм и плюрализм мнений,
б) цензура и господство одной политической позиции,
в) абсолютный контроль государства над экономической деятельностью людей, отсутствие гражданского общества.
1.4. К важнейшим признакам экономических интересов относятся:
а) экономическая апатия и бездеятельность,
б) стремление человека получить блага для обеспечения своей жизни и семьи, а также добиться прибыли в предпринимательской сфере,
в) переход в маргинальное состояние.
1.5. Из утверждения Л. Питера «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» можно сделать следующие выводы :
а) экономику должны изучать только искусствоведы,
б) для того, чтобы заниматься экономикой, достаточно изучить искусство,
в) для того, чтобы заниматься экономикой, необходима смекалка, знания и опыт.
Ответы:
а | б | а | б | в |
2.Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу (всего 10 баллов).
2.1. Ренессанс принёс иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало.
2.2. Нравы – это юридически оформленные правила в любом государстве.
2.3. Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.
2.4. Конкуренция рождается только в условиях монополистического капитализма.
2.5. Объединение различных групп людей называют дифференциацией.
2.6. Переход людей по ступеням социальной лестницы вверх или вниз называют вертикальной мобильностью.
2.7. В настоящее время ООН сменила Лига Наций.
2.8. Потребление всегда препятствует стимуляции производственного процесса.
2.9. Самоуправляющиеся единицы обычно называются муниципальными образованиями.
2.10. Политический маркетинг создаёт привлекательный для избирателей имидж политиков.
Ответы:
да | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | да | да |
3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (по 2 балла за ответ, всего 6 баллов).
1. Мажоритарный, смешанный, пропорциональный. Ответ : типы избирательных систем
2. Рокеры, панки, музыкальные фанаты. Ответ : молодёжные субкультуры
3. судебный прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт. Ответ : источники права
4. В приведенном тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их (по 2 балла за ошибку, всего 10 баллов).
Экономика – важнейшая сфера современного общества. Экономическая жизнь изучается пока только педагогической наукой. Современными учёными совершенно точно установлено, что уравнительный принцип распределения порождает колоссальную мотивацию среди работников. С другой стороны, поседение исследования свидетельствуют, что феномен потребления никак не влияет на рост производства. Важнейшим экономическим показателем любой страны сейчас является валовой внутренний продукт (ВВП), который подразумевает лишь прогнозируемую стоимость сельскохозяйственных продуктов. Чтобы увеличить показатель ВВП, большинство современных правительств решили проводить масштабную национализацию своих экономических отраслей и стратегию абсолютного доминирования государства в экономике.
Ответ :
1. Экономическая жизнь изучается экономической наукой.
2. Уравнительный принцип препятствует мотивации работников.
3. Потребление влияет на рост производства.
4. Валовой внутренний продукт (ВВП) означает суммарную стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведённых страной за год, поделенная на численность населения.
5. Большинство современных стран выбрали приватизацию и снижение регулирующей роли государства в экономике.
Теории : А) теория деятельности; Б) теория стоимости; В) категорический императив; Г) теория конфликта, Д) теория социального действия;
Ответ :
Авторы | |||||
Теории | В | Б | А | Д | Г |
6. Притча (всего 5 баллов):
Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:
- Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?
Все закричали: "Хотим, хотим!".
А как Вы думаете, что ответил Ходжа Насреддин?
Ответ : - Чудесно, - сказал Насреддин. - Я тоже хочу, и, если я когда-нибудь узнаю, как это сделать, то с удовольствием сообщу вам.
Источник - http://www.newacropol.ru/Alexandria/pritchi/nasredins_parable/
7. Экономическая задача (всего 8 баллов).
Затраты на 1000 единиц продукции формировались исходя из следующего:
заработная плата - 20 млн. руб.;
сырье и материалы - 30 млн. руб.;
здания и сооружения - 250 млн. руб.;
оборудование - 100 млн. руб.
Продана вся продукция по цене 122,5 тыс. руб.,
норма амортизации зданий и сооружений составляет 5%, а срок службы оборудования в среднем равен 5 годам. Определите прибыль .
Решение :
Затраты: 20 + 30 + 0,05 х 250 + 0,2 х 100 = 82,5 млн. руб.
Выручка: 122,5 тыс. руб. х 1000 = 122,5 млн. руб.
Прибыль: 122,5 - 82,5 = 40 млн. руб.
