Мировоззрение - это самое важное в жизни. Виды мировоззрений и формы

    Философиия -это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».

Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как « стремление к постижению многих вещей» (Гераклит). Исторически предмет философии изменялся, что обуславливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытие), гносеология (учение о познании), человек, общество.

На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

    проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что да­ет общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира. 3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования ме­тодов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. 4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера. 5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением уста­ревших форм развития культуры и становлением новых форм. Филосо­фия, т.о., выступает как самосознание культуры той или иной историче­ской эпохи.

2. Предпосылки возникновения философии: С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимания действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа(Эдмкнд Гуссель считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества. Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.

4. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире. Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики. Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания - это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности.

Типы мировоззрения:

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел) 2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу) 3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира) 4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

5 . Философия как тип мировоззрения

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны -- одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос -- как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

6 . Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф -- это:

1.общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.

2.наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.

3.единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

1.эмоционально-образная форма,

2.очеловечивание природы,

3.отсутствие рефлексии,

4.утилитарная направленность.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Религия -(от лат. religio -- благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек - субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Несмотря на близость религии и философии, они различны - идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны -- одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос -- как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир.

7. Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Исторические формы материализма : атомистический, механистический, антропологический, диалектический.

Атомистический материализм . Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Механистический материализм. Механистический материализм - одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим. Антропологический материализм. Антропологический материализм - материализм: - усматривающий в человеке основную мировоззренческую категорию; и - утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Диалектический материализм. Диалектический материализм - направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени.

Исторические формы идеализма : объективный, субъективный.

Объективный идеализм .

Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности нематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм)

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

8. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:

 космология (натурфилософы) - в ее контексте тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как возник космос? ";

 мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

 метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного;

 методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом, метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

 эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология) , этика;

 и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

9. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. Вопросами познаваемости мира и объективности познания занимается гносеологическая функция.

Праксиологическая функция связана с материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью человека, имеющей своим содержанием освоение и преобразование природы, общества.

10. Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

11. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

12 . Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Объяснительная функция направлена на выявление причинно – следственных связей и зависимостей.

13. Средневековая философия - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Особенности стиля философского мышления средневековья:

1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

2. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

3. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм).

4. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник -- Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

7. Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.

средневековая философия основные проблемы

1. Проблема существования Бога и познания его сущности. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. 2. Проблема соотношения знания и веры. Первые христианские философы считали, что для познания Бога и созданного им мира вполне достаточно истин, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства, по их мнению, стали излишни, когда появилась Библия, другие священные тексты: в их истины нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям, заблуждениям и смертному греху.

3. Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса. Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма . Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса.

14. Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее бога и мир.

Имеет 4 основные формы:

1. теомонистический – наделяет существованием только бога, лишая мир самостоятельного бытия.

2. физиомонистический – существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования.

3. трансцендентный (мистический)

4. имманентно – трансцендентный – согласно которому Бог осуществляется в вещах.

15 . Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с

переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы

натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы

познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в

философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления:

эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт

как единственный источник знаний; и рационализм , который выдвигает на

первый план логическое основание науки, признает разум источником познания

и критерием его истинности.

16 . Европейскую философию Нового времени XVII-XIX веков принято называть классической. В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Еще одним фактором, определявшим направленность философских учений этого периода, стал процесс активизации социальной жизни в европейских странах, вызванный усиливающейся борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Этот процесс сопровождался секуляризацией общественной жизни, и передовая философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, вырабатывала свое отношение к религии. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

17. Немецкая классическая философия

Определенный период в развитии немецкой философской мысли – с середины 18 до середины 19в., представленный учениями Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга. Одновременно Н.К.Ф. – это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма.при все разнообразии идей и концепций, Н.К.Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того приверженность Н.К.Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. Н.К.Ф.- это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума.

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТО ИЛИ ИНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Одно мировоззрения, один взгляд на мир у первобытного охотника, который видел мир по своему, другое совсем - у современного ученого.

Проще сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Но это не совсем верно. Людей не только разьединяет НЕЧТО , но и обьединяет ОБЩНОСТЬ родины, языка. духовности, знаний, история своего народа, имущественное и бытовое и социальное положение. Людей обьединяет образование, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому не удивительно, что у людей могут быть сходные, ОБЩИЕ позиции в РАССМОТРЕНИИ МИРА в его ОСОЗНАНИИ и ОЦЕНКЕ.

