Ветер может создавать и разрушать, может помогать, а может и уничтожать. Беспрерывно на Земле дуют ветры. На этом уроке мы узнаем, почему дует ветер, как определить силу ветра, его направление при помощи флюгера и анемометра. Какова роль ветра в жизни и хозяйственной деятельности человека, какие виды ветров существуют.
Тема: Неживая природа
Движение теплого и холодного воздуха на Земле беспрерывно.
Рис. 2. Схема образования постоянных ветров ()
Ветер - это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении. Если открыть дверь комнаты и поднести к проему зажженную свечу, ее пламя будет отклоняться в сторону коридора. Этот опыт доказывает, что теплый воздух комнаты поднялся вверх и выходит в коридор, вытесняемый холодным воздухом, который находился внизу. Поэтому если свечу поставить на пол, пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты, указывая направление движения холодного воздуха.
Рис. 3. Опыт по определению направления ветра в помещении ()
В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.
Поэтому днем холодный воздух со стороны моря перемещается на сушу (этот ветер называется дневным бризом), а ночью ветер дует в обратном направлении - с суши на море (это ночной бриз).
Рис. 4. А - Дневной бриз, В - Ночной бриз ()
Чем больше разница температур в различных областях земного шара, тем быстрее перемещаются воздушные массы, тем сильнее дует ветер. Для безопасности жизни и облегчения ведения хозяйства человеку важно знать направление ветра. Если ветер дует из арктической зоны, то приносит холод, а если из экваториальной - тепло.
Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра - флюгер .
На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из легкой металлической пластины, которая вращается вокруг своей оси в определенную сторону, указывающую направление ветра. Ветер получает название по той стороне света, откуда он дует: с севера - северный, с юга - южный.
Рис. 6. Определение направления ветра ()
Для определения силы ветра тоже есть специальный прибор - анемометр : чем сильнее дует ветер, тем быстрее крутится вертушка прибора.
Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.
Рис. 8. Определение силы ветра ()
Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья.
Умеренный ветер покачивает и ветви деревьев.
А сильный ветер гнет деревья, срывает из ветви и верхушки.
Это явление природы, но он очень помогает человеку. Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов. Высушивает дороги, надувает паруса кораблей, вращает крылья ветряных мельниц, разносит семена и пыльцу растений.
Рис. 14. Ветер разносит семена растений ()
Рис. 15. Принесенный ветром снег ()
Рис. 16. Поднятые ветром волны ()
Рис. 17. Наполненные ветром паруса ()
Человек давно научился использовать энергию ветра: ветряная мельница - это пример преобразования энергии ветра в механическую энергию. Но сейчас хозяйственная и бытовая деятельность человека тесно связана с электричеством, поэтому для получения электрической энергии из энергии ветра был создан ветрогенератор. Энергия ветра - это возобновляемый вид энергии, так как она является следствием деятельности Солнца. Ветроэнергетика является бурно развивающейся отраслью.
Рис. 19. Строение ветрогенератора ()
Но временами ветер достигает огромной силы, он называется ураганом. Такой ветер ломает деревья, сносит крыши домов, обрывает провода, поднимает высокие волны. Сильный ветер на море называется штормовым.
Смерч или торнадо- чрезвычайно сильный атмосферный вихрь, где ветер обращается вокруг оси по спирали. Принимает форму столба диаметром от десятков до нескольких сотен метров и существует от нескольких минут до нескольких часов.
Наиболее часто (несколько десятков случаев в год) смерчи наблюдаются в Аллее торнадо в США - в полосе от северного Техаса до Айовы. Здесь наиболее значительна разница температур между холодными и тёплыми воздушными массами. В России смерчи чаще наблюдаются в европейской части, особенно в центральной полосе и на юге, однако не более 1-2 раз за несколько лет. Серия смерчей в августе 2002 года в районе Новороссийска вызвала гибель около 60 человек и нанесла значительный материальный ущерб.
Это сильный ветер с большим количеством снежных масс, сопровождающийся плохой видимостью на дорогах и на любой другой местности.
Ветер с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха в степях, полупустынях и пустынях.
Итак, ветер может и созидать, и разрушать.
На следующем уроке мы вспомним, какие свойства воздуха нам уже известны из предыдущих уроков. Рассмотрим ряд экспериментов, которые познакомят нас с новыми свойствами воздуха: его объемом, весом и упругостью. А также узнаем, где люди используют свои знания о свойствах воздуха в обычной жизни.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
- Академик ().