8. Решите кроссворд (по 1 баллу за ответ, всего 15 баллов)
По горизонтали : 1. Человек, порвавший с экономическими, социальные, культурные связи с прежней социальной общностью. 2. острое противоречие между людьми. 3. Положение человека в обществе, 4. Социальное взаимодействие. 5. Представитель избирателей в парламенте. 6. Меньшинство в парламенте либо политическая сила, не сумевшая пройти в парламент. 7. Истребление целых групп населения по национальному признаку. 8. Система норм, которые устанавливает государство. 9. Принижение, умаление чьих-либо прав.
По вертикали : 3. Древнегреческий философ, 5. Исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием своего единства. 7. Важный элемент культуры труда работника, 8. Древнеримский философ и политический деятель, 9. Отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике. 10. Принадлежность человека к той или иной нации,
Ответы : По горизонтали: 1. Маргинал. 2. Конфликт. 3. Статус. 4. Интеракция. 5. Депутат 6. Оппозиция. 7. Геноцид.. 8. Право. 9. Дискриминация.
По вертикали : 3. Аристотель. 5. Этнос. 7. Дисциплина. 8. Цицерон. 9. Правосознание.
10. Национальность.
Задания по обществознанию 10 класс
Муниципальный этап
Время на подготовку 3 часа.
Всего 70 баллов
1. Выберите правильные ответы. Запишите их в таблицу.
(всего 5 баллов)
Что из нижеперечисленного относится к признакам экономической культуры?
а) уровень и качество экономических знаний
б) электоральная активность
в) политический абсентеизм
1.2. Социальный конфликт- это ….
а) особый вид кооперативной деятельности
б) особое взаимодействие индивидов, групп и объединение при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов
в) элемент культуры компромисса
1.3. Общими чертами демократического режима являются:
а) парламентаризм и плюрализм мнений
б) цензура и господство одной политической позиции
в) абсолютный контроль государства над экономической деятельностью людей, отсутствие гражданского общества
1.4. К важнейшим признакам экономических интересов относятся:
а) экономическая апатия и бездеятельность
б) стремление человека получить блага для обеспечения своей жизни и семьи, а также добиться прибыли в предпринимательской сфере
в) переход в маргинальное состояние
1.5. Из утверждения Л. Питера «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» можно сделать следующие выводы:
а) экономику должны изучать только искусствоведы
б) для того, чтобы заниматься экономикой, достаточно изучить искусство
в) для того, чтобы заниматься экономикой, необходима смекалка, знания и опыт
а | б | а | б | в |
2.Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу.
(всего 10 баллов)
2.1. Ренессанс принёс иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало.
2.2. Нравы – это юридически оформленные правила в любом государстве.
2.3. Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.
2.4. Конкуренция рождается только в условиях монополистического капитализма.
2.5. Объединение различных групп людей называют дифференциацией.
2.6.Переход людей по ступеням социальной лестницы вверх или вниз называют вертикальной мобильностью.
2.7. В настоящее время ООН сменила Лига Наций.
2.8. Потребление всегда препятствует стимуляции производственного процесса.
2.9. Самоуправляющиеся единицы обычно называются муниципальными образованиями.
2.10. Политический маркетинг создаёт привлекательный для избирателей имидж политиков.
да | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | да | да |
Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ
(по 2 балла за ответ, всего 6 баллов)
1. Мажоритарный, смешанный, пропорциональный
2. Рокеры, панки, музыкальные фанатыы
_______________________________________________________.
3. судебный прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт
_______________________________________________________.
1. типы избирательных систем
2. молодёжные субкультуры
3. источники права
В приведенном тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их
(по 2 балла за ошибку, всего 10 баллов)
Экономика – важнейшая сфера современного общества. Экономическая жизнь изучается пока только педагогической наукой. Современными учёными совершенно точно установлено, что уравнительный принцип распределения порождает колоссальную мотивацию среди работников. С другой стороны, поседение исследования свидетельствуют, что феномен потребления никак не влияет на рост производства. Важнейшим экономическим показателем любой страны сейчас является валовой внутренний продукт (ВВП), который подразумевает лишь прогнозируемую стоимость сельскохозяйственных продуктов. Чтобы увеличить показатель ВВП, большинство современных правительств решили проводить масштабную национализацию своих экономических отраслей и стратегию абсолютного доминирования государства в экономике.
Ответ:
1. Экономическая жизнь изучается экономической наукой.
2. Уравнительный принцип препятствует мотивации работников.
3. Потребление влияет на рост производства.
