Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде – Полынь.
И третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр. 8.10-11).
26 апреля 2017 года исполнился 31 год с момента Чернобыльской трагедии, известной всему миру. От последствий которой, по свидетельству специалистов, погибнет около трех миллионов человек.
Архимандрит Сергий (Якушин) настоятель Чернобыльского Ильинского храма, а в то время механизатор – был свидетелем крупнейшей ядерной катастрофы в истории человечества. Он рассказывает, что ровно за 10 лет до Чернобыльской аварии, 26 апреля 1976 года, о ней предупредила сама Царица Небесная.
В небе появилось облако необычной формы. Под вечер многие местные жители видели, как к земле опустилось облако так, что на нем стали ясно и четко видны очертания фигуры Пресвятой Богородицы.
Был виден лик и одежды – все в ярких красках. В руках Она держала пучки сухой полыни, которую у нас называют чернобыльник. Матерь Божия уронила полынь над городом.
Спустя десять лет, это была суббота, выходной день, шла страстная неделя. В это время жители Чернобыля шли на свои огороды. Кто-то уже сажал картошку, на улице играли дети. Потом рыбаки, которые ночью ловили рыбу на Припяти, рассказывали, что сначала увидели зарево над Ильинской церковью. А потом уже вспышки над атомной станцией.
О том, что на станции ночью произошло два взрыва, нам сразу никто не сообщил. Чернобыль – городок небольшой. До Припяти, где стоит станция 19 километров.
Утром мы увидели, что по направлению к атомной станции идут колоны машин с военными, одетыми в костюмы химзащиты. На каждом был противогаз.
Припять эвакуировали на второй день, а нас из Чернобыля вывезли только 5 мая. При этом уверяли: Вы уезжаете, максимум на неделю, берите только самое необходимое.
Никто не хотел покидать родные дома. Надо было садить огороды. Люди не верили в эти миллирентгены. Жителей просили закрыть окна, выключить электрические приборы, перекрыть водопроводные краны. Люди садились в автобусы с документами и парой сумок. Все, что они собирали по крохам всю жизнь, осталось в брошенных домах.
В общей сложности родные места покинули больше 120 тысяч человек.
Свято-Ильинская церковь стала единственной действующей в зоне отчуждения. Рядом стояли брошенные частные дома, внутри которых через сгнивший пол пророс сорный лес. Мох ковром покрыл асфальт. А в храме – выбеленные стены, подстриженный газон, цветники и столы, где подкармливали оставшихся в зоне отчуждения стариков
Сколько не мерили уровень радиации, а в Ильинском храме он был самым низким! Если на улице 30 микрорентген, то в церкви – 8. Бог оберегал тех, кто пришел под его покров. Более того, у нас есть храм в 8 километрах от реактора. Там на улице 200 микрорентген, а внутри храма – 12, хотя в нем выбиты все окна.
Однажды дежурный наряд, патрулируя зону отчуждения, ехал по узкой проселочной дороге, которую с двух сторон плотно обступили деревья и кустарники.
Приближаясь к тому месту, где стоит храм, милиционеры еще издали отчетливо услышали звуки голосов. Сначала решили, что показалось. Людей здесь быть не могло.
Парни вышли из машины и замерли. На них вдруг нашел необъяснимый страх, объял священный ужас.
Здоровые мужики испугались как дети и, запрыгнув в свой джип, дали деру.
Весь батальон милиции, охраняющий Чернобыльскую зону, знал об этой невероятной истории. На этом месте, обожженном смертельным дыханием радиации, пребывает святость и благодать, поэтому там и служат Ангелы. Господь благоволил, чтобы люди узнали об этом. Помнили о трагедии и понимали опасность жизни без Бога.
И сказал Господь через пророка Иеремию:
– За то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью (Иер. 9.13-15).
«В связи с трагической датой в истории нашего государства - 25‑летием аварии на Чернобыльской АЭС - все чаще вспоминают слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова: “Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»”. Действительно ли данные слова относятся к этой аварии? Что на самом деле они обозначают?»
