Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
- Закрепить выделять звук [л] среди других звуков, в составе слогов, слов
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.
- Совершенствовать умение детей четко произносить звуки.
- Развивать фонематический слух, восприятия, внимания и памяти
- Воспитывать умение слушать ответы товарища,
- Развитие общей и мелкой моторики.
Организационный момент, приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, ребята!
Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
Ребята, нам пришло приглашение отправиться в путешествие в необычный город. В город Буквоград.
Восп: «Ребята, а как же мы попадем в Буквоград? На каком транспорте можно добраться из одного города в другой? (Ответы детей.)
Мы ведь отправляемся в сказочный город и транспорт нужен нам сказочный. (Варианты детей.) Предлагаю вам поехать на буквомобиле (буквопоезде).
Я сейчас раздаю Вам билеты с буквами. На посадочных местах такие же изображения букв. Задание: найдите билет с такой буквой, которая является начальной в вашем имени и занять посадочные места в соответствии с указанными буквами. Путешествие на буквомобиле осуществляется под музыку (буквопоезде).
Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.
Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:
1Какие бывают звуки?
2) Чем гласные звуки отличаются от согласных.
3) Какими бывают согласные звуки?
4) Какие звуки всегда бывают только твёрдыми? (ж, ш, ц).
5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч, щ).
6) Чем отличаются буквы от звуков?
7) Сколько всего гласных букв?
Воспитатель: Вот мы и попали в Букоград, в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов”
Дети отвечают: Здесь живут гласные звуки и буквы (а, о, у, э, и, я, е).
Воспитатель: Вот улица “Громкая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”
Дети: Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т).
Воспитатель: Вот улица “Тихая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”
Дети: Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т").
Следующая улица «Веселая».
Игра «Назови брата» Поочередно бросаю мяч и называю твердый или мягкий звук, а ребенок, бросая мяч воспитателю, называет его пару. (б, п, в, г, к, р, л, н, п, с, т, д,
Игра «Поймай звук» нужно хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Л]
а, у, л, и, к, л, ла, мо, пу, ло, лы, окно, луна, топор, стол, пенал…
Следующая улица «Путешествий» . А вот и наш поезд. Картинки в которых есть [Л] тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. У нас город же необычный и поезд тоже необычный у нас. Если, [Л] находится в начале слова, то картинку мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?
Молодцы, ребята, все картинки правильно рассадили по вагонам и мы можем двигаться дальше.
А сейчас встали из-за столов и прошли на ковер. Встали в круг. Поиграем игру «Скажи наоборот». Грустный - веселый, легкий - веселый, добрый - злой, сытый - голодный, жарко - холодно, темный - светлый, тонкий - толстый, шершавый - гладкий, говорить - молчать, гласный - согласный, черный - белый.
Следующая улица « Спортивная». Жители города Буквограда предлагают нам сделать физминутку и немного отдохнуть.
А теперь присаживаемся за столы. Ребята скажите мне пожалуйста, [Л] обозначает какую букву. Правильно букву Эл. И у нее сегодня день рождение, давайте приготовим ей подарок. Мы будем делать вот такую открытку с её изображением. Ребята, скажите мне пожалуйста, а почему буква эл именно синего цвета? Правильно, потому что согласная. Выполнили задание и прикрепили к доске. Молодцы ребята, имениннице обязательно понравятся ваши подарки.
Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.
Пришло время возвращаться в наш детский сад.
Закрываем глаза и отправляемся домой.
Открываем. Вот мы и в родном детском саду.
Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!
План-конспект НОД по обучению грамоте для подготовительной группы д/с
(целесообразней проводить по подгруппам)
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте).
Тема.Знакомство детей с предложением.
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.Программные задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.
Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.
Ход НОД:
I часть. Дети сидят полукругом.- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
- Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».
Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
- А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
- В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
III часть.
А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
- Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
- Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
IV часть. Физпауза.
Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил.
V часть. Проходим за столы.
- Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Самостоятельная работа детей
. Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
VI заключительная часть.
Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные
(мягкий, твердый, глухой, звонкий) ; место звука в слове; делить слова на слоги,
определяя количество слогов;
совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать
словарный запас детей.
Развивающие:
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в
придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
создать хорошее настроение;
воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание
и умение работать в коллективе;
поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Организация занятия:
1 ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.
Материал:
Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица
для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения
количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для
составления слова.
Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая
таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное
предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».
Ход занятия:
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с
нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим
ваши знания и умения.
Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать
на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание,
находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.
Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и
буквы) .
Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и
пишем) .
Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
№1
На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные) .
Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении,
образуют слог) .
Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении,
не образуют слог) .
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
№2
А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю
скороговорку:
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшку тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Т») .
Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Т» в слове: в
начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где
находится данный звук.
(танк, комната, салют, торт, мотор, тетрадь, утро, капот)
Физминутка
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!
(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).
№3
Назовите какое время года изображено на моей картинке? (весна).
«весна» давайте разберём это слово.
Сколько букв в слове «ВЕСНА»? (5 букв)
А сколько звуков в слове «ВЕСНА»? (тоже 5)
Сколько согласных звуков в слове «ВЕСНА»? (3 согласных звука). Назовите их (звуки В,
С, Н) .
Где в этом слове находится звук В, звук С, Н? (звук В находится в начале слова, звук и
С и Н – в середине.) .
Звук В – согласный, звонкий, мягкий.
Звук С – согласный, глухой, твёрдый.
Звук Н – согласный, звонкий, твёрдый.
Сколько гласных звуков в слове «ВЕСНА»? (2 гласных звука)
Какие это звуки? (э, а).
Какой гласный находится в середине слова? (Э)
Где находится звук «а»? (в конце слова)
Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Весна» (два).
Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
Сделайте самостоятельно анализ этого слова(один ребёнок у доски)
№4
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой
№: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его
на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
Помогите мне найти свой домик.
Молодцы, займите свои места за столами.
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.
СО ВЫ ВО
СЫ РО ЛО
НА ТА КА
КО ВА РО
(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы) .
№5
У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их
перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его
и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.
ГРУ ША МА ЛЫШ
МЕДВЕДЬ КУКУШ. А
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Решение ребуса:
……
Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог
и прочитать это слово.
Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
Какое задание понравилось больше всего?
Какое занятие показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»
Цель:
Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о гласных звуках.
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
Учить составлять предложение.
Развивающие:
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы, объяснение) .
Наглядный (картинки, показ артикуляции) .
Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .
Практический (упражнения) .
Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
Ребята, какое сейчас время года? (осень)
Назовите приметы осени? (желтеют листья...)
Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)
Осень в лесу!
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые шумят
Под берёзками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)
Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!
Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.
Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
Что нам помогло узнать звуковичков?
Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)
Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
III. Введение в тему занятия.
1. Игра «Найди пару»
Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.
А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.
Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )
Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
2. Игра «Найди звук»
Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)
А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?
Правильно! Это листопад.
Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.
(дети парами садятся за столы)
С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .
На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
Каким цветом?
(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)
Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?
Докажите! Что нужно сделать?
Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове)
Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?
Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.
Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?
Молодцы!
3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»
Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?
Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)
IV. Физкультминутка «Дождик».
Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)
Ой, смотрите, закапал дождь.
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
(тоже самое)
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бес с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
(изображается над головой вид «зонтика»)
V. Звукобуквенный анализ слова АУ.
Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.
Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])
Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)
Правильно! Это слово АУ.
Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...
Никто не откликается.
В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)
Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.
Сколько слогов в слове АУ? (2)
Из скольких звуков состоит это слово?
Какой первый звук?
Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
Какой второй звук в слове АУ?
Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.
Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.
А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)
Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?
Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)
Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.
Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.
Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)
Кто это? (Маша, Медведь)
А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?
А У .
Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)
Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.
Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)
Молодцы, ребята!
VI. Итог занятия.
Какие звуки мы вспомнили?
Какие это звуки? Почему?
С каким новым словом познакомились?
Чем звуки обозначаются на письме?
Чем звуки отличаются от букв?
Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
Что вызвало трудности?
VII. Рефлексия.
Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
Обучение грамоте с использованием элементов развивающей методики В. В. Воскобовича.
Цель: развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое через использование развивающих игр Воскобовича.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания по изученным буквам;
- познакомиться с новым звуком и буквой;
- формировать умение запоминать начертание буквы с помощью развивающих игр Воскобовича: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»).
- использовать в образовательном процессе сказочных героев «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающую среду «Фиолетовый лес» для создания игровой ситуации, способствующей запоминанию обучающего материала.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать речь детей;
- развивать мелкую моторику и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).
Воспитательные:
— воспитывать чувство взаимовыручки.
Предварительная работа: оформление развивающей среды «Фиолетовый лес».
Оборудование: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»). Сказочные герои «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающая среда «Фиолетовый лес», полоски на липучках.