4. Валовой внутренний продукт (ВВП) означает суммарную стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведённых страной за год, поделенная на численность населения.
5. Большинство современных стран выбрали приватизацию и снижение регулирующей роли государства в экономике.
(по 2 балла за «соответствие», всего 10 баллов)
Теории: теория деятельности; теория стоимости; категорический императив; теория конфликта. теория социального действия;
6. Притча:
(всего 5 баллов)
Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:
- Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?
Все закричали: "Хотим, хотим!".
А как Вы думаете, что ответил Ходжа Насреддин?
Ответ:
Чудесно, - сказал Насреддин. - Я тоже хочу, и, если я когда-нибудь узнаю, как это сделать, то с удовольствием сообщу вам.
Источник -
http://www.newacropol.ru/Alexandria/pritchi/nasredins_parable/
Экономическая задача
(всего 8 баллов)
Затраты на 1000 единиц продукции формировались исходя
из следующего:
заработная плата - 20 млн. руб.;
сырье и материалы - 30 млн. руб.;
здания и сооружения - 250 млн. руб.;
оборудование - 100 млн. руб.
Продана вся продукция по цене 122,5 тыс. руб., норма амортизации
зданий и сооружений составляет 5%, а срок службы
оборудования в среднем равен 5 годам. Определите прибыль
Решение:
Затраты: 20 + 30 + 0,05 х 250 + 0,2 х 100 = 82,5 млн. руб.
Выручка: 122,5 тыс. руб. х 1000 = 122,5 млн. руб.
Прибыль: 122,5 - 82,5 = 40 млн. руб.
Еще в древности люди ломали себе голову над вопросом, почему и как мог возникнуть язык. Ученые Древней Греции выдвинули две противоположные теории. Согласно первой из них язык возник сам по себе, без сознательного вмешательства человека, в силу действия законов природы. Согласно второй теории язык появился в результате договора людей: этот предмет давайте назовем вот так-то, а тот - так-то.
Совершенно ясно, что теория разумного договора неверна. Ведь она предполагает, что люди уже имели сознание к тому времени, как у них появился язык.
А современная наука совершенно точно установила, что человеческое сознание невозможно без языка. Но в таком случае какие причины привели к возникновению языка? Как выглядел первобытный язык?
С полной уверенностью ответить на эти вопросы наука пока не может. Но благодаря совместной работе ученых разных специальностей - философов и психологов, антропологов и этнографов, археологов и лингвистов - в последние годы стало возможным, опираясь на объективные научные факты, выдвинуть некоторые предположения, касающиеся древнейшего языка.
Известно, что труд создал человека и что членораздельная речь возникла благодаря трудовой деятельности. В процессе труда, как писал Ф. Энгельс, у первобытных людей появилась «потребность что-то сказать друг другу».
Не существует ни одного вида животных, у которого не было бы собственной системы сигналов, используемых для общения.
Например, в стаде павианов гамадрилов используется более десятка различных звуков, каждый из которых вызывает у гамадрила совершенно определенную реакцию.
Но, в отличие от людей, сознательно воспринимающих речь, понимающих то, что им говорят, гамадрилы ничего не могут понимать. То или иное поведение в ответ на услышанный сигнал возникает у них благодаря простейшему условному рефлексу.
Скажем, если гамадрил услышит, как другой гамадрил кричит «Ак! Ак!», то он обратится в бегство, потому что в его психике этот звук связан с представлением об опасности. И наоборот, всякий страх, всякое ощущение опасности вызывает у гамадрила непроизвольный крик «Ак!». В этом отношении звуковые сигналы гамадрилов напоминают междометия человеческого языка: мы с вами одинаково вскрикиваем «Ой!» независимо от того, обожгли мы палец, укололи или прищемили.
Язык нужен и для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои чувства.
Вот такие звуковые сигналы, наверное, и послужили основой для формирования человеческого языка. Сначала, когда мышление первобытных людей было еще похоже на рефлекторное поведение животного, когда человек не осознавал ни отдельных предметов, ни их свойств, ни своих действий, эти сигналы, вероятно, служили только регулятором поведения. А где нужнее всего были эти сигналы? Конечно, прежде всего в труде, на охоте.
Например, чтобы затравить и убить крупное животное - мамонта или носорога, совершенно необходимо, чтобы действия всех участников охоты были согласованными, чтобы во время охоты один участник ее мог сказать другому, что тому следует делать.