Илья Лариченко, г. Черкассы
Последней книгой Нового Завета является Откровение апостола Иоанна Богослова. Она также именуется Апокалипсисом (от греческого ἀποκάλυψις - раскрытие, откровение).
В Откровении описаны события, которые произойдут перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами. Архиепископ Аверкий Таушев отмечает, что «Апокалипсис - книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения».
Пытливый человеческий ум неоднократно стремился проникнуть в смысл и значение загадочных видений Откровения. Так, в частности, после аварии на Чернобыльской АЭС многие стали говорить о звезде «полынь». «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8: 10–11). Растение «полынь обыкновенная» имеет второе наименование - чернобыль или чернобыльник, происходящее от черноватого стебля. Отсюда и возникло мнение, что в указанном выше тексте речь идет о страшной атомной катастрофе.
Каждому человеку следует знать, что любое толкование Священного Писания требует духовной зрелости и специальной богословской подготовленности. Иначе легко можно отклониться от истины и повредить своей духовной жизни. Поэтому необходимо пользоваться, прежде всего, творениями святых отцов и авторитетных православных экзегетов. Особенно ценным из святоотеческих трудов по исследованию Откровения является «Толкование на Апокалипсис» святого Андрея, архиепископа Кесарийского, которое представляет собою итог всего понимания Апокалипсиса в период до Первого Вселенского Собора. Из современных экзегетов следует отметить труд архиепископа Аверкия Таушева «Апокалипсис, или откровение святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбора текста».
Святой Андрей, размышляя над тестом Откровения, говорит: «Горечь, обозначаемая полынью, как утверждают некоторые, означает скорбь, поражающую грешников, мучимых в геенне; по обширности своей она правдоподобно и правильно названа водами. Но мы думаем, что этим указывается и на скорби последних дней. Звезда или означает, что все это идет с неба, или указывает на диавола, как о нем говорит пророк Исаия: «как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14: 12). Так как диавол, напояя людей чрез удовольствия горьким развращением, по попущению Божию наводит и скорби, хотя не на всех, но по долготерпению Божию на третью часть, для того, чтобы неверие в загробное воздаяние не привело нетерпеливых к душевной смерти. На оставшихся же в живых пред кончиной сбудется все горькое, видимое наступление чего Господь раскрыл для нашего вразумления. И если мы не хотим быть осужденными Им, то должны сами осудить себя, согласно словам божественного апостола: «…ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11: 31).
Владыка Аверкий так размышляет над 10‑м и 11‑м стихами 8‑й главы: «Некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей стр
ашной войны».
Архимандрит Никифор Бажанов в Библейской энциклопедии отмечает, что «полынь - растение, несколько видов которого, как известно, растут в Палестине и которые все отличаются своею крайнею горечью, а быть может, и вредно отзываются на здоровье тех, которые употребляют полынь. Посему‑то слово «полынь» часто соединяется со словом «яд» (см.: Втор. 29: 18). Священное Писание представляет нечестие и пороки человеческие под видом полыни, как крайне горькие по их последствиям (см.: Амос 5: 7; 6: 12), и изображает тягость наказания Божия, которое постигает всякого человека грешного в следующем выражении: «говорит Господь Саваоф, Бог Израилев (об иудеях); вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью» (Иер. 9: 15), и в другом месте пророк Иеремия говорит: «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи» (Плач. 3: 19)».
Сегодня Церковь особо подчеркивает, что причиной катастроф являются человеческие пороки. Поэтому и Чернобыль, и Фукусима (эту трагедию уже называют вторым Чернобылем) могут в какой‑то мере быть соотнесены с пророчеством Апокалипсиса. Однако однозначно утверждать, что звезда «полынь» указывает именно на эти трагедии, мы не можем.
Архиепископ Аверкий Таушев говорит: «Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий».