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ().
- Методический кружок ().
- Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Ветер».
- Подготовьте сообщение о смерчах на территории нашей страны.
- Проведите опыты по доказательству движения теплого и холодного воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
- *Напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Подхватил меня теплый ветер».
Класс: 3
Цель: сформировать у учащихся представление о том, как образуется ветер;
обобщить представление о том, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении;
обеспечить усвоение учащимися понятий о том, как движется теплый и холодный воздух; какое значение имеет ветер в природе; как люди используют силу ветра;
развитие устной речи учащихся, организация самостоятельной работы, развитие наблюдательности, познавательной активности;
развитие произвольного внимания (записи в тетрадях, наблюдения);
развитие умения делать выводы;
формирование умения анализировать (работа с карточками);
Воспитательные задачи: способствовать эстетическому воспитанию школьников (знакомство с картиной Айвазовского “Девятый вал”; применение полученных знаний в быту, в жизни.)
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный – рассказ, беседа, частично-поисковый; наглядный; практический.
Методические приемы: практическая деятельность, работа с текстом, с карточками, работа в тетрадях.
Виды деятельности детей: самостоятельная, коллективная.
Оборудование:
Карточки № 1, № 2; свечи, ламповое стекло, поднос, деревянные брусочки, кусок бумаги, разрезанный на тонкие полоски, змейка из плотной бумаги, проволока; презентация.
Ход урока
Подготовленный ученик читает загадку:
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали, каков он на вид.
В открытые окна нежданно влетит-
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Правильно, ребята, это ветер.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучение темы: “Воздух” и постараемся ответить на вопрос: почему дует ветер?
Проверка домашнего задания
Вам было дано задание, придумать опыт, который бы доказал, что тёплый воздух поднимается вверх.
(дети рассказывают о проделанных опытах)
Демонстрация опыта на столе учителя.
Зажжем свечу и поставим ее на подставку на стол. Поместим ее в ламповое стекло, под которое подложим брусочки. Подержите над ламповым стеклом руку. Что вы чувствуете при этом?
Ответ: из лампового стекла идет теплый воздух.
Подержим над ламповым стеклом кусок бумаги, разрезанный на тонкие полоски. Что будет происходить с ними?
Полоски бумаги, которые находились над ламповым стеклом с горящей свечкой, отклонились вверх.
Какой вывод можно сделать из проведенных опытов?
Вывод. Воздух нагревается, и нагретый воздух поднимается вверх.
Учитель. Давайте представим сейчас, что мы с вами находимся на лесной поляне у костра.Сидим и смотрим, как горят сухие сучья. От костра летят искры и взмывают вверх. И сухие листья, и серый пепел – они тоже взлетают над костром. Почему же они летят вверх, что же их подталкивает?
Дети. Когда костёр горит жарко без дыма, то можно увидеть, как над ним струится горячий воздух. Вот этот горячий воздух и подхватывает пепел, сухие листья, искры.
Повторение темы: “Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении”.
Вспомните, что происходит с воздухом при нагревании и заполните карточку №1.
Карточка № 1. Допишите предложение и запомните свойства воздуха.
Тёплый воздух занимает ____________________________________________.
(тёплый воздух занимает больше места, чем холодный)
Как доказать, что тёплый воздух занимает больше места, чем холодный?
Демонстрация опыта: нальём в стакан воду и подкрасим её. В колбу вставим пробку со стеклянной трубкой. Конец трубки опустим в стакан с водой. Нагреем колбу теплом своих рук. Из трубки, опущенной в воду, начинают выходить пузырьки воздуха.
Вывод: (делают дети)
Это доказывает то, что тёплый воздух при нагревании расширяется.
Учитель. Теперь накроем колбу тряпкой, смоченной в холодной воде. Выделение пузырьков прекратилось.
Почему это происходит?
Дети. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Учитель. Что мы наблюдали, когда горел костёр?
Дети. Когда костёр горит жарко без дыма, то можно увидеть, как над ним дрожит и устремляется вверх горячий воздух.
Учитель. А где ещё мы наблюдали движение тёплого воздуха?
Дети. Над асфальтом во дворе, у плиты - над горящей конфоркой.
Проблемный вопрос
А может ли случиться так, что во дворе нагреется весь воздух и улетит, а нам нечем будет дышать.