Позже, когда хозяйство первобытного человека и его отношение к другим людям стали сложнее, в особенности когда появились настолько совершенные орудия, что человек получил возможность в одиночку осуществлять какие-то сложные действия, и появилось разделение труда, возникла необходимость обозначать отдельные предметы, явления, действия, состояния, качества.
Система знаков, регулирующих уличное движение, - это тоже своеобразный «язык».
Значит, первая теория ближе к истине. Язык возник в силу действия естественных закономерностей природы. Только с появлением человека эти закономерности преломились в его развитии по-новому и появились новые, не существовавшие раньше социальные закономерности, которые стали в конце концов определять развитие человеческого рода.
Если гамадрил услышит крик «Ак! Ак!», он обратится в бегство, так как с этим криком у него связано представление об опасности.
Но почему люди говорят на разных языках? Был ли когда-нибудь язык, общий для всего человечества?
Исходя из наших знаний о современных языках, мы не можем восстановить такой общий язык. Решение этого вопроса зависит от антропологов. Если будет доказано, что современный человек впервые появился в одном каком-то месте, то такой общий язык должен был существовать. Но как бы этот вопрос ни решили, ясно, что вначале языков было меньше, чем теперь.
Лингвисты восстановили, например, так называемый общеиндоевропейский язык, из которого произошли все современные языки зарубежной Европы (кроме финского, венгерского и баскского) и большая часть языков Европейской части СССР, а в Азии - персидский, афганский, таджикский и др. Почему так произошло?
Как могло случиться, что люди сначала говорили на одном языке, а потом стали говорить на разных? Лучше всего показать это на следующем примере. В XVII в. в Южную Африку приплыли переселенцы, говорившие на голландском языке, ничем не отличавшемся от языка других жителей Голландии. Были основаны поселки, затем города. Возникли различные учреждения, понемногу создавалась своя собственная культура, связанная с голландской только исторически. Даже называть себя переселенцы стали не голландцами, а по-иному - бурами или африкандерами.
Что же получилось с их языком? Благодаря тому что связи с Голландией практически не было, голландский язык в Южной Африке стал изменяться и все больше отклоняться от «настоящего» голландского языка. Появились новые слова, заимствованные самими бурами из языков исконных жителей Африки. Изменились и произношение некоторых звуков, и грамматика. В результате возник по существу новый язык - бурский, или «африкаанс».
Почему все эти изменения не происходили в голландском языке на территории Голландии? Потому, что все жители Голландии, говорившие на голландском языке, были связаны (как и буры в Южной Африке) политическим, экономическим и культурным единством. Правительство Голландии издавало указ, он распространялся по самым далеким ее уголкам, и бургомистр какого-нибудь захолустного городка, сочиняя официальные документы для своей маленькой общины, подражал языку правительственного указа. И конечно, одни и те же книги читались образованными людьми во всей Голландии.
Буры же оказались на другом материке, и вот незаметные раньше отклонения получили возможность свободно развиваться. Больше того, они из отклонений, «неправильностей» стали нормой нового, бурского языка.
Бывает и наоборот: если племена или народы, раньше жившие отдельно друг от друга, сливаются в единое целое, их языки начинают смешиваться. На границах Русского государства когда-то жили давно забытые народы - емь, чудь, торки, белые клобуки. Они слились с русским народом, а их языки - с русским языком.
Но такое полное слияние редко. Чаще всего при смешении народов их языки изменяются лишь частично: какие-то звуки начинают произноситься по-другому; какие-то грамматические формы упрощаются; вместо одних слов входят в обиход другие. До вторжения норманнов во главе с Вильгельмом Завоевателем в Англии говорили на англосаксонском языке. Норманны говорили по-французски, и в результате постепенного смешения англосаксов и норманнов получился современный английский язык, не похожий ни на англосаксонский, ни на французский.
Примерно так обстояло дело и с общеиндоевропейским языком. В какую-то эпоху своей истории индоевропейские племена стали кочевать по материку Евразии. Какие-то из них достигли Индии и столкнулись там с племенами, говорящими на так называемых дравидских языках (на них до сих пор говорят в Южном Индостане).
В последующие столетия в их речи стали появляться особенности, характерные для дравидских языков. А другие индоевропейские племена направились на территорию современной Франции: там жили какие-то неизвестные нам народы с очень свое образными языками. Об их своеобразии мы можем судить по тому, что образовавшиеся в результате смешения с ними кельтские языки (например, ирландский) совершенно непохожи на другие индоевропейские, например русский, греческий, литовский.