Сейчас лето-самое время поговорить о травах...Вот например полынь - уж где только не растет этот сорняк - по вему нашему Земному шарику -по всему северному полушарию, в умеренном поясе Евразии, в Северной и Южной Африке, Северной Америке...
Но если разобраться - не так уж и проста обычная полынь...
Кстати почему обычная - только на территории России полыни отмечено около 180 видов полыни...
Да и в культуре многих народов у полыни свое, неотъемлемое место - в легендах, сказаниях...даже в Библии. А всё из-за одного своего свойства - полынь очень горька на вкус.
Именно из-за своей горечи полынь приобрела апокалиптическое значение в Библиии (лат. Absinthium - Отк. 8:11)
Полынь (греч. ἀψίνθιον, апсинтион и ἄψινθος, апсинтос) в Библии является символом наказаний Господних, олицетворяет безмерную Горечь суда Божьего над ослушниками:
И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью (Иер.9:13-15).
Вероятно из-за горького вкуса слово «полынь» часто соединяется с словом «яд».
В Танахе (принятое в иврите название еврейского Священного Писания) полынь (ивр. לענה, la’anah, лаана) упоминается несколько раз, зачастую подразумевая «отраву», «горечь» или же «проклятие» (Втор. 29:18, Прит. 5:4), и представляет нечестивость и человеческие пороки, как крайне горькие, подобно полыни, по их последствиям (Амос. 5:7, 6:12), и изображает тягость наказания, которое постигает всякого грешника:
«говорит Господь Саваоф, Бог Израилев [об иудеях]; вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с жёлчью» (Иер. 9:15).
В другом месте пророк Иеремия говорит: «Помысли о моём страдании и бедствии моём, о полыни и жёлчи» (Плач. 3:19).
В Септуагинте (собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык) вместо слова «полынь» употреблено οδυνη - «скорбь», «страдание», а в другом месте - ανάγκη - «нужда», «неволя», «насилие», «теснота»
Тем не менее название ПОЛЫНЬ (Artemisia) переводится как дающая здоровье (по-гречески "artemes" - здоровый), так как во все времена и у всех народов она считалась эликсиром здоровья из-за своих фармакологических свойств. Есть даже версия, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая излечилась этим растением или имя Артемиды, покровительнице рожениц (полынь раньше применяли для лечения некоторых женских болезней).
Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть, из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь - пелын – получила, вероятно, из-за характерного для нее серовато-пыльного цвета.
В древней Руси – символ вдовства и печали, олицетворение несчастной любви, горечи утраты и обиды.
Исстари, еще с языческих времен, полынь сопровождала человека от колыбели до гроба. На Украине, при отлучении ребенка, грудь, мазали полынью, так как считалось, что у ребенка, повторно взявшего грудь, всю жизнь будут недобрые глаза.
Дети носили полынь за поясом или на груди, привязав ее к застежке сорочки - от сглаза и нечистой силы. В Западной Украине был обычай класть в гроб полынь, чтоб задержать разложение. Ветку полыни вкладывали в руки покойного, чтобы тот мог отгонять адское пламя.
Народ дал полыни выразительные названия: нехворощь, глистник, горечь, дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник, абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др.
«Емшан» или «евшан»(из чагат. и туркм. jaušan, каз. жұсан) упоминается в Ипатьевской летописи под 1201 годом. История получила известность после того, как А. Майков переложил её на стихи:
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает…
Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.
Когда-то давно в степи жили два брата – хан Отрок и хан Сырчан (сыновья Чингиз хана). Русский князь разбил их войско и надолго разъединил братьев. Об этом повествует древняя Волынская летопись, талантливо переложенная на стихи Аполлоном Майковым. Хан Сырчан посылает певца вернуть брата в родную степь с гор Кавказа, где он живет в роскоши и богатстве, и дает такой наказ:
Ему ты песен наших спой,
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной,
И дай ему – и он вернется.
(Емшан-это полынь).
А. Майков.
Кстати, полыни действительно наиболее распространены в степях и пустынях Казахстана и Средней Азии.