Дети. Нет такого произойти не может. На смену тёплому воздуху приходит холодный.
Возьмите карточку №2 и допишите предложение
Карточка №2
На место поднимающегося лёгкого, тёплого воздуха ______________________________
(На место поднимающегося лёгкого, тёплого воздуха немедленно притечёт воздух прохладный, более тяжёлый.)
Учитель. Чтобы доказать это, мы проведём ещё один опыт.
Зажжённую свечу поднесли к приоткрытой двери. Если держать свечу над верхним краем двери, то пламя свечи будет отклоняться в сторону улицы. Если же свечу поставить на пол, то пламя свечи будет отклоняться в сторону класса.
Вывод. Тёплый воздух легче, он поднимается вверх и выходит на улицу, его место занимает холодный воздух
Учитель. То же самое происходит и в природе. Солнце греет землю неодинаково, неравномерно: в одном месте теплее, а в другом – холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплее, где тёплый воздух как бы освободил им место.
Как же называется перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха?
Догадались? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 54.(Окружающий мир-3 класс. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов)
Перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха называется ветром.
Иногда это движение бывает едва заметным. Но временами ветер достигает такой силы, что ломает деревья, сносит крыши домов. Как называется такой ветер? (ураган)
Ветер – это явление природы. Подумайте, благодаря какому свойству воздуха он образуется?
Дети. Ветер образуется благодаря свойству воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
Учитель. В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.
Подумайте, как будет дуть ветер в данной местности днём и ночью.
Дети. Днём поверхность суши нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Следовательно, холодный воздух со стороны моря устремится на сушу, а ночью ветер будет дуть в обратном направлении, т.е с суши на море.
Учитель. Действительно, ветры так и дуют: днём с моря на сушу – это дневной бриз, а ночью с суши на море – это ночной бриз.
А если бы во всём мире была одинаковая температура, земля нагревалась бы везде одинаково, и не было бы ветра. Подумайте, что бы могло тогда произойти?
Дети. Если бы не будет ветра, то облака не смогут передвигаться, начнётся засуха. Дым от костра не сможет подняться вверх и повиснет над городом, дышать будет очень трудно.
Учитель. Словом, плохая погода – это не так уж и плохо. Но ветры бывают очень капризные, они постоянно меняют направление.
Как мы можем определить, с какой стороны дует ветер? (ответы детей)
Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра. Кто знает, как он называется? (флюгер)
Учитель. На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластины, которая вращается в зависимости от направления ветра
Учитель. Какое название получает ветер в зависимости от своего направления?
Прочитайте об этом в учебнике (стр.54)
Дети. Название, ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.
С юга – южный, с севера – северный
Работа с тетрадью
Определи по рисункам, какой дует ветер. пусть твой друг проверит тебя
(Рабочая тетрадь №1 к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова “Окружающий мир – 3 класс”)
Учитель. Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.
Скажите, находясь дома или в школе, как вы узнаете о том, какой силы ветер?
Дети: Смотрим на деревья. Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья. А если ветер сильный, то деревья гнутся, ломаются. Бывает так, что и крыши сносит с домов, и деревья выворачивает с корнем.
Характеристика ветра.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду воешь на просторе.
Из какой сказки этот отрывок?
Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
О каких свойствах ветра говорится в этом отрывке?
Он могучий, он гоняет стаи туч, волнует синее море.
Учитель. Что значит могучий? (могучий – это сильный ветер)
- Назовите одним словом:
Сильная буря на море – (шторм)
На заметку учителю
ШТОРМ (нидерл. storm), буря, длительный, очень сильный ветер, 9 баллов по шкале Бофорта и скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона; сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.
Работа по картине И.К. Айвазовского “Девятый вал”
Что изображено на картине.
Какие чувства вызывает эта картина?
На заметку учителю
Айвазовский изобразил рассвет на море после штормовой ночи. По существующему поверью, каждый девятый вал во время шторма превосходит по силе все предшествующие. Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака. Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны, пену и повисшую в воздухе водяную пыль. А на первом плане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается маленькая группа людей. Гребни валов поднимаются над их головами. Они судорожно прижимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними гибели.
Подумайте и скажите, какое значение имеет ветер в природе?
Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов.
Учитель А как человек использует силу ветра?
Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника на стр. 55 учебника.