Класификация мировоззрений различна. Первые отдают приоритет БОГУ или ПРИРОДЕ. Другие ЧЕЛОВЕКУ. или ОБЩЕСТВУ, третьи ЗНАНИЯМ или НАУКЕ. Иногда мировозрения делят на ПРОГРЕССИВНОЕ и РЕАКЦИОННОЕ.

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют ЖИТЕЙСКИМ мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными или данными науки доводами. Оно формируется стихийно, особенно когда человек не знаком глубоко ни с религией, ни с наукой. С таким мировоззрением много людей здесь на сайте.

Нельзя полностью исключить незнание того и другого так как человек живет в мире людей, где все доступно., вся информация. Но в человеке преобладает житейская, обыденная, бытовая основа. Оно опирается на непосредственный жизненный опыт человека и в етом его сила, но оно мало использует ОПЫТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОПЫТ НАУКИ и РЕЛИГИИ и в этом его СЛАБОСТЬ. Обыденное мировоззрение распрастранено очень широко, так как наука и религия не сильно задевает и затрагивает этих людей. Таких людей много здесь на сайте.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, Торы, Талмуда, Веды и свящешшые книги буддистов и многих других. Напомню что в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заветы и заповеди, направленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение и тела и духа или души. Религиозное мировоззрение имеет также и СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны. С таким мировоззрением людей также много здесь на сайте.

Сильной стороной его есть ТЕСНАЯ СВЯЗЬ с мировым культурным , ДУХОВНЫМ и моральным наследием, ориентация на решение проблем, связанными с потребностями ТЕЛА и ДУХА ЧЕЛОВЕКА , стремление дать человеку ВЕРУ, ЦЕЛЬ И ПУТЬ достижения своего совершенства поставленных как цель Богом.

Слабыми сторонами этого мировоззрения являются НЕПРИМИРИМОСТЬ к другим жизненным позициям и недостаточное внимание к достижениям НАУКИ , а зачастую вовсе игнорирование наукой. Правда в последнее время появилось немного другое мышление среди религии и ее сторонников на мир с наукой, а не войну так как и наука и религия пользуются взамными плодами.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ является законным наследником того направления мировой филсофской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ . Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет свои ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ . С таким мировоззрением людей также достатоно здесь на сайте.

К достоинствам отнесем его прочную ОБОСНОВАННОСТЬ достижениями науки: РЕАЛЬНОСТИ содержащихся в них целей и идеалов, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человк еще не занял в нем преобладающего места. ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады- задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует не ОТСТРАНЕНИЯ от нее, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение и также учить человека и мир людей как и религия.

Поворот к ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ если он примет всеобьемлющий характер на весь мир людей, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, тогда их главной Общей чертой станет ДУХОВНАЯ направленность.


Такое мировоззрение наиболее перспективно для жизни людей, стремящихся осуществить развитие человечества по пути к Богу и прогресса, стоит еще в самом НАЧАЛЕ ПУТИ к широкому овладению его основами.

Самое сильное мировоззрение имеет тот человек который включает в себя все три мировоззрения особенно не только ТЕОРИИ но и самое главное ПРАКТИКУ достижения того что заложено в теории.

Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Формы мировоззрения:

    мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;

    мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассужде­ния, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;

    миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и по­следовательное стремление к нему.

Виды мировоззрения:

    обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы;

    религиозное, источником которого является некий авторитет, на­деляемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;

    научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века;

    философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

1.3. Виды знаний

Знание - результат познавательной деятельности.

Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

    субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);

    объект (то, на что направлено позна­ние);

    знание (результат познания).

Формы познания:

1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее не­посредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:

а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;

б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств пред­метов и их свойств;

в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ пред­метов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.

2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рациональ­ного познания:

а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по суще­ственным признакам и обобщает их в класс;

б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;

в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суж­дений переходит к новым.

Виды знаний:

1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической дея­тельности и социального взаимодействия

2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение

3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное

4. художественное - основанное на субъективном творческом от­кровении

5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.

6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не яв­ляющееся.

Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:

    гносеологический пессимизм (познание невозможно или суще­ственно ограничено);

    гносеологический оптимизм (познание возможно).

В рамках пессимизма различают:

    крайнее направление - агности­цизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;

    и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверно­го познания.

Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).