Некоторые виды, например Полынь белоземельная (Artemisia terrae-albae), Полынь Лерха (Artemisia lerchiana), Полынь малоцветковая, или чёрная (Artemisia pauciflora), Полынь развесистая (Artemisia diffusa), имеют значение как кормовые растения для овец, коз, лошадей и верблюдов, особенно ранней весной, осенью и зимой.
Ряд видов - пескоукрепители, например Полынь джунгарская (Artemisia songarica) и песчаная полынь.
Как и уже упоминалось, полынь - это общее название класса растений. Полынь - крупный род травянистых или полукустарниковых растений семейства Астровые (Asteraceae).
Как сорные наиболее известны известны Полынь однолетняя (Artemisia annua), Полынь таврическая (Artemisia taurica), Полынь австрийская, или полынок (Artemisia austriaca), и другие.
Но как можно назвать полынь сорняком, если ряд её видов имеет лекарственное значение, особенно цитварная полынь (Artemisia cina), а также Полынь горькая (Artemisia absinthium). Используется преимущественно в желудочных средствах.
Настойки, настои и экстракты, приготовленные из листьев и цветущих облиственных верхних частей побегов полыни горькой, используют как средство для возбуждения аппетита.
Полынь эстрагон, или тархун (Artemisia dracunculus), разводят как пряное растение, сырьё для производства напитков.
Горькая полынь входит в состав аппетитного чая.
Экстракты и настойки полыни входят в состав некоторых крепких алкогольных напитков (абсент) и вин (вермут).
Эдгар Дега Абсент (В кафе)
Отдельные виды разводят для получения эфирных масел, например полынь лимонную и полынь таврическую. Эфирное масло некоторых видов полыни используется в парфюмерии и косметике
Некоторые полыни очень декоративны и используются в ландшафтном дизайне.
Красивый куст ростом с человека под названием «божье дерево»
В древности у славянских народов божье дерево играло важную роль как магическое и культовое. Видовое название происходит от греческого слова “abrotos”, что означает - божественный, бессмертный - так высоко ценилось это растение. Об этом же говорит и его русское имя, причем название “божье дерево” дано растению только в России и в славянских странах.
В Апокалипсисе есть пророчество о "Звезде - Полынь". В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, «Полынью» названа упавшая звезда либо же ангел:
Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.(Откр.8:10-11)
Не является ли это пророчеством о Чернобыльской катастрофе, ведь чернобыль (чернобыльник) – это вид полыни?
Радионуклиды чернобыльского выброса загрязнили поверхностные водные системы не только в районах рядом с реактором, но и в других регионах Европы. Начальное загрязнение воды изначально было вызвано прямым выпадением радионуклидов на поверхность рек и озер, и основную его часть составляли такие радионуклиды, как 131I.
В качестве доказательства правдоподобности данной теории приводится тот факт, что Чернобыльская авария произошла через две недели после максимального приближения к Земле кометы Галлея.
Я нашел то, что так долго искал: свободу и возможность заниматься тем, что люблю. Для того времени это было большой роскошью. Да и для нынешнего – тоже...
26 апреля 1986 года, в Лазареву субботу, был изумительный по красоте день. Небо отсвечивало ясной лазурью, деревья раскрыли клейкие свои листочки, на солнцепеке весело желтели крупные цветы мать-и-мачехи.
Праздничная служба плавно приближалась к своему концу, когда одна из певчих упала в обморок. Вроде бы ничего особенного, – люди-то на клиросе пожилые. Но через несколько минут упала еще одна. И скоро вся церковь представляла собой лазарет. Никто не мог объяснить, что происходит. Да и самому мне казалось, будто на голову надели свинцовый обруч, и все тело налилось какой-то непонятной тяжестью.
И только через неделю, в светлый день праздника Пасхи, нам объявили, что случился Чернобыль. Великие Луки оказались как раз на пути радиации. Смертоносное облако пронеслось над рекой Ловатью, над городом, поражая своими лучами все живое. Задело оно и меня.