.Учитель
Так можем ли мы утверждать что: “Ветер – великий в природе работник ”?
(Конечно же, можем. Ветер может и созидать, и разрушать, и уничтожать всё на своем пути, даже человека.)
Итог урока
Какие открытия вы сегодня сделали для себя?
Домашнее задание:
Выполнить творческое задание.
Чтобы ты стал делать, если бы смог летать, как птица?
Приложение 1
Литература
Дитрих А., Юрмин Г. “Почемучка”. – М.: “Астрель АСТ”, 2001.
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. – М.: “Росмэн-пресс”, 2004.
Альтшумер С.В. “Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках”. – М.: “Астрель”, 2005.
Ёлкина Н.В., “1000загадок”, Ярославль, Академия развития, 2002 г.
Кульневич С.В. “Анализ современного урока”, издательство “Учитель”, 2003г.
Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.
Панкратьева И.Л. “География”. – М.: “Эксмо”, 2003.
“Планета Земля” пер. с англ. Голова А.М. – М.: “Росмэн”, 2005.
Иллюстрации и фотографии взяты с разных сайтов Интернета.
Ирина Лоскутова
НОД «Что такое ветер»
Цель : создавать условия для дошкольников способствующих развитию доказательства и способов связей структурно-смысловых частей рассуждения, развитию логического мышления.
Задачи : Образовательные : - продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; устанавливать причинно – следственные связи. - совершенствовать составление связных высказываний, типа рассуждения используя подчинительные союзы (так как, потому что, поэтому, значит) ;
Развивающие : - обогащать активный словарь детей лексико-грамматическими средствами; - продолжать развивать связную речь детей; - совершенствовать двигательную активность посредством игровых двигательных заданий; - развивать воображение и творческое мышление;
Воспитательные : - прививать детям коммуникативные качества; - воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности, самостоятельность суждений, доброжелательной отношение друг к другу
Словарная работа : экспериментальный, порывистый, пронзительный, лютый, синквейн.
Методическое обеспечение : ИКТ, экспериментальный инструментарий (пластиковые бутылки с шариками по количеству детей, емкости для холодной и теплой воды, предметные картинки, модели, нарезки из музыкальных произведений : Франц Иозеф Гайдн «Серенада» , Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкая родна» , Ванесса Мец, «Шторм» .
Ход образовательной деятельности
В-ль : Ребята! Сегодня на наш сайт детского сада пришло видео сообщение от знатоков клуба «Почемучки» . Как вы думаете, почему они так назвали свой клуб? (Ответы) Да, ребята в нем очень любознательные. Они задают много вопросов и часто сами получают на них ответы. Вот и вам они передали такой вопрос . Внимание на экран! Видеоролик. «Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ведь знаете сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» . Помните, там такие строчки : Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. А теперь, внимание вопрос : -Почему ветер , которого мы даже и не видели, гонит корабль? Он что волшебник что ли? Ждем вашего ответа на нашем сайте «Почемучек» .
В-ль : Итак, ребята, как вы думаете, что такое ветер ? (Ответы детей предлагать начинать со слов : - Я думаю, - я предполагаю). Получается, что ветер – это движение воздуха или это действительно какая-то волшебная сила? Предлагаю проверить это экспериментальным путем и приглашаю вас в нашу лабораторию.
Эксперимент «Ветер в бутылке » . Пояснение воспитателя : У нас имеются емкости с теплой и холодной водой. Вот бутылки, что в них находится? (воздух) Он какой? Работа с пиктограммами. Вы уже знаете, что воздух без цвета, без запаха, имеет вес, бывает теплый и холодный. Посмотрите, в шарике воздух есть? Ставим бутылки в теплую воду, что происходит с воздухом в бутылках? (Становится теплее) Шарик поднялся за счет чего? (Воздух начал двигаться и заполнил шарик) Потому что теплый воздух легче он поднимается вверх. Шарик держит воздух. Теперь опускаем бутылки в холодную воду, что происходит? Почему шарик сдулся? (Воздух остыл и опустился на дно бутылочек) . В-ль : Значит, какой мы можем сделать вывод? Движение теплого воздуха вверх (воспитатель жестикуляцией по бутылке показывает, как воздух поднимается и опускается) и холодного вниз и образует ветер . Вы почувствовали его? У нас движение было слабым, поэтому такой ветер как можно назвать ? (ветерок ) Какой он? Упражнение на обогащение детей словами признаками.