Конспект НОД «В гости к буквам»
(подготовительная группа)
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сейчас занятие по обучению грамоте. Познакомимся с новым звуком и буквой. В гости пришел Малыш Гео.
Вводная часть
Малыш Гео очень хочет в школу. Мама ему сказала, что для этого нужно знать буквы. А мудрый Ворон Метр посоветовал Малышу отправиться в сказочную страну букв. Там все дети и звери знакомятся с буквами: запоминают их название, написание и учатся читать. Малыш Гео был смелым, отважным и очень любознательным и поэтому решил отправиться в сказочную страну. А находится она в Фиолетовом лесу. Мы вместе с Малышом отправляемся знакомиться с буквами и узнавать много интересного. Нам необходимо сделать гимнастику.
Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.
(Артикуляционная гимнастика на выбор воспитателя).
Основная часть
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране букв. Посмотрите, на пути встретились два домика. В них живут буквы. Ворон Метр приготовил для вас загадки про буквы. Слушайте внимательно.
— Эта буква колесо
И похожа на … (О).
— Всем известна эта буква,
Буква славная,
В алфавите главная. (А)
— Ты иголочку возьми,
И дорожки проложи:
Слева – раз, справа – два,
Наискосок будет –три.
Что за буква? Посмотри. (И)
— У этой буквы есть нога,
И очень острые рога. (У)
— Был он круглый колобок,
Но прогрызла мышка бок,
Оставила дорожку,
И совсем немножко. (Э)
— У этой буквы есть нога,
И всего одна клюка. (Ы)
— Эту букву в спортзале,
Перекладиной назвали. (П)
— Наша Настя – неваляшка,
Накланяется вперед,
И никак не упадет.
Влево, вправо и назад,
Так ребята говорят.
И известно всем:
Любит Настя букву… (Н)
— Медвежонок мед нашел,
Радостно домой пошел.
«Вот медок я быстро съем,
«И запомню букву»…(М)
(Один домик сделан с помощью красной ленты на липучках (для гласных букв), другой с помощью зеленой и синей (для согласных букв)). Дети отгадывают загадки про буквы, и объясняют, в какой домик их поселят.)
Физкультминутка
В гости к буквам мы пришли,
(Ходьба по кругу)
Сказочные домики нашли,
(Останавливаются, поднимают руки вверх,
Изображая крышу дома)
Поселились буквы в них,
(Присели)
Вот окошечко для «О»,
(Изображают пальцами букву о)
Очень круглое оно.
В гости к ней издалека,
Прилетела буква А.
(Встают, машут руками)
Буквы весело живут:
Пляшут, хлопают, поют.
(Прыгают, хлопают в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки про буквы вы отгадали. Ворон Метр доволен, что вы узнали буквы. Малыш Гео был внимательным и быстро запомнил эти буквы. Буквы никогда не ссорятся. Посмотрите, как они умеют дружить.
(Воспитатель составляет слоги, дети читают. )
Воспитатель: Ребята, научите Малыша Гео читать слоги.
(Дети по очереди выходят и составляют слоги. Далее дополняют слоги до целого слова.)
Воспитатель: Ребята, Малышу очень понравилось составлять слоги и читать их. Он говорит вам «спасибо» за интересное упражнение-чтение. Воспитатель: Тук- тук-тук топор стучит.
В домике поселилась еще одна буква.
Воспитатель: Какой звук вы слышите чаще всего? (Звук [т]).
— Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).
— Придумаем слова, начинающиеся на этот звук.
(Дети придумывают слова и с помощью воспитателя определяют звук т твердый или мягкий. )
Воспитатель: Звук т бывает твердым и мягким и обозначается буквой «Т». (Показывает букву Т).
В какой домик эта буква поселится, и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: На что похожа буква Т? (Ответы детей).
(Воспитатель заранее готовит картинки, на что похожа буква «Т»).
Упражнения на запоминание образа буквы «Т»
- Дети пишут печатную букву в тетради «Лабиринт согласных букв»
- Изображают букву на игровом пособии «Шнур-малыш».
Воспитатель: Малыш Гео слушал все внимательно и запомнил букву т. Но вдруг подул сильный ветер, и буквы рассыпались. Ребята, вам нужно составить слоги с буквой «Т». (Дети составляют слоги с буквой «Т». Дополняют их до целого слова.)
Заключительная часть
Воспитатель: Малыш в стране букв узнал много интересного. Научился составлять слоги и слова. А вы? (Ответы детей).
До свидания, сказочная страна букв!
Чтобы грамотными быть,
Буквы надо изучить.