Звезда по имени Полынь...
На некоторое время я уехал домой, в Сибирь, надеясь, что горы, чистая речная вода и здоровый таежный дух излечат меня. Три недели я провалялся с дикой головной болью, не вставая с постели, и понял, что это преддверие моего конца. Мне было 27 лет, самый цветущий возраст, но плечи мои ссутулились, ноги и руки не хотели слушаться, взгляд потух. Глаза приходилось прикрывать непроницаемо черными очками, потому что солнце ослепляло меня в прямом смысле, и слезы текли непрерывно.
Я сидел на берегу своей быстрой, веселой реки, смотрел безучастно, как мой ковчег, мой дивный мир, с плачем иволги и тоской далекой кукушки уплывает куда-то безвозвратно.
И мне было все равно.
Тогда я хотел, чтобы чистое небо упало на меня, чтобы лес укрыл мое тело своими зелеными ветвями и лапами; чтобы сквозь меня прорастали кустарники и травы, а над ними весело щебетали птицы и кружились бабочки. А я смотрел бы на них целую вечность, соединившись с этой удивительной землей, породившей меня, и пел бы безмолвно свои печальные песни.
Я попрощался со своим кедровым раем, как мне казалось, навсегда, не догадываясь еще, что ровно через двадцать лет я вернусь сюда, чтобы обрести здесь свой настоящий ад...
У меня никогда не было цели стать монахом. Я понимал, что это очень трудный и узкий путь, когда человек пытается не только обуздать неистового коня своей плоти, но и по большому счету умирает для этого мира.
Он отрекается от всего, что так ценно и достохвально в этой жизни: от семьи, таланта, богатства, от житейских радостей и всяческих утешений. День и ночь он борется со своими помыслами и одиночеством, созерцая свои душевные язвы и внутреннее без-образие; утром и вечером он возносит свои молитвы к небесному алтарю, лишь изредка получая ответ. Его жизнь – добровольная пустыня; его нормальное состояние – жажда и голод; его участь – насмешки и глумления со стороны живущих вовне. Он должен кротко кланяться поношающим его, и глумливые плевки получать с благодарностью.
Такое способны вынести только те, кто имеет внутри железный стержень; либо те, кто гибок, словно тонкая ветвь, которую сколько ни гни, – не сломаешь. Теми и другими качествами я не обладал, а посему не думал, что когда-то окажусь внутри монастырской ограды.
Еще я понял, что настоящая святость – это всегда обличение миру и окружающему пороку, а дружба с миром есть вражда против Бога. Но в земной жизни бывает иногда благочестие другое – комфортное, елейное, весьма приятное для всех.
Однако я не доверяю «праведности», которая дружна с маммоной, и «подвижничеству» на дорогих лимузинах. Я не верю в «духовность», которая угодливо склоняет выю перед мирскими обычаями и самодурством власть имущих. Сейчас принято утверждать, что святость – удел избранных, тех, кто жил давно прежде нас; что подлинная святость в нынешних условиях невозможна. Это, конечно, не так. Если нет в жизни святости, то нет и смысла в христианстве. Нет иного пути к Богу кроме святости; святости не достичь без любви, а любви не может быть без самоотвержения. Если хочешь достичь неба, то сначала сбрось с себя все, что тебя тянет вниз – самодовольство, самомнение, самолюбие, а если говорить проще – сокруши самого себя.
Один монах-простец сказал мне в свое время: «Чтобы угодить Богу, делай не то, что тебе хочется, а все наоборот. Хочется выпить – не пей, хочется покурить – не кури, соблазняет женская красота – беги прочь в пустыню, хочется много денег – садись на хлеб и воду, хочется поговорить и поспорить – молчи и не спорь, хочется ответить обидчику – не отвечай! И помыслам своим не верь. Приходит мысль, что ты умен и талантлив – гони ее прочь; кажется, что человек, стоящий перед тобой, никудышен – не верь; думается, что все напрасно и спасения нет – отрежь от себя немедля эту мысль! Делай только то, что трудно и чего не хочется: тяжело молиться – бей поклоны; хочется спать – а ты бодрствуй; трудно расстаться с какой-то вещью – отдай последнее».