Ветерок – тихий , приветливый, нежный, легкий, бесшумный, ласкающий.
В-ль : А если движение воздуха на поверхности земли будет более быстрое, то какой это ветер , по-вашему мнению? Ветрище - быстрый, порывистый, пронзительный, лютый, резкий, свирепый.
В-ль : Действительно, какой разный может быть ветер . А я предлагаю вам почувствовать разные ветра на себе. Но ветерками мы будем разными , поможет нам в этом музыка и шарфики. Разбирайте и слушайте.
Этюд «Южный ветер » Подул ласковый, теплый, южный ветер . Танец ветра легкий и приятный. Дети словно подставляют лицо ветру, приподняв подбородок. Руки плавно поднимаются снизу вверх, движение тела легкие, плавные. Губы имитируют легкое дуновение ветра.
Этюд «Северный ветер » Подул холодный северный ветер , он пронизывает нас насквозь. Мы идем, пригибаясь, так как он сбивает нас ног. Танец северного ветра быстр и порывист. Щеки надуваются, струя воздуха сильная и порывистая. Идем, пригнувшись, прижав руки к груди. Дети кружатся, подняв руки вверх и вправо-влево. Этюд «Ураган» (Голос усиливается) Поднялся ураганный ветер , он гнет стволы деревьев, вырывает их из земли. Дети выдыхают сильную струю воздуха. Кружатся, нагибаются вперед, назад, поднимают руки.
Но все-таки у ветра есть и хорошие дела. Ребята, подумайте, а какие добрые дела может совершать ветер ? Начинайте свое предложение так : - Я знаю. Подсказки найдете на картинках.
Работа с опорными картинками. Облака, дерево, одуванчик, парусник, лицо. В-ль : Люди дружат с ветром и на его основе создали, изобрели полезные приборы. Назовите их. (пылесос, фен, веер и т. д.) Я знаю очень удивительное изобретение – веер. Еще с давних времен веером пользовались знатные дамы, находясь в театре, либо прогуливаясь в парке, освежали свое лицо дуновением ветра от веера. А мужчины охлаждали себя шляпами. Желаете ощутить этот ветерок ?
КРД «Веер, веерок»
Веер, веер, веерок (Раскрывают перед собой веер двумя руками) Помаши смелей, дружок (Двумя руками машут ритмично перед лицом) Справа, слева Справа, слева. (Правой рукой машут то справа, то слева от лица) Чуть потише, (Тихо машут, держа веер горизонтально) Посильнее (Сильно машут) . Помаши еще разок (Складывают и раздвигают перед собой горизонтально) Получился ветерок !
В-ль : Но к сожалению, у сильного ветра есть и недобрые дела. Посмотрите.
Мультимедийный показ. Почувствовали силу ветра? Его мощь. Мы сегодня много узнали о ветре. И я думаю, что нашим друзьям из клуба «Почемучки» мы можем дать точный ответ. А помогут нам в этом человечки. Составление стихотворения по Синквейну. В-ль : Они все разные. Самый верхний человечек спрашивает : «О чем мы сегодня говорили?» А вот эти человечки спрашивают у нас : «Какой ветер вам больше всего запомнился?» . Посмотрите дальше человечки с ручками и ножками – они двигаются. Они у нас спрашивают : «Что ветер умеет делать ?» . А теперь нужно сказать, как вы относитесь к ветру, нравится он вам или нет? Посмотрите, а здесь человечки подружились. Как по-другому мы можем назвать ветер ? Количество слов подскажет количество человечков.
1. Ветер . 2. Слабый, сильный. 3. Дует, освежает, гонит. 4. Жарким летом люблю прохладный ветерок . 5. Природное явление, движение воздуха.
В-ль : Ребята, да ведь у нас получился ответ нашим друзьям. Я думаю, знатоки оценят его и согласятся с ним, что ветер - это движение воздуха, а не волшебная сила. Пойдем отправлять?
Публикации по теме:
Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:"Что такое хорошо,что такое плохо" Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.
Ежедневное планирование в младшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды.
Цель: Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. Задачи: 1. Учить детей определять наличие.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Про воздух…
Ответы к стр. 48 – 49
1. Вспомни, что такое ветер.
Ветер – это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
2. Отчего загрязняется воздух?
Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.
- Продолжи мысль:
Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если… резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
- Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.
Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит – жить.
- Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.
Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.
- Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.
В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.