Я не думал стать монахом или священником, но с давних пор мечтал научиться писать иконы. Еще в студенческие годы мог часами рассматривать в храме или музейном зале древние образа, забыв обо всем на свете. Сердце мое трепетало от музыкальности линий, от яркости лазурита и киновари, от некого таинства, которое было заключено в ограниченном пространстве старых досок. Я понимал, что икона, в отличие от картины, не изображает этот трехмерный мир, а являет иную реальность. Здесь нет синеющих в дымке гор и селений, блестящей под солнцем реки, кудрявых деревьев на переднем плане, овец, пасущихся на холмах Палестины, играющих на свирелях пастухов. Движения святых скупы и лишены чувственности, на их ликах и одеждах нет отблесков внешнего света, и самого солнца или светильника – тоже нет. Свет проступает равномерно, как бы изнутри, и тонкими лучами пробелов, как молния, пронзает и горки, и здания, и ризы. Казалось бы, здесь все условно, аскетично, но отчего так бьется в восхищении сердце, почему горло душат слезы, а колени сами склоняются к земле? Перед иконой хочется заключить свой ум и чувства в молчание, чтобы услышать тихий и кроткий голос, зовущий оттуда, где хрустальный город с золотыми крышами, где лев играет с ягненком на поляне, и шестикрылые птицы воспевают гимны любви божественной и красоте.
Но как попасть к нему, если все мои попытки поступить в обитель натыкались на изучающий взгляд тогдашнего отца наместника, и на его слова: «Нет. Мне нужны работники, а не богомазы»...
Я готов был работать на любом месте, исполнить любое послушание. Я многому научился за время своих странствий, и убеждал отца архимандрита, что болезнь моя в труде не помеха, ведь старая и больная лошадь дальше и больше везет.
У отца наместника аж дух перехватывало от такой моей наглости. «У меня целый монастырь таких старых кляч!» – гневно произносил он и, развернувшись, шагал прочь, выбивая железным наконечником своего посоха искры из брусчатки. Я никогда бы не попал в мастерскую отца Зинона, если бы не случай. Впрочем, я не верю в случайность жизни...
Летом 1988-го года мой адрес был такой: Псков, Кремль, колокольня. И это не шутка. Я служил чтецом и алтарником в кафедральном соборе, а жил в крохотной келье прямо под колоколами. Ко мне часто в гости заезжали друзья-монахи. Мы вели вполне мирные беседы за чаем почти до самого утра, в которых иногда вспоминали недобрым словом безбожную советскую власть.
Однажды, направляясь за водой для чайника, я слишком резко открыл дверь в коридор и ударил по уху нашу уборщицу Катьку. Было этой Катьке далеко за шестьдесят, и она была доносчицей с большим стажем.На следующий день пришел староста, бывший боевой офицер, прошедший через Афганистан, и, глядя куда-то в сторону, промямлил, что его вызывали в «большой дом», где устроили разнос по поводу антигосударственных сборищ на нашей колокольне. Староста попросил меня написать бумагу о том, что после восьми вечера в колокольне не должно быть никого из посторонних.
А я написал прошение об уходе…
Разве мог я отказать своим друзьям-инокам, которые всегда привечали меня на своих приходах, кормили, поили, если нужно было, давали деньги на дорогу: « Простите, дескать, отцы, время уже восемь вечера, пора вам на вокзал ночевать, а то товарищи из «большого дома» не велят…»?
Поскольку на службу в собор принимал меня архиерей, то архиерей должен был подписать мое прошение об увольнении.
Он долго читал бумагу, вздыхал, говорил о том, что власть атеистическая хоть и дала течь, но еще держится на плаву. И предложил мне на выбор поехать в любой приход своей епархии, причем в любом качестве.
Я думал не долго: «Владыка, я давно хотел поучиться иконописи у отца Зинона, да меня не подпускают к нему в монастырь на пушечный выстрел».
«Без проблем, пишите прошение», – улыбнулся в свои роскошные усы архиепископ, и через две недели я уже растирал краски в мастерской на Святой горке в Псково-Печерской обители...
Два первых месяца монастырской жизни я думал, что скоро умру. Радиация, полученная в Великих Луках, продолжала свое разрушительное действие. Я с большим трудом выстаивал длинные богослужения; потом мне нужно было подняться на Святую горку, в иконописную мастерскую, чтобы растирать краски, грунтовать доски, а это – три длинных пролета лестницы. Каждый шаг – боль в суставах и бешеное сердцебиение. Через каждый десяток ступеней мне приходилось останавливаться и отдыхать.
Я все чаще спускался в лабиринты Богом зданных пещер, где хоронили братию и защитников Псковских рубежей в течение многих веков. В пещерах была удивительная атмосфера: розы, поставленные перед надгробными плитами в праздник Успения в конце августа, сохраняли свою форму и свежесть до Рождества в январе. По сути, это кладбище, где гробы не засыпают землей, а ставят в гроты, закрывая вход надгробными плитами –керамидами. И никаких падающих комьев во время погребения, никакого надрыва и плача, никакого тления.
Я вчитывался в славянскую вязь на плитах и размышлял о том, что близок час, если повезет, и я буду здесь. Сколько времени еще осталось: год, два, три?..
Я устал от скитаний, устал от постоянной боли, суеты, непонимания, от тесных уз земного кокона. Мне хотелось, наконец, вырваться на свободу, в мир света и любви, где обитают души праведников. Туда , где моя бабушка сидит на солнечной поляне среди ромашек и медуницы, где белоголовый отрок Сережа, мой сосед по больничной койке, бежит по тропинке между кустов жимолости, навсегда забыв про свои покалеченные ноги.
Тот мир был близок, за тонкой и прозрачной перегородкой; он был совершеннее и чище нашей жизни; он манил меня своей бесконечностью и теплотой.
Однако срок еще не настал. Я безропотно терпел свою немощь и все тяготы, выпадавшие на каждый день, но что удивительно: уже через два месяца напряженной монастырской жизни скакал по тропинкам и лестницам обители, словно молодой горный козел.
То ли целительный воздух Святой горки, то ли благотворный дух молитвы, то ли заступничество старцев совершили маленькое чудо: я чувствовал себя здоровее и крепче, чем когда-либо…
Это случилось так скоро, без помощи всяких лекарств и врачей, что я был потрясен до самых глубин своего теперь уже абсолютно здорового сердца, и начал всерьез задумываться: а не остаться ли мне здесь навсегда?..
- 3375С детства, со школьных лет всем нам памятны эти строки из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (1820):
О поле, поле, кто тебя Усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слушало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья
?
Пушкинское выражение «трава забвенья» обычно воспринимается как поэтическая метафора. Но пушкинское выражение - вовсе не отвлеченная метафора, а название совершенно определенного растения. «Полынь. .. называли “горькой травой” или “травой забвенья”», - пишет французский историк Робер Амбелен.
По мнению известного русского фольклориста А.Н. Афанасьева, именно полынь - «героиня» преданий о напитке забвения в эпосе разных народов: «Скандинавские саги рассказывают про волшебный напиток, дарующий забвение всего прошлого: предание, родственное греческому мифу о водах Леты; этот напиток дает Гримгильда Зигурду, чтобы он забыл Брунгильду; валькирии, альбины и чародейки подносят героям кубки, с целью отнять у них память о былом и надолго задержать их в своих владениях».
В своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1865) он приводит украинскую народную быличку о том, как наймит чумака (в действительности никакого не чумака, а колдуна), отведав хозяйской гадючьей каши, начинает понимать язык зверей и растений и, опасаясь наказания, убегает от хозяина.
Колдун кричит ему вслед: «Иване, Иване! навари себе кореньев чернобыли и напейся; еще больше узнаешь, чем теперь». Парубок сдуру послушался, напился настою чернобыли-полыни - и позабыл все, что знал.
Лунная трава, земляная звезда
В поверьях многих народов полынь - трава предсказателей и магов. «Полынь (artemisia vulgaris), как свидетельствует само это название, - трава Артемиды, или Дианы, богини-воительницы и охотницы, - отвечает Р. Амбелен. - Это растение называли и “травой Ивана Купалы”, “поясом Ивана Купалы”, “травой на сто вкусов”. Волшебная трава древних в Египте, Греции и Риме, она была посвящена Артемиде, беспощадной охотнице, стрелявшей из лука, олицетворению Луны. В таинствах Изиды (богини Луны в Египте) посвященные несли в руках ветку полыни».
Полынь, по свидетельству того же исследователя, называют также «земляной звездой». И понятно, почему.
«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки», - сказано в «Апокалипсисе».
Эта упавшая с неба звезда, сделавшая горькими воды, в Средние века ассоциировалась с падшим ангелом Люцифером (Сатаной), низвергнутым с небес в преисподнюю. Соответственно и траве полыни, звезде не небесной, а «земляной», также приписывались всевозможные сверхъестественные свойства. «Она служила для колдунов средством вызывания злых духов, откуда ее другое название - «лунная трава» (Р. Амбелен).
«Это одно из растений, наиболее почитаемых современными ведьмами за его магическую силу, - указывает американская исследовательница Полин Кампанелли. - Настоем этой травы в ночь полнолуния омывали хрустальные шары, магические зеркала и некоторые амулеты, чтобы сообщить им способность посылать медиумические видения или усилить эту способность.
Ладанки с полынью и лавровыми листьями навевают пророческие сны. В давние времена также верили, что листок полыни, положенный в обувь во время путешествия (или под седло, если предстоит поездка верхом на лошади), сделает дорогу менее утомительной».
Колдовскими свойствами наделялась полынь и на Руси.
«В первых числах сентября, или в конце августа, нужно нарвать чернобыльника и зашить в шкурку молодого зайца, которую, если носить в виде подвязки, то говорят, что человек приобретет такую ловкость, на бегу, что может бегать скорее лучшей лошади», - записал М. Забылин в книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880).
«Накануне Иванова дня вьют из этой травы венки, смотрят сквозь них на возжженный огонь и надевают их на головы; кто это соблюдает, у того в течение целого года не будут болеть ни глаза, ни голова, - пишет А.Н. Афанасьев. - Наваром из чернобыли, собранной на Иванов день, обмывают коров, чтобы они давали больше молока. Крестьяне обмываются этою травою с целию предохранить себя от нечистых духов, ведьм и болезней».
«Полынь трава растет что лебеда, - наставляет древнерусский “Травник” XVII века. - Добра она в вине, варити с медом, тот человек порчи не боится. Грыжу вон гонит и от трясавицы добра».
О лекарственных свойствах полыни (напрямую связываемых с колдовскими) с похвалой отзываются не только древнерусские «Цветники», «Травники», «Лечебники», но и многие медицинские авторы античности и западноевропейского Средневековья: Диоскорид (I в. н.э.), Квинт Серен Самоник («Медицинская книга», III в.), Одо из Мена («О свойствах трав», XII в.) и др.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н.э.), рассказывая об обычае латинян награждать победителей в состязании квадриг напитком, настоенным на полыни, замечает: «Я полагаю что... в качестве почетной награды ему дается здоровье». В «Садике» Валафрида Страбона (IX в.) полынь именуется «матерью всех трав».
Недавно в старинном англосаксонском травнике была обнаружена поэма «Колдовство девяти трав» о достоинствах лечебных растений, считавшихся наиболее действенными. Первое место среди трав, восхваляемых в ней, отдано полыни.